Источник

Собор 1, Раздел 3Собор 1, Раздел 5

VI. СВЯТОЙ СОБОР ВСЕЛЕНСКИЙ ШЕСТОЙ, КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ ТРЕТИЙ

Изложение веры отцов медиоланского собора.

Исповедуем, что мы веруем в нераздельную святую Троицу, то есть, Отца, Сына и Святого Духа, в Бога, единого как троичного и троичного как единого, в Троицу, состоящую из отдельных и различных лиц, то есть Отца, из которого все, Сына, чрез которого все, Духа Святого, в котором все, но имеющую единое божество, единое естество и единое существо, в трех ипостасях или лицах, так что Отец есть Отец, Сын есть Сын, Дух Святой есть Дух Святой, но во едином естестве и во едином существе, так что веруем в Бога единого, единственного и верховного, не вводя трех, подобно тому как богохульствовал Арий, проповедовавший трех богов – высшего, меньшего и низшего. Мы же исповедуем святую Троицу во единстве и единство во святой Троице. Ибо, когда мы именуем всемогущего Отца, то это употребление отеческого имени указывает на лицо Сына; когда мы именуем вечного Сына, то указываем на лицо вечного Отца; когда именуем Духа Святого, то этим показываем, что Его лицо исходит от вечного Отца.

Когда мы именуем Бога Отца всемогущего, то не может упраздниться таинство этого имени. Ибо, говоря об Отце, мы указываем на Сына, и, говоря о Сыне, указываем на Отца; именуя вечного Отца, мы утверждаем бытие вечного Сына. Ибо, если мы не можем обрести начала этого отеческого имени, того, когда Отец стал именоваться Отцом, то это, очевидно, потому, что мы не обретаем и начала Его Сына. Умоляем, пусть нам объяснит кто-нибудь, когда Отец получил это наименование, именно – наименование Отца? Пусть нам скажет кто-либо, во времени ли, или вне времени Он в первый раз стал так именоваться? Если он будет в состоянии сделать это, то не будет никакого сомнения, что в указанном начале отеческого имени получил свое начало Сын, именно тогда, когда Отец стал именоваться Отцом. Если же он потерпит неудачу, что необходимо должно случиться, то есть, не будет в состоянии указать такого начала, указать того, когда Отец стал именоваться Отцом, то тем самым он вместе с нами исповедует, что святая Троица есть единого естества и единосущна, что ни Отец не был прежде Сына, ни Сын после Отца, ни Дух Святой низшим Их. Ибо, если нет начала имени Отца, то мы не знаем, на каком основании можно приписать начало Сыну: когда мы именуем Бога Отца существующим от вечности, то этим самым показываем, что и Сын существует от вечности. Итак мы исповедуем святую Троицу во едином естестве и во едином существе, но в трех ипостасях или лицах.

Веруем также в самое Слово Божие, то есть, в Сына, рожденного безначально от Отца; веруем, что, будучи единым из трех ипостасей святой Троицы, вечным Сыном, Он, во исполнение домостроительства, ради нас и нашего спасения сшел с небес, соделался во чреве Девы воплотившимся Сыном Божиим и человеком, соединив с Собою восприятое от святой и преславной Богородицы Марии истинное наше естество, совершенный Бог и совершенный человек, состоящий из двух естеств, именно – божеского и человеческого, единосущный Богу Отцу по божеству и в то же время единосущный нам по человечеству, не разделенный на двоих сынов, но единый и тот же Сын Божий и Сын человеческий, воистину имеющий два естества, потому что в единой ипостаси или лице совершилось единение божества и человечества, так что из двух совершенных естеств не два сына, но един и тот же Сын Божий и Сын человеческий, пребывая тем, чем был, начал быть тем, чем не был, будучи безначальным Сыном вечного Отца, сделался Сыном человеческим. Посему един есть Господь наш Иисус Христос, имеющий в себе полноту божеского естества и полноту естества человеческого: Он есть Единородный и Слово, как рожденный от Бога Отца и перворожденный в числе многих братий; ибо, будучи Сыном Божиим, Он сделался Сыном человеческим. Вследствие этого мы исповедуем и два рождения единого и того же Единородного Божия Слова: одно есть предвечное несравненное рождение прежде веков от Отца, другое есть воплощение в последок дней от святой преславной Богородицы и Приснодевы Марии: воссиявший превыше разума от Отца родился превыше ума от Матери и, будучи истинным Богом, стал истинным человеком. Посему мы исповедуем святую славную Приснодеву Марию воистину Богородицею, не потому, что Бог Слово получил от нее начало, но потому, что в последок дней Единородный Бог Слово, бывший прежде веков, неизреченно воплотившись от нее, сделался совершенным человеком и невидимый по божеству сделался видимым по человечеству, будучи бесстрастным Богом не постыдился стать подверженным страданию человеком и, будучи бессмертным, подчиниться законам смерти. И мы исповедуем Богом и Господом Того самого, который родился по плоти в Вифлееме и сделался во всем подобен людям кроме греха, был распят ради людей при понтийском Пилате, Его мы исповедуем Богом, Его человеком, Его Сыном Божиим, Его же Сыном человеческим, небесным и земным, бесстрастным и подверженным страданию. Ибо сам истинный Бог, неизреченно, несказанно, непостижимо родившийся от Отца, родился от святой Девы Марии, и Он – именно есть Господь наш Иисус Христос, единый от святой Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу. Мы не исповедуем, что святая Троица получила приращение четвертого лица, но исповедуем, что Господь наш Иисус Христос имеет воистину два естества, божеское и человеческое, соединенные неслиянно и непреложно в одной ипостаси. Так же точно правилом благочестия научены мы, что единый и тот же Господь наш Иисус Христос имеет в Себе два естественные хотения и два естественные действия, как совершенный Бог и совершенный человек, что именно – Он родился, Он пострадал, Он был распят, Он погребен и Он же воскрес, возшел на небеса, седит одесную Отца, придет судить живых и мертвых, и царствию Его не будет конца.

* * *

*

Текст распознан и отредактирован редакцией интернет-портала «Азбука веры».


Источник: Деяния Вселенских соборов изданные в русском переводе при Казанской духовной академии : В 7-и том. - Изд. 3-е. - Казань : Центральная типография, 1889-. / Т. 6. - 1908. - 307 с.

Комментарии для сайта Cackle