О церковной власти

Источник

Основоположения, характер и способы применения церковной власти в различных формах устройства церкви по учению православно-канонического права. В диссертации «О церковной власти», по словам Заозёрского, им были поставлены канонико-догматические и систематические задачи. В 1-й части – «Основоположения церковной власти» – рассмотрена историческая перспектива «священной власти» на христианском Востоке и на Западе в сравнении с государственным и социальным устройством. Во 2-й части – «Способы применения церковной власти» – проанализированы формы церковного устройства: порядок оглашения и крещения вступающих в Церковь; общественное богослужение; степени церковной иерархии; избрание и посвящение во епископа; формы епархиального управления, принципы организации окружного церковного правления; церковный суд; оказание благотворительной помощи.

Содержание

Предварительные объяснения. С. I–XIII

Часть I. Основоположения церковной власти

§ 1. Особенный характер священной власти, задачи и специальная область ее ведения. Социальный порядок церкви и государства; их разнородность. — Сущность и задача иерархии по учению Св. Дионисия Ареопагита, Иоанна Златоуста и канонического законодательства вселенской церкви. С. 1–29.

§ 2. Различие церковных полномочий и их классификация. Классификация их в западной канонической науке. Фома Аквинский, Fr. Walter и I. Hinschius. В какой мере применима эта классификация к учению православного канонического права? Пастырство как долг и полномочие. (По поводу возражения проф. Н.С. Суворова). С. 30–58.

§ 3. Церковно-правительственная власть; ее виды; различие источников ее полномочий (По поводу возражения проф. Н. С. Суворова). С. 58–86.

Часть II. Способы применения церковной власти. (Формы церковного устройства)

Организация епархиального управления

§ 4. Канонические основоположения епархиального устройства. Епископально-общинная форма епархиального управления. Внешние границы парикии. Характер отношений членов ее; личный состав ее. Диаконы, пресвитеры, епископ: история установления их и полномочия, им принадлежащие. Смысл наименований сих чинов иерархии и их отношение к пророкам и учителям, как лицам занимавшим особенное значение в составе церковного общества. Главнейшие моменты епархиальной жизни: а) общественное богослужение, б) избрание и посвящение в должность епископа; в) церковный суд; г) оглашение и крещение вступающих в церковь; д) дела благотворения. С. 142–174.

§ 5. Епископально-консисториальная форма епархиального управления. Происхождение и полномочия духовных чинов: хорепископа, эконома, архидиакона, хартофилакса. Способ определения их в должность. Священный суд. Суждение о достоинстве этой формы управления. С. 142–147.

§ 6. Епископально-консисториальная форма епархиального управления. История установления духовных консисторий. Организация и круг ведения их в XVIII и первой половине XIX в. Характеристика епархиально-консисториальной формы управления настоящего времени. Постановка духовно-учебных заведений в системе епархиального управления. Замечание о съездах духовенства. С. 177–218.

Организация окружного церковного управления

§ 7. Канонические основоположения и формы окружного церковного управления. Католический монархизм как основа организации церковного управления. Несоответствие его евангельскому учению о церкви. Начало соборности как характерная особенность организации церковного управления Восточной церкви. Компетенция собора по каноническому законодательству. Формы высшего церковного управления: синодально-примасская, синодально-митрополитская, синодально-экзаршеская, синодально-патриаршеская. С. 218–253.

Формы церковного устройства, образовавшиеся под влиянием союза церкви с государствами и нациями

Синодально-государственная форма церковного управления. С. 253–254.

§ 8. Синодально-государственная форма церковного управления а) в Византии. Император Юстиниан, как установитель отношений государственной власти к церковной иерархии. Части вселенской церкви имеющие независимое управление. Собор как высший орган управления в каждой автокефальной церкви. Законодательство Юстиниана определяющее способ избрания и рукоположения во епископа. Законодательство его, определяющее порядок судопроизводства: а) по делам духовных и монашествующих лиц и б) по делам между клириками и мирянами. Полномочия гражданской юрисдикции епископов и права состояния клира. Цезаро-папистические стремления Юстиниана и реакция со стороны монашества и епископов. Общая характеристика отношений государственной власти к церкви, установленных Юстинианом и сохранявшихся после него. Цезаро-папистические стремления византийских императоров; реакция и приговор над ними знаменитых учителей церкви. С. 254–413.

§ 9. Синодально-государственная форма управления б) в русской церкви. Общий характер законодательства Петра Великого. Идея веротерпимости в его законодательстве и фактическое осуществление ее в отношении к католикам, протестантам и раскольникам. Отношение Петра Великого к иерархии, выраженное им по поводу сношений таллинских и английских епископов с Св. Синодом. Идея учреждения Св. Синода и ее осуществление Феофаном Прокоповичем. Затруднительное и стеснительное положение Св. Синода в течение XVIII в. Возвышение государственного положения Св. Синода вместе с возвышением должности Обер-прокурора Св. Синода. Устройство Св, Синода в настоящее время. Достоинство синодально-государственной формы церковного управления вообще. Организация высшего церковного управления в церкви Элладской, Румынской, Буковино-далматинской. С. 315–374.

Синодально-национальная форма организации окружного церковного управления. С. 374–376.

§ 10. Организация высшего управления в великой Константинопольской церкви. Исторические обстоятельства, послужившие причиною установления новой организации высшего церковного управления. Организация церковного управления при патриархе Самуиле. Современная организация высшего управления в Константинопольской церкви по предначертаниям правительства, опубликованным в шестидесятых годах. С. 376–392.

§ 11. Организация высшего управления в православной сербской Карловицкой церкви в Австро-Венгрии. Каноническое и государственное положение этой церкви. Архиерейский синод, народно-церковный конгресс, его состав и компетенция; „отбор конгресса», митрополичий совет и народно-училищный совет. Организация высшего управления в митрополии Сибиньской (Германштадской), в церкви Сербского королевства, в Болгарском экзархате. Достоинство этой формы организации церковного управления. С. 392–410.

Вместо заключения. С. 410–414.

Приложения. С. 414–458

Грамота Святейшего Правительствующего Синода Епископу Дмитровскому Кириллу. С. 414–147.

Указы Арсения Мациевича Митрополита Ростовского и Ярославского. С. 418–431.

Образцы венечных памятей XVIII в. С. 431–433

Дело по прошению града Ростова Воскресенского приходу соколья повытчика Герасима Кислякова жены Федоры Тимофеевой о причиняемых ей от оного мужа ее пьяного несносных поругательных и смертельных побоях. С. 433–458.

***

Данный труд представлен только в виде сканированного документа. Вы можете ознакомиться с ним по ссылке:

Читать в формате pdf.



Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru


Источник: О церковной власти (Основоположения, характер и способы применения церк. власти в различ. формах устройства церкви по учению православно-канон. права) / [Соч.] Николая Заозерского, доц. церк. права в Моск духов. акад. - Сергиев Посад : 2 тип. А.И. Снегиревой, 1894. - [2], IV, XIV, 458 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle