архиеп. Григорий (Афонский)

Источник

Приложение 1

Каноны Вселенской Церкви, которыми утверждаются преимущества чести и власти Константинопольского патриарха. (взяты из «Правил Православной Церкви с толкованиями» епископа Никодима. Петербург, 1911, Издания Духовной Академии).

Правило 3 II Вселенского собора:

Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по римском епископе, потому что град оный есть новый Рим.

Правило 9 IV Вселенского собора:

Аще который клирик с клириком же имеет судебное дело: да не оставляет своего епископа, и да не перебегает к светским судилищам. Но сперва да производит свое дело у своего епископа, или по изволению того же епископа, избранные обеими сторонами да составят суд. А кто вопреки сему поступит: да подлежит наказаниям по правилам. Аще же клирик со своим, или со имым епископом имеет судное дело: да судится в областном соборе. Аще же на митрополита области епископ, или клирик, имеет неудовольствие: да обращается или к экзарху великия области, или к престолу царствующего Константинополя и пред ним да судится.

Правило 17 IV Вселенского собора:

По каждой епархии, в селах или в предградиях сущие приходы должны неизменно пребывати под властию заведывающих оными епископов: и наипаче, аще, в продолжении тридесяти лет, бесспорно имели оные в своем ведении и управлении. Аще же не далее тридесяти лет был, или будет о них какой спор: то да будет позволено почитающим себя обиженными, начати о том дело пред областным собором. Аще же кто будет обижен от своего митрополита: да судится пред экзархом великия области, или пред константинопольским престолом, якоже речено выше. Но аще царскою властию вновь устроен, или впредь устроен будет град: то распределение церковных приходов да последует гражданскому и земскому порядку.

Правило 28 IV Вселенского собора:

Во всем последуя определениям святых отец, и признавая читанное ныне правило ста пятидесяти боголюбезнейших епископов, бывших в соборе во дни благочестивыя памяти Феодосия, в царствующем граде Константинополе, новом Риме, тожде самое и мы определяем и постановляем о преимуществах святейшия церкви тогожде Константинополя, нового Рима. Ибо престолу ветхого Рима отцы прилично дали преимущества: поскольку то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятидесят боголюбезнейшие епископы, предоставили равные преимущества святейшему престолу нового Рима, праведно рассудив, да град получивший честь быти градом царя и синклита, и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторым по нем. Посему токмо митрополиты областей, понтийския, асийския и фракийския, а такожде епископы у иноплеменников выше реченных областей, да поставляются от вышереченного святейшего престола святейшия константинопольской церкви: сиречь, каждый митрополит вышеупомянутых областей с епископом области должны поставляти епархиальных епископов, как предписано божественными правилами. А самые митрополиты вышеупомянутых областей должны поставляемы быти, как речено Константинопольским архиепископом, по учинении согласного, по обычаю, избрания, и по представлении ему оного.

Правило 36 VI (Трулльского) Вселенского собора:

Возобновляя законоположенное сто пятидесятию святыми отцами, собравшимися в сем богохранимом и царствующем граде, и шесть сот тридесятию, собравшимися в Халкидоне, определяем, да имеет престол Константинопольский равные преимущества с престолом древнего Рима, и, якоже сей, да возвеличатся в делах церковных, будучи вторым по нем: после же оного да числится престол великого града Александрии, потом престол Антиохийский, а за сим престол града Иерусалима.


Источник: Введение в каноническое право Православной Церкви : по учению канонической школы / Григорий (Афонский) – Киев. 2001. – 56 с. (Библитотека журналу «Синопсис»). ISBN 966-518-013-4

Комментарии для сайта Cackle