№ 26. Июня 25-го
Крамарев Гр., прот. Слово в неделю 12-ю по Пятидесятнице // Руководство для сельских пастырей. 1868. Т. 2. № 25. С. 261–267.
Глубоко знаменательно и поучительно содержание сказания евангельского, ныне и, конечно, много раз и прежде, слышанного уже вами, братия. Некоторый знатный человек из иудеев, князь, вероятно несколько раз имевший случай слышать учение необычайного Учителя, Который обходил грады и веси израилевы с глаголом живота вечного, захотел узнать прямой путь, которым бы можно было достигнуть его: «и вопроси: – что, сотворив живот вечный, наследствую?» Не знаем подлинно, вполне ли искренно было побуждение, руководившее вопрошателем, но Господь не оставил его без ответа. Спросивши, соблюл ли он заповеди, и получивши удовлетворительный ответ, Иисус рече ему: еще единаго не докончал еси: вся елика имаши продаждь и раздай нищим и имети имаши сокровище на небеси: и гряди во след Мене. Что казалось легче для искателя живота вечного, как отказаться от того, без чего многие и не ищущие прямо сего неоцененного никакими сокровищами мира блага, находят возможность существовать и иногда быть беспечальными в земном животе своем? Но не так представлялось иудейскому князю. Он же слышав сие, прискорбен бысть; бе бо богат зело. Не сокрылось впечатление сие от Всеведущего и дало случай сказать истину, неотрадную с первого взгляда на нее богачей мира, но спасительную для ищущих царствия Божия. Видев же его Иисус прискорбна бывша, рече: како неудобь имущии богатство, в царствие Божие внидут. Удобее бо есть велбуду сквозе иглине ушы проити, неже богату в царствие Божие внити. Тяжкими и необычайными, едва ли кем из простых учителей высказанными прежде, показались слова Спасителя для слушателей и вызвали невольное восклицание: то кто может спасен быти! Слышится и нам при сем не восклицание только частных, нескольких лиц, которым особенно не пришлось, может, по сердцу замечание Спасителя, но голос века нашего, характерно названного промышленным если богатство составляет такую неодолимую преграду для внития в царствие Божие, то для чего образованнейшие государства целью напряженнейших стремлений своих поставляют умножение благосостояния народного, что необходимо достигается умножением богатства, как в целом обществе, так и между частными лицами; – и неужели вера христианская, так справедливо называемая благодетельницею народов, противоречит естественным и законным стремлениям обществ –обеспечить и упрочить свой земной быт, разлить в нем общее довольство, а следовательно благо и счастье каждого; – неужели, скажут, может быть, в дальнейшее развитие этой мысли – христианские общества, чтобы соответствовать призванию своей веры, должны быть наполнены стаями голодных и нагих, бездомных и болезненных нищих? Утешьтесь сыны века. Аще вы лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим: кольми паче Отец ваш небесный даст блага просящим у Него, сказал Тот же Господь и Спаситель наш, в одной из бесед Своих с народом (Мф.7:11). Не для поддержания или распространения бедности и нищеты, в смысле общественном преподано Господом и Спасителем нашим божественное учение Его, а для возведения наших стремлений к одному исходному началу, к одной и единственной силе, которою бывает твердо и крепко все, что мы ни имеем, или захотели бы иметь. Невозможная у человек, возможна суть у Бога, сказал Господь на возражение слушателей Своих, недоумевавших, как и кто может спастись, если богатство прямая преграда к царствию Божию. Остановите внимание ваше на значении сих глубоко знаменательных слов Господа.
Не богатство и богатые не любы Господу, Который, по побуждениям чистейшей любви Своей, – и создал всех нас для того, чтобы было кому черпать и насыщаться от неисчерпаемого источника благ, рассыпанных Творческою рукою Его вокруг нас, а богатение не в Бога, и отсюда – шаткость и даже положительный вред богатства для истинного счастья – спасения вечного. С тех пор, как человек самовольно уклонился от единственной силы, которою держится и крепится все живущее, он начал жить только собственною, бедною, ослабленною грехом и хилою силою, которая, без сторонней помощи, не в состоянии была, как показали тысячелетние опыты, поддерживать даже личное существование каждого, рассматриваемое независимо от внешних принадлежностей, коими окружает себя человек в земном быту. Как же может держаться, быть сильным и твердым в путях жизни своей тот, кто обременяет еще себя грузом стяжаний внешних и думает ими поддерживать себя, тогда как для понесения бремени самих сих стяжаний нужна сила, соразмеренная им? А сей-то силы и заповедует Спаситель искать у Бога, давая, по-видимому, разноречивым мыслям Своим о богатстве следующий смысл: тяжело и неудобоносимо бремя богатства для естественных, грехом ослабленных, сил человека, который бы захотел идти с ними и достигнуть царствия Божия. И потому, лучше было бы, при такой слабости, не возваливать на себя излишнего груза и через то замедлять или и вовсе останавливать необходимое для каждого стремление к животу вечному. Но если это бремя уже взято, хотя и не расчетливо, то долг благоразумия и собственного счастья требует искать помощи и силы для подкрепления у Бога, для Которого возможна суть невозможная у человек. Нет нужды много распространяться в доказательствах, почему богатство составляет препону на пути к животу вечному. Достаточным нахожу указать на суждение об этом Самого Господа и Спасителя: не скрывайте себе сокровищ на земли... идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше (Мф.6:19,21). Подобно цепи стяжания наши привязывают сердце к себе, и, следовательно, воспящают стремлениям его к небу – родному отечеству; а это не маловажно, как свидетельствуют ничем неутолимые томления самого сердца. Более нахожу нужды сделать несколько замечаний на другую мысль, т. е. как можно устранить препятствие, поставляемое богатством, не отвергая богатства, или иначе, как может Сам Бог сделать доступным царство Свое и для богача. Первее всего: нужно смотреть на стяжания свои, как на дар единственно милости Божией, и, следовательно, постоянно и искренно, за каждое новое приращение благодарить Бога. Средство это благодетельно даже в том отношении, что низводит особенное благословение Божие и обеспечивает богатство и богатого от всех внешних случайностей. Подтверждением сего служат дома, отличающиеся наследственным, благоговейным расположением к Богу, и через то сохраняющие преемственно, в нескольких родах, стяжания предков. Во-вторых: нужно видеть в своих стяжаниях средство, вручаемое самим Богом, исполнить в обширных размерах, одну из важнейших заповедей закона Божия о любви к ближним. Средство это опять благодетельно в том отношении, что дает возможность богатому приобрести в облагодетельствованных им, ходатаев у Бога и умилостивителей пред правосудием Его за грехи, всем нам прирожденные. А это важно для того, кто понимает какой цены, не заменимой никакими богатствами мира, стоит быть прощенным от Господа. В-третьих: не употреблять стяжаний своих для удовлетворения страстей и похотей, в средство невоздержания и распутства, которые губят и богатство, а главное душу. Весьма полезно было бы каждому богачу иметь всегда пред глазами начертание заповеди Апостола: «быть пользующимися миром сим, как не пользующимися» (1Кор.7:31), т. е. не соблазняться той мыслью, которая, к сожалению, сбивает с пути правого многих стяжевающих, что для того и богатство, чтобы через него иметь возможность жить в удовольствии и наслаждениях. Скорби сокрушения сердечного, борьбы с собою и самоотвержения требует Господь и Спаситель от последователей Своих, а не пресыщения и утучнения, не веселий и плясок, едва ли для кого остающихся без важных для души и сердца последствий. Но до нас это не относится, скажут, может быть, многие из вас, братья, не будучи богатыми. Может быть. Но есть богатство другого рода, которое так же может быть преградою на пути к царствию Божию, если не поддержит Сам Бог. Есть богатство сил, коими владеет преимущественно юность, стремительная, пылкая, подобно борзому коню, нагруженному тяжестью, силящаяся сбросить с себя бремя и часто, после продолжительных усилий, истрачивающая только силы свои. Превратные учения, внушающие удовлетворение естественным стремлениям, забывая, что все наши естественные стремления, если не освящены святою верою, преступны и греховны, подлили еще более масла в пламень, – и сколько ныне молодых людей, богачей по силам естественным, к коим может быть приложено изречение Спасителя: удобее есть велбуду сквозе иглине ушы проити, неже богату в царствие Божие внити. Но невозможная у человек, возможна суть у Бога. Пользуйтесь своею юностью, но не забывайте Бога, благодарите Его за дары милосердия Его, ограничивайте свои порывы сыновнии страхом заслужить неблаговоление Его, – и благословение Божие утвердит и укрепит богатство сил ваших на долгое время, откроет в нем источник чистейших удовольствий, чем те, каких часто ищут юноши, вне Бога и веры, в упоении страстными пожеланиями, – а главное – от вас не будет далеко и царствие Божие. Есть богатство и еще особенного рода, едва ли не более первых способное остановить на пути к царствию Божию. Это богатство умственное, – груз души, бременящий и даже погубляющий ее, если он не поддерживается силою Божиею. Как не сходны, значит, суждения ума человеческого с Божественным! Века просвещения, по обычному суду нашему, счастливейшие века в истории человечества. Но никогда столько не является людей, враждующих на Самого Бога, кичливых умов, дерзких кощунок, вообще, людей без религии, без совести, и даже без чести, как в века же просвещения. Итак, что ж, скажете вы, чтобы быть в царствии Божием, не нужно ничему учиться, ничего знать? Да – лучше бы ничему не учиться, ничего не знать, если только ценою познаний будет потеря живота вечного. Но можно быть и даже должно бы всегда быть так: и просвещенным и достойным царствия Божия. Каким образом? Невозможная у человек возможна суть у Бога. Знать для того и то, что может содействовать к распространению славы Божией, к назиданию и пользе истинной ближних, вообще, к утверждению, а не к разрушению веры и Церкви – вот простой способ и для богачей умственных войти в царствие Божие.
Да управит вас к нему, братья мои, Сам Господь! Да будет умственное богатство ваше источником, откуда бы можно было почерпать не воню смертную, но ток мудрости животворной для ума и целительной для сердца! О сем молюсь о вас и за себя у Престола сего, о сем прошу молить и вас, братья мои. Аминь.
Протоиерей Гр. Крамарев
Деятельность митрополита Евгения, как священноархимандрита Киево-Печерской лавры (к материалам для биографии его)// Руководство для сельских пастырей. 1868. Т. 2. № 26. С. 267–276.
В августовской книжке «трудов Киевской академии» за истекший 1867-й год помещена была статья г. Пономарева с указанием материалов для биографии преосвященного Евгения и приглашением читателей к обнародованию новых материалов. Имея сведения о деятельности покойного иерарха в Киево-Печерской лавре, я тогда же хотел передать их читателям, но по обстоятельствам, от меня не зависящим, это намерение было отложено, и только в настоящее время я имею возможность исполнить его.
Известно, что назначение преосвященного Евгения на кафедру Киевской митрополии состоялось 24 января 1822 года. Высочайшим указом, св. Синоду данным, повелено: на место уволенного, согласно прошению, митрополита Киевского Серапиона быть архиепископом Киевским псковскому архиепископу Евгению; в апреле месяце того же года преосвященный Евгений прибыл в Киев и вслед за тем возведен в сан митрополита.
Прибытие нового архипастыря встречено было в киевской епархии тревожными ожиданиями; всем более или менее была известны характер преосвященного Евгения и направление его деятельности, все знали о его трудолюбии и аккуратности; поэтому, можно было ожидать, что он и в Киеве потребует от подчиненных также аккуратности и трудолюбия, забытых многими при прежнем митрополите Серапионе. И действительно, факты, которые мы намерены сообщить, показали основательность таких ожиданий. Берем во внимание деятельность митрополита Евгения по отношению только к Киево-Печерской лавре.
По прибытии пр. Евгения в Киев духовный собор Киево-Печерской лавры представил ему на рассмотрение журнал о деньгах, которые, как настоятель монастыря, он должен был получить из сумм лаврских, со времени утверждения указа о назначении его в Киев и за первое полугодие 1822 года, – обыкновение хотя и не законное, потому что срок выдачи денег еще не вышел, но, как видно, вошедшее в силу, так как не было и вопроса о том, своевременно ли представляется журнал. Пр. Евгений не оставил без замечания этого журнала; он написал на нем такую резолюцию: «до окончания полугода не представлять и впредь никому не выдавать жалованья и прочих сумм, еще не заслуженных, ибо сие и законами воспрещено»324. Эта резолюция многих заставила посерьезнее взглянуть на дело.
Соединение нескольких служебных обязанностей в одних руках вообще предполагает много труда для того, кому они поручены; но в особенности это нужно сказать по отношению к епархиальному архиерею. Не говоря уже о тех нравственных обязанностях, которые, по самому сану епископа, как духовного руководителя местной Церкви, лежат на нем, достаточно взглянуть только на церковную администрацию, которая находится под его непосредственным надзором, чтобы увидеть, как необходимы здесь для начальника энергия, сила воли и время. В высшей степени все эти требования прилагались к Киевской епархии после увольнения на покой м. Серапиона, и не удивительно поэтому было, что, поступив в управление ею, М. Евгений должен был посвящать ей почти все свое время. Но не оставлял он без внимания и лаврского ведомства; те немногие часы, которые посвящены были им лавре, не прошли для нее бесследно; никогда не забудет она мудрых распоряжений своего знаменитого священноархимандрита.
Первым делом его для лавры были инструкции, данные ей. Издание инструкций было настоятельною потребностью лавры, – они появлялись, как ответы на те запросы, которые давала настоятелю жизнь лаврская; поэтому и появление их шло параллельно явлению самих запросов. Таким образом, особенно запущенное экономическое ведомство, требовавшее скорейшего исправления, вызвало появление инструкций казначею, эконому и келарю, а когда это ведомство было приведено в должный порядок, появились остальные инструкции. Мы будем делать обзор их в том порядке, в каком они появились.
30 Мая 1822 г. настоятелем препровождена была в духовный собор казначейская инструкция, копия с которой тогда же вручена была казначею. В этой инструкции предлагаются общие государственные узаконения о казначействах в применении их к лавре и некоторые частные правила, имевшие специальное и, при том, временное значение. О первых мы не будем говорить, но из последних укажем на 9 параграф – о порядке представления сумм, важный в том отношении, что он хорошо обрисовывает состояние тогдашней лаврской экономии. «Дабы прекратить всякое самопроизвольство в расходах, – говорится в этом параграфе, – и соединить их в одно ведомство, а высшему начальству всегда иметь совокупно все их в виду, никакая выдача денег в расход не должна происходить иначе, как из одной кладовой чрез руки казначея и в его расходных книгах по порядку должна значиться. На основании сего запрещается всем сборщикам сумм тратить свои сборные суммы, но помесячно все их представлять при ведомостях собору сполна»325. Может быть, для читателей покажется непонятным, каким образом сборные суммы могли расходоваться частными сборщиками, когда действия последних контролируются казначеем и духовным собором. В таком случае мы ответим, что контроля вовсе не было и покажем, каким образом это происходило, Известно, что лавре принадлежат целые поместья, хутора, лесные дачи, озера для ловли рыбы и пр.; во всех этих ведомствах шла продажа излишнего и сумма, получаемая от нее, должна была препровождаться по закону, куда следует; между тем начальство не всегда знало о состоявшейся продаже, потому что в иных случаях, по отдаленности места, а более по невнимательности со стороны эконома и духовного собора, торг производился обыкновенно на месте; последнее то обстоятельство и способствовало продавцам или совершенно утаить вырученную сумму или же, если они были относительно честны, по своему благоусмотрению представить только известную часть в ведение казначея, прочее оставляя для себя. В свою очередь и казначей, за отсутствием приходно-расходных книг, распоряжался суммою как ему было угодно, и не давал в ней никому отчета. Само собою разумеется, что 9 параграф казначейской инструкции, в соединении с бдительным надзором нарочно учрежденного для этой цели при соборе счетного стола, скоро прекратил подобные злоупотребления.
Как частнейшее развитие казначейской инструкций следовали: инструкция эконому по внутренней и городовой (внешней) части от 30 июня 1822 г. и инструкция келарю от 26 июля того же года. Должность эконома очень обширная; он следит за всеми отправлениями лаврской обыденной жизни; в его ведении находятся все лаврские имения, под его надзором производятся постройки в лавре и ее ведомствах, на нем лежит обязанность снабжать монастырь жизненными продуктами, вести дела с поставщиками и городскими властями, наконец, все беспорядки или недосмотры по лавре и ее имуществу лежат на его ответственности, говоря короче: эконом есть полный хозяин лавры. Само собою разумеется, что соединение такого множества обязанностей в одних руках требует и самого обстоятельного руководства для того лица, на котором лежат эти обязанности; но как для действий эконома вообще нельзя предписать особых, строго определенных правил, потому что более или менее исправное прохождение этой должности зависит не столько от усердия его к делу и нравственных качеств, сколько, или даже и еще более, от случайных обстоятельств, требующих сообразительности и быстроты действий; то и в инструкции пр. Евгения эконому мы не найдем каких-либо положительных правил, в ней излагаются только советы ему быть предусмотрительным в контрактах и вообще крупных сделках с кем-либо326, разборчивым к выборе материалов, в видах экономии предлагается даже вместо покупки материалов и найма мастеровых употреблять свои материалы и обучать некоторых из послушников мастерствам, на основании указа Св. Синода от 1-го декабря 1785 г., которым велено служительских детей обучать мастерствам. В особенную обязанность вменяется эконому надзор за гостиницею; по силе 16 параграфа, строго приказывается ему: «к гостинице приставить из послушников одного гостинника и при нем одного записчика приходящих людей, который записывал бы, кто они, когда прибыли и когда выбыли; а от приходящих в гостиницу людей, отбирая сначала паспорт, являть их в полицию и по явке хранить по реестру гостиннику, который должен их возвращать по принадлежности при отпуске. Но беспаспортных вовсе не принимать иначе, как разве с дозволительною запискою от полиции о известных ей людях». Эти правила и доныне строго соблюдаются на гостинице. Вскоре, впрочем, экономия, в видах лучшего устройства разделена была на внутреннюю и внешнюю с особым по каждой части экономом.
В келарской инструкции заключаются правила, относящиеся к продовольствию братии: «как приготовлять пищу на каждый день и как хранить жизненные припасы на будущее время». В приложенной к ней поваренной книге м. Евгений учит заготовлять овощи, рыбу и другие материалы продовольствия, словом, показывает свое обстоятельное знакомство со всем, что необходимо для всякого доброго хозяина в простом быту. Что касается выбора самих кушаний, то в этом случае пр. Евгений руководился требованиями скромности и гигиены, поэтому и в поваренной книге его можно найти только исчисление простых и здоровых кушаний.
После экономических инструкций пр. Евгений выдал инструкцию экклесиарху, в которой изложил правила хранения церковного имущества и наблюдение над правильностью сбора церковных доходов. О первых мы не будем говорить вследствие их общности; но из последних укажем на одно правило, по нашему мнению, очень резкое. Известно, что церковное имущество лаврское состоит из пожертвований вещами и деньгами; пожертвования последнего рода или прямо были адресуемы на имя например: духовного собора, наместника и экклесиарха, которыми препровождались в церковное казнохранилище, или же собирались из разных кружек, которые находятся при гостинице, пещерах и других местах, посещаемых богомольцами. В первом случае жертвуемые деньги, конечно, препровождались по назначению; но кружечным суммам не всегда удавалось попадать в церковную казну: часто переходили они из рук богомольцев вместо кружек в карманы приставленных к последним лиц. В предотвращение подобного злоупотребления на будущее время м. Евгений в 13 параграфе инструкции предписывает экклесиарху «всем приставленным к кружкам денежным накрепко подтвердить, чтобы они ни от кого денежных подаяний в руки не принимали, а указывали подаятелям на кружки для собственноручного опущения в оные. Для сего приставников сих по лавре вместе с благочинным и служащею тогда братиею самому экклесиарху, а в больничной церкви и пещерах тамошним начальникам, обыскивать, и, если у кого в руках или в карманах что поданное найдено будет, таковых безответно и немедленно, как татей церковных, представлять при рапортах духовному собору под суд. Тоже наблюдать и о подаваемых вещах и запрещать всем принимать самим оные... Если же, по неусмотрению на местах, подозрение падет на принявшего что-либо, такового обыскивать и в келлии». Впрочем, предложенное м. Евгением средство было вынуждено слишком развившеюся страстью незаконного приобретения и явилось только временною мерою, потому что впоследствии всем поступающим к сборным кружкам давалась присяга на добросовестное исполнение ими своего послушания, – средство разумное и действенное.
Как о дополнении к экклесиаршеской инструкции нужно сказать о положении м. Евгения касательно служб церковных. Ознакомившись с лаврским церковным уставом, преосвященный в исполнении его, как и во всем нашел нерадивость и упущения, которые касались преимущественно служб церковных и были тем нетерпимее, что весьма ярко бросались в глаза и оскорбляли благочестивое внимание посетителей. Не говоря уже о механическом, бессмысленном чтении и пении (хотя для последнего существует в лавре и особый глубоко трогательный напев), которые оскорбляли благочестивое внимание предстоявших в церкви, сами службы церковные часто вовсе опускались. Для искоренения нерадивого чтения и пения пр. Евгений в одном из своих приказов строжайше предписал «в церкви стоять, петь и читать с благоговением»327; а для совершения служб церковных от 6 ноября 1822 г. выдал положение, свидетельствующее о его уважении к церковным правилам и благоговейном отношении к памяти святых. «По обыкновению и уставам благочестивых обителей православной нашей Церкви, – писал он в этом положении, – на память святых угодников, почивающих в них, отправляются нарочитые службы с полиелеем и всенощным бдением; Киево-Печерская лавра для таковых служб святым угодникам Божиим, в ней почивающим, имеет и особую печатную минею, в коей помещены нарочитые службы некоторым угодникам, в ближних только пещерах почивающим: но в ней же находится служба общая для прочих под названием: служба общая преподобному единому, а для некоторых угодников в дальних пещерах есть там издревле рукописные тропари и кондаки. При всем том празднование памяти Киево-Печерских угодников с всенощным бдением и полиелеем во всей лавре совершается только начальникам Киево-Печерским, преподобным Антонию и Феодосию. Собору угодников ближних и дальних пещер и первому киевскому святителю Михаилу, а порознь некоторым только по вышеупомянутой печатной минее в ближних пещерах поется полиелей. Но как Киево-Печерская лавра напечатала уже и издала в свет всем святым угодникам, в ней почивающим, именную табель, по коей и весь благочестивый народ знает дни их памяти, а некоторых по крайней мере имена, лавра же не празднует их памяти во всех своих церквах, то в отвращение нарекания от благочестивых людей, сверх общего празднования начальникам пещер, преп. Антонию и Феодосию и Собору угодников ближних и дальних пещер, а также первому святителю киевскому Михаилу, отныне каждому Киево-Печерскому угоднику, коего память к табели числом месяца означена, праздновать в большой церкви и прочих лаврских полиелеем, а в пещерах – полиелеем и всенощным бдением. Тех же угодников печерских, коих месячного числа памяти не означено, празднование предоставляется общему дню Собора их, разве кто-либо из богомольцев пожелает кому-либо из них особой службы, то отправлять, по желанию их, с полиелеем или и всенощным бдением по общей службе, в минее положенной»328.
(Окончание следует).
Епархиальные распоряжения // Руководство для сельских пастырей. 1868. Т. 2. № 26. С. 276–300.
Правила для приема в 1868/9 учебном году, в число воспитанников с.-петербургской семинарии, составленные педагогическим собранием правления семинарии, на основании 116–125 и 163–169 §§ устава духовных семинарий, и утвержденные Его высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим Исидором, митрополитом новгородским и с.-петербургским.
§ 1. В семинарию принимаются ежегодно молодые люди православного исповедания из всех сословий, как обучавшиеся в учебных заведениях, так и получившие домашнее образование.
§ 2. Прием производится как в первый класс семинарии, так и в последующие, за исключением шестого.
§ 3. В первый класс поступают в возрасте от 11 до 16 лет; для поступления в следующие три класса требуется соответственный возраст.
§ 4. Для изучения предметов собственно богословского образования, в пятом и шестом классах принимаются в семинарию окончившие курс в каком-либо среднем учебном заведении, не моложе 18 лет, а также люди зрелого возраста, не моложе 28 лет, имеющие значительную церковную начитанность.
§ 5. Прошения о приеме подаются на имя ректора.
§ 6. Прошения должны быть поданы не позже 1-го августа.
§ 7. При прошениях представляются: свидетельство об успехах и поведении, если желающие обучаться в семинарии находились в училищах или же метрическое свидетельство (при неимении его – выписка из метрических книг), если поступают из домов.
§ 8. Лица, изъявившие желание поступить в первый класс семинарии, подвергаются испытанию по предметам училищного курса. Предметы, удовлетворительное знание которых необходимо для поступления в первый класс семинарии, суть следующие:
А) Священная история Ветхого и Нового Завета, по руководствам:
а) Священная история Ветхого Завета, протоиерея Рудакова; и б) Священная история Нового Завета его же.
Б) Христианский катехизис, – по руководствам:
а) Пространный христианский катехизис и б) Начатки христианского православного учения.
Примечание: 1) Ответы на катехизические вопросы должны быть подтверждаемы одним или двумя текстами.
2) Тексты должны быть изучены на славянском языке, с русским переводом.
В) Изъяснения богослужения, с церковным уставом, – по руководствам:
а) Краткое пособие к изучению церковного устава, священника Михайловского; б) Краткое обозрение богослужебных книг, свящ. Никольского, в) Краткое изображение церковного устава (прот. Норова).
Г) Русский язык:
a) Чтение плавное и вразумительное.
b) Толковый рассказ прочитанного.
c) Письмо под диктовку без ошибок.
d) Правильное употребление знаков препинания.
е) Обстоятельное знание этимологии (склонений, степеней сравнения прилагательных и наречий, сочетания предлогов, форм глагола, причастий и деепричастий) и синтаксиса (согласования слов, состава и видов простых и сложных предложений и прочее).
f) Письменное изложение какого-нибудь несложного рассказа из Священной истории.
g) Знание наизусть какого-нибудь стихотворения из помещенных в детских учебниках – Паульсона и Ушинского.
Д) Церковно-славянский язык.
a) Правильное, плавное и свободное чтение.
b) Знание главных грамматических форм церковно-славянского языка.
c) Переложение с церковно-славянского языка на русский молитв и Нового Завета.
Руководства Виноградова и Перевлесского.
Е) Латинский язык.
a) Правильное и свободное чтение.
b) Основательное и подробное знание этимологии.
c) Главнейшие правила словосочинения.
d) Знание всех слов, заключающихся в переводных статьях, по руководству Смирнова.
е) Умение переводить с русского языка на латинский простые предложения, по словосочинению сходные с русскими.
f) Умение безошибочно писать под диктовку.
Ж) Греческий язык.
a) Правильное (по ударениям) и плавное чтение.
b) Из этимологии: основательное знание склонение имен существительных и перевода падежей греческих на соответствующие им русские.
c) Правила об ударениях, придыханиях, знаках препинания, о слогах долгих и коротких и о сокращении гласных.
d) Основательное знание: 1) склонений имен прилагательных, изменений их по родам и по степеням сравнения, с точным переводом на русский язык; 2) имен числительных и местоимений; 3) производства и образования времен в правильных глаголах на ω и μί, изменения глаголов по залогам, наклонениям, лицам и числам, – с точным переводом глагольной греческой формы на соответствующую ей русскую, – и склонения причастий; 4) производства времен в тех из неправильных глаголов, которые встречались в переведенных экзаменующимися статьях; 5) знание наречий, степеней их; 6) предлогов: различных сочетаний их в предложениях и, соответственно этому, значений; 7) союзов: союзов, требующих сослагательного наклонения.
е) Из синтаксиса: 1) о месте и значении члена в предложении; 2) о подлежащем и сказуемом; о согласовании сказуемого с подлежащим; 3) о неокончательном с членом; 4) о родительном самостоятельном; 5) о Accusativ. Cum infinitivo; 6) об изменении действительной формы речи в страдательную и наоборот; 7) о глаголах, принимающих два именительных падежа и два винительных.
В переводе с греческого на русский язык экзаменующиеся испытываются по тем статьям, которые были переведены в училище или на дому, и при этом требуется:
1) Дословный перевод пройденного (с удержанием греческой конструкции); 2) твердое знание значения слов, встречающихся в переведенных статьях; и 3) умение переводить простые русские предложения на греческий язык.
Руководства: 1) Греческая грамматика Кюнера и 2) Христоматия Якобса.
З) География.
a) Основательное знание географии, по руководству Корнеля или Кузнецова.
b) Умение без затруднения отыскивать и указывать на карте как государства, так и значительные города, реки и прочее.
c) Умение отыскивать на немой карте и правильно чертить важнейшие государства и важнейшие местности России.
И) Арифметика.
a) Понятие о величине, единице и числе. Четыре действия над целыми отвлеченными числами.
b) Понятие о числах простых и кратных. Разложение чисел на простые множители. Отыскание общего наибольшего делителя и наименьшего кратного нескольких данных чисел.
c) Об обыкновенных дробях и их свойствах. Сокращение дробей и приведение их к общему наименьшему знаменателю.
d) Четыре действия над обыкновенными дробями.
е) О десятичных дробях и их свойствах. Четыре действия над десятичными дробями.
f) Обращение обыкновенных дробей в десятичные и наоборот. Обращение простой дроби в непрерывную и наоборот
g) Об именованных числах; меры, употребляемые в России. Раздробление и превращение именованных чисел. Четыре действия над целыми и дробными именованными числами.
h) Об отношениях, пропорциях и прогрессиях
i) Возвышение целых чисел и дробей в степени и извлечение из них корня.
к) О тройном правиле, правиле смещения и правиле товарищества.
§ 9. Желающие поступить во 2-й класс семинарии, по выдержании испытания по всем предметам, знание которых требуется для поступления в первый класс, сверх того имеют испытываться: а) по священному Писанию (обозрение Пятикнижия Моисеева, Иисуса Навина, Судей и Руфь по руководству священника Смарагдова или учителя Лебедева, и изъяснение сих книг): б) по всеобщей истории (древняя история, по руководству Иловайского; к) по алгебре (вся алгебра); по словесности (теория словесности); д) по французскому и немецкому языкам – правильное чтение и письмо и знание этимологии и синтаксиса; е) по греческому языку – знание особенностей аттического диалекта, – производства времен в неправильных глаголах – синтаксиса простого предложения, по Кюнеру, умение переводить Ἀνάβασις Ксенофонта); и ж) по латинскому языку – знание простых правильных форм этимологии и словосочинения, с переводом примеров из грамматики Смирнова с латинского языка на русский и обратно.
Сверх сего, они испытываются в умении писать сочинения на заданные простые темы и делать письменные переложения прочитанных статей.
§ 10. Желающие прямо поступить в третий класс семинарии испытываются в знании предметов, поименованных в § 8 и сверх того, в знании: а) исторических книг Священного Писания Ветхого Завета (объяснение сих книг; обозрение по руководству священника Смарагдова или учителя Лебедева); б) всеобщей истории (по руководству Иловайского); в) словесности, с историею русской литературы; г) алгебры и геометрии; д) французского или немецкого языка (грамматика и перевод); е) греческого языка: 1) знание синтаксиса сложного предложения по Кюнеру; 2) умение переводить Плутарха (Фемистокл); 3) умение перевести на греческий язык всякое предложение, встречающееся в грамматике Кюнера в образцах, предложенных для перевода на греческий язык; 4) отчетливое знание значения слов, встречающихся в грамматике Кюнера и ж) латинского языка – знание неправильных форм этимологии и синтаксиса (идиотизмов) с примерами из грамматики Смирнова. Перевод книги: «Ву viris, illustribus urbis Romae».
Пишут сочинения по словесности.
§ 11. Желающие поступить в четвертый класс семинарии испытываются в знании предметов, поименованных в §§ 8 и 10, я сверх того в знании: а) учительных книг Ветхого Завета (изъяснение; обозрение по руководству священника Смарагдова или Лебедева); б) русской гражданской истории (по руководству Иловайского); в) тригонометрии (плоской) и начал Пасхалии; г) логики: д) греческого языка: 1) знание особенностей ионического диалекта; 2) отчетливое знание греческой этимологии и синтаксиса в пределах, указанных для поступающих в 1, 2 и 3-й классы; е) латинского языка – знание особенных форм словосочинения (syntaxis ornata). Переводы нескольких глав (до 11-ти) Саллюстия (Catilinaria) и Цицерона – нескольких писем по выбору и «De officiis» (1 до 5 главы); и ж) немецкого и французского языков – основательное знание грамматики и умение переводить с немецкого и французского языка на русский и наоборот.
Сверх того, испытывающиеся пишут сочинения на темы, данные наставниками Св. Писания, словесности и логики.
§ 12. Для поступления в пятый класс семинарии требуется, кроме знания предметов, поименованных в §§ 8, 10 и 11, знание: а) пророческих книг Ветхого Завета (изъяснение; обозрение по руководству Смарагдова или Лебедева); б) психологии; в) обзора философских учений; г) физики и д) греческого языка – умение переводить, при незначительной помощи экзаменующего (состоящей в припоминании значения слов) шестую книгу Геродота и делать обстоятельный этимологический и синтаксический разбор прочитанного и е) латинского языка – полный грамматический курс по руководству Смирнова. Письменный перевод с русского языка на латинский. Перевод Тацита (Annales) до 5 глав. Знание латинского стихосложения (просодии) с переводом стихов Дионисия Катона, помещенных в латинской хрестоматии Кирьякова, и начальных глав Виргилиевой Энеиды.
Сверх того, испытуемый пишет сочинения на темы, данные наставниками: св. Писания, словесности и логики, психологии и обзора философских учений.
Примечание 1. Окончившие курс в каком-либо среднем учебном заведении (не моложе 18 лет) и желающие поступить в семинарию для изучения предметов собственно богословского образования в пятом и шестом классах, могут быть приняты в семинарию по испытании в тех богословских предметах, коих они не проходили в светских заведениях (в знании Св. Писания Ветхого Завета).
Примечание 2. По личному усмотрению его высокопреосвященства для изучения предметов собственно богословского образования, могут быть приняты в семинарию люди зрелого возраста, не моложе 28 лет, имеющие значительную церковную начитанность.
§ 13. Приемные экзамены в семинарию начинаются 17 августа, по особо составленному расписанию.
§ 14. Желающие поступить в семинарию предварительно осматриваются семинарским врачом, и по письменном донесении его правлению о том, что осмотренные могут или не могут (и почему именно) быть допущены в семинарию, – благонадежные, по состоянию своего здоровья, допускаются к экзаменам.
§ 15. Получившие на сих экзаменах высшие (начиная с 5 до 3 включительно) баллы по каждому предмету, принимаются в семинарию в установленном для каждого класса числе, по порядку полученных баллов. В случае равенства баллов и недостатка вакансий прием решается жребием.
§ 16. Все вновь принятые в семинарию немедленно заявляют, в самой ли семинарии они желают поместится на житье или у родителей и родственников, или же на наемных квартирах, и где именно.
§ 17. Желающие поместиться на житье в семинарию полными пансионерами платят за содержание 90 р.; пансионеры, пользующиеся всем кроме одежды от семинарии, платят по 50 р.; полупансионеры, пользующиеся только столом от семинарии, платят по 15 рублей.
(Церковн. Летоп. № 22).
Инструкция для семинарского (епархиального) и училищных съездов духовенства Рязанской епархии.
§ 1. В Рязанской епархии с 1867 года, по циркулярному указу Святейшего Синода, от 19 мая того года, открыты периодические духовно-училищные собрания, или съезды духовенства.
§ 2. Цель сих съездов – поставить в более тесную связь духовно-учебные заведения с своею епархиею, как учреждения, долженствующие удовлетворять потребностям сей последней (Объясн. записка к проекту уст. дух. сем. Стр. 18).
§ 3. Права и обязанности духовно-училищных съездов определены в новом, Высочайше утвержденном 14 мая 1867 года, уставе православных духовных семинарий и училищ.
§ 4. В частнейших действиях своих съезды руководствуются как новым уставом духовно-учебных заведений, так и разъяснительными, по известному поводу состоявшимися указами Святейшего Синода и ближайшими руководительными наставлениями своего епархиального архипастыря.
§ 5. Периодические духовно-училищные собрания духовенства Рязанской епархии (как и всякой другой, где введен в действие новый духовно-училищный устав) разделяются на общие собрания для всей епархии, на частные собрания для каждого училищного округа отдельно: первые называются собраниями или съездами семинарскими или епархиально-училищными, а вторые духовно-училищными.
I. О семинарском, или епархиально-училищном съезде.
§ 6. Семинарский съезд, имея (по §§ 44. сем. уст.) собою своею целью избрание из среды духовенства трех членов в педагогическое собрание семинарского правления на шестилетний срок, должен собираться для этой цели через каждые шесть лет, начиная со времени введения в действие нового устава, в определяемое епархиальным начальством время (указ Св. Синода 31 декабря 1867 года № 6565).
§ 7. Так как духовенство Рязанской епархии, на основании § 8-го сем. устава, изъявило желание для детей своих увеличить число учащихся и с этой целью на прежде взысканные им местные, независимо от состоящих в распоряжении Св. Синода, средства содержать в семинарии особые, сверхштатные классы на одинаковых основаниях с классами, по штату положенными, то епархиальный рязанский съезд может, кроме указываемого в предыдущем § срока, собираться в течение каждого года однажды, в определенное самим съездом, с утверждения епархиального архипастыря, время, для обсуждения экономических вопросов, касательно содержания и сверхштатных классов (там же).
§ 8. На изложенном в предыдущем § основании Рязанский епархиальный съезд собирается ежегодно, но не два раза в год, с 23 по 30 число июня и сентября, как назначено это циркулярным указом консистории, от 10 июня 1867 г, а однажды, именно с 23 до 30 июня.
§ 9. Этот последний срок для открытия совещаний епархиального съезда признается более благовременным и отвечающим цели съезда, потому что предшествует началу учебного года, когда, собственно, и надлежит епархиальному духовенству рассмотреть подлежащие его обсуждению вышепоименованные экономические вопросы.
§ 10. Кроме означенных выше целей, епархиальный съезд духовенства может еще, в случае надобности, собираться по приглашению епархиального архипастыря и для обсуждения других хозяйственно-экономических вопросов, касающихся духовно-учебных заведений в епархии, как то: разграничения училищных округов, учреждения епархиальных училищ для девиц, изыскания общих мер к усилению средств содержания учебных в епархии заведений, общей со стороны духовенства всей епархии помощи какому-либо училищу в тех особенных случаях, когда, по непредвиденным обстоятельствам (например: по случаю истребления пожаром училищных зданий, голода и т. п.), окружное духовенство не будет иметь возможности, без особого от епархии воспособления, восстановить или содержать училище своего округа (указ Св. Синода 31 декабря 1867 г. № 6565).
§ 11. Епархиальный съезд составляют депутаты от всего епархиального духовенства, назначаемые не по распоряжению консистории или благочинных, но по выбору самого духовенства, по одному с 10 причтов, а не от благочиния, как назначено было циркулярным указом консистории 10 июня 1867 г. (указ Св. Синода 31 декабря 1867 года).
§ 12. Депутаты сии избираются на трехлетние сроки и обеспечиваются каждый от своего благочиния – достаточным вознаграждением на проезды и содержание; и притом они же исполняют обязанности депутатов и на местных училищных окружных съездах (ст. XXIII журн. епарх. съезда 26 сентября 1867 г., утвержд. Его Высокопреосвященством 1 февраля 1868 г. № 612).
§ 13. Избранные депутатами священники, все без исключения, должны являться в назначенное время на съезд, и ни один из них не имеет права уклоняться от участия в сем, исключая случаев болезни или других, заслуживающих уважения, обстоятельств.
§ 14. Явившись 23 июня в семинарскую залу, депутаты записывают свои имена и фамилии в особый, приготовленный для сего лист, и представляют при сем удостоверения о своем избрании на съезд от местных благочинных.
§ 15. Депутаты, за болезнью или по другим уважительным причинам, не имеющие возможности прибыть на съезд, обязывается заблаговременно, через своего благочинного, извещать о сем председателя съезда, с объяснением причин неявки на оный.
§ 16. Депутаты, уклоняющиеся, от участия в съезде без уважительных причин, должны быть подвергаемы за то денежным, или другим взысканиям, по усмотрению епархиального начальства (указ С. Синода 31 декабря 1867 г., № 6565).
§ 17. Сверх избранных депутатов, на съезде могут присутствовать и другие священнослужители, по собственному желанию и принимать участие в совещаниях, но без права голоса.
§ 18. В заседание епархиального съезда может быть приглашаем председателем оного, почетный блюститель семинарии по хозяйственной части (§§ 83, 88 семин. уст.) и участвовать в суждениях о содействии местными средствами лучшему содержанию семинарии в хозяйственном отношении.
§ 19. Съезд открывается и закрывается молитвою.
§ 20. Местом собрания съезда служит семинарская зала.
§ 21. Собравшись в сию залу, депутаты немедленно приступают к избранию председателя и кандидата к нему.
§ 22. Выбор председателя должен быть всякий раз производим посредством закрытой баллотировки, а не посредством открытой подачи голосов, которая строго воспрещается (указ Св. Синода 31 декабря 1867 г., № 6565).
§ 23. Избранный председателем вносит состоявшийся в его избрании журнал съезда на утверждение Его Высокопреосвященства и с архипастырского благословения приступает к исполнению своих обязанностей по совещательным действиям съезда.
§ 24. Председатель, как лицо, обязанное заправлять всеми действиями съезда, имеет особые права и обязанности, кои, применительно к высочайше утвержденному в 13 день июня 1867 года мнению государственного совета о порядке производства дел в земских, дворянских и городских, общественных и сословных собраниях, могут быть изложены в следующих общих чертах:
а) Каждое заседание собрания открывается и закрывается им, председателем, который назначает и очередь его занятий; но, в случае заявления членов собрания, или же требований Его Высокопреосвященства, а равно по другим уважительным причинам, предназначенная очередь может быть председателем изменена.
б) Председатель обязан направлять занятия собрания к надлежащему рассмотрению подведомых ему дел и к правильному разрешению вопросов, сопряженных с этими делами или возникающих при их рассмотрении.
в) Все рассуждения членов в собрании обращаются к лицу председателя, который, предлагая один вопрос после другого, охраняет надлежащий порядок и единство предмета, а в случае разнообразия мнений, для соглашения их, повторяет и ближе объясняет существо и силу вопроса.
г) Председатель наблюдает, чтобы словесные рассуждения излагались каждым из членов отдельно, и чтобы голос одного не был прерываем голосом другого.
д) Рассуждения, удаляющиеся от вопроса и существа дела, обращаются к оному председателем, который при повторении сих отступлений, прекращает само рассуждение и переходит к предмету последующему.
е) Председатель останавливает того из членов собрания, который уклоняется от соблюдения порядка или от уважения к закону, и, в случае безуспешности, двукратного о том напоминания, лишает этого члена права речи по тому вопросу, по коему им допущено нарушение порядка.
ж) Предложение одного или нескольких членов, которое председатель признает не согласным с законами или выходящим из круга предметов ведомства собрания, не подлежит дальнейшему обсуждению.
з) Члены собрания, недовольные решением председателя по указанному в предшедшей статье предмету, имеют право изложить о том свое мнение письменно и приобщить его к журналу заседания.
и) При нарушении членами собрания порядка и при безуспешности напоминания председателя о его восстановлении, он обязан закрыть заседание.
и) Устранение при совещаниях собрания присутствия посторонних лиц предоставляется усмотрению председателя. В случае требования Его Высокопреосвященства, устранение сих лиц для председателя обязательно.
к) Все находящиеся в собрании обязаны строго соблюдать приличие, порядок и тишину, беспрекословно повинуясь в сем отношении распоряжениям председателя.
л) Посторонние лица, нарушившие в чем-либо правило предыдущей статьи, могут быть удалены из присутствия по распоряжению председателя, а неповинующихся такому распоряжению он приказывает вывести.
м) При невозможности различить нарушителей порядка и при безуспешности внушения, председатель удаляет из присутствия всех посторонних.
§ 25. Относительно самих предметов совещаний съезда, члены оного должны наблюдать строгую разборчивость, руководясь в сем случае прежде всего новым уставом православных семинарий, циркулярными указами Св. Синода и указаниями епархиального архипастыря (§ 4 сей инструкции).
§ 26 Общие предметы, подлежащие обсуждению епархиального съезда, следующие:
а) Выбор трех членов в педагогическое собрание семинарского правления на шестилетний срок из епархиального духовенства (§ 94-й сем. устава).
б) Назначение кандидатов к избранным трем членам правления от духовенства с тем, чтобы, в случае выбытия по какой-либо причине того или другого из таковых членов, можно было не созывая экстренных съездов для нового выбора, заменять выбывающих кандидатами (указ Св. Синода 31 декабря 1867 года).
в) Обсуждение экономических вопросов, касательно содержания сверхштатных классов при семинарии на местные средства (там же).
г) Обсуждение других хозяйственно-экономических вопросов, касающихся духовно-учебных заведений в епархии (ст. § 10 сей инструкции).
д) Назначение жалованья членам правления от духовенства и их кандидатам, в случае исполнения последними должности первых.
е) В частности, назначение ежегодного денежного пособия для выдачи сиротам и вообще нуждающимся ученикам семинарии как на содержание их, так и на приобретение для них учебных пособий или же попечение об устроении для этих бедных учеников общежития.
Примечание. Наставника семинарии, состоящего вместе и городским священником, в том случае, если он не избран общим собранием семинарского правления в члены сего правления, положительно воспрещается выбирать и в число членов правления от духовенства (указ Св. Синода 31 декабря 1867 г. № 6565).
§ 27. Что касается других, частнейших, экономически-хозяйственных вопросов, то, для наблюдения большей правильности в ходе и порядке совещаний по оным, съезд составляет предварительно список тех вопросов, обсуждением которых он намерен заняться, и представляет таковой список через председателя на благоусмотрение епархиального архипастыря, (указ» Св. Синода 31 декабря 1867 г. № 6565).
§ 28. На обсуждение вопросов, решение которых уставами семинарий и училищ не предоставлено съезду, члены сего последнего не могут простирать притязаний своих. К числу таковых вопросов относятся:
а) суждение о состоянии семинарии в учебно-воспитательном отношении;
б) назначение платы с учащихся в семинарии из других сословий;
в) требование, чтобы при назначении учеников семинарии на казенное содержание, обращалось преимущественное внимание на бедность учеников вместо успехов;
г) предположение касательно дозволения исключенным из семинарии и училищ ученикам продолжать, по их желанию, учение в сих заведениях;
д) рассуждение об открытии параллельных классов при училищах;
е) Требование о представлении из семинарского и училищных правлений съезду, для предварительного рассмотрения, смет на содержание семинарии и училищ;
ж) все вообще вопросы, подлежащие обсуждению семинарского и училищных правлений и окружных училищных съездов (указ Св. Синода 31 декабря 1867 г.).
§ 29. Каждое, состоявшееся по вышеизложенным в предыдущем § и подобным им вопросам, постановление съезда, относящееся к предметам, неподлежащим его ведению или даже по содержанию своему превышающее предоставленные ему права, как противное законам и потому недействительное, не подлежит ни исполнению, ни дальнейшему производству.
§ 30. Как члены съезда, так и председатель оного за несоблюдение изложенных в сей инструкции правил подвергаются взысканиям, по усмотрению епархиального архипастыря.
§ 31. Журналы епархиального съезда со дня открытия действий оного по день закрытия их ведутся своевременно.
§ 32. Составление журнальных постановлений и разная, могущая встретиться, переписка по делам съезда, возлагается на председателя, которому в помощь для сего съездом избираются два или три члена.
§ 33. По окончании каждого заседания, председатель и его помощники (из них один исправляет должность секретаря съезда) составляют в своей квартире протоколы по всем предметам, подлежавшим в прошлое заседание обсуждению съезда, и вчерне представляют оные на просмотр собрания в открывшееся новое заседание оного, и потом уже, по признании всеми членами редакции протоколов, сии последние переписываются на бело избранными в помощь председателю членами съезда или другими, по их желанию и усердию, подписываются установленным порядком.
§ 34. В протоколы сии должны быть вносимы как сами предметы, подлежавшие обсуждению съезда, так и словесные заявления или письменные мнения членов, равно как частные прения и состоявшиеся по ним окончательные решения, причем относительно последних в протоколах должно быть означаемо, приняты ли они единогласно, или большинством голосов, и сколько их именно.
§ 35. Всякий член, несогласный с состоявшимся по большинству голосов решением, не лишается права, в подписи под протоколом объяснять, что он остается при своем мнении, которое, если письменно изложено, всегда прилагается к журналу, а если словесно заявлено, излагается подробно в самом журнале.
§ 36. При рассмотрении предметов, для основательного обсуждения коих потребна предварительная обработка, съезд может учреждать из себя особую комиссию и поручать ей приготовить или в тоже время, или же к заседаниям следующего срочного съезда свои соображения по рассматриваемым предметам.
§ 37. В случае равенства голосов по обсужденному предмету, определение составляется на основании мнения членов, на стороне коих голос председателя.
§ 38. По окончании совещаний своих и по учинении надлежащей подписи под протоколами последнего заседания, члены съезда имеют особое рассуждение о том, не находят ли они нужным, сверх определенного сею инструкциею (§ 8), назначить еще экстренное собрание, и если признают это нужным, то заявляют о сем особым журнальным постановлением, в котором подробно объясняют, по каким именно побуждениям и в какое время имеют они намерение назначить предполагаемое собрание, и которое, вместе с протоколом заседаний, представляют на благоусмотрение епархиального архипастыря (указ Св. Синода 31 декабря 1867 года № 6665).
§ 39. Протоколы заседаний съезда, подписанные всеми членами, председатель представляет Его Высокопреосвященству на непосредственное благоусмотрение и утверждение, без всякого участия в этом деле семинарского правления или других сторонних инстанций (указ Св. Синода 31 декабря 1867 г. № 6565); причем испрашивает архипастырского благословения на закрытие съезда.
§ 40. Все журналы съезда, по рассмотрении их епархиальным архипастырем, должны печататься в местных епархиальных ведомостях (указ св. Синода 31 декабря 1867 г. № 6565), о чем должное распоряжение делает всякий раз председатель съезда, по получении рассмотренных Его Высокопреосвященством протоколов.
§ 41. Протоколы заседаний, приложения к ним и вообще все дела епархиального съезда хранятся при семинарском правлении в особом шкафе, за замком, ключ от коего соблюдает секретарь правления.
§ 42. Всем этим делам епархиального съезда председатели должны своевременно вести надлежащую опись, для чего имеется прошнурованная книга, выдаваемая из консистории за надлежащею скрепой по листам и печатью.
II. О духовно-училищных окружных съездах.
§ 43. Духовенство каждого из училищных округов, на которое разделена епархия, имея попечение о своем окружном училище, однажды или дважды в год, смотря по надобности, устрояет съезды или собрания из священнослужителей, избираемых для сего самим духовенством по одному от 10 причтов (училищ. устав §§ 19–21; и указ Св. Синода 31 декабря 1867 г. № 6565).
§ 44. Временем училищных съездов назначается ежегодно один срок – с 15 по 22 июня, как предшествующий началу учебного года; о назначении же другого в году срока для съездов, если в них окажется нужда, духовенство училищного округа должно заблаговременно заявлять, представляя о сем на благоусмотрение Его Высокопреосвященства, и, в случае согласия на то епархиального архипастыря, может это предположение свое приводить в исполнение (указ Св. Синода 31-го декабря 1867 г. № 6565).
Примечание. Временем открытия рязанского училищного окружного съезда назначается 19 число июня каждого года по тому уважению, что депутаты сего съезда, являясь в Рязань 15 июня, должны бывать или понапрасну проживать несколько дней в епархиальном городе до наступления срока – открытия епархиального съезда – 23 июня, или, возвращаясь домой с съезда училищного и снова являясь в Рязань на съезд семинарский, терпят излишние издержки (ст. XXVIII журн. епарх. съезда 26 сент. 1867 г., утвержд. Его Высокопреосвященством 4 февраля 1867 г. № 612).
§ 45. Срок, на который избираются депутаты, обязанности сих последних и их ответственность – те же, какие определены выше §§ 12–16–23 и 30 для депутатов епархиального съезда.
§ 46. На изложенных в сей инструкции (§§ 17 и 18) основаниях, на училищных съездах могут присутствовать, кроме депутатов, и другие священнослужители и почетные блюстители училищ по хозяйственной части.
§ 47. По § 22-му училищного устава, на съезде обязаны еще присутствовать члены училищного правления, избранные от духовенства (§ 34 учил. уст.) для указанных в том § целей.
§ 48. Съезд открывается и закрывается молитвой.
§ 49. Местом собрания для съезда служит зала училищного здания.
§ 50. Выбор председателя должен производиться посредством закрытой баллотировки (см. выше § 22).
§ 51. Обязанности председателя те же, какие изложены в § 24 сей инструкции для председателя епархиального съезда, и которые прямо определяются в § 23 училищ. устава.
§ 52. Что касается до предметов занятий училищного съезда, то они подробно определены в 4-х пунктах § 24 училищного устава, а решением этих собственно вопросов съезд училищный должен заниматься.
§ 53. Наставники училищ из священнослужителей не могут быт избираемы в члены училищного правления от духовенства (указ Св. Синода 31 декабря 1867 г. № 6565).
§ 54. К двум членам училищных правлений от духовенства, избираемым на три года, училищные окружные съезды назначают каждый раз кандидатов для проясненной выше цели (§ 26).
§ 55. Членам правления от духовенства съезд назначает известное жалованье, равно как и их кандидатам, в случае исполнения последними должности первых.
§ 56. Окружной съезд имеет попечение об обеспечении сирот и детей бедных родителей и об устроении для всех вообще учеников общежитий.
§ 57. В рассуждении ведения и составления протоколов заседаний своих, училищные съезды руководствуются вышеизложенными правилами для епархиального съезда (§§ 31–38).
§ 58. Принятые на съезде решения председатель представляет Его Высокопреосвященству на благоусмотрение (выше § 39).
§ 59. Протоколы училищных съездов должны печататься в епархиальных ведомостях, о чем председатели делают надлежащее распоряжение (§ 40 сей инструкции).
§ 60. Все дела училищных съездов имеют опись, которая вносится в выдаваемые из консистории шнурозапечатанные книги, и хранятся в училищных правлениях (см. выше §§ 41 и 42).
«Рязанские Епархиальные Ведомости»
Правила в руководство священно-церковнослужителям Вологодской епархии, при снятии хлеба с полей и травы с лугов, в случае перемещения их с одних мест на другие, или поступления вновь на места умерших и отрешенных.
1) Если священно-цековнослужители перемещаются взаимно один на место другого, по собственному побуждению, с дозволения епархиального начальства, то само собою разумеется, что они должны сами же добровольно согласиться предварительно в снятии хлеба и травы на новых или прежних своих местах, равно как и в других выгодах и собственностях.
2) Если они перемещаются взаимно один на место другого, по распоряжению епархиального начальства, вследствие каких-либо невозможностей оставаться им на занимаемых ими местах: то они должны воспользоваться и удовольствоваться теми полями, засеянными или незасеянными, и теми сенокосами, какие найдут на новых своих местах, и которыми владел до того времени каждый из них.
3) Если священно-церковнослужитель переводится с худшего места на лучшее, как достойнейший – в награду и поощрение, а другой переводится на его место худшее, как недостойнейший – в наказание и исправление; то тот и другой должны также вступить во владение полями и сенокосами на новых своих местах, как они есть, без всякого уравнения в выгодах.
4) Если священно-церковнослужитель отрешается от места за какую-либо вину, с предоставлением ему права приискать себе другое место, или тогда же переводится начальством на другое место: то посеянный им хлеб остается вполне его собственностью, как плод его трудов, по силе закона Божия (2Тим.2:6, 1Кор.9:9, 1Тим.5:18), и поступающий на его место не имеет никакого права на участие в оном.
5) Трава, поскольку произрастает сама собою, не требуя особенного возделывания, скашивается ли отрешенным или переведенным на другое место священно-церковнослужителем, или поступившим на место его, во всяком случае делится на двенадцать частей, по числу месяцев, и первый получает столько частей из оной, сколько месяцев пробыл на своем месте.
6) Если священно-церковнослужитель умирает, то вдова и сироты, которым по закону Божию велено даже свои собственные снопы оставлять на поле (Втор.24:19), снимают в свою пользу весь посеянный умершим хлеб, как свою собственность, – и поступающий на место умершего входит во владение и распоряжение землею, по снятии уже хлеба. Что же касается травы, то они пользуются тою частью оной, какая будет следовать по силе предыдущего 5 правила.
Если священно-церковнослужитель, быв отрешен или назначен к перемещению на другое место, запашет и засеет землю, которою дотоле пользовался, зная уже о своем отрешении или перемещении, но до поступления на его место преемника и при том тогда, когда засеяние полей не терпит отлагательства, и когда преемник, вскоре заняв его место, по времени мог бы еще сам воспользоваться поступающею в его распоряжение землею: то первый из них получает половину хлеба с засеянного им поля. Если же преемник поступит в такое время, когда ему невозможно уже воспользоваться засеянием земли: то выросший хлеб остается весь в пользу посеявшего. Если же отрешенный или перемещенный сделает посев тогда, как уже будет известен ему преемник и когда сей последний может еще иметь время сам засеять свое поле; то все посеянное будет принадлежать тому, чья земля. Если же посеявший после поданной на него жалобы, произрастение на той земле истребит, потравит, или сжав, свезет к себе; то обязан заплатить владельцу земли, по оценке, вдвое против того, чего стоят плоды. Сим же правилом подлежит руководствоваться и в снятии травы в подобных случаях.
8) Руга и другие сборы, которые производятся по приходам в известные времена года, делятся на двенадцать частей, по числу месяцев, – и выбывший из прихода священно-церковнослужитель получает столько частей, сколько месяцев пробыл в оном.
9) Счисление месяцев начинать во всех случаях с 1-го января.
10) Если священно-церковнослужитель отрешается, перемещается или умирает тогда, когда поле уже удобрено и возделано им, но еще не засеяно; то он или его семейство получает вознаграждение от его преемника за труды и навоз, по местным ценам, впрочем в таком только случае, если преемник может воспользоваться его трудами в то время года, в противном же случае вознаграждения не бывает.
Вологодские Епархиальные Ведомости
* * *
Примечания
Архив Духовн. собора: «дела об определении монашествующих на послушания, связка 20-я» № 23.
Инстр. казнач. § 9-й, ч. 1.
Инстр. экон. § 12: «Если эконом заметит неверность и несостоятельность наемщика, то заранее до срока должен подозрение свое предъявить собору для принятия законных предосторожностей. Иначе никакие отговорки и оправдания не должны быть приняты от эконома за сроком и все недоимки будут взысканы с него». Мера, по-видимому, слишком строгая; но она основана на самой обязанности эконома и его близости ко всем поставщикам и подрядчикам. Из качества материалов и своевременности их представления он может основательно судить о состоятельности поставщика, так что, если не заметит его банкротства вовремя, то на него падает прямая ответственность и даже подозрение в сделке с банкротом. Автор.
Полож. Ч. 2, л. 81.
Полож. Ч. 2, л. 64.