сост. А.А. Маркова

Источник

Преподобный Неофит Дохиарский

Преподобный Неофит Дохиарский происходил из знатного византийского рода. Отец его имел достоинство великого дукса и назывался Иоанном, а мать именовалась Евдокией. В святом крещении их сын получил имя Николай.

Николай с ранних лет пламенно стремился к иночеству. Когда ему было около двадцати лет и он был в должности первого государственного письмоводителя, он решил оставить славу и честь мира и скрыться в Студийской обители. Родители, пораженные тайным уходом своего сына, перевернули море и сушу – всюду были разосланы царские слуги отыскивать его. В конце концов, Николая нашли и вручили ему родительские письма, заклинавшие его вернуться. Николай показал эти письма игумену Студийской обители, и тот присоветовал ему возвратиться к родителям, чтобы не навлечь на себя ответственности в грехе непослушания.

Таким образом, по совету своего духовного отца, Николай тотчас возвратился в столицу, явился в отеческий дом и по-прежнему стал заниматься государственными делами. Родители его, заботясь о земной славе единственного и горячо любимого ими сына, хотели видеть в нем продолжателя их славного рода. Но не так думал Николай – он по-прежнему всей душой стремился к иночеству, и потому он только выжидал удобного времени, чтобы исполнить свое желание без скорби для своих родителей.

Однако Николая ждало еще одно искушение – император Никифор Фока почтил его саном патрикия. Эту высокую государственную должность, возложенную на него царем, проходил он в чистоте совести, умоляя Пресвятую Богородицу о перемене своей участи. Наконец, родители его отошли в иную жизнь и оставили Николая единственным наследником огромного имения, движимого и недвижимого. Но даже тогда он не мог сразу оставить мира, зная о расположении императора.

Однажды, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, патрикий Николай во время всенощного бдения со слезами просил Царицу Небесную облегчить трудность его положения. После этой молитвы предстал он пред императором и, упав перед ним на колени, просил императора отпустить его в монастырь. Царь не только уступил его просьбе, но и обещал ему помощь во всех монастырских нуждах.

Николай немедленно оставил мир и удалился на Святую Гору, к дяде своему, святому Евфимию, игумену Дохиарского монастыря. Это произошло вскоре после того, как преподобный Евфимий с братией был вынужден переселиться на безопасное место. Приход Николая был очень кстати, так как все свое имущество он передал обители.

Вскоре Николай был облечен духовным своим отцом и дядей в иноческий ангельский образ, с именем Неофит. Со временем преподобный Евфимий, видя духовную жизнь и способности преподобного Неофита, решился оставить созданную обитель. Он передал управление в ней Неофиту, а сам удалился на безмолвие.

Под управлением преподобного Неофита монастырь расширялся и становился многолюдным. Однако расширение обители требовало больших средств, поэтому Неофит решил обратиться за помощью к императору. Благодаря помощи императора Неофит расширил обитель и устроил новый соборный храм во имя святителя Николая.

Заботясь об устроении святой своей обители, преподобный Неофит постарался приобрести в разных местах многие метохи, или участки земель, и подворья. Созидая обитель и приобретая для содержания ее недвижимое имение, преподобный истратил все деньги, пожертвованные императором и свои, а в храмах не была еще окончена живопись, недоставало еще для них священных сосудов и одежд. В таком трудном положении он скорбел и не знал, что делать, писать же императору о новом вспоможении считал неприличным. Тогда преподобный Неофит обратился с горячей молитвой к Богу. И в ответ на молитвы Господь явил достойное удивления и изумления чудо.

Напротив Святой Горы, со стороны Дохиара и других монастырей, лежащих на южном склоне Святой Горы, находится полуостров, известный под названием Лонгос, или Сика. Святой Неофит купил здесь метох. Близ этого метоха с давних лет находилась каменная статуя, изображавшая человека, на голове которого было написано: «Ударивший меня по голове найдет множество золота». Эта надпись уже много лет оставалась неразрешимой загадкой. Многие ударяли статую по голове, и надпись на ней всегда оказывалась ложной. Но настало время, и сокровенный смысл ее легко разрешился, по Божественному вдохновению.

В этот метох преподобный Неофит послал для разных монастырских нужд одного юношу, двадцати лет, монастырского послушника Василия. На сей раз Василий, с восхождением солнца, пришел к этому столпу и, умудренный свыше, ударил по голове тень статуи, потом раскопал ту часть земли, где своей тенью голова падала, и нашел множество золота в медном котле, сверху покрытом мраморным камнем.

Изумившись, юноша вновь зарыл золото и тотчас же отправился в монастырь. Преподобный, недоумевая о преждевременном возвращении юноши, спросил его наедине, что это значит. Узнав о причине, преподобный Неофит воздал славу и благодарение Богу. На следующее утро преподобный отправил вместе с Василием трех монахов. Достигнув цели своего плавания, монахи с удивлением убедились в истине рассказа юноши. Достав из земли медный котел, полный золота, они внесли его вместе с камнем, служившим ему крышкой, на судно и немедленно поплыли обратно в монастырь.

Однако монахи не устояли перед искушением, решив присвоить золото. Поэтому они связали Василия и, повесив на шею его мраморный камень, которым было закрыто золото, бросили его в море. Это было ночью. А сами, достигнув монастыря, разделили золото между собой, и каждый свою часть скрыл внизу монастырской пристани – до времени, пока не найдет удобного случая удалиться из монастыря.

Но Бог не попустил совершиться убийству. Лишь только юноша был брошен в море, тотчас явились Архангелы – Михаил и Гавриил – и юноша в то же мгновение лежал уже в монастыре, внутри запертой церкви, пред святым алтарем, на полу у царских врат и в том самом виде, в каком был брошен в глубину морскую.

Когда пришло время утренней службы, возжигатель лампад, по обыкновению, взяв благословение у игумена, пошел в храм зажечь лампады пред иконами и вдруг видит пред царскими вратами связанного по рукам и ногам спящего юношу. Возжигатель лампад, пораженный таким зрелищем и почитая это мечтанием бесовским, тотчас пошел из храма – возвестить о видении игумену. Игумен, упрекнув его в малодушии и робости, велел ему идти в храм, оградить себя знамением крестным и прочитать молитву. Возжигатель лампад известил игумена, что молитва и крест не имеют успеха. Тогда преподобный Неофит сам пришел в церковь и увидел в столь странном положении того самого юношу, который возвестил ему об обретении золота.

Преподобный удивился и после некоторого раздумья разбудил юношу. Очнувшись, Василий не знал ни того, где он находится, ни того, что с ним делается. Преподобный Неофит успокоил юношу, и он рассказал настоятелю, что с ним произошло.

Услышав эту повесть, преподобный понял, что юношу спасли Архангелы.

Игумен Неофит решил обличить трех делателей беззакония. Для этого он приказал Василию остаться в храме, утреню благословил читать в притворе храма, а храм велел на ночь запереть.

Когда же вернулись посланные за золотом монахи, преподобный, призвав их к себе, спрашивал их о юноше и сокровище. «Тщетен наш труд, – отвечали они, – лжец этот юноша, обманул нас и, устыдившись своей лжи, убежал неизвестно куда» [1, с. 732]. Тогда преподобный повел их в церковь. Между тем, по повелению его, ударили в колокола – собралась вся братия. Едва только увидели они юношу, как виновников такого явления объял страх и трепет, а прочих отцов, не знавших о том прежде, недоумение и изумление. Тогда юноша на вопрос святого повторил то же самое в присутствии всех, что прежде рассказал ему одному. «Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои!» [1, с. 733] – единогласно воскликнуло все священное братство, когда юноша замолчал. Трое виновных иноков покаялись и со слезами просили преподобного Неофита и прочее братство помолиться ко Господу Богу и святым Архангелам о прощении им великого их преступления.

После этого было решено освятить соборный храм во имя Архангелов Михаила и Гавриила, а во имя святителя Николая освятить придел.

Преподобный Неофит, получив свыше дар, украсил собор прекрасной живописью, снабдил богатыми священными сосудами и одеждами и сделал много других полезных приобретений. А юношу Василия, нашедшего сокровище, по желанию его, святой облек в ангельский образ, переименовал Варнавою и стал его старцем.

Несколько лет спустя преподобный Неофит был избран протом Святой Горы. Тогда он, с согласия братии, передал управление Дохиарской обителью своему ученику Варнаве, а сам перешел в протат и нес обязанность прота много лет.

Наконец этот труженик о Господе, после многолетних святых своих трудов, возымел нужду в покое. Будучи уволен по преклонности лет от трудной должности прота, он возвратился в свой монастырь, где вскоре и отошел в жизнь вечную.

Память преподобного Неофита празднуется 9 ноября.


Источник: Афон и ero святыни. / Сост. Маркова А. А. – М.: Благовест, 2014. – 560 с. ISBN 978–5-9968–0320–0

Комментарии для сайта Cackle