архим. Кирилл (Павлов)

Именины батюшки

Этого дня мы, окормляющиеся архимандритом Кириллом (Павловым), ждали задолго. 22 июня – это день тезоименитства Батюшки. При постриге в монашеский чин отец Кирилл получил свое новое имя, в честь святителя Кирилла, архиепископа Александрийского.

С быстротой необыкновенной среди православных разлетелась весть о том, что Батюшку привезли в Переделкино и в свои именины он будет там. Каждый из нас питал надежды попасть к нему, послушать его, спросить о важном для себя. Хотя бы увидеть издалека. Согреться от его тихой, ясной, стеснительной, слегка затаенной улыбки безмерно уставших глаз.

Пора спешить. В дорогу.

Киевский вокзал. Электричка. Знакомый забор загородной резиденции Патриарха. Небольшой храм. Заветные зеленые железные ворота. В последние полгода перед ними было безжизненно, безлюдно. Теперь снова множество людей. Нигде широко не объявляли и вот... народное признание – наяву.

Пока в сторонке писал просительную записку о даровании встречи, большую группу людей впустили за ворота. Счастливые. Они теперь беседуют с Батюшкой.

Подъехали два знакомых иеромонаха и три священника из разных епархий, несколько инокинь кучечками стояли среди мирян. Все соскучились по отцу Кириллу, желают повидать, поздравить Батюшку. Настроение у всех приподнятое, праздничное.

Повезло и нам. Прошли. Идем среди аккуратных газонов к невысокому одноэтажному домику. Входим. Батюшка прямо в коридоре. В вязаной безрукавке, поверх подрясника. Усталый. С самого утра нас – простого люда, и официальных визитеров – много было.

По приглашению входим в его келию. Она в последнее время, напоминает вокзальный закуток. Повсюду книги, иконы – стопами. Все это он щедро раздает всем.

Один из иеромонахов предлагает пропеть многолетие отцу Кириллу. Батюшка услышав про это, остановил, не благословляет, а предлагает пропеть из Утрени «Хвалите Имя Господне...» Основу хора составили иеромонахи и инокини. Отец Кирилл сам начинает петь и опущенной вниз рукой чуть дирижирует. С удивлением слышим красивый, сильный голос Батюшки. Все поем негромко, вполголоса. Сла­женно, душевно получается. Закончили. Возникла пауза. И тут мы ослушались Батюшку. Громко, радостно запели многолетие Батюш­ке. Он смущен, несколько раздосадован от того, что, на его взгляд, нескромно получается.

Мы сразу же стали исправлять ситуацию. Оживленно обступили его.

Наступило время поздравлений, подарков. Но более, чем мы Батюшке, он нам охапками стал раздавать книги, иконы, календари. Настал момент и личных пожеланий, и спрашивания советов у отца Кирилла в трудных, духовных и житейских положениях. Предельно сократив это, разобравшись только с острыми, неотложными проблемами, он чуть отошел от нас, установил паузу.

Обычно встречи свои Батюшка проводит в форме индивидуальной беседы, обстоятельно, наедине. В этот раз в келии его остались все пришедшие.

Выдержав паузу, настроив нас на серьезный лад, подойдя к нам поближе, отец Кирилл негромко заговорил:

– Сегодня 22 июня. Начало Великой Отечественной войны. Забывать этот день нельзя. Это была самая кровавая и жестокая война за всю историю человечества.

Враг был очень сильно вооружен. Техника отлажена. Планы отработаны. Все рассчитано до деталей. Наш великий полководец, Георгий Константинович Жуков, восхищался тогда мудростью, отточенностью расчетов, действий немецких генералов.

Народ наш ценой многих жертв своих выдержал этот натиск.

Прошло немного времени, и все обернулось вспять. И тот же наш маршал Г. К. Жуков недоумевал, видя частые промахи, просчеты в действиях тех же самых немецких генералов, военным талантом которых, он так недавно восхищался. Эти неточности, ошибки следовали уже одна за другой. Как это понять? По-человечески – никак. По-церковному, по вере – просто. Сказано же, что если Бог захочет кого наказать, то отнимает у того разум.

Вы знаете, что, как и прочие беды человечества, Отечественная война была нам попущена Богом за грехи наши: как спасительное наказание, как средство, крайний метод воздействия на нас, чтобы остановить нас в беззаконном, пагубном пути. Мы были в авангарде Богопротивного, атеистического государственного устроения. За отход от Веры, глумление над святынями, за многие наши преступления перед Богом, было попущено нам это бедствие. Для того, чтобы остановить нас от полного падения во тьму греховную, пропасть вечной погибели.

Заплатив многими жертвами, народ наш одолел тогда врага. Остановился в падении. Началось оздоровление.

Еще в начале войны стало ясно, что без Божией помощи, нет никакой даже надежды, возможности противостоять настолько вооруженному, подготовленному врагу. Тут, как это обычно и бывает, при скорбях и вспомнили про Бога, Отца нашего Небесного. Что невозможно людям, возможно Богу. Часть руководства тогдашнего и, в особенности, наш военачальник Г. К. Жуков, всегда молившийся перед сражениями, это понимали. Они стали утверждать, настаивать на национальных, исторически сложившихся православных началах в преодолении создавшегося безвыходного положения. Это подвигнуло Сталина к благим изменениям. Он обратился в начале войны ко всем, назвав впервые по-христиански «Братья и сестры!» Отвел от Церкви нашей многолетнюю опалу гонений.

Господь попускает нам беды, тупики, – как малые, так и большие, – чтобы остановить, вразумить нас, спасти от вечной гибели, по великой своей Милости. Никто нас так не жалеет, не любит, как Он.

Вы знаете, что были Крестные ходы вокруг окруженных, истекающих кровью Москвы, облет Ленинграда. Эти города, как и вся страна, народ наш, были спасены. Мы вразумились. Обратились за помощью и заступлению к Тому, к Кому должно обращаться. Тогда-то и стал помогать нам Господь.

Сейчас война продолжается. Для человека верующего, она происходит всю жизнь. Жестокая, беспощадная, видимая и невидимая брань. У нее есть свои особенности. Теперь средства уничтожения, применяемые врагом, другие, более скрытые, коварные. В первую очередь, это ведется через средства массовой информации: газеты, телевидение, кино. Средства погубления умножились и стали для нас привычными и незаметными. И это-то очень повысило их опасность.»

Отец Кирилл взял толстое, со многими закладками, потертое Евангелие с Апостолом. Продолжил проповедь, время от времени раскрывая и зачитывая из книги:

– Многие теперь видят по внешним, видимым катастрофам, нестроению, разладу в государственных механизмах. Понимают, что время подходит. Идет последнее дозревание всего: плохого – в плохом, благого – в благом. Как плевелы, так и пшеница уже созрели. Близится жатва. Тако и вы, егда видите сия вся, ведите, яко близ есть, при дверех (Мф. 24:33). А поэтому что надо? Быть настороже.

Как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого; Ибо, как во дни перед потопом, ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24:37–39,42).

Сейчас брань врага спасения нашего направлена на самое существо наше, надуши наши. Об этом Господь предупреждает нас: Блюдитеся, яко опасно ходите!.. И апостол Павел в Послании к ефесеям говорит: Братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было противостать козням диавольским. Потому что наша брань не против крови и плоти, но против началъств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять... Станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекитесь в броню праведности. Обуйте ноги в готовность благовествовать мир... Возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого. Шлем спасения возьмите, и мечъ духовный, который есть Слово Божие. Всегда молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом, бодрствуя, со всяким постоянством и молением ко всем святым» (Эф. 6:10–18).

Вот в каких словах мы черпаем силы, дорогие мои, в трудном деле отстаивания своих духовных рубежей.

Сейчас надо, как никогда, обратить внимание именно на эту сторону нашей жизни.

Именно в духовном плане идет основная битва. Надо стать твердыми, не давать себе никакого расслабления. Больше следить за собой, обращать внимание на свои поступки, действия.

Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом (Лк. 16:10).

Господь перед страданиями Своими заповедал Апостолам Своим и нам объясняет немощным, почему мы идем узким, тесным путем, почему нам так трудно спасаться, чтобы не отчаивались мы, не впадали в смятение: Сие глаголю вам; во Мне мир имейте. В мире скорбни будете; но дерзайте, ибо Я победил мир (Ин. 16:33).

Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира сего, то мир любил бы свое; а как вы не от мира сего, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир... Если Меня гнали, будут гнать и вас; Если слово Мое соблюдете и ваше соблюдется (Ин. 15:17–20).

Не забывайте, мои дорогие, что куплены мы с вами Дорогою Ценою – страданиями, мучениями и крестными муками Спасителя нашего. Поэтому в наше с вами время нельзя позволять себе то, что позволяли мы себе вчера. Тратить время на пустое, ничего не дающее душе. Даже от близких нам, если они мешают нашему спасению, надо ограждаться, удаляться. Больше и больше надо уделять времени молитве, чтению Евангелия, святых отцов. Кто будет преумножать имеющееся у него, будет получать большее.

Имущему... дано будет и преизбудет; от неимущаго же... взято будет (Мф. 25, 29).

Просите, и дастся вам; ищите и обрящете; толцыте, и отверзется вам (Лк. 11:9).

Не поддаваться ни на какие советы, уговоры в послаблении того, что установлено Церковью. Откуда бы эти советы не исходили. В наше непростое время лукавство часто исходит оттуда и от тех, от кого не должно исходить. Ложь приобрела всепроникающую силу и глобальный размах. Нынче надо быть очень и очень осторожны­ми. Господь предупреждал: Будьте мудры, как змии и просты как голуби. Прежде испытайте, откуда, от кого исходит совет. На пользу ли он духовную или нет. Твердо стойте там, где дело касается чистоты, основ Веры. Проявляйте твердость духовную. Ни при каких обстоятельствах не отступать от того, что нам заповедали святые отцы!

Тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется (Мф. 24:10–14).

И будете ненавидими всеми имене Моего ради; претерпевый же до конца, тот спасен будет (Мф. 10:22).

Вы куплены Дорогою Ценою, не делайтесь рабами человеков (1Кор. 7:23).

Чтобы больше чувствовать, исполнять волю Божию, иметь на это силу духовную, надо больше отходить от мирской суеты, от земных хлопот, многозаботливости. Как можно быстрее обучиться позна­нию и исполнению опыта самоограничений. Настало время строгого контроля себя в разного рода потребностях и удовольствиях. Удер­жания от поблажек себе, ветхому человеку. Тесен и узок наш путь. Иначе за что награда? Отходить от мирского, от разных развлечений, неполезных времяпровождений, лености, страстей, гнева, ссор, черствости и всякого недоброжелательства. Будьте милосердны. В наши дни зло множится, усиливается. Много людей обижено, обделено, бедствует.

Помните: ...понеже сотворите единому сих братий Моих меньших, Мне сотворите» (Мф. 25: 40).

Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14:21). Я есмь Путь и Истина, и Жизнь: никто не может прийти к Отцу, как только через Меня.

Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте (Ин. 14:16).

Не впадайте и в другую крайность, заменяя любовь к ближнему угодничеством, заискиванием, поиском славы «особых ревнителей», не возноситесь, бойтесь закваски фарисейской.

Вы выказываете себя праведниками перед людьми, но Бог ведает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость есть пред Богом (Лк. 16:15).

Делайте благое со смирением, терпением, тайно ...и Отец твой видяй втайне, воздаст тебе явно (Мф. 6:4).

Укрепляться надо каждый день, каждый час, каждую минуту. Соблюдать строго посты, молитвенное правило. Когда положено обязательно быть в храме, на общей молитве. Исповедуйтесь, причащайтесь. Не забывайте, что ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие (Ин. 6:54–56).

Верьте Богу Живому, Милостивому, Любящему нас безмерно. Он все необходимое даст верным Ему. Не бойтесь неустройства земного. Бойтесь отпасть от Него. Помните как будет плохо тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет (Лк. 12:21).

Не заботьтесь душею вашею, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело – одежды...

Не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, в чем вы имеете нужду.

Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам.

Не бойся , малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство...

Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где тля не съедает.

Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.

Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи (Лк. 12:22–36).

Не замыкайтесь, мои дорогие в себе. На своих неустройствах, бедах и скорбях. Враг специально отрывает этим нас друг от друга, чтобы обособить, озлобить. Любите друг друга, помогайте слабым, немощным. Открыто несите свет Христов. Разгоняйте тьму, зло. Указывайте путь спасения другим.

Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвещнике, чтобы входящие видели свет.

Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет лукаво, то и тело твое будет темно.

Итак, блюди: чтобы свет, который в тебе не стал тьмой» (Лк. 11:33–36).

Будьте верными Господу, как Он верен нам. Никогда, ни при каких обстоятельствах не отступайте от Него. Это гибель тогда, смерть. Не опасайтесь, не бойтесь ничего в этом мире. Бойтесь одного – отпасть от Бога. Всякий, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедует его пред Ангелами Божиими;

А кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими... (Лк. 12:8–9).

Но познавать Бога надо не холодным сердцем и умом, а сердечною любовью и теплотою чувств, исправлением своего жития, отвержением своих пороков и страстей и всего худого и греховного добродетельной жизнью и постепенным стремлением к святости и совершенству. Будьте святы, яко Аз свят есмь Господь Бог ваш. Будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный совершен есть (1Пет. 1:16; Мф. 5:48). Святые апостолы во всех посланиях, в которых они обращаются к христианам, увещевают их с познанием Бога соединять исправление своей жизни и преуспеяние в добродетели и непорочной нравственности.

Святой апостол Петр пишет: Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих. Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (2Пет. 1:5–11).

Поэтому, если Ты знаешь, что Господь свят, старайся быть сам святым. Если Господь благ и милосерд, будь и Ты милосердным и сострадательным; если Господь кроток, будь и ты кротким, во всем подражая Своему Творцу.

Больше молитв, мои дорогие, больше. Мало молимся. Чаще беседуйте с Господом. Тяжело сейчас, и тяжесть нарастает. Просите Божией помощи.

Я есть лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете ничего сотворить (Ин. 15: 5–6).

Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Лк. 11:23).

Возьмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене. Яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф. 11:29–30).

Просите, просите у Бога помощи. Без этого ничего не возможно. «Без Мене не можете делать ничесоже,» – не забывайте об этом никогда. Молиться надо по возможности больше, всегда, везде.

Ближе к Богу! Ближе к Богу! Ближе к Богу!..

Как мог, многогрешный, я постарался запечатлеть, передать встречу с отцом Кириллом в день его именин. Постарался, чтобы читатель смог как бы побыть с ним. Порадоваться с нами, имевшими счастье свидания с Батюшкой.

Очень важным видится это обращение Батюшки. Оно направлено не только к присутствовавшим, они значительны для всех чад Православной церкви, желающих идти путем спасения.

Есть необходимость привести эти слова отца Кирилла еще и потому, что в последнее время разные образовавшиеся группы и отдельные лица, называют себя его «чадами», утверждают невесть чего, от его имени. Особенно опасны те из них, каковые имеют свободный доступ в средства массовой информации. Они выработали нечистый прием. При утверждении того или иного своего постулата, прибегают к авторитетам. Вольно или невольно, выдают искаженный образ слов, мыслей известных людей. Некоторые из них ссылаются и на архимандрита Кирилла (Павлова). Приписывают ему то, что он не утверждал, не благословлял, не говорил. Делают это недопустимо бесстыдно, так как пребывающий вне мирской суеты Батюшка не ворошит ежедневно газеты, журналы, не напишет опровержений.

Те, кто окормляется у отца Кирилла многие годы знают истинное направление его действий, слов. Они всегда – неизменны. В отличие от тех, кто от имени православных доминирует сейчас в печати, радио и телевидении, отец Кирилл установок своих не меняет. Он один из немногих, кто в простоте своей является монолитом, твердым в устоях, своих взглядах, знании и соблюдении постулатов Православия. Поэтому к нему тянутся, у него ищут правды люди. Верят ему безусловно.

Если говорить относительно острого вопроса, волнующего многих, то можно твердо констатировать, что никакого вида «предпечати», будь то в виде ИНН, карточек и прочих преуготовительных форм к той последней Печати, Батюшка категорически не приемлет. Себе он такой подвиг задал, и всем, окормляющимся у него, рекомендует сей подвиг понести, не откладывая на завтра, на более явные, наглые формы сатанинского порабощения. Но только рекомендует, не навязывает. Ибо Сам Бог каждому из нас дал свободную волю, – для полного ответа за со деваемое.

Батюшка определенно указывает на всю пагубность для души «малого», начального отступления. Оно, как правило, неминуемо приводит к большому. Об этом, без разномыслия, Батюшка и напомнил сказанным в Евангелии : Верный в малом и во многом верен есть: неправедный в малом, и во многом неправеден есть....Никакой же слуга не может служить двум господам... Не можете Богу служить и мамонне (Лк. 16:10–14).

Отец Кирилл на редкость деликатен. В индивидуальных советах, указаниях – осторожен, ненавязчив. Насильно в рай никого не тянут. Подвига можно требовать только от себя самого. Таков его подход. Этим-то и пользуются нечестивые шулеры, сочинители ложных статей, резолюций... В нынешних острых проблемах, часто используют его

щадящие, осторожно высказываемые мнения, в утверждение обратного. «Он же не утверждает! Он же не отвергает!..» А раз так, по их вывернутому сознанию, значит, он не за «то», а следовательно за «это».

Вот такое бесовское жонглирование мнением Старца по важным вопросам современного пути спасения, к сожалению, в последнее время стало встречаться довольно часто. Это обошлось уже Батюшке дорого, – серьезным ухудшением здоровья. Может, и на это расчет этих негодяев. Хочется заявить этим борзописцам, и борзоговорунам, – не смейте прикасаться к его благословенному имени!..

Обольщаться, впрочем, не будем. Остановить лжецов в наши, почти содомские времена, даже президентам не удается. Шельмование наших светильников Веры продолжится. Что можно? А именно то, о чем сказал Батюшка. Быть твердыми в Вере, убеждениях своих, исполнении правил и предписаний Церкви. Питаться только от подлинных слов наших духовных авторитетов, доказавших право свое – примером своим. Эталон верности, надежности в этом есть созидательность, укрепляющая сила слов, советов на трудном пути спасения. Строгость, а не преступная попустительность себе. Это как раз и прозвучало при встрече с отцом Кириллом в день его именин.

Описанные выше его высказывания, явились дополнением к его Обращению «Ничто не отлучит нас от любви Божией». Эти животворные слова Батюшки дают нам ясную программу действий, поступков на нашем пути спасения, в столь смутное, опасное, лукавое время.

Пусть рефреном, всегда и везде будут слова, сказанные отцом Кириллом на описанных именинах его в 2001 году: «Ближе к Богу!!!»

В близости к Нему, наша защита, наше спасение. Во всех обстоятельствах, происходящих и грядущих, которые будут совершаться с нами.

Будем молиться Богу и о том, чтобы Он даровал Батюшке нашему здравия, вспомоществования в его битве за нас, против врагов наших, видимых и невидимых. Сержант Павлов и сегодня бьется за нас, как в пылающем Сталинграде 60 лет назад. Чтобы Батюшка наш как можно дольше своим редким, но веским словом, направлял нас, немощных, в нашем тяжелейшем делании, в нашем пути духовного спасения. Будем достойно жить, твердо соблюдать все сказанное нашим Старцем.

Господи, Боже наш, сохрани Батюшку нашего, архимандрита Кирилла. Дай ему здравие духовное и телесное, и не осуди его ради нашей греховной жизни. Боже, ниспошли ему Твои богатые милости и щедроты, и сохрани его на многие лета.

Недостойный, нижайший послушник Батюшки, священник Виктор Кузнецов.

Газета «Ру съ Державная», №2,2002 г.


Источник: «Российский писатель». Москва 2003

Комментарии для сайта Cackle