Библиотеке требуются волонтёры

Источник

преподобный Авва Исайя

СЛОВО ДЕВЯТНАДЦАТОЕ О страстях

1. Желательно и мне сказать с Пророком Исайей: «терпех, яко раждающая» (дондеже) «изсушу и истреблю» (их) «вкупе» (Ис. 42, 14). Если сознаешь, что бьет в тебе источник Святого Духа, то это есть знамение, что они иссохли и погибли (кто? страсти), как сказал Спаситель наш, что «несть царствие Божие зде или онде», но есть «внутрь вас» (Лк. 17, 21). Есть некоторые, говорящие о делах царствия, но не творящие их; есть и другие, творящие дела царствия, но не с сторожением (вниманием) и разумом; в коих же совершилось слово Спасителя, – что оно «внутрь вас есть», – таких немного: они редки и трудно находимы. На таковых нисшел Дух Святый Божий, и исполнилось на них слово Евангелиста Иоанна, – «что верующим во имя Его даде Он область чадом Божиим быти: иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася» (Иоан. 1, 12. 13). Сии избавились от печали, постигшей Еву: «в болезнех родиши чада» (Быт. 3, 16). Сии избавились от горького определения, исшедшего на Адама: «проклята земля в делех твоих» (Быт. 3, 17). Сии суть приявшие радость, какую прияла Мария: «Дух Святый найдет на тя» (Лк. 1, 35). Как печаль постигла Еву и (постигает) все семя ее даже до ныне, так опять радость объяла Марию и (объемлет) семя ее даже до ныне. И так как были мы некогда сынами Евы и познавали проклятие ее (сущим) и на нас, чрез помыслы наши бесчестные, так опять должны мы познавать себя, что мы рождены от Бога, чрез помыслы Духа Святого и чрез страдания Христовы, если они в самом деле есть в теле нашем, ибо написано в Апостоле: «испытайте себя, есть ли Христос в вас, разве точию чим неискусни есте» (2Кор. 13, 5).

2. Итак, когда носили мы образ перстного, мы познавали, что мы сыны его из бесчестной материи помыслов его, живущих в нас, кои суть страсти. Облекшиеся же во образ Небесного познают себя, что сыны Его суть, чрез Духа Святого, в них живущего. Так Исайя взывал, говоря: «страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом, и поболехом, и родихом дух спасения, которым очреватели на земле» (Ис. 26, 1–8); опять написано и в Екклесиасте: «якоже кости во чреве раждающия, тако путь Духа» (Екк. 11, 5). Ибо как Св. Дева чревоносила Его во плоти, так приявшие благодать Святого Духа носят Его в сердце своем, по слову Апостола, который говорит: «да даст вам Отец небесный утвердитися Духом Его во внутреннем человеце, вселитися Христу верою в сердца ваша, в любви вкоренени и основани, да возможет представить себя со всеми святыми» (Еф. 3, 16 – 18); и опять: «имамы сокровище сие в скуделных сосудех, да премножество силы будет Божия, а не от нас» (2 Кор, 4, 7),

3. Итак, если достиг ты до того, что говорит следующее слово: «в тойже образ преобразуемся от славы в славу» (2Кор. 3, 18), и исполнилось на тебе слово Апостола, которое говорит: «мир Божий да водворяется в сердцах ваших» (Кол. 3, 15), – и: «аще Христос в вас»28, «плоть убо мертва греха ради» (Рим. 8, 10); если достиг ты до того, что говорит еще и следующее слово: «из тмы возсиял в сердцах ваших свет познания Бога» (2Кор. 4, 6), – и исполнилось на тебе слово: «да будут чресла ваша препоясана, и светильницы горящии: и вы подобни человеком, чающим господина своего, когда возвратится от брака» (Лк. 12, 35. 36), чтоб не заградились уста твои, не имея, что сказать в оправдание себя, посреди святых; если знаешь, что в сосуде твоем есть елей, как у мудрых дев, чтоб войти в брачный чертог и не быть оставленным вне; если ощутил ты, что дух твой, душа и тело соединились безукоризненно, и восстанут в день Господа нашего Иисуса Христа незапятнанными, если ты сделался необличаемым и незазираемым совестью, если стал ты дитя, по слову Спасителя, Который говорят: оставите детей приходити ко Мне: «таковых бо есть царствие небесное» (Мф. 19, 14): то истинно сделался ты Ему невестою, и Дух Святой ввел тебя в наследие, когда ты еще в теле. Если же не так, то ожидай печали и стенания горького, то стыд и посрамление предыдут тебе пред Святыми.

4. Сие же ведай, что как дева, вставая утром каждодневно, никакого другого дела не касается, прежде чем украсить себя для жениха своего, часто глядясь в зеркало, – нет ли на лице ее какого пятнышка, и оно не понравится жениху ее, так великая есть забота у Святых день и ночь испытывать действование свое и свой помысел, чтоб знать, под игом ли они Бога и Святого Духа, или нет.

5. Итак, усердно подвизайся, брате, в болезновании сердца и тела, с разумом, стяжать вечную оную радость, потому что редки удостоившиеся ее, кои стяжали меч духовный и освободили душу свою и чувства от всякой скверны страстей, как сказал Апостол (2Кор. 7, 1; Еф. 6,17). Силен же есть Бог вспомоществовать немощи нашей, да сподобимся достигнуть (того, чтоб быть) со Святыми Его. Аминь.

* * *

28

У Паисия: в уме вашем.


Источник: Добротолюбие : [В 5 т.]. / Пер. с греч. святителя Феофана Затворника. - Изд. 4-е. - Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2010. / Т. 1. – 606 с.

Комментарии для сайта Cackle