преподобный Феодор Студит

Подвижнические монахам наставления

200. 1) Ублажив братий за строгую иноческую жизнь и указав в этом черты мученичества, убеждает продолжать так, обнадеживая, что в будущем станут вместе с мучениками. – 2) Уверяя, что в будущем все, что лишаем мы себя здесь произвольно, получим в совершеннейшем виде, убеждает радоваться всем лишениям, и крепко держаться пути своего. – 3) Помянув о смертности, приглашает готовиться к смерти; и просить молиться об умершем брате, не очистившем совести своей от любоимания (так как в келье его нашли два сребренника), – назначив поклоны. [31, 36]

1. Благодарю вас, – чада, что, по теплейшей любви к Богу, день от дня преуспеваете вы в угождении Господу, непрестанно благоговеинствуя, благожелательствуя, подвизаясь, воздерживаясь, довольствуясь тем, что дается, хлебом в меру и малостью вина, между тем не отставая от других в подъятии труда по работе, в неоставлении правила, в скорейшем пробуждении и приходе в собрание, в терпеливом стоянии до конца службы, – являя кротость, незлобие, безропотность: ибо ропщет ли кто, грех ему есть. Таковы подвиги проводящих послушническую жизнь в отсечении своей воли: в их мученичестве, вместо огня, котлов с смолою, стрел, когтей, мечей и крестов служат выше названные подвиги и еще следующие: поношения, бесчестие, сухоедение, измождение плоти чрез воздержание, нуждение себя, терпение скудости во всем, в одежде, в обуви, в крове и во всем прочем, потребном для жизни. поелику венцы нам предлежат за претерпение прискорбностей и страданий, то будем мужественно проходить наш мученический подвиг о имени Господа нашего Иисуса Христа, чтобы там обрестись в одном чине со святыми мучениками, где вместо здешних скорбей, лишений и стенаний воздано будет нам: вечной жизнью, радостью неизглаголанной и веселием неописанным.

2. Нет у нас здесь града, по причине нашего отречения и от родины, но там мы будем гражданами вышнего Иерусалима; называть кого-либо отцом по плоти не следует нам, но за то в веке оном обретем Отца в Боге; безнаследны мы на земле, но там дастся нам наследие со Христом; в утешениях плоти пищей, питием и всеми другими чувственными удовольствиями мы отказываем себе, но вам известно, что там будете наслаждаться тем, чего око не видало, о чем ухо не слыхало и что на сердце человеку не восходило. Почему радуйтесь и, взирая на сие, не падайте духом, не разленивайтесь, не бойтесь ни настоящих, ни будущих трудностей, будь они еще тяжелее. – Но что я говорю? Хоть огонь, хоть меч, хоть смерть, все это ни во что вменяя, держитесь крепко пути своего.

3. По успению братий наших видите, что и к смерти каждый час приближаемся мы: вчера один отошел, другой за несколько дней прежде, – при дверях уже и еще кто-нибудь есть; а после него кто? – Может быть, я, да скажет всяк, – и начинай готовиться. – Поведать вам хочу и печаль души моей о брате Василии скончавшемся, что он отошел, не очистив совести своей, так как у него нашли два сребренника. Увы! какое ослепление! На чем удержал его дьявол? Два сребренника почел ценными более царствия небесного. Не раз говорил я ему, что овол ли, или иглу, или писало, или другое что возьмет кто и припрячет у себя, этим одним наполняет он все место греха. Вы конечно видели это и сами у св. Кассиана, который говорит, что, по св. Марку, один грех наполняет место одиннадцати (измеряя полноту грешности двенадцатью). Почитая нечто своим и имея то, он душу и сердце свое туда вложил: ибо где сокровище, там и душа. Где же отречение? – Помолимся убо о нем, и одну неделю будем каждодневно класть за него по три поклона и творить тридцать молитв, да простит ему Господь прегрешение его.

201. Изобразив братий совершенными во всех иноческих подвигах, прибавляет: будем на всегда таковы, делая каждый свое дело в свое ему время. [3 1, 37] Призрением да призрит Бог на насаждение ваше и Сам Он, насадивший сей истинный виноградник ваш, да напояет вас водами Духа Святого, и да возращает в меру совершенства до всякого истинного плодоносия. Меня же выше дело сие, выше немощи моей покушение на то. И «кто есмь аз, Господи», прилично мне взывать, и что «дом Отца моего», что Ты так возвысил меня, скверного и нечистого, недостойного быть и в ряду овец? – Но Он приемлет меня и долготерпит на мне ища и ожидая обращения моего и исправления. Ибо кто станет пред Ним и умилостивит Его о грехе? Кто упасет стадо Его в крепости? Кто так близок к Богу, чтоб приводить к Нему и других? – Я далек от этого, в мере расстояния неба от земли. – Но радуюсь, что вы право течете, и по заповедям Божиим шествуете, и, друг другу подражая в добром, все вкупе возвышаетесь в совершенстве. Во истину в вас пребывает Бог, благословляемый и служимый вами, и Дух святой почивает на собрании вашем. Хоростояние ваше – хорование Ангельское, псалмопение – пение бесплотных, и все поведение ваше – поведение воистину небесное, в коем нет и тени плоти и крови, ни желания самовольного, ни попечения погибающего, ни заботы суетной, ни утешения отверженного и ничего прельщающего, и никого прельщаемого; но все полно тишины и мира, одно у вас желание, одна воля, одна душа и сердце, одно течение, одно стремление – Бога достигнуть, одна жизнь, во истину вы – Богозванное братство, Ангелоподобное, которое во плоти суще, выше плоти есть и в мiре суще, вне мiра есть, по бесстрастию. Вы достигли в добрые меры и, шествуя царским средним путем, избегаете стремнин, кои по ту и другую сторону. Богоприятны ваши подвиги и ваше воздержание, ваш сон и бодрствование, молчание и говорение, труд и отдых, молитвы и моления. Если когда несколько поумереннее и поснисходительнее к немощи своей действуем, но скоро опять беремся за строгость; если настоящий час немного расстроит нас, то следующий опять все поправит: настает утреня, потом литургия, чтение жития святого, поучение и опять приходит в свой чин, кто несколько отстранился от него. И друг другу мы в помощь, друг другу – ограда; и дьяволу нет места среди нас, при помощи Божией и молитвах отца нашего. Придите же, емлемся каждый за свое служение; никто не твори дела Господня с небрежением, страшась кары, изреченной на пренебрегателя и ропотника. Все действуйте, наблюдая свое для каждого дела время. Когда время труда, трудитесь, а когда время отдыха, отдыхайте; когда время спанья, спите; когда время молитвы, молитесь чисто, плачьте, проливайте слезы, ибо на плач призваны мы; когда же время подкрепиться пищей, вкушайте с благодарностью предлагаемое; когда время говорения говорите разумно: ибо есть свое время каждой вещи, по слову Божию. Так проводящий дни, свои, шествует, добре шагая. В таковых делах и расположениях да утверждает, да укрепляет и да держит вас Господь Бог наш, во славу имени Своего Святого.

202. 1) Отсечением своей воли в жертву себя приносите Богу: будьте всегда таковы и во всем, и милость Божия выну будет с вами. – 2) Только делайте все чисто, смиренно и благообразно. – 3) Богатитесь добродетелями каждый по дару своему: ибо не всем все дается, но плодов от всего у нас причащаются все, потому что мы все – одно тело. [31, 38]

4. Желаю вам улучить чаемые блага, и быть благоплодной и благоприятной Богу жертвою чрез послушание ваше: ибо вы, чрез отсечение воли своей, всегда заклаете себя в жертву и приносите ее на духовном жертвеннике в воню благоухания Владыке Богу. Почему божеской ревную ревностью, да будет непорочное ваше приношение и служение неотметно и не лишено благостынного благоволения Божия. – Будет же сие, если пребудете ревностны, терпеливы и постоянны в молитве, смирении, сокрушении, богомыслии, воздержании, в борьбе с сопротивными и преодолении их. – Молю убо вас, будьте таковы и терпите, теките и проходите стезями добродетелей, боритесь и побеждайте, – и получите венцы небесные.

5. Не вотще течете и не всуе трудитесь, но смотрите, не поткнитесь, и малыми какими попущениями нерадения и небольшими поскользновениями не низриньте с высоты упование ваше, и в конец не разорите духовного дома добродетелей ваших. Потому, как чистые все чисто делайте для чистого Господа; все смиренно приносите, гордым противящемуся, Господу; все невинное и непорочное посвящайте жениху Христу. «Слово ваше да бывает всегда, во благодати, солею растворено, ведети, как подобает вам единому комуждо отвещавати» (Кол. 4, 6); нрав ваш да будет благостынею украшен, да даст благодать приближающимся; движение ваше, поступь и беседа да будут, как Богом управляемые, назидательны для видящих. Желаю, чтоб все вы были, не как я, ибо я нечист и неразумен, но как святые отцы наши, как Акакий, как Досифей, как Авва Кир, как Антиох, как Петроний, а потом, как Евфимий и Савва, – приложу уж, – и как Антоний великий.

6. Итак, богатитесь добродетелями, наполняйте сокровищницу свою слезами, сокрушениями, долготерпениями, трудами, скорбями, по данной вам благодати: ибо один одно, другой другое имеет естественно и богодарованно. И если ты в одном превосходя, в другом уступаешь ближнему, не печалься и не завидуй: «коемуждо бо якоже Бог разделил есть меру веры», так и есть. Впрочем никто не лишается ничего: ибо все вы едино есте многочисленное тело, и добродетели ваши взаимно переходят от одного к другому и обратно, по безмерной благости Бога, Который каждого из нас мыслит как всех, и всех, как каждого.

203. 1) Хвалю вас, что все оставив, охотно течете тесным путем. – 2) Радуйтесь сему; ибо воздаяние велико. – 3) Ведая сие, мужайтесь все смиренно претерпевать, что прилучается терпеть, по порядкам жизни нашей. [31, 39]

7. Хвалю вас пред Богом и людьми за вашу верность правилам нашим и ваше терпеливое следование по стопам древних отцов наших. Силою Божией и содействием молитв отца нашего, вы возмогли восприять наилучшую жизнь, и собравшись во едино, отчужденную от всех и всего проводите жизнь, отторгшись от плоти и крови и свыше от Бога родившись. – Так, еще живи суще, умерли вы произволением, и еще во плоти пребывая, к тому стремитесь, что выше плоти. Любовь к родителям не удержала вас и не держит, дом и родина не занимают более вас, и исполняется на вас слово Апостола: «наше житие на небесех есть» (Филип. 3, 20). Также опять, – вы скорби терпите, злостраждете день и ночь, поститесь, бдения совершаете, чистыми себя блюдете, плоть истощаете, боретесь с отсечением своих желаний. Это и есть тесный путь, вводящий в живот, по которому немногие ходят, между тем как по пути широкому и пространному, ведущему в пагубу, очень многие текут.

8. Радуйтесь же, радуйтесь и веселитесь, что великая сокровиществуется вам награда на небесах. Потому, если терпеливо пребыв до конца в послушании, улучите вы свет неизреченный, что сего вожделеннее? Если сподобитесь быть сожителями Ангелов, что сего блаженнее? Если сделаетесь обитателями рая, где нетление и всякое обилие вечных благ, где вода, текущая в живот нескончаемый, что сего дивнее и чудеснее? Если со всеми праведными явитесь сияющими, как солнце, сонаследниками Христа, что сего великолепнее? Если, при собрании всей твари пред страшным престолом Христа Бога нашего, когда Он явно придет во славе, с бесчисленными воинствами Ангелов, и когда одни услышат: «придите благословеннии,» а другие: «отыдите проклятые», вы окажетесь в числе первых, – что может сравниться с тогдашнею вашей радостью и изумленным восторгом?

9. Сего ради взываю к вам: будем доблестно переносить все настоящие прискорбности; будем мужественно противостоять брани плотской, и угашать огнь похоти, когда он возгорается в членах наших; будем терпеливо нести труды бдения, поста, послушания и работ ручных; будем охотно отсекать воли свои, и смиренно переносить оскорбления братий; будем благоговейно выстаивать в церковных собраниях псалмопения и молитвы; будем терпеть нищенскую одежду и обувь; не будем любить славы человеческой; будем погашать гнев, прогонять уныние и леность, умерять порывы души, закрывать многоречивые уста, приучая их говорить только нужное и полезное, – и все прочее делать, как подобает делать пред лицом Бога всевидящего. – Над всем же сим да дарует нам Господь Бог наш, сильный и державный, и дивный во святых Своих, по молитвам отца нашего, единую душу и единое сердце, единым Духом сохраняя нас непреткновенными пред Ним.

204. 1) Удаляйтесь от всего, что может раздражать нечистую похоть, и терпите все неприятное: за что воздаяние велико. – 2) Сколько мiряне терпят, служа суете? Мы же Богу служим царствия ради: как же нам не терпеть всего, случающегося с нами на пути сем. [32, 1]

10. Хотел бы я каждого из вас лично видеть, и по возможности с каждым побеседовать, болезнуя о спасении вашем. Но как гонение настоящее не дозволяет делать это, то письменно прошу всех вас, – и вмести еще находящихся, и особенно рассеянных, – внимать себе тщательнее, ничего не дозволяя себе кроме повеленного, особенно продерзости во взаимных отношениях; не размножайте слов с детьми, и тем паче с женщинами; если же нужда будет видеть их, или говорить с ними, делайте это со всевозможной осторожностью: горе ум, очи долу. Ибо Писание говорит: «Девы не назирай. К спевающей не примешайся» (Сир. 9, 5. 4). Но как сознающие Бога присущим и назирающим всякое ваше движение и действие, – и телесное и душевное, – так держите себя и ведите, в какое место ни направились бы вы, благодарно перенося и все прискорбности по случаю гонения, в чаянии отложенного вам за терпение воздаяния. «Ибо не обидлив Бог, забыти дела вашего и труда любве, юже показасте во имя Его» (Евр. 6, 10), с первого дня отречения вашего, когда оставили вы мiр и все мiрское: родителей, детей и братьев, род и отечество, и самое тело предали на несение тяготы послушания. – Как велико звание ваше! Как еще большее того готово вам воздаяние!

11. Не видите ли живущих в мiре, как они крушатся и бедствуют: одни, сельским хозяйством занимаясь и подлежа народным налогам и требованиям, так что самим им едва остается что на содержание; другие, в военную службу поступая сухопутную или морскую, где нападают и подвергаются нападениям, поражают и поражаемы бывают. Мы же, свободны будучи от всего этого, сподобляемся служить Единому Богу живому и истинному. Не достаточно ли для нас этого к утешению, благодарению и радованию нашему? – Ибо, если будем жить внимательно, все делая благообразно и по чину, воздерживаясь от плотских пожеланий, кои воюют на душу, тотчас отражая приражения их и блюдя чистоту души, то несомненно сподобимся вечных благ.

205. В Мясопуст надо не невоздержанию предаваться, а углубляться в чтенное Евангелие, и соответственное тому полагать намерение жить святее, да наследуем царствие небесное. [32, 2] Общий у верующих закон, в нынешний день (Мясопуст) людям житейским заговляться на мясо. Видим же мы что? Видим, что они ныне предаются неудержимому мясоястию и винопитию, а при этом и разным, игрищам и забавам о коих не «леть есть и глаголати». Надлежало бы вкушать умеренно, что предлагается с благодарением Господу, приготовляясь к предлежащему скоро более строгому воздержанию во всем; а они, повинуясь внушениям дьявола, делают совершенно противное тому. – Вам же я скажу, что нам монахам не следует заходить туда даже помышлением, и желать вожделеваемого ими, что не желания достойно, а всякого порицания и отвращения. – Напротив, вдадимся паче вниманием и размышлением в читаемое ныне Евангелие о великом и страшном дне второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа, когда Он, яко Судия праведнейший, овец поставит одесную Себя и козлищ ошуюю; и к сущим одесную возгласит блаженное оное и желанное воззвание: «придите благословеннии Отца моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мiра»; а к сущим ошуюю изречет горькое оное и поражающее решение: «отыдите от Мене проклятии в огнь вечный, уготованный дьяволу и аггелам его» (Мф. 25, 34. 41). О сем, страха, трепета и исступления исполняющем, решении помышляя, надлежит нам и им, припадая со слезами умилостивлять милостивого Бога, прежде, чем придет час испытать слышимое на самом деле. – Почему, между тем как те, так по своему проводят дни сии, мы, пришедши в чувство от слышанных евангельских проповеданий, положим в сердце с большим страхом и трепетом служить Господу нашему, всякое из души изгоняя зло, и всякое вместо того вводя доброе расположение, утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, и все другое доброе и достохвальное, да, достойно Евангелия Христова поживши, наследниками быть удостоимся царствия небесного, во Христе Иисусе, Господе нашем.

206. Хоть у нас всегда пост; однако же всякой да приложит что-либо и еще в наступающий пост. Над всем же все воспримите щит веры и шлем спасения. [32, 3] Не будем отлагать день от дня исправления своего, как научает нас враг: «не веси бо, что породит находящий день» (Прит. 3, 28). – Се уже при дверех и вожделеннейшие дни св. Четыредесятницы, дар поста вводящие. – Такое количество времени постился Господь наш, сим оружием победив искушавшего Его искусителя. Мы же не так; но все дни жизни нашей проводим в посте: ибо у нас нет роскошных мясных яств, не спешим мы заутра выпить сикера, не ищем, где пиры бывают, не спим на слоновых одрах, не едим еще отдоеваемых молоком козлят, не пьем искрящихся вин, – что велегласный Исаия приписывает мудрствующим земная. Далеко все такое от благочествующих, и тем паче от честного нашего общежительного иночества. У нас и простых блюд немного и ничего при этом не бывает другого, раздражающего до безумия душу: но хлеб, и тот в меру, и некоторые растительные яства, и тех понемногу. Нас потому не устрашит всечестная четыредесятница, так как диета ее почти что одинакова у нас с диетою прочих дней. Впрочем и из нас каждый да прибавляете малое нечто в той иди другой из наших постнических добродетелей: в пощении уединение с рукодельем, в послушании – несмущенность, в молчании уступчивость, в псалмопении тихую стройность. Тот с большим усердием пусть займется работою; этот да украшает молчание благовременностью; иной да будет в радость и утешение печальным братиям: ибо велика похвала говорящему, если он смягчает сердечную печаль брата; иной еще пусть умножит поклоны, или услужение, или нужные распоряжения; и вообще никто не будь празден и без дела. Хоть и малое что приложит кто, благоприятно будет то Богу, если делаться будет с усердием, как показали то две лепты вдовицы; возмогайте также в бдении, в песнословии и во всяком благочинии. Над всем же сим воспримите щит веры, чтобы возмочь вам устоять против козней дьявола и все лукавого стрелы разжженные угасить, – и шлемом спасения покройте главу, утверждаясь во Христе Иисусе Господе нашем.

207. Один одно, другой другое прилагает, по уставу, обще же всем да будет: ничего не делать по своей воле, и внимать себе, чтоб чрез помыслы не дать входа в себя врагу, и беспрепятственно преуспевать во всем добром. [32, 4] Благой Бог наш, дающий нам жизнь, и из года в год ведущий нас путем сей жизни, ввел нас по Своему человеколюбию и в настоящее время поста, в которое каждый из ревностных, как сказано, умножает подвиги свои, по своему произволению: ревнующий о воздержании постится по два и по три дня; ревнуюшдй о бдении, столько и столько проводит времени в бдении; упражняющийся в коленопреклонении, совершает их теперь в большем количестве; иной с другими подвижническими деланиями делает тоже самое; и просто сказать, великую в дни сии можно видеть у всех ревность и усердность к подвигам. Но истинный послушник, всегда действующий по закону послушания, не в какое-либо только время, но всегда имеет одинаковый образ подвижничества. Какой же это? Тот, чтоб не по своей воле шествовать, но управляему быть в своем действовании начертанием руководителя своего: что есть самый высший из всех ревностно проходимых деланий, и имеете за собою мученическую диадему. Так делают ревнители. Впрочем, кому неизвестно, что на этот пост, по изначальному преданию, уставом определено и для всех изменение яств, прибавление поклонов и увеличение псалмопения. Почему, прошу, примем с радостью дар поста, и не хмурясь, но с лицом веселым будем проходить его, в незлобии, в неосуждении, в безгневии, в безлукавствии, в беззавистности, наипаче же в мире и любви друг ко другу, в кротости, в послушности, в приумножении милости и плодов благих. Паче же всего будем держать бодренное внимание к прилогам помыслов, чтоб не отворить дверь страстям и не дать входа дьяволу, как учит Писание, говоря: «аще дух владеющего взыдет на тя, места твоего не остави» (Еккл. 10, 4): ибо враг имеет власть подлагать помыслы, но не имеет власти входить. Мы сами себе господа; не отворим двери, и не войдет. Оградим же душу свою, как невесту Христову, и сохраним ее не уязвленной стрелянием помыслов; ибо чрез то можем мы сделаться жилищем Духа Святого, и сподобимся услышать: «блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5, 8). И вообще, «елика суть истина, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна, аще кая добродетель, и аще кая похвала сия», – говорю Апостольским словом, – «и помышляйте и творите: и Бог мiра будет с вами» (Фил. 4, 8. 9).

208. Постнические труды облегчаются навыком, при терпении и постоянстве; наипаче же богомыслием коего и предметы указуются. [32, 5] Как всякое начало трудно, так и начало поста, по случаю изменения в пище, и в предметах нашего действования, встречает некое неудобство и затруднение; но терпением и неотступностью в держании его они облегчаются и смягчаются, как и написано: «всякое наказание» (обучение) «в настоящее время не мнится радость быти, но печаль: последи же плод мирен наученным тем воздаст правды» (Евр. 12, 11). Почему и мы, удостоившись пройти одну неделю поста, как уже приобретшие некую опытность в нем, усерднейшими должны быть на продолжение его, ведая, что усердие сие мощными делает и душу и тело, как напротив разленение легкое делает тяжелым и удобное затруднительным. однако же и чрез меру напрягаться в подвигах своих не будем, чтоб с успехом в духовном соблюсти и здравие телесное. Ибо какая польза сначала быстро тещи, потом совсем ослабеть и остановиться? Но лучше тещи с расчетом и сдержанностью, имея в виду расстояние до конца течения. поелику же целодневное напряжение усилия в труде и внимания обыкновенно порождает потребность в некоей льготе; то будем (и между делом, и в конце его) питать душу благим Богомыcлием и духовными созерцаниями, помышлениями не о мiрском чем и суетном, – смутительном и горьком, – но о небесном, услаждающем и обвеселяющем. «Помянух», поется в Псалме, «Бога и возвеселихся» (Пс. 76, 4). К Богу убо ум наш, к небесным созерцаниям, к красотам рая, к вечным обителям, к Ангельским ликостояниям, и нашему туда переселению, – к тому, где ныне души праведных и грешных, – как совершится явление Господа нашего Иисуса Христа, когда, по слову Божию, небеса прейдут, стихии разорятся, земля и яже на ней дела сгорят, – как душа воспримет опять тело свое, – каково будет оное собрание людей от Адама до скончания века, каково будет паче солнца блистающее, превожделенное и страшное лице Христа Господа, – какой глас Его услышим, – наконец, каково будет окончательное решение, праведных призывающее в царство небесное, а грешных отсылающее на вечные муки. – Вот о чем надлежит нам помышлять и пещись, и в чем вращаться умом, яко вне мiра сущим и ничего общего с живущими по плоти не имеющим, – и от сих помышлений приходить в сокрушение и слезы, и просвещаться, научаясь проводить здешнюю жизнь мирно и безмятежно, в надежде сподобиться будущих вечных благ.

209. 1) Прежде всего благодарить Бога надо – за бытие, за всыновление через св. крещение, за монашество, за исповедничество пред иконоборцами. – 2) И за веру, от которой все, и которая в разных степенях является, но для всех доступна, несмотря на худородие и невежество. [32, 6]

12. Много добродетелей указал нам Бог, содействующих нам в деле спасения; одна из первейших среди них есть благодарение. Апостол Павел говорит: «первое убо благодарю Бога моего Иисусом Христом о всех вас, яко вера ваша возвещается во всем мiре» (Рим. 1, 8). И везде является он за все благодарящим Бога. Но как сам благодарил за все, так и всем заповедал: «о всем благодарите»; и чтоб не подумал кто, что это есть только его собственный добрый совет, присовокупил: «сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе» (1Сол. 5, 18). Говорится и в Лествице, что в молитве всему должно предшествовать благодарение: «прежде всего изобразим, говорит, на хартии нашего моления искреннее благодарение Богу.» Сказав, что за сим должно следовать в молитве, св. Лествичник заключает: «сей образ молитвы одному из братий от Ангела Господня был показан» (Сл. 28, гл. 7). Возблагодарим же Бога, во первых за то, что привел нас из небытия в бытие, «создав нас на дела благая, яже прежде уготова, да в них ходим» (Еф. 2, 10). Возблагодарим Его за то, что Он ввел нас в усыновление через Святое Крещение, как говорит Евангелие: «Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его, иже не от крове, ни от похоти плотские, ни от похоти мужеские, но от Бога родишася» (Ин. 1, 12. 13). Возблагодарим и за то, что даровал нам войти в монашескую совершеннейшую жизнь, предуказав ее в слове Своем некоему юноше: «аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим; и прииди (и) ходи вслед Мене, взем крест» (Мф. 19, 21; Мр. 10, 21). Возблагодарим и за то, что ввел нас в предлежащее исповедничество (по случаю иконоборства), не дав нам прельститься и впасть в еретическое заблуждение: ибо мы ведали и исповедали, что единородный Сын Божий, прияв плоть, является описуемым по плоти, и имеет образ, и в образе сем поклонение приемлет. Сколько людей находится вне Евангелия в заблуждении и неверии? Сколько других, в числе Евангелие приемлющих, есть таких, кои заблудились о вере и потерпели крушение, как и иконоборцы, не исповедующие, что Христос описуется по плоти и имеет образ, и что образу Его поклоняться следует, и через то сами себя лишают спасительности Его воплощенного домостроительства? – Помышляя о сем, имеем мы, за что сердечно благодарить Господа, в благодарности в сокрушение приходить, в сокрушение слезы источать, в слезах просвещаться, в просвещении преуспевать в деле спасения нашего.

13. Возблагодарим Бога за веру, и за ту меру веры, какую имеем. Ибо вера едина есть сама по себе, но, по мере нашего объятия ее, бывает то велика, то мала. Так Господь говорит Петру: «маловере, почто усумнелся?» (Мф.14, 31). В другом месте: «о жено, велия вера твоя: буди тебе, якоже хощеши» (Мф. 15, 28). И опять: «ни во Израили толики веры обретох» (Мф. 8, 10). Так вера то великой, то малой является. Но никто не говори: я простец, как мневозможно постигнуть веру? Всеблагой Бог на всех простирает лучи благости Своей. – Что говорит Апостол? «Видите звание ваше, братие, яко не мнози премудри по плоти, не мнози сильны, не мнози благородны: но буяя мiра избра Бог, да мудрые посрамит: и немощные мiра избра Бог, да посрамит крепкая: и худородная мiра и уничиженная избра Бог, и не сущая, да сущая упразднит» (1Кор. 1, 27. 28). Не видите ли, как и к вам приложимо сказанное? Не помните разве блаженного брата нашего Фаддея, не говоря о других? Не Скиф ли был он? Не рабом ли служил у людей? И в монашество поступил, не по освобождении ли от рабства? – А между тем каким явил он себя и в предыдущем, и в настоящем исповедничестве? – поелику он объял веру свою и объят был ею, и вместив ее достодолжно, мужем совершенным явился, то сподобился и венцом мученичества украситься, переселясь отсюда в другую жизнь, три дня спустя после страдания. – Будем и мы таковыми же, не станем выставлять в предлог неучености своей, но будем искать познавать и увеличивать веру свою. И будет так, если добрая жизнь будет сопутствовать вере. Ибо вера, любовью споспешествуемая, совершает спасение наше. От обеих их – спасение души; и ни вера одна сама по себе, ни любовь одна сама по себе не спасают; но обе вместе, будучи соблюдаемы и сочетаемы. Буди и нам так благонастроиться, да достигнем в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова, и сподобимся со всеми святыми обетованных вечных благ.


Источник: Добротолюбие : в русском переводе : [в 5 т.]. - Изд. 4-е. - Москва : Изд-во Сретенского моностыря, 2010. / Т. 4. – 608 с. ISBN 978-5-7533-0414-8

Комментарии для сайта Cackle