Источник

О спасении нашем

Вопрос: В чем состоит спасение наше (св. Димитр. Ростовск.)?

Ответ: В сердце и в Бозе: в сердце произволяющем, начинающем, к Богу обращающемся, а в Бозе: помоществующем, содействующем и в конец добрый производящем... Спасает человека: Благодать Божия, содействующая произволению человеческому, и произволение человеческое, содействующее благодати Божией. Господь готов спасти нас, но только ожидает горячего, по мере сил наших, стремления к Нему воли нашей, и Сам производит в нас благую от произволения веру и усердие, и всякое преуспеяние.

Благодать – говорит Марк подвижник: не престает вспомоществовать нам тайно; но в нашей власти состоит по силе делать добро, или не делать. Хотя волю нашу в добрую сторону направляет и ей вспомоществует благодать Божия, но, чтобы не дать даров своих беспечным, она выискивает случаи, заставляет нас желать помощи ее, и подает дары свои всегда вследствие наших усилий. Хотя младенец – замечает св. Макарий Великий: ничего не способен делать, или не может на своих ногах идти к матери своей, однако же, ища матери своей, движется, кричит, плачет, и матерь сжаливается над ним: она рада, что дитя с усилием и воплем ищет ее; а так как младенец не может прийти к ней, то сама матерь преодолевается любовию к младенцу за долгое искание его, подходит к нему и с великой нежностью берет, ласкает и кормит его. То же делает и человеколюбивый Господь Бог с душой, которая приходит и взыскует Его.

Бог дал нам власть избирать доброе или худое, хочет, чтобы мы были свободно добры; посему, если мы не хотим, Он не приневоливает нас и не принуждает; ибо быть по принуждению добрым, не значить быть добрым: принужденно никто не может быть добрым.

Таким образом, изменяемость нашей природы приносит нам величайшую пользу; ибо от нее зависит преуспеяние в добродетелях, беспрерывное изменение к лучшему. Она приближает к Божеству того, в ком совершается сие счастливое изменение. Изменяемость нашей природы служит нам как бы крыльями в стремлении к высшему..., и для нас было бы несчастие, если бы мы не были способны к изменению к лучшему.

Итак, человек, видя в природе своей склонность к изменению, не сетуй; но, беспрестанно изменяясь в лучшее, и преобразуясь от славы в славу, изменяйся каждую минуту, становясь лучшим чрез ежедневное возрастание; всегда усовершаясь, и никогда не достигая конца совершенства. Ибо в том и состоит истинное совершенство, чтобы, возрастая и усовершаясь, никогда не останавливаться в сем возрастании и не находить предела усовершенствованию, как сказал Сам Христос: «Будьте совершенны, якоже Отец ваш Небесный совершен есть“ (Мф.5:48). А сего совершенства достигнуть нелегко, и всей вечности для сего недостаточно; да в строгом смысле слова это и невозможно, потому что ни в святости, ни в совершенстве никто сравниться с Богом не может. Повелено же сие нам для того, чтобы мы, помышляя святость и совершенства Божии, старались всем усердием и сами совершенствоваться в добродетелях, задняя забывая, в предняя же простираясь, как сказал Апостол, и чтобы не подумали, будто можно достигнуть такой степени святости, выше которой нельзя уже идти.

Составитель.


Источник: Душа человеческая. Положительное учение Правосл. Церкви и святых отцов. Выписки из разных духовных книг. Издание подготовлено Свято-Троицким Ново-Голутвиным женским монастырем

Комментарии для сайта Cackle