Источник

Без помощи благодати Божией человек не может сделать ничего доброго

Душа моя яко земля безводная (Пс.142:6).

Земля хотя бы имела весьма хорошую почву, хотя бы с прилежанием была возделана земледельцем и засеяна добрыми семенами, не может принести плода, если ко всему этому не приимет в себе достаточно влаги водныя, и весь труд земледельца всуе погибает; потому что от трудов своих не может он собрать никаких плодов и во время зимы принужден бывает истаявать гладом.

Подобное сему точь в точь бывает и с душой нашей. Она по природе своей наделена Творцом всеми дарами, способствующими ей возращивать в себе, яко на доброй земле, все добродетели. Но все эти природные дары могут остаться совершенно бесплодными, если человек не будет напояем благодатью Святого Духа. Благодать же св. Духа подается только тем, кои жаждут сей благодати, сознают свою немощь и, подобно пророку, взывают: «возжада душа моя к Богу крепкому живому» (Пс.41:3); подается благодать тем, кои к действию благодати не ленятся приложить свой личный труд и все усердие. Без труда же с нашей стороны, и труда усиленного, благодать Божия содействующая никому не подается; потому что хотя Господь всем хощет спастися, но спастися желает не туне – не даром, а требует усилия с нашей стороны: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12).

Ради сего царствия св. мученики предавали свою плоть на раздробление и раны, а преподобные самовольно терпели всякия лишения и распинали плоть свою воздержанием и трудами; да и вообще – все святые всех времен получили благодать Духа Святого, а с нею и Царствие небесное, усиленным трудом и теплою к Богу молитвою.

Посему весьма ошибаются те, кои очень высоко ценят сами себя, свою собственную природу, и не стараются быть в общении с Богом – Источником истинной жизни и бессмертия, отвергают Богоустановленные Православной Церкви таинства, чрез которые подаются нам дары Духа Святого, без чего мы, как земля иссохшая, не можем принести ни единого доброго плода, разве только терние греха и волчцы богоненавистной гордости, которая и самого светлого ангела свергла с неба и вринула его в глубину адского мрака.

Равно ошибаются и те, которые вовсе не сознают достоинства бессмертной своей души, не веруют, что она создана по образу и подобию Божию, и предназначена для вечного блаженства в царствии небесном вместе с святыми Ангелами; но живут одною плотскою жизнию, по подобию скотов несмысленных – пьют, едят, веселятся, собирают богатства, ищут земной славы, не милуют нища и убога, о Бозе и вечной жизни совсем не помышляют и не желают сего. Таковые хотя мнятся быти мудры, но на самом деле глупы суть и безумны, потому что многие из них изучают все окружающее нас, распознают сокровенные законы природы, а сами себя познать не могут; не познавая же себя, не могут познать и Творца своего –Всеблагого, Премудрого, Всемогущего, Милосердного и Правосудного, воздающего каждому по делом его. Будучи же помрачены тьмою заблуждения, и самое бытие мира приписывают какому то безличному атомическому18 началу, как будто мир сам собою создался.

Таковым духом неверия заражены ныне многие из высшего и среднего класса, и душепагубный яд сей начинает помалу переходить и в низшие слои общества и отравлять души неискусных и легкомысленных рабов Христовых. О, горе таким верующим, или, лучше сказать, ни во что неверующим!.., а особенно горе тако учащим, мнящимся быти вождями правого пути, светилами, наставляющими ко свету, а на самом деле они – вожди слепые, которые и сами впадут в адскую яму и увлекут за собою всех своих последователей!.. Все они грозно истязаны будут на страшном суде Христовом (которому они тоже не верят): участь их будет горее всех язычников древних и современных, потому что те, не познавши истины, заблуждаются, a сии, зная все, не хотят верить, не хотят кичливого разума своего покорить истине Богооткровенного учения и правилам святой православной Церкви, в которой, как в богатейшей некоей сокровищнице, хранится все богатство чистейшей истины и все нужное ко спасению нашему.

Посему, братие, православные христиане, молю вас, берегитесь душепагубного сего учения, берегитесь разных лжеучителей, которые хотят отвести вас от покорности и общения Православной Церкви, потому что, отводя от Церкви, они отводят вас и от Христа Сына Божия, без Которого никто спастись не может, ибо Отец небесный дал Ему всякую власть на небеси и на земли (Мф.28:18), так что Сам Отец не судит никого, а весь суд отдал Ему – Сыну Своему; а посему, минуя Сына, никто не может прийти к Отцу, a следовательно, без посредства Сына и в Царствие Небесное никто войти не может.

Еще же веруйте несомненно, что весь мир видимый и невидимый стал быть не сам собою, но создан из ничего Всемогущим Словом Божиим; веруйте, что все содержится и управляется Премудрым Промыслом Того же Всемогущего Бога-Творца, и ничто в мире случайно не бывает, но все творится по мановению всеблагой воли Божией, подобно как в доме доброго хозяина, или в государстве, управляемом благоразумным государем, только в высшей степени пресовершенно, потому что и в распоряжении доброго хозяина и в управлении благоразумного государя, при всей их блогонамеренности, иногда бывают ошибки; но у Бога Всеведущего никаких ошибок никогда не бывает – что предначертано в Совете Его, то непременно и совершится, как сказал Сам Христос: «небо и земля мимо идут, словеса же Мои не мимо идут» (Мф.24:35), и еще: «скорее небо и земля прейдут, нежели иота или черта едина от закона, дóндеже вся будет» (Мф. 5, 18).

Веруйте, что без помощи Божией ничего доброго и полезного сделать мы не можем; без помощи Божией мы способны творить только грехи и преступление закона Божия, но и то, если Господь, по долготерпению Своему, попустит сие, т. е. если попустит исполнить делом то, что произволением нашим совершили уже в сердце, за что пред лицем Правосудия Его являемся виновными и подлежащими наказанию, хотя и в меньшей степени, чем за исполнение задуманного греха самым делом. Попускает же Он согрешать потому, что не желает стеснять свободного нашего произволения. А если иногда и удерживает грешника от злого дела, то творит сие единственно по любви к нему и ради какой-либо прежней его добродетели. Иногда же, милуя кого-либо невинного, не попускает злому человеку обидеть или умертвить его; и так избавляет одного от исполнения задуманного им преступления, а другого от обиды и смерти.

За таковое всеблагое о нас промышление и попечение буди Богу нашему слава во веки веков.

Монах Пахомий.

* * *

18

Атомы – неделимые малейшие частицы, из которых, по учению естествоиспытателей, состоят все тела. Но ведь и самые сии атомы не могли создаться сами собой, а созданы Богом из ничего. И как бы неверный человек ни мудрствовал, все же в конце концов выходит, что Бог создал вселенную, как говорит Пророк: «Той рече, и быша, Той повеле, и создашася» (Пс.148:5).


Источник: Душа человеческая. Положительное учение Правосл. Церкви и святых отцов. Выписки из разных духовных книг. Издание подготовлено Свято-Троицким Ново-Голутвиным женским монастырем

Комментарии для сайта Cackle