еп. Мефодий Кампанский

Источник

Паломничество на Святую Землю. Беседа с паломниками накануне отъезда

Завтра, если Господу будет угодно, мы вылетим на Св. Землю и завтра же будем на ней.

Что это за земля, которая называется Святой?

Это земля свв. Авраама, Исаака, Иакова. Земля царя Давида, земля свв. пророков Илии, Елисея, Иеремии и мн. др. Земля св. пророка и крестителя Иоанна.

Это – земля Обетованная, у порога которой умер Моисей на горе Нево́ и в которую ввел избранный народ Иисус Навин. Эта земля была центром большинства ветхозаветных событий и на этой земле прошли все Евангельские события. Она – как бы „открытое Евангелие”.

На Св. Земле родилась и возросла Пречистая Дева. Здесь были Ее Введение во храм и Благовещение. Здесь совершились события – Рождества Христова, Сретения Господня, Крещения-Богоявления, Преображения, Входа Господня в Иерусалим; здесь были Тайная вечеря, Страсти Христовы от Гефсимании до Голгофы, Воскресение Христово, Вознесение, Сошествие Св. Духа.

По Св. Земле ступали пречистые ноги Христовы, здесь слышался глас Его проповеди. Здесь Господь Иисус Христос творил чудеса – исцеления, воскрешение мертвых, хождение по водам, укрощение бури, насыщение голодных и мн. др.

На Св. Земле протекла вся земная жизнь Божией Матери и здесь было Ее Преславное Успение.

Здесь на Св. Земле началась проповедь свв. апостолов и отсюда она распространилась по всей вселенной.

Здесь была пролита кровь первых мучеников за Христа – свв. младенцев, св. архидиак. Стефана и мн. др.

На Св. Земле просияли святостью многие святые.

Иерусалим – св. град, и Иерусалимская Церковь – Мать всех христианских Церквей.

* * *

На Св. Землю для поклонения св. местам, молитвы на них, для обновления сил духовных стремились верующие во все времена и от всех народов – знатные и простые, богатые и бедные, ученые и безграмотные, святые и грешники.

Много потрудилась на Св. Земле св. равноап. царица Елена. Отсюда пошла на проповедь св. равноап. Нина. Сюда ездил поклонником свят. Николай Чудотворец. Здесь на Голгофе преп. Ксенофонт и Мария чудесно встретили своих сыновей Аркадия и Иоанна. Здесь подвизались преп. отцы Харитон, Евфимий Вел., Феодосий Вел., Савва Освященный, Иоанн Дамаскин и мн. др. Сюда из Александрии прибыла многогрешная Мария и здесь из великой грешницы она стала великой святой – преподобной Марией Египетской: пример покаяния и свидетельство, что нет греха человеческого, который превышал бы милосердие Божие.

* * *

На Св. Землю стремились верующие с благоговением и трепетом. Особенно сильное впечатление в этом отношении производит путешествие Давида Гореджийского, грузинского святого. Он много лет стремился поклониться Иерусалимским святыням и вот желание его исполнилось – из далекой Грузии прошел он долгий путь до Палестины и, наконец, с одной из окрестных гор увидал перед собою столь желанный св. град. Тогда он, святой, не решился идти дальше и, в виду Иерусалима, совершил молитву, поднял три камня на память и, не входя в город, вернулся на родину, сознавая все свое недостоинство осязать и приложиться своими грешными устами к таким святыням…

* * *

Издавна стремились на Св. Землю и русские люди. Из жития преп. Феодосия Печерского известно, как он в свои юные годы (значит, еще в первой половине XI в.), собрался уйти из материнского дома с паломниками, направлявшимися в Иерусалим.

В начале XII в. в Иерусалим ходил из России иг. Даниил. В свой далекий путь иг. Даниил отправился не позже 1113 г., а в Иерусалиме он был в 1115 г. Игумен Даниил оставил подробное описание своего пребывания на Св. Земле. Это описание во множестве списков расходилось по всей России и сохранилось до наших дней. Русский игумен пробыл на Св. Земле 16 месяцев. Молился о земле русской, о русских князьях, о иерархах, о своих детях духовных, за всех христиан. Он нашел себе вожатого, „старца святаго и весьма книжнаго”, который показал ему все свв. места в Иерусалиме и во всей Палестине.

Начинает свое описание иг. Даниил так: „Я, недостойный игумен русской земли, худший из всех иноков, смиренный по множеству грехов, не совершивший никакого добраго дела, с нетерпением желал видеть св. град Иерусалим и землю обетованную. И, благодатию Божиею, достигал я св. мест с миром и своими очами видел св. места, обходил всю обетованную землю, по которой походил ногами Своими Христос Бог наш и где совершил Он многие чудеса. Все то видел я своими грешными очами и все показал мне Господь видеть впродолжении многих дней, что желал я видеть…”

Описание пути у иг. Даниила начинается с Царьграда; он перечисляет все острова, города, церкви и др. достопримечательности; описывает Иерусалим и св. места в нем, говорит о путешествиях к Иордану, Иерихону, в Вифанию, в Галилею и др.

С подробностью Даниил описывает, как, подъезжая к Иерусалиму, за одну версту до него, все паломники издали поклонились храму св. Воскресения. „Тогда великая бывает радость всякому христианину, узревшему св. град. Никто не может не прослезиться, увидев землю желанную и св. места, где Христос Бог походил ради нашего спасения. И идут пешком к св. граду Иерусалиму с радостию великою”.

Иг. Даниил хотел поставить лампаду на Гробе Господнем и пошел просить об этом кн. Балдуина. „Князь с радостью повелел мне поставить лампаду и послал со мною своего лучшаго слугу к иконому храма св. Воскресения и к ключарю гроба Господня. Оба они велели мне принести кандило мое (лампаду) с маслом. Поклонившись им, я пошел на торжище с великою радостью, купил большую стеклянную лампаду, налил в нее чистаго деревяннаго масла, без примеси воды, и уже вечером принес ко гробу Господню, где застал одного только ключаря. Он отпер мне дверь ко гробу Господню, велел разуться и босого ввел меня к Гробу Господню. Здесь велел мне поставить лампаду мою моими грешными руками в ногах” – за всех князей русских, за всю землю русскую, за всех христиан русской земли. „Поставив лампаду мою на св. Гроб Господа нашего Иисуса Христа и облобызав с любовию и со слезами св. место, где лежало пречистое тело Господа Иисуса, вышел из гроба с великою радостию”.

Позже, в XII в., в Иерусалим прибыла княжна Полоцкая Евфросиния. Тогда в Иерусалиме был уже „русский монастырь”. Преп. Евфросиния скончалась на Св. Земле и была погребена в монастыре преп. Феодосия Вел., недалеко от Вифлеема. Позже ее св. мощи были перенесены в Россию, но память о месте ее погребения хранится до сих пор. Сейчас на этом месте стоит новый большой храм. В нем находится икона преп. Евфросинии Полоцкой, привезенная в дар Патриарху Иерусалимскому одним из наших паломничеств.

Вслед за иг. Даниилом и св. кн. Полоцкой Евфросинией на протяжении веков тянутся русские паломники на Св. Землю. Сначала это одиночки, небольшие группы, потом больше и больше; сотни и тысячи людей ежегодно бывали на Св. Земле.

Со 2-ой половины 19 в. очень способствовали развитию паломничества Русская Духовная Миссия в Иерусалиме и, особенно, Императорское Православное Палестинское Общество, которое приняло на себя и заботу о паломниках, и дело просвещения на Св. Земле, в Сирии и Ливане. Св. Земля была покрыта сетью русских низших и средних школ и имела русские учительские семинарии. Россия приобрела на Св. Земле драгоценные владения. В этом особенно потрудился приснопамятный архимандрит Антонин, могилу которого на Елеоне мы посетим. Русские места есть на Елеоне, в Гефсимании, в Вифании, у Дуба Мамврийского с самим Дубом. У самой Голгофы место Судных Врат, так назыв. „Раскопки” – русское; русские владения есть или были в Иерусалиме, в Яффе, в Назарете, в Магдале на Галилейском озере, в Хайфе.

Война 1914 г., а затем революция оторвали Св. Землю от Св. Руси. Паломников не было или почти не было. Только в 1952 г., по благословению Владыки Митрополита Владимира и при полном сочувствии митрополита Анастасия, впервые из Западной Европы было организовано православное русское паломничество, которое потом совершалось почти ежегодно. Теперь же по милости Божией, едем на Землю Святую и мы с вами.

* * *

Что можно теперь встретить на Св. Земле?

Как и тогда, во времена земной жизни Христа Спасителя, когда Господь там жил, ходил, учил, творил чудеса – повседневная жизнь людей шла обычным порядком: продавали, покупали, грешили, Господа Иисуса Христа не узнавали и не признавали; так и теперь, и в Иерусалиме и по всей Св. Земле живут люди своей жизнью – продают, покупают, грешат, о Господе забывают...

Пусть это никого из нас не удивит.

* * *

Со времени земной жизни Господа Иисуса Христа прошло более 19 веков. Много событий пронеслось за эти годы над Св. Землей. Многое разрушено, многое построено. Многое свидетельствует о любви людей ко всему, что связано со Спасителем. Каждое место, связанное с воспоминанием о земной жизни Сына Божия отмечалось, украшалось. Эти украшения часто грубые и безвкусные, но все они говорят об одном – здесь был Спаситель, мы помним о Нем, чтим и любим Его и в память Его мы, как могли, как умели, как понимали, эти места отметили и украсили.

На Св. Земле мы будем ходить по земле, по которой ходил Спаситель, будем видеть небо, которое Он видел, созерцать места, на которые Он смотрел, будем дышать воздухом, которым Он дышал.

* * *

Мы начинаем наше паломничество на Св. Землю. Да будет оно „благословенным паломничеством”, как там говорят. Да поможет нам Господь на Св. Земле помолиться, покаяться, духовно обновиться, окрепнуть.

У Живоносного Гроба вспомним не только о себе, о родных и близких, вспомним и помолимся и за Россию – да будет она св. Русью; помолимся за Церковь православную – да прекратятся в ней нестроения и разделения.

Господь да поможет нам благополучно начать и завершить наше паломничество.

1972 г.

Из Слова при возвращении со Святой Земли:

Паломничество кончается, кончается наш „пир веры”. Вернемся на свои места. Много впечатлений. Постепенно все „утрясется”, помогут и книги – „Спутник”, „Св. Земля” и др. Дай Бог, чтобы память о том, где мы были, что видели, к чему прикасались освещала бы нашу повседневную духовную жизнь и укрепляла бы сознание, что и мы ученики Христовы, из св. Града Иерусалима по всем странам разошедшиеся.


Источник: Немного о многом : Слова и поучения, 1932-1972 / Еп. Мефодий. - Париж : [Вечное], 1973. - 187 с.

Комментарии для сайта Cackle