Источник

Преподобный Анатолий старший

(24 марта 1824 – 25 января/ 7 февраля 1894)

Преподобный Анатолий (в миру Алексей Моисеевич Зерцалов) родился в семье диакона. После окончания духовной семинарии он поступил на службу в Казенную палату, но вскоре тяжело заболел и дал обет в случае выздоровления принять монашеский постриг. Господь даровал ему жизнь, и в 1853 г. он поступил в число братства Оптиной пустыни. Его старцем стал прп. Макарий, который перед своей кончиной поручил послушника старцу Амвросию. В 1862 г. брат Алексей был пострижен в монашество с именем Анатолий. Вскоре старец Амвросий стал посылать о. Анатолия в монастырскую гостиницу утешать скорбящих, вводя его таким образом в старческий труд. В 1870 г. прп. Анатолий был посвящен в иеромонаха и стал ближайшим помощником преп. Амвросия, а также благочинным скита. В 1874 г. прп. Анатолий принял должность скитоначальника и окормление новосозданной Шамординской женской обители. Двадцать один год был он для инокинь преданным, любящим отцом и наставником. Прп. Амвросий говорил: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается».

Указание пути ко спасению

Разве нас могут спасти наши ничтожные добродетели? Разве не помнишь слова Божия: «Вся правда человеча пред Богом есть рубище жены нечистыя»49. Ищи-ка лучше милости у Владыки нашего, а не платы за труды. И спасешься скорее, чем неразумные труженики.

Делай по силе; и не цени сам своих заслуг, и не считай добродетелей, а зри и счисляй свои немощи и грехи, и Господь тебя не оставит никогда...

Кто уподобляется Христу в распятии, тот уподобляется и в воскресении и вознесении на небо.

Храни совесть, блюди мир, трудись по силам, молись всегда: ходя, лежа, вкушая... и Господь пребудет с тобою навсегда.

Ты просишь наставления и назидательного урока, как бы тебе не сбиться с истинного пути? Начни со смирения, делай со смирением и кончай смирением, и вчинишься со святыми.

Без зимы не было бы весны, без весны не было бы лета. Так и в жизни духовной: немножко утешения, а затем немножко поскорбеть, и составляется, так помалу, путь спасения...

Видно, что стараешься и желаешь спастись, – только не умеешь, не понимаешь духовной жизни. Тут весь секрет в том, чтобы терпеть, что Бог посылает. И не увидишь, как в рай войдешь.

Кто здесь сладости любит, тот не насладится вечными несказанными сладостями.

Самое надежное спасение тебе одно – терпи все, что Бог пошлет: доброе и злое.

Спастись кающемуся грешнику всегда можно за неизреченное милосердие Божие.

Всегда будь готов следовать воле Божией, нравится ли то нам или нет.

В свободное время не оставляйте книжки, там наш разум, там наше спасение!

Главное – не возносись и не думай, что твоя жизнь лучше других; а напротив, думай, что хуже. Если так будешь идти по пути благочестия, незаметно очутишься во вратах Царства Божия.

Будь же хоть и грешен, но смирен. И будешь мирен. А на смиренных-то Господь и призирает.

Стяжать душу свою – значит дать ей то значение и место, какое ей назначено Богом, т.е. быть царственною, богоподобною, святою. А отпасть от сего – значит погубить свою душу.

Если обымут тя скорби – радуйся; ибо ты тогда идешь истинным путем. А кто не отбегает от скорбей и несет оные по силе, тот и получит Царствие Небесное.

Бог Сам живет в том человеке, у которого мирное сердце. Главное, считай себя хуже всех, не ищи ни любви, ни чести ни от кого, а сам ко всем оные имей – вот и улучишь мир! А как только начнешь искать, чтобы другие тебя заметили, да отыскали бы в тебе достоинства и некоторые добродетели, – тогда прощай мир душевный!

Бог все творит для нашего спасения

Веруй, что все, что не от нас, а от Бога, то зело добро.

Будем принимать все от руки Божией. Утешит – поблагодарим.И не утешит – поблагодарим.

Святое причащение

Если бы случилось человеку в тот день умереть, в который он приобщался Святых Таин, то душу его приемлют святые ангелы на руки свои, чести ради приобщения, и все воздушные мытарства безбедно проходит.

Молитва

Молитва к Богу всякая доходна. А какая именно – об этом мы не знаем. Он один Судия праведный, а мы можем ложь признать за истину. Молись и веруй.

В церкви не бесчинствуй, т. е. не говори и глазами не води, а то Бог попустит дьяволу осквернить и твою храмину.

Если мешают молиться, не унывай, а смиряйся.

Молитвы или правило когда исполнишь, благодари Бога, а не исполнишь – зазри себя.

Ничто так не помогает молитве, как терпение скорбей и любовь к ближним.

Чтобы утвердилась молитва, лучшее самое средство – терпеть скорби и презренье.

Касательно правила скажу: справляй как удобнее, только старайся совсем не опускать, да чтобы ум был занят молитвою и Богом.

Если желаешь иметь мир, то имей Иисуса, если не в сердце, то хоть в устах...

Знаю, что без привычки звать Его постоянно трудно и очень трудно! Да кто ж от тебя требует, чтобы ты неустанно твердил сию молитву (Иисусову)? Делай по силе, делай со смирением и самоукорением, и обыкнешь, и полюбишь ее так, что и насильно не оторвут от нее. Потому что она сладка и радостотворна.

Будь готов встретить скорби. Ибо всем, кому слюбится Иисусова молитва, враг никогда не ответит без отмщения, но непременно научит или старших, или младших, а уж пакостей непременно натворят.

Молитва Иисусова не может быть крепка без крепких скорбей.

Во время молитвы окаявай себя, как недостойного произносить Имя, непрестанно славословимое на Небеси и на земли, ангелами и человеками. А скорби собирай, как сокровище, – ибо это очень способствует Иисусовой молитве.

Вначале молитва Иисусова всегда бывает тяжка и нечиста; а после усладительна.

Молитва Иисусова не только не мешает, но даже способствует слушать чтение и пение, и помогает обыкновенной церковной и келейной молитве, и услаждает, очень услаждает сердце, и дух делает мирным, и мысль дает светлую.

Что касается тягости на душе, то я тебе говорил и говорю: единственное средство быть покойной и веселой – это молитва Иисусова.

Покаяние

Богу любезнее грешник, кающийся и смиряющийся, чем праведник, сознающий свою правду.

Если погрешишь по немощи человеческой, скорей зазирай себя и проси у Господа прощения.

Как избавиться от грехов

Свои зри немощи, грехи и исход души и ужасающие истязания тогдашние – и не согрешишь.

Когда помыслы находят, не принимай их и не отражай, а тем больше не заклинай и не противоречь – это не твоей меры! А прибегай к Господу с молитвою и смирением.

Понуждай себя – и будет с тебя.

Когда хульные помыслы смущают тебя, ты и не борись с ними, а просто – презирай, т. е. не обращай на них внимания; они не наши помыслы, а диавольские; а потому мы за них и не ответим.

От борьбы с врагом не уклоняйся. Велика, ой как велика награда воюющим. Свет вечный, свет радостный, живой, животворящий, веселящий за все эти скорби.

Борьба со страстями

Страсти искореняются понемногу, и долгое время надо работать над собою. А теперь пока потерпим и смиримся.

Страсти искоренять начинай с самоукорения, познания своих (а не чужих) немощей и считай себя достойным скорбей.

Без борьбы со страстями прожить... никак нельзя. Но надо облегчать брань: поменьше есть и спать, не зазирать других, не забывать Бога и иметь память смерти, и главное – смиряться, без сего брань со страстями тяжела.

Страсти истребить сам не можешь, а проси Бога, и Он истребит, если это тебе полезно.

Бывает, что Господь особенно смиренным дает рано бесстрастие, а то так и умрет в борьбе. Но такой – не значит погиб. А сказал некто: таковой сопричислится к мученикам.

Тебе хочется узнать, в каких годах оставят страсти? Давно сказано: «Несть ваше разумети времена и лета, яже положи Бог во власти своей»50.

Борьбу себе навлечешь, если не будешь беречь глаза и язык.

Хульные помыслы умножаются и укрепляются от гордости и осуждения других.

Снам верить не должно.

От того тебе бывает скучно, что много мнишь о себе да зазираешь слабых.

Скучно тебе бывает от того, что не помнишь Иисуса Христа...

Что невоздержен, за то сам и брань плотскую понесешь.

От блудных помыслов средства: смирение, самоукорение, воздержание, а паче всего – любовь к ближним – к слабым, немощным, больным, плененным страстями сестрам.

Блудный помысл и боязнь попускаются за гордость нашу. Укоряй себя и старайся не глядеть на соблазняющего.

Посади тебя в Царство Небесное, и там будет скучно. А почему? Потому что не умерло еще тленное – страстное.

Без помыслов (греховных – Ред.) не проживешь. Все равно как без навозу хлебушка не вырастишь. Премудрому они венец сплетают... А кто ими оплетается, тот пусть кается, восстает и спасается.

Смеяться большой грех, это производит – смех и дерзость – бес блуда.

Смех... есть действие блуда.

Тщеславному труд ни во что не вменится.

Считай себя хуже всех на свете – вот тебе и повеселеет.

Гордость есть первая степень бесовского устроения.

Гордость страшна тогда, когда не замечаем ее; а если замечаем, и каемся, и сокрушаемся, то Господь не поставит в грех.

Если у тебя так сильно проявляются гнев, ропот, то это верный признак души гордой. Смирись, укори себя, и силен Господь подать тебе руку помощи и утешить.

Никого не осуждай. Но этого достигнуть скоро нельзя. Лучшее нам, когда осудим, скорее укорить себя.

Что живешь плохо, не унывай, а смиряйся, и Господь призрит на смирение твое паче подвигов великих, но не смиренных.

Добродетели

Всякой добродетели, как и какому-нибудь искусству, выучиваются не сразу, а пройдет много времени и много положишь трудов, тогда уж и дастся наука.

...Какой добродетели не снискал – укоряй себя и проси у Бога. Но не смущайся.

...Просишь, чтобы тебе не осуждать других. Поистине, нет легче для спасения этой добродетели. Тут ни трудов, ни поста, ни жертв, ни приношений? – Просто: не судите, и не судимы будете.

Больше всего помни, что смирение и без дел может спасти, а дела, как бы они ни были велики, не спасут.

Сказываю тебе самое лучшее средство обрести смирение. Это вот что: всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть. И ждать день и ночь милости от Всемилостивого Спаса. Кто так ждет, непременно получит... Главное, ты не понимаешь, что эта-то боль, это-то самое горькое острое жало, укалывающее чувствительность сердца, и есть настоящий источник милостей Божиих и смирения.

Потерпим и мы малое время ради умершего за нас Господа, да с Ним и спрославимся.

Потерпи, смирись – и обрящешь рай в себе самом.

Терпение твое не должно быть нерассудное, т. е. безотрадное, а терпение с разумом – что Господь зрит во все дела твои, в самую душу твою, как мы зрим в лицо любимого человека, т. е. ясно, внимательно. Зрит и испытует, каковым ты окажешься в скорбях. Если потерпишь, то будешь Его возлюбленным. А если не стерпишь и поропщешь, – но покаешься, все-таки будешь Его возлюбленным.

Чего не стерпишь, укори себя и проси у Бога помощи.

Все земное, пока не отдаст долг земле (пока не выстрадает все земное), не может не страдать. А потому и ты страдаешь обыкновенной немощью естества человеческого – ну и терпи.

Все терпи – будешь и сам мирен, и другим доставишь мир!

Ни матушки, ни батюшки тебя не спасут. А спасет тебя только один врач, сто раз тебе рекомендованный, – терпение.

Скорби

Гроб прежде был страшен, а как полежал во гробе Христос – он стал чертогом царским; скорби и болезни были страшны и безотрадны, а как Вечная Любовь испила до дна чашу скорбей и самую даже тяжкую чашу смерти, тогда болезни и скорби засияли паче сапфира и злата, паче звезд небесных, паче луны и солнца. Потому что ими украшался Сам Бог богов, Сам Царь царей. И носящий эти украшения-язвы есть истинный подобник Иисуса Христа.

Таков путь друзей Божиих – в тесноте и скорбях иждивать дни маловременной сей жизни, чтобы унаследовать блаженную вечность со всеми святыми.

Хоть и поскорбишь, но зато поумнеешь. А скорби-то всякие пройдут, – а разум нет. Значит, унывать не будем, если ты будешь от несения скорбей дороже. А что дороже скорбями битый, всякий мужик знает, ибо за битого двух небитых дают.

Скорбей у Бога не проси; а пошлет – терпи.

Кто от каких скорбей изнывает, а мы с тобой несем скорби собственного сочинения.

Конечно, кто всем сердцем обращается к Богу и часто Ему молится, тот избегает многих скорбей; а уж если мы не хотим трудов вольных, то должны терпеть скорби невольные, чтобы не отстать нам от святых.

Что не умеешь терпеть скорбей и болезни, укори себя, но не отчаивайся.

...У тебя скорбей, как у богатого купца денег да товару, т. е. видимо-невидимо. А ты и не понимаешь, что ты не скорби, а богатство страшное обеими руками загребаешь.

Ты сознаешь себя виновным в том, что роптал и доходил до намерения лишить себя жизни, – это дело не христианское. Ужасное дело. Значит, ты совсем не имеешь понятия, что нас ждет в будущей жизни. Твое горе прошло, а тамошние ни горе, ни радости во веки и веки не пройдут. И все будет только начинаться: или весна жизни и веселия, или ужасы смертные и мучения.

Веселье будет по мере скорбей – сколько кто понес их в этой жизни.

Ты скорбишь, что тебя пробирают; а я за тебя радуюсь. Если бы ты знал, как это полезно ко спасению.

Скорби от всех старайся нести... Тогда будь уверен – не погибнешь.

...Господу все хочется, чтобы мы смирились и походили на Него, Смиренного и Кроткого, и понесли бы подобно Ему скорби, хотя и не такие, какие Он нес за наши грехи, а маленькие и в тысячную долю; а мы совсем не хотим Божиего, а чтоб непременно было, хоть хуже, да наше.

...Болезнь и скорби – для тебя великая милость Божия, а то бы ты напроказил на свою голову.

Если скорби тебе нужны ради вечного спасения, то никто тебя от них не избавит и никуда от них не уйдешь.

Не думай, что мир обитает в здоровом теле: там жабы и пиявицы. Нет, мир обитает лишь в мертвенной плоти нашей. И этот-то есть истинный мир, мир Иисусов, мир, всяк ум превосходящий.

...Жаль, что ты болеешь: но вместе и не жалею духом, зная наверное, что твои скорби – для тебя сокровище вечное.

...Скорби потому-то и скорбны, что больны. Хватают за самое сердце... А чем больнее, тем целительнее.

Ты не сам накликал клевету, а Бог попустил. И будет ти благо и отпущение грехов, которым мы все повинны...

Что болен – не беда; грешным людям это очищение; как ржа от огня очищает железо, так и болезнь врачует душу.

Сколько поскорбишь, постраждешь, настолько узришь и славу Божию. Не там только по смерти – но отчасти и здесь.

Скорби – наше приданое Жениху нашему Христу. Не отрицайся их. Ей, слюбятся!

Искушения

Кому легко бремя искушений?... Потому и ты: попищи, попищи, да и помолчи! Пройдет! Ей, пройдет и не воспомянется! А плод этих болезней возрастет, созреет, разукрасится. И как же сладок будет он! Как же благовонен! Как заблестит всеми цветами радуги, всеми красотами драгоценных камней! Каждая капля пота, каждый вздох тысячекратно вознаградится щедрым Подвигоположником нашим Иисусом.

...Если смиришься и сознаешь свою немощь, – все твои искушения всей цепью отлетят от тебя.

Вот тебе Господь и посылает искушение, – чтобы живущая и живучая твоя страсть умерла...

Искушение дорого тем, что соделывает терпение, терпение – искусство. Не будь искушений, мы и остались бы невежами глупыми. Будем же обвинять в своих бедах себя, а не других...

Исповедь, духовник

Если Бога оскорбишь, да покаешься духовному отцу, Он, то есть Бог, и простит согрешение и оскорбление твое.

Боли твои и тоска, пожалуй, от того, что нечисто исповедался.

Откровение имей, какое можешь, – все легче будет на душе.

Путь спасения вообще труден, но кто спасется с откровением и вопрошением старших, тот много облегчает себе этот трудный путь!

Дьявол, как осиновый лист на ветру, трепещет, когда кто спешит открыть греховные помыслы.

Отношения с ближними

Когда укоряют, если можешь понести – понеси, не можешь – ответь тихо.

Учись быть кротким и молчаливым – и будешь любим всеми.

Будь поосмотрительней и не всякому доверяйся. Осторожность и кротость – лучшее украшение...

Будь и скромен, т.е. не возносись, ничем не пренебрегай, будь осмотрителен, осторожен, знай, что одно слово иногда может разрушить счастье...

Мы обязаны всех любить; но чтоб нас любили, мы не смеем требовать.

Предупреждайте старших почтением и вниманием к немощнейшим.

Главное услужение (ближнему – Ред.) есть понести немощи душевные, а потом и делом должны служить друг другу, честию друг друга больше себе творящее... А больше всего избегайте соревнования.

Учить я не запрещаю, это доброе дело – век живи, век учись, но только начни-то с себя.

Козни дьявола

Где Бог – там и мир. И противное само себя показывает: где зависть, вражда, нетерпение, самолюбие – там и дьявол. Где дьявол – там и все губительное, гордое, враждебное.

Милостыня

Служение больным есть одно из сильнейших орудий хранения чистоты.

Пост

Если тело не терпит поста и труда, то обрати внимание на душу, т.е. на сердце и ум. Упражняй их в Иисусовой молитве. И будет приобретение твое паче труждающихся телесно.

Самый лучший пост... есть терпеть все, что Бог пошлет.

Монашество

Всякая девица, посвятившая себя Богу, есть невеста Иисуса Христа, есть подобие Самой Матери Божией.

Образ истинного монашества есть искреннее смирение...

Монашеская жизнь трудная – это всем известно; а что она самая высокая, самая чистая, самая прекрасная и даже самая легкая – что говорю легкая, – неизъяснимо привлекающая, сладостнейшая, отрадная, светлая, радостью вечной сияющая, – это малым известно.

...На то и монастырь, чтобы не свою волю исполнять, а Божию, т. е. начальническую.

Без скорбей монах хуже пареной репы.

Бесчестие есть монаха истинная честь и слава.

Доля монашествующих высокая-превысокая: выше неба и звезд небесных. Их часть вместе с ангелами. Только надо потерпеть.

Доля монашествующих ужасно высока, оттого она и тяжела здесь...

Земная жизнь

В Москве, правда, денег много, но мало, слишком мало и ровно ничего – для искупления душ, поглощенных Москвою.

...Жизнь наша не вечная. И скорбное, и радостное – все минует, а правда Божия пребывает во веки.

Вот ты до такой степени увлекся миром, что и разум потерял: ты говоришь, что богатым легче спастись, а Господь сказал: «Неудобно богатые внидут в Царство Небесное!»51 Благодари Бога, что не богат.

Помни немощь свою, молодость, беспомощность и держись крепко-прекрепко за кротость. Мать кроткого не плачет, говорит древняя пословица. А резвый, говорят, сам набежит.

Старайся попроще есть и жить! Сладость, как нравственная, так и пищная, не укрепляет, а расслабляет.

Для малоумных и малодушных вся жизнь, все радости – мир сей. А для сынов и дщерей Вышнего Иерусалима мир сей – темница. Обман, прельщение – вот его радости и сладости!

* * *

49

Ср.: Ис.64:6.


Источник: Оптинский Цветник : изречения преподобных старцев Оптинских / [сост.- И. В. Кабанов]. - Москва : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2006. - 491 с. ISBN 5-7429-0019-8

Комментарии для сайта Cackle