X. ВНЕШНИЙ ВИД, НРАВСТВЕННАЯ ВЫСОТА И СЛАВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Се еси добра ближняя Моя, се еси добра. (Песн. 4:1)

Церковный историк Никифор Каллист сохранил для нас предание о внешнем виде Пресвятой Богородицы. Она была – читаем у него – роста среднего, или, как иные говорят, несколько более среднего; волоса златовидные; глаза быстрые, со зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-чёрные, нос продолговатый; губы цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; руки и пальцы длинные.

Но – скажем вместе со святым Григорием Неокесарийским – поистине в Пресвятой Деве изумляет нас не только непорочная и чистая лепота телесная, но особенно совершенства Её души. И может ли быть иначе, когда в Её лице сосредоточено всё сокровище благодати, и Она была свята телом и духом? Одежда скромная, чуждая роскоши и неги; поступь степенная, твёрдая; взгляд строгий, соединённый с приятностью; тиха и покорна родителям; речь кроткая, льющаяся из незлобивого сердца. У Неё ум, Богом управляемый и к одному Богу направленный; всё желание устремлено к Единому, достойному желания и любви; ненависть только ко греху и виновнику его. Все помышления Её душеполезны, свободны от всего излишнего, удаляющиеся от всего душепагубного; очи Её всегда устремлены ко Господу, созерцая вечный и неприступный свет; уши настроены к слушанию слова Божьего; уста восхваляют Господа; язык рассуждает о слове Божьем и изливает Божественную сладость; сердце Её чисто и непорочно, зрящее и вожделевающее чистейшего Бога. Вся – чертог Духа; вся – град Бога живого; вся – добра; вся – пред очами Божиими: ибо, восшедши превыше Херувимов и будучи превознесена над Серафимами, Она приблизилась к Богу.

Она была Девой – говорит святой Амвросий – не телом только, но и душой: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения... трудолюбива, целомудрена в речи. Правилом Её было – никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она, хотя бы выражением лица, обидела родителей? когда была в несогласии с родными? когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Неё не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Её был выражением души, олицетворением чистоты.

Церковный историк Никифор Каллист так дополняет нравственный образ Пресвятой Девы: Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далёкая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась естественным цветом их, что ещё и теперь доказывает священный головной покров Её. Коротко сказать: во всех Её действиях обнаруживалась особенная благодать.

У нас все знают – писал святой Игнатий Богоносец – что Приснодевственная Матерь Божья исполнена благодати и всех добродетелей. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда бывала весела; в нуждах и нищете не огорчалась; на оскорбляющих Её не только не гневалась, но даже благодетельствовала им; в благополучии кротка; к бедным милостива и помогала им, как и чем могла; в благочестии – учительница и на всякое доброе дело наставница. Она особенно любила смиренных, потому что Сама была исполнена смирения. Много похвал воздают Ей видевшие Её. О Ней рассказывали нам люди, достойные всякого вероятия, что по Её святости видимо в Ней соединилось естество ангельское с человеческим.

Святой Дионисий Ареопагит, чрез три года после его обращения в христианство сподобившийся видеть в Иерусалиме лицом к лицу Пресвятую Деву Марию, так описывает это свидание: «когда я введён был пред лице Богообразной, светлейшей Девы; – меня облистал извне и внутри столь великий и безмерный свет Божественный и разлилось окрест меня такое дивное благоухание различных ароматов, что ни немощное тело моё, ни самый дух – не в силах были вынести столь великих и обильных знамений и начатков вечного блаженства и славы. Изнемогло сердце моё, изнемог дух во мне от Её славы и Божественной благодати! Человеческий ум не может представить себе никакой славы и чести выше того блаженства, какое вкусил тогда я недостойный, но удостоенный по милосердию и блаженный выше всякого понятия».

Добродетели Пресвятой Богородицы и благодать Святого Духа, предочистившая Её быть Матерью Божьей, поставили Её выше всех праведных и святых людей и даже сил небесных. Её усердие к молитве и благочестивым занятиям, приснодевственная чистота и целомудрие, вера в обетования Божии, всегдашняя внимательность к путям Промысла Божьего, преданность воле Божьей, благодушное перенесение трудных житейских обстоятельств, непоколебимое мужество среди величайших искушений и скорбей, материнская заботливость, сердечная теплота к сродникам, а главное – безусловное во всём смирение: вот нравственные совершенства, постоянно проявлявшиеся в Ней, от младенчества до успения.

Но какое красноречие может изобразить хотя малейшую часть славы, окружающей Царицу Ангелов и человеков – говорил некогда греческий император Лев-философ, в своём слове на успение Пресвятой Богородицы. «Кто может представить, какой славы сподобилась Она ныне от Сына Своего! Различных святых Бог различно венчает славой, по Апостолу: «ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам; звезда бо от звезды разнствует во славе». Но Пречистая Матерь возымела и славу солнца,– “избранна яко солнце”, и славу луны – “добра яко луна”, и славу звёзд – “проницающая аки утро”, т. е. как утренняя звезда. Она имеет венец лучший, нежели все святые девы: потому что Своей чистотой превзошла Ангелов. Она имеет венец благоплодных жён, каковы Сарра, Елисавета, и другие, но венец, преукрашенный пред их венцами: потому что как Родившийся от Неё более всех, так и Она блаженнее всех жён. Она имеет венец мучеников: стоя у креста, с душей, пройдённой оружием, Она пострадала более всех мучеников. Она имеет венец Пророков: потому что воистину прорекла, что ублажать Её все роды! Она имеет венец Евангелистов: потому что есть как бы книга Слова ипостасного. Она имеет венец Апостолов: если Апостол хвалится, говоря: «не Иисуса Христа ли Господа нашего видех»? – то кто яснее видел Его, как не Пресвятая Матерь? Она имеет венец исповедников: ибо исповедала твёрдо, говоря: «величит душа Моя Господа... сотвори Мне величие Сильный». Она имеет венец смиренных: потому что изрекла о Себе: «яко призре на смирение рабы Своея». Она имеет венец преподобных: успение Её было пред Господом честнее смерти всех преподобных Его. Она имеет венец постников: потому что покоряла тело духу Своему. Она имеет венец милостивых: Святая Церковь молит Её, как источник милостей, взывая: «милосердия двери отверзи нам»! Она имеет венец бессребреников: ибо родила Врача, давшего силу целения и изрекшего: «туне приясте, туне дадите»! и Сама туне подаёт благодать просящим. Она, наконец, имеет венец больший всех святых: потому что все святые предстоят престолу Божьему со страхом, а Она – с материнским дерзновением; и «много может молитва Матери ко благосердию Владыки».

И древние, и новые святые Отцы Православной Церкви не находят довольно слов для прославления Матери Божьей. Её служение делу нашего спасения так возвышено, нравственные совершенства Её так велики, близость Её к престолу Господа Бога и Материнское дерзновение у Сына Своего так очевидны, что богословствующий ум, собирая образы для восхваления Царицы небесной из мира видимого и невидимого, часть останавливается в благоговейном недоумении. Мы представим здесь несколько мест из творений святых Отцов, изображающих славу Пресвятой Богородицы.

Святой Прокл, архиепископ Константинопольский (V века), исчисляя лик святых, ублажает Пресвятую Деву преимущественными похвалами. Все памяти святых – говорит он – достославны. Но ничто не равняется славой с торжеством Богоматери. Все они видели Христа только в гаданиях, а Она во чреве носила Воплотившегося. В мире нет ничего такого, что могло бы сравняться с Богородицей Марией. Человек! прейди умом твоим все творения и смотри, может ли что сравниться или превзойти Святую Деву Богородицу. Пробеги землю, осмотри море, исследуй воздух, углубись мыслью в небеса, испытай все невидимые силы, и скажи: есть ли другое подобное чудо во всех тварях? Небеса исповедают славу Божью; Ангелы служат Богу со страхом; Архангелы поклоняются с трепетом; Херувимы, не могущие зреть славы, ужасаются; Серафимы, летая окрест, не приближаются, и, трепеща, взывают: свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнены небеса и земля славы Его; воды не перенесли гласа (при укрощении бури на озере); облака служили колесницей при трусе воскресения; солнце, не стерпев поруганий Творцу, вострепетало; ад от страха изрыгнул мертвецов; вереи адовы от одного взора сокрушились,– исчисли всё чудесное и дивись превосходству Девы. Кого всякая тварь восхваляет со страхом и трепетом, Того Она неизъяснимо прияла в чертог Свой.

Святой Кирилл, архиепископ Александрийский (V века), обращается к Пресвятой Деве с следующими словами: «благословляем Тебя, Богородице Марие, досточтимое сокровище всего мира, неугасимый светильник, венец девства, скипетр православия, храм неразрушимый, Матерь и Дева. Благословляем Тебя, вместившая Невместимего во святой девственной утробе; чрез Тебя Троица Святая почитается и прославляется; чрез Тебя крест честный чтится и покланяется во всей вселенной; чрез Тебя небо торжествует, Ангелы и Архангелы радуются, демоны расточаются; чрез Тебя падшая тварь восходит на небо; Тобою вся тварь, подвергшаяся идоло-служению, приводится к познанию истины; Тобою святое крещение сообщается верующим; Тобою по всей вселенной утверждены церкви; Тобою язычники приводятся к покаянию. Но что говорить многое? Тобою воссиял единородный Сын Божий – свет сидящим во тьме и сени смертной; Тобою Апостолы проповедовали спасение язычникам; Тобою мёртвые восстают, Тобою цари царствуют, силой Святой Троицы. Но кто из людей мог бы по достоинству восхвалить прехвальную Марию»?

В выражениях, не менее возвышенных, прославляет Пресвятую Богородицу и великий богослов Православной Церкви святой Иоанн Дамаскин (VIII века). Он говорил: «что́ чище Девы, что́ непорочней Её? Её столько возлюбил Бог – высочайший и чистейший Свет, что чрез нашествие Святого Духа существенно соединился с Нею, и родился от Неё совершенным человеком, не изменяя и не смешивая свойств».

Послушаем и святого Отца отечественной Церкви Димитрия, митрополита Ростовского (XVIII века) «Крепка Владычица наша: ибо Царица есть всея видимая и невидимая твари, владеющая горним и дольним созданием, и все стихии повинуются Ей, и небо и земля, воздух и море послушают Её, и вси противныи дуси, страхом одержимыи, трепещут, боящеся имени Её святого, ведуще ю Матерь Божью. И аще бы мя кто вопросил: что в поднебесней сильно, и паче всех крепчайше? Отвещал бых: несть ино что крепчайше и сильнейше на земли и на небеси, якоже (по Господе Бозе нашем Иисусе Христе) Пречистые Владычица наша Богородица Приснодева Мария. Сильна на земли: Та бо сотре главу невидимого змия, Та попра адскую силу, Тою воздвижутся победы, Тою ниспадают врази, и ещё в Ветхом Завете точию прообразование Её многую силу в людях являше. Сильна на небеси: Бога бо крепкого и сильного молитвами Своими связует, егоже иногда на земле связоваше пеленами. Связует, глаголю, Бога молитвами Своими: егда бо Он, прогневан сущи грехами нашими, хощет нас внезапными язвами казнити, Она простирает к Нему молебные руце Свои, и удерживает мстительную Того десницу, да не погубит грешных со беззакониями их».

Он же говорит в другом месте: «Дивного Бога дивная Мати от начатка Своего и до конца Своего есть дивна: и в зачатии Своем дивна, и в житии Своем дивна, и в преставлении Своем дивна, вся есть едино дивное чудо. Дивна в зачатии: ангельским бо благовещанием зачата от неплодных родителей, чистых и святых, чисте и святе рождена. Дивна в житии: бысть бо девствующая Матерь, и матерствующая Дева; Бога родила, а девства Своего не повредила. Дивна в преставлении: ибо гробом Своим не в землю нисходит, но в небо восходит, и лествица к небеси гроб бывает».

Поистине, бесчисленны места творений святых Отцов, прославляющие Пресвятую Богородицу. Слава Её так велика, чиста и лучезарна, что и мы должны сказать Ей с благоговением то же, что сказал святой Иоанн Дамаскин: «хотя бы кто приписал Тебе бесчисленное множество похвал, однако не восхвалил бы Тебя достойно». И устами святого Козьмы Маиумского Церковь воспевает: «Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице. Обаче, благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божестенную нашу: Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем» (Канон на Богоявление п. 9)


Вам может быть интересно:

1. Беседы на книгу Бытия – Беседа XXVIII святитель Иоанн Златоуст 158,2K 

2. Этюды по Ветхому Завету. Руководство к изучению Священного Писания. Книга 2 протоиерей Геннадий Фаст 19,3K 

3. Божий Инок – Живи не как хочется, а как Бог велит! архимандрит Иоанн (Крестьянкин) 57,9K 

4. Слово похвальное Пресвятой Богородице святитель Епифаний Кипрский 2,6K 

5. Справочник по ересям, сектам и расколам – Несторианство Сергей Васильевич Булгаков 281,5K 

6. Славянский или русский язык в богослужении профессор Георгий Петрович Федотов 5,6K 

7. Библейская энциклопедия – Атер архимандрит Никифор (Бажанов) 3074,3K 

8. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Дюканж профессор Александр Павлович Лопухин 144,5K 

9. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Девство профессор Александр Павлович Лопухин 144,5K 

10. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том II. Археология - Бюхнер – Библия профессор Александр Павлович Лопухин 74,2K 

Комментарии для сайта Cackle