Источник

Оскорбление

Не тот несчастен, кто терпит, а тот, кто наносит оскорбление... (сщмч. Киприан Карфагенский, 63, 263). Источник.

* * *

Если получишь оскорбление, не имей неприязни к тому, кто нанес тебе его, но скажи: «Я достоин того, чтоб все братия презирали меня» (прп. Антоний Великий, 89, 113). Источник.

* * *

Если кто скажет тебе жестокое слово, не попусти сердцу твоему вознестись над ним, но скорее старайся сделать ему поклон (испрашивая прощения), прежде нежели воздвигнется страсть (гнева) в душе твоей... (прп. авва Исаия, 59, 14).

* * *

Если брат скажет тебе грубое слово по малодушию, переноси это с радостью, ибо, рассмотрев помыслы свои пред Всеведущим Богом, найдешь, что ты сам согрешил (прп. авва Исаия, 59, 41).

* * *

...От благотворения оскорбившим <рождается> мир... (прп. авва Исаия, 59, 50).

* * *

Прежде пригвождения ко Кресту Иисус предан был на биение. Это служит нам наставлением, что мы должны равнодушно переносить от людей всякое оскорбление и обиду (прп. авва Исаия, 59, 73). Источник.

* * *

Кто Бога ради, для сохранения мира, переносит жестокие слова человека грубого и неразумного, тот назовется сыном мира и может стяжать мир в душе, теле и духе (прп. авва Исаия, 59, 83).

* * *

Кто повергает душу свою пред Богом, тот без смущения переносит оскорбления от людей (прп. авва Исаия, 59, 83).

* * *

Не желай слышать о бедствии того, кто оскорбил тебя, дабы сердце твое не усладилось мщением (прп. авва Исаия, 59, 95–96).

* * *

Гордый в сердце своем думает, что он мудр и никогда не оскорблял никого (прп. авва Исаия, 59, 180).

* * *

Жестокосердый при оскорблении ближнего говорит, что я нисколько в этом не виноват, а смиренномудрый, слыша порицание брата, возлагает вину на себя (прп. авва Исаия, 59, 180).

* * *

<Христос> подвергся за нас позорнейшей смерти. Почему и мы ради Его заповеди, и за свои грехи, должны терпеливо и равнодушно переносить, если кто справедливо или несправедливо оскорбит нас, или нанесет бесчестие (прп. авва Исаия, 59, 183).

* * *

...Когда вспомнишь об оскорбляющих и преследующих тебя, не жалуйся на них, но лучше помолись о них Богу, как о виновниках величайших для тебя благ (прп. авва Исаия, 59, 184).

* * *

Горе людям, кои наносят ближнему оскорбление и бесчестие, ибо они чужды блаженства любви (прп. авва Исаия, 59, 195).

* * *

Не можешь ты сносить оскорбления? – Молчи и успокойся (прп. Ефрем Сирин, 30, 209). Источник.

* * *

Если же случится потерпеть оскорбление за худое дело, то не будем жестокосердыми, но исправим лучше свою погрешность (прп. Ефрем Сирин, 31, 206). Источник.

* * *

...Если оскорбленный воздашь оскорблением, то нанесешь себе двойную обиду: во-первых, тем, что оскорбленный не перенес сего великодушно, а во-вторых, тем, что на бесстыдный с тобою поступок отвечал злословием(прп. Ефрем Сирин, 31, 206). Источник.

* * *

Не тот, кто оскорбляет, но тот, кто малодушествует и огорчается оскорблением, бывает причиною оскорбления, так как придает ему язвительность (прп. Ефрем Сирин, 37, 564).

* * *

Если терпим <оскорбление> справедливо, то нам самим более стыдиться должно, и стыдиться не столько потому, что нас бесчестят, сколько потому, что достойны мы бесчестия. Если же терпим несправедливо, то виновны в сем оскорбляющие нас, и потому о них должно более скорбеть, нежели о нас, ибо они терпят зло (свт. Григорий Богослов, 14, 208).

* * *

...Лучше быть великодушным, и тем, что терпим, показать народу пример великодушия; ибо простой народ не «только убеждается словом, сколько делом – этим безмолвным увещанием. Важным почитаю наказать тех, которые нас обидели; говорю, важным, потому что и это полезно к исправлению других; но гораздо выше и божественнее сего – терпеливо перенести обиду. Первое заграждает уста пороку, а второе убеждает стать добрыми. что гораздо лучше и совершеннее, чем не быть только злыми. Представим себе, что нам предлежит великое упражнение в человеколюбии, и простим сделанное против нас, чтобы самим сподобиться прощения, и к благости присовокупим благость (свт. Григорий Богослов, 17, 181). Источник.

* * *

...Высшее услаждение – ради Христа быть ненавидимыми, изгоняемыми, за веру в Бога терпеть всякое оскорбление и позор (прп. Макарий Египетский, 67, 342). Источник.

* * *

...Старание оскорблять есть болезнь мышления и несчастие души, в которой искажен здравый смысл (свт. Григорий Нисский, 23, 507). Источник.

* * *

Подлинно великую награду Он <Господь> назначил за перенесение не только гонений, ран, уз, убийства и смерти, но и одного лишь оскорбления и поносительных слов (см.: Лк. 6, 22–23) (свт. Иоанн Златоуст, 44, 50).

* * *

Как же ты просишь Бога, чтобы Он был милостив (к тебе), когда сам ты немилостив к оскорбившим тебя? (свт. Иоанн Златоуст, 44, 139).

* * *

Человек оскорбил тебя? Неужели... из-за этого ты станешь оскорблять Бога? Не примиряться с оскорбившим значит не столько мстить ему, сколько оскорблять Бога, заповедавшего примирение (свт. Иоанн Златоуст, 44, 555). Источник.

* * *

...Тебе стыдно прийти и поцеловаться с оскорбителем? Нет, это – хвала, это – венец, это – слава, это – польза и сокровище, исполненное бесчисленных благ... (свт. Иоанн Златоуст, 44, 596–597). Источник.

* * *

...Оскорбил тебя кто – перенеси благодушно; а перенесешь благодушно, когда будешь думать не об обиде только, но и о достоинстве Повелевшего переносить – и перенесешь с кротостию (свт. Иоанн Златоуст, 45, 179). Источник.

* * *

Хотя бы ты потерпел тысячу оскорблений, но еще не побит камнями, как Стефан (свт. Иоанн Златоуст, 46, 129). Источник.

* * *

Кто неразумен и бесчувствен по отношению к Богу, тот гораздо более может оскорбить своего родителя и собственную свою душу (свт. Иоанн Златоуст, 46, 337).

* * *

...Когда увидишь, что враг огорчает (тебя), не говори ни одного оскорбительного слова, и не желай ему зла за то, что он враждует против тебя; но, вошедши (в церковь), преклонив колена и проливая слезы, моли Бога прекратить скорбь, потушить печаль (свт. Иоанн Златоуст, 47, 787). Источник.

* * *

Как тяжкие раны не сносят легкого прикосновения руки и делаются от того хуже, так и возмущенная душа раздражительна, негодует на все и оскорбляется незначительным словом (свт. Иоанн Златоуст, 47, 794). Источник.

* * *

...Неодинаково действуют на нас оскорбления, когда мы наслаждаемся благополучием, и когда находимся в несчастии: когда постигнет нас неудача, тогда они трогают нас более и поражают сильнее (свт. Иоанн Златоуст, 47, 795). Источник.

* * *

...Мы, подвергаясь оскорблениям, когда нужно извинение и примирение, часто раздуваем пламя, нападаем на оскорбивших, как дикие звери, тесним их, влачим, требуем наказания за сказанные слова, и тем самым, что делаем, подтверждаем, возведенную на нас клевету (свт. Иоанн Златоуст, 47, 798).

* * *

...Врач заботится о том, как бы вылечить больного от болезни, а не о том, насколько виновен он в своей болезни. И ты будь врачом для оскорбившего тебя: об одном только старайся, как бы уничтожить болезнь его (свт. Иоанн Златоуст, 47, 838). Источник.

* * *

...Человек добродетельный, хотя бы подвергся бесчисленным оскорблениям, не потерпит никакого вреда от причиняющих их, а злоумышляющие против него скорее на себя самих поднимают меч... (свт. Иоанн Златоуст, 49, 47).

* * *

Если ты будешь рассудителен и любомудр, то зло обратится на главу оскорбившего, и он жестоко пострадает. Если же ты будешь оскорбляться и негодовать, то сам пострадаешь, – не от него, а от самого себя (свт. Иоанн Златоуст, 50, 631). Источник.

* * *

Оскорбляющие заставляют нас умудряться, когда мы бодрствуем над собой; а те, которые хвалят нас, умножают в нас надменность, возбуждают гордость, тщеславие, беспечность и делают душу изнеженною и слабою (свт. Иоанн Златоуст, 50, 864). Источник.

* * *

Если тебя оскорбит друг или огорчит кто-нибудь из ближних, – помысли тогда о согрешениях своих против бога и о том, что своею кротостию в отношении к ним ты умилостивишь для себя более и тот (будущий) Суд, – сказано: оставите и вставится вам (ср.: Лк. 6, 37), – и гнев тотчас отбежит (от тебя) (свт. Иоанн Златоуст, 51,40).

* * *

...Оскорбленная душа нелегко переносит оскорбления; но если подумаем, что прощением обиды мы делаем добро не столько оскорбившему, сколько себе самим, то легко извергнем из себя яд гнева (свт. Иоанн Златоуст, 51, 261). Источник.

* * *

Оскорбил ли кто тебя? Не оскорбляй его взаимно, иначе сам себя оскорбишь... Опечалил ли кто тебя? Не огорчай его с своей стороны, потому что прибыли от этого нет никакой, между тем ты опять сделаешься подобным ему(сет. Иоанн Златоуст, 51, 338–339).

* * *

Когда терпим что-либо от злых людей, то, взирая на Начальника нашего и Совершителя веры, будем представлять себе, что... терпим за добродетель и за Него. Если станем помышлять об этом, то все будет легко и сносно. В самом деле, если каждый даже хвалится тем, когда страдает за возлюбленных, то будет ли чувствовать какую-либо скорбь тот, кто претерпит что-нибудь за Бога? (свт. Иоанн Златоуст, 51, 516).

* * *

...Чувствовать огорчение от оскорблений – это зависит не от тех, которые причиняют их, но от тех, которые им подвергаются. Да из-за чего тебе и огорчаться? Если тебя оскорбили несправедливо, в таком случае приличнее всего не негодовать, а жалеть о том (оскорбителе); если же справедливо, то тем более надобно быть спокойным... Источник.

Но если совесть укоряет тебя в том, что сказано (обидчиком), в таком случае не огорчайся его словами, но исправься в своих делах (свт. Иоанн Златоуст, 51, 564). Источник.

* * *

Не столько укрощает силу врага человек искусный в борьбе, сколько человек оскорбляемый и не отвечающий тем же, потому что враг, наконец, отступает от него посрамленный и осужденный, во-первых, своею совестью и, во-вторых, всеми видевшими (свт. Иоанн Златоуст, 52, 141).

* * *

Не сочти бесчестным для себя, когда жена оскорбит тебя. Бесчестно, если ты оскорбляешь ее, а она любомудрствует; тогда ты поступаешь низко, тогда ты терпишь вред; если же ты, будучи оскорбляем, терпишь, то это – великое доказательство твоей силы (свт. Иоанн Златоуст, 52, 151). Источник.

* * *

Оскорбил ли тебя кто? Молчи, благословляй, если можешь: таким образом ты и возвестишь слово (Божие), научишь кротости, внушишь смирение... Не увлекайся в (первую) минуту, и ты тотчас исправишь все; не поддавайся (первому) движению, и угасишь все. Великое утешение – потерпеть что-либо за Христа (свт. Иоанн Златоуст, 52, 285).

* * *

Я знаю многих, которые не столько страдают от ран, сколько от оскорбления словами, потому что рана касается тела, а это – души (свт. Иоанн Златоуст, 52, 285).

* * *

Вас оскорбляют? Бывает оскорбляем и Бог. Вас поносят? Бывает поносим и Бог. Вас подвергают оплеванию? Тоже (терпел) и Господь наш. В этом Он имеет общее с нами, а в противном этому – нет. Он никогда несправедливо не оскорблял, – да не будет, – не поносил, не обижал. Следовательно, мы (оскорбляемые) имеем с Ним общее, а не вы (оскорбляющие). Переносить оскорбления свойственно Богу, а оскорблять напрасно – дьяволу. Вот две противные стороны (свт. Иоанн Златоуст, 52, 348).

* * *

...Потому ты и оскорбляешь, что сам ты – ничто. Человеку несвойственно наносить оскорбления (свт. Иоанн Златоуст, 52, 348).

* * *

...Когда ты слышишь, что оскорбленный тобою не сказал ни одного обидного слова, не скорбишь ли ты более его? (свт. Иоанн Златоуст, 52, 348).

* * *

В том и благородство, в том и свобода, чтобы никому не говорить ничего унизительного, хотя бы иной и был достоин того (свт. Иоанн Златоуст, 52, 349).

* * *

...Оскорбляющий наносит тебе оскорбление невольно и не по своему желанию, но по принуждению страсти; удержись же. Не видишь ли беснующихся? Как он (беснующийся) подвергается этому не столько от вражды, сколько от слабости, так и в нас огорчение происходит не столько от свойства оскорблений, сколько от нас самих (свт. Иоанн Златоуст, 52, 433).

* * *

Как враги, обложившие город и осаждающие его извне, когда возбуждают в нем междоусобную брань, тогда и одерживают победу; так и оскорбляющий, если не возбудит в нас самих страсти, не в состоянии будет преодолеть нас; если мы сами не воспламенимся, то он не будет иметь никакой силы (свт. Иоанн Златоуст, 52, 434). Источник.

* * *

<Кто-то> оскорбил тебя и укорил? Помолись Богу, чтобы Он скорее над ним умилосердился. Он брат твой, разрешил те же самые болезни рождения, он твой сочлен, призван к одной с тобою трапезе. «Но он очень часто нападает на меня», – говоришь ты. Значит, тебе высшая и большая награда, и в этом случае тебе особенно и справедливо отложить свой гнев, так как он получил смертельный удар, его поразил дьявол (свт. Иоанн Златоуст, 52, 581).

* * *

...Если ты скажешь оскорбительное слово, если огорчишь брата, то огорчишь не его, а оскорбишь Духа Святаго (свт. Иоанн Златоуст, 54, 126). Источник.

* * *

Не видите ли, что пчела, ужаливши, умирает? Через это насекомое Бог научает нас тому, чтобы мы не оскорбляли ближних, потому что в таком случае сами наперед подвергнемся смерти. Уязвляя их, мы, может быть, причиняем им некоторую боль, но сами, подобно этому насекомому, уже не останемся живы. Хотя Писание и похваляет пчелу, когда говорит: коль делателница есть: еяже трудов царие и простии во здравие употребляют (ср.: Притч. 6, 8), однако ничто не может избавить ее от смерти, и она непременно должна погибнуть. Если же и ее не спасает превосходство в других отношениях... то тем более нас (свт. Иоанн Златоуст, 54, 559).

* * *

Ничто так не возбуждает презрения, как оскорбление, которое наносит более бесчестия самому оскорбляющему, лишая его должного уважения (свт. Иоанн Златоуст, 54, 848). Источник.

* * *

Кто не получает чести в настоящей жизни, но терпит презрение, не пользуется никаким уважением, но подвергается оскорблению и унижению, тот, если не приобретает ничего другого, то, по крайней мере, освободится от ответственности за получение чести от подобных себе рабов. Между прочим, он получает отсюда и другую пользу. Он делается кротким и смиренным и, если будет более внимателен к самому себе, никогда не станет превозноситься, хотя бы и захотел (свт. Иоанн Златоуст, 54, 851). Источник.

* * *

Оскорбил ли тебя кто-нибудь, обидел, осмеял? Вспомни, что и сам ты делаешь много подобного в отношении к другим, даже в отношении к Самому Владыке, – и прости и извини <обидчика> (свт. Иоанн Златоуст, 54, 891).

* * *

...<Кто-то> жестоко оскорбил тебя? Ты благословляй его и смотри, сколько от того приобретешь благ: прекратишь зло, приготовишь себе награду, пристыдишь его, и сам не потерпишь ничего худого (свт. Иоанн Златоуст, 55, 249).

* * *

Это поистине дело сокрушенного сердца, когда мы не сердимся и не раздражаемся на оскорбителей, а даже и оправдываемся (свт. Иоанн Златоуст, 55, 490). Источник.

* * *

Кто-нибудь оскорбил тебя? Моли Бога, чтобы Он скорее смилостивился над ним: он – брат твой, член твой. Но, скажешь, он чересчур оскорбляет меня. Тем больше, следовательно, будет тебе награда за это. Потому особенно надо оставлять гнев на обидчика, что его ранил дьявол. Не укоряй же его еще и ты и не повергай вместе с ним и самого себя. В самом деле, пока ты стоишь, ты можешь спасти и его; если же ты и себя повергнешь через ответное оскорбление, то кто после этого поднимет вас? Тот ли, раненый? Но лежа он не в состоянии будет сделать этого. Или ты, упавший вместе с ним? Но как же ты, оказавшийся не в силах помочь себе, протянешь руку другому? Того ранил дьявол; не наноси раны еще и ты, а напротив, извлеки и прежнюю стрелу. Если мы будем так обращаться друг с другом, то вскоре же будем все здоровы; а если мы станем вооружаться друг против друга, то не нужно и дьявола для нашей погибели (свт. Иоанн Златоуст, 55, 624).

* * *

...Когда кто-нибудь оскорбляет тебя, смотри не на обидчика, а на движущего им демона, и весь свой гнев излей на этого последнего, а того, кто возбуждается им, даже пожалей (свт. Иоанн Златоуст, 55, 624). Источник.

* * *

Если оскорбляемый раздражается, то этим самым дает доказательство, что он сознает за собой то, что про него говорят; если же он смеется, то освобождает себя в глазах присутствующих от всякого подозрения. Если же ты желаешь и отомстить обидчику, то и это будет достигнуто с полным успехом, так как и Бог накажет его за его слова, а раньше еще этого наказания и твое любомудрие будет для него как бы смертельным ударом (свт. Иоанн Златоуст, 55, 626). Источник.

* * *

...Мы не убоимся отвне приходящих оскорблений, и никто не может со стороны ввести нас в соблазн, если внутри нас не будут насаждены корни грехов (страсти)... (прп. Иоанн Кассиан, 56, 116). Источник.

* * *

...Какими слезами надобно оплакивать, что некоторые из братий, когда будут раздражены каким-нибудь ругательным словом, несмотря на просьбы другого, желающего прекратить неудовольствие, и несмотря на то, что никак не должно сердиться на брата, по написанному: Гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду (Мф. 5, 22), и: Солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4, 26), – кричат: если бы это сделал или сказал какой-нибудь язычник или мирянин, то, точно, должно стерпеть. Но кто стерпит брата, допустившего столь тяжкую вину, или произносящего устами такое необыкновенное злословие? Как будто терпение надобно оказывать только по отношению к неверным и святотатцам, а не ко всем вообще, и будто гневливость надобно считать вредною только на язычника, а на брата полезною, тогда как раздражение духа, все равно на кого бы ни было возбуждено, принесет вред ему же самому (авва Иосиф, 56, 458–459).

* * *

Любомудрый и кроткий, переносящий оскорбления и обиды от врагов, когда оскорбляют – не оскорбляется и когда обижают – не обижается. А если надлежит говорить правду, обиженными и оскорбленными бывают сами обидчики и оскорбители, их и люди осуждают, о них и отзываются худо; а кто выше оскорбления и обиды, тот и здесь будет увенчан от всех похвалами, как препобедивший не только врага, но и раздражительность, и там приимет от Бога самые великие награды. Если же скажешь, что много нужно пота и труда, чтобы оскорбляемому перенести это, то не буду отрицать сего, но скажу, что наибольшими трудами порождаются венцы (прп. Исидор Пелусиот, 62, 108). Источник.

* * *

Оскорбляемому лучше переносить сие в молчании илюбомудрствовать... (прп. Исидор Пелусиот, 62, 172).

* * *

Незлобивое перенесение оскорблений приносит великую пользу душе. И если бы знал я, что оно хотя полезно, но тяжело, то и тогда было бы для меня крайне прискорбно, избегая настоящей затруднительности, утратить полезное. Если же оно и нетрудно и весьма хорошо (ибо мстить и трудно, и весьма тягостно, и бурею наполняет душу), то всего лучше любомудрствовать (прп. Исидор Пелусиот, 62, 451).

* * *

...Бог попускает многим оскорблять праведника, доставляя ему случай к приобретению вечной и приснопамятной славы, воздаваемой за перенесение чрезмерных скорбей (прп. Нил Синайский, 73, 241). Источник.

* * *

Ты же, бедная душа, за малое похудение тебя и непочтение, за некое презрение и отвращение, осуждение и оклеветание сидишь, сплетая бесчисленные неприязненные помыслы... Что сам демон может сделать такой душе больше того, что она сама себе делает? Крест Христов видим, о страданиях Его, какие претерпел Он ради нас, читаем каждый день; а сами ни одного оскорбления не переносим. Поистине мы уклонились от правого пути (прп. Зосима, 91, 110). Источник.

* * *

Действо святого ведения, по свойству своему, не мало скорбеть заставляет нас, когда, по некоему раздражению досадив кому-либо, соделываем его врагом себе. За это оно никогда не перестает уязвлять совесть нашу, пока посредством объяснений и извинений не успеем возвести оскорбленного в прежнее к нам благорасположение. С особенною же силою такое сокрушение проявляется, когда кто из людей мира сего прогневляется на нас, хотя бы то и неправедно. Это крайне тяготит нас и озабочивает, так как всяко мы послужили ему в соблазн и преткновение. От сего и ум наш тогда оказывается неспособным к богословствованию, потому что ведение, по существу своему, сущи всецело любовью, не попускает мысли нашей расшириться в порождении Божественных созерцаний, если наперед не восприимет опять в любовь и неправедно гневающегося на нас. В случае, если тот не хочет этого, или удалился от наших мест, надлежит нам, прияв начертание лица его в свое благорасположение с несдерживаемым излиянием души, так во глубине сердца исполнить закон любви. Ибо тем, которые желают иметь ведение о Боге, должно и лица неправо гневающихся представлять в уме с безгневным помыслом. Когда же это будет, тогда ум не только в области богословия станет непогрешительно вращаться, но и в деле любви с полным дерзновением возвысится, как бы восходя со второй степени на первую (блж. Диадох, 91, 66–67). Источник.

* * *

Кто ненавидит огорчающих его, тот ненавидит кропить, и кто бегает от оскорбляющих его, тот бегает покоя о Христе (прп. авва Дорофей, 29, 210). Источник.

* * *

Усердно пей поругание, как воду жизни, от всякого человека, желающего напоить тебя сим врачевством... тогда глубокая чистота воссияет в душе твоей, и свет Божий неоскудеет в сердце твоем (прп. Иоанн Лествичник, 57, 47). Источник.

* * *

Такой-то похулил тебя: возненавидь не его, но хулу и подустившего к тому его демона. Если же ненавидишь похулившего тебя, то ты возненавидел человека и преступил заповедь, и что он сделал словом, то ты совершаешь делом. А если хранишь заповедь, то покажи к нему дело любви и, если в чем можешь, помоги ему, да отвратишь его от зла (прп. Максим Исповедник, 91, 225–226).

* * *

...<Господь> соделался ради нас человеком, претерпел заушения, оплевания и Крест, и такими страданиями, какие претерпел Он, бесстрастный по Божеству, научает нас некоторым образом и говорит каждому из нас: если хочешь ты, человек, обрести Живот Вечный и быть вместе со Мною, смирись и ты для Меня, как смирился Я для тебя, и, отложив гордое и дьявольское свое мудрование, приими ударения по ланитам, оплевания и заушения, и не постыдись претерпеть все сие до смерти. Если же постыдишься ты пострадать ради Меня и заповедей Моих, как Я пострадал ради тебя, то и Я сочту стыдом иметь тебя с Собою во Второе пришествие Мое, когда приду со славою многою и скажу Ангелам Моим: этот постыдился смирения Моего и не захотел оставить славы человеческой, чтоб уподобиться Мне. Теперь же, когда он погубил тленную славу, а Я прославился бессмертною славою Отца Моего, стыжусь и Я даже смотреть на него; изгоните его вон. Да возьмется нечестивый, и да не видит славы Господней!.. Вот что услышат те, которые по видимости исполняют заповеди Христовы, но, стыда ради человеческого, не стерпевают поруганий, бесчестий, заушений и ран, когда следовало бы претерпеть их за заповеди Господни. Ужаснитесь и вострепещите, людие, слыша сие, и с радостию претерпевайте страсти, какие претерпел Христос для спасения нашего. Бог заушается от какого-нибудь ничтожного раба, чтобы дать тебе пример победы, а ты не хочешь принять заушение от подобострастного тебе человека? Стыдишься, человече, подражать Богу? Как же тебе соцарствовать и спрославиться вместе с Ним в Царстве Небесном, если не потерпишь того же? Если бы Он захотел последовать твоему правилу и устыдился соделаться человеком ради тебя, тогда... что бы такое было (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 457–458).

* * *

...При встрече напраслин, оскорблений и нападок не обращай внимание на то, сколь неправы причинившие их тебе, а на том одном установись вниманием, что Бог для твоего блага попустил тебе это встретить и что ты этого блага себя лишишь, если допустишь нетерпеливость, раздражение и немирность по сему случаю. И до того не допытывайся, почему именно попустил тебе сие Бог. Веришь, что Бог всегда праведен и милостив? Веруй, что и в настоящем случае Он оказывает над тобою и правду и милость, хотя не видишь как... (прп. Никодим Святогорец, 70, 169).

* * *

Понудь себя и понасиль радоваться, когда кто скажет тебе оскорбительное слово, или осудит тебя, или презрение тебе покажет. Потому что под таким поношением и бесчестием сокрыто великое сокровище, и если ты благоохотно примешь их, то скоро очень окажешься богатым духовно, о чем знать не будет даже и тот, кто сделает тебе такое благодеяние, т. е. тот, кто нанесет тебе бесчестие. Не ищи никогда, чтоб тебя любил кто в этой жизни и почитал тебя, чтоб тебе свободнее было спострадать Христу Распятому, ни от кого и ни от чего не встречая в том препятствия (прп. Никодим Святогорец, 70, 261). Источник.

* * *

Первое – не выказывать оскорбления вовне; потом внутреннее чувство такое прогонять и заменять добрым чувством в отношении к <оскорбляющим> (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 176).

* * *

Когда видите, что вас чернят, принимайте то как целительные грязи (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 201). Источник.


Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.

Комментарии для сайта Cackle