Источник

Послушание

Если вы будете терпеливы, послушны и покорны отцам своим, то прекрасное воздаст вам Господь воздаяние; и вот тот труд, который помянется перед лицем Господа. Кто повинуется отцам своим, тот Господу повинуется, и кто Господу повинуется, тот и отцам своим повинуется (прп. Антоний Великий, 89, 57).

* * *

Выходя на дело (послушания), храните себя от лености и дерзости (прп. авва Исаия, 59, 8).

* * *

Кто живет с отцом или братом своим, пусть не совещается ни о чем с кем-либо из посторонних, но о всем – с тем, кто живет с ним: в этом мир и послушание (прп. авва Исаия, 89, 311). Источник.

* * *

Предай сердце свое в послушание отцам своим – и благодать Божия будет обитать в тебе (прп. авва Исаия, 89, 331). Источник.

* * *

Если сердце твое всем существом своим возненавидело грех и отстало от того, что порождает грех его, и ты, положив перед собою мучение (вечное) с разумом, отстранился от всего, что влечет к нему (греху), и молишься с разумом Создателю своему, да сопребывает Он с тобою, ничем Его не опечаливая, но плача перед Ним и говоря: «Дело Твоей милости есть избавить меня, я же, без помощи Твоей, не имею сил избежать от рук их (врагов моих)», и (при этом) внимаешь сердцем своим, чтобы не опечалить и того, кто учит тебя по Богу; то это есть по естеству Иисуса. Ибо если человек и все сотворит, послушания же, смирения и терпения не стяжет, то уклоняется в то, что не по естеству. Но предай все сердце свое в послушание Богу, моляся Ему во истине и говоря: «Господи! Пред Тобою есмь; удостой меня (познания) воли Твоей; ибо сам я не знаю, что мне полезно; Ты побори (врагов моих); ибо я не уразумеваю злокозненности их». И если ты будешь делать то, что по естеству Иисуса, то Он не попустит тебе заблудиться ни в чем. Но если ты какую заповедь сотворишь, а не предашь Ему себя всецело в послушание, то Он нимало не попечется о тебе (прп. авва Исаия, 89, 361–362).

* * *

...Должно ли оказывать послушание всякому и приказывающему что бы то ни было? Различие между теми, которые дают приказание, не должно препятствовать послушанию тех, кому дается приказание, потому что Моисей не преслушал Иофора, посоветовавшего ему доброе (см.: Исх. 18, 19–24). Но поскольку есть немалая разность в самых приказаниях (потому что иные противны заповеди Господней, или нарушают ее, или разным образом искажают примесью запрещенного; а другие согласны с заповедию, иные же, хотя, по-видимому, и не согласны, но содействуют ей и служат как бы пособием для заповеди), то необходимо помнить сказанное Апостолом: Пророчествия не уничижайте. Вся же искушающе, добрая держите. От всякия вещи злыя огребайтеся (1Сол. 5, 20–22) (свт. Василий Великий, 9, 227). Источник.

* * *

Когда же приказывает нам кто-нибудь нечто противное Господней заповеди, нарушающее или искажающее оную, тогда благовременно сказать: повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком (Деян. 5, 29)... (свт. Василий Великий, 9, 228). Источник.

* * *

...Если нам приказывают что-либо согласное с заповедию Господнею, или содействующее ей, то надобно принимать сие усерднее и тщательнее, как волю Божию... (свт. Василий Великий, 9, 228). Источник.

* * *

Никто не должен быть господином даже себе самому; но каждый, как отданный Богом в услужение единодушным братиям, сообразно с сим обязан и рассуждать обо всем, и делать все, впрочем, пребывая в собственном своем чине (свт. Василий Великий, 10, 55).

* * *

Блажен, кто приобрел истинное и нелицемерное послушание; потому что такой человек подражатель Благому нашему Учителю, Который послушлив был даже до смерти (ср.: Флп. 2, 8). Итак, подлинно блажен, в ком есть послушание; потому что, будучи подражателем Господу, делается Его сонаследником. В ком есть послушание, тот со всеми соединен любовию. В ком есть послушание, тот приобрел великое достояние, великое богатство. Послушливый всем благоугоден, всеми восхваляется, всеми прославляется. Послушливый вскорости возвышается, вскорости показывает успехи. Послушливому приказывают, и он не противоречит; дают повеление, и он не извращает его; делают выговор, и он не гневается. Он готов на всякое доброе дело. Им не легко овладевает вспыльчивость. Если слышит упрек – не смущается; от оскорблений не приходит в воспламенение, в печалях – радуется, в скорбях – благодарит. Он не переселяется с места на место, не переходит из обители в обитель. Увещания не пугают его; на том месте пребывает, куда призван, и не предается унынию. Отца не уничижает и брата не бесчестит; не уклоняется от пребывания в монастыре. Не любит предаваться покою, не пленяется местоположениями, не услаждается воздухом, но, по слову святого Апостола, пребывает в том месте, куда призван (см.: 1Кор. 7, 20). Итак, подлинно много плодов послушания; и потому блажен, кто приобрел оное (прп. Ефрем Сирин, 30, 20–21). Источник.

* * *

Хорошо послушание ради Бога соблюдаемое... посему узнавай, какое послушание благоугодно Богу (прп. Ефрем Сирин, 30, 149). Источник.

* * *

Послушание, соблюдаемое ради Бога, исполнено святыни даже до смерти (прп. Ефрем Сирин, 30, 149). Источник.

* * *

Слушай, возлюбленный, того, кто вразумляет тебя о Господе, чтобы мог ты принести плоды Господу Богу (прп. Ефрем Сирин, 30, 207). Источник.

* * *

...<Не будьте>, когда нас слушаются, принимающими это с приятностию, а когда от нас требуют послушания, – с неудовольствием, в приказаниях строгими, а в исполнении приказаний мрачными и ропщущими (прп. Ефрем Сирин, 30, 231).

* * *

...Если хочешь стать сосудом избранным, то не имей негодования на наставника; но преуспевай в покорности о Господе и в смиренномудрии... (прп. Ефрем Сирин, 30, 418). Источник.

* * *

Жизнь святых делается, брат, светлою, когда возвеличена послушанием (прп. Ефрем Сирин, 30, 419). Источник.

* * *

Блажен, кто послушен ближнему по Богу и терпит скорби с благодарением, ибо таковый будет увенчан, став исповедником о Господе (прп. Ефрем Сирин, 30, 344). Источник.

* * *

Если ты, возлюбленный, пребываешь на послушании у отца духовного, не полагай сам себе устава, говоря: «Не можно сделать того или этого». Ибо если не станешь делать, а потом по принуждению сделаешь, то не избегнешь обвинения в преслушании. Посему надобно предоставить себя Божию управлению; потому что не одни и те же помыслы бывают в душе. Но если приказанное не по силам нам, то не с гневом воспротивимся приказанию... но просительно и, умоляя жалобным голосом, представим настоятелю, что дело не но нашим силам (прп. Ефрем Сирин, 30, 560–561). Источник.

* * *

Прилагай старание не раболепствовать собственной своей воле, но будь послушен боящимся Господа и, по милости Божией, сокрушишь главу змиеву (прп. Ефрем Сирин, 31, 112). Источник.

* * *

...Если видишь, что юный по своей воле восходит на небо, то удержи его, потому что полезно ему это. То же разумей и о человеке, который стар годами, но юн умом. Ибо Премудрый говорит в притчах: Путие безумных прави пред ними: а мудрый приимет совет (ср.: Притч. 12, 15). Послушаем и того, который говорит: юнии, повинитеся старцем: вси же друг другу повинующеся, смиреномудрие стяжите: зане Бог гордым противится, смиренным же дает благодать (1Пет. 5, 5) (прп. Ефрем Сирин, 31, 216).

* * *

И как мы не змии, когда не оказываемся послушными Богу, пребываем же в преслушании, внушенном змием? (прп. Макарий Египетский, 67, 188). Источник.

* * *

...Человек в преслушании умер страшною душевною смертию и принял клятву на клятву... (прп. Макарий Египетский, 67, 299).

* * *

Преслушанием же погружена душа в море забвения и в глубину заблуждения, и стала обитать во вратах адовых, и, как бы на великое расстояние удалившись от Бога, не могла к Нему приблизиться и совершенно познать Создавшего (прп. Макарий Египетский, 67, 394). Источник.

* * *

Если бы люди сохранили... достоинство и не исказили образа Божия преслушанием, то не были бы наказаны смертью (свт. Иоанн Златоуст, 48, 864).

* * *

...Младшие без ведома или позволения старца не только не смеют выходить из кельи, но не решаются самопроизвольно удовлетворять и общей естественной нужде. Поэтому все, что ни приказывает старец, они без всякого исследования спешат исполнить, как Божеское повеление, так что иногда с полным доверием, усердием, без всякого колебания принимаются за исполнение невозможных приказаний и из уважения к своему старцу не думают о невозможности его приказания (прп. Иоанн Кассиан, 56, 31). Источник.

* * *

...<Древние монахи>, сидя в кельях своих и занимаясь рукоделием и размышлением, как скоро услышат звук ударяющего в дверь, который зовет их на молитву, или к какому-либо делу; то каждый тотчас выходит из своей кельи, так что занимавшийся письмом бросает писать на том месте, где застанет призыв, не смея даже докончить начатой буквы, потому что они не столько пекутся о совершении дела и своей пользе, сколько о том, чтобы доказать свое послушание, которое они предпочитают не только рукоделию, чтению, молчанию, покою в келье, но даже всем добродетелям, так что они готовы претерпеть все невыгоды для того, чтобы только ни в чем не нарушить доброго послушания (прп. Иоанн Кассиан, 56, 32).

* * *

Послушание Божиему повелению обыкновенно дарует жизнь и бессмертие, а непослушание – мертвенность и тление (прп. Нил Синайский, 72, 364). Источник.

* * *

Тот еще не есть верный раб, кто утверждается на одном простом ведении, но кто изъявляет свою веру послушанием Христу, давшему заповеди (прп. Марк Подвижник, 69, 27). Источник.

* * *

Кто попускает послушнику противоречить себе там, где не следует, тот обольщает его в этом деле и допускает отвергать обеты повиновения (прп. Марк Подвижник, 69, 48). Источник.

* * *

Послушание есть, как достоверно известно, первое в числе вводных (новоначальных) добродетелей добро; ибо оно отсекает кичение и порождает в нас смиренномудрие <...> Итак, тем, которые восприемлют борьбу с гордынею диавольскою, прежде всего должно возревновать о сей добродетели, – и она, предшествуя, незаблудно покажет им потом все стези добродетелей (блж. Диадох, 91, 29).

* * *

Человеческой природе, чтобы хранить пределы послушания Богу, потребен страх (прп. Исаак Сирин, 58, 33). Источник.

* * *

Послушание есть совершенное отречение от своей души, действиями телесными показуемое... послушание есть умерщвление членов телесных при живом уме (прп. Иоанн Лествичник, 57, 20–21). Источник.

* * *

Послушание есть гроб собственной воли и воскресение смирения (прп. Иоанн Лествичник, 57, 21). Источник.

* * *

Послушание есть действие без испытания, добровольная смерть, жизнь, чуждая любопытства, беспечалие в бедах, неуготовляемое пред Богом оправдание, бесстрашие смерти, безбедное плавание, путешествие спящих (прп. Иоанн Лествичник, 57, 21). Источник.

* * *

* * *

Кто совершенно отвергся самочиния и в том, что он почитает добрым, духовным и богоугодным, тот уже достиг цели, прежде нежели вступил в подвиг, потому что послушание есть неверование себе самому во всем добром, даже до конца жизни своей (прп. Иоанн Лествичник, 57, 21). Источник.

* * *

Отцы... блаженное послушание назвали исповедничеством, без которого никто из страстных не узрит Господа (прп. Иоанн Лествичник, 57, 22). Источник.

* * *

Неповинующийся словом, без сомнения, не повинуется и делом; ибо кто в слове неверен, тот непреклонен и в деле (прп. Иоанн Лествичник, 57, 40). Источник.

* * *

Повиновение рождается от зазрения самого себя и от желания душевного здравия (прп. Иоанн Лествичник, 57, 210). Источник.

* * *

Восхотев жить с духовными братиями, у дверей их отрекись от своих хотений: ибо другим способом не возможешь ты быть в мире ни с Богом, ни с живущими с тобою (прп. Максим Исповедник, 91, 219).

* * *

Соблюдший убо через послушание заповедь – и правду исполнил, и единение любви к Заповедавшему сохранил неразрывным (прп. Максим Исповедник, 91, 236). Источник.

* * *

Исполняя послушания, должны мы так действовать, как бы прямо от Самого Бога получили на то повеление (прп. Феодор Студит, 92, 25).

* * *

...Обогащайтесь плодами послушания вашего и в них напояйтесь вином умиления, веселящим священные сердца ваши... (прп. Феодор Студит, 92, 66).

* * *

Прошу и молю, стойте, терпите доблестно, благодушествуйте, мужайтеся, помышляя, какой славы сподобятся треблаженные и святые послушники (прп. Феодор Студит, 92, 97).

* * *

Истинный послушник есть только тот, кто душу свою предал настоятелю и пребывает в воле его даже до крови (прп. Феодор Студит, 92, 158).

* * *

Если перенесете иго подчинения, то освободитесь от греховных страстей и востечете к установлению Божию (прп. Феодор Студит, 92, 158).

* * *

...Не впадайте в преслушание, ибо преслушливые обнажают себя для стрел врага... (прп. Феодор Студит, 92, 180).

* * *

...Из мира перенесетесь вы к Богу и, временную жизнь оставляя, перейдете к жизни бесконечной, если до конца будете являть опыты верного послушания (прп. Феодор Студит, 92, 226).

* * *

...Послушание стяжавший есть подражатель Христов... (прп. Феодор Студит, 92, 392–393).

* * *

...Когда воля своя бывает отсечена, тогда путь легок, и спасение удобно... (прп. Феодор Студит, 92, 466).

* * *

Хорошее для тебя приобретение – отсечение воли: оно покажет тебя мучеником в совести (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 87).

* * *

...Если тебе определено прислуживать, исполняй свое послужение с такою чистою и нелестною любовию, как бы ты служил самом» Христу, а не человекам... (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 213). Источник.

* * *

...Ничему другому не радуется так Бог, как нашей скорости (в исполнении воли Его), так как лучше скорое послушание с бедностию, нежели медлительность со множеством имений (прп. Симеон Новый Богослов, 93, 9).

* * *

...Для разленившихся к исполнению заповедей и возжелавших изгнать мутное омрачение, нет лучшего и пригоднейшего врача, как нерассуждающее с верою во всем послушание. Оно есть живительное, многосоставное врачевство добродетелей для тех, кои пьют его, и нож, за раз очищающий язвины ран (прп. Григорий Синаит, 93, 203). Источник.

* * *

Послушание, действуя всецело по заповедям, устрояет лествицу из разных добродетелей, и их, как восхождения, располагает в душе (прп. Григорий Синаит, 93, 209). Источник.

* * *

Чудо же, воистину непостижимое и неизреченное, сотворил наш человеколюбивый Господь, что одною добродетелию или, лучше, одною заповедию можно немедленно восходить на небеса, как одним преслушанием низошли мы и нисходим в ад (прп. Григорий Синаит, 93, 209). Источник.

* * *

...Послушание ради смирения ко всякой добродетели способно (прп. Григорий Синаит, 93, 231–232).

* * *

...Охотное послушание есть действие, более обнаруживающее мужества и твердости духа, чем подчинение себе великих царей и повелевание ими... (прп. Никодим Святогорец, 70, 31). Источник.

* * *

Совет и послушание чисты и угодны Богу только до тех пор, пока они не осквернены пристрастием (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 519). Источник.

* * *

Послушания должно проходить со всею тщательностию, со строгим хранением совести, веруя, что такое прохождение послушаний необходимо для нашего спасения (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 8).

* * *

Настоящее послушание слушается, не видя оснований и не смотря на свое нехотение. Такому послушанию обетована особая благодать – благодать сохранения от всякого вреда, при исполнении послушания. Когда послушание оказывается ради Господа, тогда Господь берет на свое попечение слушающегося и блюдет его (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 210). Источник.

* * *

На деле так бывает, что то только послушание и действует плодотворно на образование нрава, которое совершается наперекор своей воле и своим соображениям (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 240).

* * *

Верно, и писательство имеет свой предел... Ведь и порядок естества требует послушания, – не ему, а Источнику его. И надо благодушно покориться (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 85, 254). Источник.

* * *

В монастырь к авве пришел брат и просился принять его. Первым условием для сего ему назвали закон повиновения. Когда он обещал совершенную покорность во всем, авва – у него в руках случайно оказался стираксовый сухой жезл – воткнул его в землю и приказал вновь пришедшему поливать его водой до тех пор, пока тот не прорастет. Источник.

Исполняя приказание настоятеля, брат приносил ежедневно на своих плечах воду, которую должно было брать за две мили в реке. Протек год; о плоде труда не могло быть и надежды, но добродетель послушания продолжала свой подвиг. И следующий год протек в тщетных трудах брата. В продолжение третьего года, когда брат ни днем ни ночью не прекращал поливки, жезл прозяб. Деревцо, образовавшееся из этого жезла, стоит у входа в монастырь, свидетельствуя зеленеющими ветвями, что заслуживает послушание, что может вера (106, 535). Источник.

* * *

Мы знали некоего брата, происходившего от знатной фамилии. Оставив богатых родителей, он с великой ревностью пришел в монастырь. Старец, чтобы испытать его смирение, приказал ему возложить на плечи свои десять больших корзин, в продаже которых тогда и не было надобности, носить по улицам города и продавать. К поручению присовокуплено было условие – с целью долее удержать новоначального в таком положении, чтобы он не продавал всех корзин разом, если б кто и пожелал купить их все, но продавать по одной. Брат исполнил это со всей покорностью: ради любви ко Христу он возложил корзины на плечи свои, нося их по улицам, продавал их так, как ему было приказано, и вырученные деньги принес в монастырь (106, 537).

* * *

Некоему старцу пустыннику один поселянин доставлял все необходимое. Однажды поселянин не приходил несколько дней, и старец остался и без пищи, и без нужного для рукоделия. Это опечалило его. Оказавшись без работы и без средств к пропитанию, он сказал ученику своему: «Сходишь ли в селение позвать поселянина, обыкновенно доставляющего нам все нужное?» Ученик отвечал: «Сделаю, отец, как повелишь». После этого они долго ждали и терпели недостаток, а служитель не приходил. Тогда старец опять сказал ученику: «Сходишь ли в селение и приведешь ли поселянина?» Ученик отвечал: «Сделаю то, что велишь». Так отвечал брат потому, что боялся идти в селение по причине соблазна; вместе с тем он обещал пойти, чтобы оказать послушание отцу. Знал это и старец, но, стесняемый нуждою, сказал ученику: «Уповаю на Бога отцов наших, что Он покроет тебя от всякого искушения». По совершении молитвы он отпустил его. Брат пришел в селение, отыскал дом, в котором жил служивший им поселянин, и постучал в двери. В доме никого не оказалось, кроме дочери поселянина. Она отворила дверь, и брат начал расспрашивать ее об отце, почему он долго не приходит к ним. Она пригласила монаха войти в дом и, схватив его за руку, повлекла насильно. Он противился, но она пересилила его и ввела за собою в дом. Монах, видя, что его влекут ко греху и что помышления его склоняются к тому же, восстенал из глубины сердца и возопил к Богу: «Господи! Ради молитв отца моего, пославшего меня, спаси меня в этот час!» Лишь сказал он это, – оказался внезапно стоящим у реки близ монастыря своего, и возвратился к отцу своему неоскверненным (106, 466–467). Источник.

* * *

Два родных брата по плоти вступили в монастырь. Один из них был великий подвижник, другой имел великое послушание. Когда авва приказывал ему: «Сделай это», он делал, и опять: «Сделай другое», и он делал. Все любили и хвалили его. Подвижник заразился завистию к нему. «Искушу я ныне, – говорил он сам с собою, – брата моего, имеет ли он истинное послушание». Придя к авве, он сказал ему: «Отпусти брата моего со мною, мне нужно сходить в такое-то место». Авва согласился. Путешествуя вместе, они пришли к реке, в которой было множество крокодилов. Подвижник сказал брату: «Спустись к реке и переправься через нее». Тот послушался. Крокодилы лизали тело его, не причинив ему никакого вреда. Подвижник, увидя это, сказал брату: «Выйди из воды, пойдем далее». Продолжая путь, они нашли мертвое тело, лежавшее на дороге. Подвижник сказал брату: «Если бы мы имели с собой что-нибудь из старого платья, то покрыли бы им мертвеца». Младший брат отвечал: «Помолимся и, может быть, Бог воскресит его». Когда они встали на молитву, мертвец ожил, а подвижник похвалился: «Подвижничество мое было причиной воскресения мертвеца». Бог открыл все это авве монастыря, как подвижник искушал брата крокодилами и как воскрес мертвец. Когда они возвратились в монастырь, авва сказал ему: «Зачем ты поступил так с братом своим? Знай, что его послушание было причиной воскрешения мертвеца» (106, 465–466). Источник.

* * *

Рассказывали, что у аввы Силуана был ученик по имени Марк, который имел великое послушание и был хороший писарь. Кроме Марка, у старца было ещё одиннадцать учеников. Они скорбели о том, что старец любил Марка больше всех. Старцы, услышав об этом, опечалились. Как-то пришли они к авве Силуану и укоряли его. Авва, взяв их с собою, вышел из кельи, начал стучаться в двери каждого своего ученика, говоря: «Брат такой-то, пойди сюда, ты мне нужен», – но ни один из них не спешил тотчас же выйти к нему. Старец пришел к келье Марка, постучался и сказал: «Марк!» – и тот, услышав голос старца, выбежал к нему в ту же минуту, и он дал ему поручение. Силуан сказал старцам: «Где же, отцы, прочие братия?» Потом он вошел в келью Марка, взял тетрадь его и увидел, что он начал писать одну букву, но, услышав голос старца, бросил перо, не докончив ее. Тогда старцы сказали Силуану: «Справедливо ты любил его, и мы любим, и Бог любит его» (97, 166).

* * *

Один старец рассказывал о святителе Василии Великом. Посетив однажды киновию, после духовного наставления он спросил настоятеля: «Есть ли у тебя здесь брат, который бы отличался послушанием?» «Владыка! – отвечал настоятель, – все рабы твои и ищут спасения». Святитель Василий опять спросил его: «Есть ли кто у тебя, имеющий истинное послушание?» Тогда настоятель привел к нему одного брата. Святитель Василий велел ему прислуживать при трапезе. После принятия пищи брат подал ему воды умыться, а святитель Василий говорит ему: «Пойди, и я подам тебе умыться». Брат допустил святителя подать ему воды. Святитель Василий сказал брату: «Когда пойду в храм, приходи и ты: я сделаю тебя диаконом». После этого святитель Василий, за его послушание, сделал его и пресвитером (97, 50).

* * *

Однажды Антония посетили братия, великие и совершенные мужи. Случилось прийти вместе с ними и Павлу. Много говорили о пророках и Спасителе нашем. Павел в простоте сердца спросил: «Кто жил на земле прежде: Христос или пророки?» Блаженный Антоний, смутившись немного от детской простоты такого вопроса, с ласковым движением, присущим ему при обращении с простецами, приказал ему молчать и идти домой. Тот, исполняя все слова Антония, как заповеди Божии, возвратился к себе в келью и совсем перестал говорить, как бы получив на то повеление. Узнал об этом Антоний и недоумевал, почему ему вздумалось хранить молчание, когда он ему того не заповедал. Повелев ему говорить, спросил: «Скажи мне, зачем ты хранишь молчание?» «Ты, отче, – отвечал Павел, – сказал мне, чтобы я шел домой и молчал». Антоний был изумлен... Попросту сказанное слово было так свято соблюдено... «Ну! – воскликнул он, – он всех нас пристыдил. Мы не слушаем того, что нам говорят с неба, а он исполняет всякое слово, случайно сорвавшееся с языка...» Желая научить его полному послушанию, святой Антоний запрещал ему спрашивать о цели и назначении любого поручения. Так, однажды он приказал ему в течение всего дня черпать воду из колодезя и выливать на землю; в другой раз – расплетать и снова сплетать корзины или распарывать одежду и снова сшивать, и многое другое в таком же роде... И научился Павел без всякого противоречия исполнять все, что бы ему ни приказывали, хотя бы то и противоречило смыслу... Таким-то образом достиг Павел высоты духовного совершенства (99, 110–111). Источник.

* * *

Благочестивые аввы Ор и Афре жили в большом согласии до самой смерти. Авва Афре имел великое послушание, авва Ор – великое смирение. Провел я у них несколько дней, наблюдая за ними, и увидел я весьма чудное дело, которое сделал авва Афре. Кто-то принес им небольшую рыбу. Авве Афре хотелось приготовить ее для старца; он разрезал ножом рыбу, как вдруг позвал его к себе авва Ор. Афре оставил нож в рыбе и поспешил на зов. Я подивился его великому послушанию, почему он не сказал: «Подожди немного, пока я разрежу рыбу». Я спросил его: «Авва Афре! Откуда ты приобрел такое послушание?» «Это не мое, – отвечал он, – а старца». Потом он сказал: «Пойди, посмотри, каково его послушание». Он сварил немного рыбы и, нарочно испортив варево, подал его старцу. Старец ел, не говоря ни слова. Авва Афре спросил его: «Хорошо ли, старец?» «Весьма хорошо», – отвечал авва Ор. Потом авва Афре принес ему рыбу, весьма хорошо приготовленную, и сказал ему: «Испортил я, старец?» «Да, – отвечал он, – немного испортил». Тогда сказал мне авва Афре: «Видишь ли, каково послушание старца?» После этого я ушел от них и, по силам моим, старался исполнять, что видел у них» (97, 229–230).

* * *

Житель Антиохии пришел к одному затворнику и умолял принять его и сделать иноком. Затворник отвечал: «Если хочешь, чтобы я принял тебя, пойди, сначала продай имение и раздай нищим, и тогда уже приходи сюда». Проситель исполнил предложенное и возвратился к старцу. Тогда тот дал ему новую заповедь – пребывать в молчании. Он и это обещал исполнить и, действительно, не говорил пять лет. Дивиться начал старец терпению и послушанию инока и вздумал еще испытать его. «Нет, – сказал, – мне в тебе нужды, и потому ступай от меня в монастырь в Египет». А между тем думал: «Что он, начнет говорить или нет?» Инок пошел и, однако, по-прежнему не говорил ни слова. Удивляться, наконец, начал и игумен, принявший его, и, желая испытать, нарушит ли он свое молчание, или нет, поручил ему отправиться с известным делом в один из монастырей, находившийся за рекой, и тоже думал, не скажет ли: «Не могу перейти реку». Опять ни слова не сказал инок и отправился в путь. Пришедши к реке и видя, что перейти ее нет возможности, он молча, молитвенно преклонил колена, и, о чудо, к нему подплыл крокодил, взял его и перенес на другую сторону. Исполнив поручение игумена, он подошел к реке, и снова крокодил перенес его обратно. И так, соблюдая заповедь, инок пребыл в молчании (112, 138–139).

* * *

Преподобный отец наш Антоний Новый, сын славных и богатых родителей, оставив богатство и славу и возлюбив иноческое житие, поселился на горе. Там провел он много лет в безмолвии, удручая себя многими трудами и подвигами. Случилось ему однажды читать Лествицу Божественных добродетелей. В конце статьи о послушании он нашел следующие слова: «Если жительствующий в безмолвии познает свою немощь и, оставив безмолвие, предаст себя в обучение послушанию, то он, быв слеп, без труда прозрел о Христе». Обдумывая эти слова, Антоний говорил сам себе: «После стольких трудов и подвигов иноческих я – еще слеп! Хочу же когда-нибудь и прозреть».

Оставив келью свою и пустынное житие, он поселился в одной из общежительных обителей и под руководством опытного настоятеля проходил с полным самоотречением многие послушания. Игумен, удостоверившись в терпении Антония, видя, что он достаточно был подвергнут опытам страдальческого послушания, и что он положил в помысле своем претерпеть всякое искушение и злострадание, призвал его к себе и наедине сказал ему: «Отец! Бог да воздаст тебе мзду за душевную пользу, принесенную братству твоим пришествием к нам и жительством твоим по Боге. Братия мои никогда не получали такого назидания, какое получили твоим богоподражательным послушанием». Сказав это, игумен выдал ему одежду, обувь и все нужное, наравне с прочней братией, и отныне, когда замечал, что Антоний нуждается в чем-либо, сам тайно приносил нужное к нему в келью. Пожив богоугодно, Антоний скончался о Господе и принял венец послушания (106, 73–78).

* * *

Один из отцов видел четыре чина на небе: первый чин состоял из больных, благодарящих Бога; второй – из занимающихся странноприимством и тщательным служением ближним; третий – из жительствующих в пустыне, лишенных человеческого общества; четвертый – из тех, которые повинуются духовным отцам и находятся в послушании у них ради Бога. Чин проходящих послушание украшался золотою цепью и венцом и имел большую славу, нежели три первых чина. Я сказал тому, кто показывал мне все это: «Почему этот чин, меньший других, имеет большую славу?» Он отвечал мне: «Потому что занимающиеся странноприимством делают это по собственной воле. Подобным образом вступившие в отшельническую жизнь в пустыне по собственной воле оставили общество человеческое. Но чин, предавший себя послушанию, находится в совершенной зависимости от Бога и от духовных отцов, почему и имеет большую славу». Благое дело – послушание, проходимое ради Бога! Наследуйте, хотя отчасти, о чада, эту добродетель! Послушание – спасение для всех верующих. Послушание – родительница всех добродетелей. Послушание – дверь в Царство Небесное. Послушание отверзает небеса и возвышает человека от земли. Послушание сожительствует Ангелам. Послушание – пища всех святых; воспитанные им, как млеком, они при посредстве его достигли совершенства (106, 512–513). Источник.


Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.

Комментарии для сайта Cackle