Источник

Родители

Изо всех сил своих чти отца своего, и не нарушай уставов того, кто родил тебя о Господе; в таком случае не одолеют тебя лукавые бесы... (прп. Ефрем Сирин, 30, 144–145). Источник.

* * *

Легко отречется и великого Бога <тот>, кто отрекся отца (свт. Григорий Богослов, 15, 363).

* * *

...Немалая награда ожидает нас за почтение к родителям; нам заповедано чтить их, как владык... (см.: Сир. 3, 7) (свт. Иоанн Златоуст, 44, 74).

* * *

Был у иудеев один священник, человек скромный и кроткий; имя ему было Илий. Этот Илий делается отцом двух сыновей. Видя, что они предаются нечестию, он не удерживал их и не останавливал, или вернее, он удерживал и останавливал, но делал это не с надлежащим усердием. А поступки этих сыновей состояли в любодеянии и чревоугодии <...> Источник.

Он выставлял на вид грех, показывал его ужас, объявлял и угрожающее за него тяжкое и страшное осуждение; однако же так как не все сделал, что следовало, то и сам погиб вместе с ними. Следовало бы и усилить угрозы, и прогнать их с глаз своих, и наказать бичами, и быть гораздо более строгим и суровым (свт. Иоанн Златоуст, 44, 83–84). Источник.

* * *

Для того Он <Господь> и вложил такое влечение в природу родителей, чтобы поставить их как бы в неизбежную необходимость заботиться о детях. И самим детям Он заповедует многое относительно их родителей, награждая послушных, а неблагодарных наказывая, и таким образом делая их еще более любезными для родителей. Так, когда кто сделает нас властными над кем-либо, то этою честию он налагает на нас сильнейшее обязательство заботиться о нем... (свт. Иоанн Златоуст, 44, 86).

* * *

Дабы родители, получив повеление воспитывать детей, не пренебрегали Его <Божиими> повелениями, Он присоединил естественную необходимость. А чтобы эта связь не была ослабляема оскорблениями со стороны детей и не расторглась, Он оградил ее наказаниями и от Себя, и от самих родителей, таким образом и детей весьма строго подчиняя (родителям), и в родителях возбуждая любовь к детям. И не этим только, но и другим еще... способом Бог крепко и тесно связал нас с ними. Он не только детей злых в отношении к родителям наказывает, а к добрым благоволит, но точно так же поступает и с родителями, тяжко наказывая нерадящих о детях, а попечительных удостоивая почестей и похвал (свт. Иоанн Златоуст, 44, 86).

* * *

...Бог не будет снисходительно переносить нерадение о тех, о которых Сам Он столько печется. Ибо невозможно, чтобы один и тот же (Бог) и столько делал Сам для спасения (детей), и оставлял без внимания нерадение о них (со стороны родителей). Так Он не оставит этого без внимания, но будет сильно негодовать и гневаться... Если мы имеем повеление неусыпно заботиться о душах их <детей>, яко слово воздати хотшце (Евр. 13, 17), тем более отец, который родил сына, воспитал и постоянно живет с ним. Как не может он прибегать к извинению и оправданию в своих собственных грехах, так точно и в проступках детей (свт. Иоанн Златоуст, 44, 87).

* * *

...Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности (родителей) к житейскому: обращая внимание только на это одно и ничего не желая считать выше этого, они необходимо уже нерадят о детях с их душою. О таких отцах я сказал бы... что они хуже даже детоубийц <...> Не так жестоко изострить меч, взять его в правую руку и вонзить в самое горло сына, как погубить и развратить душу; потому что ничего равного ей нет у нас (свт. Иоанн Златоуст, 44, 87–88).

* * *

...Это зло, что вы не советуете детям ничего полезного... не было бы так велико! Но теперь вы увлекаете их еще к противному... Когда отцы убеждают детей заниматься науками, то в их разговоре с детьми не слышно ничего другого, кроме таких слов: «такой-то человек низкий и из низкого состояния, усовершившись в красноречии, получил весьма высокую должность, приобрел большое богатство, взял богатую жену, построил великолепный дом, стал для всех страшен и знаменит». Другой говорит: «такой-то, изучив италийский язык, блистает при дворе и всем там распоряжается». Иной опять указывает на другого, и все – на прославившихся на земле, а о небесном никто не разу не вспоминает; если же иной попытается напомнить, то он прогоняется, как человек, который все расстроивает (свт. Иоанн Златоуст, 44, 89). Источник.

* * *

...Когда... с самого начала, учите их <детей> не другому чему, как основанию всех пороков, вселяя в них две самые сильные страсти, т. е. корыстолюбие, и еще более порочную страсть – суетное тщеславие. Каждая из них и порознь может извратить все; а когда они обе вместе вторгнутся в нежную душу юноши, то... извращают все доброе и наносят столько терния, столько песку, столько сору, что делают душу бесплодною и не способную ни к чему доброму (свт. Иоанн Златоуст, 44, 89).

* * *

...Неразумные в отношении к Богу презирают и родителей... служащие Создателю оказывают и родителям многую честь (свт. Иоанн Златоуст, 46, 338).

* * *

...Хам нанес оскорбление отцу, забыл о почтении, какое дети обязаны воздавать родителям, обнаружил прегрешение (отца), хотел и братьев увлечь и сделать сообщниками в своей дерзости (свт. Иоанн Златоуст, 47, 306). Источник.

* * *

Вы, конечно, знаете, как часто отцы готовы бывают вытерпеть наказание за детей своих и как для них гораздо мучительнее видеть детей страдающими, нежели самим страдать... Он <Ханаан> подвергся проклятию не только за грех отца <Хама>, но, без сомнения, и для того, чтобы в нем (сыне) отец понес тем большее наказание... (свт. Иоанн Златоуст, 47, 307).

* * *

...Если мы будем внимательны, то все это появившееся в жизни за грехи прародителей нисколько не сможет повредить нам, а останется одним только названием (свт. Иоанн Златоуст, 47, 307). Источник.

* * *

...Ни отцы за детей, ни дети за отцов не подвергаются наказанию, но каждый наказывается за свои грехи, об этом говорят пророки во многих местах (свт. Иоанн Златоуст, 47, 307).

* * *

Но узнав, какому наказанию подвергся открывший наготу отца, надобно уже выслушать и то, каких наград удостоиваются оказавшие такое уважение и почтение к отцу. И рече, сказано, (Ной): благословен Господь Бог Симов: и будет Ханаан отрок его... (ср.: Быт. 9, 26). Ной, благословивши Бога, как бы обязал Его к большему благословению и приобрел Симу большее воздаяние, нежели когда бы он сам от себя благословил его. Как в том случае, когда Бог за нас благословляется, Он удостоивает нас великого Своего благословения, так, напротив, когда другие из-за нас хулят Его, тогда мы подвергаемся тем большему осуждению за то, что подали повод к этому (свт. Иоанн Златоуст, 47, 308–309). Источник.

* * *

Видишь, как он (Ной) налагает на (Хама) отеческое наказание, которое скорее есть вразумление, нежели наказание. Он был ведь отец, и отец чадолюбивый; и хотел не столько наложить достойное наказание, сколько пресечь дальнейшее распространение зла (свт. Иоанн Златоуст, 47, 309).

* * *

...<Авраам>, благоутождая Богу, оказывал почтение и к родителям своим; но и <сам> был так много любим отцом своим, что ради его (и отец) удалился оттуда <из Месопотамии>, и по любви к сыну решился оставить отечество свое и поселиться в чужой стране (свт. Иоанн Златоуст, 47, 389).

* * *

<Авраам> готов был... даже без родственников, один сам собою предпринять странствование, но... добродетель этого мужа и его любовь к родителям побуждала и отца сопутствовать ему (свт. Иоанн Златоуст, 47, 389).

* * *

...Оскорбляющий родителей наносит обиду не только им, но и всем людям. ...Так как оскорбление наносится общей (человеческой) природе... В самом деле, такой человек – общий неприятель и враг всех – и Бога, и природы, и законов, и всей вообще нашей жизни (свт. Иоанн Златоуст, 47, 749). Источник.

* * *

Честь отцов зависит от благопристойности сыновей, или лучше, венцы сыновей украшаются хорошею славою отцов (свт. Иоанн Златоуст, 53, 842).

* * *

...Почтение к родителям есть дело весьма необходимое для нас... (свт. Кирилл Александрийский, 65, 41). Источник.

* * *

Если чтишь Бога, то почитай и родивших тебя. Если боишься Бога, то в продолжение всей жизни бойся отца и матери (прп. Нил Синайский, 73, 257). Источник.

* * *

Некий человек имел сына весьма почтительного и послушного. Один злой человек, желая поссорить их, сказал юноше: «Поклянись мне в том, что как я научу поступить тебя по отношению к отцу твоему, так ты и поступишь». Тот, не подозревая ничего плохого, поклялся. Злой человек и говорит: «Иди и сейчас же поссорься с отцом твоим, и досади ему, и нанеси ему раны сердечные языком твоим и гляди с наглостью на лицо его. Да смотри же, непременно все исполни, что я говорю тебе. Не забывай, что ты дал клятву мне». Юноша, услышав эти слова, понял, с кем он имеет дело, и ответил злому наушнику: «Вижу я в тебе человека лживого, врага отцу моему и желающего погибели души моей. Поэтому знай, что тебе никогда не соблазнить меня, как соблазнил змей Еву, и никогда не ввести в преступление твоей злобой и хитростью. Я ненавижу твой безбожный совет и никогда не перестану повиноваться отцу моему ради спасения моей души» (112, 521–522).

* * *

Преподобномученик Нектарий в юности обманным путем был обращен в магометанство. Когда, одетый в турецкое платье, он пришел к своей матери, то благочестивая и мужественная женщина и мать, увидев его в таком одеянии, сказала: «Не являйся ко мне! Я не знаю, кто ты такой». Юноша сознался, что он стал магометанином. Но добрая и истинная христианка с еще большей силой произнесла: «Прочь отсюда! Я не родила тебя турком, а родила христианином Николаем; удались отсюда сейчас же, чтобы не видели тебя глаза мои». Слова доброй матери до глубины пронзили сердце сына. Теперь только осознал он важность своего бедствия и с великой скорбью, не сказав ни одного слова благочестивой своей матери, удалился от нее. Придя в себя, он стал молиться от всей души Богу и Отцу щедрот, чтобы Он помиловал его, как познавшего беззаконие свое и имеющего грех свой и свою вину, чтобы Он Сам, имиже весть судьбами, наставил его на правый путь. Удалившись на Афон, он принес там искреннее покаяние в отступничестве и принял монашество. А через некоторое время добровольно и бесстрашно исповедал Христа перед турецкими властями, за что и принял мученическую кончину (95, 88–90).

* * *

Святитель Иоанн Златоуст, лишившись в молодости отца, ушел в Афины. Изучив там философию и книжную мудрость, он возвратился на родину, в Антиохию, а потом решил уйти из мира и принять иноческий образ. Задуманное, однако же, нескоро ему удалось привести в исполнение, и вот почему.

Его мать Анфуса, узнав о его намерении, сильно огорчилась и решила остановить его. Призвав его к себе, она, со слезами, сказала ему: «Божиим изволением суждено, чадо, тебе сиротство, а мне вдовство. Ты знаешь, ничто не могло заставить меня вступить во второй брак и привести другого мужа в дом твоего отца. Но как трудно мне было пережить эти годы! Во вдовстве я пребывала как в буре или в печи огненной, перенося всевозможные искушения, и только ты один был в это время моим утешением, ты, в котором я видела образ твоего родителя. Вот и имение его все сохранено мной, и все приготовлено для тебя на годы твоего мужества. Пожалей же меня, останься со мной и похорони. Тогда можешь свое желание привести в исполнение». Иоанна тронули мольбы матери, он отложил свое намерение стать иноком, дождался ее смерти и сам похоронил ее. Только после этого, раздав свое имение, освободив рабов, он ушел в монастырь и принял монашеский постриг (112, 140–141).


Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.

Комментарии для сайта Cackle