Источник

Вожделение

Чем искоренить в себе страсть злого вожделения? Пламенным вожделением исполнять волю Божию... (свт. Василий Великий, 9, 194).

* * *

Заглянем в могилу и увидим тайны нашего естества – кучу лежащих одна на другой костей, черепа, обнаженные от плоти... Смотря же на них, увидим в них самих себя. Где красота настоящего цвета, где доброзрачность ланиты? Размышляя о сем, откажемся от плотских вожделений, чтоб не быть нам <пристыженными> в Воскресение (прп. Ефрем Сирин, 30, 508).

* * *

...Будем бегать всякого злого вожделения... <которое> диавольское есть прозябение... Это душевный струп и сердечная рана (прп. Ефрем Сирин, 31, 251).

* * *

...Когда увидишь женщину благоразумную, которая блистает красотою, имеет светлый взор, сияющие ланиты... и она распаляет твой помысл и усиливает в тебе вожделение, размысли, что приводящее тебя в удивление – земля, что воспламеняющее тебя – пепел; и душа твоя перестанет неистовствовать. Приникни помыслом на кожу лица ее, и тогда увидишь всю малоценность благообразия, потому что ничего не найдешь, кроме костей, жил и зловония. Представь также, что она стареет, изменяется, умирает, и весь этот цвет опал. Рассуди, чему дивишься, и устыдись, а устыдившись, принеси покаяние (прп. Ефрем Сирин, 32, 59–60).

* * *

...Страстное и нечистое вожделение телесное, имеющее себе место в плотских членах, как разбойничье какое скопище, строит козни уму и, уловив его в свою волю, нередко отводит в плен, а это враждебно Богу... (свт. Григорий Нисский, 20, 166). Источник.

* * *

Кто желает подавить прирожденные вожделения плоти, тот должен поспешить сначала победить пороки, находящиеся вне нашей природы (прп. Кассиан Римлянин, 57, 55). Источник.

* * *

Есть брань и в членах наших, поселенная для нашей же пользы, как читаем у Апостола: плоть похотствует на духа, дух же на плоть: сия же друг другу противятся, да не яже хощете, сия творите (Гал. 5, 17). По промыслительному распоряжению Божию она внедрилась как бы в самую природу нашу. И можно ли почитать ее иным чем, как не естественною как бы принадлежностию человеческой природы, после падения первого человека, если она всем без исключения обща? Можно ли не верить, что она имеется в нас по воле Божией, во благо нам, а не во зло, если она всем прирождена? Так, некоторым образом, самим промышлением Божиим оставлена в нас сия спасительная брань, чтобы возбуждала нас и вела к высшему совершенству, так что с прекращением ее, по противоположности, должен настать опаснейший мир (авва Даниил, 57, 228).

* * *

Хотите ли получить ясное доказательство истинности сказанного... что эта плотская брань, которая считается враждебною нам и вредною, с пользою прирождена нашим членам? Пожалуй, посмотрите на скопцов телом: какая особенно причина делает их вялыми в желании добродетелей и холодными? Не оттого ли это, что, по их мнению, они не имеют уже опасности растлить целомудрие? Впрочем, на основании сказанного мною, никто не должен думать, будто я утверждаю, что из них вовсе нет никого, кто бы имел горячее расположение к совершенному самоотвержению, но что они некоторым образом должны побеждать свою природу, если только кто из них, при высшей строгости по отношению к душе, стремится к предположенной пальме совершенства, которого пламенное желание того, кого оно однажды воспламенило, заставляет не только терпеливо, но и охотно сносить голод, жажду, бдение, наготу и все телесные труды. Ибо муж в трудех нуждается себе и изнуждает погибель свою (Притч. 16, 26), и еще: голодной душе и все горькое является сладким (ср.: Притч. 27, 7). Ибо иначе желания настоящих вещей не могут быть подавлены или отвергнуты, если вместо этих вредных расположений, которые желаем отсечь, не будут восприняты другие, спасительные. Ибо живость духа никак не может поддерживаться без возбуждения какого-либо желания или страха, радости или печали, если они (эти чувства) не будут обращены в добрую сторону. И потому, если желаем плотские вожделения истребить из наших сердец, то на место их должны тотчас насадить духовные желания, чтобы дух наш, всегда занятый ими, имел чем постоянно заниматься и отвергал прелести настоящих временных (мирских) радостей. И когда дух наш, наученный ежедневным управлением, придет в это состояние, тогда по научению опыта поймет и смысл того стишка, который, хотя все мы воспеваем обыкновенным способом пения, но силу его понимают только немногие опытные: всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную Меня; не поколеблюсь (ср.: Пс. 15, 8). Ибо тот один действительно постигает силу и смысл этого стиха, кто, достигнув до той чистоты тела и духа, о которой говорим, сознает, что он в каждую минуту охраняется Господом, чтобы опять не уклониться на прежнее, и что десница его, т. е. святые действия, постоянно ограждается Им. Ибо Господь всегда присутствует при святых Своих не по левую сторону, потому что святой муж не имеет ничего левого, т. е. худого, но по правую, а для трешников и нечистых Он бывает невидим, потому что они не имеют правой стороны, на которой Господь обыкновенно находится, и не могут говорить с Пророком: очи мои всегда к Господу; ибо Он извлекает из сети ноги мои (ср.: Пс. 24, 15). Чего никто не может сказать справедливо, кроме того, кто все, что есть в этом мире, почитая вредным, или излишним, или, по крайней мере, низшим высоких добродетелей, весь свой взор, все старание, всю заботу приложит к образованию своего сердца и к чистоте целомудрия; таким образом, дух, очищенный такими упражнениями и усовершенствованный успехами, достигает совершенной чистоты души и тела (авва Херемон, 57, 386–387). Источник.

* * *

Авва Пимен поведал об авве Иоанне Колове следующее. Он умолил Бога, и отняты были у него страстные вожделения, и вскоре ощутил ненарушимое спокойствие. Тогда он пришел к некому отцу и сказал: «Вижу себя спокойным, не имеющим никакой брани». Старец отвечал ему: «Иди и умоли Бога, чтоб возвратились брани и то сокрушение сердца и смирение, которые ты имел прежде: по причине браней душа приходит в преуспеяние». Иоанн испросил у Бога возвращения браней, и когда пришла брань, он уже не молился об освобождении от страстей, но говорил: «Господи! Даруй мне терпение в брани» (107, 288).

* * *

Знай, что в душе находится естественное движение вожделения; но оно не производит своего действия, если не последует на то согласия души, потому что вожделение только усвоено телу, и движется; но не движется греховно и понудительно. Находится в душе также и другое действие, которое рождается из покоя и наслаждения телесных, воспламеняет кровь и движется с производством своего действия. По этой причине апостол Павел говорит: не упивайтеся вином, в немже есть блуд (Еф. 5, 18). Также Господь заповедал Своим апостолам в Святом Евангелии: внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством (Лк. 21, 34). Кроме этих двух движений имеется еще движение, которое возбуждается в подвижниках от зависти и коварства демонов. Итак, надо знать, что возбуждение телесного вожделения бывает троякое: одно естественное, а два другие – привходящие; из этих двух одно происходит от излишества в пище и питии, другое производится демонами. Зависит, следовательно, от нас, от нашего свободного произволения исполнение и отвержение требований вожделения (107, 17).

* * *

Один брат находился в пути; с ним была мать, уже старуха. Когда они подошли к реке, мать не могла перейти. Сын, взявши мафорий***, обернув свои руки, дабы не коснуться тела матери, и таким образом подняв ее, перенес на себе на другую сторону. Мать спросила его: для чего ты обернул свои руки, сын мой? Для того, сказал он, что тело женщины – огонь. Из того, что я прикоснулся к тебе, придет же мне на мысль и другая женщина (99, 63).

* * *

Блаженная Феодора говорила: «Та, которая хочет сохранить свое тело в целомудрии, должна проводить свои дни в блаженном безмолвии, сидя в келье, мужчин не принимать и не беседовать с ними, ибо только таким образом она может безмолвствовать. И на меня в начале моего безмолвия три года налегал демон похоти, побуждая к видению одного мужа и беседованию с ним, так что почти каждый день я была в скорби и унынии. Но молитвой и молением, постом и безмолвием противоборствуя треокаянному демону похоти, я, наконец, благодатию Христовой, изгладила всякую память о том лице. Рассказываю вам это, матери и сестры, для того, чтобы и вы крепко блюлись от этого и хранили свои души, ибо сильны козни доброненавистиика-диавола» (104, 76–77).

* * *

Однажды, когда авва Еллин был один в пустыне, ему захотелось меда. Скоро нашел он под камнем соты и сказал: «Удались от меня необузданное похотение, ибо писано: ...поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти (Гал. 5, 16)» – и, оставив соты, удалился (102, 181).

* * *

***

Мафорий – монашеская короткая мантия, покрывающая только плечи и шею.


Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.

Комментарии для сайта Cackle