Источник

Воля человеческая

Уверяю вас, что если не оставит человек всей воли сердца своего, и не отвержется себя во всем, и не покорится Господу, чрез повиновение отцам своим духовным, то ни познать не возможет воли Божией, ни исполнить ее, и лишен будет последнею благословения (прп. Антоний Великий, 89, 35).

* * *

...Употребим все старание, чтобы не впасть в руки воли своей плотской... (прп. авва Исаия, 60, 32).

* * *

...Нет ничего сильнее воли, будет ли она направлена к смерти или к жизни (прп. авва Исаия, 60, 105).

* * *

Оттого, что не хотим ради Господа оставить собственную свою волю, сами себе уготовляем душевный вред (прп. Ефрем Сирин, 30, 216). Источник.

* * *

В какой мере отсекает и смиряет кто волю свою, в такой же мере идет он к преспеянию. А чем упорное держится собственной своей воли, тем более наносит себе укоризны и вреда. Поэтому не желай раболепствовать собственной своей воле, но лучше послушен будь воле Божией (прп. Ефрем Сирин, 30, 495). Источник.

* * *

...Пока легко предаешься своей воле, до тех пор, знай это, далек ты от совершенства (прп. Ефрем Сирин, 31, 112).

* * *

...Началом зол была вольность, и... она сделала тебя <человека> бесстыдным (прп. Ефрем Сирин, 31, 258).

* * *

Как в нашей воле грешить, поскольку Бог допускает это нашей свободе, так в нашей же воле делать правду, поскольку Бог содействует в этом нашему намерению (прп. Ефрем Сирин, 32, 365). Источник.

* * *

...В твоей воле, кающийся, или жить, или умереть. От твоей свободы и от твоего произволения зависит быть или оправданным, или осужденным (прп. Ефрем Сирин, 33, 181). Источник.

* * *

Лучше приобрести себе добрую волю, нежели все богатства; потому что в целом мире нет ничего выше и преимущественнее доброй воли (при. Ефрем Сирин, 33, 356–357).

* * *

...Если хочет человек исследовать силу свободной воли, то может исследовать ее не в человеке нечистом, который болен и осквернен; один чистый, который здоров, будет таким сосудом, в котором может быть исследована сила свободной воли (прп. Ефрем Сирин, 34, 34). Источник.

* * *

Сладкое по природе – сладко здоровому, а больному горько. Так и свобода воли горька грешникам и сладостна праведникам (прп. Ефрем Сирии, 34, 34). Источник.

* * *

Если человек хотя ненадолго приблизится к огню, то узнает свойство огня, а именно, что сила его в нем: то же должно сказать и о свободной воле; сила ее в ней самой (прп. Ефрем Сирин, 34, 36).

* * *

...Свободная воля подобна руке, которая может простереться ко всякому плоду, и как по собственному выбору могла прежде сорвать и взять себе плод смерти, так может сорвать и плод жизни (прп. Ефрем Сирин, 34, 40). Источник.

* * *

Как Божия воля есть уже дело, так и от нас волю нашу Бог приемлет за дело (прп. Ефрем Сирин, 34, 353). Источник.

* * *

...<Бог> ожидает горячего, по мере сил наших, устремления к Нему воли нашей благой от произволения веры и усердия, всякое же преспеяние производит в нас Сам (прп. Макарий Египетский, 67, 32).

* * *

Если нет воли <человеческой>, Сам Бог ничего не делает, хотя и может по свободе Своей (прп. Макарий Египетский, 67, 262).

* * *

...Если даем мы полную свою волю, то нам все дело приписывает чудный во всем и совершенно недомыслимый Бог (при. Макарий Египетский, 67, 262). Источник.

* * *

Что же будет обнаружением воли, как не труд добровольный? (прп. Макарий Египетский, 67, 262).

* * *

Как же не все спасаются, если Он <Бог> всем хочет спастись? Это оттого, что не всех воля следует за Его волею, а Он никого не принуждает (свт. Иоанн Златоуст, 47, 135).

* * *

...После Вышней благодати наша воля служит причиною добродетели и порока (свт. Иоанн Златоуст, 48, 575).

* * *

Свободность воли у человека подобна весам, и эти весы держат ум как управляющее начало. Когда кто склоняется к благочестивым мыслям, то... и коромысло весов склоняется в сторону добра (свт. Иоанн Златоуст, 49, 814). Источник.

* * *

...Мы люди, которых ничего не может быть немощнее, делаем многое сами по себе, зло избираем сами по себе, добродетели следуем сами по себе. А если не сами по себе и не имеем в том власти, то, значит, мы и за грехи уже не будем ввержены в геенну и за добродетели не наследуем Царствия (свт. Иоанн Златоуст, 52, 247).

* * *

...<Воля> есть движение, рождающееся из нас самих, которое мы направляем, куда хотим. Воля сама в себе есть природная способность, данная от Бога; но та же воля есть нечто и наше собственное и зависит от нашего разума (свт. Иоанн Златоуст, 53, 639).

* * *

...Ни богатство не ведет к небу, ни бедность к геенне, но к тому или другому ведет добрая или злая воля. Итак, исправим ее, восстановим ее, устроим ее, и все для нас будет удобно (свт. Иоанн Златоуст, 55, 313).

* * *

Воля, если только захотим, легче принимает исправление, нежели тело. Там нужны и лекарства, и врачи, и время; а здесь довольно захотеть, чтобы быть или добрым, или злым (свт. Иоанн Златоуст, 55, 521).

* * *

От расположения нашей воли все бывает и переносимо и непереносимо для нас; укрепим ее, и тогда мы легко будем переносить все (свт. Иоанн Златоуст, 55, 826). Источник.

* * *

Волю нашу и по крещении ни Бог, ни сатана не приневоливает (прп. Марк Подвижник, 89, 485). Источник.

* * *

Кто не соглашает воли своей с волею Божиею, тот спотыкается в собственных своих начинаниях и попадается в руки врагов (прп. Марк Подвижник, 89, 554).

* * *

Кто воли своей не покоряет Богу, тот покорится противнику Его... (прп. Исаак Сирин, 59, 357). Источник.

* * *

...Авва Пимен говорил, что воля наша есть медная стена между человеком и Богом... И еще присовокупил он: она есть как бы камень, противостоящий и противодействующий воле Божией (прп. авва Дорофей, 29, 71–72). Источник.

* * *

Кроме обучительного упражнения ума своего, надлежит тебе управлять и волею своею так, чтоб не позволять ей склоняться на пожелания свои, а, напротив, вести ее к тому, чтоб она совершенно единою была с волею Божиею. И при этом добре содержи в мысли, что недостаточно для тебя того одного, чтоб желать и искать всегда благоутодного Богу, но надлежит еще притом, чтоб ты желал этого как движимый Самим Богом, и для той единой цели, чтобы угодить Ему от чистого сердца. Для устояния в каковой цели мы имеем выдерживать более сильную борьбу с естеством своим... Ибо естество наше так склонно к угождению себе, что во всех делах своих, даже самых добрых и духовных, ищет успокоения и услаждения себя самого, и этим незаметно и утаенно похотливо питается, как пищею. От сего бывает, что, когда предлежат нам духовные дела, мы тотчас вожделеваем их и устремляемся к ним; однако же не как движимые волею Божиею, или не с той одной целью, чтобы угодить Богу, но ради того утешения и обрадования, которое порождается в нас, когда вожделеваем и ищем того, чего хочет от нас Бог: каковая прелесть бывает тем скрытнее и утаеннее, чем выше само по себе и духовнее то, чего вожделеваем (прп. Никодим Святогорец, 70, 36). Источник.

* * *

...В этой невидимой брани две воли, сущие в нас, воюют между собою: одна принадлежит разумной части души и потому называется волею разумною, высшею; а другая принадлежит чувственной нашей части и потому называется волею чувственною, низшею, общее же называется она волею бессловесною, плотскою, страстною. Высшая воля желает всегда одного добра, а низшая – лишь зла. То и другое совершается само собою, почему ни доброе желание само по себе не вменяется нам в добро, ни злое во зло. Вменение зависит от склонения нашего свободного произволения; почему, когда склоняемся мы произволением своим на доброе желание, оно вменяется нам в добро; а когда склоняемся на злое желание, оно вменяется нам во зло. Желания сии одно другому сопутствуют: когда приходит доброе желание, тотчас выступает против него желание злое, и когда приходит желание злое, тотчас выступает против него желание доброе. Произволение же наше свободно следовать тому и другому, и к какому желанию склоняется оно, то и бывает на этот раз победительным. В этом и состоит вся невидимая наша духовная брань, цель ее для нас должна состоять в том, чтобы никак не позволять свободному произволению своему склоняться на желание низшей, плотской и страстной воли, а всегда следовать одной воле высшей, разумной; ибо она есть воля Божия, следовать коей есть коренной закон нашего бытия... (прп. Никодим Святогорец, 70, 43–44). Источник.

* * *

Благое произволение человека укрепляется вдали от соблазнов... напротив того, оно, будучи приближено к соблазнам, начинает мало-помалу ослабевать и, наконец, совершенно извращается (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 337). Источник.

* * *

Я раб Бога моего, несмотря на то, что мне даны свободная воля и разум для управления волею. Воля моя свободна почти только в одном избрании добра и зла: в прочих отношениях она ограждена отовсюду (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 96). Источник.

* * *

Воля наша в состоянии падения враждебна воле Божией(свт. Игнатий Брянчанинов, 40, 82).

* * *

Погиб человек по свободному произволению, и спастись предоставляется ему по свободному произволению. Покайтеся и веруйте (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 11). Источник.

* * *

Всецелое соединение воли человеческой с волею Божиею есть состояние совершенства, какого может только достичь разумное создание Божие (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 243). Источник.

* * *

Да действует исключительно воля Божия во всем существе человека, во всех составных частях его, в духе, душе и теле, соединяя собою и в себе разъединенную падением волю этих частей. Только волею Божиею может исцелиться воля человеческая, отравленная грехом... (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 243). Источник.

* * *

Всех призывает милосердый Бог ко спасению, но весьма немногие повинуются Ему. Все мы принадлежим к числу званых по неизреченной любви Божией к нам, но весьма немногие из нас включатся в число избранных: потому что включение в число избранных предоставлено нашему собственному произволению (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 283). Источник.

* * *

Сущность монашеского жительства заключается в том, чтобы исцелить свою поврежденную волю, соединить ее с волею Божией (свт. Игнатий Брянчанинов, 43, 82). Источник.

* * *

Покаяние требует содействия воли человеческой воле Божией; воскресение из смерти греховной есть действие единой воли Божией... (свт. Игнатий Брянчанинов, 43, 439–440). Источник.

* * *

...<Воля> есть госпожа всех наших сил и всей жизни. Ее дело определять образ, способ и меру удовлетворения желаний, порождаемых потребностями или их заменивших, чтобы жизнь текла достодолжно... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 25).

* * *

Близ некоего общежительного монастыря жил отшельник, стяжавший многие добродетели. К нему однажды пришли монахи из общежития, поэтому он и вынужден был разделить с ними трапезу раньше, чем в обычный свой час. По окончании трапезы братия сказали ему: «Ты несколько скорбишь, авва, что сегодня вкусил пищи не в свой обычный час?» Он отвечал им: «Я прихожу в смущение тогда, когда поступаю по своей воле» (107, 469). Источник.

* * *

Брат сказал великому старцу: «Авва! Мне бы хотелось найти старца по моей воле и жить с ним!» Старец отвечал на это: «Хорошо твое желание, владыка мой!» Брат, не поняв слов старца, подумал, что он признал его мнение правильным и утвердил его. Старец, заметив это, сказал ему: «Так-то! Если найдешь старца, соответствующего твоей воле, то намереваешься жить с ним? Значит, желаешь не того, чтобы тебе последовать воле старца, но чтоб старец последовал твоей воле, и в этом надеешься найти преуспеяние». Тогда брат понял свою ошибку и пал в ноги старцу, принося покаяние: «Прости меня. Я очень тщеславился, думая, что я хорошо сказал, между тем как ничего хорошего не было ни в моих словах, ни в мыслях» (107, 505). Источник.


Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.

Комментарии для сайта Cackle