Источник

Дух Святый

Дух Святый непрестанно веет благоуханием приятнейшим, сладчайшим и 71еизъяснимым для языка человеческого. Но кто знает сию приятность Духа и Его сладость, кроме тех, которые удостоились того, чтоб Он вселился в них? Дух Святый вселяется в душах кающихся не иначе, как после многих трудов (прп. Антоний Великий, 89, 50).

* * *

...Дух пишет на сердцах более или менее; по мере предуготовительной чистоты пишет или для всех явственно. или неявственно. По скорости же написуемого, целая уже вселенная наполнена благовестием (свт. Василий Великий, 5, 277). Источник.

* * *

...Выше человеческой природы – объяснить причину, по которой Дух Божий различно действует в достойных, – и одному вверяется пророчество, и притом до известной степени; другой получает дарования исцелений, и те в определенной мере; а иной действия больших или меньших сил. Ибо знает сие Тот один, Кто вникает в душевные достоинства каждого, и каждому, по незримым мерам правосудия, уделяет, чего он достоин (свт. Василий Великий, 6, 7).

* * *

...Дух Святый пребывает во всех, но собственно силу Свою обнаруживает в тех, которые чисты от страстей, а не в тех, у кого владычественное души омрачено греховными нечистотами. Кроме же чистоты надлежит им показывать в себе равенство благоустроено состояния. Ибо чист не тот, кто неровно ведет себя в отношении к целомудрию, но тот, кто мудрование плоти подчинил Духу. Как изображения лиц видим не во всяком веществе, а только в гладких и прозрачных веществах; так и действие Духа отражается не во всякой душе, а только в душах, которые не имеют в себе ничего стропотного и ничего развращенного (ср.: Притч. 8, 8). Снег блестит, но не показывает в себе образа тех, которые в него смотрятся, потому что шероховат и составлен из смерзшейся пены. Молоко бело, но не принимает в себя образов, потому что и в нем есть какие-то мелкие пузыри. А в воде, по причине ее гладкости, виден даже черный образ. Так точно и неровность жизни не способна к принятию в себя Божия действия. Посему, когда душа, посвятив себя всякому подвигу добродетели, сильной любовью к Богу постоянно сохраняет в себе напечатленное в ней памятование о Боге, и таким образом соделывает Бога как бы живущим в себе, тогда, от сильного стремления и неизреченной любви к Богу, став богодухновенной, соделывается она достойной пророческого дара; потому что Бог дает Божественную силу и отверзает душевные очи для уразумения видений, какие сообщить Ему угодно (свт. Василий Великий, 6, 8). Источник.

* * *

Страж наш есть Дух Святый. Когда душа приносит плоды, достойные вечных житниц, Дух Святый пребывает с ней, охраняет ее и отражает козни уединено дивия (ср.: Пс. 79, 14) (свт. Василий Великий, 6, 29). Источник.

* * *

...Как у Бога Слово не устами произносимое, но живое, самостоятельное, вседейственное; так у Бога и Дух не разливающееся дыхание, не рассеивающийся воздух, но Сила освящающая, самосущная, самобытная, самостоятельная (свт. Василий Великий, 7, 153). Источник.

* * *

...Как солнечные лучи делают облако светлым и блистательным, производя в нем златовидность, так и Дух Снятый, вошедши в тело человека, как даровал ему жизнь, даровал бессмертие, даровал святыню, так воздвиг, когда оно пало. И человек, который дотоле был земля и пепел, но вселении в него Духа, приял достоинства пророка, Апостола, Ангела Божия (свт. Василий Великий, 7, 190). Источник.

* * *

...Приемлющие делаются святыми, когда <Дух> низойдет на них, и погибают, когда Он оставит их... Он источник Вечной жизни (свт. Василий Великий, 7, 190).

* * *

<Дух Святый> даровал Себя всему множеству Небесных Сил и всему множеству праведников. И между праведными, великими и малыми, Ангелами и Архангелами, освящается Им каждое неделимое. И хотя неделимые бывают розно, и как тела находятся одно здесь, другое там, так и другие силы имеют между собою разделяющую их среду; однако же Дух неразделим и не часть Его, срастворенная с каждым неделимым, производит в нем Божественную жизнь, но все живет всецелою Его силою; Дух повсюду присущ, уподобляясь посылающему Его Богу и в бытии и в том, что везде и во всем одинаково пребывает (свт. Василий Великий, 7, 191).

* * *

...Божий Дух обильно пребывает в разумной душе, если она не хочет но нерадению отступить от самой себя (свт. Василий Великий, 7, 193). Источник.

* * *

К Духу Святому обращено все имеющее нужду в освящении; Его желает все живущее добродетельно, вдохновением Его как бы орошаемое и всномоществуемое к достижению свойственного себе и естественного конца. Он усовершает других, а Сам ни в чем не имеет нужды; Он живет без возобновления сил, но есть Податель жизни; Он не чрез прибавление возрастает, но вдруг полон, Сам в Себе водружен и вездесущ. Он есть начало освящения, мысленный свет, доставляющий Собою всякой разумной силе, при искании истины, как бы некоторую очевидность. Он неприступен по естеству, и удобовместим по благости; хотя все исполняет Своею силою, однако же сообщается одним достойным, и не в одной мере приемлется ими, но разделяет действование по мере веры. Он прост по сущности, мообразен в силах, весь присутствует в каждом, и весь повсюду. Он разделяемый не страждет, и когда при общаются Его, не перестает быть всецелым, наподобие солнечного сияния, наслаждающийся приятностью которого как бы один им наслаждается, между тем как сияние сие озаряет землю и море, и (растворяется с воздухом. Так и Дух в каждом из удобоприемлющих Его пребывает, как ему одному присущий, и всем достаточно изливает всецелую благодать, которой наслаждаются причащающиеся, по мере собственной своей приемлемости, а не по мере возможного для Духа (свт. Василий Великий, 7, 225–226). Источник.

* * *

...Кто очистился от срамоты, какую произвел в себе грехом, возвратился к естественной красоте, чрез очищение как бы возвратил древний вид царскому образу, тот единственно может приблизиться к Утешителю. И Он, как солнце, которым встречено чистое око, в Себе Самом покажет тебе образ Невидимого. А в блаженном созерцании образа увидишь неизреченную красоту Первообраза. Чрез Духа – восхождение сердец, руковождение немощных, усовершение преуспевающих. Дух, воссиявая очищенным от всякой скверны, чрез общение с Собою делает их духовными. И как блестящие и прозрачные тела, когда упадет на них луч света, сами делаются светящимися, и отрасывают от себя новый луч, так духоносные души, будучи озарены Духом, сами делаются духовными и на других изливают благодать. Отсюда – предведение будущего, разумение таинств, постижение сокровенного, раздаяние дарований, небесное жительство, ликостояние с Ангелами, нескончаемое веселие, пребывание в Боге, уподобление Богу, и крайний предел желаемого – обожение (свт. Василий Великий, 7, 226). Источник.

* * *

Неверующий в Духа не имеет части и в истинном поклонении. Ибо не иначе можно поклоняться Сыну, как только во Святом Духе, и не иначе можно призывать Отца, как только в Духе сыноположения (свт. Василий Великий, 7, 230). Источник.

* * *

Духом Святым – восстановление наше в рай, вступление в Небесное Царство, возвращение в сыноположение, дерзновение именовать Отцом своим Бога, соделываться общниками благодати Христовой, именоваться чадами Света, приобщиться вечной славы, одним словом, приобрести всю полноту благословения и в сем и в будущем веке, когда в себе, как в зеркале, отражаем благодать тех благ, какие предназначены нам по обетованиям, и которыми чрез веру наслаждаемся, как уже настоящими (свт. Василий Великий, 7, 241).

* * *

...Вся... пренебесная и неизреченная стройность, как в служении Богу, так и во взаимном между собою согласии премирных сил, не может быть сохранена иначе, как под управлением Духа (свт. Василий Великий, 7, 246). Источник.

* * *

...Дух, хотя не имеет общения с недостойными, однако же по видимому сопребывает некоторым образом с теми, которые запечатлены однажды, ожидая их спасения по обращении... (свт. Василий Великий, 7, 248–249). Источник.

* * *

...Жизнь, порабощенная плотским страстям, не приемлет благодати Духа, как больной глаз – света солнечных лучей (свт. Василий Великий, 7, 267).

* * *

...Как в телах здравие, или теплота, или вообще свобода телесных отправлений, так в душе нередко присущ Дух, но не остается навсегда в тех, которые, по непостоянству воли, легко отталкивают от себя принятую ими благодать (свт. Василий Великий, 7, 275–276). Источник.

* * *

...Дух – воистину место святых. И святой есть собственное место Духа, представляет себя в жилище Духа с Богом, и именуется храмом Его (свт. Василий Великий, 7, 277). Источник.

* * *

...Как от огня неотделимо, что он греет, и от света, что он светит; так неотделимо и от Духа, что Он святит, животворит, что Он – благость, правота (свт. Василий Великий, 8, 224).

* * *

...Отделяющие Духа от Отца и Сына и причисляющие Его к твари делают и крещение несовершенным, и исповедание веры недостаточным; потому что Троица не пребывает уже Троицею, по отъятии Духа (свт. Василий Великий, 8, 330). Источник.

* * *

...Пока не соблюдаем всех заповедей Господних, и пока мы не таковы, чтобы Господь засвидетельствовал о нас: вы несте от мира сего (ср.: Ин. 15, 19), до тех пор да не ожидаем удостоиться Духа Святаго (свт. Василий Великий, 9, 263).

* * *

Право мудрствующий предает... проклятию... тех, которые Духа Святаго называют служебным, потому что сим речением низводят Его на степень твари (свт. Василий Великий, 10, 232). Источник.

* * *

Всякий, кто любит собственное спасение, делается обителью Святаго Духа (прп. Ефрем Сирин, 30, 200). Источник.

* * *

Дух же Святый исшел из сущности Отца не полусовершенным и не смешанным; ибо Он не Отец иногда, а иногда Сын, но Дух Святый, имеющий полноту благости и исходящий во свидетельство о Божестве... (прп. Ефрем Сирин, 30, 252).

* * *

Дух Святый открывает человеку, какой путь хорош, и какой нехорош. А также показывает ему, что уготовано на пути хорошем, и что скрыто на пути лукавом, чтоб человек, зная воздаяние за то и за другое, избежал вредного (прп. Ефрем Сирин, 30, 571–572). Источник.

* * *

...Божество Духа весьма открыто в Писании. Обрати внимание на следующее. Рождается Христос, – Дух предваряет (см.: Лк. 1, 35). Крещается Христос, – Дух свидетельствует (см.: Ин. 1, 33–34). Искушается Христос, – Дух возводит Его (см.: Мф. 4, 1). Совершает силы Христос, – Дух сопутствует. Возносится Христос, – Дух преемствует. Чего великого и возможного Единому Богу не может совершить Дух? И из имен Божиих какими не именуется Он, кроме нерожденности и рождения? Но сии свойства должны были оставаться при Отце и Сыне, чтоб не произошло слитности в Божестве, Которое приводит в устройство как все прочее, так и самое нестроение. Прихожу в трепет, когда представляю в уме и богатство именований, и то, что противящиеся Духу не стыдятся и толикого числа имен. Он именуется: Дух Божий, Дух Христов (см.: Рим. 8, 9), Ум Христов (I Кор. 2, 16), Дух Господень (Ис. 61, 1), Сам Господь (см.: Пс. 151, 1), Дух сыноположения (Рим. 8, 15), истины (см.: Ин. 14, 17), свободы (см.: 2Кор. 3, 17), Дух премудрости, разума, совета, крепости, ведения, благочестия, страха Божия (ср.: Ис. 11, 2–3), потому что все сие производит. Он все исполняет сущностью, все содержит (см.: Прем. 1, 7)... Он есть Дух благий (см.: Пс. 142, 10), Дух правый (Пс. 50, 12), владычний (см.: Пс. 50, 14) – по естеству, а не по усвоению, освящающий, но не освящаемый, измеряющий, но не измеряемый, заимствуемый, но не заимствующий, исполняющий, но не исполняемый, содержащий, но не содержимый, наследуемый (см.: Еф. 1, 14), прославляемый (см.: 1Кор. 6, 19–20), вместе счисляемый (см.: Мф. 28, 19), угрожающий (см.:Деян. 5, 1 –10; см.; Мф. 12, 31–32). Он есть Перст Божий (см.: Лк. 11,20), Огонь (см.: Мф. 3, 11; см.: Деян. 2, 3), как Бог, и думаю, в означение единосущия. Он есть Дух сотворивый (см.: Иов. 33, 4), воссозидающий в крещении (см.: Тит. 3, 5) и воскресении (см.: Рим. 8, 11), Дух, Который все ведает (см.: 1Кор. 2, 11), всему учит (см.: Ин. 14, 26), дышет идеже хощет и сколько хочет (см.: Ин. 3, 8), Дух наставляющий (см.: Ин. 16, 3), глаголющий (см.: Мф. 10, 20), посылающий (см.: Деян. 13, 4), отделяющий (см.: Деян. 13, 2), прогневляемый (см.: Ис. 63, 10), искушаемый (см.: Деян. 5, 9), Податель откровений (см.: 1Кор. 2, 10), просвещения (см.: Евр. 6, 4), жизни (см.: Рим. 8, 11), лучше же сказать, самый Свет и Самая Жизнь. Он делает меня храмом (см.: 1Кор. 6, 19), творит богом, совершает, почему и Крещение предваряет (см.: Деян. 10, 44), и по Крещении взыскуется (см.: Деян. 19, 5–6); Он производит все то, что производит Бог. Он разделяется в огненных языках (см.: Деян. 2, 3) и разделяет дарования (см.: 1Кор. 12, 11), творит апостолов, пророков, благовестников, пастырей, учителей (см.: Ефес. 4,11). Он есть Дух разума, многочастный, ясный, светлый, нескверный, невозбранен (что равнозначно, может быть, словам: премудрый, мообразный в действиях, делающий все ясным и светлым, свободный и неизменяемый), всесильный, всевидящий и сквозе вся проходяй (см.: Прем. 7, 22–23)... И как же бы ты думал? Те, которые говорят сие и учат сему, а сверх того именуют Духа иным Утешителем (см.: Ин. 14, 16), как бы иным Богом, знают, что только хула на Духа непростительна (см.: Мф. 12, 31). Ананию же и Сапфиру, когда они солгали Духу Святому, оглашают солгавшими Богу, а не человеку (см.: Деян. 5, 4) – то ли исповедуют о Духе, что Он Бог, или иное что? О, сколько ты в действительности груб и далек от Духа, если сомневаешься в этом и требуешь еще Учителя! Итак, наименования сии весьма мочисленны и мозначащи... а если в Писании и встречаются унизительные речения: дается (см.: Деян. 8, 18), посылается (см.: Ин. 14, 26), делится (см.: Деян. 2, 3), дарование, дар (см.: Деян. 2, 38), дуновение (см.: Ин. 20,22), обетование (см.: Деян. 2, 33), ходатайство (см.: Рим. 8, 26) и другие сим подобные, то (не говоря о каждом из сих речений) надобно их возводить к первой Причине, чтоб видеть, от Кого Дух, а не принять трех начал, подобно мобожникам. Ибо равно нечестиво и соединять с Савеллием, и разделять с Арием, – соединять относительно к лицу, разделять относительно к естеству (свт. Григорий Богослов, 14, 128–131). Источник.

* * *

Кто Святаго Духа низводит в ряд тварей, тот ругатель, злой раб, и злейший из злых (свт. Григорий Богослов, 15, 11). Источник.

* * *

Дух Святый всегда был, и есть, и будет; Он не начал и не прекратит бытия, но всегда со Отцем и Сыном вчиняется и счисляется. Ибо неприлично было или Отцу когда-либо быть без Сына, или Сыну без Духа: крайне было бы бесславно для Божества, как бы вследствие изменения советов своих прийти в полноту совершенства. Итак, Дух всегда был приемлемым, а не приемлющим; совершающим, а не совершаемым; наполняющим, а не наполняемым; освящающим, а не освящаемым; приводящим к обожению, а не вводимым в обожение. Он всегда один и тот же Сам для Себя и для Тех, с Которыми счиняется; невидим, не подлежит времени, невместим, неизменяем, не имеет ни качества, ни количества, ни вида, неосязаем, самодвижен, приснодвижим, свободен, самовластен, всесилен (хотя как все принадлежащее Единородному, так и все принадлежащее Духу возводится к первой Вине); Он – Жизнь и Животворящ, Он – Свет и света Податель; Он – источная Благость и Источник благости; Он – Дух правый, Владычний (см.: Пс. 50, 12–14)... Чрез Него познается Отец и прославляется Сын (см.: Ин. 16, 14), и Сам Он Ими одними знаем, единое счинение, служение и поклонение, единая сила, единое совершенство и освящение (свт. Григорий Богослов, 15, 14–15). Источник.

* * *

С трепетом чтим великого Духа: Он мой Бог, Им познал я Бога, Он Сам есть Бог, и меня в той жизни творит богом. Он всемогущ; Он раздаятель даров, предмет песнопений чистого лика небесных и земных; Он Жизнеподатель, сидит на превознесенном престоле, исходит от Отца. Он Божия сила, Самовластитель (свт. Григорий Богослов, 15, 221). Источник.

* * *

Дух же Святый, во-первых, свят по естеству, так же, как Отец по естеству свят, равно как и Единородный. Таков же Дух Святый и по животворности, и по нетлению, и неизменности; Он вечен, праведен, мудр, прав, владычествен, благ, силен, Дарователь всех благ, и прежде всего самой жизни; Он есть всюду сущий, и каждому присущий, и наполняет землю, и на небе пребывает, изливается в премирных силах, все наполняет по достоинству каждого, и Сам пребывает полным; Он есть со всеми достойными, и не отделяется от Святой Троицы. Он всегда испытует глубины Божии, всегда приемлет от Сына, и посылается и не отделяется, и прославляется и имеет славу... (свт. Григорий Нисский, 24, 52). Источник.

* * *

...Дух нисходит <на Спасителя> не потому, что недостаточно было Божества Сына, но для того, чтобы таким путем обнаружилось совершенное познание Троицы (свт. Иоанн Златоуст, 46, 885).

* * *

...Никак нельзя видеть неба отверстым без Духа, равно как нельзя без Святаго и поклоняемого Духа ни облечься властью учительства, ни проявить силу чудотворения (свт. Иоанн Златоуст, 49, 839). Источник.

* * *

Ради пролитой за нас крови мы получаем Духа Святаго. Если же соединяются вместе и кровь и Дух, то это для того, чтобы мы могли принять чрез однородную с нашею кровь неоднородного с нами Духа Святаго, и чрез это преградили доступ к нам смерти (свт. Иоанн Златоуст, 51, 930). Источник.

* * *

...Не только подавайте <милостыню>, но не скудно, не только начальствуйте, но с усердием, не только совершайте дела милосердия, но с радостью, не только будьте почтительны, но предупреждайте в почтении других, не только любите, но любите непритворно, не только воздерживайтесь от зла, но ненавидьте его, не только держитесь доброго, но прилепляйтесь к нему, не только будьте дружелюбны, но с нежностью, не только будьте тщательны, но неослабно, не только имейте дух, но пламенейте духом, т. е. будьте ревностны и возбужденны. Если ты будешь иметь все теперь исчисленное, то привлечешь Духа, а если пребудет в тебе Дух, то сделает тебя усерднее ко всему исчисленному, когда же воспламенен будешь Духом и любовью, тогда все сделается для тебя легким (свт. Иоанн Златоуст, 52, 762).

* * *

Не одна вера нужна, но и духовная жизнь, чтобы мы могли удержать в себе Духа, дано однажды (свт. Иоанн Златоуст, 52, 826).

* * *

...Дух Святый был назван Утешителем; почему иному, если не потому, что Он утешает людей, т. е. ободряет... Утешает не как второй после Бога, но как Бог: утешение – свойство Божие... (свт. Иоанн Златоуст, 55, 440).

* * *

...Сам <Господь> учит о сущности достопоклоняемого в Божестве Духа, изрекая единое имя Божественной Троицы и тем означая единство единой сущности. Если же не веришь Божию Сыну, Который выражает точное понятие о тождеродном с Ним Духе и научает тому, что выше ума человеческого, то построение наших доказательств излишнее дело, потому что земная наша скиния едва находит и то, что под ногами, а что сокровенно на небе и превышает наше чувство, то знает и открывает Он – Живый на Небесех (Пс. 2, 4) (прп. Исидор Пелусиот, 60, 14–15).

* * *

Если Бог и Спаситель наш, вочеловечившись, предал нам, что Всесвятый Дух восполняет собою Божественную Троицу, в призывании во время Крещения сопричисляется к Отцу и Сыну, как освобождающий от грехов, и на таинственной трапезе простой хлеб делает собственным Его воплощения Телом, то как же ты, поврежденный в уме, учишь, будто бы Дух Святый создан, или есть тварь и естества рабского, а не сродствен Владычней зиждительной и царственной сущности и не единосущен с Нею? Ибо если Он – раб, то да не сопричисляется ко Владыке, и если тварь, то да не поставляется наряду с Творцом. Но Он присоединяется и сопричисляется; потому что надлежит верить точному Учителю таковых догматов Христу, преподающему несомненное учение о Своей сущности, хотя и не так это представляется тебе, мудрецу, величающемуся, что знаешь небесное даже паче Бога, или, лучше сказать, дерзко витийствующему против Бога (прп. Исидор Пелусиот, 60, 74).

* * *

Святый Дух, снисходя к нашей немощи, приходит к нам и когда бываем мы еще не чисты; и если только найдет ум наш искренно Ему молящимся, находит на него и разгоняет всю окружающую его толпу помыслов и представлений (делает, что она исчезает), располагая его чрез то к вожделению духовной молитвы (прп. Нил Синайский, 90, 230).

* * *

Как солнце, будучи совершенно, изливает от себя всем совершенную, простую и равную благодать; но каждый насколько имеет очищенное око, настолько и принимает солнечный свет; так и Дух Святый верующих Ему соделал от крещения способными к принятию всех Своих действий и даров, однако дары Его действуют не во всех в одной мере, но каждому даются по мере делания заповедей, поколику он засвидетельствует благими делами и покажет меру веры во Христа (прп. Марк Подвижник, 89, 509–510). Источник.

* * *

...Где присущ Дух Святый, там не ищи закона естества и обычного последования причин и действий. Ибо всемогущ поклоняемый Святый Дух, и не могущее сбыться по естеству произведет в тебе силою Своею, так что ты изумишься. Кроме того, еще и победителем явит Он теперь ум твой, который прежде был побеждаем. Ибо свыше нисходящий на нас Утешитель выше всего есть, и тебя поставит выше всех естественных движений и бесовских страстей (прп. Иоанн Карпафский, 91, 98).

* * *

Дух Святый во всех вообще есть, как всех объемлющий, и о всех промышляющий, и во всех приводящий в движение естественные семена (добра). Но в сущих под законом Он определительно есть, как указатель преступления заповедей и просветитель предсказано относительно Христа обетования. Во всех же, сущих но Христе, кроме сказано, и как Сыноположитель, или усыновления производитель. А как премудрости Податель, ни в ком из сказанных лиц не есть Он просто или безусловно, но только в тех, кои, разумея дело, соделали себя достойными Его Божеского вселения своею богоподобною жизнью. Ибо всякий, не творящий Божиих волений, пусть он и верный, неразумное имеет сердце, как детелище злых помыслов, и тело, грехам повинное (в грехах повинное), как всегда полное нечистыми страстными похотями (прп. Максим Исповедник, 91, 260).

* * *

...Без Святаго Духа никто не может ни греха избежать, ни исполнять заповедей Божиих, ни отражать власть и силу, какую возымели над нами демоны (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 168).

* * *

...Любящий Бога и заповеди Его соблюдающий облекается свыше сходящею силою Святаго Духа, Который не является чувственно, в виде огня, и не приходит с великим шумом и дыханием бурным (это совершилось только на Апостолах – для неверующих), но зрим бывает умно, как умный свет, и приходит с тихостью, принося обрадование, – что есть отсвет первого оного Вечного Света, и отблеск непрестающего блаженства. Как только воссияет сей Свет в духе, тотчас исчезает всякий нечистый помысл, изгоняется всякая страсть душевная, и всякая немощь телесная получает уврачевание. Тогда очищаются очи сердца – ум и мысль, и зрят Бога, как написано в Евангелии о блаженствах. Тогда душа, как в зеркале, видит все даже и малейшие свои прегрешения и приходит в величайшее смирение; помышляя же о величине оной славы, исполняется всякой радостью и веселием и, дивясь неожиданно увиденному чуду оному, проливает обильные слезы. Так наконец совершенно изменяется весь человек и познает Бога, сам прежде познан бывши от Бога. Одна эта благодать Всесвятаго Духа делает то, что человек начинает презирать все земное и небесное, настоящее и будущее, радостное и скорбное. Она делает его другом и сыном Божиим и богом, насколько сие вместимо для человека. О, сколь величественны дарования Божии! (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 174).

* * *

...Дух Святый, дающий людям мудрость, и ведение, и благочестие, и страх Божий, и веру, не хочет пребывать в нечувственных (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 330). Источник.

* * *

...Для тех, коими обладают неверие и страсти, благодать Святаго Духа неприступна и незрима. Но для тех, которые показывают достойное покаяние и начинают исполнять заповеди Христовы с верою, и вместе со страхом и трепетом, она открывается и бывает зримою, и сама собой производит в них суд несомненно такой, какой имеет быть, или, лучше сказать, она бывает для них днем Божественного Суда. Кто всегда сияет и освящается сей благодатью, тот истинно видит себя самого, – что он такое есть и в каком жалком состоянии находится, видит тонкочастно все дела свои, которые совершал телом, и какие действовались только в душе его. При этом он судится и воссуждается и Божественным огнем; вследствие чего, напояемый водой слез, орошается но всему телу, и мало-помалу крещается весь, душою и телом. Божественным оным огнем и Духом, становится весь чистым, весь – непорочным, сыном Света и дня, и более не сыном человека смертного. Почему таковый не; будет уже судим на будущем Суде, так как уже; был судим прежде, ни обличаем оным Светом, потому что осветился им здесь прежде, и не внидет в оный огнь, чтобы быть жегомым вечно, потому что вошел в него здесь прежде и был судим, и думать не будет, что тогда только явился день Господень, потому что давно уже стал весь днем светлым и блещащимся от сообращения и беседы с Богом и перестал находиться в мире или с миром, но весь всецело стал вне его (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 36–37).

* * *

...Когда призываем Духа Святаго, говорим: Душе Святый, несказанно от Отца исходящий и на нас верных чрез Сына нисходящий, Дух жизни и ведения, Дух святости и совершенства, Дух благий, премудрый, человеколюбивый, утешительный, преславный, питающий вместе и напояющий, милующий, просвещающий, укрепляющий, Божественный Дух терпения. Дух – податель радости, веселия, целомудрия, мудрости, ведения, кротости, незлобия, беспопечения о мирских вещах, созерцания благ небесных, Дух – отгнатель лености, нерадения, рассеянности и лукавства, Дух – показатель Божественных тайн, обручение Небесного Царствия, источник пророчества, кратер учения, дверь покаяния, истребитель грехов. Дух любви, мира, веры, воздержания... (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 103–104).

* * *

Имеющий в себе свет Всесвятаго Духа, не в силах бывая стерпеть зрение Его, падает на землю ниц, взывает и вопиет в ужасе и страхе великом, как увидевший и испытавший нечто такое, что выше естества, выше слова и разума. И бывает он подобен человеку, у которого от чего-нибудь возгорелись внутренности огнем, от которого жегомый и жжения пламени не могши терпеть, становится он весь измученным и совсем не имеющим силы быть в себе. Но, будучи непрестанно орошаем слезами и ими прохлаждаем, еще сильнее воспламеняется он огнем желания Божественного, а от этого слезы еще обильнее у него текут, и он, будучи омываем излиянием их, еще блистательнее сияет. Когда же, весь разжегшись, станет он как свет, тогда исполняется на нем сказанное (Богословом): «Бог с богами соединяем и ими познаваем» (так Бог соединяется с обоживаемыми от Него и Его познающими), – и притом в такой, может быть, степени (исполняется сие на нем), в какой соединился он уже с Сочетавшимися с ним и в какой оказался познавшим Его (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 529).

* * *

Когда же Божественный луч коснется и сердца, тогда и его осветит, и ум очистит, и на высоту поднимет, и, возведя на небо, соединит с Божественным светом (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 23). Источник.

* * *

...Если... желаешь получить Божественного Духа, совершенно веруй в Бога, отрекись также от себя самого, без колебания возьми крест на плечи и умри, чадо, произволением, чтобы сделаться тебе причастником жизни бессмертной. Да не обольстят тебя обманщики своими лживыми речами о том, что (не отныне еще, а только) по смерти умирающие получают жизнь, дабы, поверив, ты не вознерадел и не лишился причастия жизни (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 31). Источник.

* * *

...Дух бывает как бы Божественною и световиднейшею купелью; найдя достойных. Он всецело объемлет их (и заключает) внутри (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 151). Источник.

* * *

Подобно тому, как огонь не перенимает от железа черноты, но сообщает ему все, что сам имеет, так и Божественный Дух, совершенно не приобщаясь их нечистоты, как нетленный и бессмертный, уделяет (им) нетление и бессмертие (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 151). Источник.

* * *

Свет, от Духа Святаго нисходящий в душу, обыкновенно отходит по причине уныния, нерадения и безразличия относительно слов и яств, ибо как безразличие в яствах и вообще сытая трапеза, так равно и неудерживание языка и очей нехранение изгоняют его из <души> и делают нас омраченными (прп. Никита Стифат, 93, 134).

* * *

Когда неудержимая вода страстных помыслов ума удержана будет наитием Духа Святаго, и сланая неподобных мыслей и воспоминаний бездна обуздается воздержанием и помышлением о смерти, тогда веет Божественный Дух покаяния и нисходят воды умиления, кои Бог и Владыка наш, вливая в умывальницу покаяния, умывает смыленные и наши и делает их достойными ступать по двору Царствия Его (прп. Никита Стифат, 93, 150).

* * *

От Предвечного и Безначального Отца и Дух Святый исходит, Сущий Собезначальный Отцу и Сыну, как безвременный, но не безвиновный, ибо и Он имеет Корнем и Началом и Виною – Отца, от Которого прежде всех веков постоянно, бесстрастно, изводительным образом произошел, как от Отца исходящий и в Сыне почивающий, имеющий несмешанное (с Ним) единение и нераздельное (от Них) различие. Бог Сущий и Сам от Бога; не инаковый, как – Бог, но иной, как – Утешитель, как Дух Святый самоипостасный, от Отца имущий бытие и чрез Сына посылаемый в начаток жизни вечной, и в залог будущих и приснопребывающих благ; и Сам – Виновник всего пришедшего в жизнь, ибо в Нем – вся быша. Он – то же, что и Отец и Сын, за исключением нерожденности (что является свойством Отца) и рождения (что является свойством Сына). Послан же Он Сыном на Его учеников, т. е. явлен был, ибо в этом смысле надлежит понимать «послание» Духа Святаго, потому что как иначе был бы послан Вездесущий и от Посылающего неотделимый? Посему Дух Святый не только от Сына, но и от Отца посылается и Сам по своей воле исходит, ибо послание или явление Духа Святаго есть общее дело Отца и Сына и Духа; бывает же Он явлен не по Своему естеству, ибо никто никогда и не видел и не возвестил Божественное естество, – но согласно благодати и силы и действу, которая обща – Отцу, Сыну и Духу. Личным же свойством Каждого из Них есть ипостась Каждого и то, что наблюдается относительно Нее, как ипостасное свойство. Общим же для них является не только недоступное зрению и превосходящее всякое наименование и свойственное только Богу естество Божества, но – и благодать, и сила, и действие, и сияние, и нетление, и царство, и все то, согласно чему общается и по благодати соединяется Бог со святыми Ангелами, а также и людьми, ни разделением и различием ипостасей; ни разделением и разнообразием Божественных сил и действий, не отступающий единства и полноты (свт. Григорий Палама, 26, 84–85).

* * *

Дух Святый обещан дароваться тем, кто просят Его днем и ночью... (свт. Григорий Палама, 26, 221).

* * *

...Дух Святый не только посылается, но и Сам посылает Сына, посылаемого от Отца, из чего явствует, что Он одного с Ними достоинства и естества и обладает тем же действием и честью, что Отец и Сын (свт. Григорий Палама, 26, 240). Источник.

* * *

...Дух Святый всегда был, и был вместе с Сыном во Отце. Ибо как бы мог быть Отец и Ум Безначальный без Сына и Слова Собезначальо? И как бы могло быть Слово Присносущное без Соприсносущо Духа? Итак, был всегда, есть и будет Дух Святый, сотворческий Отцу и Сыну во время творения, и Сообновляющий поврежденное, и Удерживающий то, что пребывает; везде сущий и все исполняющий, и всем управляющий и все соблюдающий (свт. Григорий Палама, 26, 245).

* * *

Что воздух для жизни тела, то Дух Святый для жизни души. Душа посредством молитвы дышит этим святым, таинственным воздухом (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 141). Источник.

* * *

...Действие Святаго Духа, от которого являются высокие молитвенные состояния, непостижимо для ума плотского (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 150). Источник.

* * *

Святый Дух, когда вселится в человека, ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными (Рим. 8, 26).

* * *

Божественный и Пренебесный Дух, соделавшись как бы душою человека, молится и плачет о нем... (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 164).

* * *

...Дух <Святый>, вселившись в человека, освобождает его от греховного рабства, разрушая тело греха, т. е. плотское состояние в человеке (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 366).

* * *

Водворив Царство Божие в человеке, Дух Святый нередко возводит достойных служителей своих в страны премирные, в обители, уготованные праведникам для вечного их праздника (свт. Игнатий Брянчанинов, 40, 83). Источник.

* * *

Истинного христианина Святый Дух зиждет духовно и преобразует в жилище Божие; Он во внутреннем человеке изображает и вселяет Христа (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 166).

* * *

Человек, обновленный Духом, делается богоносцем, делается храмом Бога и священником, священнодействующим в этом храме, поклоняющимся Богу духом и истиною (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 332). Источник.

* * *

...Дух Святый приникает к безмолвствующему правильно, соприсутствует ему, возвещает тайны Царствия Божия, чтоб обильно напитался знанием и ощущением духовным сам безмолвник и напитал ими алчущую и жаждущую братию свою (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 302). Источник.

* * *

Святый Дух действует самовластно, как Бог; приходит в то время, как смирившийся и уничиживший себя человек отнюдь не чает пришествия Его (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 65). Источник.

* * *

Говорят об авве Антонии, что он сказал: «Я видел Духа Божия нисходящим на троих: на авву Афанасия – и дано ему патриаршество; на авву Пахомия – и дано ему начальство над общежитиями; на авву Макария – и дана ему благодать исцеления недугов» (106, 40).

* * *

Некогда авва Моисей пришел на колодец почерпнуть воды и увидел юного монаха Захарию, молящегося при колодце. Дух Божий в подобии голубя восседал на его голове. Авва Моисей попросил Захарию: «Дай мне наставление для моего жительства». Захария, услышав это, пал к ногам старца: «Меня ли спрашиваешь, отец?» Старец сказал ему: «Поверь, сын мой Захария, что я видел Святаго Духа, сошедшего на тебя, и нахожу нужным спросить тебя». Тогда Захария снял куколь с головы, положил его под и и, истоптав, сказал: «Если человек не будет попран таким образом, то он не может сделаться монахом» (106, 132). Источник.

* * *

В Киликии есть город Эги. На расстоянии десяти тысяч шагов от него есть селение Мардард. В том селении – храм во имя Святого Иоанна Крестителя. Священником мри этом храме был старец, великий перед Богом и исполненный добродетели. Однажды жители селения пришли к епископу города Эги с просьбой: «Возьми от нас этого старца – он не угоден для нас. В воскресный день он совершает Литургию в девятом часу и не соблюдает установлено чина Божественной службы». Епископ, признав старца, спросил его: «Зачем ты так поступаешь, или не знаешь устава Святой Церкви?» «Поистине так, Владыко, – отвечал старец, – и ты справедливо говоришь. Но я не знаю, что мне делать. В воскресные дни от самой полунощницы я нахожусь у Святого престола и не начинаю Литургии, пока не увижу Святаго Духа, нисходящего на Святой престол. Когда же увижу наитие Святаго Духа, немедленно совершаю Литургию». Епископ подивился добродетели старца. Вразумив жителей селения, он отпустил их с миром и хвалой Богу (102, 28).

* * *

Однажды, когда святой игумен Сергий совершат Божественную литургию, Симон видел, как небесный огонь сошел на Святые Тайны в минуту их освящения, как этот огонь двигался по Святому престолу, озаряя весь алтарь, он как бы вился около Святой Трапезы, окружая священнодействующего Сергия. А когда преподобный хотел причаститься Святых Тайн, Божественный огонь свился «как бы некая чудная пелена» и вошел внутрь святого потира. Таким образом угодник Божий причастился этого огня неопально, как древле купина, неопально горевшая...». Ужаснулся Симон от такого видения и в трепете безмолвствовал, но не укрылось от преподобного, что ученик его сподобился видения. Причастившись Святых Таин Христовых, он отошел от Святого престола и спросил Симона: «Чего так устрашился дух твой, чадо мое?» «Я видел благодать Святаго Духа, действующего с тобой, отче», – отвечал тот. «Смотри же, никому не говори о том, что ты видел, пока Господь не позовет меня из этой жизни», – заповедал ему смиренный авва (115, 8–9).


Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.

Комментарии для сайта Cackle