Азбука веры Православная библиотека Религиоведение Прочее Основы средневековой религиозности в ХII-ХIII вв. преимущественно в Италии
Л.П. Карсавин

Основы средневековой религиозности в ХII-ХIII вв. преимущественно в Италии

Источник

Содержание

Предисловие. С. XIII–XVI.

I. Введение. С. 1–48.

1. Религиозность и вера (3–5). Отношение религиозности к вере и богословию (5–6). Задача исследования (6).

2. Постулат общего в изучении личности (7–9), в изучении ее, как показательной для эпохи (9), и в изучении культурного состояния эпохи (9–10). Общее, как конструктивный момент культурной истории (10–11). Религиозный фонд и средний религиозный человек (11–12). Средний человек и индивидуум (12–13). Показательность крупной личности (13). Среднее и типическое (13–14). Приемы изучения среднего (14–16). Религиозный фонд ХII–ХIII в.(16–17).

3. История религиозности и предельная система религиозности (18). Значение ХIII века (18–21). Культурная середина (интеллигенция) ХIII в., как объект изучения (21–23). К ее характеристике (23–24).

4. Близость интеллигенции ХIII в., преимущественно клира, к культурным верхам (25–26). Социальная и культурная неоднородность клира и общение его с культурными низами и вообще миром (26) в культе (26–28), пастырской деятельности (28–29) и в связи с исповедью (29–30). Еретики (30). Общение в политической и социально-экономической жизни (30–32). «Devoti» и еретики (32). Характер отношений между клиром и миром. Посредственное влияние клира (33).

5. Взаимоотношение элементов религиозного фонда. Система и системы религиозности. Антиномичность религиозного сознания (34–37).

6. Общие черты религиозности XIII века. — Жажда веры-знания (38–40). Нетребовательность сознания и легковерие (40–41). Сомнения и скепсис, их смысл и показательность (41–43). Антиномичность религиозности и преодоление ее легковерием и нетребовательностью мысли (43–44), интересом к типическому (44–45). Символизм в связи с интересом к общему (46–47). Значение авторитета (48).

II. Основы вульгарной догмы. С. 49–159.

1. Вера, религиозность и мистика (51–52). Пассивность мистика, обнаруживаемая в актах восприятия Божества (52–53). Восприятие и определение метафизического (53–55). Объекты мистических восприятий (55). Взаимоотношения мистики и религиозной традиции (55–56). Мистика в культовых актах, в крещении, исповеди, евхаристии и в sacramentalia (56–57) Метафизические влияния на материальный мир (57–58). Пресуществление (58). Материальность метафизического и его материализация (58–61). Мистика вне культа (61). Благодать и скверна (61). Значение в религиозности мистики и традиции (61–63).

2. Конкретизация метафизического понятиями духа и демона (64–65). Неоспоримость существования бесов — одержимость (65). Изгнание бесов (65–67). Бесы в человеке и влияние их на человека (67–68). Плотские сношения демонов с людьми и дети демонов (68–70). Бесы в жизни человека (70); их вид (70–71), местопребывание (71), количество (71–72) и деятельность (72). Ужасное и отвратительное в демонах (72–73). Житейски-комические черты демонов и добродетельные бесы (73–74). Религиозное значение комических черт в бесах (74–75). Вера в духов, христианская традиция, языческая традиция и религиозное творчество (75–79). Христианизация духов и превращение их в бесов (79). Начатки дуализма (80). Противоречия в католической традиции (80).

3. Относительная бледность святых, пришельцев в метафизическом мире и помощников (81–82). Помощь святых людям (82). Специализация святых (82–83). Патроны (83–84). Демоны и святые в отношении их к людям (84–85). Оживление святых в связи с проникновением их в жизнь людей (85–86) и в связи с земной жизнью святого и религиозными идеалами (86–87). Дева Мария (87–88).

4. Метафизический мир (89–90) и ангелы; архангел Михаил (90). Бог и проявления Его воли в земной жизни (90–92). Бог и духи, как мистические причины явлений (92). Бог христиан (93–94). Бог — покровитель церкви, отдельных народов и городов (94). Упрощение и очеловечение Божества в религиозности. Бог и Христос (95–96). Разные понимания Божества и аморальное о Нем представление (96–97). Бог — «il giusto Signore» (97–99).

5. Хаос и попытки систематизации религиозности (100). Дуалистическое осмысление ее (100–101). Дьявол и борьба его с Богом в католической традиции (101–104). Дьявол и дьяволы, ослабление дуализма (104–105). Иерархизованное царство Дьявола и политеистический дуализм (105–106). Чистый дуализм (106). Системы религиозности (107). Бог правды и зло (107–108). Выход в систему морального дуализма 108–109). Катарство (109–110). Неудовлетворенность дуализмом, попытки монотеизма и их трудности (110–111). — Попытки монотеистического понимания Дьявола и бесов и их неудачи (111–113).

6. Смешение метафизического мира с реальным и сознание особности второго (114–115). Законосообразность реального мира и понятие чуда (115–118). Обнаружение законосообразности реального мира в предсказаниях, гаданиях и приметах (118–120). Идея рока (120–121). Обнаружение необходимости «corso di natura» в астрологии (121–122), в связи с представлением о свободном взаимодействии метафизического мира с реальным и с человеческой деятельностью (122–124). Миропорядок и Божество (124). Миропорядок и религиозная деятельность (124–125). Колебания в отношении к астрологии (125). Попытка примирения Божества с миропорядком в деизме и его неудовлетворительность (125–126). Компромиссное решение проблемы (126–127). Стремление использовать миропорядок и значение астрологии (127–129).

7. Метафизические связи объектов и явлений мира (130). Флоренция и статуя Марса (130–131). «Совпадения» явлений и знамения (132–133). Символизм и строй мира (133–136). Религиозная история человечества (136–137). Эсхатология (137–138). Божественный миропорядок (138). Идея предопределения (138–140).

8. Мистика, оживляющая культ (141–142) и религиозные идеи (142). Обострение мистикой религиозности (142). Стремление к Божеству и отрицание мистикой культа (142–143). Отражение Божества во внешнем мире и возможность нового оживления культа (143–144). Божий миропорядок и обожествление мира (144–145). Преображение и обезволивание человека в мистике (145–146). Освящение и обожествление в мистике (146–148), в связи с пантеизмом (148–149). Свободный человекобог (149). Мистика в религиозности (149–150). Мистика и традиция религиозности (150). Значение и ценность мистического знания (150–152). Традиция в мистике (152–153).

9. Элементы вульгарной догмы и их систематизации (154–159).

III. Основы религиозной деятельности. С. 161–290.

1. Религиозная деятельность и ее систематизация (162). Идея спасения души (162–164). Рай, ад и смерть (164–166).

2. Религиозность деятельности. Угождение метафизическому миру и обращенные к нему просьбы о помощи (167–168). Договоры и обеты (168–169). Исполнение воли и желаний метафизических существ (169–170). Необходимость истинной веры и fides implicita (170–174). Вера — дар Божий (174). Вера — подвиг и заслуга (174–175). Добрые дела и вера (175–176). Значение веры-морали (177). Различение веры и добрых дел (177–178). Заключительные замечания (178–179).

3. Идея спасения в связи с противопоставлением неба земле (180). Небесное царство и тщета мира(180–181). Ничтожество человека (181–182). Символическое понимание мира (182). Цель земной жизни, как отказ от мира (182–183). Привлекательность мира (183–184) и оправдание его символизмом и мистикой (184–185). Борьба с миром и плотью, их опасности и моральные основы дуализма (186–188). Отрицание мира, как отрицание богатства, и «мера возможности» (188–189). Духовное понимание идеала бедности (189–190). Значение и самоценность внешней бедности (190–192) и ее одухотворение (192–193). Различные понимания идеала бедности (193–194). Плоть, ее значение и борьба с ней (194–195). Умеренное понимание идеала «чистоты» и трудность его осуществления (195). Гордыня, другие пороки и средства борьбы с ними (195–196). Отрицательное и положительное в идеале праведности (196–197). Умеренное понимание морального идеала (197–200) и недостаточность его (200–201). Основные черты и противоречия деятельно-религиозного, в частности морального идеала (201–204).

4. Эгоистические черты морального идеала (205–206). Любовь, сострадание, гастрономия аскезы и агонистика (206–208). Внешнее понимание каритативного идеала, особенно в связи с идеей греха (208–211). Борьба с ним и колебания (211). Духовная помощь ближним (211–212).

5. Потребность во внешнем законе (213). Закон Божий и евангелизм (214–215). «Precepta» и «consiliа» в Евангелии и религиозности (215–216). Значение «примеров» (216–217) и подражание Христу и святым (217–218). Понимание подражания в свете традиции (218–219). Непосредственное подражание и религия Христа (219–222). Подражание Христу в связи с другими сторонами идеала (222).

6. Различные стороны деятельно-религиозного идеала и необходимость обращения к мистике (223–228).

7. Состояние покоя, как идеал мистика, и религиозная деятельность (229–231). Деятельная мистика (231–232). Оправдание, освящение и обожествление человека в мистике (232–233). Мистическое оживление идеи греха и греховности в связи с идеей благодати (234–236). Святость и праведность (236–237). Божественные влияния и благодать в культе (237–238). Мистика и религиозная деятельность (237–239).

8. Магические средства воздействия на метафизический мир (240). Молитва, как магическое средство (240–243). Культовые формулы (243). Сакраментальные жесты и акты (244–245). Процессии, мессы, исповедь, милостыни (245–246). Заклинания и внекультовая магия (246–247). Магия в культе и вне его (247). Магические объекты (247–248).

9. Магия и маги (250–259). Мощи и магическая сила святого (254–255). Праведность и святость (255–256). Святые и священники (256–257).

10. Маги и святые (258). Необходимость клира (258–260), в связи с сакраментальным его характером и поставлением (260–261), в связи с духовным руководством мирянами (261). Исповедь и проповедь, как сферы морального влияния клира (261–263). Идеал святости священства в среде клира и мирян (263–264).

11. Благочестивые пастыри и отношение к ним (265–266). Омирщение клира (266–267). Эксцессы омирщения (267–268). Клир и мир (268–269). Борьба внутри клира (269–270). Моральный уровень и моральная оценка клира (270–272). «Реформаторы», мир и церковь (272–273). Миряне и клир (273–274). Бытовая и религиозная борьба с клиром (275). Идеал клирика и отношение к священнику в связи с евхаристией (275–276). Попытки и неудачи соединения в идеале клирика моральной и мистической сторон религиозности (276–281).

12. Идея церкви. Церковь — клир (282). Падение церкви, нападки на нее; идеал церкви, попытки реформ и искание истинной (282–284). Расширение понятия церкви в вальденстве и ортодоксии. Congregatio baptizatorum (284–285). Необходимость церкви — клира (285–286). Расширение понятия церкви в мистике, у иахитов, амальрикан, ортлибариев и в пантеизме (286–287). Новое ограничение его (287–288). Идея церкви в широком и узком смысле, как основная идея религиозности (288–290).

IV. Заключение. С. 291–306.

Примечания. С. 307–353.

Список цитованных сокращенно изданий и трудов. С. 353–360.

***

Данный труд представлен только в виде сканированного документа. Вы можете ознакомиться с ним по ссылке:

Читать в формате pdf


Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru


Источник: Основы средневековой религиозности в ХII-ХIII вв. преимущественно в Италии / Л.П. Карсавин - Петроград : Тип. «Науч. дело», 1915. - XVI, 360 с. (Записки историко-филологического факультета Императорского Петроградского университета. Ч. CXXV).

Комментарии для сайта Cackle