Источник

"Церковь Откровения""Семья"

Деструктивные религиозные организации западной ориентации

«Церковь Христа» (Бостонское движение)

«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные: По плодам их узнаете их» (Мф. 7, 15–16)

Другие названия: ЦХ, Бостонское движение, ЦХ в городе «М». В Лондоне миссионеры ЦХ называли себя членами «Общества исторической литературы» или «Общества библейской литературы»; часто они представляются «просто христианами», занимающимися благотворительной или просветительской деятельностью.

Руководство

Основатель – пастор Кип Мак-Кин. Был назначен в небольшую протестантскую общину в г.Бостон (шт.Массачусетс, США), где начал проповедовать собственное учение. Большая часть прихожан тогда покинула его приход, но вскоре стали появляться новообращенные. «Церковь Христа» основала 1979 г.

Лидер ЦХ в РФ и СНГ – Александр Костенко.

Старший лидер по Москве (руководитель ЦХ в Москве) – Михаил Леонидович Раковщик, экс-студент МФТИ.

Москва разбита на регионы, которые, в свою очередь делятся на сектора. Всего в Москве 9 регионов, в которых 27 секторов. Так, «Южный» разбит на сектора «Орехово», «Царицыно», «Коломенский».

Глава региона «Юго-западный» – Энди Флемминг, региона «Центральный» – Костенко, региона «Юго-восточный» – Шон, региона «Южный» – Михеев В.

По информации центра «Сектор» при МГУ и Общественного комитета защиты молодежи от псевдорелигий г.Москвы, список руководителей секторов суперрегионов «Московской Церкви Христа» выглядит следующим образом (первое имя – лидер мужчин, второе – лидер женщин, в МЦХ принято друг друга называть только по именам):

· «Щукинский«- Роман, Лена; «Динамо»- Андрей, Вика; «Водный стадион«- Герман, Ольга У.; «Лианозово» – Алеша О., Илона; «Отрадное» – Андрей, Лена; «Свиблово» – Игорь, Ксюша; «Останкино» – Слава, Юля;

· «Сокольники»- Саша К., Наташа Н.; «Первомайский«- Миша Ч., Юля П.;

· «Мытищи» – Алеша К., Маша С.; «Солнцево» – Виталий, Жанна:

· «Октябрьский»- Сергей Г., Аня К.; «Павелецкий«- Саша Л., Наташа Л.;

· «Новогиреево»- Дима С., Наташа В.; «Выхино«- Миша П., Света:

· «Люблино»- Айварс, Надя; «Коломенский«- Сергей Л., Лена Л.; «Орехово»- Антон Шаров, Жанна; «Чертаново«- Олег, Алена; «Университет»- Костя, Ольга; «Черемушки«- Слава М., Аня; «Юго-Западный»- Дима, Оксана.

Месторасположение центров

В 1981 г. организована первая «Церковь Христа» за пределами США, в Лондоне. К концу 1995 г. международные церкви Христа имели в 89 странах 242 общины, насчитывающие 118 тысяч прихожан 1130 . «Церковь Христа» имеет в мире 24 церкви, из которых в США – 7, а также дочерние церкви, одна из них – в Москве.

«Церкви Христа» действуют в России и на Украине (Киев), в Эстонии и Белоруссии. Наиболее многочисленные общины в России и на Украине – около 6 тысяч адептов.

Общины «Церкви Христа» действуют в следующих городах России: Архангельск, Барнаул, Биробиджан, Благовещенск, Владивосток, Вологда и Вологодская область (Череповец), Волгоград, Воронеж, Екатеринбург (зарегистрированы 2 организации «Церковь Христа на Урале»), Иркутск, Йошкар-Ола, Казань, Киров, Красноярск, Магадан, Москва и Подмосковье (Люберцы), Мурманск, Новосибирск, Омск, Орел, Псков, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Сыктывкар и города Коми (Ухта, Печора, Усинск, Инга, Сосногорск и др.), Тамбов, Тверь, Томск, Хабаровск, Ульяновск, Ярославль и др.

Москва поделена на 7 миссионерских районов, в каждом – свой центр. Под своего рода монастырь оборудован один из корпусов студенческого общежития тимирязевской сельскохозяйственной академии. В «Московской Церкви Христа» восемь мест проведения в Москве воскресных служб 1131 : м. «Фрунзенская»; м. «Цветной бульвар»; м. «Владыкино»; м. «Новые Черемушки». Встречи для членов МЦХ: м. «Арбатская». Главный офис «Московской Церкви Христа» – Каширское шоссе 1132 .

Численность адептов

К июлю 1994 года число последователей Мак-Кина в 63 странах мира составило свыше 87000 человек (156 общин) 1133 .

По состоянию на апрель 1996 г. количество адептов «Московской Церкви Христа» составляет 2245 чел. обоего пола, количество адептов «Церкви Христа» в России составляет 12300 человек («учеников»), в том числе в Екатеринбурге – до 100 адептов, в Мурманске – 1000.

Доктрина

Доктрина «Церкви Христа» сочетает крайне примитивное, буквалистическое (а, следовательно, и доходчивое) толкование христианства с очень агрессивными методами воздействия на личность, цель которых в подавлениии критического чувства и мыслительных способностей человека.

Целью «Церкви Христа», по словам руководителя ее московского филиала М.Раковщика, является «при жизни одного поколения осуществить евангелизацию всей планеты, возрождение христианства в том виде, в каком оно было в 1 веке» 1134 , 1135 . Все члены МЦХ убеждены, что живут по Библии, они утверждают, что именно МЦХ призвана возродить «чистое» христианство – такое, каким оно было во времена апостолов 1136 .

Проповедь заключается в максимальном упрощении, даже опошлении Священного Писания 1137 . Ниже приведен фрагмент из выступлений А.Костенко и М.Раковщика (стиль и лексика сохранены):

«Давайте откроем Евангелие от Иоанна, вторую главу, аминь? Смотрите на Иисуса. Он приходит в храм: и наша картина об Иисусе – замарашка!.. Иисус достает кнут и говорит: «Понимаете, что Я делаю? Меня это достает! Меня ревность снедает!.. Это невероятная привилегия – быть с Богом... Кем я бы-ыл? Я вспоминаю это слово – замарашка! Без Христа, давайте, мы все замарашки... Бог не тратит много времени на сантименты с вами... Бог бы был поражен сейчас, увидев наше собрание. Бог был бы самым счастливым на земле сейчас! Это здорово, аминь... Что за день сегодня?! Почему так много людей собралось сегодня в этом месте, чтобы радоваться вместе, аминь?! От Востока до Запада прославляйте имя Господне. Аминь?.. Бог делает чудеса в жизнях людей, которые собрались здесь сегодня. Аминь?!» 1138.

Характеристика

«Церковь Христа» – одна из самых закрытых и опасных деструктивных религиозных организаций, которой за ее радикализм официально запрещено действовать в университетах США и Великобритании 1139 .

«Церковь Христа» (Бостонское движение) классифицирована как деструктивная религиозная организация (тоталитарная секта, деструктивный культ) в:

· «Итоговом заявлении участников российской научно-практической конференции «Тоталитарные секты (деструктивные культы) и права человека», прошедшей в Санкт-Петербурге 11–12 января 1996 г. 1140 , а также в официальных «Обращении к россиянам...» и «Обращении к средствам массовой информации...» участников этой конференции 1141 ;

· Аналитическом вестнике Государственной Думы Российской Федерации «О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций», 1996 г. 1142 ;

· Итоговом заявлении Международного христианского семинара «Тоталитарные секты в России», прошедшего 16–20 мая 1994 г. в Москве 1143 ;

· Информационном материале Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации «К докладу о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим», 1996 г. 1144 ;

· Информационном бюллетене Новосибирского центра по борьбе с сектантством при Соборе во имя благоверного и великого князя Александра Невского «Сектантство, оккультизм и целительство в современной России: проблемы и опасности» (1996 г.) 1145 .

В Определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» (декабрь 1994 г.) «Церковь Христа» (Бостонское движение) была определена как «лжехристианство и псевдорелигия».

Культ построен по «пирамидальному» принципу: у каждого «наставника» есть несколько «учеников», которые, в свою очередь, являются «наставниками» и имеют своих «учеников», и так далее. «Наставник» постоянно контролирует «учеников», принимает от них ежедневные отчеты обо всем, что с ними произошло за день. «Ученики» ответственны перед «наставником» за каждый свой шаг. Этим достигается контроль каждого адепта культа и поддерживается строгая полувоенная дисциплина. Главная цель всего этого – создать атмосферу, в которой наставник всегда прав, его слово – окончательно, его власть – абсолютна. Тот же принцип соблюден в административном строении ЦХ: Бостонская церковь управляет двадцатью четырьмя столповыми церквами, которые, в свою очередь, основывают свои дочерние церкви в разных местах 1146 .

В каждом регионе обязательно присутствует гражданин США, который контролирует ситуацию. Все лидеры выше руководителя региона не имеют прописки. В каждом городе есть ответственный по ЦХ администратор.

Иерархия роста карьеры адепта в «Московской Церкви Христа»: ученик, лидер беседы (привел в культ 2 человек), лидер семейной группы (привел 5 человек), руководитель сектора (15 человек) 1147 .

Для «быстрого роста в вере» необходимо скрупулезно соблюдать шесть приведенных в брошюре правил. В частности, пункт №4 предписывает следующее: «Делись об изученных уроках с более зрелыми учениками, которые смогут проверить, насколько глубокие убеждения ты берешь из них... С рвением следуй советам изменить что-то в себе». «Рвение» и «глубокая убежденность» присутствуют в проповеди основателя «Международной Церкви Христа» Мак-Кина: «Время не бояться сказать: Я человек Бога! Я несу слово Бога. И это мое послание – послание Бога... 1979 – одна церковь с 30 будущими учениками. Бог взял и к 1990 создал всемирное движение – 65 церквей, 20 тысяч учеников, сорокотысячные службы, 26 наций. И Ангелы пели: «Слава! Слава! Аллилуйя!» Время присоединиться к этому хору Ангелов... Есть одно движение, движение Бога. Вы избраны вести его в странах, районах, городах, секторах, беседах... Нужно создать момент силы. Как это сделать? Это когда лидеры собираются вместе!.. Потом – организация. Как делать лидеров, где их брать? Ищите в водоемах, где мы крестим людей <...> Нам нужно крестить людей... Нам не нужно 1, 2, 3 таланта. Нам нужна толпа таких людей». Все достаточно просто и располагает к действию. Если Христос в каждом человеке видит прежде всего личность, образ и подобие Божие, то основателя «Церкви Христа» интересует, по его признанию, главным образом, толпа. Таинство крещения низводится Мак-Кином до конвейерной обработки 1148 .

Характерной особенностью МЦХ является детально проработанная система психологического давления на самих адептов культа и на всех, кто попадает в орбиту их миссионерской деятельности. Это давление носит как личный, так и групповой характер. Используются следующие методы:

навязчивость, депривация (лишение) свободного времени, групповое давление, депривация сна, неадекватное питание, индоктринирование комплекса вины 1149 . Организация построена по пирамидальной структуре, для которой характерна жесткая иерархичность, строгая подотчетность «учеников» лидерам. В «Итоговом заявлении» Международного христианского семинара «Тоталитарные секты в России» (16–20 мая 1994 г., Москва) записано: «Крайняя нетерпимость и стремление поставить всю жизнь своих адептов под ежеминутный и тотальный контроль, характерные для этого движения, понуждают нас признать, что способ функционирования этой организации скорее затрудняет принятие Евангелия, чем служит его подлинному распространению» 1150 .

ЦХ прибегает к классическим методам вербовки, использующимся в большинстве деструктивных культов 1151 . В «Московской Церкви Христа» существуют инструкции по вербовке, причем для каждого адепта определено количество тех, кого нужно «пригласить». Вот образец листа записи приглашенных, даваемого каждому адепту МЦХ при инструктаже его перед рейдом по привлечению в культ новичков: «Суббота 13 августа 1994 года. Центральный сектор Московской церкви Христа. Вам предлагается пригласить следующих людей: милиционер, юноша в джинсах, мужчина с дипломатом, женщина с зеленой сумкой..., мужчина в спортивной форме, пожарник, дедушка с тростью, женщина в шляпе, девушка в платье в горошек..., мужчина с собакой, солдат, женщина с ребенком, лысый мужчина, бородатый мужчина..., продавец книг, музыкант, девушка с зонтом.... необычные люди...». Причем необходимо не только отметить факт завязывания разговора с указанным человеком и приглашения его на свои богослужения, но и записать его фамилию, имя и телефон. Завязывают разговор обычно с таких вопросов, как «Верите ли Вы в Бога?» «Можно ли Вас пригласить на проповедь?». В случае, если клиент хоть немного заинтересовался, его приглашают на проповедь.

На этом собрании человек сразу же попадает в атмосферу внимательного отношения, искренней теплоты и заботы. Всеобщая вовлеченность усиливается поощрением творческой активности: проповеди сопровождаются концертами самодеятельности. Атмосфера нагнетается периодическими выкриками из зала: «Давай, бра-ат!», «Скажи, Миш!» (имена выступающих объявляются заранее), «Давайте, братья и сестры, мы с вами!» При этом импульсивная, подчас истеричная, речь проповедника доводит аудиторию до экстатического состояния. Зал отвечает беспорядочными восклицаниями: «Аминь!», «Аллилуйя!» Постепенно всех присутствующих охватывает всеобщий психоз. И новичок невольно становится его участником. Проповедник не дает времени на то, чтобы отыскать предложенную им цитату из Библии и неискушенный гость не успевает даже задуматься над ней и осмыслить. При этом «братья» – проповедники пользуются весьма своеобразным переводом Нового Завета, который сильно отличается от классического (Синодального) 1152 .

Вот описание типичной проповеди в МЦХ очевидцем, студенткой МГУ, побывавшей на одной из них: «Все с нетерпением ожидают начала проповеди. Наконец, проповедник на сцене. Представьте себе элегантного молодого человека: темный костюм, белая рубашка, в руках – Библия. Как меняются времена. В зале заметное оживление – узнали. Имя проповедника любезно подсказывает рядом сидящая «сестра» (здесь это принятое обращение) – Миша Раковщик. В ответ на короткое приветствие гул одобрения. На просьбу исполнить псалом такой-то все встают. Тех, кто пришел впервые, без внимания не оставят, окружат назойливой псевдозаботой. Заботливые братья и сестры уже тут как тут: и за плечи приобнимут (так принято), и на нужную страницу в Библии укажут. Под многочисленные "Миша- давай!» и «Давай, Миша!» , а также ежесекундное "Аминь», что здесь просто означает «согласен», проповедник на сцене начинает речь. Очень примечателен стиль речи проповедников во время проповедей: гнусавый, резко-каркающий голос проповедника, деланный акцент, схожий с прибалтийским, плюс интонация диск-жокея. По словам одного из адептов, родной язык Михаила Раковщика – русский, и в повседневном общении речь его лишена каких-либо спецэффектов. А на сцене – это его имидж, заимствованный у первых проповедников-американцев, которые по-русски говорили весьма слабо. Считается, что главное – это суть проповеди, мораль, а не внешняя сторона. Мораль, однако, на удивление проста. Живи по Библии, да спасен ты будешь. Легко ли жить по Библии? Легко, но больше полезно. В подтверждение приводится история одного «брата». Был он бизнесменом. В деле своем весьма преуспевал. Каждый день не забывал прилежно молиться. Но однажды с ним произошло несчастье. Он уже не знал, о чем ему еще молиться, ведь у него уже все есть. С сим вопросом обратился он к другому «брату». Но ответа не получил. В ту же ночь к нему в офис ворвались крепкие ребята с дубинками. Его избили, ценное похитили, а несколько автомобилей сожгли до основания. Мстили. За что «брат» не знал, греха за душой не имел. Тогда стал он молиться с удвоенной силой. «За что, Господи?» – спрашивал он. Молился он так всю ночь напролет, а с утра его вновь посетили. Все те же, но с иными намерениями. Сказали, что, мол, ошиблись и тут же возместили все убытки. Следует заметить, что ораторского искусства проповедникам секты «Церковь Христа» не занимать. Влияние на аудиторию всецелое. С первых же минут задается нужный темп, до самого конца выдерживается ритм. Речь хорошо тонирована. Сравнения наглядны и просты. Смешки одобрения, возгласы типа: «Аминь» и «Давай, брат» не прекращаются. Полный контакт с аудиторией, которая, однако, настроена далеко не на серьезный лад. Здесь так принято – шутя изучать Библию».

В МЦХ оценку высшим лидерам давать не разрешается, и они не обязаны отчитываться. Пару адепту разрешается искать только среди других адептов ЦХ.

Среди адептов МЦХ приняты обращения друг к другу: «брат» и «сестра».

Для адептов последствиями их участия в «Московской Церкви Христа» являются: сужение духовного и интеллектуального кругозора, подавление способности критического и самостоятельного мышления, агрессивность в вопросах веры, неполноценное духовное развитие, искаженное понимание Библии, аномальные психические изменения, примитивизм и деградация, потеря адептами друзей вследствие замкнутости на общении с членами секты, потеря интереса к учебе или работе, адепты разучиваются нормально говорить по-русски, приобретая чуждую интонацию, подавление самостоятельности.

Для лучшего отображения реальной структуры и деятельности в Московской Церкви Христа» ниже приведены фрагменты из опубликованных в 1995 году в журнале «Альфа и Омега» записок бывшего приверженца МЦХ С. Глушенкова, рассказывающего о своем пребывании там:

«Здесь представлен исключительно мой субъективный взгляд на проблему, взгляд очевидца. Я лишь стремился правдиво описать то, что видел, слышал и пережил сам. Все примеры из деятельности МЦХ и жизни ее членов подлинные...

Вступающие в МЦХ обязаны прервать близкие отношения с представителями (представительницами) противоположного пола, даже в том случае, если в них с нравственной точки зрения совсем нет ничего предосудительного. Даже придерживаясь чистоты в подобных взаимоотношениях, мужчина, будучи в церкви, не может иметь невесту «из мира». То же касается женщин...

Проповедники из МЦХ не любят споров. Но даже если споры возникают, каждый «истинный ученик» заранее уверен, что какие бы аргументы ни приводила противная сторона, прав он, а они неправы. «Мы оба грешники, но я – спасен, а ты – нет», вот что думал я всякий раз, убеждая человека в правильности позиций МЦХ...

Члены одной «беседы» или учатся вместе, в одном учебном заведении, или же, если они относятся к категории «рабочих», живут недалеко друг от друга. То, что писали некоторые газеты о некой «общности имущества» и «общежитии для братьев», в которых царит небывалая скученность – неправда. Просто многие члены МЦХ – иногородние студенты, поэтому они часто и снимают одну квартиру на двух-трех человек. Кроме всего прочего, все просто обожают ходить друг к другу в гости. Иногда бывает тесновато, но всякие разговоры о «принудительных общагах» не соответствуют действительности... Во главе «беседы» стоит «лидер беседы». Он – лучший друг своих «собеседников», он им вместо отца и матери, ему можно доверить все. Желательно, чтобы в «беседе» было поровну братьев и сестер, но последних, как правило, бывает больше. У сестер – свой лидер, правая рука лидера-брата. У лидеров могут быть «ассистенты» – те, кто еще готовится стать лидером. Если «беседа» разрастается и требуется ее разделить, прежний ассистент становится лидером новой «беседы». Лидер знает о своих людях все. Он их хвалит и обличает, он их учит...

Три-четыре «беседы» объединяются в «зону». Лидер одной из «бесед» внутри «зоны» ведет еще и всю зону. Он – наставник и руководитель для лидеров «бесед». Если беседа чаще всего именуется по названию учебного заведения или по имени лидера, то «зона» – по территориальному признаку, по станции метро или району Москвы: «Отрадное», «Крылатское», «Дмитровская» и т.п. Три-четыре «зоны» составляют «сектор» – основное «тактическое» подразделение МЦХ: это уже около 100 человек. «Сектор» арендует зал для воскресной проповеди и будничных собраний. Лидер «сектора», ведущий также и «зону» и «беседу», – основной духовный авторитет для членов «сектора»... Три «сектора» составляют «регион», объединяющий людей, живущих и учащихся на территории, прилегающей к одной-двум линиям метро. Лидер «региона» (не освобожденный, кстати говоря, ни от «сектора», ни от «зоны», ни от «беседы») – непременно «крутой» проповедник, иногда иностранец. Масштабы его деятельности уже очень велики. Лидеры «зон», «секторов», «регионов» и их ассистенты – люди, полное время работающие на МЦХ и получающие небольшую зарплату в долларах. Все «регионы» вместе являют собой уже церковь, в данном случае Московскую. Но подобная же схема применяется в Петербурге, Владивостоке, Киеве, Новосибирске, в других городах. Лидер городской церкви – фигура «легендарная». Он обязательно (как и некоторые лидеры «регионов») носит титул «евангелиста»...

По официальной информации, МЦХ содержит три столовые для бедных. Лично я эти столовые ни разу не видел. Более того, никто из двухсот членов того «сектора», где я находился, никогда в этих благотворительных заведениях не работал. Думаю, что в них питается ничтожное число людей. Но каждый проповедник обязательно упомянет об этих столовых, рассказывая о деятельности МЦХ...

Свои актовые залы и ДК часто предоставляют МЦХ московские ВУЗы. Организация активно проповедует в целом ряде университетов и институтов – МГУ, МГТУ, Текстильной академии, Академии нефти и газа, МАИ, МИСиСе, медицинских институтах, российском и московском экстерном гуманитарных и во многих других. Не забыты колледжи с техникумами...

Те, кто покинул МЦХ, для своих прежних лучших друзей как бы «исчезают». Зачастую к ним относятся как к умершим. Даже хуже: умерших часто поминают добрым словом, бывших членов МЦХ – очень редко. В лучшем случае скажут про них, что был такой-то, да ушел, очень жаль... Жесткое сравнение, но ушедшие для нее – как отработанный шлак».

Внутренние документы организации свидетельствуют о финансировании из Лос-Анджелеса и обязательных сборах с членов секты. Осуществляется обязательный ежемесячный сбор «десятины» (1/10 часть доходов адептов). Ежемесячно приходит помощь также и из Бостона – 30–35 тыс. долларов, но на счетах – пусто, так как деньги из Бостона сразу же обналичиваются. От руководителя сектора и выше – профессионалы, нигде больше не работают. Оклад руководителя регионального уровня – 1 700 000 руб. в месяц, в случае его женитьбы на иностранке – последовательнице этой же секты зарплата увеличивается до 2400 долларов 1153 .

Есть 5 бухгалтеров. Еженедельный сбор по сектору составляет 500–600 тыс. руб. (не считая «десятины»). Воскресный сбор «для бедных и нуждающихся» составляет до 1 млн. руб. по 3 секторам.

По воскресеньям раз в месяц – общее собрание в Московском Дворце молодежи (оплачивают аренду из расчета 1 тыс. долларов в день) или в кинотеатре «Октябрь» (3 часа – 1 тыс. долларов).

Согласно внутренним документам «Московской Церкви Христа», расходы по 1 региону в неделю: воскресная служба: зал – 400–500 т.р., хлеб и вино – 50 т.р.; служба для учеников (тех, которые не крестились) по вторникам – 300 т.р. за аренду зала; в четверг – беседы по Библии; по пятницам – сбор на «семейное время» учеников; изготовление в типографии приглашений обходится региону в 200 тыс.руб.

По информации из тех же закрытых материалов «Московской Церкви Христа», финансовые поступления в МЦХ составляли:

· в 1992 г. 21% – сборы в церкви, 79% – помощь из Лос-Анджелеса;

· в 1993 г. 33% – сборы в церкви, 67% – помощь из Лос-Анджелеса.

В то же время расходы в МЦХ составляли:

· в 1992 г. 24% – зарплата, 52% – аренда залов, 2% – печатные материалы для офиса, 22% – общие расходы;

· в 1993 г. 28% – зарплата, 56% – аренда залов, 4% – печатные материалы для офиса, 5% – квартиры, 7% – общие расходы.

* * *

1130

Классификация тоталитарных сект и деструктивных культов Российской Федерации (В помощь епархиальному миссионеру) / Миссионерский отдел Московского Патриархата РПЦ.– Белгород, 1996.– 80 с.

1131

Классификация тоталитарных сект и деструктивных культов Российской Федерации (В помощь епархиальному миссионеру) / Миссионерский отдел Московского Патриархата РПЦ.– Белгород, 1996.– 80 с.

1132

Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России: Справочник / Под рук. Н.А.Трофимчука.– М.: Изд-во РАГС, 1996.– 286 с.

1133

«Московская Церковь Христа» // Татьянин День (газета общины церкви Святой мученицы Татианы при МГУ).– 1995.– №5.

1134

Классификация тоталитарных сект и деструктивных культов Российской Федерации (В помощь епархиальному миссионеру) / Миссионерский отдел Московского Патриархата РПЦ.– Белгород, 1996.– 80 с.

1135

«Московская Церковь Христа» // Татьянин День (газета общины церкви Святой мученицы Татианы при МГУ).– 1995.– №5.

1136

«Московская Церковь Христа» // Татьянин День (газета общины церкви Святой мученицы Татианы при МГУ).– 1995.– №5.

1137

«Московская Церковь Христа» // Татьянин День (газета общины церкви Святой мученицы Татианы при МГУ).– 1995.– №5.

1138

«Московская Церковь Христа» // Татьянин День (газета общины церкви Святой мученицы Татианы при МГУ).– 1995.– №5.

1139

Классификация тоталитарных сект и деструктивных культов Российской Федерации (В помощь епархиальному миссионеру) / Миссионерский отдел Московского Патриархата РПЦ.– Белгород, 1996.– 80 с.

1140

Итоговое заявление участников российской научно-практической конференции «Тоталитарные секты (деструктивные культы) и права человека» (Санкт-Петербург, 11–12 января 1996 г.) // Миссионерское обозрение (Белгород).– 1996.– №3.– С.4–6.

1141

Миссионерское обозрение (Белгород).– 1996.– №2.– С.2.

1142

О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций: Аналитический вестник / Федеральное собрание – Парламент Российской Федерации: Аналитическое управление. Серия: «Оборона и безопасность – 8».– Выпуск 28.– М., 1996.

1143

Альфа и Омега.– 1994.– №2.

1144

Информационный материал «К докладу о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим» (1996 г.) / Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации // Служба религиозной информации «Метафразис». Спецвыпуск к Первому съезду епархиальных миссионеров, ноябрь 1996 г.– С.5–12.

1145

Сектантство, оккультизм и целительство в современной России: проблемы и опасности / Материалы к семинару 11 марта 1996 г.– Новосибирск: Центр по борьбе с сектантством при Соборе во имя благоверного и великого князя Александра Невского.– 1996.– Информационный бюллетень №1.

1146

Классификация тоталитарных сект и деструктивных культов Российской Федерации (В помощь епархиальному миссионеру) / Миссионерский отдел Московского Патриархата РПЦ.– Белгород, 1996.– 80 с.

1147

Классификация тоталитарных сект и деструктивных культов Российской Федерации (В помощь епархиальному миссионеру) / Миссионерский отдел Московского Патриархата РПЦ.– Белгород, 1996.– 80 с.

1148

«Московская Церковь Христа» // Татьянин День (газета общины церкви Святой мученицы Татианы при МГУ).– 1995.– №5.

1149

Классификация тоталитарных сект и деструктивных культов Российской Федерации (В помощь епархиальному миссионеру) / Миссионерский отдел Московского Патриархата РПЦ.– Белгород, 1996.– 80 с.

1150

Альфа и Омега.– 1994.– №2.

1151

Классификация тоталитарных сект и деструктивных культов Российской Федерации (В помощь епархиальному миссионеру) / Миссионерский отдел Московского Патриархата РПЦ.– Белгород, 1996.– 80 с.

1152

«Московская Церковь Христа» // Татьянин День (газета общины церкви Святой мученицы Татианы при МГУ).– 1995.– №5.

1153

Классификация тоталитарных сект и деструктивных культов Российской Федерации (В помощь епархиальному миссионеру) / Миссионерский отдел Московского Патриархата РПЦ.– Белгород, 1996.– 80 с.


Источник: Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера : Справочник. - Изд. 2-е. - Белгород : Православ. миссионер. фонд Русской Православной Церкви, 1997. - 459 с. (Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Информационно-аналитический вестник № 1). ).

Комментарии для сайта Cackle