Присяга (клятва именем Божиим)
Старообрядцы вслед за сектантами обвиняют православную церковь за употребление в присяге формулы: «клянусь Всемогущим Богом», принимая вместо того такую формулу: «обещаюсь пред Всемогущим Богом». Надобно заметить, что это обвинение чисто сектантское и ни на чем не основанное, ибо и Слово Божие и св. отцы не находят ничего предосудительного в употреблении в необходимых случаях клятвы именем Божиим. Свое обвинение старообрядцы построяют на словах Иисуса Хряста: «не клятися всяко» (Мф.5:34–37 ), плохо понимая значение этой заповеди, что будет рассмотрено ниже. «Присяга, согласно пониманию православной Церкви, – значит клятвенное обещание служить Богу, Царю и людям по совести» (объяснение Д. И. Боголюбова). По Дьяченко: «Присяга есть клятвенное обещание в показании истины с призыванием во свидетели Бога (см. его Словарь), отсюда: «клянусь Всемогущим Богом» значит: клятвенно обещаюсь поступать по совести, чему свидетелем будет Бог. Как известно, присяга употребляется с целью «внушить (дающему ее) говорить по правде, истину, как истину Божию, в той уверенности, что Бог, как вездесущий, невидимо присутствует при сем; как Всеведущий, слышит и знает, говорит ли кто истину или ложь; как праведный карает за ложь и обман. Тем же, которые снимают клятву, она внушает верить словам клянущегося, ибо тут свидетель и поручитель за истину Сам Бог, и надеяться, что Он не попустит надругаться над Своим именем. По такому своему характеру в чистом ее смысле не заключает в себе ничего предосудительного, и не только не опасна, но полезна и даже необходима для благоденствия общественного, и потому позволительна» («Щит веры» Смолина, стр. 238).
«Что значит клясться? вопрошает св. Амвросий, если не исповедывать Божественное могущество Того, Кого мы признаем Владыкою нашей верности» (Op. L. V. Epist. 30 ad Valentin. Imperatorem. в Прибавл. к изд. творений св. отцов ч. 12, стр. 544, за 1853 год).
Свидетельства в пользу дозволительности клятвы именем Божиим:
1) Второзаконие (Втор.6:13): «Господа Бога твоего бойся, Ему одному служи и именем его клянись».
2) Бытия (Быт.22:15–17): «И вторично «воззвал к Аврааму Ангел с неба и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что так как ты сделал сие и не пожалел сына твоего единственного для Меня: то Я благословляя благословлю тебя».
3) Там же (Быт.21:23–24): «Авимелех сказал Аврааму: и теперь поклянись мне здесь Богом, что ты не обидишь ни меня, и сына моего... И сказал Авраам: я клянусь».
4) Там же (Быт.24:2–9): «И сказал Авраам рабу своему: клянись мне Господом Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей хананеев. И положил раб руку свою под стегно Авраама, господина своего, и клялся ему в сем».
5) Там же (Быт.26:3): «И исполню клятву Мою, которою я клялся Аврааму, отцу твоему». А эта клятва была Самим Собою (см. § 2) и о которой апостол Павел писал:
6) Евреям (Евр.6:13–14): «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя».
7) Исход (Исх.32:13): «Вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше».
8) 1 Царств (1Цар.20:42): «И сказал Ионафан Давиду: иди с миром, а в чем клялись мы оба именем Господа, говоря: Господь, да будет .между мною и между тобою».
9) Там же (1Цар.24:22–23): «Итак поклянись мне Господом... и поклялся Давид Саулу».
Из приведенных текстов видно, что клятва именем Божиим в необходимых случаях употреблялась, но в то же время запрещалась клятва напрасная и клятва ложными богами:
10) Прем. И. сына Сирах. (Прем.23:9–13): «Не обращай в привычку употреблять в клятве имя Святого... клянущийся непрестанно именем Святаго не очистится от греха... если он клялся напрасно, то не оправдается».
11) Иисуса Навина (Нав.23:7): «не сообщайтесь» с сими народами, которые остались между вами, не вспоминайте имени богов их, не клятитесь ими и не служите им и не покланяйтесь».
12) Иеремия (Иер.5:7): «Как же мне простить тебя? Сыны твои оставили Меня и клянутся теми, которые не боги».
А клятва именем Божиим употреблялась:
13) Иисуса Навина (Нав.9:18): «Иисус и сыны Израилевы не побили их, потому что все начальники общества клялись им Господом Богом Израилевым».
Сопоставляя эти тексты между собою, а так же из Второзакония (Втор.6:13) и слова псалма (Пс.23:3–4: «Кто взойдет на гору Господню или кто станет на святом месте Его? Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно», легко видеть параллель: именем Божиим клятва дозволена и употреблялась, а богами ложными клятва запрещалась; Богу истинному должно воздавать поклонение и не делать сего богам ложным и т. д. Что клятва именем Божиим будет и что она не противна Богу, об этом предсказывали и пророки:
14) Псалом (Пс.109:4): «Клялся Господь и не раскается: Ты священник во век по чину Мельхиседека».
15) Пс.62:12: «Царь же возвеселится о Боге, восхвален будет всякий, клянущийся им, ибо заградятся уста, говорящих неправду».
16) Исаия (ИС.45:22–23): «Ко мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я – Бог, и Нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык».
17) Там же (Ис.65:15–16): «Рабов своих назовет иным именем, которым кто будет благословлять, будет благословляться Богом истины, и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины, потому что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих».
18) Иеремия (Иер.4:2): «И будешь клясться: жив Господь! в истине, суде и правде. И народы им будут благословляться и им хвалиться».
19) Даниил (Дан.12:7): «И слышал я, как Муж в льняной одежде, находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, клялся Живущим во веки, что к концу времени и времен и полувремени и по совершенном низложении силы народа святого все это совершится».
Из нового завета:
20) Ефесеом (Еф.4:17): «Посему я говорю и заклинаю Господом, что бы вы более но поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего».
21) Филиппис. (Флп.1:8): «Бог свидетель, что я люблю всех вас любовию Иисуса Христа».
22) 2 Коринф. (2Кор.1:23): «Бога призываю во свидетели на душу мою, что щадя вас, я доселе не приходил в Коринф».
«Хотя апостол нигде не употребил речения: клянусь, но многократно повторенные им слова: Бог свидетель, очевидно, составляют сущность клятвенных уверений. Посему, блаж. Августин поставлял признаком развращенного сердца (perversi cordis) οτвергать клятвы ап. Павла, потому только, что он не говорил: клянусь Богом (per Deum.), а так: Свидетель ми есть Бог (testis est mihi Deus). Aug. Op. Tom. X., pag. 147»; «В писаниях ап. Павла находим, что он многократно употреблял клятву, дабы кто не подумал, что истинно клясться грешно». Aug. contr. Manich. Lib. XIX, cap. 23; В Прибавл. к изд. творений св. отц. часть 12, стр. 543, 1853 г.).
23) Матфея ев. (Мф.26:63–64): «Первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам: ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам, отныне узрите Сына Человеческого, седящего одесную силы и грядущего на облаках небесных».
Если бы клятва была противна Иисусу Христу, то Он непреминул бы обличить Каиафу. Ясно, что в необходимых случаях клятва именем Божиим дозволительна. Здесь клятвенную формулу произнес первосвященник (судия), как было тогда у евреев в обычае, а не подсудимый, как теперь.
24) Апокалипсис (Откр.10:5–6): «И ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что в нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет».
Свидетельства святых отцов и истории церкви.
25) Августин, Contr. Faust. Маnich. Lib. XIX, cap. 25 et 25: «Великий грех – клятвопреступление, а не клясться (произвольно) равно как и истинно клясться нет никакого греха».
26) Карамзин: История гoc. рос. 1, 84 и 92. Изд. Ейнерл. (в Прибавл. к изд. твор. св. отц. ч. 12, стр. 574, 1853 г.): «Когда между Игорем и царем гроческим заключен был мир, то хранить условия сего мира, написанные на хартиях, русские христиане клялись уже в соборной церкви св. Илии предлежащим честным крестом».
27) В Истории русской ц. Филарета Черн. период 1, § 3, стр. 19: «В утверждение договора мы, руссы, которые из нас крестились, будем клясться (в Киеве) в соборной церкви св. Илии церковью и предлежащим честным крестом» (из Нестора).
28) Ефрем Сирин ч. 5. § 171, «Предсмертное завещание», стр. 297–298 (а по изд. 1887 г. стр. 411–412): «Я, Ефрем, умираю и пишу завещание... Клянусь жизнью вашею, ученики мои, и жизнью самого Ефрема, что не сойдет он уже с ложа, на которое взошел. Подтверждаю, что вера моя есть здравая; даже клятвенно удостоверяю в ее непоколебимости... Клянусь снисходившим на гору Синайскую и вещающим из камня (Исх.17:6); клянусь устами возопившего Элои (Мк.15:34) и приведшим тем в содрогание всю тварь; клянусь Тем, Кто предан был Иудою и биен в Иерусалиме; клянусь могуществом заушенного по ланите и величием приявшего заплевание, клянусь тремя именами огня (Втор.4:34) и единым Божиим существом и единою волею, что не отделялся я от церкви, не восставал против Божия всемогущества... заклинаю вас, ученики мои, ненарушимыми клятвами! Да не напрасны будут слова мои, не преступайте заповедей моих».
29) Иероним ч. 4, 82: «Сошлись епископы, которые бессознательно оказались в числе еретиков, попавших в ариминские сети, клялись телом Господним и всем, что есть в церкви святого, что они по совести не подозревали ничего дурного».
30) Его же ч. 6, стр. 217: «И будешь кляться: жив Господь в истине, и в суде и в правде; и благословят Его народы и восхвалят Его. А как же Евангелие запрещает нам клясться (Мф.5)? Но здесь будешь клясться, говорится в смысле исповедания и в осуждение идолов, коими клялся Израиль; впоследствии же претыкания отнимаются, и он клянется Господом. А слова: жив Господь в Ветхом завете служат клятвою, в осуждение мертвых богов, коими клянется всякий идолопоклонник. Вместе следует обратить внимание и на то, что клятва должна сопровождаться истиною, судом и правдою: и если этого не будет, то будет не клятва, а клятвопреступление. И когда, говорит, сделает это Израиль и чрез апостолов будет учителем язычников, тогда благословятся в нем все народы и восхвалят его, что спасение вышло из Израиля».
31) Его же ч. 7, стр. 365: «Следующее же затем: будут клясться пять городов Господом воинств означает то, что даже находясь здесь мы должны вспоминать не о демонах, а о Боге всемогущем».
32) Его же ч. 8, стр. 216 и 218: «Я клянусь, – если не изыдет из уст Моих правда... что предо Много преклонится всякое колено и всякое колено и всякий язык будет клясться» (Ис.45:23). – Он клянется и относительно того, что Им (т. е. Богом Всемогущим) будет клясться всякий язык смертный... Этим ясно указывается на народ христианский».
33) Его же ч. 9, стр, 205–207: «И оставите имя ваше для клятвы избранным Моим... кто клянется на земле, будет клясться Богом» (Ис.65:15–16). Рабов же своих, говорит, назовет иным или новым именем, которое будет прославляться во всей вселенной... Ибо всякий, кто будет клясться на земле, будет клясться не идолами и ложными богами, но Богом, которая мысль опять подтверждается знаком – аминь».
34) Кирилл Александрийский ч. 8. стр. 14–15, на Исаию (Ис.45:22–24): «Что же было возвещено? – Спасение и обращение к Богу всех живущих на земле народов: Мне поклонится, говорит, всяко колено и исповестся (будет клясться) всяк язык Богови... Ибо те, которые обращаются всецело к Богу, совершенно удаляются и от преклонения колен нечистым духам, и от именования их богами потому что никем другим не будут клясться кроме Бога».
35) Там же, на прор. Ис.65:15–18, стр. 486–487: «Все во Христе стало новым: и служение, и жизнь, и закон... Прежде принятия веры в Него мы, по справедливости, были смешны, слагая песни мнимым богам: когда же познали истинного Бога, то Его воспеваем, Ему приносим «плод устен» (Евр.13:15) и языка, приводя на память славословия Ему. Если же окажется нужда, или необходимость в подтверждении чего-либо клятвою, то клянутся Богом истинным; идолослужители имели обыкновение клясться небом или каким другим находящимся на небе предметом, а принявшие веру и поспешно оставляющие свои прегрешения в этом (т. е. клятве различными предметами), клянутся одним только Богом всего, зная, что Он есть подлинно и истинно Владыка и кроме Его нет. Так повелел и закон Моисеев: Господу Богу твоему, говорил, покланяйся и Ему одному служи и именем Его клянись».
36) В книге преподобных Варсануфия и Иоанна («Руководство к духовной жизни»), стр. 443, вопрос 728: «Если дело сие (т. е. суд в каком либо деле) требует клятвы, потребовать ли ее от них, или нет? Ответ: Никогда и ни от кого не требуй клятвы, ибо Бог запретил клясться всем (Мф.5:31), но объяви, что в том деле нужна клятва; а потому, если хотите подтвердить его клятвою, это состоит в вашей воле. Если же от высшей власти получишь повеление производить суд, то потребуй, чтобы дали клятву, т. е. тщательно рассмотри, полезно ли сие будет, и тогда потребуй клятвы, ни мало не сомневаясь».
37) Григорий Богослов ч. 2, стр. 237, слово 26: «Я желал быть с вами, дети, и вы в равной мере желали быть со мною. Верю сему, и если слово требует подтверждения клянусь: «тако ли ваша похвала, братие, юже имам о Христе Иисусе Господе нашем» (1Кор.15:31)! Сию клятву дал Дух Святый, подвигший меня к вам, да уготовлю Господу люди избранны».
38) Его же ч. 4, сл. 12, стр. 226: «Поклялся я Самим Словом, которое для меня есть Высочайший Бог, Начало от Начала, от безсмертнаго Отца... поклялся я ни умом, замыслившим вражду, не унижать великий Ум, ни чужим словом – Слово».
39) Его же ч. 5. стр. 147–151: Здесь св. Григорий в виде разговора проводит ту мысль, что клятва в обыденных разговорах и очень часто употребляемая, что даже без нее и речь иным казалась неполною, такая клятва – дело дурное, она – «самая большая стремнина»: «Что хуже клятвы? Я рассуждаю, что ничего нет хуже. Рассмотрим к чести ли Божией служит клятва? Но по крайней мере не к оскорблению. Так; если бы не было опасности от ложной клятвы. Тогда клятва была бы делом благочестия... Такое же сделай рассуждение, если когда клянешься и Богом... И для клянущегося в правду Бог соблюден, а если клянется ложно, то в отношении к нам Он утрачен... Когда же, какие и при каких случаях дозволишь ты клятвы? Например, дозволишь ли когда настоит нужда! – Пусть так».
40) Там же, стр. 155: «Что делает клятву священною: страница или Бог? Очевидно, что Бог».
41) 64 правило Василия Великого, гл. 21, л. 243 (а в Полн. Кормчей 335 стр.): «Клятвенник, рекше кленыйся во лжу, или преступая истинную клятву, десять лет запрещение приимет». Следовательно, истинная, разумная клятва должна быть и была.
42) Кормчая, гл. 42. л. 318 «от свитка новых заповедей Иустиниана царя»: «Повелеваем убо, елижды аще потреба будет епископа поставити, причетником и первым града того, в трех лицех избрание и суд сотворити предлежащу евангелию кленутся в беду своих душ, яко не даяния ради, и обещания дара и яже по сих».
43) Там же, гл. 44. л. 360: «Яко епископ игумена или архимандрита коегождо монастыря не весьма по степени и по старейшинству да поставляет, но егоже мниси вси разумнейшии изберут, и святым евангелием заклинающеся, и глаголюще, яко не любви деля, или иные коея либо вещи избраша, но видяще его правоверна и целомудренна».
44) Деяния вселенск. соб. т. 5, стр. 105: «Клянусь этим благом (евангелием) и Богом, Который говорил чрез сие писание, я говорю истину (это слова пресвитера Иоанна); тоже сказал и пресвитер Фома: «клянусь этим святым Писанием и Богом». стр. 108: «Евсевона царедворец сказал: клянусь этим благом – св. евангелием».
Эти клятвенные уверения были произнесены различными лицами на Мопсуетском соборе, бывшем по расследованию вопроса о том, поминался ли в церковных диптихах Феодор, бывший епископ г. Мопсуета. И спрошенные лица, под приведенными сейчас клятвами, сказали, что имя Феодора не поминалось. Присутствовавшие на соборе епископы (9 чел.) после этого сказали: «никто не может ни закрыть, ни утаить города, стоящего на высоком месте, никто не имеет силы затмить навсегда свет истины... теперь ясно показано, что прежний Феодор, который был епископом в сем городе, в древние времена не был провозглашаем при божественном таинстве... Это ясно и несомненно доказано произнесенное с клятвами свидетельство благочестивейших и славнейших мужей... И так известно обо всем христолюбивейшего и благочестивейшего императора нашего... И во всем святейшего и блаженнейшего папу древнего Рима».
Деяния этого собора были читаны на 5 вселенском соборе (стр. 99) и после отцы собора сказали: «Св. собор сказал: сказанное и представленное достаточно доказывает церковное предание, что должно анафематствовать еретиков и после смерти» (стр. 113).
Это пояснение сделано нами потому, что некоторые старообр. начетчики в отрицание приводимого доказательства из Деяний 5 всел. соб. говорят, что это де слова собора Мопсуетского. Но мы видели, что этот собор православный и деяния его были читаны и приняты на 5 вселенском соборе.
45) Там же т. 1, стр. 298–302 (деян. 3 всел. соб.): «Я Рудий, сын Иконика, филадельфиец, четыренадесятник, познав истинную веру православия и покаявшись (в своем заблуждении) пред святейшим епископом Феофаном, присоединяюсь к святейшей и кафолической церкви и анафематствую всякую ересь... Клянусь (в этом) святою и единосущною Троицею и благочестием»... «Я, Исихии, познав истинную веру... анафематствую всякую ересь... И клянусь святою Троицею и благочестием... подписал моею собственною рукою». И далее следуют такие же клятвы многих лиц.
46) Августин ч. 9, стр. 225: «Ведь и люди клянутся большим себя, и клятва являются концом для подтверждения их противоречия».
47) Вальсамон в толковании 29 правила Василия Великого – см. ниже в разборе и возражения стр. 363.
48) В Прологе есть множество примеров того, что св. мученики и св. отцы употребляли в клятве имя Божие: 10 июля, свящ.-муч. Аполония, л. 625 об. (ед. изд.): «Приведен бысть святый к Перенею князю... И исповеда себе христианина суща, и понужден быв клятися во имя царево. Он же рече: не обычно есть клятися во умирающего царя, но паче в Творца и Создателя всякой твари».
49) Там же, 17 апреля, житие свящ,-муч. Симеона. еп. Персидского, л. 229: «Кленуся Богом, неба и земли создателем, яко ктому такового греха не имам сотворити».
50) 1 апреля, житие св. Марии Египетской, л. 170: «Старец (Зосима) паде пред ногами ее, глаголя со слезами: заклинаю тя именем Господа нашего Иисуса Христа». (А в иных Прологах можно читать: «клянусь всемогущим Богом).
51) Церковная история Созомена кн. 2. гл. 9, стр. 103: «Да, меня надобно лишить жизни по двум причинам, как отступника от Христа и как обманщика пред тобою. Сказав это, он (евнух Усфазод) поклялся Творцом неба и земли, что впредь никогда не изменит своему убеждению». Далее повествуется, что он за твердость в исповедании Христа был усекнут.
Возражения о присяге
1) Ев. Матфея (Мф.5:34–37): «Аз же глаголю вам: не клятися всяко: ни небом, яко престол есть Божий; ни землею... буди же слово ваше: ей, ей, ни, ни: лишше же сего от неприязни есть».
Разбор: Чтобы понять воспрещение Спасителя, необходимо знать, против каких лиц оно направлено. Иудейский народ пред пришествием Христа, как известно, дошел до нравственного падения и вместе с падением нравов между ними развивалась взаимная недоверчивость. Клятва, прежде бывшая средством к дознанию истины в делах общественных, перешла в привычку клясться. И стали клятву употреблять и делах обыденных, без всякой нужды. До такой степени простиралась привычка подтверждать свои обещания клятвою показывает пример Ирода (Мк.6:23, 26). Но будучи порабощены этою привычкою иудеи однако строго опасались нарушения 3 заповеди десятословия («не приемли имени Господа Бога твоего всуе»). И чтобы успокоить свою совесть они и изобрели клятвенные уверения, в которых вовсе не упоминалось имя Божие, а делалось указание на другие имена и предметы. Иероним о иудеях пишет: «иудеи известны тем, что всегда имеют дурную привычку клясться составными частями мира (per elementa)... Кто клянется, тот или любит, или чтит того, которым он клянется. В законе заповедано, чтобы мы клялись только Господом Богом нашим (Втор.6:13 и VII). А Иудеи, и клянущиеся ангелами, городом Иерусалимом и храмом, а затем составными частями мира, почитали твари и плотские вещи поклонением и почтением, приличествующим только Богу». (ч. 16, 34–35). Следовательно. Иисус Христос разумел здесь лиц, злоупотреблявших клятвой различными предметами и почитавших их наравне с Богом и воспретил эту частную клятву. Если бы Иисус Христос хотел уничтожит и клятву, употреблявшуюся в разных общественных делах и условиях, то Он исключил бы и слова Второзакония: именем Его клянись, да и Сам лично, на суде первосвященника, не отверг клятвы. Иероним поясняет эти слова: «Здесь обрати внимание на то, что Спаситель де запрещает клясться именем Божиим (или Богом: per Deum), но запрещает клясться небом и землею, и Иерусалимом и головою своего» (ч. 16, 35 с.)
Даже в частных, но серьезных случаях клятва именем Божиим дозволительна, а запрещено употребление в клятве различных предметов.
Бл. Феофилакт Болгарский объясняет это место Евангелия в смысле запрещения клятвы, вошедшей в привычку, запрещения божбы: «Один Бог клянется Самим Собою, потому что не зависит ни от кого... «Буди же слово ваше: ей, ей, ни, ни». Дабы ты не сказал как же мне поверят? – Он говорит поверят, если всегда станешь говорить правду, и никогда не будешь божиться; потому что никто так не теряет доверия, как тот, кто часто божится. «Лишше же сего от неприязни есть». Божба кроме: ей, и ни, ести дело излишнее и происходит от диавола» (Благов. Мф. стр. 101).
Иоанн Златоуст, т. 7. стр. 197–198, эти слова тоже объясняет в смысле запрещения обыкновения клясться: «Но что значит: воздаси Господеви клятвы твои? Это значит, что в клятве ты должен говорить истину: Аз же глаголю вам: не клятися всяко. Потом, что бы еще более отвратить слушателей от обыкновения клясться Богом, Спаситель говорит: не клянитесь ни небом, ни землей... что касается рассматриваемой заповеди, то тебе может не представиться и необходимости когда-либо клясться. Кто внял учению о вышесказанных блаженствах, и устроил себя так, как повелел Христос, того всякий будет считать достойным почтения и уважения, и никто не станет принуждать к клятве»... стр. 199: «А если бы законы касательно развода и клятвы с начала были законами диавола, то они не были бы столько полезны и действительны. С другой стороны, если бы не предшествовали эти законы, то не так бы легко было принято и Христово учение о них. И так ныне, когда нужда в этих законах миновала, не ищи уже в них силы. Они нужды были при тогдашних обстоятельствах, впрочем, ежели угодно, нужны и ныне».
Подобному пониманию по-видимому противоречит выражение: вовсе не клянись. Но подобные выражения, служа ограничением предмета, не служат его отрицанием. В беседе с самарянкою Спаситель говорит: «грядет час, егда ни в горе сей, ни во Иерусалиме поклонитеся Отцу» (Ин.4:21); но было бы погрешительно, на основании сих слов, уничтожать места внешнего богопочитания – и Иерусалим доселе служит местом самого благоговейного поклонения Богу
Вальсамон в толковании 29 прав. Василия Великого (Полн. Кормчая стр. 264–265): «Поскольку из того, что правила определяют наказывать клятвопреступников, открывается, что те, которые не нарушают их, не наказываются, и с тем вместе явствует, что исполнение законных клятв дозволяется, то не скажи, что это определено в противность евангельской заповеди, которая говорит, что мы не должны клясться ни небом, ни землею, но тому что небо есть престол Божий и земля подножие ногам Его, и что нашею клятвою должно быть, ей, ей, и ни, ни (Мф.5:34, 36); ибо первое свойственно самым совершенным; а второе и не отвергается, как законное. Такова и другая евангельская заповедь: вся елика имаши продаждь, и раздай нищим... И гряди во след Мене (Лк.18:22); ибо если бы все обязаны были сделать это, то кто же бы стал покупать продаваемые имущества? С другой стороны, если бы всякая клятва запрещалась, то пророк не сказал бы: кляхся и поставих сохранити заповеди Твои (Пс.118:106)... И так, не всякая клятва законная и не законная запрещена, но незаконная и нерассудительная».
Весьма примечателен закон Льва Мудрого, в котором показывается отношение клятвы в государстве принятой, к учению о ней Христову: «Хотя Божественному учению, повелевающему всячески избегать клятв, по-видимому, противоречит тот закон, который при избрании на должности и производстве тяжебных следствий предписывает клятву, однако, если кто вникнет в смысл речи, поймет, что закон этот постановлен не в виде противоположения, но напротив из желания, учреждением клятвы достигнуть того же, чего хочет закон священный, когда не позволяет клятвы. Ибо сей закон, преграждая путь обману, воспрещает всяко клятися, и тот призывает на помощь клятву для устранения обмана. Посему, останавливаясь вниманием не на оболочке слов, но на указанной цели, мы заблагоразсудили не оставлять в пренебрежении это гражданское постановление, как будто оно противно Божественному и Господню повелению, но сохранять оное в уважении, как клонящееся к той же цели. Сверх сего, мы и то еще имели в виду, что Божественное повеление дано не просто и не к устроению дел житейских, но ради подвига совершеннейшей жизни, желающим возвыситься на блаженную оную высоту, подобно как и другие повеления, напр.: не пецытеся душею вашею, что ясте (Мф.6:25), и еще: не скрывайте себе сокровищ на земли (ст. 19), и другие равносильные сим. Это и подобное тому более касается стремящихся к большему совершенству». (Далее идет повеление вступающим в должности или тяжущимся давать клятву; Leonis Imper.. Augusti Novell. Const. XCVII. Beck. vol. p. 507, см. в прибавл. к изданию творений св. отцов ч. 12, стр. 557–558, за 1853 г.).
2) Посл. Иакова (Иак.5:12): «Прежде же всех, братие моя, не кленитеся ни небом, ни землею, ни иною коею клятвою: буди же вам еже ей, ей, и еже, ни ни: да не в лицемерие (осуждение) впадете».
Разбор: Апостол Иаков писал свое послание к христианам, обратившимся ко Христу от иудейства, в которых однакож обнаружились иудейские привычки, фарисейские понятия об оправдании, суждения, противные христианской любви (Иак.4:11–12). Так как недостатки и грехи сих новообращенных иудеев зависели от необузданности их языка и выражались в злоречии; то преимущественно он старается изъяснить, как вредны и пагубны в нравственной жизни человека грехи слова (Иак.3:3 и далее), и что обуздание языка есть признак духовного совершенства (Иак.3:2: «аще кто в слове не согрешает, сей соверщен муж»). В конце послания, побуждая христиан к деятельному исправлению нравов, он советует начать сей труд воздержанием от клятв: прежде всех не кленитеся... Причина сему та, что злоупотребления клятвою суть тягчайшие из грехов слова: ибо обличают в кленущемся легкомысленно и суеверно недостаток истинного благоговения к Богу, и, следовательно, недостаток должного богопочтения. Посему, апостол и предостерегает неосторожных и слабоязычных, как бы они чрез клятву не подпали осуждению. Правда, и каждым грехом человек навлекает на себя суд: но по той причине, что люди привыкают к божбе, не примечая сами того, в предостережении у апостола присоединена угроза Божия суда: Он предостерегает от того, что скорее в жизни может случиться: но, без сомнения, каждый может скорее впасть в грехи слова, нежели в греховные дела, а праведность фарисейская ту имела особенность, что неправые дела были закрываемы правыми словами. Посему апостол, не касаясь вопроса: когда клятва нужна и безгрешна, хочет показать, как она опасна, когда не нужна и неуместна (взято из прабавл. к изд. твор. Ч. 12, стр. 530–531, 1853 г.).
3) На свидетельство из Апокалипсиса (Откр.10:5–6) о клятве Ангела некоторые из начетчиков делают такое неосновательное возражение: «это бесплотным только можно клясться, а нам, в плоти сущим, нельзя».
Разбор: по мы видели, что святые отцы, не ангелы, а во плоти сущие, употребляли клятву и допускали другим к употреблению. Посему это возражение не имеет никакого значения. Кроме того, ведь ангелы – наши руководители и при крещении каждому христианину Богом посылается Ангел-хранитель. Ужели мы не должны поступить так, как они, потому только, что мы в плоти? Ведь и старообрядцы, думаем, поют: «Тебе Бога хвалим (разумеется, люди, в плоти пребывающие)... Тебе вся земля величает. Тебе вси ангели. Тебе херувими и серафими непрестанными гласы взывают: свят, свят, свят Господь Бог Саваоф». Одинаково должны славить Бога и ангелы, и люди. Если проследить богослужение православной церкви, то увидим, что мы очень многое поем и читаем из того, что самые первые произносили ангелы, напр.: «слава в вышних Богу, и на земли мир», «Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф» и еще по образу этого ангельского славословия поется в церкви православной песнь аллилуия. А с чьих слов мы именуем Богородицу – «благодатной» и возвещаем ей: «радуйся», как не со слов архангела Гавриила: «радуйся, вопием ти, яко же иногда Гавриил безплотных архистратиг» (входная молитва). Одним словом, авторитет ангелов для нас несомненен и мы всецело должны им следовать и исполнять то же, что и они.
Андрей Кесарийский, объясняя текст Апокалипсиса (Откр.10:5–6), говорит: «И Ангел клятся живущим Богом. Ибо Бог, понеже ни единем имяше большим клятися, клятся собою (Евр.6:13). Ангелы же, как твари, по причине нашего неверия удосτоверяют в сказанном ими, клянясь Творцом».
4) Не все, говорят, что было в Ветхом завете, может служить для нас примером, ибо многие установления ветхозаветные упразднены окончательно: кровавые жертвы, обрезание и многие другие обряды и клятва.
Разбор: О клятве нельзя сказать, будто она упразднена, а наоборот, она то именно и не отменена, а позволительна в необходимых случаях (примеры см. выше).
Кроме того, Христос, проповедуя новое учение, «пришел не разорить закон, а исполнить» (Мф.5:17) и некоторые установления. имевшие место в Ветхом завете, не утратили своего значения и в новом завете, а иные заменены, а не отменены, напр., почитание св. икон имеет основание в ветхом завете, устроение видимых храмов тоже, обрезание заменено крещением, священство и жертвы пришли в лучшее и т. д. Точно так же и клятва именем Божиим, ведущая начало из Ветхого завета, не уничтожена и в новом завете и не заменена ничем. Отсюда должно быть ясно для каждого, что то только из ветхозаветного не имеет значения для нас, что совершенно утратило свою силу. Следовательно, возражение старообрядцев, что клятва именем Божиим запрещена в Новом завете, неосновательно и все доказательства свящ. писания и св. отцов, говорящие в пользу употребления клятвы, имеют неоспоримое значение.
5) Ефрем Сирин сл. 91: – Ефрем Сирин здесь говорит, что кто будет произносить клятву, кроме этих слов: ей, ей, ни, ни, то от лукавого есть.
Разбор: Св. Ефрем Сирин не всякую клятву запрещает, что видно из следующих его слов: «ты сопротивным учишися, хульным словесем и клятвеннным... Остановися прочее, о человече, еда когда самое то слово о немже нерадиши, пламя будет во устех твоих и попалит» (л. 223 об.; Кандар. 608). Следовательно, запрещение Ефрема Сирина следует относить к безрассудной клятве. Чтобы лучше понять мысль св. отца о клятве необходимо прочитать его слова но этому вопросу – см. выше, § 28, стр. 359.
6) Иоанн Златоуст т. 12, стр. 729: «Что ты делаешь, человек? Клянешься у священной трапезы, и где лежит закланный Христос, там закалаешь своего брата? Разбойники хоть убивают на дорогах, а ты на глазах у матери убиваешь ее сына, совершая более преступное убийство, чем Каин?»
Разбор: Как в данном месте, так и в других (ссылки сделаны в конце 12 тома, в указателе, стр. 1417–1448), Св. Иоанн Златоуст обличает и врачует привычку к клятвам в обыденных делах. Эта привычка во времена Златоуста между антиохийцами была так развита, что даже приходили в церковь и, с евангелием в руках, принуждали клясться пред священной трапезой, даже прикасаясь к этой трапезе, куда даже не всем священникам позволено прикасаться (т. 9, стр. 97). Были люди, которые произносили более клятв, чем слов (т. 2, стр. 233), каждый клялся из-за одного вола, из-за малой выгоды, из-за несправедливости (т. 9, ст. 95); и это делали на площадях, в рынках, лавках и в торговых заведениях (стр. 97).
И вот св. Златоуст обличает эту привычку, умоляет оставить ее: «Итак, прежде всех других членов умерим этот (язык), обуздаем его, и изгоним из уст ругательства, и брани и сквернословие, и злоречие, и злую привычку к клятвам» (т. 2 стр. 174) и дает совет, как избавиться от этой привычки (т. 2 стр. 80).
И в приводимом старοобрядцами месте св. Златоуст обличает привычку к клятвам и, напр., такие клятвы: «не мириться никогда с оскорбителями» (т. 12, стр. 726), или такие: «Часто, ведь, бывает, что мастер клянется своему ученику, что не дает ему есть, ни пить до тех пор, пока он не кончит своей работы. Точно так же поступает и воспитатель, с юношей и госпожа со служанкой... Нередко также бывает, что, когда мы дома обедаем, и кто-нибудь из слуг провинится, жена клянется наказать его, а муж клянется наоборот, поднимает спор и не позволяет этого делать» (стр. 727). Этими клятвами, по мнению Златоуста, мы оскорбляем Бога, потому что «имя Божие всюду треплем без великого уважения и причины» (стр. 726)... «Не странно ли, что слуга не смеет при всяком удобном и неудобном случае называть своего господина по имени, между тем как Владыку ангелов мы всюду поминаем легкомысленно и с полным пренебрежением?» (стр. 727). Далее, опять советует бросить эту привычку клясться: «и так, принудим себя оставить привычку клясться» (стр. 728)... «Хочешь знать, как можно освободиться от дурной привычки клясться?... Когда ты увидишь, что или сам ты, или кто другой пленен этой дурной страстью, и не смотря на постоянные увещания не исправляется, то вели лечь спать, не поужинавши. Наложи это наказание и на себя, и на другого... язык, будучи подвержен постоянно такой пытке, если даже никто не будет и напоминать, получает достаточное внушение; и хотя бы мы были совершенно бесчувственными, но, получая целый день напоминания от такой пытке, мы не будем иметь нужды ни в каком другом совете или увещании» (стр. 727–728).
«Скажи мне, говорит Златоуст в другом месте, какой труд избегать клятвы? Разве нужна тут трата денег? Разве требуются великие усилия и изнурения? Стоит только захотеть – и все сделано. Если же кто-нибудь представит мне в оправдание привычку, то я скажу тому, что по этому самому и легко исполнить заповедь. Если ты приобретешь другую привычку, этим все и кончилось. Вспомни, для примера, многих эллинов, как одни из них, будучи заиками при усиленном старании исправили недостаток в своем языке» (стр. 201)... «Если поставишь над собою дома многих стражей, напр., жену, раба, друга, то всеми побуждаемый и поощряемый, легко отстанешь от худой привычки» (стр. 202)... Послушайтесь моего наставления и, приставив к себе многих наблюдателей и советников, оставьте привычку к клятвам» (стр. 203). Напротив, в другом месте своих творений И. Златоуст, объясняя послание к Евреям (Евр.6:13), говорит так: «Что значит: и всякому их прекословию кончина во извещение клятва есть? Иначе сказать: этим разрешаются недоумения во всяком спорном случае. Богу нужно было верить и без клятвы; но в нем же лишше хотя Бог показати наследником обетования непреложна совета своего ходатайствова клятвою (ст. 17). Здесь апостол разумеет и верующих... Так как у людей считается более достоверным то, что подтверждено клятвою, поэтому и присоединил клятву» (т. 12, стр. 103–104).
7) Указывают еще на Феодора Студита ч. 2, стр. 131, но здесь не о законной клятве речь, а о божбе: «Также отнюдь не должно божиться для спасения или себя самого и другого; и это – явное преступление».