Источник

Глава ХХХХ. О подложности грамоты царя Константина

1) «Папы упрочивали свое положеше... Вследствие крупных даров со стороны Пипина и Карла Великого они приобрели еще более гражданской силы, и в последней половине VIII столетия или в начале IX столетия, по-видимому, явилось подложное сказание о даре Константина, с целью придать более силы их притязанию на высшую юрисдикцию и побудить франкских государей подражать щедрости первого христианского императора. Константин, говорилось в этом подложном сказании, был крещен папой Сильвестром и при своем крещении получил чудесное исцеление от проказы...; в уважение превосходства церковного достоинства над гражданским, он предоставил Рим папе, предоставил ему право носить золотую корону, с другими знаками верховенства, и подарил апостольскому седалищу Латеранский дворец со всеми провинциями Италии или Западными странами. Это подложное сочинение как бы оправдывало римлян в отделении их от империи, оно придавало законность обладать всем темь, что приобрели папы, так как все это было лишь частью того, что, будго-бы, даровано этой кафедре первым христианским императором, и басня эта пользовалась доверием, хотя и не всегда бесспорным, в течение всех средних веков» (История Робертсона, т. 1, гл. 31-я дополнений, стр. 695–696).

2) «Дарование Константина Сильвестру Римскому епископу бывшее, самая прямая баснь есть. Такожде Марсивий Патавин, Елей Сильвий, иже послежде папа Пиус вторый бысть, Лаврентий Валла, Кузан, Антонин, архиепископ Флоренский и прочии, тако ложная оная дарования быти изъявляют, яко и сами папины раби стыдятся уже о них воспомянути. Паче же сам Людовик Вивес человек такожде паписта, глаголет: болезненно есть яко на вещи святая лгати сицевое вниде вожделение» (Феатрон, исход 7-й, лето 301, л. 165).

3) «Бароний отказывается от известного, выгодного для папства, документа: donatio Constantini, по смыслу которого будто бы Константин Великий передал папе права императорские над западною империею. Отказывается, но совершенно по другой причине, чем как это делали протестанты. Баронию кажется несогласным с достоинством римского первосвященника получать дары от человека... Бароний думает, что этот акт составлен греками с целью компрометировать священный Рим» («Церковная Историография» Лебедева; Москва, 1898 г., стр. 265–266).

4) О привилею Константина царя. Константин великий царь, гды ся з Риму до Византии переносил, не без того, абы якого привилею на данину якую не мел заставити Сильвестрови папе. Але абы такий, яковый ныне показуют привилей мел быти данный, не есть речь правдивая и, овшем, подмет небывалой речи. А же то правда, з тых выводов ясно дается ведети» («Палинодия» Захария Копистенского. СПб., 1878 г., стр. 323–324).

5) «Вальсамон... собра правила соборов и отцев святых, сердцем (глаголет Бароний) не добрым, и на римскую церковь возъяреным. Гневашеся бо, рече, за свой престол антиохийский. Сего Бароний хулит: яко правила апостольские не токмо сия яже церковь римская приемлет, но их же и не приемлет, вся совокупи: а наипаче о безбрачии попов западных, и о посте в субботу. Яко положи повесть неизвестную о Сильвестре Римском, и о даровании областей и первоначальства церкви Римской от Константина, аки бы (рече) не от Христа власть имела» (Бароний, лето 1191, число 8-е).

6) «Обаче блюстися подобает, яко в некие переводы вниде писание, аки от Константина великого сотворенное, несть сия вещь известна» (Предисл. к Номоканону при Потребн. п. Филарета л. 665; а Иоасафа л. 3 об.).


Источник: Выписка из творений св. отцов и учителей церкви в русском переводе, а также из старопечатных древлеписьменных книг и сочинений духовных и светских писателей по вопросам веры и благочестия пререкаемым старообрядцами / Сост. Самар. епарх. миссионер, иерей Дмитрий Александров. – Санкт-Петербург: журн. «Православ. путеводитель», 1907. – 376 с. разд. паг.

Комментарии для сайта Cackle