Глава XXI. Настоящее положение и виды в будущем
Кооперация. – Безотдельная слабость системы. – Немедленные действия, произведенные на язычников. – Окончательный результат для Святых. – Основание Коринна. – Его прекрасные виды. – Поездка к Севиру. – Опустошенный город. – Новое Сильверадо. – Рудники. – Новый интерес в Ута. – Богатые открытия. Препятствия. – Администрация Гранта в Ута. – Назначение новых лиц в финансовую службу. – Опыт д-ра Дж. П. Тэггарта. – Более „преследования“. – Судьи. – Губернатор. – Конгрессионная законодательная власть. – Билль Кулома. – Предполагаемые действия. – Догадки о будущем. – Другое выселение. – „Сион“ в Соноре.
В начале октября 1868 года, автор поселился в городе Соленого Озера, а в конце того же месяца принял на себя редакторский надзор за «Вестником Соленого Озера» (Salt Lake Reporter), единственной языческой газетой в Ута. Вражда церкви приняла такие размеры, что торговля язычников, наконец, совершенно расстроилась, и мало-помалу они были вынуждены выселиться и оставить город. Как уже замечено, октябрьская конференция 1868 года издала декрет о прекращении всех сношений с жительствующими там язычниками. Этим декретом всем мормонам запрещалось покупать у них что-нибудь, давать им занятия, или в чем-нибудь покровительствовать им. Время убийств, как полагали, уже прошло, но Брайам все еще надеялся удалить язычников и их ненавистные принципы расстройством их торговли. Но так как языческие купцы, обыкновенно, продавали дешевле других, то сотни святых находили невозможным отличить один магазин от другого, и для устранения этого затруднения, Брайам издал другой декрет; вскоре после того, над каждым мормонским магазином красовалась надпись яркими голубыми и золотыми буквами:
«Бдительность господа (Всевидящее око)
Кооперативное торговое товарищество Сиона».
Это действительно установило торговлю на время, но с той странной фатальностью, замечаемой в людях, привыкших идти своим собственным путем, который, по самой природе вещей, заставляет их идти все дальше и дальше, пока они, наконец, не достигают точки, состоящей выше всеобщего терпения. Брайам решил, чтобы мормонские фирмы также вошли в соглашения и, чтобы вся торговля территории сделалась содействующей. Были предприняты меры, чтобы учредить магазин в каждом участке и поселении, между тем, как вся община соединилась в большом оптовом складе, с установленным капиталом в 1,000,000 ф. стерл. Предполагалось иметь постоянного агента в восточных городах, в распоряжении которого находилась бы значительная сумма денег; чтобы он мог посещать все базары и покупать все что попадется, по самой выгодной цене. Во многих поселениях появились вскоре такие магазины, и так как тамошний народ делает все, что приказывают ему епископы, то нетрудно было привести план в исполнение. По их религии и привычке к беспрекословному послушанию, мормоны более всех других народов подходили к подобному предприятию, и можно было предполагать, что новое устройство, по истечении двух или трех лет, будет иметь отличный успех.
Но оно вскоре обнаружило свою безусловную несостоятельность. Мормонским купцам, так же, как и языческим, разумеется, не нравилось, что их торговля была расстроена, и между мирянами оставалось еще много таких, которые не хотели рисковать головой в новом предприятии. История кооперативных движений показывает, что там, где их применяли к фабрикации предметов, они, в большинстве случаев, имели успех, но в торговле девять случаев из десяти были неудачны. Причина этого очевидна. Фабриканты, соединяя искусство и труд нескольких членов, создают богатство; каждый знает сколько-нибудь ведение дело и, если кто-нибудь не умеет ничего, как только вбивать деревянные гвозди, то он все-таки знает все, что ему надо при этом делать и с своей стороны так же содействует успеху остального. Каждый член знает, на взгляд, существенную ценность предметов товарищества, и, в случае надобности, может сейчас же сделаться торговцем. Так как все их дело состоит в продаже, а не в покупке, за исключением сырых материалов, то им вполовину менее представляется случаев к ошибкам. Всей этой выгоды не имеют кооперативные торговцы. Их торговля должна производиться агентами; ни один из сотни их соучастников не понимает связанных с ней правил. Торговля требует единства и контролирующей силы одного управляющего; один посредственный купец, или два, могут показать лучшее ведение книг, нежели комиссия из пятидесяти первоклассных купцов; прениями общество не может сосредоточить своих сил. Они не создают, а только приготовляют богатство; покупка необходимых предметов равняется продаже, и представляет вдвое более случаев к ошибкам. Если каждый член имеет один голос, то совокупность маленького капитала управляет очень большим интересом; если же есть по голосу на каждую долю, то незначительные владельцы частью лишаются прав и, разумеется, недовольны. Возникают, естественным образом, раздоры, и нельзя ожидать, чтобы из тысячи человек каждый не имел менее дюжины планов, из которых каждый хорош сам по себе. В этом-то и состоит строгое постоянство брайамитов, что, по их правилу, все дела должны быть управляемы пастырством, что не должно быть раздора или разномыслия и что не признавать за пастырством права заведования мирскими делами считается вероотступничеством; так как, если дела когда-нибудь пользуются успехом, то это даруется Всевышним, требующим беспрекословного послушания. Однако, конец еще не настал, и уже достаточно ясно обнаружилось, что кооперация в Ута не свободна от обыкновенных слабостей.
На основании принципа: ведение пастырством мирских дел, Годбеиты восстали против Брайама Юнга. Они утверждали, что пастырство должно только руководствовать духовными делами, но, что каждый человек должен управлять своими деньгами сам, по своему усмотрению. Против этого первое президентство совокупно возразило: в том-то состоит наше преимущество, что мы предписываем этому народу все, даже то, какие ленты должны носить женщины. Не соглашаться с планами пастырства в мирских делах есть вероотступничество.
Немедленными последствиями декрета о прекращении сношений было, разумеется, увеличение вражды между язычниками и Святыми. Они имели даже некоторое законное право произвести возмущение, но обе партии воздержались от насилия и удовольствовались только проклятиями. Социальный остракизм, кажется, был довершен; «верный брайамит и исключенный язычник встречались редко, и только в необходимых случаях, и тогда сидели в упорном молчании, или их разговор был смесью недоумений и затруднений, одинаково непроизводительных и безнадежных. В течение зимы 1868–1869 число язычников, жителей города Соленого Озера, простиралось до восьмисот, всех возрастов и полов, включая сюда и ту часть апостатов, которые совершенно отступили, и считались язычниками. Эту смету я составил по списку, помещенному в газете «Ежедневный Вестник» (Daily Repоrter), по списку членов языческой (епископальной) церкви, членов Гимназии Св. Марка, Субботней Школы, по списку Еврейского Благотворительного Общества, включая каждого еврея в городе и членов ложи масонской «Бесподобных товарищей», не говоря о том, что я был лично знаком почти с каждым из них. Я не считаю временных жителей города, состоящих из посетителей, служащих на железных дорогах и временно находящихся без занятий, извозчиков, рудокопов и путешественников, остающихся иногда от одной недели до трех месяцев. В начале марта, число жителей начало быстро уменьшаться; Джильберт и Сыновья отправились в другие места, Рансогоф и К° вышли из кооперативного учреждения, город Коринн был основан 25 марта, и через два месяца в нем поселилось значительное число жителей города Соленого Озера, так что около 1 июня в нем находилось не менее трехсот язычников. Прибывшие новоназначенные должностные лица, их семейства и выборные увеличили немного число; но общее положение дел подействовало на всех, и не представляет никакой приманки для новых пришельцев, ни Святых, ни язычников. Власть язычников, кажется, утвердилась в северных графствах, вдоль железной дороги, и, хотя способ прогресса будет медленный, однако он возвысит немного эту часть мормонизма.
Коринн пользуется славой первого и единственного языческого города в Ута; постройка железной дороги произвела сто или около ста поселений у Медвежьей Реки, Уасача, города Эхо, Уинта и Индейского залива. Коринн находится в шестидесяти милях на севере и двенадцати милях на западе от города Соленого Озера, занимая относительно то же место на Медвежьей Реке и Иордане. Он находится там, где железная дорога пересекает Медвежью Реку, в середине между горами Уасач и отрогом, известным под названием Мыса, немного более восьми миль от озера, и в центре самой плодородной части долины Медвежьей Реки. Западная часть этой долины, не занятая, за исключением одной маленькой деревни, с тремястами мормонами датчанами, содержит полмиллиона акров прекраснейшей арендной земли, четвертая часть этой земли может быть обрабатываема без орошения, а остальная может быть сделана плодородной посредством поливания, между тем как обширные богатые рощи простираются на запад и север. Эта местность имеет 4300 фут. над поверхностью воды. 1000 фут. менее Денвера, 2000 ф. менее Кайенны, в 3300 раз больше Омахи, окружена с севера, востока и запада высокими горами, а с юга – большим Соленым Озером. Она составляет, таким образом, центральный пункт прекрасной долины, имеющей от пятнадцати до двадцати миль в окружности и местоположение, превосходящее все по своей естественной красоте.
Город был основан 25 марта 1869 года мистером Джоном О’Нейллем, инженером железной дороги Мирного Единения, при первой продаже участков генералом Дж. А. Уильямсоном, агентом товарищества железной дороги. Цветущий город появился в несколько недель. Коринн – натуральный центр Скалистых Гор, самая удобная точка на железной дороге для отправления в города Елену и Виргинию, в Монтане, и снабжения припасами Идаго и северной части Ута. На севере и на западе от Коринна, в Ута, уже есть население в пятнадцать или двадцать тысяч человек, натуральный торговый пункт которых находится на этом месте; постоянные усилия церковных властей направляются к тому, чтобы отвратить эту торговлю; но она уже достигла некоторых размеров и должна постепенно увеличиваться, так как либеральные идеи преобладают в этой части населения. Коринн – аномалия в политике, правительство в правительстве, маленькая республика посреди феократии, свободный город в территории абсолютного монарха. Несколько месяцев городом управляли советники без хартии; эта организация рушилась, и мормонские власти графства признали ее разрушение; наконец, через несколько недель, территориальная законодательная власть издала правильную хартию, и город теперь совершенно организован по ней. Коринн имеет немного «нечестивости», свойственной новым железнодорожным городам, но замечательно мирного характера; в нравственном отношении он составляет исключение из всех железнодорожных городов; что касается до политических и религиозных противников, то он со всеми находится в хороших отношениях. В нем учреждены церковь, и школа, и эта драгоценность гор, этот прекрасный город у озера приобрел хорошую репутацию.
Во время моего пребывания в Коринне, в августе прошлого года, до меня дошли слухи о громадном серебряном прииске на реке Севиер, в двухстах милях на юге от города Соленого Озера. Об этой области было еще очень мало известно; место находилось по ту сторону поселений, на краю индейской страны, и дорога туда вела через самую мрачную область Полигамии. По этим и другим причинам я чувствовал, что севириты нуждаются в историке. Человек был готов, и час благоприятен. В прошлом году был заключен мир с жителями Уинта, и дорога туда была довольно безопасна, Гг. Сэлисбери и Джильмер, преемники Уэлльса, Фарго и К0 только что устроили дилижансы в Филльмор, ходившие также на протяжении ста миль в новое Сильверадо, и утром 1 сентября я взял место, и вскоре катился по направлению к югу, через богатейшую часть долины Иордана. В двадцати пяти милях на юге от города, из Уасача, на восточной стороне выступает отрог, почти соединяющийся с западной горою, оставляющий маленькое отверстие, известное под названием «Прохода», или ущелья Иордана; здесь почтовая дорога делает окольный путь вокруг холма, несколько футов над рекой, где между колесами дилижанса и почти перпендикулярным откосом остается не более двух футов в пространстве. Оттуда мы спускаемся, через длинный откос, с которого представляются прекрасные виды, в долину на востоке от озера Ута, в Галилею новейших Святых. Мы далее проезжаем мимо цветущих поселений Лей, Бэттль Крик и американский Форк в город Прово, второй по старшинству в территории. После ночного отдыха, мы отправились далее в Левэн, или Чиккен-Крик, в ста пятнадцати милях от города, откуда широкая дорога идет направо к Железной горе, а узкая дорожка ведет налево, через высокую, ненаселенную долину, к реке Сениер, у источника которой находятся руды. Мы были теперь вне всякой, даже мормонской цивилизации, и остававшиеся еще девяносто пять миль разделялись на две станции; тридцать миль до старого форта Теннисона, маленького мормонского поселения, и шестьдесят пять через долину, прежде населенную, а теперь совершенно опустошенную индейской войной. В конце дня мы поехали по местности, оживленной мелкими птицами; маленькие куры и кролики водились в изобилии на высокой равнине, и утки стаями толпились вокруг каждого пруда в более низменных долинах. Мы провели ночь в форте Теннисон, обнесенном высокими стенами и представляющем отличное место для убежища. Место это составляет квадрат в тридцать с лишком акров и окружено каменной стеной с огромными воротами на четырех сторонах; за этой стеной находится большая коллекция бревенчатых домов грязных хижин, каменных хлевов, землянок и ивовых коралей (хижин, населенных англичанами, датчанами, скотом, собаками и блохами, последними – в преобладающем количестве). Очень вероятно, что бедный народ не мог еще оправиться после индейских смут, но, когда я прохаживался по этому странному городу, он казался мне местом, покоящимся под проклятием и тенью варварского суеверия. Каменные стены с домами, построенными против них, башни для стражи; грязные дети, похожие более на арабов, нежели на кавказское племя; тяжелые ворота, отворенные для принятия «вечернего стада» скота и общий вид пустынной жизни так не походили на американскую местность, что я почти вообразил себя посреди восточной жизни, из которой мормонизм извлек так много из своих черт.
Из форта Теннисона мы прибыли, через несколько часов езды, к замечательной «Соленой горе», составляющей целый ряд возвышенностей, от которых может быть отсекаема кристаллизованная соль огромными кусками; вокруг них находятся ключи чистой соленой воды, и немного далее, где из шероховатого ущелья выступает ручей чистой воды, находится город Салина, теперь совершенно опустошенный.
От этого места мы проехали десять миль по пустыне, голая, серая поверхность которой прерывалась иногда случайной группой скудных мыльнянок или кактуса. По другую сторону отрог гор тянется почти до самой реки и, повернув с этого места, мы были восхищены видом Гленсовой бухты, этого полукруга красоты и плодородности, простирающегося до начала гор и содержащего, по меньшей мере, шесть квадратных миль земли, хорошо орошаемой и плодородной. Проехав низменные луга, где трава растет в человеческий рост, и затем полосу пахотой земли, мы вступили в прекрасный город Гленн. Имея такое местоположение и множество горных ключей, протекающих по улицам, это был, вероятно, когда-то город с значительными притязаниями. Улицы были правильны и шли с определенных пунктов, дома были хорошо выстроены из булыжника, камня и доби; сады были окружены каменными стенами утонченной работы, и рвы, граничащие с улицами, вымощены с той заботливостью и изящностью, которые показывает поселение лучших английских мормонов; прохладная тень и приятный шелест деревьев, растущих вдоль стен, приглашали усталого путешественника отдохнуть в прохладе и комфорте. Но там не было никого, кто бы наслаждался этой красотой; высокий бурьян и огромные пыреи наполняли улицы; каменные стены были сломаны и поросли диким виноградом, орошающие рвы местами разлились и беспрепятственно струились по дворам и садам, и прохладные ветры из ущелий жалобно завывали в опустошенных жилищах.
Невольно я взглянул на кладбище, так как казалось, что чума истребила всех жителей города, но число могил не обнаруживало значительного количества смертных случаев. По ту сторону города лежали необработанные поля, с плугами, заржавленными местами в бороздах, а еще далее виделись опустошенные луга, по-видимому, покоясь в туманном воздухе осени. Между тем, как кучер остановился на час, я осматривал местность, так как мне все казалось, что народ скрылся в своих домах; но, когда я вошел в самое большое жилище, я увидел проломанный пол и индейскую стрелу, воткнутую в стену. В другом хорошо построенном доме, я нашел не сломанную детскую колыбель, стоявшую около печи, а позади нее куски платья, чепчик и детские башмаки; грустные следы нападения и бегства, когда испуганная мать схватила своего ребенка и бежала от грозных стрел «ламанитов».
Проехав еще пятнадцать миль, мы прибыли в город Альму, занимающий тридцать акров в квадрате и окруженный массивной каменной стеной, по углам которой стояли башни с пушечными амбразурами и караульными постами. Но стены и башни, не вооруженные ловкими людьми, оказались бесполезными; дикие увели скот поселения среди белого дня, и вскоре после того место это было покинуто. Шайка «Черных Соколов» из горных Утов, которая изгнала белых из этой долины, как рассказывают, состояла из пятисот человек, и, хотя мир был заключен с нею год тому назад, однако Святые медлили вернуться.
В Мэрисвэле, последнем городе на дороге, мы нашли три вернувшиеся семейства; отсюда мы поехали по направлению к западу и прибыли в город Буллион и к рудам. Я провел три дня в этом странном горном обществе, состоявшем из двухсот рудокопов, совершенно изолированных от света, и тщательно исследовал весь округ. Я нашел дела в неловком положении. Там, без сомнения, находится громадное число серебряных руд; легкость работы в рудниках, относительно леса и воды, неодинакова; но там нет золотоносных рудников, а только кварцевые; и рудокопы были люди с ограниченными средствами, которые прибыли сюда из Невады, каждому уделялось по двести футов, но ни один из них не был в состоянии купить и содержать кварцевую мельницу. Различные рудники простираются несколько миль по обеим сторонам ущелья и богатая жатва идет местами на три или четыре тысячи футов. Что там есть громадное минеральное богатство, это не подлежит никакому сомнению; но оно неудобно к транспорту, и ни один слиток не был еще сделан, чтобы убедить капиталистов в богатстве этого края. Мормоны стараются разными способами препятствовать, и развитие медленно подвигается вперед. Но я думаю, что они займут со временем место между самыми драгоценными рудниками на западе.
Золотые прииски были открыты в Ущелье Бингэм, в двадцати милях на западе от города Соленого Озера и в долине Рент, немного далее, и эти места привлекают на себя общее внимание. Другие драгоценные открытия были сделаны в Ущелье Коттонуд, и в начале настоящего времени года, рудокопные выгоды Ута стали, в первый раз, очень важны.
Назначение генерала Гранта президентом вызвало в язычниках надежды, что в Ута будет произведена некоторая реформа, и эти ожидания отчасти оправдались. ·
Новая администрация поспешила удалить тех должностных лиц, которые бесчестили финансовую службу в продолжение четырех лет, назначив О. Дж. Голлистера скв. сборщиком податей и д-ра Дж. П. Тэггарта асессором, на место Бертона и Четлэна.
О Бертоне я уже говорил; о Четлэне необходимо только сказать, что он был личным другом и интимным помощником Брайама Юнга, часто сопровождал его в его путешествиях по территории, и что он не делал никакой попытки обложить податью доходы церкви. Я думаю, однако, что серьезные обвинения, возведенные на него, во многих отношениях ложны.
Главный судья Уильсон был назначен несколько времени перед тем президентом Джонсоном, и удержал свое положение. На место помощника судьи, мормона Гожа, был назначен О. Ф. Стриклэнд, живший несколько лет в Ута и Монтане, и очень способный к этой должности. Он имел много практики в особенной технике мормонского закона и вступает в исполнение своих обязанностей, как чрезвычайно опытный в своем деле человек. Ветеран, судья Дрэк, служивший несколько лет в Ута, должен был уступить свое место помощника судьи Ч. Ф. Гаулею, из Иллинойса, который уже занял высокое положение между немногими служителями Соединенных Штатов, поддерживавшими достоинство и честь правительства даже в Ута.
Мнение помощников судьи Стриклэнда и Гаулея, недавно высказанное, по поводу не соглашения с главным судьей Уильсоном в деле Гоуарда, Брэннигэна и Ла-Валля, привлекло на себя большое внимание и считается достоверным истолкованием федерального закона в территориальных судах.
Первое столкновение с Брайамом Юнгом произошло в Департаменте Сборов. – Следующая выписка из корреспонденции одного из восточных журналов выставляет самые ясные понятия о всех фактах и выведенные из них заключения:
«В городе Соленого Озера была недавно сделана попытка д-ром Тэггартом, новым асессором Внутренних Сборов, обложить податью доходы мормонской церкви, которые, как известно, простираются ежегодно до значительной суммы. В этом деле он встретил самое решительное и стойкое сопротивление со стороны Брайама и его подчиненных. Странно, богатая «церковь Иисуса Христа Святых последних дней» никогда не платила правительству податей со своих доходов. Прежний асессор, Четлэн, был известен «язычникам» города Соленого Озера за орудие Брайама Юнга.
Он сопровождал Брайама в его царских путешествиях по территории и однажды, присутствуя на вечернем митинге мормонов, принял приглашение поместиться на эстраде вместе с епископом и его двумя советниками, известным за нарушителей антимногобрачного закона. Если он, однако, удален, и на его место поступает человек, подобный д-ру Тэггарту, исполняющий обязанности своей службы без страха или позволения, то мормоны приветствуют его криками ярости и угрозами.
Первым действием асессора Тэггарта, при вступлении в должность, было наложение правительственной податью всю сумму бюджета, изданного корпорацией города Соленого Озера, 190,000 ф. стерл. Казначей корпорации отдавал отчеты прежнему асессору правильно каждый месяц, с податью, вычисленной по 1/2% с 1% оборотного капитала, объявленного банкирами, и генерал Четлэн считал их точными и правильными. Часть Внутреннего Положения Сбора, от 3 марта 1865 года требует обложения 10% каждого фонда всех корпораций города и пр., не признавая этих обществ законными банкирами. Подать с 190,000 ф. стерл. по 10 со ста 19,000 ф. стерл., подать с 90,000 по 1/2% с 1% составит только 158,83 ф. стерл., оставляя сумму в 18,841,69 ф. стерл., на которую правительство было бы обмануто, если бы настоящий асессор не принудил уплатить ее. Барыши, сделанные на этот фонд в 190,000 ф. стерл., составляют действительно часть доходов мормонской церкви; члены корпорации города Соленого Озера были назначены Брайамом, и выбор их был утвержден им при настоящей анти республиканской форме голосования в Ута. В начале прошлого августа, д-р Тэггарт препроводил к Брайаму Юнгу целую коллекцию бланков, прося его, как попечителя церкви, составить отчет о ее прибыли за 1868 г. Брайам был сильно раздосадован этим, и сначала совершенно отказывался отвечать на это, но затем послал следующий документ:
«Мы, правительство Соединенных Штатов, не признаем другой организации, как церковь Иисуса Христа Святых последних дней, или какого-либо другого служителя, как главного попечителя названной церкви. Мы, правительство Соединенных Штатов, устранили такую церковь и такого служителя с самого начала их существования, узаконением 1 июля 1862 года». Подписи не было. Смысл, придававшийся этим словам, был, без сомнения, тот, что антимногобрачный акт теоретически имел целью прекратить существование главного попечителя и «церкви Иисуса Христа Святых последних дней», хотя на практике ему это не удалось; и потому правительство не могло наложить и собирать подать с доходов этой духовной корпорации. Это сообщение Брайама было оставлено без внимания. Асессор объявил, что, если не будут представлены точные и правильные отчеты по времени, определенному законом, то он сделает это сам по лучшему источнику, который будет в его руках, и передаст дело окружному прокурору Соединенных Штатов. Когда настал последний срок, дозволяемый законом, Брайам составил отчет о прибыли церкви за 1864 год, определенной на сумму 440 ф. стерл. Бумага была подписана Брайамом Юнгом. Пробел для присяги был занят, что показывало, что она была выполнена перед депутатом асессора, мормоном, хотя Брайам имел обыкновение давать присягу о своих частных доходах через одного из его писцов, которые, как он говорил, знали об этом более, нежели он сам.
Бумаги были немедленно препровождены к окружному прокурору Соединенных Штатов, который решил, что прибыль мормонской церкви должна быть обложена податью, и, подобно другим корпорациям, подлежит законным льготам. Различные источники доходов мормонской церкви были также ясно и кратко определены. Бумаги были отосланы к начальнику в Вашингтон, в ожидании его мнения и инструкций, где они остались до сих пор.
Корпорация мормонской церкви производила значительную торговлю покупкой и продажей лошадей и скота. В продолжение многих лет торговля эта велась ее агентами, из которых, однако, ни один не имел свидетельства на право ведения этого дела, пока новый асессор не объявил им своего намерения просить за них в суде, если они не приобретут немедленно же этих свидетельств. Власти имеют водочный завод, в котором открыто производится оптовый и мелочной торг, на имя корпорации города Соленого Озера, но на самом деле составляют собственность церкви, и все барыши идут в ее казначейство. Относительно этого водочного завода правительство было обмануто на тысячи долларов, которые должны бы быть уплачены в количестве 2 ф. стерл. за каждый галлон изготовленного виски. Брайам говорит, что причина невключения «десятины в отчеты о доходах та, что платеж ее доброволен и произволен, и потому, скорее, подарок, и не подлежит подати. К несчастью, впрочем, Брайама, факты не подтверждают его уверения. Несколько месяцев тому назад один человек получил место на Утасской центральной железной дороге, строящейся теперь Брайамом Юнгом. Заработав 50 ф. стерл., он решился оставить место, и, прибыв в город Соленого Озера, он поспешил в контору Брайама, чтобы получить деньги. Писец открыл церковные книги и нашел, что этот человек был должен 48 ф. стерл. десятинного сбора за 1868 год. Эта сумма была точно вычислена и вместе с балансом, простиравшимся до 2 ф. стерл., представлена ему, несмотря на его серьезные возражения, что семейство его находится в крайней нужде. Неплатеж десятинного сбора взыскивается с виновных членов со всей строгостью, к какой только способна мормонская церковь. По исчислениям мормонов, число жителей Ута простирается до 130,000 душ, включая сюда только мормонов.
Из этого числа, по крайней мере 30,000, по правилам церкви, платят десятину. Если определить их годовые заработки в 500 ф. стерл., то мы имеем в совокупности 15,000,000 ф. стерл., разумеется, не все исключительно в деньгах, но в продуктах. Десятина с этого была бы 150,000 ф. стерл. По меньшей мере, пять человек из глав мормонских платят ежегодно десятину в 10,000 ф. стерл. Доходы с водочного завода и водочной торговли простираются до 100,000 ф. стерл., доходы и барыши с действительных регалий до 25,000 ф. стерл., не говоря о других неопределенных источниках прибыли.
Перечень.
| Десятина с 30,000 жителей | 150,000 ф. стерл. |
| С пяти мормонских купцов | 50,000 ф. стерл. |
| Церковный водочный завод и торговля | 100,000 ф. стерл. |
| Доходы и барыши с регалий | 25,000 ф. стерл. |
| Итого | 325,000 ф. стерл. |
| Из этой суммы вычисляется | 50,000 ф. стерл. |
| 275,000 ф. стерл. |
Это составляет более четверти миллиона долларов правительственных податей, и, по всей вероятности, доходы церкви превышают вдвое эту сумму, так как многие источники прибыли еще не приведены. Кроме этих и других податей с частного дохода мормонских начальников, правительство год за годом было систематически обманываемо, один год за другим, благодаря потворству асессора, который исполнял свои обязанности в интересах Брайама Юнга. Настоящий асессор вступил в свою должность с твердым решением исполнять весь свой долг, и можно надеяться, что он будет поддерживаем правительством в своих усилиях собирать общественные доходы».
Д-р Тэггарт составил свидетельство относительно суммы десятиного сбора и находится в настоящее время в Вашингтоне, чтобы представить его в управление. Надо, по всему, полагать, что Брайам Юнг будет теперь вынужден платить подати со своих доходов, как всякий другой спекулатор. На все это мормоны, разумеется, смотрят как на страшное гонение, как и на всякое утверждение закона, который не соответствует их удобству.
Достаточно изложить «замечательное трудолюбие мормонов», о котором мы так много слышали, чтобы ясно увидеть, что из ста тысяч обществ в Америке нет ни одного, которое бы не платило вдвое больше дохода, чем Ута; территории Колорадо и Монтана, с половиной населения в сравнении с ним, платили в казначейство каждая почти вдвое больше и прибавляли от десяти до сорока раз столько же с национального оборотного капитала, и, несмотря на ужасную деморализацию рудокопных округов, напоследок произвели в конце лучшее поколение мужчин и женщин.
Генерал Дж. Уильсон Шэфер был назначен губернатором на место Дерки; он был прежде квартирмейстером в отделении генерала Бетлера и, как говорят, во всех отношениях способен к этой трудной должности. До сих пор, однако, он еще не выказал своих административных талантов в Ута, но остается в Вашингтоне, в ожидания решения конгресса относительно Ута.
История «федеральных отношений» в Ута представляет странную трагикомедию. Первый закон против многоженства, изданный в июле 1862 года, остался совершенно без действия, так как указ конгресса не употребил никаких средств, чтобы утвердить его. Два года тому назад, сенатор Крэгин издал гораздо лучший билль, содержавший также все необходимые реформы в судопроизводстве и системе голосования; но этот билль был отвергнут комитетом. Вслед за тем, в январе 1869 года, Джэмсом Ашлеем был издан билль о разделении территории, присоединении половины ее, или более, к Колорадо, одной трети к Неваде и по маленькой части к Идаго и Вайомингу. Сама природа определяет границы между будущими штатами на новом западе, и это относится в особенности к Ута, который, по своей обширности и своим средствам, может вместить в себе более полумиллиона народа. Невада почти также велика, как и Новая Англия, и между нею и обитаемыми долинами Ута находятся широкие пустыни и волнообразные горы, составляя вдесятеро большую натуральную границу, нежели Миссисипи или Гудзон. Также ясно разделение между Ута и Колорадо, и преступления, совершенные в южной части Ута, должны быть препровождены через восемьсот миль в федеральный суд в Денвере. Этот билль был так же отвергнут комитетом. Наконец, надо упомянуть о билле, изданном С. Μ. Келломом, председателем частного комитета территорий, разбираемом конгрессом в то время, как печатается эта книга. В нем говорится о даровании маршалу Соединенных Штатов надлежащей ему власти, об ограничении мормонских поверочных судов в гражданском судопроизводстве, как в других территориях, о разделении территории на судебные округа и о надлежащей поддержке и протекции судов; далее им определялось, чтобы только граждане Соединенных Штатов служили присяжными, чтобы никто, который поддерживает многоженство или применяет его в жизни не заседал на судебном разбирательстве этого преступления, и многие другие необходимые реформы.
Надо полагать, что этот билль пройдет обе палаты, и в то время, когда эта книга будет представлена читателю, он, вероятно, сделается законом.
Первым действием его будет, без сомнения, то, что многоженцы в одно время удалятся из северных частей и сконцентрируются на юге; ниже области Соленого Озера этот билль, вероятно, не будет утвержден судами, в продолжение многих лет; но северная часть будет в скором времени избавлена от единственного класса, причиняющего беспокойства.
Автор не хочет предугадывать будущности мормонизма. Мормонизм, очевидно, приближается к упадку и без постороннего вмешательства едва ли продержится еще тридцать лет, но, при своей громадной местной власти, может причинить еще много вреда в этот период. По поводу его упадка, было много споров из-за того, чтобы правительство не принимало дальнейших мер к насилованию его законов в Ута; но, при всем уважении к их мнениям, это кажется мне очень некомпетентным взглядом на какой бы то ни было предмет. Что подумали бы о суде, который решил бы против наказания вора или убийцы «по той причине, что это сделается само собою и преступник умрет через двадцать или тридцать лет, где бы то ни было». Если церковь мормонов вправе нарушать законы в делах религии, чего не может сделать индивидуум, и правительство не имеет голоса в этом случае, или другом, который может представиться в будущем, а принуждено ждать пока время и внутренняя развращенность истребят эту преступную организацию, то это совершенно новое правило в политической этике.
Смерть Брайама Юнга несколько упростила бы положение дел; но есть еще тридцать или сорок тысяч человек, которые соединятся под новыми начальниками, и существование церкви продлится другую четверть столетия. В случае, если правительство попытается насиловать законы мормонизма и президентство мормонов подаст знак к переселению, то, по крайней мере, одна треть народа последует за ним в Аризону и Сонору; но действительно ценная часть останется в Ута и сделается первоклассными гражданами. Церковь постоянно разводит поселения на юге, в Аризоне и Соноре; она управляет теперь одним графством в той территории, которая, вероятно, сделается местом назначения мормонов, если они будут принуждены оставить Ута. Иерархия может взять с собой по меньшей мере тридцать тысяч преданных последователей, и между мексиканцами, апахами и мормонами, нам остался бы небольшой выбор.
История всех отступивших сект ясно доказала один факт: где бы мормоны не приходили в столкновение с значительным числом язычников, дело всегда кончалось вероотступничеством, сражением, или отступлением от них. Согласно с обыкновенным правилом, мы должны были ожидать в Ута сперва маленького возмущения или войны, затем отступления одной трети, или более, народа и, наконец, всеобщего вероотступничества остальных; на это-то заключение и указывают настоящие изложения.
