Георгиевский собор (Юрьев-Польский)

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску

Мiръ Россия Владимирская область Юрьев-Польский Георгиевский собор (Юрьев-Польский)

Идёт загрузка карты…
Георгиевский собор (Юрьев-Польский)

Гео́ргиевский собо́р — белокаменный собор, расположенный на территории древнего детинца в городе Юрьеве-Польском Владимирской области. Сооружён в 1230—1234 годах князем Святославом Всеволодовичем.

История

Традиционно считалось, что собор построен на фундаменте белокаменной церкви Георгия, которая была сооружена в 1152 году при основании города Юрием Долгоруким. Археологические исследования последних лет показали, что храм 1152 года находился на другом месте (где именно, пока неизвестно). По всей видимости, первоначальная церковь мало чем отличалась по своему типу от одноимённого владимирского храма на дворе Долгорукого, Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем, Спаса в Переславле-Залесском.

В 1230 году сын Всеволода III Большое Гнездо Святослав церковь, которая «обветшала и поломалася», разобрал, а через четыре года было закончено сооружение собора, по словам летописца, «церковь чудну зело, вельми украси ю резным камением от подошвы и до верху».

Не ранее 1252 года и не позднее конца XIV века к северо-восточному углу храма был пристроен Троицкий придел, куда было перенесено погребение Святослава Всеволодовича.

Георгиевский собор (Юрьев-Польский)

В 1326-1327 годах в Москве по образцу Георгиевского собора был построен Успенский собор, ставшим первым каменным храмом Москвы.

В XV веке значительная часть здания обрушилась. В 1471 году силами В. Д. Ермолина собор был восстановлен, но потерял первоначальные пропорции и стал значительно более приземистым.

После восстановления в 1471 году от собора 1230—1234 годов сохранились: с запада — первый ярус притвора и северная половина стены до верха аркатурно-колончатого пояса; с востока — цоколь апсид; с юга — притвор и прилегающие стены (ближе к углам они сохранились лишь до цоколя); с севера — притвор и наиболее значительная часть стен собора (на центральном и западном пряслах уцелел аркатурно-колончатый пояс).

В последующие столетия восстановленное Ермолиным здание не раз подвергалось новым изменениям и обстройкам. В 1781 году к храму была пристроена четырёхярусная колокольня, в 1817 году расширили Троицкий предел, который превратился в полноценный храм, в 1827 году с южной стороны была пристроена ризница. Древний храм буквально утонул в позднейших пристройках. Печальное состояние древнего памятника церковного зодчества обратило на себя внимание специалистов по культуре Древней Руси. В частности об этом с сокрушением писал Н. П. Кондаков. Стараниями протоиерея Александра Георгиевича Знаменского, который был настоятелем храма с 1889 по 1917 год, древний храм был освобождён от пристроек XVIII - XIX веков, а вместо гипертрофированного Троицкого придела поблизости был построен новый Троицкий собор (освящён в 1915 году).

Г. К. Вагнером полностью или частично реконструированы композиции: «Троица», «Распятие», «Семь спящих отроков эфесских», «Даниил во рву львином», «Три отрока в пещи огненной», «Вознесение Александра Македонского».

Описание

Во фризе северного фасада помещены рельефы с фигурами целителей и патрональных святых — Пантелеймона, Дмитрия Солунского, Георгия Каппадокийского, Федора Стратилата и других. На угловой капители представлены (в профиль) княжеские дружинники. Северный притвор сохранился с незначительными переделками (вместо рельефа князя Святослава в замок внешней килевидной арки вставлен рельеф из барабана собора). Патрональный рельеф св. Георгия над порталом дан в патрицианском изводе и с гербовидным щитом (лев). Ниже — два рельефа с изображением Спаса Нерукотворного. Еще ниже — рельефы львов (охранителей входа). На резной тяге архивольта в круглых медальонах — Богоматерь Знамение и шесть пророков. Ближайшие к Богоматери — Давид и Соломон.

Георгиевский собор (Юрьев-Польский)
Внутреннее убранство

По бокам входа — резные «древа жизни». На углах — пилястры с рельефами зверей и Сиринов в круглых рамках. Рельеф князя Святослава определяется как портретное изображение князя Святослава Всеволодовича (строителя собора) благодаря своему положению (выше патронального рельефа св. Георгия; ныне — внутри собора) и сходству с изображением его брата Юрия на суздальской пелене.

Южный притвор над порталом имеет рельеф Богоматери Оранты — в качестве покровительницы владимирских князей. По бокам входа — рельефы барсов (традиционная княжеская эмблема). Ниже — стилизованные «древа жизни», почти аналогичные «древам» северного притвора. На угловых пилястрах — тоже птицы и звери, кроме того, оригинальный рельеф кентавра в кафтане и шапочке, которого Н. П. Кондаков сравнил с «доезжачим в княжеской свите». Рельефы южной стены все перепутаны. Среди них выделяются крупные рельефы святителей, первоначально входившие в алтарную преграду собора. На юго-восточном углу — скопление переложенных в 1471 г. рельефов зооморфного характера: дракон, грифон, лев и несколько Сиринов. Виден фрагмент фриза из львиных и человеческих масок. Среди других рельефов — ангелы из композиции «Вознесение Христа», а также рельефы святых в круглых рамках и ангела из композиции «Три отрока в пещи огненной». Лев — рельеф у западного портала — служил и охранителем входа и княжеской эмблемой. По сравнению с львами предшествующей владимиро-суздальской скульптуры отличается большей плоскостью рельефа и вместе с тем повышенной живописностью. Особенно примечателен древовидный хвост.

Апсиды собора не имеют ни резьбы, ни колончатого фриза. Есть основание считать, что они — плод работы В. Д. Ермолина. Арочный карнизный поясок — дань древней владимиро-суздальской (Кидекша, Переславль-Залесский) традиции. Внутри собора находятся рельефы: «Распятие» — композиция из нескольких камней, не вошедшая в кладку В. Д. Ермолина 1471 г., и Малый деисус, а также консоли в виде мужских и женских голов. Первоначально «Распятие» находилось в центральной закомаре северного фасада. Под ним располагался камень с резной надписью о постановке креста князем Святославом, откуда «Распятие» получило название «Святославова креста». Поникшая голова распятого Христа по тонкости резьбы и проникновенности образа — лучшая часть всей скульптуры Георгиевского собора, вполне в духе дученто. Слева Христа — Богоматерь и три святые жены. Справа — Иоанн и сотник Лонгин. Малый деисус входил в декор западной стены западного притвора. При строительстве в XIX в. у стены западного притвора колокольни (ныне не существующей) был вынут из кладки стены и перенесен внутрь собора. Фигуры деисуса отличаются большей проработанностью резьбы, нежели фасадные рельефы. Консоли в виде мужских и женских голов входили в декор верхних частей собора. Характеризуются сильно выраженной трехмерностью. Складки на лбу напоминают немецкую (прирейнскую) скульптуру — Вагнер.

Святыни

  • Крест великого князя Святослава Всеволодовича

Престольные праздники

Георгий Победоносец, великомученик - 6 мая

Как добраться

Адрес: Владимирская область, Юрьев-Польский, Музейный пер.

Паломнику

В настоящее время Георгиевский собор в Юрьеве-Польском вне богослужений используется государственным музеем как экспозиция с платным входом по билетам.

Ознакомиться с графиком работы и стоимостью билетов можно на официальном сайте музея.

Фото


Видео

Георгиевский собор, Юрьев-Польський
Юрьев Польский Георгиевский собор
Наследие Георгиевский храм в Юрьев Польском

Ссылки


Обсудить эту статью на форуме