Петропавловский храм (Карловы Вары)

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Идёт загрузка карты…
50.22467; 12.874978
Чехия, Карловарский край, город Карловы Вары, улица Крале Йиржиго, 2C
город Карловы Вары,Карловарский край
Чехия
Телефон: +420 353 223 451
Петропавловский храм (Карловы Вары)1.jpg

Це́рковь Святы́х первоверхо́вных апо́столов Петра́ и Па́вла (чеш. chrám svatých apoštolů Petra a Pavla) — православных храм, имеющий статус подворья Русской православной церкви в Карловых Варах.

История[править]

По преданию, еще император Петр I во время посещения Карлсбада высказал мысль о постройке здесь русского православного храма. Однако, воплощение ее в жизнь началось лишь на рубеже 50–60-х годов XIX века. К тому времени приток русских гостей в Карловы Вары стал особенно заметен. К началу 1860-х годов сюда приезжало около пятисот человек в год. Поэтому не только русские отдыхающие, но и карлсбадские власти стали проявлять заинтересованность в строительстве на курорте русского храма, ведь отсутствие в Западной Чехии православных церквей, а значит, невозможность посещать богослужения, было одной из причин, по которой многие русские отказывались ехать сюда на лечение.

Первая попытка открыть в Карлсбаде русский храм, предпринятая отдыхающими, относится к концу 1850-х годов. Вначале она не увенчалась успехом, но в 1862 году граф А. И. Мусин-Пушкин выступил с инициативой создания в Карлсбаде комитета для сбора средств на постройку русского храма. Он обратился к великой княгине Елене Павловне с просьбой стать попечительницей этого благого дела. Елена Павловна с радостью согласилась. 29 июня 1862 года, в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в Карлсбаде был создан комитет по устройству здесь православного храма. Был открыт сбор средств по подписке. Великая княгиня первой пожертвовала на строительство 4 тысячи рублей серебром. Сбор средств проводился и в России.

22 июля 1863 года последовало высочайшее соизволение на устройство в Карлсбаде православного храма. До 1867 года в одном из светских помещений города в начале каждого курортного сезона оборудовался походный храм, который после того, как русские курортники разъезжались, разбирался. Городской совет Карлсбада был готов выделить участок земли для строительства храма, но собранных средств было недостаточно, и дело застопорилось. Вскоре было приобретено двухэтажное здание, которое решили переоборудовать в домовую церковь. На это были потрачены почти все собранные деньги. Домовый храм был освящен 25 мая 1867 года. С того времени в течение почти тридцати лет во время курортных сезонов православные богослужения совершались в домовой церкви на Мариенбадской улице.

По общему признанию современников, церковь была отделана «с большим вкусом и весьма изящно». Иконостас был пожертвован великой княгиней Еленой Павловной. Для совершения богослужений в Карлсбад приезжал священник из русской церкви в Ирёме, неподалеку от знаменитого курорта.

Бессменным старостой карлсбадского храма до конца жизни оставался граф А. И. Мусин-Пушкин († 1879). При домовом храме действовал церковный совет. Его состав не был постоянным. Обычно в совет входили пять-семь человек из числа русских курортников во главе со старостой и священником, служившим в тот год в Карлсбаде. Командировавшиеся для служения на чешский курорт священнослужители не получали за это вознаграждения из государственной или церковной казны. Материальное содержание в Карлсбаде полностью брал на себя церковный совет. В каноническом отношении карлсбадский храм подчинялся Санкт-Петербургскому митрополиту, который делал распоряжения о командировании сюда священников во время курортных сезонов.

Церковь существовала исключительно на добровольные пожертвования, из которых выплачивалось жалование и покрывались все расходы, связанные с богослужением. При русской церкви не было постоянного прихода. Посетителями храма были курортники, приезжавшие в Карлсбад на сравнительно непродолжительное время. Состав церковного совета, как и состав прихожан, постоянно менялся. Именитые русские люди, приезжавшие на воды, добровольно брали на себя обязанности попечения о домовом храме.

Открытие в Карлсбаде русской церкви стало весьма заметным явлением курортной жизни. Очень быстро русский священник превратился в одну из наиболее уважаемых в городе персон. Приезжавшие русские гости, как правило, свой первый визит наносили именно священнику, делая при этом пожертвования на церковь. Помещение домового храма было невелико, а число его прихожан увеличивалось, что и заставило «русских карлсбадцев» вернуться к мысли о строительстве новой церкви.

С 1872 года все капиталы карлсбадского храма делились на две части: первая – средства, пожертвованные на содержание домового храма, вторая – средства, собиравшиеся на возведение новой церкви.

В 1873 году скончалась великая княгиня Елена Павловна, и высочайшей попечительницей храма стала ее дочь – великая княгиня Екатерина Михайловна. В 1884 году все средства карлсбадской церкви были переведены в Россию. Вскоре началась активная работа по сбору средств на строительство нового храма. Собранная к 1893 году сумма позволяла совершить закладку храма и приступить к строительным работам.

Как писал позже протоиерей Николай Рыжков, настоятель Петропавловского храма в 1901–1914 годах, «место для храма было избрано в наилучшей, красивейшей части Карлсбада – Вестэнде, у подножия величественных лесистых гор». Русская община купила этот участок у города за 46 406 гульденов, площадь его составляла 2720 квадратных метров.

Торжественная закладка храма была назначена на 29 июня – день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла по старому стилю. Когда здесь собрались русские курортники, протоиерей Николай Апраксин произнес краткое слово, после чего совершил чин освящения закладного камня. Во время закладки производился сбор пожертвований на будущий храм. По замечанию очевидца, на блюдо, выставленное для доброхотных даяний, клали деньги не одни русские.

К началу 1895 года храм «вчерне» был уже готов. Оставалось произвести лишь его внутреннюю и внешнюю отделку. Однако выполнение этой задачи неожиданно осложнилось. 30 апреля 1895 года скончалась великая княгиня Екатерина Михайловна. Строящийся храм лишился своей высочайшей попечительницы. Как вспоминал отец Николай Апраксин, он очутился «в положении весьма тяжелом – без средств и с неотделанным храмом». Сложившаяся ситуация заставила настоятеля проявить максимальную активность в организации сбора пожертвований.

В мае 1895 года, перед началом курортного сезона, было отпечатано обращение отца Николая Апраксина к русским людям, в котором он просил всех православных христиан о пожертвовании средств для скорейшего окончания строительных работ. В обращении отмечалось: «Вчерне церковь наша уже готова, хотелось бы поскорее отделать ее. Церковная утварь и иконостас у нас имеются – перенесем их из нашей старой, разрушающейся домовой церкви».

К началу 1897 года строительство храма было практически завершено, и отец Николай Апраксин занялся подготовкой ее торжественного освящения. Государь Николай II пожертвовал карлсбадской церкви две иконы: Христа Спасителя и Почаевскую икону Божией Матери. Освящение храма состоялось 28 мая 1897 года. Торжественное богослужение возглавил протоиерей Александр Лебедев, ранее бывший настоятелем домовой церкви в Карлсбаде, в то время уже настоятель Казанского кафедрального собора в Петербурге. За Литургией присутствовали принц Ольденбургский, а также секретарь Императорского Российского посольства в Вене Д. А. Нелидов, представители карлсбадского магистрата, множество русских курортников и иностранцев.

На Чешской земле появилось поистине грандиозное церковное сооружение. Как писал позже протоиерей Николай Рыжков, русский храм в Карловых Варах соответствовал «величию России и Православия, глубине и силе русского религиозного чувства».

По общему признанию исследователей, церковь святых первоверховных апостолов Петра и Павла является выдающимся памятником русской церковной архитектуры конца XIX века. Архитектором Густавом Видерманом был взят за основу проект академика Ухтомского, созданный за сорок лет до того, когда впервые появилась идея создания русского храма на этом известнейшем курорте. Но этот проект был существенно переработан. Создатели карлсбадского храма решили построить курортную церковь в неорусском стиле, получившем в конце XIX столетия широкое распространение. В результате храм в Карловых Варах представляет собой пятикупольную постройку с колокольней. Купола луковичные. Центральный купол был позолоченным. Длина храма с колокольней составляет 41 метр, высота колокольни – 40 метров, высота храма под куполом – 21 метр. Стены храма украшены лепниной.

Особенностью внутреннего убранства храма являются витражи. Всего здесь двадцать одно окно с цветными стеклами. Пять из них представляют собой иконографические изображения, причем три из них расположены в алтарной части: Господь Вседержитель, попирающий крестом главу змия (на Горнем месте), святитель Иоанн Златоуст (со стороны жертвенника) и святитель Василий Великий (со стороны ризницы). В основной части храма с южной и северной сторон расположены оконные витражи с изображениями двух чешских святых – князя-мученика Вячеслава и княгини-мученицы Людмилы.

Ко дню освящения храма были изготовлены шесть колоколов для храмовой колокольни. Они были отлиты в Ярославле, на заводе П. И. Оловянишникова с сыновьями. Медь на отливку колоколов была выделена из пушечного лома по распоряжению Государя Николая II. Оловянишниковы согласились выполнить все работы бесплатно. К сожалению, эти колокола не сохранились. После начала Первой мировой войны они были конфискованы австрийскими властями, увезены в Вену и переплавлены. Тогда же была снята позолота с куполов храма. Лишь после Второй мировой войны, в годы настоятельства протоиерея Алексия Ветвицкого, прихожанам храма удалось установить на звоннице храма четыре колокола, взятых из разрушенных католических часовен.

Первым настоятелем ново-построенного храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Карловых Варах с 1897 по 1901 год был протоиерей Николай Апраксин. При нем храм достраивался, превращаясь в настоящее произведение искусства.

Особое место в истории храма занимает протоиерей Николай Рыжков. Это человек, при котором храм не только стал еще краше (в 1903 году были перекрыты медью четыре малых купола, а в 1908 году по благословению епископа Кронштадтского Владимира крыша храма была перекрыта оцинкованным железом), но и превратился в центр духовной жизни. При нем в помещении под храмом была создана библиотека с читальным залом, в которую граф М. М. Толстой пожертвовал книги русских классиков. После каждого воскресного или праздничного богослужения отец Николай приглашал всех прихожан в зал под храмом на чашку чая. Отец Николай Рыжков являлся также настоятелем храма Святителя Николая в Праге и по поручению Всероссийского посольства в Вене выполнял обязанности консула.

В первые же дни Первой мировой войны отец Николай был арестован и после 22 месяцев заключения в венской тюрьме приговорен к смертной казни. Однако благодаря ходатайству Испанского короля Альфонса (посольство Испании в Вене представляло во время Первой мировой войны интересы России) австрийское правительство помиловало отца Николая с условием, что он будет обменен на интернированного тогда в России униатского митрополита Андрея (Шептицкого). После выезда Шептицкого из России австрийские власти 19 июля 1917 года выпустили протоиерея Николая из тюрьмы. Он прибыл в Петроград, где скончался в 1920 году. Здоровье его было подорвано в венской тюрьме.

На протяжении всей войны храм был закрыт. После ее окончания в нем начались богослужения, но только по воскресным и праздничным дням, во время курортного сезона. Службы совершали священники, приезжавшие из Праги.

В период между двумя мировыми войнами храм находился в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевского) и управлялся епископом Пражским Сергием (Королевым). В 1946 году настоятелем храма был назначен протоиерей Алексий Ветвицкий, который служил здесь до 1973 года. В 1948 году в Карловых Варах открылась православная Духовная семинария, отец Алексий стал первым ее ректором. Через два года семинария была переведена в Восточную Словакию, в город Прешов, и переименована в Православный богословский факультет.

В 1951 году храм перешел в юрисдикцию Чехословацкой Православной Церкви в связи с получением ею от Русской Православной Церкви автокефалии, но уже в 1979 году по просьбе Митрополита Пражского Дорофея вернулся в ведение Московской Патриархии. Тогда здесь было устроено Подворье Русской Православной Церкви, первым настоятелем которого был назначен архимандрит Владимир (Иким, ныне митрополит Омский и Таврический). При нем в храме начались реставрационные работы, в которых здание давно нуждалось. В храме появились росписи карловарского художника Милана Крауза и приглашенных иконописцев из Москвы — Ю. Д. Милашова, В. Ф. Виноградова, Б. В. Андреева, С. А. Мерзлякова и протоиерея Герасима Иванова.

Далее настоятелями Подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах были —

с 1988 по 1991 год — епископ Каширский Феофан (ныне архиепископ Берлинский и Германский);

с 1991 по 1996 — епископ Серпуховской Илиан (Востриков);

с 1996 по 2001год — протоиерей Василий Тарасов;

с 2001года по 2006 — протоиерей Геннадий Будько.

С 11 апреля 2006 г. настоятелем Подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах, Представителем Русской Православной Церкви при Православной Церкви в Чешских землях и Словакии является протоиерей Николай Лищенюк.

В 2007 г. Подворье получило официальную регистрацию Чешского государства.

Современное состояние[править]

Описание[править]

Петропавловский храм в Карловых Варах представляет собой пятикупольную постройку с колокольней. Купола луковичные. Все купола — позолоченные.

Длина храма с колокольней составляет 41 метр,

ширина (в самом широком месте) — 14 метров,

высота колокольни — 40 метров,

высота храма под куполом — 21 метр.

Диаметр купола — 7,88 метра.

Размеры центральной части храма — 9,59 на 12,59 метра.

Со стороны Парковой (ныне — Садовой) улицы устроено шатровое крыльцо с галереей на ползучих арках. Колокольня представляет собой восьмерик на четверике с шатровым окончанием. Венчает колокольню позолоченный купол с крестом. Стены храма украшены лепниной. Над окнами с каждой из четырех сторон храма выделяется по три закомары, в которых были вставлены живописные изображения. В четырех центральных закомарах были изображены:

Святая Троица (на восточной стене),

Всевидящее Око в облаках и сиянии, окруженное сонмом ангелов (на западной стене),

Распятие с предстоящими (на южной стене)

и вручение Богом скрижалей Моисею (на северной стороне).

В остальных восьми закомарах были помещены лики херувимов (по три в каждой). Видимо, поначалу отец Николай Апраксин хотел не только внешний вид храма, но и его внутреннее убранство выполнить в древнерусском стиле. Об этом свидетельствует письмо, полученное им из Ярославля в октябре 1893 года. К сожалению нам не удалось расшифровать подпись в конце документа. Вполне очевидно, что корреспондент был кем-то из знатоков древнерусского церковного зодчества. Он предлагал отцу Николаю свои услуги «по благоустройству внутренности церкви в древнерусском стиле». Автор письма выказывал готовность прислать в Карлсбад фотографии царских врат, резных сеней над алтарями, запрестольных крестов, образцов церковной утвари, царских и патриарших мест ряда древних церквей Ростова и Ярославля. Он говорил, что готов помочь архитектору «соорудить царские врата, иконостас, киоты для икон в древнерусском стиле» . К сожалению, мы не знаем, как отреагировал на это предложение отец Николай. Храм лишь внешне был оформлен в стиле московских и ярославских церквей XVII века. Внутреннее убранство никаких следов древнерусского влияния не имело. Возможно, это объясняется тем, что внутренняя отделка храма велась в довольно сложных финансовых условиях. Видимо, создатели храма просто не располагали средствами для реализации первоначального замысла. Поэтому было решено использовать для оформления и оснащения нового храма иконостас, иконы и утварь прежней домовой церкви. Внутри Петропавловского храма и по сей день можно увидеть двухъярусный иконостас работы академика И. А. Тюрина, написанный еще в 1866 году.

Ширина иконостаса — 7,29 метра. В первом ярусе установлено четыре иконы.

К югу от царских врат — икона Христа Спасителя на престоле со скипетром и державой,

к северу — Казанская икона Пресвятой Богородицы.

На южных диаконских дверях расположена икона покровителей храма — святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

На северных диаконских дверях — святых бессребренников и целителей Космы и Дамиана.

Во втором ярусе иконостаса — пять икон. В центре (над царскими вратами) — круглая икона Тайной Вечери, увенчанная шестиконечным крестом. По обе стороны от нее — по две квадратных иконы, поставленных ребром: святого благоверного князя Александра Невского (над иконой Спасителя), святителя Николая Чудотворца (над иконой Богоматери), святой равноапостольной Марии Магдалины (над иконой апостолов Петра и Павла), святого великомученика Пантелеимона (над иконой святых Космы и Дамиана). Перед иконой Тайной Вечери установлена спускающаяся лампада.

Деятельность прихода[править]

При храме действуют:

  • Паломническая служба «ИСТОЧНИК»
  • Воскресная школа

Святыни[править]

  • Четыре иконы (Христа Спасителя, Божией Матери Почаевской, святителя Николая и святого князя Александра Невского), пожертвованные императором Николаем II.
  • Императрица Мария Федоровна передала храму икону святой Марии Магдалины.

Престольные праздники[править]

Петр и Павел, первоверховные апостолы - 12 июля

Контакты[править]

Адрес: Kralé Jiřiho 1040/2c Karlovy Vary 360 01 Карловы Вары Чешская Республика

Телефон: +420 353 223 451

E-Mail: podvorie.karlovyvary@gmail.com

Паломнику[править]

Рабочее время: каждый день, 09:00 — 18:00.

Актуальное расписание богослужений смотрите на сайте.

Фото[править]



Видео[править]

Ссылки[править]

Официальный сайт храма


Обсудить эту статью на форуме