Успенский собор (Харьков): различия между версиями

м
Замена текста — «45» на «45»
м (Замена текста — «45» на «45»)
м (Замена текста — «45» на «45»)
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение святыни|локация=Украина, г. Харьков, ул. Университетская, 11|вид=Приходской храм}}
{{Местоположение святыни|локация=Украина, г. Харьков, ул. Университетская, 11|вид=Приходской храм}}
[[Файл:Успенский собор Харьков3.jpg|мини|справа|Успенский собор]]
[[Файл:Успенский собор Харьков3.jpg|мини|справа|Успенский собор|alt=Успенский собор (Харьков)]]
'''Собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор)''' — [[Аннотация::один из старейших православных храмов Харькова. Пятый из двенадцати официальных символов города. Расположен в центре города на Университетской горке на берегу реки Лопань.]] Является памятником архитектуры.  
'''Собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор)''' — [[Аннотация::один из старейших православных храмов Харькова. Пятый из двенадцати официальных символов города. Расположен в центре города на Университетской горке на берегу реки Лопань.]] Является памятником архитектуры.  


Строка 9: Строка 9:


В это время Харьков становился торговым и промышленным центром Слободско-Украинской губернии. Формировавшемуся в центре ансамблю официальных зданий должен был соответствовать и главный собор. Скромный "народный" вид старого храма не отвечал духу екатерининской эпохи. При обсуждении вопроса о строительстве нового храма решили принять за образец здание храма св. Климента, возведенное в 1762-1770 годах в Москве на Пятницкой улице. Особенностью ее композиции являются близкое к квадрату очертание в плане и отсутствие полукруглых абсид и алтарной части. Возвышающийся в центре собора световой барабан главного купола опирается на четыре пилона со скошенными внутренними углами, а расположенные по углам четыре купола не сообщаются с внутренним пространством храма. Во внешнем облике собора отразились черты переходного времени от господствовавшего ранее стиля барокко к классицизму. Фасады выглядят сдержанно, но их немногие лепные украшения еще напоминают о причудливом декоре уходящего стиля. Большой пышностью отличались не дошедшие до нашего времени интерьеры. Великолепен был резной золоченый иконостас, изготовленный, по утверждению литературных источников, по эскизу великого зодчего барокко Растрелли.
В это время Харьков становился торговым и промышленным центром Слободско-Украинской губернии. Формировавшемуся в центре ансамблю официальных зданий должен был соответствовать и главный собор. Скромный "народный" вид старого храма не отвечал духу екатерининской эпохи. При обсуждении вопроса о строительстве нового храма решили принять за образец здание храма св. Климента, возведенное в 1762-1770 годах в Москве на Пятницкой улице. Особенностью ее композиции являются близкое к квадрату очертание в плане и отсутствие полукруглых абсид и алтарной части. Возвышающийся в центре собора световой барабан главного купола опирается на четыре пилона со скошенными внутренними углами, а расположенные по углам четыре купола не сообщаются с внутренним пространством храма. Во внешнем облике собора отразились черты переходного времени от господствовавшего ранее стиля барокко к классицизму. Фасады выглядят сдержанно, но их немногие лепные украшения еще напоминают о причудливом декоре уходящего стиля. Большой пышностью отличались не дошедшие до нашего времени интерьеры. Великолепен был резной золоченый иконостас, изготовленный, по утверждению литературных источников, по эскизу великого зодчего барокко Растрелли.
[[Файл:Успенский собор Харьков1.jpg|мини|справа|Вид на Успенский собор, 1860-е годы]]
[[Файл:Успенский собор Харьков1.jpg|мини|справа|Вид на Успенский собор, 1860-е годы|alt=Успенский собор (Харьков)]]
Строительство собора продолжалось двенадцать лет, и было завершено в июне 1783 года. По площади новый собор значительно превосходил старый. В нем было четыре престола: главный - Успенский, южный - во имя Казанской Божьей Матери, северный - во имя Святой великомученицы Екатерины и еще один на хорах - в честь Петра и Павла. Кроме иконостаса, гордостью собора являлись две особо почитаемые верующими иконы - Елецкой Божьей Матери и образ святителя Христова Николая.
Строительство собора продолжалось двенадцать лет, и было завершено в июне 1783 года. По площади новый собор значительно превосходил старый. В нем было четыре престола: главный - Успенский, южный - во имя Казанской Божьей Матери, северный - во имя Святой великомученицы Екатерины и еще один на хорах - в честь Петра и Павла. Кроме иконостаса, гордостью собора являлись две особо почитаемые верующими иконы - Елецкой Божьей Матери и образ святителя Христова Николая.


Строка 23: Строка 23:


== Описание ==
== Описание ==
[[Файл:Успенский собор Харьков11.jpg|мини|справа|Вид на Успенский собор ]]
[[Файл:Успенский собор Харьков11.jpg|мини|справа|Вид на Успенский собор |alt=Успенский собор (Харьков)]]
Собор представляет собой памятник позднего (екатерининского) барокко. По своему архитектурному облику и внутреннему устройству харьковский Успенский собор близок к созданной в начале XVII века церкви Климента Папы Римского в Москве (1769). Однако считать его «копией» собора Святого Климента нельзя в силу значительных отличий в плане, силуэте и декоре (замена колонн на пилястры, уменьшение барабанов малых куполов, различная пластика главок и т. п.)
Собор представляет собой памятник позднего (екатерининского) барокко. По своему архитектурному облику и внутреннему устройству харьковский Успенский собор близок к созданной в начале XVII века церкви Климента Папы Римского в Москве (1769). Однако считать его «копией» собора Святого Климента нельзя в силу значительных отличий в плане, силуэте и декоре (замена колонн на пилястры, уменьшение барабанов малых куполов, различная пластика главок и т. п.)