68 618
правок
Elena (обсуждение | вклад) |
Natalia (обсуждение | вклад) (→Видео) |
||
| (не показано 13 промежуточных версий 1 участника) | |||
| Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Местоположение святыни|локация=42.200300019369365, 20.763555615771786|вид=Монастырь}} | {{Местоположение святыни|локация=42.200300019369365, 20.763555615771786|вид=Монастырь}} | ||
[[Файл:Мужской_монастырь_Святых_Архангелов_Призрен.jpg|мини|справа|Мужской монастырь Святых Архангелов]] | [[Файл:Мужской_монастырь_Святых_Архангелов_Призрен.jpg|мини|справа|Мужской монастырь Святых Архангелов]] | ||
'''Монастырь Святых Архангелов''' (серб. Манастир Светих Архангела) [[Аннотация::построен в 1343-1352 годах. Относится к | '''Монастырь Святых Архангелов''' (серб. Манастир Светих Архангела) [[Аннотация::построен в 1343-1352 годах. Относится к Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви и входит в список памятников культуры Сербии исключительного значения.]] | ||
== История == | == История == | ||
| Строка 12: | Строка 12: | ||
В средние века в монастыре Святых Архангелов наравне с [[Мужской монастырь Высокие Дечаны|Дечанами]], [[Печский патриарший женский монастырь|Печским патриаршим монастырем]] и [[Монастырь Хиландар (Афон)|Хиландаром]] переписывались богослужебные и душеполезные книги. Первый настоятель монастыря Святых Архангелов, игумен Иаков, был большим любителем книг, и заботился не только о переписи и приобретении книг для нужд своего монастыря, но и дарил книги другим монастырям, особенно монастырю Богородицы Синайской, в настоящее время известный как [[Синайский монастырь великомученицы Екатерины|монастырь Святой Екатерины]]. | В средние века в монастыре Святых Архангелов наравне с [[Мужской монастырь Высокие Дечаны|Дечанами]], [[Печский патриарший женский монастырь|Печским патриаршим монастырем]] и [[Монастырь Хиландар (Афон)|Хиландаром]] переписывались богослужебные и душеполезные книги. Первый настоятель монастыря Святых Архангелов, игумен Иаков, был большим любителем книг, и заботился не только о переписи и приобретении книг для нужд своего монастыря, но и дарил книги другим монастырям, особенно монастырю Богородицы Синайской, в настоящее время известный как [[Синайский монастырь великомученицы Екатерины|монастырь Святой Екатерины]]. | ||
Решение о постройке монастыря в честь Святых Архангелов было принято царем Душаном после его чудесного исцеления от неизлечимой тогда болезни – малярии в 1341/42 гг. Царь Душан дал обет, что в случае выздоровления он построит в Иерусалиме церковь и монастырь в честь Святого Архангела Михаила, к которому он обращался с молитвой во время болезни. И царь исполнил свое обещание. Позднее, решив, что одного сербского [[Мужской монастырь Архангела Михаила (Иерусалим)|монастыря в честь Святых Архангелов в Иерусалиме]] будет достаточно, он задумывается над возведением одноименного монастыря в благодарность своим святым защитникам и спасителям в Метохии | Решение о постройке монастыря в честь Святых Архангелов было принято царем Душаном после его чудесного исцеления от неизлечимой тогда болезни – малярии в 1341/42 гг. Царь Душан дал обет, что в случае выздоровления он построит в Иерусалиме церковь и монастырь в честь Святого Архангела Михаила, к которому он обращался с молитвой во время болезни. И царь исполнил свое обещание. Позднее, решив, что одного сербского [[Мужской монастырь Архангела Михаила (Иерусалим)|монастыря в честь Святых Архангелов в Иерусалиме]] будет достаточно, он задумывается над возведением одноименного монастыря в благодарность своим святым защитникам и спасителям в Метохии – самом сердце Сербии, и решает сделать его своей задужбиной. | ||
В 1343 году был заложен краеугольный камень и основано братство нового монастыря во главе с игуменом Иаковом Синаитом, иеромонахом, позднее – [https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/prp-grigorij-sinait-i-ego-duhovnye-preemniki/6 митрополитом Серским]. За три года наместничества игумен Иаков успел завершить все самые сложные подготовительные работы к строительству, которое последовало всего через два года после его отъезда в Сер (Македония) в 1348 году. | В 1343 году был заложен краеугольный камень и основано братство нового монастыря во главе с игуменом Иаковом Синаитом, иеромонахом, позднее – [https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/prp-grigorij-sinait-i-ego-duhovnye-preemniki/6 митрополитом Серским]. За три года наместничества игумен Иаков успел завершить все самые сложные подготовительные работы к строительству, которое последовало всего через два года после его отъезда в Сер (Македония) в 1348 году. | ||
''Есть предположение, что именно по совету Иакова Стефан Душан начал близ города Призрен строительство "великой задужбины" – каменного монастыря святых архангелов Михаила и Гавриила, в котором завещал похоронить себя [72, с. 104]. Об огромном авторитете Иакова при царском дворе свидетельствует и тот факт, что он был первым игуменом царской "задужбины", принимал самое активное участие в ее строительстве. Он произвел разбивку и закладку монастыря, и все строительство велось под его непосредственным наблюдением [99, с. 127]. "Кроме того, он же стал устроителем и первым организатором жизни монастырской братии", положившим начало синаитским духовным традициям [81, с. 223]. Строительство монастыря было завершено в 1352 году [81, с. 33]. Главная церковь его, о которой царь Стефан писал, что она "добротою и искусством превосходила дечанскую церковь" [99, с. 127], была очень величественна и красива. После взятия 25 сентября 1345 года Стефаном Душаном греческого города Сер в Македонии, царь, не дождавшись завершения строительства "задужбины", возвел Иакова на Серскую митрополичью кафедру. ([https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/prp-grigorij-sinait-i-ego-duhovnye-preemniki/6 Игумен Петр (Пиголь). Духовные преемники преподобного Григория Синаита в Сербии)]'' | ''Есть предположение, что именно по совету Иакова Стефан Душан начал близ города Призрен строительство "великой задужбины" – каменного монастыря святых архангелов Михаила и Гавриила, в котором завещал похоронить себя [72, с. 104]. Об огромном авторитете Иакова при царском дворе свидетельствует и тот факт, что он был первым игуменом царской "задужбины", принимал самое активное участие в ее строительстве. Он произвел разбивку и закладку монастыря, и все строительство велось под его непосредственным наблюдением [99, с. 127]. "Кроме того, он же стал устроителем и первым организатором жизни монастырской братии", положившим начало синаитским духовным традициям [81, с. 223]. Строительство монастыря было завершено в 1352 году [81, с. 33]. Главная церковь его, о которой царь Стефан писал, что она "добротою и искусством превосходила дечанскую церковь" [99, с. 127], была очень величественна и красива. После взятия 25 сентября 1345 года Стефаном Душаном греческого города Сер в Македонии, царь, не дождавшись завершения строительства "задужбины", возвел Иакова на Серскую митрополичью кафедру. ([https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/prp-grigorij-sinait-i-ego-duhovnye-preemniki/6 Игумен Петр (Пиголь). Духовные преемники преподобного Григория Синаита в Сербии.)]'' | ||
Царь Душан издал специальную грамоту для братии монастыря Святых Архангелов, предоставляя им право на проживание в соседнем [[Пустынь святого Петра Коришского|Коришском монастыре]] и передавая этот монастырь в качестве будущего метоха монастырю Святых Архангелов вместе с церковью Петра Коришского и монастырскими землями с фруктовыми садами. | Царь Душан издал специальную грамоту для братии монастыря Святых Архангелов, предоставляя им право на проживание в соседнем [[Пустынь святого Петра Коришского|Коришском монастыре]] и передавая этот монастырь в качестве будущего метоха монастырю Святых Архангелов вместе с церковью Петра Коришского и монастырскими землями с фруктовыми садами. | ||
| Строка 24: | Строка 24: | ||
Имя настоятеля, при котором строительство завершилось, не сохранилось. Истории известны только имена первого настоятеля монастыря Святых Архангелов – митрополита Иакова Серского, и последних известных старейшин – игумена Павла (его имя упоминается в записях с 1418 года) и игумена Михаила (из записей 1427/37 – 1438 годов). | Имя настоятеля, при котором строительство завершилось, не сохранилось. Истории известны только имена первого настоятеля монастыря Святых Архангелов – митрополита Иакова Серского, и последних известных старейшин – игумена Павла (его имя упоминается в записях с 1418 года) и игумена Михаила (из записей 1427/37 – 1438 годов). | ||
Остатки императорской гробницы были найдены в главном монастырском храме Святых Архангелов вместе с сохранившимися останками царя Душана, которые были переданы тогдашнему Музею Южной Сербии (позже Археологический музей) в Скопье. | Остатки императорской гробницы были найдены в главном монастырском храме Святых Архангелов вместе с сохранившимися останками царя Душана, которые были переданы тогдашнему Музею Южной Сербии (позже – Археологический музей) в Скопье. | ||
=== Монастырский комплекс === | === Монастырский комплекс === | ||
| Строка 30: | Строка 30: | ||
Монастырский комплекс занимает площадь примерно в 6500 м². Центральным местом монастырского комплекса является главный храм в честь Святых Архангелов Михаила и Гавриила с размерами 28,5 м х 16,75 м. С восточной стороны церкви были расположены три апсиды. Средняя была больше и внешне имела форму пятиугольника. Боковые были меньше и имели треугольную форму. Купол церкви был двенадцатигранным и имел в диаметре 6,4 м. С западной стороны был построен притвор. Фасад был покрыт белым и красным мрамором. | Монастырский комплекс занимает площадь примерно в 6500 м². Центральным местом монастырского комплекса является главный храм в честь Святых Архангелов Михаила и Гавриила с размерами 28,5 м х 16,75 м. С восточной стороны церкви были расположены три апсиды. Средняя была больше и внешне имела форму пятиугольника. Боковые были меньше и имели треугольную форму. Купол церкви был двенадцатигранным и имел в диаметре 6,4 м. С западной стороны был построен притвор. Фасад был покрыт белым и красным мрамором. | ||
В церкви находился каменный иконостас, пол был сложен из бело-голубых каменных плит, а в нефе имелись | В церкви находился каменный иконостас, пол был сложен из бело-голубых каменных плит, а в нефе имелись мозаичные плитки. Помимо сложных геометрических мотивов, пол украшала мозаика с изображениями грифонов, львов, птиц и рыб. Интерьер храма был расписан фресками и украшен богатой лепниной. В художественном отношении Святые Архангелы превосходили [[Мужской монастырь Высокие Дечаны|Дечаны]], исключение составляли лишь мраморные работы. | ||
[[Файл:Мужской_монастырь_Святых_Архангелов_12.jpg|мини|слева|Остатки строений и археологические находки]] | [[Файл:Мужской_монастырь_Святых_Архангелов_12.jpg|мини|слева|Остатки строений и археологические находки]] | ||
| Строка 36: | Строка 36: | ||
В главном храме находилась гробница царя Душана. Она была облицована мрамором, рядом находилась статуя правителя в натуральную величину. Верхняя часть гробницы была украшена рельефным изображением лежащего императора, что противоречило монашеской традиции, и для сербов это был первый и последний раз, когда царская гробница была декорирована керамической фигурой на камне, как это было распространено в те времена на Западе. | В главном храме находилась гробница царя Душана. Она была облицована мрамором, рядом находилась статуя правителя в натуральную величину. Верхняя часть гробницы была украшена рельефным изображением лежащего императора, что противоречило монашеской традиции, и для сербов это был первый и последний раз, когда царская гробница была декорирована керамической фигурой на камне, как это было распространено в те времена на Западе. | ||
Церковь Святого Николая была значительно меньше (13,2 м х 7 м) и построена в том же стиле, что и главная церковь. Во время археологических раскопок была обнаружена южная стена церкви высотой 3 метра с единственной сохранившейся фреской – | Церковь Святого Николая была значительно меньше (13,2 м х 7 м) и построена в том же стиле, что и главная церковь. Во время археологических раскопок была обнаружена южная стена церкви высотой 3 метра с единственной сохранившейся фреской – изображением святого Николая, которому и посвящена церковь. | ||
Десятилетия археологических исследований показали, что монастырский комплекс Святых Архангелов – это местность с широким хронологическим диапазоном, начиная с энеолита и заканчивая поздним средневековьем. Проводя здесь археологические раскопки и исследуя местность, на которой была построена монастырская церковь, под ее фундаментом на глубине 0,5 метра были обнаружены фундаменты старой византийской базилики с остатками фресок. Также были обнаружены могилы, которые были определены как раннехристианские. Пять могил были украшены древнеримскими изразцами | Десятилетия археологических исследований показали, что монастырский комплекс Святых Архангелов – это местность с широким хронологическим диапазоном, начиная с энеолита и заканчивая поздним средневековьем. Проводя здесь археологические раскопки и исследуя местность, на которой была построена монастырская церковь, под ее фундаментом на глубине 0,5 метра были обнаружены фундаменты старой византийской базилики с остатками фресок. Также были обнаружены могилы, которые были определены как раннехристианские. Пять могил были украшены древнеримскими изразцами. | ||
Ниже по течению | Между главной церковью и восточным конаком были обнаружены фрагменты позднеантичной или ранневизантийской керамики, а также часть еще более раннего средневекового некрополя, вероятно, XI века, с 12 раскопанными могилами. | ||
Ниже по течению Бистрицы от главного входа в монастырь, а также вокруг стен монастыря, была обнаружена керамика XI века – горшки, кувшины и амфоры. | |||
=== Упадок монастыря === | === Упадок монастыря === | ||
| Строка 57: | Строка 59: | ||
Жизнь монастырcкой братии состоит из ежедневных богослужений и монашеских послушаний. Монахи трудятся в мастерской, занимаясь редким видом миниатюрной резьбы по дереву. В монастыре также находится ателье по пошиву облачений. | Жизнь монастырcкой братии состоит из ежедневных богослужений и монашеских послушаний. Монахи трудятся в мастерской, занимаясь редким видом миниатюрной резьбы по дереву. В монастыре также находится ателье по пошиву облачений. | ||
Сегодня монастырь стал духовным центром, куда | Сегодня монастырь стал духовным центром, куда стекается не только оставшийся православный народ из окрестных мест, но и многочисленные паломники. | ||
== Святые == | == Святые == | ||
| Строка 65: | Строка 67: | ||
[[Файл:Мужской_монастырь_Святых_Архангелов_свщмч_Харитон_Лукич.jpg|мини|справа|Священномученик Харитон (Лукич)]] | [[Файл:Мужской_монастырь_Святых_Архангелов_свщмч_Харитон_Лукич.jpg|мини|справа|Священномученик Харитон (Лукич)]] | ||
Священномученик Харитон (Радослав Лукич), сербский новомученик, пострадал от албанцев в 1999 году. Отец Харитон Лукич был собратом монастыря Святых Архангелов под Призреном. Родился 21 ноября 1960 года в Куршумлии и начал свой монашеский путь в 1995 году в | Священномученик Харитон (Радослав Лукич), сербский новомученик, пострадал от албанцев в 1999 году. Отец Харитон Лукич был собратом монастыря Святых Архангелов под Призреном. Родился 21 ноября 1960 года в Куршумлии и начал свой монашеский путь в 1995 году в [[Монастырь Црна Река/Черная Река|монастыре Црна Река]]. Спустя два года, еще будучи послушником, он был переведен в монастырь Святых Архангелов, который тогда восстанавливался. Здесь в 1998 году он принял монашеский постриг. | ||
Во время Косовской войны он пытался сохранить людей от жестокости нечестивых албанцев, спрятать их, спасти от смерти, сам подвергаясь нападениям. Так 1 мая 1999 года албанцы открыли огонь из винтовки по машине, за рулем которой находился о. Харитон. Он держал путь в больницу Приштины, чтобы навестить одного из пациентов. О. Харитон был бесстрашным и спокойным в таких ситуациях, всегда крепко держась за Христа и имея перед глазами ближних, которым он был призван помочь. Прожив недолго, но в пламенной и непоколебимой любви к Богу и людям, он так и пострадал. | Во время Косовской войны он пытался сохранить людей от жестокости нечестивых албанцев, спрятать их, спасти от смерти, сам подвергаясь нападениям. Так 1 мая 1999 года албанцы открыли огонь из винтовки по машине, за рулем которой находился о. Харитон. Он держал путь в больницу Приштины, чтобы навестить одного из пациентов. О. Харитон был бесстрашным и спокойным в таких ситуациях, всегда крепко держась за Христа и имея перед глазами ближних, которым он был призван помочь. Прожив недолго, но в пламенной и непоколебимой любви к Богу и людям, он так и пострадал. | ||
| Строка 71: | Строка 73: | ||
15 июня 1999 года члены албанской террористической организации похитили отца Харитона. Преступники схватили его на глазах у миротворцев НАТО, которые ничего не cделали для предотвращения преступления. Согласно судебному отчету, останки отца Харитона были найдены в безымянной могиле на кладбище албанской деревни Тусус, недалеко от Призрена. Глава отца Харитона до сих пор не найдена. Многое свидетельствует о том, что после убийства тело было оставлено на открытом воздухе, так как сохранился только скелет. Несколько ребер и левая рука были сломаны, голова и шейные позвонки отсутствовали. Свитер спереди был распорот, что, возможно, говорит о том, что о. Харитону были нанесены удары ножом в области брюшной полости, это же предполагают отметины, обнаруженные в районе сердца. С его одеждой следователи нашли его удостоверение и четки. Недалеко от его тела были обнаружены тела нескольких одновременно убитых сербов. | 15 июня 1999 года члены албанской террористической организации похитили отца Харитона. Преступники схватили его на глазах у миротворцев НАТО, которые ничего не cделали для предотвращения преступления. Согласно судебному отчету, останки отца Харитона были найдены в безымянной могиле на кладбище албанской деревни Тусус, недалеко от Призрена. Глава отца Харитона до сих пор не найдена. Многое свидетельствует о том, что после убийства тело было оставлено на открытом воздухе, так как сохранился только скелет. Несколько ребер и левая рука были сломаны, голова и шейные позвонки отсутствовали. Свитер спереди был распорот, что, возможно, говорит о том, что о. Харитону были нанесены удары ножом в области брюшной полости, это же предполагают отметины, обнаруженные в районе сердца. С его одеждой следователи нашли его удостоверение и четки. Недалеко от его тела были обнаружены тела нескольких одновременно убитых сербов. | ||
Новомученик Харитон похоронен на братском кладбище в монастыре Црна Река. | Новомученик Харитон похоронен на братском кладбище в [[Монастырь Црна Река/Черная Река|монастыре Црна Река]]. | ||
== Святыни == | == Святыни == | ||
| Строка 125: | Строка 127: | ||
== Видео == | == Видео == | ||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=Oa3lTfLljBg|350|left||frame}} | {{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=Oa3lTfLljBg|350|left||frame}} | ||
{{#ev:youtube|http://www.youtube.com/watch?v=u8G_OP4PxCI|350|left||frame}} | {{#ev:youtube|http://www.youtube.com/watch?v=u8G_OP4PxCI|350|left||frame}} | ||
| Строка 137: | Строка 138: | ||
* [https://mapio.net/wiki/Q1365953-sr/ Mapio.net. Манастир Светих архангела (Призрен)] | * [https://mapio.net/wiki/Q1365953-sr/ Mapio.net. Манастир Светих архангела (Призрен)] | ||
{{SEO|в | {{SEO|в Призрен, мужской монастырь Святых Архангелов|Косово}} | ||