Категория:Абхазия: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
 
(не показано 26 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
[[Категория:Страны]]
[[Категория:Страны]]
[[File:2014 Picunda, Sobór św. Andrzeja (07).jpg|мини|Собор в честь Апостола Андрея Первозванного. Пицунда, Гагрский район, Абхазия.]]
{{Хлебные крошки для страны}}
 
{{Карта страны|масштаб=8|centre=Sukhumi}}
[[Файл:Абхазия0.JPG|мини|справа|[[Ново-Афонский Симоно-Кананитский мужской монастырь]]]]


'''Абха́зия''' (абх. Аҧсны [Апсны́], груз. აფხაზეთი [Апхазети]) — спорная территория и частично признанное государство в северо-западной части южного склона Главного Кавказского хребта, на северо-восточном побережье Чёрного моря. Столица - город [[Сухум]].
'''Абха́зия''' (абх. Аҧсны [Апсны́], груз. აფხაზეთი [Апхазети]) — спорная территория и частично признанное государство в северо-западной части южного склона Главного Кавказского хребта, на северо-восточном побережье Чёрного моря. Столица - город [[Сухум]].


== Населённые пункты Абхазии ==
== Крупнейшие города  ==
* [[Сухум]]
* [[Сухум]]
* [[Гагра]]
* [[Гагра]]
* [[Гумы (село)]]


== Православие в Абхазии ==
== Православие в Абхазии ==
Строка 28: Строка 30:
История христианства в Абхазии восходит к I веку нашей эры. Считается, что здесь проповедовали апостолы Андрей и Симон Кананит, который в середине I века был обезглавлен римскими легионерами в Анакопии. Есть сведения о том, что апостол Матфий также вел свою проповедь в Абхазии и был погребен в городе Себастополисе.
История христианства в Абхазии восходит к I веку нашей эры. Считается, что здесь проповедовали апостолы Андрей и Симон Кананит, который в середине I века был обезглавлен римскими легионерами в Анакопии. Есть сведения о том, что апостол Матфий также вел свою проповедь в Абхазии и был погребен в городе Себастополисе.


В послеапостольское время христианство проникало в Абхазию через  
В послеапостольское время христианство проникало в Абхазию через церковных деятелей, воинов-христиан, государственных чиновников-христиан. Среди них были воины-мученики Орентий и его шесть братьев (IV век), двое из них — Орентий и Лонгин были погребены в Пицунде, один — в Зиганисе); мученик Василиск Команский (IV век), святитель Иоанн Златоуст (скончался в Команах в 407 году и был изначально погребён в церкви Команского монастыря).
церковных деятелей, воинов-христиан, государственных  
 
чиновников-христиан. Среди них были воины-мученики Орентий и его шесть братьев (IV век), двое из них — Орентий и Лонгин были погребены в Пицунде, один — в Зиганисе); мученик Василиск Команский (IV век), святитель Иоанн Златоуст (скончался в Команах в 407 году и был изначально погребён в церкви Команского монастыря).
'''IV—VI век'''
 
В начале IV века в Питиунте (современная Пицунда) возникает епископская кафедра, юрисдикционно подчинённая Константинопольскому Патриархату и возглавляемая епископом Сафронием. Это был первое церковно-административное образование на территории Абхазии. В 325 году уже другой епископ Питиунта — Стратофил участвовал в заседаниях I Вселенского Собора. Питиунская епископия в административном отношении была в подчинении архиепископа Кесарии Каппадокийской. С IV по VII века в Пицунде были построены семь храмов, в том числе и кафедральная базилика со знаменитой Пицундской мозаикой.


=== IV—VI век ===
В VI веке император Юстиниан Великий завершает процесс христианизации древнеабхазских племен, устраивая специальную школу для абхазских детей в Константинополе. При участии императора была создана автокефальная Абазсгская епархия с кафедрой в город Себастополис. Вместо единственных в то время в Абхазии Питиунтской и Себастопольской епископий появляется целый ряд епископских кафедр, объединённых в одну Абазсгскую архиепископию.
В начале IV века в Питиунте (современная Пицунда) возникает епископская кафедра, юрисдикционно подчинённая Константинопольскому Патриархату и возглавляемая епископом Сафронием. Это был первое церковно-административное образование на территории Абхазии. В 325 году уже другой епископ Питиунта — Стратофил участвовал в заседаниях I Вселенского Собора. Питиунская епископия в административном отношении была в подчинении архиепископа Кесарии Каппадокийской. С IV по VII века в Пицунде были построены семь храмов, в том числе и кафедральная базилика со знаменитой Пицундской мозаикой.


В VI веке император Юстиниан Великий завершает процесс христианизации древнеабхазских племен, устраивая специальную школу для абхазских детей в Константинополе. При участии императора была создана автокефальная Абазсгская епархия с кафедрой в город Себастополис.
'''VI—VIII век'''
<nowiki> </nowiki>Вместо единственных в то время в Абхазии Питиунтской и Себастопольской
епископий появляется целый ряд епископских кафедр, объединённых в одну
Абазсгскую архиепископию.


=== VI—VIII век ===
В VI—VII веках в ведении Абазгской архиепископии были следующие епископские кафедры: Цандрипшская, Пицундская, Анакопийская, Себастопольская, Цебельдинская, Гюэносская (Очамчира).
В VI—VII веках в ведении Абазгской архиепископии были следующие епископские кафедры: Цандрипшская, Пицундская, Анакопийская, Себастопольская, Цебельдинская, Гюэносская (Очамчира).


Самыми знаменитыми кафедральными соборами периода VI—VII веков, дошедшими до нашего времени являются — Цандрипшская базилика (VI века) и Драндский собор (VI века).
Самыми знаменитыми кафедральными соборами периода VI—VII веков, дошедшими до нашего времени являются — Цандрипшская базилика (VI века) и Драндский собор (VI века). История сохранила нам имена только двух епископов того периода — Константина, епископа Цибилиума (пер. пол. VI в.) и Феодора, епископа Питиунтского (VII в.).
История сохранила нам имена только двух епископов того периода — Константина, епископа Цибилиума (пер. пол. VI в.) и Феодора, епископа Питиунтского (VII в.).


На юго-востоке Абазгская архиепископи граничила с Лазской епархией, на северо-западе с Зихской (Адыгской) епархией.
На юго-востоке Абазгская архиепископи граничила с Лазской епархией, на северо-западе с Зихской (Адыгской) епархией.


=== VIII—X век ===
'''VIII—X век'''
Данный период характеризуется широким распространением христианства в Абхазии. В конце VIII века образуется средневековое Абхазское царство. Немного раньше возникает и самостоятельная Абхазская Церковь — в середине VIII века власти Абхазии посылают большую церковную делегацию в Антиохию
 
<nowiki> </nowiki>с целью поставления в Абхазию своего абхазского католикоса. На Соборе  
Данный период характеризуется широким распространением христианства в Абхазии. В конце VIII века образуется средневековое Абхазское царство. Немного раньше возникает и самостоятельная Абхазская Церковь — в середине VIII века власти Абхазии посылают большую церковную делегацию в Антиохию с целью поставления в Абхазию своего абхазского католикоса. На Соборе Антиохийской Церкви, возглавляемой патриархом Феофилактом, было решено рукоположить во епископа и возвести в сан католикоса одного из них, по имени Иоанн, а другого поставить в сан епископа. По возвращении в Абхазию, католикос Иоанн, местом своей епископской кафедры избирает город Пицунду.
Антиохийской Церкви, возглавляемой патриархом Феофилактом, было решено  
 
рукоположить во епископа и возвести в сан католикоса одного из них, по имени Иоанн, а другого поставить в сан епископа. По возвращении в Абхазию, католикос Иоанн, местом своей епископской кафедры избирает город Пицунду.
'''X—XVIII век'''
 
В 1390 году, на Пицундский престол был возведён католикос Арсений. Католикос Арсений был уроженцем Западной Грузии и оказался на престоле абхазских католикосов благодаря военному походу мегрельского владетеля Вамеха Дадиани на Джигетию (Адыгею) и Абхазию в 1390 году.
 
После него Абхазский Каталикосат возглавляли: Даниил (кон. XIV — нач. XV), Иоаким (1470—1474), Стефан (1490—1516), Малахия I (Абашидзе) (1519—1533), Иосиф I (Мачутадзе) (1533—1543), Евдемон I (Чхеидзе) (1543—1578).


=== X—XVIII век ===
Во второй половине XVI века произошло перенесение кафедры абхазских католикосов из Пицунды в Гелатский монастырь в Западной Грузии. С этого времени католикосы стали именоваться «католикосами Абхазскими и Имеретинскими», с XVII века «Имеретинскими и Абхазскими». В этот период Абхазский Каталикосат возглавляли: Евфимий (Сакварелидзе) (1578—1605), Малахия II (Гуриели) (1605—1629), Григорий I (Лордкипанидзе) (1629—1639), Максим I (Мачутадзе) (1639—1657), Виссарион I, Захария I (Квариани) (1657—1659), Симеон (Чхетитдзе) (1659—1666), Евдемон II (Сакварелидзе) (1666—1669), Евфимий II (Сакварелидзе) (1669—1673), Давид (Немсадзе) (1673—1696), Григорий II (Лордкипанидзе) (1696—1742), Герман (Цулукидзе) (1742—1751), Виссарион (Эристави-Рачинский) (1751—1769), Иосиф (Багратиони) (1769—1776).
В 1390 году,
<nowiki> </nowiki>на Пицундский престол был возведён католикос Арсений. Католикос Арсений
<nowiki> </nowiki>был уроженцем Западной Грузии и оказался на престоле абхазских
католикосов благодаря военному походу мегрельского владетеля Вамеха Дадиани на Джигетию (Адыгею) и Абхазию в 1390 году.


После него Абхазский Каталикосат возглавляли: Даниил (кон. XIV — нач.
Последний Абхазский католикос Максим II, из княжеской фамилии Абашидзе, из-за политических разногласий с имеретинским царём Давидом, был вынужден уехать на жительство в Россию. Царь Давид напротив думал о политической самостоятельности своего государства, используя поддержку Турции. По дороге в Палестину католикос Максим II в 1795 году скончался в Киево-Печерской Лавре. После смерти смерти этого католикоса прекратил своё существование Абхазский католикосат. Местоблюстители кафедры абхазских католикосов: митрополит Досифей (Церетели) и митрополит Евфимий (Шервашидзе), в 1819 году были удалены из Имеретии.
<nowiki> </nowiki>XV), Иоаким (1470—1474), Стефан (1490—1516), Малахия I (Абашидзе)
(1519—1533), Иосиф I (Мачутадзе) (1533—1543), Евдемон I (Чхеидзе)
(1543—1578).


Во второй половине XVI века произошло перенесение кафедры абхазских католикосов из Пицунды в Гелатский монастырь в Западной Грузии. С этого времени католикосы стали именоваться «католикосами Абхазскими и Имеретинскими», с XVII века
'''XIX век — нач. XX века'''
<nowiki> </nowiki>«Имеретинскими и Абхазскими». В этот период Абхазский Каталикосат
возглавляли: Евфимий (Сакварелидзе) (1578—1605), Малахия II (Гуриели)
(1605—1629), Григорий I (Лордкипанидзе) (1629—1639), Максим I
(Мачутадзе) (1639—1657), Виссарион I, Захария I (Квариани) (1657—1659),
Симеон (Чхетитдзе) (1659—1666), Евдемон II (Сакварелидзе) (1666—1669),
Евфимий II (Сакварелидзе) (1669—1673), Давид (Немсадзе) (1673—1696),
Григорий II (Лордкипанидзе) (1696—1742), Герман (Цулукидзе) (1742—1751),
<nowiki> </nowiki>Виссарион (Эристави-Рачинский) (1751—1769), Иосиф (Багратиони)
(1769—1776).


Последний Абхазский католикос Максим II, из княжеской фамилии Абашидзе, из-за политических разногласий с имеретинским царём Давидом,
В 1851 году на территории Абхазии была учреждена епархия, получившая наименования «Абхазской». Епархия была включена в состав Грузинского экзархата Русской православной церкви и просуществовала до 1885 года.
<nowiki> </nowiki>был вынужден уехать на жительство в Россию. Царь Давид напротив думал о
<nowiki> </nowiki>политической самостоятельности своего государства, используя поддержку
Турции. По дороге в Палестину католикос Максим II в 1795 году скончался в Киево-Печерской Лавре.
<nowiki> </nowiki>После смерти смерти этого католикоса прекратил своё существование
Абхазский католикосат. Местоблюстители кафедры абхазских католикосов:
митрополит Досифей (Церетели) и митрополит Евфимий (Шервашидзе), в 1819 году были удалены из Имеретии.


=== XIX век — нач. XX века ===
Управляющие Абхазской епархией: Герман (Гоголашвили) (1851—1856), архимандрит Александр (Окропиридзе) (1856—1857) в/у, Геронтий (Папиташвили) (1857—1859), Александр (Окропиридзе) (1862—1869). Епископу Гавриилу (Кикодзе), возглавлявшему Имеретинскую кафедру в 1869 году было поручено одновременно управлять и Абхазской епархией. В период правления епископа Гавриила шёл процесс массового крещения абхазов, открывались новые приходы. Появились первые представители абхазского духовенства. Особо стоит выделить настоятеля Лыхненского храма, священномученика Иоанна Гегиа. Уроженец села Лыхны, отец Иоанн один из ярких церковных деятелей Абхазии во второй половине XIX века. Он участвует в переводе на абхазский язык первой религиозно-церковной книги под названием «Краткая Священная история», вышедшая в 1866 году. Отец Иоанн стоял у истоков возрождения абхазского богослужебного языка. Во время русско-турецкой войны 1876—1877 годов, отец Иоанн активно призывал своих односельчан и соотечественников не переселяться в Турцию. 5 августа 1877 года он был задушен в Лыхненском храме своими же соотечественниками-мусульманами. Сегодня имя этого человека чтится как имя святого Абхазской Церкви.
В 1851 году на территории Абхазии была учреждена епархия, получившая наименования ''«Абхазской»''. Епархия была включена в состав Грузинского экзархата Русской православной церкви и просуществовала до 1885 года.


Управляющие Абхазской епархией: Герман (Гоголашвили) (1851—1856), архимандрит Александр (Окропиридзе) (1856—1857) в/у, Геронтий (Папиташвили) (1857—1859), Александр (Окропиридзе) (1862—1869).
В 1885 году произошла реорганизация Абхазской епархии. С этого времени она получает наименование «Сухумской». В её состав вошла часть территории расформированной Кавказской епархии. С 1885 до 1919 года территория Сухумской епархии включала в себя населённые пунты от реки Ингури до Анапы.
Епископу Гавриилу (Кикодзе), возглавлявшему Имеретинскую кафедру в 1869 году
<nowiki> </nowiki>было поручено одновременно управлять и Абхазской епархией. В период
правления епископа Гавриила шёл процесс массового крещения абхазов,
открывались новые приходы. Появились первые представители абхазского
духовенства. Особо стоит выделить настоятеля Лыхненского храма,
священномученика Иоанна Гегиа. Уроженец села Лыхны, отец Иоанн один из
ярких церковных деятелей Абхазии во второй половине XIX века. Он
участвует в переводе на абхазский язык первой религиозно-церковной книги под названием «Краткая Священная история», вышедшая в 1866 году. Отец Иоанн стоял у истоков возрождения абхазского богослужебного языка. Во время русско-турецкой войны 1876—1877 годов, отец Иоанн активно призывал своих односельчан и соотечественников не переселяться в Турцию. 5 августа 1877 года он был задушен в Лыхненском храме своими же соотечественниками-мусульманами. Сегодня имя этого человека чтится как имя святого Абхазской Церкви.


В 1885 году произошла реорганизация Абхазской епархии. С этого времени она получает наименование ''«Сухумской»''. В её состав вошла часть территории расформированной Кавказской епархии. С 1885 до 1919 года территория Сухумской епархии включала в себя населённые пунты от реки Ингури до Анапы.
Епископы Сухумской епархии: Геннадий (Павлинский) (1886—1889), Александр (Хованский) (1889—1891), Агафодор (Преображенский) (1891—1893), Петр (Другов) (1893—1895), Арсений (Изотов) (1895—1905), Серафим (Чичагов) (1905—1906), — Кирион (Садзагелов) (1906—1907), Димитрий (Сперовский) (1907—1911), Андрей (Ухтомский) (1911—1913), Сергий (Петров) (1913—1919).


Епископы Сухумской епархии: Геннадий (Павлинский) (1886—1889), Александр (Хованский) (1889—1891), Агафодор (Преображенский) (1891—1893), Петр (Другов) (1893—1895), Арсений (Изотов) (1895—1905), Серафим (Чичагов) (1905—1906), — Кирион (Садзагелов) (1906—1907), Димитрий (Сперовский) (1907—1911), Андрей (Ухтомский) (1911—1913), Сергий (Петров) (1913—1919).
'''Советский период'''


=== Советский период ===
К 1917 году Сухумская епархия имела 125 приходских храмов: 61 абхазских, 36 русских, 16 греческих, 4 мингрело-грузинских и 8 смешанных, то есть русско-греческих и русско-мингрельских. Епархия имела два крупных мужских монастыря: Ново-Афонский Симона-Кананитский (основан в 1875 году) и Успенский Драндский.
К 1917 году
<nowiki> </nowiki>Сухумская епархия имела 125 приходских храмов: 61 абхазских, 36  
русских, 16 греческих, 4 мингрело-грузинских и 8 смешанных, то есть  
русско-греческих и русско-мингрельских. Епархия имела два крупных  
мужских монастыря: Ново-Афонский Симона-Кананитский (основан в 1875 году) и Успенский Драндский.


После февральской революции 1917 года была провозглашена автокефалия Грузинской Церкви. 11-14 мая 1917 года в Сухуме
После февральской революции 1917 года была провозглашена автокефалия Грузинской Церкви. 11-14 мая 1917 года в Сухуме был организован «Съезд духовенства и выборных мирян абхазского православного населения Сухумского округа». Съезд вынес решение объявить Абхазскую церковь автокефальной и считать епископом автокефальной Абхазской Церкви Сергия (Петрова), епископа Сухумского. Съезд обратился также с приветствием по поводу восстановления автокефалии Грузинской Церкви (данное решение, поддержанное Временным правительством России, было принято 12 марта 1917 г.): «Святая Грузинская Церковь в муках родила эту независимость и, по историческому праву, она достойна автокефалии. Судьба одинаково была безжалостна как для Церкви Грузинской, так и для Абхазской». В мае 1917 года грузинская делегация прибыла в Абхазию, чтобы провести переговоры о присоединении абхазских приходских храмов к Грузинской Церкви. Абхазское духовенство и общественность отказались от предложений грузинской делегации и обратились к епископату Русской церкви, в связи с чем 21 июля от имени Святейшего Синода за подписью российского экзарха Грузии митрополита Платона (Рождественского) была послана телеграмма: «Сухум. Князю Александру Шервашидзе. Объявите абхазскому народу, что Св. Синод считает необходимым вопрос о церковных правах абхазцев передать на решение назначенного 15 августа Поместного Собора. До решения Собора должно сохраняться существующее епархиальное управление».
<nowiki> </nowiki>был организован «Съезд духовенства и выборных мирян абхазского  
православного населения Сухумского округа». Съезд вынес решение объявить
<nowiki> </nowiki>Абхазскую церковь автокефальной и считать епископом автокефальной  
Абхазской Церкви Сергия (Петрова),
<nowiki> </nowiki>епископа Сухумского. Съезд обратился также с приветствием по поводу  
восстановления автокефалии Грузинской Церкви (данное решение,  
поддержанное Временным правительством России, было принято 12 марта 1917 г.): ''«Святая
<nowiki> </nowiki>Грузинская Церковь в муках родила эту независимость и, по историческому
<nowiki> </nowiki>праву, она достойна автокефалии. Судьба одинаково была безжалостна как  
для Церкви Грузинской, так и для Абхазской»''. В мае 1917 года
<nowiki> </nowiki>грузинская делегация прибыла в Абхазию, чтобы провести переговоры о  
присоединении абхазских приходских храмов к Грузинской Церкви. Абхазское
<nowiki> </nowiki>духовенство и общественность отказались от предложений грузинской  
делегации и обратились к епископату Русской церкви, в связи с чем 21  
июля от имени Святейшего Синода за подписью российского экзарха Грузии митрополита Платона (Рождественского) была послана телеграмма: ''«Сухум. Князю Александру Шервашидзе.
<nowiki> </nowiki>Объявите абхазскому народу, что Св. Синод считает необходимым вопрос о  
церковных правах абхазцев передать на решение назначенного 15 августа  
Поместного Собора. До решения Собора должно сохраняться существующее  
епархиальное управление»''.


8-10 августа 1917 года вновь состоялся Всеабхазский съезд мирян и  
8-10 августа 1917 года вновь состоялся Всеабхазский съезд мирян и духовенства, который обратился с просьбой о самоуправлении к предстоящему Всероссийскому Поместному Собору. Восемнадцатый отдел этого собора должен был рассматривать вопрос устройства Православной Церкви в Закавказье, в том числе и решение абхазского церковного вопроса. От Сухумской епархии на соборе принимало участие 4 человека, во главе с епископом Сухумским Сергием (Петровым).
духовенства, который обратился с просьбой о самоуправлении к  
предстоящему Всероссийскому Поместному Собору.
<nowiki> </nowiki>Восемнадцатый отдел этого собора должен был рассматривать вопрос  
устройства Православной Церкви в Закавказье, в том числе и решение  
абхазского церковного вопроса. От Сухумской епархии на соборе принимало  
участие 4 человека, во главе с епископом Сухумским Сергием (Петровым).


Протоиерей Георгий Голубцов предлагал на заседаниях XVIII отдела  
Протоиерей Георгий Голубцов предлагал на заседаниях XVIII отдела Собора и лично вновь избранному патриарху Тихону, с которым он встречался дважды, решить абхазский церковный вопрос следующим образом: переименовать Сухумскую епархию в «Абхазскую», выделить её из состава Грузинского Экзархата Русской Церкви, и сделать её самостоятельной епархией в составе Русской Церкви, с сохранением за ней территории от Ингура до Анапы. Подобное предложение было согласовано с абхазским духовенством и представителями общественности Абхазии. Предложение было одобрено святейшим патриархом Тихоном.
Собора и лично вновь избранному патриарху Тихону, с которым он  
встречался дважды, решить абхазский церковный вопрос следующим образом:  
переименовать Сухумскую епархию в «Абхазскую», выделить её из состава  
Грузинского Экзархата Русской Церкви, и сделать её самостоятельной  
епархией в составе Русской Церкви, с сохранением за ней территории от  
Ингура до Анапы. Подобное предложение было согласовано с абхазским  
духовенством и представителями общественности Абхазии. Предложение было  
одобрено святейшим патриархом Тихоном.


Летом 1918 года Абхазия оказалось оккупирована грузинскими меньшевиками. Вслед за этим Грузинская Церковь
Летом 1918 года Абхазия оказалось оккупирована грузинскими меньшевиками. Вслед за этим Грузинская Церковь открыла на канонической территории продолжающей действовать Сухумской епархии свою параллельную Цхумо-Абхазскую епархию. Возглавил эту епархию епископ Амвросий (Хелая).
<nowiki> </nowiki>открыла на канонической территории продолжающей действовать Сухумской  
епархии свою параллельную Цхумо-Абхазскую епархию. Возглавил эту епархию
<nowiki> </nowiki>епископ Амвросий (Хелая).


В 1920 году с отступающей Белой армией покинул Россию епископ Сергий  
В 1920 году с отступающей Белой армией покинул Россию епископ Сергий (Петров). С этого времени прекратила свое существование Сухумская епархия, хотя ещё до конца 1930-х годов назначались епископы, которые окормляли небольшое количество «тихоновских» приходов. В 1924—1927 годы «тихоновскими» приходами в Абхазии управлял епископ Ереванский Антоний (Романовский); в дальнейшем ими управляли епископы Бакинские.
(Петров). С этого времени прекратила свое существование Сухумская  
епархия, хотя ещё до конца 1930-х
<nowiki> </nowiki>годов назначались епископы, которые окормляли небольшое количество  
«тихоновских» приходов. В 1924—1927 годы «тихоновскими» приходами в  
Абхазии управлял епископ Ереванский Антоний (Романовский); в дальнейшем ими управляли епископы Бакинские.


К 1924 году
К 1924 году были закрыты все монастыри Сухумской епархии и большинство приходов. Почти все духовенство и монашество было расстреляно или заключено в лагеря. Среди репрессированного духовенства особо следует выделить имя настоятеля Сухумского кафедрального собора священника Елизбара Ачба, новомученика Абхазской Церкви.
<nowiki> </nowiki>были закрыты все монастыри Сухумской епархии и большинство приходов.  
Почти все духовенство и монашество было расстреляно или заключено в  
лагеря. Среди репрессированного духовенства особо следует выделить имя  
настоятеля Сухумского кафедрального собора священника Елизбара Ачба, новомученика Абхазской Церкви.


В 1943 году Русская православная церковь
В 1943 году Русская православная церковь признала независимость Грузинской церкви и возобновилось молитвенно-каноническое общение с нею, при этом последние приходские храмы на территории Абхазии, не подчинявшиеся до этого грузинским автокефалистам и именовавшие себя «тихоновцами», были переданы Русской церковью в юрисдикцию Грузинской. Таким образом, акт открытия Сухумо-Абхазской епархии Грузинской церкви через 25 лет был узаконен.
<nowiki> </nowiki>признала независимость Грузинской церкви и возобновилось  
молитвенно-каноническое общение с нею, при этом последние приходские  
храмы на территории Абхазии, не подчинявшиеся до этого грузинским  
автокефалистам и именовавшие себя «тихоновцами», были переданы Русской  
церковью в юрисдикцию Грузинской. Таким образом, акт открытия  
Сухумо-Абхазской епархии Грузинской церкви через 25 лет был узаконен.


После Второй мировой войны, Сухумо-Абхазскую епархию возглавляли: Антоний (Гигинейшвили) (1952—1956), Леонид (Жвания) (1957—1964), Роман (Петриашвили) (1964—1967), Илия (Гудушаури-Шиолашвили) (1967—1977), Николай (Махарадзе) (1977—1983), Давид (Чкадуа) (1983—1992), Даниил (Датуашвили) (1992—1993, бежал, числился правящим архиереем до 2010 года).
После Второй мировой войны, Сухумо-Абхазскую епархию возглавляли: Антоний (Гигинейшвили) (1952—1956), Леонид (Жвания) (1957—1964), Роман (Петриашвили) (1964—1967), Илия (Гудушаури-Шиолашвили) (1967—1977), Николай (Махарадзе) (1977—1983), Давид (Чкадуа) (1983—1992), Даниил (Датуашвили) (1992—1993, бежал, числился правящим архиереем до 2010 года).
Строка 178: Строка 93:
В период правления митрополита Давида (Чкадуа), были открыты несколько храмов, в том числе и храм св. Иоанна Златоуста в Команах. После смерти митрополита Давида в Сухум был прислан архиепископ Даниил (Датуашвили), который в 1993 году вместе с грузинским духовенством покинул Абхазию и переселился в Грузию, где до 2010 года номинально носит титул епископа Сухумо-Абхазской епархии.
В период правления митрополита Давида (Чкадуа), были открыты несколько храмов, в том числе и храм св. Иоанна Златоуста в Команах. После смерти митрополита Давида в Сухум был прислан архиепископ Даниил (Датуашвили), который в 1993 году вместе с грузинским духовенством покинул Абхазию и переселился в Грузию, где до 2010 года номинально носит титул епископа Сухумо-Абхазской епархии.


После бегства грузинского духовенства в Абхазии осталось четыре священника: священник Виссарион Аплиаа,
После бегства грузинского духовенства в Абхазии осталось четыре священника: священник Виссарион Аплиаа, служивший во время войны в Гудаутской церкви; протоиерей Петр (Самсонов), настоятель Лыхненского храма; священник Павел (Харченко), служащий священник Гагрского храма; игумен Виталий (Голубь), служащий священник Сухумского кафедрального собора. В отсутствие непосредственного иерархического руководства упомянутые священники в конце 1993 года избрали из своей среды священника Виссариона Аплиаа настоятелем Кафедрального собора города Сухума и представителем Сухумо-Абхазской епархии во взаимоотношениях с государством и Русской Православной Церковью. В 1998 году духовенством Абхазии был создан Епархиальный Совет Сухумо-Абхазской епархии. На первом заседании Совета в 1998 году был принят Устав Епархии и избран управляющий Епархиальным Советом Сухумо-Абхазской епархии — священник Виссарион Аплиаа. В 2004 году проведший ряд неофициальных встреч и переговоров с представителями Грузинской церкви, в том числе и с католикосом Илией II.
<nowiki> </nowiki>служивший во время войны в Гудаутской церкви; протоиерей Петр  
(Самсонов), настоятель Лыхненского храма; священник Павел (Харченко),  
служащий священник Гагрского храма; игумен Виталий (Голубь), служащий  
священник Сухумского кафедрального собора. В отсутствие  
непосредственного иерархического руководства упомянутые священники в  
конце 1993 года избрали из своей среды священника Виссариона Аплиаа настоятелем Кафедрального собора города Сухума и представителем Сухумо-Абхазской епархии во взаимоотношениях с государством и Русской Православной Церковью.
В 1998 году духовенством Абхазии был создан Епархиальный Совет Сухумо-Абхазской епархии. На первом заседании Совета в 1998 году
<nowiki> </nowiki>был принят Устав Епархии и избран управляющий Епархиальным Советом  
Сухумо-Абхазской епархии — священник Виссарион Аплиаа. В 2004 году  
проведший ряд неофициальных встреч и переговоров с представителями  
Грузинской церкви, в том числе и с католикосом Илией II.


В послевоенный период на территории Сухумо-Абхазской епархии было открыто несколько храмов и монастырей: в 1994 году открыт Новоафонский монастырь, в 2001 году Команский монастырь. С 2002 года действует Новоафонское духовное училище. Возобновлено богослужение на абхазском языке.
В послевоенный период на территории Сухумо-Абхазской епархии было открыто несколько храмов и монастырей: в 1994 году открыт Новоафонский монастырь, в 2001 году Команский монастырь. С 2002 года действует Новоафонское духовное училище. Возобновлено богослужение на абхазском языке.
Строка 195: Строка 99:
Отношения между грузинами и абхазами ещё сильнее обострились после военного нападения Грузии на Южную Осетию в августе 2008 года.
Отношения между грузинами и абхазами ещё сильнее обострились после военного нападения Грузии на Южную Осетию в августе 2008 года.


В связи с обретением Абхазией государственной независимости, 15 сентября 2009 года
В связи с обретением Абхазией государственной независимости, 15 сентября 2009 года на Собрании с участием всего абхазского духовенства с целью восстановления Абхазской православной церкви, имевшей самостоятельную поместную значимость вселенского характера, но утраченную в 1795 году, приняты следующие решения:
<nowiki> </nowiki>на Собрании с участием всего абхазского духовенства с целью  
 
восстановления Абхазской православной церкви, имевшей самостоятельную  
поместную значимость вселенского характера, но утраченную в 1795 году, приняты следующие решения:
* Объявить о прекращении деятельности Сухумо-Абхазской Епархии Грузинской Православной Церкви на территории Республики Абхазия.
* Объявить о прекращении деятельности Сухумо-Абхазской Епархии Грузинской Православной Церкви на территории Республики Абхазия.
* Объявить о создании Пицундской и Сухумской Епархии '''Абхазской православной церкви'''.
* Объявить о создании Пицундской и Сухумской Епархии '''Абхазской православной церкви'''.
Строка 204: Строка 106:
* Подготовить соответствующие обращения ко всем православным Поместным Церквям, наипаче же к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, Священному синоду Русской православной церкви — с молитвенной просьбой в восстановлении Абхазской Православной Церкви, прекратившей свое существование в 1795 году.
* Подготовить соответствующие обращения ко всем православным Поместным Церквям, наипаче же к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, Священному синоду Русской православной церкви — с молитвенной просьбой в восстановлении Абхазской Православной Церкви, прекратившей свое существование в 1795 году.
* 15 сентября 2009 года отметить как памятную дату Православной Церкви в Абхазии.
* 15 сентября 2009 года отметить как памятную дату Православной Церкви в Абхазии.
Во исполнение Постановления Епархиального Собрания Пицундской и Сухумской Епархии Абхазской Православной Церкви, 4 ноября 2009 года
<nowiki> </nowiki>клирики и миряне Абхазии обратились к предстоятелям Поместных
Православных Церквей с «просьбой о помощи в Богоугодном и благочестивом
деянии, каноническом восстановлении и возрождении Абхазской Православной
<nowiki> </nowiki>Церкви». Первое послание было адресовано предстоятелю Грузинской
Православной Церкви Илии II, второе — патриарху Московскому и всея Руси
Кириллу


В связи с неоднократными обращениями главы Абхазской Православной  
Во исполнение Постановления Епархиального Собрания Пицундской и Сухумской Епархии Абхазской Православной Церкви, 4 ноября 2009 года клирики и миряне Абхазии обратились к предстоятелям Поместных Православных Церквей с «просьбой о помощи в Богоугодном и благочестивом деянии, каноническом восстановлении и возрождении Абхазской Православной Церкви». Первое послание было адресовано предстоятелю Грузинской Православной Церкви Илии II, второе — патриарху Московскому и всея Руси Кириллу
Церкви, управляющего Сухумской и Пицундской епархиями, иерея Виссариона  
 
Аплиаа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил в  
В связи с неоднократными обращениями главы Абхазской Православной Церкви, управляющего Сухумской и Пицундской епархиями, иерея Виссариона Аплиаа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил в монастырь святого апостола Симона Кананита в Новом Афоне в Абхазии нового настоятеля игумена Ефрема (Виноградова).
монастырь святого апостола Симона Кананита в Новом Афоне в Абхазии  
нового настоятеля игумена Ефрема (Виноградова).


Назначение нового настоятеля вызвало протест части абхазских клириков
Назначение нового настоятеля вызвало протест части абхазских клириков и мирян. На церковно-народном сходе в Новом Афоне 4 апреля были приняты следующие решения: 1. Созвать 15 мая 2011 года Церковно-народное собрание в монастыре св. ап. Симона Кананита в Анакопии-Новом Афоне, с привлечением представителей всех структур нынешней Абхазской Православной Церкви, а также представителей всех ветвей государственной власти и широкого круга общественных организаций, с тем, чтобы открыто обсудить и принять соответствующие решения в отношении будущего развития Абхазской Православной Церкви. 2. Пригласить на это Церковно-народное собрание — абхазское духовенство, находящееся за границей, а именно: иеромонаха Дорофея (Дбар), иеродиакона Давида (Сарсания) и послушника Леона (Аджинджал). 3. Поручить подготовку проведения Церковно-народного собрания иеромонаху Андрею (Ампар), вместе с монашествующими и сотрудниками монастыря св. ап. Симона Кананита в Анакопии-Новом Афоне.
<nowiki> </nowiki>и мирян. На церковно-народном сходе в Новом Афоне 4 апреля были приняты
<nowiki> </nowiki>следующие решения: 1. Созвать 15 мая 2011 года Церковно-народное  
собрание в монастыре св. ап. Симона Кананита в Анакопии-Новом Афоне, с  
привлечением представителей всех структур нынешней Абхазской  
Православной Церкви, а также представителей всех ветвей государственной  
власти и широкого круга общественных организаций, с тем, чтобы открыто  
обсудить и принять соответствующие решения в отношении будущего развития
<nowiki> </nowiki>Абхазской Православной Церкви. 2. Пригласить на это Церковно-народное  
собрание — абхазское духовенство, находящееся за границей, а именно:  
иеромонаха Дорофея (Дбар), иеродиакона Давида (Сарсания) и послушника  
Леона (Аджинджал). 3. Поручить подготовку проведения Церковно-народного  
собрания иеромонаху Андрею (Ампар), вместе с монашествующими и  
сотрудниками монастыря св. ап. Симона Кананита в Анакопии-Новом Афоне.


Несмотря на заверения митрополита Волоколамского Илариона, данными  
Несмотря на заверения митрополита Волоколамского Илариона, данными католикосу Илие II, о неправильно понятой цели визита игумена Ефрема в Абхазию, сегодня сам игумен Ефрем в сонме абхазского духовенства подтвердил факт благословения патриархом Кириллом его направления в Новоафонский монастырь настоятелем, по просьбе иерея Виссариона. Иеромонаха Андрея (Ампар) за непослушание решено предать суду патриарха Кирилла.
католикосу Илие II, о неправильно понятой цели визита игумена Ефрема в  
Абхазию, сегодня сам игумен Ефрем в сонме абхазского духовенства  
подтвердил факт благословения патриархом Кириллом его направления в  
Новоафонский монастырь настоятелем, по просьбе иерея Виссариона.  
Иеромонаха Андрея (Ампар) за непослушание решено предать суду патриарха Кирилла.


Ряд прихожан Абхазской церкви в открытом письме от 11 апреля 2011  
Ряд прихожан Абхазской церкви в открытом письме от 11 апреля 2011 года попросили патриарха Кирилла отозвать игумена Ефрема (Виноградова), «дабы не усугублять конфликтную ситуацию, которая может привести к осложнению российско-абхазских отношений».
года попросили патриарха Кирилла отозвать игумена Ефрема (Виноградова),  
«дабы не усугублять конфликтную ситуацию, которая может привести к  
осложнению российско-абхазских отношений».


== Святыни ==
== Святыни ==
[[Файл:Ново-Афонский Симоно-Кананитский мужской монастырь.jpg|мини|200px|справа|Икона Божией Матери «Избавительница» со святыми апостолом Симоном Кананитом и великомучеником и целителем Пантелеимоном]]
'''[[Ново-Афонский Симоно-Кананитский мужской монастырь]]''' (не подчиняется юрисдикции ни одной из Поместных Православных Церквей):
'''[[Ново-Афонский Симоно-Кананитский мужской монастырь]]''' (не подчиняется юрисдикции ни одной из Поместных Православных Церквей):
* Икона Божией Матери «Избавительница» со свв. апостолом Симоном Кананитом и великомучеником и целителем Пантелеимоном (предп. кон. ХІХ − нач ХХ вв.).
* Икона Божией Матери «Избавительница» со свв. апостолом Симоном Кананитом и великомучеником и целителем Пантелеимоном (предп. кон. ХІХ − нач ХХ вв.).
Строка 254: Строка 125:
* Чудотворный крест с частицей Древа Животворящего Креста Господня
* Чудотворный крест с частицей Древа Животворящего Креста Господня
* Пещера ап. Симона Кананита - здесь, по преданию, уединялся и молился апостол; пещера была освящена водосвятием в 1884 году; в ней прорублен вход для паломников и поставлена икона святых апостолов Андрея и Симона
* Пещера ап. Симона Кананита - здесь, по преданию, уединялся и молился апостол; пещера была освящена водосвятием в 1884 году; в ней прорублен вход для паломников и поставлена икона святых апостолов Андрея и Симона
'''Новый Афон:'''
* [[Пещера апостола Симона Кананита]]


'''[[Патриарший собор апостола Андрея Первозванного (Пицундский храм)]]:'''  
'''[[Патриарший собор апостола Андрея Первозванного (Пицундский храм)]]:'''  
* Оригинал «Бичвинтской» («Пицундской») иконы Божией Матери.
* Оригинал «Бичвинтской» («Пицундской») иконы Божией Матери.


'''С. ГУМА''' (в Сухумском районе, к северу от города Сухум):
'''[[Храм Василиска Команского (Команы)]]:'''
* [[Источник святого Василиска]]
* [[Источник святого Василиска]]
'''[[Гагра]]:'''
* [[Пещера святого Ипатия (Гагра)]]


== Монастыри ==
== Монастыри ==


=== [[Ново-Афонский Симоно-Кананитский мужской монастырь]] ===
=== [[Ново-Афонский Симоно-Кананитский мужской монастырь]] ===
Мужской монастырь, расположенный у подножия Афонской горы в Абхазии. Основан в 1875 году монахами русского монастыря святого Пантелеимона со Старого Афона (Греция) (Констанинопольского Патриархата) при участии российского императора Александра III. Закрыт в 1924 году, воозвращён верующим в 1994 году. 11 февраля 2011 года правительство Абхазии передало монастырь Абхазской православной церкви. С 15 мая 2011 года монастырь является кафедрой неканонической «Священной Митрополии Абхазии».
[[Файл:Ново-Афонский Симоно-Кананитский мужской монастырь4.jpg|мини|справа]]
Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь — мужской монастырь, расположенный у подножия Афонской горы в Абхазии.  
 
Основан в 1875 году монахами русского монастыря святого Пантелеимона со Старого Афона (Греция) при участии российского императора Александра III.  
 
11 февраля 2011 года правительство Абхазии передало монастырь Абхазской православной церкви.
 
С 15 мая 2011 года монастырь фактически является кафедрой неканонической «Священной Митрополии Абхазии».
 
'''Адрес:''' Абхазия, 354000, Гудаутский р-н, г. Новый Афон, монастырь


https://azbyka.ru/palomnik/forum/blogs/novyj-afon.11/
'''Телефон:''' (+7-840 442) 2-40-23, 2-40-26


[[Ново-Афонский Симоно-Кананитский мужской монастырь|Подробнее...]].
[[Ново-Афонский Симоно-Кананитский мужской монастырь|Подробнее...]].


=== [[Каманский мужской монастырь святителя Иоанна Златоуста]] ===
=== [[Каманский мужской монастырь святителя Иоанна Златоуста]] ===
[[Файл:Команский монастырь8.JPG|мини|справа]]
Кама́нский монасты́рь святи́теля Иоа́нна Златоу́стого — православный мужской монастырь непризнанной Абхазской православной церкви, расположенный в селе Коман в Абхазии.
На территории монастыря был похоронен святитель Иоанн Златоуст.
В 438 году его мощи были перенесены в Константинополь.
'''Адрес:''' Республика Абхазия, Сухумский район, село Каманы (Команы).
'''Телефон:''' (+7-840 442) 7-25-04.
[[Каманский мужской монастырь святителя Иоанна Златоуста|Подробнее...]]


== Храмы ==
== Храмы ==
[[Абхазия (храмы)|Основные храмы Абхазии]]  
Список храмов Абхазии смотрите '''[[Абхазия (храмы)|ЗДЕСЬ]]'''.


=== [[Патриарший собор апостола Андрея Первозванного (Пицундский храм)]] ===
=== [[Патриарший собор апостола Андрея Первозванного (Пицундский храм)]] ===
Строка 323: Строка 221:
[[Благовещенский кафедральный собор (Сухум)|Подробнее...]]
[[Благовещенский кафедральный собор (Сухум)|Подробнее...]]


=== [[Гагрский Ипатьевский храм (крепость Абаата)]] ===
== Паломнику ==
[[Файл:Храм Абаата4.jpeg|мини|справа]]
=== Главные достопримечательности ===
Гагрский храм святого Ипатия (Покровский храм) расположен в крепости Абаата.


Он был построен в VI-VIII веках и относится к числу древнейших культовых сооружений на территории Абхазии.  
'''Анакопи́йская кре́пость''' — оборонительное сооружение, расположенное в городе Новый Афон на Анакопийской горе, наиболее полно сохранившееся древнее укрепление на территории Абхазии.


Фактически находится в ведении неканонической Абхазской православной церкви, принадлежность оспаривается Грузинской православной церковью.
Для тех, кто планирует добраться до Анакопийской крепости самостоятельно, главным ориентиром станет остановка, выполненная в виде огромной ракушки и украшенная мозаикой, она так и называется — «Ракушка». Около остановки поворачиваем в сторону Иверской горы и едем по асфальтированному серпантину мимо Новоафонской пещеры, далее поворачиваем на улицу Чанба и продолжаем движение в гору. Вскоре на вашем пути встретится смотровая площадка с автомобильной парковкой и зоной отдыха. Здесь оставляем машину, в кассе покупаем билеты и, если вам повезёт и наберется не менее десятка туристов, присоединяемся к экскурсионной группе и под командованием гида отправляемся на полуторачасовую экскурсию.


Один из древнейших образцов трехцерковных базилик на территории Абхазии. Пережив период генуэзских факторий и турецкого господства, храм почти полностью сохранил свои древние формы и неповторимый облик.
=== Транспортная доступность ===
Самолетом или поездом можно добраться до Адлера, далее доехать до пограничного поста Псоу на автобусе или маршрутном такси (полчаса в пути), пешком преодолеть пропускной пункт и добраться опять же на маршрутном такси до нужного места (регулярного расписания нет, но с 10:00 до 20:00 маршрутки отходят каждые 10-30 минут). В среднем, дорога от границы до Гагры занимает 20—30 минут, до Пицунды — 40 минут, до Афона — 1 час, а до Сухума — 1 час 40 минут.


'''Адрес:''' Абхазия, г. Гагра, пр-т Нартаа, д. 17.
В 2003 г. начала курсировать электричка Сочи Сухуми, проходящая через все крупные курорты (Гагра, Пицунда, Новый Афон)<ref>[http://tonkosti.ru/%D0%90%D0%B1%D1%85%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%8F Токости туризма. Абхазия.]</ref>.
 
[[Гагрский Ипатьевский храм (крепость Абаата)|Подробнее...]]
 
=== [[Илорская церковь святого Георгия Победоносца]] ===
[[Файл:Илорский храм.JPG|мини|справа]]
Илорская церковь святого Георгия (груз. ილორის წმინდა გიორგის ეკლესია) христианский храм в селе Илор в Абхазии, образец грузинской архитектуры XI века. Комплекс Илорской церкви составляют само здание церкви и подсобные строения. Территория обнесена булыжной оградой, над воротами имеется колокольня.
 
'''Адрес:''' Республика Абхазия, Очамчырский район, поселок Илор.
 
'''Проезд:'''
 
1) На личном автотранспорте из Сухума в сторону Грузии до правого поворота на Очамчиру. Далее проезжаем по набережной (в Очамчире набережная является центральной улицей) через весь город и никуда не сворачивая едем по главной дороге около 3 километров, пока справа не покажется Илорский храм (указателей нет).
 
2) Рейсовым автобусом от ж/д вокзала города Сухум до Очамчыры, далее около 5 километров пешком или на попутке (не рекомендую 2 вариант).
 
3) С экскурсией, на которую можно записаться в любом курортном населенном пунтке Абхазии.
 
[[Илорская церковь святого Георгия Победоносца|Подробнее...]]
 
=== [[Собор Влахернской иконы Божией Матери (Бедийский собор)]] ===
[[Файл:Бедийский собор1.jpg|мини|справа]]
Собор был построен в 999 году абхазским царём Багратом III в честь Влахернской иконы Божьей Матери. В храме находится его усыпальница. В XIII веке Бедийский собор реставрировался, заново были сооружены фасад и купол. В плане собор по своей форме приближается к купольным. Стены сложены из тёсаного камня. В XVII веке церковные службы в храме прекратились, возобновлены в XIX веке.
 
Вопрос о возрождении Бедийского собора ставился в 1912 году епископом Сухумским Андреем (князем А. А. Ухтомским), организовавшим к нему массовое паломничество.
 
В 100 метрах к западу от Бедийского собора находятся развалины большого каменного дворца с остатками сводов и колонн нижнего этажа, где располагалась трапезная и зал для собраний. На недостроенном втором этаже находились жилые помещения бедийских епископов. С севера к дворцу примыкала колокольня, через первый этаж которой имелся проход на территорию собора.
 
'''Адрес:''' Абхазия, Ткварчельский район, с. Агубедиа
 
[[Собор Влахернской иконы Божией Матери (Бедийский собор)|Подробнее...]]
 
=== [[Лыхненский храм Успения Пресвятой Богородицы]] ===
[[Файл:Успенский храм Лыхны5.jpg|мини|справа]]
Лыхненский храм на окраине поляны Лыхнашты в селе Лыхны был построен в X–XI веках. Здание храма, каменная ограда и внутренняя отделка хорошо сохранились до наших дней.
 
В середине XIX века император Николай I распорядился обратить эту церковь в монастырь и место пребывания священников. В начале XX века епископ Уфимский Андрей подарил храму икону Знамения Божьей Матери с надписью на абхазском языке.
 
Лыхненский храм является усыпальницей владетельного князя Абхазии Сафарбея Чачба (Георгия Шервашидзе), умершего в 1821 году. Его останки были перенесены сюда из Сухумской крепости.
 
Лыхненский храм относится к тем немногим культовым сооружениям, которые фактически не прекращали свою деятельность не только в период насаждения ислама в Абхазии, но и в советское время.
 
'''Адрес:''' Абхазия, с. Лыхны
 
'''Проезд:''' Село Лыхны находится сразу к северу от Гудауты. Немного восточнее гудаутского вокзала есть заметный поворот, от которого можно пройти на север ровно 4 километра. Сначала справа будет видна большая поляна, а за ней - храм. Сюда можно быстро добраться на такси. Автобусы наверняка есть, но искать их в Гудауте бывает неудобно.
 
[[Лыхненский храм Успения Пресвятой Богородицы|Подробнее...]]
 
== Главные достопримечательности ==
 
===Анакопийская крепость ===
'''Анакопи́йская кре́пость''' — оборонительное сооружение, расположенное в городе Новый Афон на Анакопийской горе, наиболее полно сохранившееся древнее укрепление на территории Абхазии.
 
Для тех, кто планирует добраться до Анакопийской крепости самостоятельно, главным ориентиром станет остановка, выполненная в виде огромной ракушки и украшенная мозаикой, она так и называется — «Ракушка». Около остановки поворачиваем в сторону Иверской горы и едем по асфальтированному серпантину мимо Новоафонской пещеры, далее поворачиваем на улицу Чанба и продолжаем движение в гору. Вскоре на вашем пути встретится смотровая площадка с автомобильной парковкой и зоной отдыха. Здесь оставляем машину, в кассе покупаем билеты и, если вам повезёт и наберется не менее десятка туристов, присоединяемся к экскурсионной группе и под командованием гида отправляемся на полуторачасовую экскурсию.


== Фото ==
== Фото ==
Строка 398: Строка 243:
Файл:Храм_Успения_Пресвятой_Богородицы_(Лыхны).jpg|[[Лыхненский храм Успения Пресвятой Богородицы]]
Файл:Храм_Успения_Пресвятой_Богородицы_(Лыхны).jpg|[[Лыхненский храм Успения Пресвятой Богородицы]]
Файл:Храм_святого_Георгия_Победоносца_(с._Елыр).jpg|[[Илорская церковь святого Георгия Победоносца]]
Файл:Храм_святого_Георгия_Победоносца_(с._Елыр).jpg|[[Илорская церковь святого Георгия Победоносца]]
Файл:Храм_Преображения_Господня_(с._Яштуха).jpg|Храм Преображения Господня (Яштуха)
Файл:Храм_Пророка_Илии_(п._Агудзера).jpg|Храм Пророка Илии (Агудзера)
</gallery>
</gallery>
== Видео ==
<youtube></nowiki>http://www.youtube.com/watch?v=997-h4uqShs<nowiki></youtube>
== Транспортная доступность ==
Самолетом или поездом можно добраться до Адлера, далее доехать до пограничного поста Псоу на автобусе или маршрутном такси (полчаса в пути), пешком преодолеть пропускной пункт и добраться опять же на маршрутном такси до нужного места (регулярного расписания нет, но с 10:00 до 20:00 маршрутки отходят каждые 10-30 минут). В среднем, дорога от границы до Гагры занимает 20—30 минут, до Пицунды — 40 минут, до Афона — 1 час, а до Сухума — 1 час 40 минут.
В 2003 г. начала курсировать электричка Сочи — Сухуми, проходящая через все крупные курорты (Гагра, Пицунда, Новый Афон)<ref>[http://tonkosti.ru/%D0%90%D0%B1%D1%85%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%8F Токости туризма. Абхазия.]</ref>.


== Ссылки ==
== Ссылки ==


{{SEO|в Абхазию|Абхазии}}
{{SEO|в Абхазию|Абхазии}}

Текущая версия от 20:35, 24 декабря 2023

Идёт загрузка карты…
Ново-Афонский Симоно-Кананитский мужской монастырь

Абха́зия (абх. Аҧсны [Апсны́], груз. აფხაზეთი [Апхазети]) — спорная территория и частично признанное государство в северо-западной части южного склона Главного Кавказского хребта, на северо-восточном побережье Чёрного моря. Столица - город Сухум.

Крупнейшие города[править | править код]

Православие в Абхазии[править | править код]

Православие в Абхазии — история и современное положение православия в Абхазии.

По преданию, православие в Абхазии имеет апостольское происхождение. С начала IV века здесь существовала Абазгийской епархии Константинопольского Патриархата. В VIII веке был учреждён Абхазский католикосат, объединявший ряд епархий, который просуществовавший до 1819 года, когда он был присоединён к Грузинскому экзархату Русской православной церкви. После одностороннего отделения Грузинской православной церкви от Русской в 1917 году в Абхазии существовали как приходы Грузинского Патриархата, так и Московского. С урегулированием канонического положения Грузинской церкви в 1943 году все православные приходы в Абхазии вошли в состав Сухумской и Абхазской епархии Грузинской Православной Церкви. В настоящее время Абхазия является частью канонической территории Грузинской православной церкви, в составе которой де-юре действует Пицундская и Сухумо-Абхазская епархия, однако, ввиду политической ситуации, Грузинская православная церковь не имеет возможности управлять церковной жизнью на территории Абхазии. Большинство действующих приходов в Абхазии находятся в ведении провозглашённой в 2009 году Абхазской православной церкви, не признанная ни одной Поместной Церковью. В 2011 году трое ушедших из Абхазской православной церкви клириков, поддержанные рядом мирян, образовали неканоническую «Священную Митрополию Абхазии».

История[править | править код]

История христианства в Абхазии восходит к I веку нашей эры. Считается, что здесь проповедовали апостолы Андрей и Симон Кананит, который в середине I века был обезглавлен римскими легионерами в Анакопии. Есть сведения о том, что апостол Матфий также вел свою проповедь в Абхазии и был погребен в городе Себастополисе.

В послеапостольское время христианство проникало в Абхазию через церковных деятелей, воинов-христиан, государственных чиновников-христиан. Среди них были воины-мученики Орентий и его шесть братьев (IV век), двое из них — Орентий и Лонгин были погребены в Пицунде, один — в Зиганисе); мученик Василиск Команский (IV век), святитель Иоанн Златоуст (скончался в Команах в 407 году и был изначально погребён в церкви Команского монастыря).

IV—VI век

В начале IV века в Питиунте (современная Пицунда) возникает епископская кафедра, юрисдикционно подчинённая Константинопольскому Патриархату и возглавляемая епископом Сафронием. Это был первое церковно-административное образование на территории Абхазии. В 325 году уже другой епископ Питиунта — Стратофил участвовал в заседаниях I Вселенского Собора. Питиунская епископия в административном отношении была в подчинении архиепископа Кесарии Каппадокийской. С IV по VII века в Пицунде были построены семь храмов, в том числе и кафедральная базилика со знаменитой Пицундской мозаикой.

В VI веке император Юстиниан Великий завершает процесс христианизации древнеабхазских племен, устраивая специальную школу для абхазских детей в Константинополе. При участии императора была создана автокефальная Абазсгская епархия с кафедрой в город Себастополис. Вместо единственных в то время в Абхазии Питиунтской и Себастопольской епископий появляется целый ряд епископских кафедр, объединённых в одну Абазсгскую архиепископию.

VI—VIII век

В VI—VII веках в ведении Абазгской архиепископии были следующие епископские кафедры: Цандрипшская, Пицундская, Анакопийская, Себастопольская, Цебельдинская, Гюэносская (Очамчира).

Самыми знаменитыми кафедральными соборами периода VI—VII веков, дошедшими до нашего времени являются — Цандрипшская базилика (VI века) и Драндский собор (VI века). История сохранила нам имена только двух епископов того периода — Константина, епископа Цибилиума (пер. пол. VI в.) и Феодора, епископа Питиунтского (VII в.).

На юго-востоке Абазгская архиепископи граничила с Лазской епархией, на северо-западе с Зихской (Адыгской) епархией.

VIII—X век

Данный период характеризуется широким распространением христианства в Абхазии. В конце VIII века образуется средневековое Абхазское царство. Немного раньше возникает и самостоятельная Абхазская Церковь — в середине VIII века власти Абхазии посылают большую церковную делегацию в Антиохию с целью поставления в Абхазию своего абхазского католикоса. На Соборе Антиохийской Церкви, возглавляемой патриархом Феофилактом, было решено рукоположить во епископа и возвести в сан католикоса одного из них, по имени Иоанн, а другого поставить в сан епископа. По возвращении в Абхазию, католикос Иоанн, местом своей епископской кафедры избирает город Пицунду.

X—XVIII век

В 1390 году, на Пицундский престол был возведён католикос Арсений. Католикос Арсений был уроженцем Западной Грузии и оказался на престоле абхазских католикосов благодаря военному походу мегрельского владетеля Вамеха Дадиани на Джигетию (Адыгею) и Абхазию в 1390 году.

После него Абхазский Каталикосат возглавляли: Даниил (кон. XIV — нач. XV), Иоаким (1470—1474), Стефан (1490—1516), Малахия I (Абашидзе) (1519—1533), Иосиф I (Мачутадзе) (1533—1543), Евдемон I (Чхеидзе) (1543—1578).

Во второй половине XVI века произошло перенесение кафедры абхазских католикосов из Пицунды в Гелатский монастырь в Западной Грузии. С этого времени католикосы стали именоваться «католикосами Абхазскими и Имеретинскими», с XVII века «Имеретинскими и Абхазскими». В этот период Абхазский Каталикосат возглавляли: Евфимий (Сакварелидзе) (1578—1605), Малахия II (Гуриели) (1605—1629), Григорий I (Лордкипанидзе) (1629—1639), Максим I (Мачутадзе) (1639—1657), Виссарион I, Захария I (Квариани) (1657—1659), Симеон (Чхетитдзе) (1659—1666), Евдемон II (Сакварелидзе) (1666—1669), Евфимий II (Сакварелидзе) (1669—1673), Давид (Немсадзе) (1673—1696), Григорий II (Лордкипанидзе) (1696—1742), Герман (Цулукидзе) (1742—1751), Виссарион (Эристави-Рачинский) (1751—1769), Иосиф (Багратиони) (1769—1776).

Последний Абхазский католикос Максим II, из княжеской фамилии Абашидзе, из-за политических разногласий с имеретинским царём Давидом, был вынужден уехать на жительство в Россию. Царь Давид напротив думал о политической самостоятельности своего государства, используя поддержку Турции. По дороге в Палестину католикос Максим II в 1795 году скончался в Киево-Печерской Лавре. После смерти смерти этого католикоса прекратил своё существование Абхазский католикосат. Местоблюстители кафедры абхазских католикосов: митрополит Досифей (Церетели) и митрополит Евфимий (Шервашидзе), в 1819 году были удалены из Имеретии.

XIX век — нач. XX века

В 1851 году на территории Абхазии была учреждена епархия, получившая наименования «Абхазской». Епархия была включена в состав Грузинского экзархата Русской православной церкви и просуществовала до 1885 года.

Управляющие Абхазской епархией: Герман (Гоголашвили) (1851—1856), архимандрит Александр (Окропиридзе) (1856—1857) в/у, Геронтий (Папиташвили) (1857—1859), Александр (Окропиридзе) (1862—1869). Епископу Гавриилу (Кикодзе), возглавлявшему Имеретинскую кафедру в 1869 году было поручено одновременно управлять и Абхазской епархией. В период правления епископа Гавриила шёл процесс массового крещения абхазов, открывались новые приходы. Появились первые представители абхазского духовенства. Особо стоит выделить настоятеля Лыхненского храма, священномученика Иоанна Гегиа. Уроженец села Лыхны, отец Иоанн один из ярких церковных деятелей Абхазии во второй половине XIX века. Он участвует в переводе на абхазский язык первой религиозно-церковной книги под названием «Краткая Священная история», вышедшая в 1866 году. Отец Иоанн стоял у истоков возрождения абхазского богослужебного языка. Во время русско-турецкой войны 1876—1877 годов, отец Иоанн активно призывал своих односельчан и соотечественников не переселяться в Турцию. 5 августа 1877 года он был задушен в Лыхненском храме своими же соотечественниками-мусульманами. Сегодня имя этого человека чтится как имя святого Абхазской Церкви.

В 1885 году произошла реорганизация Абхазской епархии. С этого времени она получает наименование «Сухумской». В её состав вошла часть территории расформированной Кавказской епархии. С 1885 до 1919 года территория Сухумской епархии включала в себя населённые пунты от реки Ингури до Анапы.

Епископы Сухумской епархии: Геннадий (Павлинский) (1886—1889), Александр (Хованский) (1889—1891), Агафодор (Преображенский) (1891—1893), Петр (Другов) (1893—1895), Арсений (Изотов) (1895—1905), Серафим (Чичагов) (1905—1906), — Кирион (Садзагелов) (1906—1907), Димитрий (Сперовский) (1907—1911), Андрей (Ухтомский) (1911—1913), Сергий (Петров) (1913—1919).

Советский период

К 1917 году Сухумская епархия имела 125 приходских храмов: 61 абхазских, 36 русских, 16 греческих, 4 мингрело-грузинских и 8 смешанных, то есть русско-греческих и русско-мингрельских. Епархия имела два крупных мужских монастыря: Ново-Афонский Симона-Кананитский (основан в 1875 году) и Успенский Драндский.

После февральской революции 1917 года была провозглашена автокефалия Грузинской Церкви. 11-14 мая 1917 года в Сухуме был организован «Съезд духовенства и выборных мирян абхазского православного населения Сухумского округа». Съезд вынес решение объявить Абхазскую церковь автокефальной и считать епископом автокефальной Абхазской Церкви Сергия (Петрова), епископа Сухумского. Съезд обратился также с приветствием по поводу восстановления автокефалии Грузинской Церкви (данное решение, поддержанное Временным правительством России, было принято 12 марта 1917 г.): «Святая Грузинская Церковь в муках родила эту независимость и, по историческому праву, она достойна автокефалии. Судьба одинаково была безжалостна как для Церкви Грузинской, так и для Абхазской». В мае 1917 года грузинская делегация прибыла в Абхазию, чтобы провести переговоры о присоединении абхазских приходских храмов к Грузинской Церкви. Абхазское духовенство и общественность отказались от предложений грузинской делегации и обратились к епископату Русской церкви, в связи с чем 21 июля от имени Святейшего Синода за подписью российского экзарха Грузии митрополита Платона (Рождественского) была послана телеграмма: «Сухум. Князю Александру Шервашидзе. Объявите абхазскому народу, что Св. Синод считает необходимым вопрос о церковных правах абхазцев передать на решение назначенного 15 августа Поместного Собора. До решения Собора должно сохраняться существующее епархиальное управление».

8-10 августа 1917 года вновь состоялся Всеабхазский съезд мирян и духовенства, который обратился с просьбой о самоуправлении к предстоящему Всероссийскому Поместному Собору. Восемнадцатый отдел этого собора должен был рассматривать вопрос устройства Православной Церкви в Закавказье, в том числе и решение абхазского церковного вопроса. От Сухумской епархии на соборе принимало участие 4 человека, во главе с епископом Сухумским Сергием (Петровым).

Протоиерей Георгий Голубцов предлагал на заседаниях XVIII отдела Собора и лично вновь избранному патриарху Тихону, с которым он встречался дважды, решить абхазский церковный вопрос следующим образом: переименовать Сухумскую епархию в «Абхазскую», выделить её из состава Грузинского Экзархата Русской Церкви, и сделать её самостоятельной епархией в составе Русской Церкви, с сохранением за ней территории от Ингура до Анапы. Подобное предложение было согласовано с абхазским духовенством и представителями общественности Абхазии. Предложение было одобрено святейшим патриархом Тихоном.

Летом 1918 года Абхазия оказалось оккупирована грузинскими меньшевиками. Вслед за этим Грузинская Церковь открыла на канонической территории продолжающей действовать Сухумской епархии свою параллельную Цхумо-Абхазскую епархию. Возглавил эту епархию епископ Амвросий (Хелая).

В 1920 году с отступающей Белой армией покинул Россию епископ Сергий (Петров). С этого времени прекратила свое существование Сухумская епархия, хотя ещё до конца 1930-х годов назначались епископы, которые окормляли небольшое количество «тихоновских» приходов. В 1924—1927 годы «тихоновскими» приходами в Абхазии управлял епископ Ереванский Антоний (Романовский); в дальнейшем ими управляли епископы Бакинские.

К 1924 году были закрыты все монастыри Сухумской епархии и большинство приходов. Почти все духовенство и монашество было расстреляно или заключено в лагеря. Среди репрессированного духовенства особо следует выделить имя настоятеля Сухумского кафедрального собора священника Елизбара Ачба, новомученика Абхазской Церкви.

В 1943 году Русская православная церковь признала независимость Грузинской церкви и возобновилось молитвенно-каноническое общение с нею, при этом последние приходские храмы на территории Абхазии, не подчинявшиеся до этого грузинским автокефалистам и именовавшие себя «тихоновцами», были переданы Русской церковью в юрисдикцию Грузинской. Таким образом, акт открытия Сухумо-Абхазской епархии Грузинской церкви через 25 лет был узаконен.

После Второй мировой войны, Сухумо-Абхазскую епархию возглавляли: Антоний (Гигинейшвили) (1952—1956), Леонид (Жвания) (1957—1964), Роман (Петриашвили) (1964—1967), Илия (Гудушаури-Шиолашвили) (1967—1977), Николай (Махарадзе) (1977—1983), Давид (Чкадуа) (1983—1992), Даниил (Датуашвили) (1992—1993, бежал, числился правящим архиереем до 2010 года).

Современность[править | править код]

В период правления митрополита Давида (Чкадуа), были открыты несколько храмов, в том числе и храм св. Иоанна Златоуста в Команах. После смерти митрополита Давида в Сухум был прислан архиепископ Даниил (Датуашвили), который в 1993 году вместе с грузинским духовенством покинул Абхазию и переселился в Грузию, где до 2010 года номинально носит титул епископа Сухумо-Абхазской епархии.

После бегства грузинского духовенства в Абхазии осталось четыре священника: священник Виссарион Аплиаа, служивший во время войны в Гудаутской церкви; протоиерей Петр (Самсонов), настоятель Лыхненского храма; священник Павел (Харченко), служащий священник Гагрского храма; игумен Виталий (Голубь), служащий священник Сухумского кафедрального собора. В отсутствие непосредственного иерархического руководства упомянутые священники в конце 1993 года избрали из своей среды священника Виссариона Аплиаа настоятелем Кафедрального собора города Сухума и представителем Сухумо-Абхазской епархии во взаимоотношениях с государством и Русской Православной Церковью. В 1998 году духовенством Абхазии был создан Епархиальный Совет Сухумо-Абхазской епархии. На первом заседании Совета в 1998 году был принят Устав Епархии и избран управляющий Епархиальным Советом Сухумо-Абхазской епархии — священник Виссарион Аплиаа. В 2004 году проведший ряд неофициальных встреч и переговоров с представителями Грузинской церкви, в том числе и с католикосом Илией II.

В послевоенный период на территории Сухумо-Абхазской епархии было открыто несколько храмов и монастырей: в 1994 году открыт Новоафонский монастырь, в 2001 году Команский монастырь. С 2002 года действует Новоафонское духовное училище. Возобновлено богослужение на абхазском языке.

Отношения между грузинами и абхазами ещё сильнее обострились после военного нападения Грузии на Южную Осетию в августе 2008 года.

В связи с обретением Абхазией государственной независимости, 15 сентября 2009 года на Собрании с участием всего абхазского духовенства с целью восстановления Абхазской православной церкви, имевшей самостоятельную поместную значимость вселенского характера, но утраченную в 1795 году, приняты следующие решения:

  • Объявить о прекращении деятельности Сухумо-Абхазской Епархии Грузинской Православной Церкви на территории Республики Абхазия.
  • Объявить о создании Пицундской и Сухумской Епархии Абхазской православной церкви.
  • Внести соответствующие изменения в Устав Епархии.
  • Подготовить соответствующие обращения ко всем православным Поместным Церквям, наипаче же к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, Священному синоду Русской православной церкви — с молитвенной просьбой в восстановлении Абхазской Православной Церкви, прекратившей свое существование в 1795 году.
  • 15 сентября 2009 года отметить как памятную дату Православной Церкви в Абхазии.

Во исполнение Постановления Епархиального Собрания Пицундской и Сухумской Епархии Абхазской Православной Церкви, 4 ноября 2009 года клирики и миряне Абхазии обратились к предстоятелям Поместных Православных Церквей с «просьбой о помощи в Богоугодном и благочестивом деянии, каноническом восстановлении и возрождении Абхазской Православной Церкви». Первое послание было адресовано предстоятелю Грузинской Православной Церкви Илии II, второе — патриарху Московскому и всея Руси Кириллу

В связи с неоднократными обращениями главы Абхазской Православной Церкви, управляющего Сухумской и Пицундской епархиями, иерея Виссариона Аплиаа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил в монастырь святого апостола Симона Кананита в Новом Афоне в Абхазии нового настоятеля игумена Ефрема (Виноградова).

Назначение нового настоятеля вызвало протест части абхазских клириков и мирян. На церковно-народном сходе в Новом Афоне 4 апреля были приняты следующие решения: 1. Созвать 15 мая 2011 года Церковно-народное собрание в монастыре св. ап. Симона Кананита в Анакопии-Новом Афоне, с привлечением представителей всех структур нынешней Абхазской Православной Церкви, а также представителей всех ветвей государственной власти и широкого круга общественных организаций, с тем, чтобы открыто обсудить и принять соответствующие решения в отношении будущего развития Абхазской Православной Церкви. 2. Пригласить на это Церковно-народное собрание — абхазское духовенство, находящееся за границей, а именно: иеромонаха Дорофея (Дбар), иеродиакона Давида (Сарсания) и послушника Леона (Аджинджал). 3. Поручить подготовку проведения Церковно-народного собрания иеромонаху Андрею (Ампар), вместе с монашествующими и сотрудниками монастыря св. ап. Симона Кананита в Анакопии-Новом Афоне.

Несмотря на заверения митрополита Волоколамского Илариона, данными католикосу Илие II, о неправильно понятой цели визита игумена Ефрема в Абхазию, сегодня сам игумен Ефрем в сонме абхазского духовенства подтвердил факт благословения патриархом Кириллом его направления в Новоафонский монастырь настоятелем, по просьбе иерея Виссариона. Иеромонаха Андрея (Ампар) за непослушание решено предать суду патриарха Кирилла.

Ряд прихожан Абхазской церкви в открытом письме от 11 апреля 2011 года попросили патриарха Кирилла отозвать игумена Ефрема (Виноградова), «дабы не усугублять конфликтную ситуацию, которая может привести к осложнению российско-абхазских отношений».

Святыни[править | править код]

Ново-Афонский Симоно-Кананитский мужской монастырь (не подчиняется юрисдикции ни одной из Поместных Православных Церквей):

  • Икона Божией Матери «Избавительница» со свв. апостолом Симоном Кананитом и великомучеником и целителем Пантелеимоном (предп. кон. ХІХ − нач ХХ вв.).
  • Икона св. Пантелеимона с житием
  • Икона Божией Матери «Анакопийская»
  • Новый образ иконы Божией Матери «Пицундская»
  • Чудотворный крест с частицей Древа Животворящего Креста Господня
  • Пещера ап. Симона Кананита - здесь, по преданию, уединялся и молился апостол; пещера была освящена водосвятием в 1884 году; в ней прорублен вход для паломников и поставлена икона святых апостолов Андрея и Симона

Новый Афон:

Патриарший собор апостола Андрея Первозванного (Пицундский храм):

  • Оригинал «Бичвинтской» («Пицундской») иконы Божией Матери.

Храм Василиска Команского (Команы):

Гагра:

Монастыри[править | править код]

Ново-Афонский Симоно-Кананитский мужской монастырь[править | править код]

Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь — мужской монастырь, расположенный у подножия Афонской горы в Абхазии.

Основан в 1875 году монахами русского монастыря святого Пантелеимона со Старого Афона (Греция) при участии российского императора Александра III.

11 февраля 2011 года правительство Абхазии передало монастырь Абхазской православной церкви.

С 15 мая 2011 года монастырь фактически является кафедрой неканонической «Священной Митрополии Абхазии».

Адрес: Абхазия, 354000, Гудаутский р-н, г. Новый Афон, монастырь

Телефон: (+7-840 442) 2-40-23, 2-40-26

Подробнее....

Каманский мужской монастырь святителя Иоанна Златоуста[править | править код]

Кама́нский монасты́рь святи́теля Иоа́нна Златоу́стого — православный мужской монастырь непризнанной Абхазской православной церкви, расположенный в селе Коман в Абхазии.

На территории монастыря был похоронен святитель Иоанн Златоуст.

В 438 году его мощи были перенесены в Константинополь.

Адрес: Республика Абхазия, Сухумский район, село Каманы (Команы).

Телефон: (+7-840 442) 7-25-04.

Подробнее...

Храмы[править | править код]

Список храмов Абхазии смотрите ЗДЕСЬ.

Патриарший собор апостола Андрея Первозванного (Пицундский храм)[править | править код]

Пицундский храм, он же – Патриарший собор Андрея Первозванного, возвышается в пределах государственного заповедника «Великий Питиунт», основанного в 1991 году для сохранения культурного наследия Абхазии.

История храма уходит корнями в IV столетие, когда на месте римского поселения Питиунт была построена первая древнехристианская базилика.

Собор расположился на пересечении двух улиц, ведущих к морю — Кипарисовой аллеи и ул. им. Т.И. Гицба. Вообще, трудно не заметить массивный забор, окружающий музейный комплекс.

Адрес: ул. Гицба 8, Пицунда, Гагрский район, Абхазия.

Подробнее...

Свято-Успенский собор (Дранда)[править | править код]

Драндский собор был построен предположительно в VI—VII веках. В Средние века он служил резиденцией епископов. Во время турецкого ига храму был нанесён большой урон, однако он был восстановлен.

Российский и грузинский историк, археолог и этнограф Дмитрий Бакрадзе, посетив Драндский собор в 1860 году, сообщал, что храм был расписан фресками. Однако со временем они полностью разрушились, и во время реставраций храма восстановлены не были.

В 1880 году при соборе был учрежден мужской монастырь, закрытый в 1928 году.

Адрес: Республика Абхазия, Гульрипшский район, село Дранда.

Телефон: +7 940 772-69-42

Проезд:

  • Личным автотранспортом из Сухума в сторону Грузии по посёлка Дранда. На Центральной площади повернуть налево (висит указатель), далее около 800 метров и справа будет виден Драндский собор.
  • На рейсовом автобусе до Ткуарчала, Очамчыры, Гала до остановки "Дранда" (лучше заранее скажите водителю, куда Вы направляетесь), далее 800 метров в гору (есть указатель). 3. С экскурсией, которую можно заказать в любом курортном населенном пункте Абхазии.

Подробнее...

Благовещенский кафедральный собор (Сухум)[править | править код]

В 1909 году на средства греческой православной общины города Сухума в центре города начал возводиться крестово-купольный, трёхнефный храм в неовизантийском стиле, строительство которого было завершено в 1915 году. Первоначально храм был освящён в честь святителя Николая Чудотворца и до 1940-х годов именовался как «греческий Никольский храм».

После Второй мировой войны храм стал кафедральным собором Сухумо-Абхазской епархии Грузинской православной церкви. В 1980-х годах при митрополите Давиде (Чкадуа) в соборе прошли значительные работы по реконструкции в связи с чем появился придел в честь святителя Николая и ряд боковых пристроек.

В марте 2010 года в соборе прошли восстановительные работы и установлен позолоченный купол, изготовленный челябинской фирмой ООО «Марион» — «Златосфера».

До 1990 года в соборе хранилась гробница Иоанна Златоуста (позднее была перенесена на место его кончины — в село Коман, в храм Команского монастыря). В соборе также находится икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей.

10 февраля 2011 года Правительство Абхазии передало Благовещенский собор Абхазской православной церкви в безвозмездное и бессрочное пользование.

Адрес: Абхазия, г. Сухум, ул. Абазинская, д. 75

Подробнее...

Паломнику[править | править код]

Главные достопримечательности[править | править код]

Анакопи́йская кре́пость — оборонительное сооружение, расположенное в городе Новый Афон на Анакопийской горе, наиболее полно сохранившееся древнее укрепление на территории Абхазии.

Для тех, кто планирует добраться до Анакопийской крепости самостоятельно, главным ориентиром станет остановка, выполненная в виде огромной ракушки и украшенная мозаикой, она так и называется — «Ракушка». Около остановки поворачиваем в сторону Иверской горы и едем по асфальтированному серпантину мимо Новоафонской пещеры, далее поворачиваем на улицу Чанба и продолжаем движение в гору. Вскоре на вашем пути встретится смотровая площадка с автомобильной парковкой и зоной отдыха. Здесь оставляем машину, в кассе покупаем билеты и, если вам повезёт и наберется не менее десятка туристов, присоединяемся к экскурсионной группе и под командованием гида отправляемся на полуторачасовую экскурсию.

Транспортная доступность[править | править код]

Самолетом или поездом можно добраться до Адлера, далее доехать до пограничного поста Псоу на автобусе или маршрутном такси (полчаса в пути), пешком преодолеть пропускной пункт и добраться опять же на маршрутном такси до нужного места (регулярного расписания нет, но с 10:00 до 20:00 маршрутки отходят каждые 10-30 минут). В среднем, дорога от границы до Гагры занимает 20—30 минут, до Пицунды — 40 минут, до Афона — 1 час, а до Сухума — 1 час 40 минут.

В 2003 г. начала курсировать электричка Сочи — Сухуми, проходящая через все крупные курорты (Гагра, Пицунда, Новый Афон)[1].

Фото[править | править код]


Ссылки[править | править код]