59 717
правок
Elena (обсуждение | вклад) (→Видео) |
(→Видео) |
||
| (не показаны 43 промежуточные версии 4 участников) | |||
| Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Местоположение|локация=54.05345, 35.83238|вид=Монастырь}} [[Категория:Самые посещаемые обители]][[Категория:Куда поехать трудником]][[Категория:Монастыри с гостиницей]] | {{Местоположение|локация=54.05345, 35.83238|вид=Монастырь}} [[Категория:Самые посещаемые обители]][[Категория:Куда поехать трудником]][[Категория:Монастыри с гостиницей]] | ||
[[Файл:Оптина пустынь 21.jpg|мини|справа|alt=Введенская Оптина пустынь]] | [[Файл:Оптина пустынь 21.jpg|мини|400px|справа|alt=Введенская Оптина пустынь]] | ||
''' | '''Введе́нская О́птина пу́стынь''' — [[Аннотация::ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви, расположенный недалеко от города Козельска Калужской области. По древнему преданию, обитель была основана в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта (Оптия), в иночестве — Макарий]]. В настоящее время Оптина пустынь продолжает оставаться одним из центров духовной жизни Святой Руси. | ||
{{Погода|id=10695}} | {{Погода|id=10695}} | ||
| Строка 10: | Строка 10: | ||
События многовековой истории Оптиной пустыни сменяли друг друга. Расцвет монастыря сменялся упадком, но по великой милости Божией святая Оптина расцветала вновь и вновь. В настоящее время Оптина пустынь переживает свой расцвет наступивший после страшных событий XX-го века: закрытия монастыря, разрушения храмов. Неизменным оставалось одно: великое и святое старческое служение, которым славилась Оптина. В наше время Оптина пустынь продолжает являться одним из центров духовной жизни Святой Руси. В монастырь устремляется множество паломников. | События многовековой истории Оптиной пустыни сменяли друг друга. Расцвет монастыря сменялся упадком, но по великой милости Божией святая Оптина расцветала вновь и вновь. В настоящее время Оптина пустынь переживает свой расцвет наступивший после страшных событий XX-го века: закрытия монастыря, разрушения храмов. Неизменным оставалось одно: великое и святое старческое служение, которым славилась Оптина. В наше время Оптина пустынь продолжает являться одним из центров духовной жизни Святой Руси. В монастырь устремляется множество паломников. | ||
'''XV—XVIII века''' | |||
По древнему преданию, монастырь основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта (Оптия), в иночестве — Макарий. Синодик Оптиной обители 1670 года, который был переписан с древнего синодика, позволяет говорить о том, что уже в XV столетии существовала Оптинская обитель. Она была прибежищем для старцев и стариц, которые жили раздельно под управлением одного духовного отца. Соборным определением 1503 года было запрещено совместное проживание в одной обители монахам и монахиням. | По древнему преданию, монастырь основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта (Оптия), в иночестве — Макарий. Синодик Оптиной обители 1670 года, который был переписан с древнего синодика, позволяет говорить о том, что уже в XV столетии существовала Оптинская обитель. Она была прибежищем для старцев и стариц, которые жили раздельно под управлением одного духовного отца. Соборным определением 1503 года было запрещено совместное проживание в одной обители монахам и монахиням. | ||
| Строка 34: | Строка 34: | ||
В 1799 году Оптина пустынь перешла во вновь открытую Калужскую епархию. Епископ Калужский Феофилакт (Русанов) уделял особое внимание нуждам возрождающейся обители. | В 1799 году Оптина пустынь перешла во вновь открытую Калужскую епархию. Епископ Калужский Феофилакт (Русанов) уделял особое внимание нуждам возрождающейся обители. | ||
'''XIX век''' | |||
В 1802 году было положено начало строительству новой трехъярусной колокольни высотой 30 сажень. С двух сторон к колокольне были пристроены флигели для братских келий. В 1804 году закончилось строительство колокольни и левого флигеля, а в 1806 г. построили и правый. В 1805 году началось строительство Казанского храма, а в 1809 году начали строить больничную церковь с шестью кельями. Материал необходимый для строительства храма был пожертвован надворным советником Камыниным. Храмы были достроены в 1811 году и освящены преосвященным Евлампием, епископом Калужским и Боровским 26 августа 1811 году была освящена больничная, а 23 октября 1811 года освятили и Казанскую церковь. | В 1802 году было положено начало строительству новой трехъярусной колокольни высотой 30 сажень. С двух сторон к колокольне были пристроены флигели для братских келий. В 1804 году закончилось строительство колокольни и левого флигеля, а в 1806 г. построили и правый. В 1805 году началось строительство Казанского храма, а в 1809 году начали строить больничную церковь с шестью кельями. Материал необходимый для строительства храма был пожертвован надворным советником Камыниным. Храмы были достроены в 1811 году и освящены преосвященным Евлампием, епископом Калужским и Боровским 26 августа 1811 году была освящена больничная, а 23 октября 1811 года освятили и Казанскую церковь. | ||
| Строка 43: | Строка 44: | ||
С Оптиной пустынью связаны эпизоды из жизни некоторых писателей и мыслителей России. В.С. Соловьёв привёз Ф.М. Достоевского в Оптину после тяжелой драмы — смерти сына в 1877 году; он прожил в скиту некоторое время. Известно, что некоторые детали в «Братьях Карамазовых» появились благодаря впечатлению от этой поездки. Прототипом старца Зосимы явился [https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optinskij/ старец Амвросий], живший в то время в скиту Оптиной пустыни. | С Оптиной пустынью связаны эпизоды из жизни некоторых писателей и мыслителей России. В.С. Соловьёв привёз Ф.М. Достоевского в Оптину после тяжелой драмы — смерти сына в 1877 году; он прожил в скиту некоторое время. Известно, что некоторые детали в «Братьях Карамазовых» появились благодаря впечатлению от этой поездки. Прототипом старца Зосимы явился [https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optinskij/ старец Амвросий], живший в то время в скиту Оптиной пустыни. | ||
'''XX век''' | |||
23 января 1918 года декретом Совнаркома Оптина пустынь была закрыта, но некоторое время монастырь существовал под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 года сельхозартель была закрыта. Святая обитель перешла в ведение Главнауки. Как исторический памятник монастырь получил новое название - «Музей Оптина пустынь». | 23 января 1918 года декретом Совнаркома Оптина пустынь была закрыта, но некоторое время монастырь существовал под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 года сельхозартель была закрыта. Святая обитель перешла в ведение Главнауки. Как исторический памятник монастырь получил новое название - «Музей Оптина пустынь». | ||
На территории Оптиной пустыни в 1931 году был открыт Дом отдыха имени Горького. Но в ноябре 1939 года, после раздела Польши, по приказу Л. Берии НКВД СССР преобразовал дом отдыха в концлагерь «Козельск-1», где в ожидании обмена военнопленными между Германией и СССР было размещено около 5000 польских офицеров, которых в скором времени отправили в Катынь на расстрел. | На территории Оптиной пустыни в 1931 году был открыт Дом отдыха имени Горького. Но в ноябре 1939 года, после раздела Польши, по приказу Л. Берии НКВД СССР преобразовал дом отдыха в концлагерь «Козельск-1», где в ожидании обмена военнопленными между Германией и СССР было размещено около 5000 польских офицеров, которых в скором времени отправили в Катынь на расстрел. | ||
В годы Великой Отечественной войны на территории Оптиной пустыни сначала был госпиталь, в 1944—1945 году проверочно-фильтрационный лагерь НКВД СССР для возвратившихся из плена советских офицеров, а после войны до 1949 года размещалась воинская часть. | |||
Только 17 ноября 1987 года Советское правительство передало Оптину пустынь Русской Православной Церкви. 3 июня 1988 в надвратой башне обители в день Владимирской иконы Божией Матери была совершена первая Божественная Литургия. | Только 17 ноября 1987 года Советское правительство передало Оптину пустынь Русской Православной Церкви. 3 июня 1988 в надвратой башне обители в день Владимирской иконы Божией Матери была совершена первая Божественная Литургия. | ||
| Строка 54: | Строка 56: | ||
1 февраля 1990 г. Оптиной Пустыни был возвращен Иоанно-Предтеченский скит. | 1 февраля 1990 г. Оптиной Пустыни был возвращен Иоанно-Предтеченский скит. | ||
'''Оптина Пустынь и русская культура''' | |||
Оптина Пустынь особенным образом имела неразрывную связь с русской культурой XIX — начала XX веков. Огромное количество богомольцев разного возраста, звания и образования стремились именно в Оптину. А между тем перед октябрьским переворотом 1917 г. в Российской Империи было более 1000 монастырей, около 100 тыс. храмов, т.е. храмы и монастыри были всюду. Но огромный поток богомольцев, минуя «свои» храмы, устремлялся в далекую Оптину, испытывая подчас немалые трудности далекого путешествия. Оптина располагается приблизительно в 300 км от Москвы, а от С.-Петербурга и Киева гораздо дальше. Железная дорога в Козельск появилась лишь в начале XX века, да и до сих пор нет прямого железнодорожного сообщения г. Козельска с Москвой, отчего дорога в Оптину и поныне имеет немалые трудности. Но поток богомольцев не иссякает. | Оптина Пустынь особенным образом имела неразрывную связь с русской культурой XIX — начала XX веков. Огромное количество богомольцев разного возраста, звания и образования стремились именно в Оптину. А между тем перед октябрьским переворотом 1917 г. в Российской Империи было более 1000 монастырей, около 100 тыс. храмов, т.е. храмы и монастыри были всюду. Но огромный поток богомольцев, минуя «свои» храмы, устремлялся в далекую Оптину, испытывая подчас немалые трудности далекого путешествия. Оптина располагается приблизительно в 300 км от Москвы, а от С.-Петербурга и Киева гораздо дальше. Железная дорога в Козельск появилась лишь в начале XX века, да и до сих пор нет прямого железнодорожного сообщения г. Козельска с Москвой, отчего дорога в Оптину и поныне имеет немалые трудности. Но поток богомольцев не иссякает. | ||
Сюда к старцам приезжали И. В. Киреевский (12/25 июня 1856) и Н. П. Киреевская (14/27 марта 1900); П. В. Киреевский (25 окт./7 нояб. 1856); Н. В. Гоголь (21 февр./6 марта 1852); поэт В. А. Жуковский (1852); славянофилы: А. С. Хомяков (23 сент./6 окт. 1860); И. С. Аксаков (27 янв./9 февр. 1886) и К. С. Аксаков (7/20 дек. 1860); поэт Ф. И. Тютчев (1873); писатель И. С. Тургенев (1883); акад. М. П. Погодин (8/21 дек. 1875), писатель и историк; акад. С. П. Шевырев (8/21 мая 1864), проф. МГУ, литературный критик, историк, поэт, журналист; поэт князь П. А. Вяземский (1878); известные благотворительницы графиня А. А. Орлова-Чесменская (в монашестве Агния; 5/18 окт.1848) и княгиня Т. Б. Потемкина (1869); граф А. П. Толстой (21 июля/3 авг. 1873), обер-прокурор Синода (человек святой жизни: непрестанно молился, носил вериги, со своей женой, графиней Г. Толстой (1889), всю жизнь договоренности жили, как брат с сестрой); писатели А. К. Толстой (1875) и Ф. М. Достоевский (28 янв./10 февр. 1881); композитор П. И. Чайковский (1893) и его брат М. И. Чайковский (биограф композитора и составитель либретто для большинства его опер, духовный сын оптинских старцев. Петр Ильич иногда в письмах к брату глубоко воздыхал, что не может вместе с ним отправиться ставшую для него святой Оптину Пустынь); Н. Г. Рубинштейн (1881), основатель и первый директор Московской консерватории; графиня А. И. фон дер Остен-Сакен (1841), урожденная Толстая, воспитательница до 13 лет писателя графа Л. Н. Толстого, праведница, святой жизни; почти все Гончаровы (родственники А. С. Пушкина по жене Н. Н. Гончаровой); поэт А. М. Жемчужников (1908); государственный и общественный деятель, писатель И. Филиппов (1899); министр народного просвещения А. С. Норов (1871); А. И. Апухтин (1893), поэт, литературный критик; М. А. Максимович (1873), проф. МГУ; А. Н. Муравьев (30 авг./12 сент. 1874), духовный писатель, богослов и историк; философ Д. Юркевич (1874); знаменитый герой войны 1812 г. генерал И. П. Кульнев (1812); критик Н. Н. Страхов (1896); В. И. Аскоченский (1879), писатель, историк, издатель; С. А. Бурачек (1876), кораблестроитель, математик, публицист, издатель; В. С. Соловьев (31 июля/13 авг. 1900), религиозный философ, поэт; философ К. Н. Леонтьев (в монашестве Климент; 12/25 нояб. 1891); С. М. Соловьев (1942), поэт, прозаик, религиозный публицист, друг поэта А. Белого; граф Л. Н. Толстой (7/20 нояб. 1910), писатель и великий ересиарх; Великий Князь Константин Константинович Романов (4/17 июля 1905), президент Императорской Академии Наук, поэт К. Р., драматург, религиозный философ; дети К. Р. — Великие Князья: Олег (1914), поэт; Игорь, Иоанн и Константин (5/18 июля 1918) замучены большевиками в Алапаевске, Великая Княгиня Татиана (в монашестве Тамара — игумения Спасо-Вознесенского монастыря на горе Елеон в Иерусалиме); духовный писатель Е. Н. Погожев (псевдоним Поселянин; 30 янв./ 12 февр. 1931), новомученик; духовный писатель С. А. Нилус (1/14 янв. 1929) и его жена Е. А. Нилус (10/23 апр. 1938); поэт С. А. Есенин (1925); известный меценат С. В. Перлов (13/26 дек. 1910) с женой А. Я. Перловой (1918), на деньги которого возведено большинство построек Шамординского монастыря; М. А. Новоселов (1938), церковный публицист, издатель «Религиозно-философской библиотеки», ревнитель Православия, новомученик (по мнению некоторых исследователей, принявший монашество и епископский сан — еп. Марк), и многие члены его религиозного кружка: свящ. Павел Флоренский, прот. Иосиф Фудель (2/15 окт. 1918), прот. Сергий Мансуров (2/15 марта 1915) и другие; князь Н. Д. Жевахов (1938), товарищ обер-прокурора Св. Синода; К. Э. Циолковский (1935); Л. В. Чижевский (1929); граф Юрий Олсуфьев (1939), искусствовед, исследователь древнерусского искусства, археолог; граф Владимир Комаровский (23 окт./5 нояб. 1937), искусствовед, иконописец, новомученик. | Сюда к старцам приезжали И. В. Киреевский (12/25 июня 1856) и Н. П. Киреевская (14/27 марта 1900); П. В. Киреевский (25 окт./7 нояб. 1856); Н. В. Гоголь (21 февр./6 марта 1852); поэт В. А. Жуковский (1852); славянофилы: А. С. Хомяков (23 сент./6 окт. 1860); И. С. Аксаков (27 янв./9 февр. 1886) и К. С. Аксаков (7/20 дек. 1860); поэт Ф. И. Тютчев (1873); писатель И. С. Тургенев (1883); акад. М. П. Погодин (8/21 дек. 1875), писатель и историк; акад. С. П. Шевырев (8/21 мая 1864), проф. МГУ, литературный критик, историк, поэт, журналист; поэт князь П. А. Вяземский (1878); известные благотворительницы графиня А. А. Орлова-Чесменская (в монашестве Агния; 5/18 окт.1848) и княгиня Т. Б. Потемкина (1869); граф А. П. Толстой (21 июля/3 авг. 1873), обер-прокурор Синода (человек святой жизни: непрестанно молился, носил вериги, со своей женой, графиней Г. Толстой (1889), всю жизнь договоренности жили, как брат с сестрой); писатели А. К. Толстой (1875) и Ф. М. Достоевский (28 янв./10 февр. 1881); композитор П. И. Чайковский (1893) и его брат М. И. Чайковский (биограф композитора и составитель либретто для большинства его опер, духовный сын оптинских старцев. Петр Ильич иногда в письмах к брату глубоко воздыхал, что не может вместе с ним отправиться ставшую для него святой Оптину Пустынь); Н. Г. Рубинштейн (1881), основатель и первый директор Московской консерватории; графиня А. И. фон дер Остен-Сакен (1841), урожденная Толстая, воспитательница до 13 лет писателя графа Л. Н. Толстого, праведница, святой жизни; почти все Гончаровы (родственники А. С. Пушкина по жене Н. Н. Гончаровой); поэт А. М. Жемчужников (1908); государственный и общественный деятель, писатель И. Филиппов (1899); министр народного просвещения А. С. Норов (1871); А. И. Апухтин (1893), поэт, литературный критик; М. А. Максимович (1873), проф. МГУ; А. Н. Муравьев (30 авг./12 сент. 1874), духовный писатель, богослов и историк; философ Д. Юркевич (1874); знаменитый герой войны 1812 г. генерал И. П. Кульнев (1812); критик Н. Н. Страхов (1896); В. И. Аскоченский (1879), писатель, историк, издатель; С. А. Бурачек (1876), кораблестроитель, математик, публицист, издатель; В. С. Соловьев (31 июля/13 авг. 1900), религиозный философ, поэт; философ К. Н. Леонтьев (в монашестве Климент; 12/25 нояб. 1891); С. М. Соловьев (1942), поэт, прозаик, религиозный публицист, друг поэта А. Белого; граф Л. Н. Толстой (7/20 нояб. 1910), писатель и великий ересиарх; Великий Князь Константин Константинович Романов (4/17 июля 1905), президент Императорской Академии Наук, поэт К. Р., драматург, религиозный философ; дети К. Р. — Великие Князья: Олег (1914), поэт; Игорь, Иоанн и Константин (5/18 июля 1918) замучены большевиками в Алапаевске, Великая Княгиня Татиана (в монашестве Тамара — игумения Спасо-Вознесенского монастыря на горе Елеон в Иерусалиме); духовный писатель Е. Н. Погожев (псевдоним Поселянин; 30 янв./ 12 февр. 1931), новомученик; духовный писатель С. А. Нилус (1/14 янв. 1929) и его жена Е. А. Нилус (10/23 апр. 1938); поэт С. А. Есенин (1925); известный меценат С. В. Перлов (13/26 дек. 1910) с женой А. Я. Перловой (1918), на деньги которого возведено большинство построек [[Казанская Амвросиевская женская пустынь (Шамординский монастырь)|Шамординского монастыря]]; М. А. Новоселов (1938), церковный публицист, издатель «Религиозно-философской библиотеки», ревнитель Православия, новомученик (по мнению некоторых исследователей, принявший монашество и епископский сан — еп. Марк), и многие члены его религиозного кружка: свящ. Павел Флоренский, прот. Иосиф Фудель (2/15 окт. 1918), прот. Сергий Мансуров (2/15 марта 1915) и другие; князь Н. Д. Жевахов (1938), товарищ обер-прокурора Св. Синода; К. Э. Циолковский (1935); Л. В. Чижевский (1929); граф Юрий Олсуфьев (1939), искусствовед, исследователь древнерусского искусства, археолог; граф Владимир Комаровский (23 окт./5 нояб. 1937), искусствовед, иконописец, новомученик. | ||
Среди братии монастыря было немало тех, кто имел серьезное научное и культурное образование: иером. Климент (Зедергольм; 30 апр./13 мая 1873), искренний подвижник, переводчик творений святых отцов, замечательный знаток древнеэллинской словесности, духовник К. Н. Леонтьева; архим. Леонид (Кавелин; 22 окт./4 нояб. 1891), археолог, агиограф, знаток древностей, выдающийся ученый; архим. Серапион (Машкин; 20 февр./5 марта 1905), философ; иером. Даниил (Болотов), иконописец, портретист, член Петербургской Академии живописи; иером. Алексий (Виноградов; 13/26 мая 1919), выдающийся синолог, знаток Китая (чтобы изучить собранные им китайские рукописи Оптину пустынь посетил академик Н. И. Кондрад). | Среди братии монастыря было немало тех, кто имел серьезное научное и культурное образование: иером. Климент (Зедергольм; 30 апр./13 мая 1873), искренний подвижник, переводчик творений святых отцов, замечательный знаток древнеэллинской словесности, духовник К. Н. Леонтьева; архим. Леонид (Кавелин; 22 окт./4 нояб. 1891), археолог, агиограф, знаток древностей, выдающийся ученый; архим. Серапион (Машкин; 20 февр./5 марта 1905), философ; иером. Даниил (Болотов), иконописец, портретист, член Петербургской Академии живописи; иером. Алексий (Виноградов; 13/26 мая 1919), выдающийся синолог, знаток Китая (чтобы изучить собранные им китайские рукописи Оптину пустынь посетил академик Н. И. Кондрад). | ||
| Строка 124: | Строка 127: | ||
* Сельское хозяйство | * Сельское хозяйство | ||
* Издательская деятельность | * Издательская деятельность | ||
* Духовно-просветительская | |||
== Святые == | == Святые == | ||
| Строка 136: | Строка 140: | ||
* '''[https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optinskij/ Иеросхимонах Амвросий (Гренков)]''' (1812—1891) — великий подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ — искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве. | * '''[https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optinskij/ Иеросхимонах Амвросий (Гренков)]''' (1812—1891) — великий подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ — искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве. | ||
* '''[https://azbyka.ru/days/sv-isaakij-i-antimonov-optinskij Схиархимандрит Исаакий (Антимонов)]''' (1810—1894) — приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества. | * '''[https://azbyka.ru/days/sv-isaakij-i-antimonov-optinskij Схиархимандрит Исаакий (Антимонов)]''' (1810—1894) — приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества. | ||
* '''[https://azbyka.ru/days/sv-anatolij-i-optinskij-zercalov Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов)]''' (1824—1894) — скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения. | * '''[https://azbyka.ru/days/sv-anatolij-i-optinskij-zercalov Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов)]''' (1824—1894) — скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц [[Казанская Амвросиевская женская пустынь (Шамординский монастырь)|Шамординской женской обители]] и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения. | ||
* '''[https://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Optinskij/ Иеросхимонах Иосиф (Литовкин)]''' (1837—1911) — ученик и преемник преподобного Амвросия, явивший собой образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие ещё при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом. | * '''[https://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Optinskij/ Иеросхимонах Иосиф (Литовкин)]''' (1837—1911) — ученик и преемник преподобного Амвросия, явивший собой образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие ещё при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом. | ||
* '''[https://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Optinskij/ Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков)]''' (1845—1913) — скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нём покаяние. | * '''[https://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Optinskij/ Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков)]''' (1845—1913) — скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нём покаяние. | ||
| Строка 204: | Строка 208: | ||
* '''[[Престольный праздник::Икона Пресвятой Богородицы "Казанская"]]''' - [https://azbyka.ru/days/ikona-kazanskaja 21 июля, 4 ноября] | * '''[[Престольный праздник::Икона Пресвятой Богородицы "Казанская"]]''' - [https://azbyka.ru/days/ikona-kazanskaja 21 июля, 4 ноября] | ||
* '''[[Престольный праздник::Преображение Господне]]''' - [https://azbyka.ru/days/prazdnik-preobrazhenie-gospoda-boga-i-spasa-nashego-iisusa-hrista 19 августа] | * '''[[Престольный праздник::Преображение Господне]]''' - [https://azbyka.ru/days/prazdnik-preobrazhenie-gospoda-boga-i-spasa-nashego-iisusa-hrista 19 августа] | ||
* '''[[Престольный праздник::Воздвижение Животворящего Креста Господня]]''' - [https://azbyka.ru/days/prazdnik-vozdvizhenie- | * '''[[Престольный праздник::Воздвижение Животворящего Креста Господня]]''' - [https://azbyka.ru/days/prazdnik-vozdvizhenie-chestnogo-i-zhivotvorjashchego-kresta-gospodnja 27 сентября] | ||
* '''[[Престольный праздник::Икона Богородицы «Спорительница хлебов»]]''' | * '''[[Престольный праздник::Икона Пресвятой Богородицы «Спорительница хлебов»]]''' - [https://azbyka.ru/days/ikona-sporitelnica-hlebov 28 октября] | ||
* '''[[Преподобный Иларион Великий]]''' - [https://azbyka.ru/days/sv-ilarion-velikij 3 ноября] | * '''[[Преподобный Иларион Великий]]''' - [https://azbyka.ru/days/sv-ilarion-velikij 3 ноября] | ||
* '''[[Престольный праздник::Амвросий Оптинский, преподобный]]''' - [https://azbyka.ru/days/sv-amvrosij-optinskij 10 июля, 23 октября] | * '''[[Престольный праздник::Амвросий Оптинский, преподобный]]''' - [https://azbyka.ru/days/sv-amvrosij-optinskij 10 июля, 23 октября] | ||
| Строка 248: | Строка 252: | ||
Обратно можно уехать из Козельска автобусом. | Обратно можно уехать из Козельска автобусом. | ||
*'''Автобусом:''' | *'''Автобусом:''' от метро Саларьево ([https://salaryevo-bus.ru/ Международный автовокзал «Саларьево»]) рейсовым автобусом до г. Козельск. | ||
Автовокзал «Саларьево»: [tel:+74999400843 7 499 940 08 43] (справки) | |||
Время в пути | С расписанием движения автобусов из Москвы вы можете ознакомиться на '''[https://salaryevo-bus.ru/raspisanie-i-marshruty/ сайте автостанции «Саларьево»]'''. | ||
Рейсовый автобус из Москвы до Козельска отправляется ежедневно. Два маршрута до Сосенского отправляются ежедневно и заезжают на автостоянку в монастырь. В Оптиной Пустыни действует кассовый пункт, в котором с 05:30 до 13:00 можно приобрести автобусные билеты любого направления. | |||
Время в пути 5 часов. От автостанции в Козельске до монастыря около трех километров. Чтобы попасть в Оптину пустынь можно отправиться с автовокзала любым транспортом в сторону Сосенского, выйти на остановке «Мехзавод», перейти на другую сторону дороги и прогуляться около километра по лесной тропинке или по указателю вдоль дороги. От автовокзала также регулярно отправляются маршрутки, следующие до монастыря Оптина пустынь. До монастыря можно добраться и на такси. | |||
Телефон автовокзала в Козельске: [tel:+74844222415 +7 48442 22 415], [tel:+74844222502 +7 48442 22 502] | Телефон автовокзала в Козельске: [tel:+74844222415 +7 48442 22 415], [tel:+74844222502 +7 48442 22 502] | ||
| Строка 258: | Строка 266: | ||
Адрес автовокзала и расписание междугородних автобусов можно посмотреть '''[https://gazeta-kozelsk.ru/raspisanie-avtobusov/ здесь]''' | Адрес автовокзала и расписание междугородних автобусов можно посмотреть '''[https://gazeta-kozelsk.ru/raspisanie-avtobusov/ здесь]''' | ||
'''На личном транспорте из Москвы:''' Доехать до Козельска, а далее до монастыря Оптина | '''На личном транспорте из Москвы:''' Доехать до Козельска, а далее до монастыря Оптина пустынь из Москвы - и просто, и сложно одновременно. Просто, потому как дорог много, сложно - по той же причине (проблема выбора). Можно выдвигаться либо по Киевскому шоссе, либо по Калужскому, либо через Подольск. Все они сходятся на кругу за Обнинском. Последние два несколько раньше. | ||
Например, выезжаем из Москвы до Козельска через Подольск до Обнинска. После обнинского круга по киевской трассе до поворота на новую объездную дорогу вокруг Калуги (налево на мост за д. Детчино, примерно 134 км от МКАД, указатель | Например, выезжаем из Москвы до Козельска через Подольск до Обнинска. После обнинского круга по киевской трассе до поворота на новую объездную дорогу вокруг Калуги (налево на мост за д. Детчино, примерно 134 км от МКАД, указатель «Калуга-Тула»). Дальше, не заезжая в Калугу, по указателям на Козельск. | ||
После моста, проехав пост ДПС, метров через 800 будет правый поворот. | После моста, проехав пост ДПС, метров через 800 будет правый поворот. | ||
Вскоре после этого поворота — круг в д. Секиотово со стелой | Вскоре после этого поворота — круг в д. Секиотово со стелой «Калуга», здесь уходим влево. | ||
Через несколько километров, после поворота, будет указатель. | Через несколько километров, после поворота, будет указатель. | ||
| Строка 276: | Строка 284: | ||
Сразу после поворота дорога поднимается на высокий холм, с которого открывается панорамный вид на город Перемышль и долину Оки. После моста доезжаем до круга, в центре которого стоит стела с надписью «Перемышль» (сам город несколько в стороне), здесь прямо. | Сразу после поворота дорога поднимается на высокий холм, с которого открывается панорамный вид на город Перемышль и долину Оки. После моста доезжаем до круга, в центре которого стоит стела с надписью «Перемышль» (сам город несколько в стороне), здесь прямо. | ||
Далее дорога ведет в Козельск. По пути, километров за 20 до Козельска, есть правый поворот к д. Шамордино и Казанской Свято-Амвросиевской женской пустыни. Монастырь построен архитектором Шервудом из красного кирпича, здесь много цветов и великолепный вид на пойму реки Серены. Обитель постепенно залечивает раны, нанесенные годами советской власти, с начала разорения в 1923 году и уничтожения сестер до обустройства в его стенах сельскохозяйственного техникума с комбайном в алтаре Казанского собора. | Далее дорога ведет в Козельск. По пути, километров за 20 до Козельска, есть правый поворот к д. Шамордино и '''[[Казанская Амвросиевская женская пустынь (Шамординский монастырь)|Казанской Свято-Амвросиевской женской пустыни]]'''. Монастырь построен архитектором Шервудом из красного кирпича, здесь много цветов и великолепный вид на пойму реки Серены. Обитель постепенно залечивает раны, нанесенные годами советской власти, с начала разорения в 1923 году и уничтожения сестер до обустройства в его стенах сельскохозяйственного техникума с комбайном в алтаре Казанского собора. | ||
Уже за несколько километров на подъезде к Козельску замечаешь по левую сторону вдали через поле сияющие голубые с золотом купола Свято-Введенского мужского монастыря Оптина Пустынь. Не пропустите левый поворот с указателем. | Уже за несколько километров на подъезде к Козельску замечаешь по левую сторону вдали через поле сияющие голубые с золотом купола Свято-Введенского мужского монастыря Оптина Пустынь. Не пропустите левый поворот с указателем. | ||
| Строка 286: | Строка 294: | ||
Маршрут Калуга — Козельск — Оптина пустынь — одно из основных туристических направлений Калужской области. Поэтому дорога хорошая на всем протяжении. Ситуация с заправками следующая: две АЗС на выезде из Калуги, две около Перемышля и одна в Козельске. | Маршрут Калуга — Козельск — Оптина пустынь — одно из основных туристических направлений Калужской области. Поэтому дорога хорошая на всем протяжении. Ситуация с заправками следующая: две АЗС на выезде из Калуги, две около Перемышля и одна в Козельске. | ||
Также в монастырь можно приехать через паломническую службу [[Храм апостолов Петра и Павла в Ясеневе (Москва)|Московского]] или [[Церковь Успения Пресвятой Богородицы на наб. Лейтенанта Шмидта (Санкт-Петербург)|Санкт-Петебургского]] | Также в монастырь можно приехать через паломническую службу '''[[Храм апостолов Петра и Павла в Ясеневе (Москва)|Московского]]''' или '''[[Церковь Успения Пресвятой Богородицы на наб. Лейтенанта Шмидта (Санкт-Петербург)|Санкт-Петебургского подворья]]''' монастыря. Подробности можно узнать в экскурсионной службе подворья. | ||
== Паломнику == | == Паломнику == | ||
| Строка 410: | Строка 418: | ||
Оптина пустынь 9.jpg|Воскресенская часовня | Оптина пустынь 9.jpg|Воскресенская часовня | ||
Оптина пустынь 10.jpg|Оптина летом | Оптина пустынь 10.jpg|Оптина летом | ||
Оптина пустынь 11.jpg|Введенский | Оптина пустынь 11.jpg|Введенский собор | ||
Оптина пустынь 12.jpg|Мощи прп. Амвросия Оптинского | Оптина пустынь 12.jpg|Мощи прп. Амвросия Оптинского | ||
Оптина пустынь 13.jpg|Звонница | Оптина пустынь 13.jpg|Звонница и некрополь | ||
Оптина пустынь 14.jpg|Часовня-сень | Оптина пустынь 14.jpg|Часовня-сень | ||
Оптина пустынь 15.jpg|Погребения убиенных оптинских братий: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта в Воскресенской часовне | Оптина пустынь 15.jpg|Погребения убиенных оптинских братий: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта в Воскресенской часовне | ||
Оптина пустынь 17.jpg|Башня надвратной Владимирской церкви с ангелом — символ Оптиной пустыни | Оптина пустынь 17.jpg|Башня надвратной Владимирской церкви с ангелом — символ Оптиной пустыни | ||
Оптина пустынь 18.jpg|Храм Казанской иконы Божией Матери | Оптина пустынь 18.jpg|Храм в честь Казанской иконы Божией Матери | ||
Оптина пустынь 19.jpg|Схиархимандрит Илий (Ноздрин) | Оптина пустынь 19.jpg|Схиархимандрит Илий (Ноздрин) | ||
Оптина пустынь 20.jpg|Скит и Амвросиевский колодец | Оптина пустынь 20.jpg|Скит и Амвросиевский колодец | ||
| Строка 423: | Строка 431: | ||
== Видео == | == Видео == | ||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=a_ZGa0UVjTE|350|left||frame}} | {{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=a_ZGa0UVjTE|350|left||frame}} | ||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=co9u-JPLA1k|350|left||frame}} | |||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=bzUzD-cbCpw|350|left||frame}} | {{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=bzUzD-cbCpw|350|left||frame}} | ||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v= | {{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=IRNzdJT-QB8|350|left||frame}} | ||
{{#ev:youtube| | {{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=5wq1BjlJci4|350|left||frame}} | ||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=UYCta7z5IXY|350|left||frame}} | |||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v= | |||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=Ed1dckNR2BE|350|left||frame}} | {{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=Ed1dckNR2BE|350|left||frame}} | ||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=an72TQXYNIg|350|left||frame}} | {{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=an72TQXYNIg|350|left||frame}} | ||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v= | {{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=hvPNHLbEt2Q|350|left||frame}} | ||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v= | {{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=GMIHIECxtp8|350|left||frame}} | ||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=eOVsNmr3R90|350|left||frame}} | |||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
| Строка 441: | Строка 449: | ||
* [https://www.youtube.com/user/OptinaPustin Оптина пустынь. Официальный канал на YouTube] | * [https://www.youtube.com/user/OptinaPustin Оптина пустынь. Официальный канал на YouTube] | ||
* [https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/optinskij-paterik/ Азбука веры. Оптинский патерик] | * [https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/optinskij-paterik/ Азбука веры. Оптинский патерик] | ||
* [https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istoricheskoe-opisanie-kozelskoj-optinoj-pustyni-i-predtecheva-skita/ Историческое описание Козельской Оптиной Пустыни и Предтечева скита (Калужской губернии). Монах Ераст (Вытропский)] | |||
* [https://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin/istoricheskoe-opisanie-kozelskoj-vvedenskoj-optinoj-pustyni/ Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Архимандрит Леонид (Кавелин)] | |||
* [https://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin/istoricheskoe-opisanie-skita-vo-imja-sv-ioanna-predtechi-gospodnja-nahodjashhegosja-pri-kozelskoj-vvedenskoj-optinoj-pustyni/ Историческое описание скита во имя Св. Иоанна Предтечи Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной Пустыни. Архимандрит Леонид (Кавелин)] | |||
* [https://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich/optina-pustyn/ Оптина Пустынь и ее время. Иван Михайлович Концевич] | |||
* [https://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich/stjazhanie-duha-svjatago-v-putjah-drevnej-rusi/ Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. Иван Михайлович Концевич] | |||
* [https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/optinskie-startsy/ Оптинские старцы. Профессор Владимир Николаевич Лосский] | |||
* [https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/prepodobnye-startsy-optinoj-pustyni-zhitija-chudesa-pouchenija/ Преподобные старцы Оптиной пустыни. Жития. Чудеса. Поучения] | |||
* [https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/vertograd-starchestva-optinskij-paterik-na-fone-istorii-obiteli/ Вертоград старчества. Оптинский патерик на фоне истории обители. Монах Лазарь (Афанасьев)] | |||
* [https://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie-sochinenij-tom-4-na-beregu-bozhej-reki-sergej-nilus/4/#ch_0_2_1 Полное собрание сочинений. Том 4. На берегу Божьей реки. Глава первая. Оптина. Сергей Нилус] | |||
* [https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/nasledstvo-dostoevskogo/#0_9 Наследство Достоевского. Сергей Иосифович Фудель] | |||
* [https://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Optinskij/prepodobnyi-varsonofii-optinskij/ «Венок на могилу батюшки». Преподобный Варсонофий Оптинский (Плиханков)] | |||
* [https://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinskij/dnevnik-poslednego-startsa-optinoj-pustyni/ Дневник последнего старца Оптиной пустыни. Преподобный Никон Оптинский (Беляев), исповедник] | |||
* [https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tihie-priyuty/5 Тихие приюты для отдыха страдающей души. Лекции-беседы. V. Оптина Пустынь. Скит. Старцы. Последнее пребывание в Оптиной пустыни. Л. Н. Толстого. В.П. Быков] | |||
* [https://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-i-asketika/zhitnitsa-zhizni/ Житница жизни. Виктор Афанасьев] | |||
* [https://azbyka.ru/palomnik/%D0%9A%D1%83%D0%B4%D0%B0_%D0%BF%D0%BE%D0%B5%D1%85%D0%B0%D1%82%D1%8C_%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BC#.D0.9E.D0.BF.D1.82.D0.B8.D0.BD.D0.B0_.D0.9F.D1.83.D1.81.D1.82.D1.8B.D0.BD.D1.8C_.28.D0.BC.D1.83.D0.B6.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B9_.D0.BC.D0.BE.D0.BD.D0.B0.D1.81.D1.82.D1.8B.D1.80.D1.8C.29 Азбука веры. Трудничество в Оптиной Пустыни] | * [https://azbyka.ru/palomnik/%D0%9A%D1%83%D0%B4%D0%B0_%D0%BF%D0%BE%D0%B5%D1%85%D0%B0%D1%82%D1%8C_%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BC#.D0.9E.D0.BF.D1.82.D0.B8.D0.BD.D0.B0_.D0.9F.D1.83.D1.81.D1.82.D1.8B.D0.BD.D1.8C_.28.D0.BC.D1.83.D0.B6.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B9_.D0.BC.D0.BE.D0.BD.D0.B0.D1.81.D1.82.D1.8B.D1.80.D1.8C.29 Азбука веры. Трудничество в Оптиной Пустыни] | ||
* [https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-home/series/optina-pustyn.23/ Азбука веры. Оптина пустынь | * [https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-home/series/optina-pustyn.23/ Азбука веры. Оптина пустынь] | ||
* [[Оптина пустынь и женские монастыри Тверской епархии]] | |||
* [http://forum.optina.ru/index.php?/forum/15-%d0%ba%d0%b0%d0%ba-%d0%b4%d0%be%d0%b5%d1%85%d0%b0%d1%82%d1%8c/ Советы на форуме, как и с кем можно доехать до Оптиной] | * [http://forum.optina.ru/index.php?/forum/15-%d0%ba%d0%b0%d0%ba-%d0%b4%d0%be%d0%b5%d1%85%d0%b0%d1%82%d1%8c/ Советы на форуме, как и с кем можно доехать до Оптиной] | ||
* [https://drevo-info.ru/articles/9662.html Энциклопедия «Древо». Оптина пустынь. Справочная информация] | * [https://drevo-info.ru/articles/9662.html Энциклопедия «Древо». Оптина пустынь. Справочная информация] | ||
| Строка 450: | Строка 473: | ||
* [http://www.pravmir.ru/doroga-k-bogu-film-ob-optinoj-pustyni/ Правмир. Дорога к Богу. Фильм об Оптиной пустыни] | * [http://www.pravmir.ru/doroga-k-bogu-film-ob-optinoj-pustyni/ Правмир. Дорога к Богу. Фильм об Оптиной пустыни] | ||
{{SEO|в Оптину | {{SEO|в Оптину пустынь|Калужской области}} | ||