Смоленско-Зосимова мужская пустынь: различия между версиями
DmitryNel (обсуждение | вклад) м (Замена текста — «45» на «45») |
DmitryNel (обсуждение | вклад) м (Замена текста — «45» на «45») |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Местоположение|локация=56.359105, 38.42799|вид=Монастырь}} | {{Местоположение|локация=56.359105, 38.42799|вид=Монастырь}} | ||
[[Файл:Свято-Зосимова Смоленская пустынь.jpg|мини|]] | [[Файл:Свято-Зосимова Смоленская пустынь.jpg|мини||alt=Смоленско-Зосимова мужская пустынь]] | ||
Свято-Смоленская Зоси́мова пу́стынь — мужской монастырь Александровской епархии Русской православной церкви, расположенный в Александровском районе Владимирской области, к востоку от железнодорожной станции Арсаки. | Свято-Смоленская Зоси́мова пу́стынь — мужской монастырь Александровской епархии Русской православной церкви, расположенный в Александровском районе Владимирской области, к востоку от железнодорожной станции Арсаки. | ||
Строка 6: | Строка 6: | ||
== История == | == История == | ||
Смоленская Зосимова пустынь входила в ряд приписных пустыней и скитов вокруг Троице-Сергиевой Лавры. Основателем мужской пустыни предание называет схимонаха Зосиму, подвизавшегося в конце XVII в. После смерти Схимника в середине XVIII в. обитель прекратила свое существование. [[Файл:Братия пустыни перед закрытием обители.jpg|обрамить|слева|Братия пустыни перед закрытием обители]] Несколько попыток ее возродить были безуспешны. Лишь в 1848 г. местный фабрикант Зубов поставил деревянную часовню над могилой Зосимы. В 1867-м пустынь возродили монахи Троице-Сергиевой Лавры, к которой она и была приписана. | Смоленская Зосимова пустынь входила в ряд приписных пустыней и скитов вокруг Троице-Сергиевой Лавры. Основателем мужской пустыни предание называет схимонаха Зосиму, подвизавшегося в конце XVII в. После смерти Схимника в середине XVIII в. обитель прекратила свое существование. [[Файл:Братия пустыни перед закрытием обители.jpg|обрамить|слева|Братия пустыни перед закрытием обители|alt=Смоленско-Зосимова мужская пустынь]] Несколько попыток ее возродить были безуспешны. Лишь в 1848 г. местный фабрикант Зубов поставил деревянную часовню над могилой Зосимы. В 1867-м пустынь возродили монахи Троице-Сергиевой Лавры, к которой она и была приписана. | ||
В конце XIX в. при игум. Германе Зосимова пустынь переживала расцвет. Здесь было около 100 монахов. В 1897-м выстроили над могилой основателя большой Смоленский собор, | В конце XIX в. при игум. Германе Зосимова пустынь переживала расцвет. Здесь было около 100 монахов. В 1897-м выстроили над могилой основателя большой Смоленский собор, | ||
[[Файл:Храм Смоленской иконы Божией Матери.jpg|обрамить|справа|Храм Смоленской иконы Божией Матери]] | [[Файл:Храм Смоленской иконы Божией Матери.jpg|обрамить|справа|Храм Смоленской иконы Божией Матери|alt=Смоленско-Зосимова мужская пустынь]] | ||
чуть позднее - еще 2 каменных храма: Всех святых и прп. Сергия Радонежского. | чуть позднее - еще 2 каменных храма: Всех святых и прп. Сергия Радонежского. | ||
Строка 17: | Строка 17: | ||
За сотни верст от пустыни известен был старец [https://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimovskij/ Алексий Зосимовский], | За сотни верст от пустыни известен был старец [https://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimovskij/ Алексий Зосимовский], | ||
[[Файл:Зосимовский старец Алексий.jpg|обрамить|слева|Зосимовский старец Алексий]] | [[Файл:Зосимовский старец Алексий.jpg|обрамить|слева|Зосимовский старец Алексий|alt=Смоленско-Зосимова мужская пустынь]] | ||
принявший здесь постриг в 1898 г. Старчествовать он начал с 1906 г., а в 1916-м ушел в «полный затвор». Нарушил он его в 1917-м не по своей воле: Алексия избрали делегатом Поместного Собора, и именно зосимовский старец вынул из ковчега жребий с именем Тихона - нового Патриарха Русской Православной Церкви. | принявший здесь постриг в 1898 г. Старчествовать он начал с 1906 г., а в 1916-м ушел в «полный затвор». Нарушил он его в 1917-м не по своей воле: Алексия избрали делегатом Поместного Собора, и именно зосимовский старец вынул из ковчега жребий с именем Тихона - нового Патриарха Русской Православной Церкви. | ||
Строка 27: | Строка 27: | ||
Новая история Свято- Смоленской Зосимовой мужской пустыни, история ее возрождения начинается 15 марта 1992 года с Указа Епископа (ныне Митрополит) Владимирского и Суздальского Евлогия об открытии монастыря и возобновления в нем монашеской жизни. Знаменательно, что Указ Владыки Евлогия последовал в день когда Русская Православная Церковь чтит Державный образ Пресвятой Богородицы. Тем же Указом первым настоятелем новооткрытой обители назначается несельник Свято-Тройцкой Сергиевой Лавры игумен Порфирий (Клименко). | Новая история Свято- Смоленской Зосимовой мужской пустыни, история ее возрождения начинается 15 марта 1992 года с Указа Епископа (ныне Митрополит) Владимирского и Суздальского Евлогия об открытии монастыря и возобновления в нем монашеской жизни. Знаменательно, что Указ Владыки Евлогия последовал в день когда Русская Православная Церковь чтит Державный образ Пресвятой Богородицы. Тем же Указом первым настоятелем новооткрытой обители назначается несельник Свято-Тройцкой Сергиевой Лавры игумен Порфирий (Клименко). | ||
Уже 2.04.1992 года о. Порфирий подает заявление о регистрации гражданского Устава монастыря. В монастыре начинают совершаться первые Богослужения, собирается первая, очень пока немногочисленная братия, появляются и первые прихожане. [[Файл:Надкладезные часовни в пустыни.jpg|обрамить|справа|Надкладезные часовни в пустыни]] Настоятельство о. Порфирия было непродолжительным. Через год настоятелем обители назначается архимандрит Нил (Сычев, ныне Епископ Муромский и Вязниковский). Настоятельство отца Нила, это целая эпоха в жизни монастыря. Именно с его именем связано начало подлинного возрождения. Активная реставрационная деятельность, собирание братии, устройство Уставных, по монастырски, Богослужений, организация быта насельников и подсобного хозяйства, тяжелая работа по возвращению храмов и других построек законному владельцу - монастырю, установление добрых отношений с военными, что тоже было в начале далеко непросто. Это только небольшой перечень тех проблем и забот с которыми ежедневно, на протяжении почти 10 лет, придется сталкиваться о. Настоятелю... | Уже 2.04.1992 года о. Порфирий подает заявление о регистрации гражданского Устава монастыря. В монастыре начинают совершаться первые Богослужения, собирается первая, очень пока немногочисленная братия, появляются и первые прихожане. [[Файл:Надкладезные часовни в пустыни.jpg|обрамить|справа|Надкладезные часовни в пустыни|alt=Смоленско-Зосимова мужская пустынь]] Настоятельство о. Порфирия было непродолжительным. Через год настоятелем обители назначается архимандрит Нил (Сычев, ныне Епископ Муромский и Вязниковский). Настоятельство отца Нила, это целая эпоха в жизни монастыря. Именно с его именем связано начало подлинного возрождения. Активная реставрационная деятельность, собирание братии, устройство Уставных, по монастырски, Богослужений, организация быта насельников и подсобного хозяйства, тяжелая работа по возвращению храмов и других построек законному владельцу - монастырю, установление добрых отношений с военными, что тоже было в начале далеко непросто. Это только небольшой перечень тех проблем и забот с которыми ежедневно, на протяжении почти 10 лет, придется сталкиваться о. Настоятелю... | ||
[[Файл:Рака с мощами преп. Зосимы Владимирского.JPG|обрамить|слева|Рака с мощами преп. Зосимы Владимирского]] | [[Файл:Рака с мощами преп. Зосимы Владимирского.JPG|обрамить|слева|Рака с мощами преп. Зосимы Владимирского|alt=Смоленско-Зосимова мужская пустынь]] | ||
В июле 1994 года состоялась канонизация основателя обители схимонаха Зосимы (для общецерковного прославления, память 28 июня и 26 июля) и преп. Германа (Гомзина, на епархиальном уровне, память 30 января) а в 2000 году преп. Алексия (Соловьёва, также для общецерковного прославления, память 2 октября) | В июле 1994 года состоялась канонизация основателя обители схимонаха Зосимы (для общецерковного прославления, память 28 июня и 26 июля) и преп. Германа (Гомзина, на епархиальном уровне, память 30 января) а в 2000 году преп. Алексия (Соловьёва, также для общецерковного прославления, память 2 октября) | ||
Воинская инженерная часть оказала большую помощь в восстановлении Смоленской Зосимовой Пустыни. Но самый удивительный результат сотрудничества монастыря и воинской части – это православный солдатский хор «За Веру и Отечество» под художественным руководством иеромонаха Варнавы (Столбикова). [[Файл:Свято-Зосимова пустынь, православный солдатский хор.jpg|обрамить|справа|Свято-Зосимова пустынь, православный солдатский хор]] За 20 лет православный солдатский хор «За Веру и Отечество» Инженерных войск снискал всероссийскую известность, хор является дипломантом Международных конкурсов православной музыки. | Воинская инженерная часть оказала большую помощь в восстановлении Смоленской Зосимовой Пустыни. Но самый удивительный результат сотрудничества монастыря и воинской части – это православный солдатский хор «За Веру и Отечество» под художественным руководством иеромонаха Варнавы (Столбикова). [[Файл:Свято-Зосимова пустынь, православный солдатский хор.jpg|обрамить|справа|Свято-Зосимова пустынь, православный солдатский хор|alt=Смоленско-Зосимова мужская пустынь]] За 20 лет православный солдатский хор «За Веру и Отечество» Инженерных войск снискал всероссийскую известность, хор является дипломантом Международных конкурсов православной музыки. | ||
== Храмы == | == Храмы == |
Версия от 10:52, 13 мая 2020
Свято-Смоленская Зоси́мова пу́стынь — мужской монастырь Александровской епархии Русской православной церкви, расположенный в Александровском районе Владимирской области, к востоку от железнодорожной станции Арсаки.
Первоначально основана в конце XVII века; до 1919 года была приписана к Троице-Сергиевой лавре; возобновлена в нынешнем виде в 1992 году.
История[править | править код]
Смоленская Зосимова пустынь входила в ряд приписных пустыней и скитов вокруг Троице-Сергиевой Лавры. Основателем мужской пустыни предание называет схимонаха Зосиму, подвизавшегося в конце XVII в. После смерти Схимника в середине XVIII в. обитель прекратила свое существование.
Несколько попыток ее возродить были безуспешны. Лишь в 1848 г. местный фабрикант Зубов поставил деревянную часовню над могилой Зосимы. В 1867-м пустынь возродили монахи Троице-Сергиевой Лавры, к которой она и была приписана.
В конце XIX в. при игум. Германе Зосимова пустынь переживала расцвет. Здесь было около 100 монахов. В 1897-м выстроили над могилой основателя большой Смоленский собор,
чуть позднее - еще 2 каменных храма: Всех святых и прп. Сергия Радонежского.
Главной святыней обители почиталась Смоленская икона Божией Матери. В ковчежцах при этой иконе хранились части пояса Богоматери и мощей вмч. Георгия Победоносца.
Дважды в год крестные ходы направлялись из обители к 2 святым колодцам, вырытым еще старцем Зосимою. Зосимова пустынь притягивала многие тысячи богомольцев.
За сотни верст от пустыни известен был старец Алексий Зосимовский,
принявший здесь постриг в 1898 г. Старчествовать он начал с 1906 г., а в 1916-м ушел в «полный затвор». Нарушил он его в 1917-м не по своей воле: Алексия избрали делегатом Поместного Собора, и именно зосимовский старец вынул из ковчега жребий с именем Тихона - нового Патриарха Русской Православной Церкви.
После революции Зосимова пустынь просуществовала недолго. В первый же месяц ограбили монастырский собор. После закрытия в ноябре 1919-го Троице-Сергиевой Лавры в Зосимову пустынь передали часть мощей прп. Сергия Радонежского. В начале февраля 1923 г. умер игум. Герман, а на следующий день после его похорон из Александрова приехала «ликвидационная комиссия». Летом 1923-го пустынь стояла уже заброшенная, с разоренными храмами и наглухо запертыми воротами. Впоследствии здесь размещалась воинская часть.
Возобновлён в апреле 1992 года.
Современное состояние[править | править код]
Новая история Свято- Смоленской Зосимовой мужской пустыни, история ее возрождения начинается 15 марта 1992 года с Указа Епископа (ныне Митрополит) Владимирского и Суздальского Евлогия об открытии монастыря и возобновления в нем монашеской жизни. Знаменательно, что Указ Владыки Евлогия последовал в день когда Русская Православная Церковь чтит Державный образ Пресвятой Богородицы. Тем же Указом первым настоятелем новооткрытой обители назначается несельник Свято-Тройцкой Сергиевой Лавры игумен Порфирий (Клименко).
Уже 2.04.1992 года о. Порфирий подает заявление о регистрации гражданского Устава монастыря. В монастыре начинают совершаться первые Богослужения, собирается первая, очень пока немногочисленная братия, появляются и первые прихожане.
Настоятельство о. Порфирия было непродолжительным. Через год настоятелем обители назначается архимандрит Нил (Сычев, ныне Епископ Муромский и Вязниковский). Настоятельство отца Нила, это целая эпоха в жизни монастыря. Именно с его именем связано начало подлинного возрождения. Активная реставрационная деятельность, собирание братии, устройство Уставных, по монастырски, Богослужений, организация быта насельников и подсобного хозяйства, тяжелая работа по возвращению храмов и других построек законному владельцу - монастырю, установление добрых отношений с военными, что тоже было в начале далеко непросто. Это только небольшой перечень тех проблем и забот с которыми ежедневно, на протяжении почти 10 лет, придется сталкиваться о. Настоятелю...
В июле 1994 года состоялась канонизация основателя обители схимонаха Зосимы (для общецерковного прославления, память 28 июня и 26 июля) и преп. Германа (Гомзина, на епархиальном уровне, память 30 января) а в 2000 году преп. Алексия (Соловьёва, также для общецерковного прославления, память 2 октября)
Воинская инженерная часть оказала большую помощь в восстановлении Смоленской Зосимовой Пустыни. Но самый удивительный результат сотрудничества монастыря и воинской части – это православный солдатский хор «За Веру и Отечество» под художественным руководством иеромонаха Варнавы (Столбикова).
За 20 лет православный солдатский хор «За Веру и Отечество» Инженерных войск снискал всероссийскую известность, хор является дипломантом Международных конкурсов православной музыки.
Храмы[править | править код]
Церковь Смоленской иконы Божией Матери
Церковь Всех Святых
Надкладезные часовни
Церковь Сергия Радонежского
Колокольня
Святыни[править | править код]
Рака с мощами преп. Зосимы Владимирского, основателя пустыни
Рака с мощами преп. Германа и Алексия Зосимовских
Преп. Алексий (Соловьев)
Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия)
Cвятые колодцы
Фото[править | править код]
Свято-Смоленская Зосимова пустынь
Арсаки. Смоленско-Зосимова пустынь
Видео[править | править код]
Свято-Смоленская Зосимова пустынь часть 1
Свято-Смоленская Зосимова пустынь часть 2
Небо на земле. Зосимова пустынь. Жизнь по уставу
Как добраться[править | править код]
На Ярославском ж/д вокзале (г. Москва) садитесь в последний вагон электрички, едущий в город Александров. Будьте внимательны, не все электрички делают остановки в "Арсаках". Через 2 часа - станция "Арсаки". Идем к концу платформы и спускаемся на площадь перед магазином "Хозяин", на площади останавливаются рейсовые автобусы. С сожалению, по соображением безопасности пешие паломники через КПП воинской части не пропускаются. Так что на станции надо сесть в автобус с надписью "Городок", который миновав КПП привезет вас прямо к стенам монастыря. Время поездки в автобусе не более 10 минут.
На автотранспорте из Москвы едем по Ярославскому шоссе (М8), проезжаем границу Московской и Владимирской областей, ищем указатель - поворот направо, на г. Александров, проезжаем "Брыковы Горы", после них первый поворот направо, (ориентир - кладбище с правой стороны, сразу после него правый поворот) указатель " Арсаки, 6 км" ; далее по главной дороге прямо через дер. Иваньково до ж-д переезда. Перезжаем ж-д пути и после них, по ходу дороги, берем в право и прямо до Т- образного перекрестка, на нем поворачиваем налево и едем прямо до КПП воинской части. Проехав КПП едем прямо до Святых врат монастыря. У Врат поворачиваем вдоль стены направо и едем до конца забора, последний поворот налево и вы на монастырской стоянке. Для проезда на автомобиле надо заранее созвониться с монастырем и сообщить марку и полный номер вашей машины.
Адрес[править | править код]
601604, Владимирская область, Александровский район, п/о Плеханы
Паломнику[править | править код]
Расписание богослужений[править | править код]
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ В СМОЛЕНСКОМ СОБОРЕ.
Контактные телефоны[править | править код]
гор. + 7 (49244) 9 47 11, добавочный 235 (канцелярия монастыря)
моб. +7(925)422-63-86 (помощник настоятеля и эконом монастыря иеродиакон Мелхиседек)
моб. +7 920 920-33-96
Адрес электронной почты[править | править код]
Сайт[править | править код]
http://zosymova-pustin.ru/index.html