[[Файл:Храм Костантина и Елены Вологда6.jpg|350px|мини|справа|alt=Храм Константина и Елены (Вологда), Храм Костантина и Елены Вологда6]]
[[Аннотация::'''Храм святы́х равноапо́стольных царе́й Константи́на и Еле́ны''' — православный храм в Вологде, построенный около 1690 года, один из лучших памятников XVII века. Является памятником архитектуры, категория охраны — федеральная.]]
Храм был закрыт 24 февраля 1930 года, и в нём были размещены учреждения культуры. В 1997 году началось восстановление храма, который является памятником культуры республиканского значения. 10 апреля 2008 года на колокольню были подняты восемь новых колоколов весом от 10 до 430 килограммов, привезённых из города Тутаева.
'''Адрес:''' Россия, Вологодская область, город Вологда, проспект Победы, 85
'''Телефон:''' [tel:+78172728484 +7 (8172) 72-84-84], храм
[[Храм Константина и Елены (Вологда)|Подробнее...]]
Центр большой области в 497 км к северо-востоку от Москвы. На р. Вологде, притоке Сухоны. Население – около 280 тыс. человек.
Субъективно
Мало кто думает о Вологде как о чём-то прекрасном. Здесь нас подстерегает приятная неожиданность.
Река Вологда бережно принимает заблудившегося путника и плавно ведёт высоким берегом к кремлю, показывая по сторонам величественные храмы и совсем не величественные, но такие подходящие человеку деревянные дома, украшенные старинной резьбой и живыми котами.
Издалека позовёт к себе Вологодский кремль. Если будет зима, то с кремлёвского холма на лёд реки будут с криком катиться на санках дети. Возле лунок будут сидеть рыбаки, в проруби купаться «моржи». Жизнь русского города откроется разом во многих её проявлениях... А так же у гостей города будет прекрасная возможность увидеть и приобрести вологодское кружево оригинальное вологодское масло.
На машине объехать Вологду можно за день. Но за два дня пеших прогулок увидите в пять раз больше.
Поселение на р. Вологде основали хозяева русского севера, новгородцы, на пути волока, соединявшего реки Шексну и Сухону, отвоевав эту землю у финно-угорских племён. Возможно, от слова «волок» (перетаскивание судов по суше) и произошло название реки и города.
Первая дата в истории города считается датой его рождения, – 19 августа 1147 г. В этот день к Вологде из Киева пришёл монах Гнилецкой пустыни (в пещерах которой уединялся прп. Феодосий Печерский) Герасим. Поселился он в стороне от города, в лесу. Бывая в Вологде на литургии в Воскресенской церкви, Герасим понял, как слабо просвещены верой и знанием здешние христиане и, тем более, язычники.
Герасим принялся расчищать лес у Кайсарова ручья, чтобы построить храм и монастырь. Но некий Пятышев, богатый владелец земли, на которой трудился Герасим, пытался отспорить у него свою землю. Над Пятышевым и его потомками в течение семи веков, пока род не пресекся, исполнялось предсказание прп. Герасима: род станет жить ни богато, ни бедно. «Ни бедно» – возможно, потому, что на клочке обширных земель Пятышева всё-таки устроилась иноческая обитель.
Троицкий Кайсаровский монастырь существовал до 1612 г., когда при разграблении и пожаре города он был до того опустошён, что не смогли найти и могилу Герасима, преставившегося здесь в 1178 г.
Прп. Герасим сам указал местонахождение своих мощей – через слепую женщину, которая при этом прозрела. Сие чудо было только началом многих исцелений (с 1649 по 1666 г. их записано 37). В память бывшего монастыря на этом месте была воздвигнута Троицкая церковь, в 1717 г. отстроенная в камне. В ней до революции покоились мощи святого.
Под властью Новгорода
Пока Новгород был в силе, он сохранял власть над Вологодской волостью. В XIII в. ему приходилось воевать за неё с тверскими князьями. Так, в 1273 г. тверской князь Святослав Ярославич совместно с монголами совершил разорительный набег на Вологду. Около 1308 г. тверской князь Михаил Ярославич пытался держать в Вологде своего наместника, но не осилил. В 1335 г. вологодские летописи свидетельствовали о новом нападении тверичей.
От Твери Новгород Вологду отстоял, от Москвы отстоять не смог. В 1397 г. московский воевода Андрей Альбердов занял Вологду. Новгородцы снарядили войско, но вернуть себе город не сумели. Лишь разоряли окрестности Вологды – до тех пор, пока сами не сняли свой вечевой колокол в угоду Москве.
Город, который приобрела Москва, к тому времени уже давно был центром торговли и ремёсел, его украшали многие храмы.
Под властью Москвы
В период борьбы братьев Василия Косого и Димитрия Шемяки за великое княжение с законным властителем Василием II Вологде пришлось нелегко. Сначала, в 1434 и 1435 гг., Вологду занимал Василий Косой. В 1446 г. Димитрий Шемяка, ослепивший Василия (за что того и прозвали Тёмным), водворился в Москве, а Василий отправился в Вологду. В следующем году Василий изгнал Шемяку из Москвы. Шемяка бежал в Устюг, откуда в 1450 г. напал на Вологду. В истории этой осады имеется неясное предание о «белоризцах».
При Иоанне III Вологда была укреплена и, как один из самых надежных городов государства, стала местом хранения части государевой казны и заключения политических противников. В 1503 г. в Вологде учредили епископскую кафедру.
«Город» Иоанна Грозного
При Иоанне IV Вологда стала центром русской торговли с Англией, Германией и Голландией – через северные реки и Белое море. В городе были немецкая слобода, много иностранных контор, причем английская, по свидетельству современников, была «обширна, как замок».
Иоанн IV подумывал даже перенести в Вологду столицу, был здесь трижды, прожил в Вологде 3,5 года. Посетив Вологду в 1565 г., велел копать рвы и закладывать сваи для каменного «города».
Каменный «город» был заложен в границах современных улиц Мира, Сергея Орлова, Октябрьской и Ленинградской. Крепостные стены имели 4 км в длину. Полностью – на высоту до 8 м – стену с башнями удалось сложить лишь на участке вдоль речки Золотухи.
После Смутного времени от «города» осталось не много. В 1631 г., при первом Романове, каменную стену надстроили брёвнами – на высоту до 9 м. В стене стояло 11 каменных башен и 21 деревянная. В кремле было 423 дома, 14 деревянных храмов и Софийский собор . Постепенно разрушаемые временем, с одной стороны подмываемые рекой Золотухой, стены и башни кремля окончательно исчезли в начале XIX в.
Но память народная так сильна, что до сих пор, направляясь в центр Вологды, вологжане говорят друг другу: «Еду в город».
Смутное время
До 1608 г. беды Смутного времени мало затрагивали город. Но когда отряды второго Лжедимитрия стали доходить до Вологды, воевода Никита Пушкин привёл всё население к присяге Лжедимитрию. Полякам досталась богатая пожива – государева казна, деньги и товары иностранных купцов. Однако вологодцы не вытерпели поборов, схватили поляков и их приспешников, поотрубали им головы и бросили тела в реку Золотуху, где их «пожирали свиньи и собаки».
Вологодцы снеслись с городами севера – Устюгом, Сольвычегодском, Тотьмой, – предложили бить врага совместно. В Вологде собралось ополчение северных городов, двинулось освобождать Галич, Кострому, Ярославль.
В 1612 г. польские отряды дважды врывались в Вологду, убивали людей, разрушали церкви, жгли дома.
Затишье
После того как Пётр «прорубил» путь в Европу через Балтийское море, «заколотив» указом путь через Белое, значение Вологды резко упало. Предприимчивые торговцы и промышленники стали переселяться в более оживлённые края. За весь XVIII век население города почти не увеличилось и составляло порядка 7000 человек.
Тем не менее, продолжалась торговля с Европой, работали до 70 фабрик и заводов. В 1780 г. город стал центром наместничества, объединившего Вологодскую, Архангельскую и Велико-Устюжскую губернии. А в 1796 г. Вологда стала центром новой губернии, поглотившей Велико-Устюжскую.
Перепланировка
Избежавший перепланировки при Екатерине II, город являл природную гармонию: дома росли в нём как цветы на лугу. Среди улиц едва ли была хоть одна прямая. Привольно квакали лягушки на болотах. Одно болото сохранялось даже в детинце – в самом центре; в честь соседней Казанской церкви это болото называли Казанским.
В первую четверть XIX в., при губернаторе Брусилове, Вологду начали застраивать по новому плану. Засадили деревьями соборную гору, проложили широкие березовые бульвары. Сегодняшний центр в основном соответствует этому плану.
Святой блаженный Андрей родился в крестьянской семье в 50 верстах от Вологды. Хотя родители его были безграмотны, они учили его христианской жизни своим примером. А церковь, которую он посещал, закончила его воспитание.
Подвижническую жизнь его началась с того, что он ушел на безмолвие. За время его отсутствия его родителей не стало. Юноша поступил в Галичский монастырь Костромской епархии, где старец Стефан, настоятель обители, и направил Андрея на путь юродства Христа ради.
Андрей оставил монастырь и отправился в город Тотьму, где его никто не знал. Там он поселился около Воскресенской церкви.
Ночи он проводил в молитве. Днем собирал милостыню и раздавал ее бедным. И зимой и летом он ходил босой, в лохмотьях, питался лишь хлебом и водой. Каждый год он обходил святыни и при жизни был чудотворцем...
Раз он встретил главаря дикарей Аждакая, который был болен глазами. Тот стал его просить об исцелении. Юродивый убежал, а Аждакай умылся снегом, на котором стоял блаженный, и исцелился!
От подвигов подвижничества и лишений, которым Андрей подвергал себя, он вскоре захворал. Он предвидел день своей кончины, и этот день провел в молитве, потом призвал священника, исповедался и причастился святых Христовых Тайн. Другу своему, пономарю Воскресенской церкви Иоанну он сказал: « Брат Иоанн, душа моя разлучается от тела, приготовь, что надо для погребения» . Иоанн поцеловал ему руку и вышел в слезах. Вернувшись, он нашел блаженного скончавшимся со скрещенными на груди руками. Вся комната была полна благоухания.
Погребение его собрало множество народу. Все вспоминали святую жизнь почившего. Похоронили его около церкви, и на могиле его стали твориться чудеса. Рассказывали, что он явился во сне женщине, больной лихорадкой и дал ей приложиться к Евангелию, которое держал в руке. Затем он велел ей идти молиться на его могиле. Женщина проснулась здоровой. Церковь празднует память блаженного Андрея Тотемского, Христа ради юродивого 10 октября.
В 1368 г. в Вологодскую землю, убегая от людской славы и княжеских почестей, напутствованный Сергием Радонежским, пришёл преподобный Димитрий Прилуцкий. Он пришёл из Переславля-Залесского, где родился и где в течение 20 лет был игуменом основанного им Никольского монастыря. Димитрий и его ученик Пахомий принесли с собой большой восьмиконечный крест с 84 образами, вырезанными на кости, изготовленный в Киликии (сейчас хранится в Вологодском музее-заповеднике). Отшельники поселились в 30 км от Вологды, в лесу, на р. Леже, намереваясь вести уединённую жизнь. Но Богу было не угодно, чтобы свет свечи был скрыт под сосудом, и жители соседней Авнеги изгнали подвижников.
В 1371 г. преподобный пришёл в Вологду. Избранное им место оказалось засеянным рожью, но владелец земли Илья с радостью отдал её под Вологодский монастырь и даже сам вытоптал колосящуюся ниву. 1 августа того же года был освящён деревянный храм Происхождения древ животворящего Креста Господня, вскоре были построены келейные и другие здания монастыря.
Монастырь Вологды быстро умножился братьями и укрепился на пожертвования князя и других вологодцев. Но Димитрий принимал не всякое подаяние. Однажды, когда упомянутый землевладелец Илья принёс подаяние на монастырь, преподобный не принял его, кротко попросив того прежде накормить голодных домочадцев и слуг.
Игумен нового монастыря зимой и летом ходил в заскорузлом тулупе, под которым скрывал вериги. Димитрий по многу дней ничего не ел, кормил бедных, исцелял больных, защищал обижаемых. Его родной брат, обедневший купец, по благословению преподобного дважды ходил с товаром к языческим племенам Югры и Печоры и возвращался с большой прибылью; пойдя в третий раз вопреки запрещению брата, пропал без вести. Трапезничая с братией, Димитрий чудесно узнал о смерти в Москве князя Димитрия Донского.
Проведя в Прилуцком монастыре 20 лет, преподобный известил монахов о приближении смерти. Когда огорчённые братья спросили, как поступить с его телом, святой, ощущавший себя тяжким грешником, ответил: «Оттащите грешное моё тело на болото и затопчите его там ногами». Преставился Димитрий 11 февраля 1392 г., о чём братья узнали по благоуханию, разлившемуся по обители. Память святого празднуется в день кончины – 11 (24) февраля.
Прилуцкий монастырь в Вологде является хранителем святых мощей Дмитрия Прилуцкого.
Монастырь основан прп. Димитрием Прилуцким, сподвижником прп. Сергия Радонежского, выходцем из Переславля, в 1380-х при помощи Дмитрия Донского, был одним из первых северных монастырей с общежительным уставом. Уже в XV в., после канонизации прп. Димитрия, стал одним из известнейших и почитаемых, а также богатейших монастырей Вологодчины, в XVI в. основные постройки выстроены в камне. Крепостная стена с башнями построена в 1640-х - 1656, келейные корпуса XVII-XIX вв. Закрыт в 1924, занят домом инвалидов, в 1930 служил пересыльным пунктом, позже использовался под военные склады. В 1950-х отдан музею, проведена реставрация. Вновь открыт в 1991.
Статус: действующий
Адрес: г. Вологда, ул.Монастырска д.2 ( мкр. Прилуки)
Троице-Герасимовская церковь на месте Кайсаровского монастыря[править | править код]
Монах Гнилецкой пустыни Герасим пришёл из Киева и поселился в стороне от города, в лесу. Он основал Троицкий Кайсаровский монастырь, просуществовавший до разграбления и пожара в 1612 году. В память бывшего монастыря на этом месте была воздвигнута Троицкая церковь, в 1717 г. отстроенная в камне. В ней до революции покоились мощи прп. Герасима.
Кафедральный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы (церковь Рождества Богородицы на Богородицком кладбище, Рождество-Богородицкий собор, кладбищенская церковь Рождества Богородицы, Рождества-Богородицкая церковь, церковь за Горбатым мостом). Вологодская и Великоустюжская епархия / Вологодское благочиние. Действующий собор. Даты постройки: деревянная церковь — конец XVI — начало XVII в. Каменный храм между 1836 и 1838 гг.
История храма начинается с основания кладбища. В 1760-1770 годы полоса эпидемий долгое время опустошала Россию. Одной из причин непрекращающегося мора посчитали кладбища внутри городов, и в 1772 году указом Екатерины Великой было предписано учредить новые кладбища в удобных местах за городом.
Адрес: Россия, 160017, г. Вологда, Говоровский проезд, д. 2 (Около Железнодорожного вокзала)
Церковь Александра Невского (полное название — храм во имя святого благоверного князя Александра Невского) — православный храм в Вологде, памятник архитектуры регионального значения XVIII века. Основание храма связано с пребыванием в Вологде в 1556 году особо почитаемой в Русской православной церкви Великорецкой иконы Николая Чудотворца.
До 1869 года главный престол церкви был освящен в честь Николая Чудотворца. Постройка первоначальной церкви связывается с появлением в Вологде в 1556 году списка (копии) почитаемой иконы Николы Великорецкого.
Первоначально храм Николая Чудотворца в Вологде находился на «Старом торгу, против Ильинского монастыря». Не позднее 1612 года его перенесли внутрь кремля к Софийскому собору, где возводились все последующие здания этой церкви. Место, на котором возведена новая церковь называлось Известью, позднее стало именоваться Известной горой. Название могло быть связано с запасами извести, хранившимися здесь во время строительства Вологодского кремля.
Адрес: Россия, г. Вологда, ул. Сергея Орлова, д. 10
Лазаревская Горбачевская церковь находится на окраине города, в той его части, которая прежде называлась Верхним посадом и которая в течение многих столетий была крупнейшим христианским центром края. Согласно летописи Лазаревской кладбищенской церкви, указ об отведении земли на Горбатом поле под новое кладбище и о постройке на нем церкви был издан в 1775 году. По названию этой местности, кладбище и церковь на нем впоследствии стали именоваться Горбачевскими.
Храм расположен на окраине города, в той его части, которая прежде называлась Верхним посадом и в течение многих веков была крупнейшим христианским центром края.
Согласно летописи Лазаревской кладбищенской церкви, указ об отведении земли на Горбатом поле под новое кладбище и о постройке на нем церкви был издан в 1775 году. По названию этой местности, кладбище и церковь на нем впоследствии стали именоваться Горбачевскими.
Храм святы́х равноапо́стольных царе́й Константи́на и Еле́ны — православный храм в Вологде, построенный около 1690 года, один из лучших памятников XVII века. Является памятником архитектуры, категория охраны — федеральная.
Храм был закрыт 24 февраля 1930 года, и в нём были размещены учреждения культуры. В 1997 году началось восстановление храма, который является памятником культуры республиканского значения. 10 апреля 2008 года на колокольню были подняты восемь новых колоколов весом от 10 до 430 килограммов, привезённых из города Тутаева.
Адрес: Россия, Вологодская область, город Вологда, проспект Победы, 85
Храм Свято́го Никола́я Чудотво́рца во Влады́чной слободе́ — один из старейших сохранившихся храмов города Вологды. Каменный храм был построен в 1669 году. Владычная слобода — район в Заречье, получила название по принадлежности до 1649 года вологодскому Архиерейскому дому (владыке).
Первоначально храм Святителя Николая во Владычной слободе был деревянный. О нем известно уже со второй половины XVI века.
В ряде документов XVII века указывается, что приход принадлежал Вологодскому архиерейскому дому.
Владычная слобода перестала существовать с середины XVII века, когда правительство под давлением дворянства и посадского населения запретило духовенству приобретать новые земли. Владычная слобода стала принадлежать посаду.
Эта церковь принадлежит к старейшим по времени построения церквям города Вологды. В окладной книге преосвященнейшего Гавриила, Архиепископа Вологодского и Белоезерского, относящейся к 1691 году упоминается храм Николая Чудотворца в Мироносицкой трети. По некоторым замечаниям автора книги можно судить, что возведение его относится в 1669 году.
Архиерейский двор, одна из достопримечательностей Волгды, находится возле Софийского собора. В XVII в. был выстроен каменный ансамбль архиерейского двора, здания которого вместе с Софийским собором составляют так называемый «Вологодский кремль». Это экономский корпус (ок. 1650), Симоновский корпус с Христорождественской церковью (1670), надвратная церковь (1680), Иосифовский корпус (ок. 1770), Гаврииловский корпус (все корпуса названы по именам архиереев, строивших их), Воскресенский собор (1776) и др. Воскресенский собор раньше был кафедральным, в нем в 1831 году был пострижен в монашество святитель Игнатий Брянчанинов.
Соединённые между собой здания архиерейского двора образуют два прямоугольных уютных дворика со скамейками.
Сейчас почти все здания двора используются музеем. В числе наиболее уникальных собраний музея – коллекция образов, писаных и резных, рукописной книги, лицевого шитья, вологодского кружева, северной черни, резьбы по бересте.
Коллекция икон музея – одна из сильнейших в стране. В их числе – чудотворная икона Димитрия Прилуцкого и знаменитый Киликийский крест из Прилуцкого монастыря.
Адрес: ул. С. Орлова, 15. Тел.: (8172) 72-25-11, 72-22-83.
Время работы: Открыт с 10 до 17 ч, кроме Пн., Вт.
Сайт: www.vologdamuseum.ru
С Ярославского вокзала до Вологды отправляется около 8 поездов в сутки. В том числе ночные. Среднее время в пути – 8 ч. Поезд «Москва-Лабытнанги» (№120) не рекомендуется.
На машине по М8 400 км – примерно 6,5 ч.
Проезд из Санкт-Петербурга
Более 10 поездов в сутки. В пути – около 13 ч.
На машине по М18, после Иссада – А114. 658 км, 9,5 ч пути.