Храм Покрова Божией Матери (Поведь): различия между версиями

нет описания правки
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 4: Строка 4:


== История ==
== История ==
Первое письменное упоминание о православной церкви в селе Поведь относится к 1568 году, когда в «изустной памяти» (завещании) жены князя Ивана Семёновича Ростовского Аграфены указано: «2 рубля – к Николе Чюдотворцу на Поведь». Этот документ является и первым упоминанием погоста Поведь. Символично, что время расставляет всё на свои места - как и по всей Руси, наша родная русская культура имеет один определяющий импульс – православие. Через толщу лет пробился порыв христианской души княгини Аграфены, чтобы, может быть, в очередной раз указать нам ,сомневающимся, спасительный путь, заповеданный Господом, через жертвенность, как одну из главных составляющих милосердия и любви. Именно с жертвы на храм начался путь восточного славянства к осознанию себя, как русского православного народа. В 19 веке в селе Борзыни ,ныне Кувшиновского района ,недалеко от реки Поведь были найдены две православные иконки и 4 крестика, датируемые 12 столетием, что подтверждает уже утверждённую христианскую веру наших земляков того времени. Кстати, в своём завещании ростовская княгиня упомянула храмы в Яконово и Княщинах. Значит, к середине 16 века в наших местах сложился комплекс православных храмов, существовавших здесь издревле. В 1626 писцовая книга указывает погост Поведь с двумя церквами Покровской и Никольской: «… церковь Покров Пресвятыя Богородицы деревяна клецки, а в церквах образы и книги, и свечи, и колокола, и все церковное строение приходских людей. К середине 18 века Покровский храм пришёл в ветхость, и в 1758 году на прошение прихожан новгородский архиепископ Дмитрий даёт храмоздательную грамоту. Среди подписавших прошение жертвователей на строительство нового храма были князья Мышецкие, с 17 века владеющие землями по течению реки Поведь. Клировые ведомости указывают дату первого богослужения в новом храме - праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1761 году. Храм изначально получил два престола: в честь Покрова Богородицы и Тихвинской иконы Богоматери. Объёмная композиция церкви, выдержанная в стиле позднего классицизма, складывалась из двухсветного четверика, более низкой апсиды, трапезной и деревянной колокольни. Оригинальным стало завершение четверика восьмигранным барабаном, обычно применялась схема четверик на четверике. Храм и трапезная имеют белокаменный известковый цоколь, стены сложены из кирпича и оштукатурены. Вся работа выполнена добротно, на века. В 1799 году пришла в полную ветхость строение Никольского храма. С благословения архиепископа церковь была разобрана, а в Покровском храме появился Никольский придел. К 1832 году обветшала колокольня и по прошению прихожан «на их иждивении» была отстроена новая звонница, которая гармонично вписалась в существующий ансамбль. В 1876 году в трапезной появился новый придел Спаса Нерукотворного Образа. В 1866 году была устроена церковная ограда с кирпичными арочными воротами на западе, а к северу пристроена полукруглая апсида ,выполненная в стиле псевдорусской архитектуры. Здесь и размещался престол во имя святителя Николая. Так, в течение столетия, сложился ансамбль Покровского храма, сохранившийся, к нашему великому счастью, до нынешних дней.
Первое письменное упоминание о православной церкви в селе Поведь относится к 1568 году, когда в «изустной памяти» (завещании) жены князя Ивана Семёновича Ростовского Аграфены указано: «2 рубля – к Николе Чюдотворцу на Поведь». Этот документ является и первым упоминанием погоста Поведь.  
В 19 веке в селе Борзыни ,ныне Кувшиновского района ,недалеко от реки Поведь были найдены две православные иконки и 4 крестика, датируемые 12 столетием, что подтверждает уже утверждённую христианскую веру наших земляков того времени. В 1626 писцовая книга указывает погост Поведь с двумя церквами Покровской и Никольской: «… церковь Покров Пресвятыя Богородицы деревяна клецки, а в церквах образы и книги, и свечи, и колокола, и все церковное строение приходских людей. К середине 18 века Покровский храм пришёл в ветхость, и в 1758 году на прошение прихожан новгородский архиепископ Дмитрий даёт храмоздательную грамоту. Среди подписавших прошение жертвователей на строительство нового храма были князья Мышецкие, с 17 века владеющие землями по течению реки Поведь. Клировые ведомости указывают дату первого богослужения в новом храме - праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1761 году. Храм изначально получил два престола: в честь Покрова Богородицы и Тихвинской иконы Богоматери. Объёмная композиция церкви, выдержанная в стиле позднего классицизма, складывалась из двухсветного четверика, более низкой апсиды, трапезной и деревянной колокольни. Оригинальным стало завершение четверика восьмигранным барабаном, обычно применялась схема четверик на четверике. Храм и трапезная имеют белокаменный известковый цоколь, стены сложены из кирпича и оштукатурены. Вся работа выполнена добротно, на века. В 1799 году пришла в полную ветхость строение Никольского храма. С благословения архиепископа церковь была разобрана, а в Покровском храме появился Никольский придел. К 1832 году обветшала колокольня и по прошению прихожан «на их иждивении» была отстроена новая звонница, которая гармонично вписалась в существующий ансамбль. В 1876 году в трапезной появился новый придел Спаса Нерукотворного Образа. В 1866 году была устроена церковная ограда с кирпичными арочными воротами на западе, а к северу пристроена полукруглая апсида ,выполненная в стиле псевдорусской архитектуры. Здесь и размещался престол во имя святителя Николая. Так, в течение столетия, сложился ансамбль Покровского храма, сохранившийся, к нашему великому счастью, до нынешних дней.
   Все, кому впервые открывается вид храма по дороге из Торжка, отмечают его уникальное расположение и выгодный обзор, завораживающую простоту и изящество. Расположенный в долине реки, храм будто парит в вечернем ,поднимающемся от воды, тумане. Обычно храмы строят на возвышенности, но в Поведи ,наверное,следовали более древней традиции, возведя Покровский храм у подножья Поведского холма. Храм имел централизующее значение и духовное, и территориальное, и административное. Поведской приход объединял более 20 близлежащих деревень. В 1760 году прихожан мужского пола значится 614 душ, а в 1915 прихожан уже более 3 тысяч! Через село Поведь проходил старинный Ржевско-Вышневолоцкий тракт, переправляясь через своенравную в весеннее половодье реку, в храм с благодарственной молитвой приходили крестьяне, купцы соседних волостей.
   Все, кому впервые открывается вид храма по дороге из Торжка, отмечают его уникальное расположение и выгодный обзор, завораживающую простоту и изящество. Расположенный в долине реки, храм будто парит в вечернем ,поднимающемся от воды, тумане. Обычно храмы строят на возвышенности, но в Поведи ,наверное,следовали более древней традиции, возведя Покровский храм у подножья Поведского холма. Храм имел централизующее значение и духовное, и территориальное, и административное. Поведской приход объединял более 20 близлежащих деревень. В 1760 году прихожан мужского пола значится 614 душ, а в 1915 прихожан уже более 3 тысяч! Через село Поведь проходил старинный Ржевско-Вышневолоцкий тракт, переправляясь через своенравную в весеннее половодье реку, в храм с благодарственной молитвой приходили крестьяне, купцы соседних волостей.
   С историей Покровского храма неразрывно связано имя нашей замечательной землячки Е.М.Бакуниной. Её бабушка, урождённая княгиня Л.П. Мышецкая, была жертвовательницей и благоустроительницей нового каменного храма. В шестидесятые годы 19 столетия знаменитая сестра милосердия Екатерина Бакунина наряду со школой и больницей в деревне Казицыно жертвует средства и на устройство домовой церкви, которая входит в Поведской приход. Несомненно, что сёстры Бакунины были прихожанками Покровского храма. Со страниц «Воспоминаний сестры милосердия» Екатерины Бакуниной перед читателем встает чистый образ верной Господу христианской души, сохранившей свою преданность матери Церкви, пройдя через все испытания жизни. Можно предположить, что последнее причастие раба Божья Екатерина получила из рук отца Василия (Синёва), последнего настоятеля Покровского храма до периода советского варварства.
   С историей Покровского храма неразрывно связано имя нашей замечательной землячки Е.М.Бакуниной. Её бабушка, урождённая княгиня Л.П. Мышецкая, была жертвовательницей и благоустроительницей нового каменного храма. В шестидесятые годы 19 столетия знаменитая сестра милосердия Екатерина Бакунина наряду со школой и больницей в деревне Казицыно жертвует средства и на устройство домовой церкви, которая входит в Поведской приход. Несомненно, что сёстры Бакунины были прихожанками Покровского храма. Со страниц «Воспоминаний сестры милосердия» Екатерины Бакуниной перед читателем встает чистый образ верной Господу христианской души, сохранившей свою преданность матери Церкви, пройдя через все испытания жизни. Можно предположить, что последнее причастие раба Божья Екатерина получила из рук отца Василия (Синёва), последнего настоятеля Покровского храма до периода советского варварства.
Доверенные
17 243

правки