Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Лезье-Сологубовка): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 45: Строка 45:


== Святыни ==
== Святыни ==
* '''Икона «Фронтовой Георгий», находящаяся в Георгиевском пределе храма.''' Икона была написана по заказу о. Вячеслава, специально на широком ковчеге. Икона написана женщиной, у которой отец и дядя погибли на Ленинградском фронте, т.е. написана человеком не равнодушным. На ковчеге иконы прикреплены найденные у убитых красноармейцев иконы и кресты. Они свидетельствуют о вере солдат рабоче-крестьянской красной армии. Эта икона проносится по местам боев в ежегодном Георгиевском крестном ходе. Ее несут как свидетельство Победы наших солдат, непостыдимости их веры. О. Вячеслав о солдатских крестиках: «Больше не заполняем, гораздо больше у меня этих предметов, не хочется поле иконы заполнять этими вещами, а тут еще руки священнослужителей, когда несут икону, поэтому больше тут особо не будешь заполнять. Был прикреплен крест, впечатанный в монету, утратился, оторвался. Солдат горел и крест впаялся в монеты, в кошельке лежал между подшлемником и каской. Здесь самые разные образы: Николая Чудотворца и Богоматери, это дореволюционные, да и крест тоже. Такие образы Никольские, были у солдат 1-й мировой, т.е. это возможно или отец сыну дал, или старый солдат был. Скорее всего, это благословение отцовское такое. Гурий, Самон и Авив это покровители семьи, но женской ее части, т.е. защитники женской чести и достоинства, и это наверняка образ супруги данный солдату или невесты солдату, такое предостережение и покровительство, чтобы не было измен на фронте, чтобы не было и каких-то разлук связанных с фронтовыми романами. Иоанн Предтеча мог быть у солдата по имени Иван, образ святой Варвары тоже не случаен, это может быт мать Варвара или невеста, или жена Варвара, у солдата не случайно образ святой Варвары. Он закамуфлирован под монету тоже, спилено ушко, он был в кошельке, так что если рассыпаются монеты, то вроде бы как монетка лежит, а на самом деле этот образ был специально с собой взят. У другого солдата, была старая шведская монета найдена, в общем, понятно, зачем он ее с собой носил, потому что на ней иконописный образ святого Георгия покровителя солдат, воинства, полностью, с нимбом, с надписанием, т.е. это такой закамуфлированный иконописный образ. Белое - был образ, под ним керамическое надписание, что это образ Воздвиженский, Воздвижения Креста Господня. Да, образ Воздвижения Животворящего Креста Господня, но сам образ не сохранился, а металлическая надпись осталась. У меня такая же еще одна есть икона в кабинете, в Храме, они рассыпаются, на гипсе керамика, но она очень не стойкая, мы здесь эпоксидкой залили, пока вроде держится, но эпоксидка протекла».
* '''Икона великомученика Георгия''', находящаяся в Георгиевском пределе храма. Икона «Фронтовой Георгий» была написана по заказу о. Вячеслава, специально на широком ковчеге. Икона написана женщиной, у которой отец и дядя погибли на Ленинградском фронте, т.е. написана человеком не равнодушным. На ковчеге иконы прикреплены найденные у убитых красноармейцев иконы и кресты. Они свидетельствуют о вере солдат рабоче-крестьянской красной армии. Эта икона проносится по местам боев в ежегодном Георгиевском крестном ходе. Ее несут как свидетельство Победы наших солдат, непостыдимости их веры. О. Вячеслав о солдатских крестиках: «Больше не заполняем, гораздо больше у меня этих предметов, не хочется поле иконы заполнять этими вещами, а тут еще руки священнослужителей, когда несут икону, поэтому больше тут особо не будешь заполнять. Был прикреплен крест, впечатанный в монету, утратился, оторвался. Солдат горел и крест впаялся в монеты, в кошельке лежал между подшлемником и каской. Здесь самые разные образы: Николая Чудотворца и Богоматери, это дореволюционные, да и крест тоже. Такие образы Никольские, были у солдат 1-й мировой, т.е. это возможно или отец сыну дал, или старый солдат был. Скорее всего, это благословение отцовское такое. Гурий, Самон и Авив это покровители семьи, но женской ее части, т.е. защитники женской чести и достоинства, и это наверняка образ супруги данный солдату или невесты солдату, такое предостережение и покровительство, чтобы не было измен на фронте, чтобы не было и каких-то разлук связанных с фронтовыми романами. Иоанн Предтеча мог быть у солдата по имени Иван, образ святой Варвары тоже не случаен, это может быт мать Варвара или невеста, или жена Варвара, у солдата не случайно образ святой Варвары. Он закамуфлирован под монету тоже, спилено ушко, он был в кошельке, так что если рассыпаются монеты, то вроде бы как монетка лежит, а на самом деле этот образ был специально с собой взят. У другого солдата, была старая шведская монета найдена, в общем, понятно, зачем он ее с собой носил, потому что на ней иконописный образ святого Георгия покровителя солдат, воинства, полностью, с нимбом, с надписанием, т.е. это такой закамуфлированный иконописный образ. Белое - был образ, под ним керамическое надписание, что это образ Воздвиженский, Воздвижения Креста Господня. Да, образ Воздвижения Животворящего Креста Господня, но сам образ не сохранился, а металлическая надпись осталась. У меня такая же еще одна есть икона в кабинете, в Храме, они рассыпаются, на гипсе керамика, но она очень не стойкая, мы здесь эпоксидкой залили, пока вроде держится, но эпоксидка протекла».


* '''Икона-мученица «Иннокентий Иркутский».''' В храме находится икона святителя Иннокентия Иркутского, на которой неизвестным был поврежден глаз святого. Сейчас икона отреставрирована, но и после этого являет собой подвиг, веру, терпение и любовь святого, как и все его житие.
* '''«Икона-мученица» святителя Иннокентия Иркутского''', на которой неизвестным был поврежден глаз святого. Сейчас икона отреставрирована, но и после этого являет собой подвиг, веру, терпение и любовь святого, как и все его житие.


* '''Икона великомученика-целителя Пантелеймона'''. Необычная икона из старого Успенского храма. Этот образ пролежал в земле более 70 лет. Последний староста, после комсомольских погромов-субботников, сумел взять этот образ. Он написан на латунном листе маслом. Староста покрыл его олифой и заолифенный образ закопал в землю. И вот спустя 70 лет, перед смертью, он рассказал об этом родственникам. Они откопали образ и передали его о. Вячеславу. Батюшка расчистил только лик, руку со лжицей святого великомученника и чуть-чуть позем иконы. Оставшиеся следы олифы, следы того что она хранилась в земле и не погибла, это живое свидетельство очень трудных времен, которые пережила наша Церковь.
* '''Икона великомученика-целителя Пантелеймона'''. Необычная икона из старого Успенского храма. Этот образ пролежал в земле более 70 лет. Последний староста, после комсомольских погромов-субботников, сумел взять этот образ. Он написан на латунном листе маслом. Староста покрыл его олифой и заолифенный образ закопал в землю. И вот спустя 70 лет, перед смертью, он рассказал об этом родственникам. Они откопали образ и передали его о. Вячеславу. Батюшка расчистил только лик, руку со лжицей святого великомученника и чуть-чуть позем иконы. Оставшиеся следы олифы, следы того что она хранилась в земле и не погибла, это живое свидетельство очень трудных времен, которые пережила наша Церковь.

Версия от 10:52, 27 января 2016

Идёт загрузка карты…

Краткая аннотация

История[править | править код]

Возведение каменной церкви в селе Лезье, на берегу реки Мги, было задумано в середине XIX века князем Борисом Николаевичем Юсуповым, владельцем имения Благовещенское. Строительство началось в 1849 году по проекту известного петербургского архитектора Василия Моргана, а завершилось к 1852 году. Первоначально предполагалось посвятить храм Благовещению Пресвятой Богородицы, впоследствии планы переменились, и новая пятиглавая церковь была освящена в честь Успения Божией Матери.

Уже вскоре храм стал тесен, и в 1880 году настоятель церкви протоиерей Николай Лебедев и церковный староста Димитрий Бычков начали расширение храма и постройку колокольни; к 1881 году перестроенный храм освятили.

После революции в 30-х годах Успенскую церковь закрыли, помещение использовали под клуб, склад. Последний настоятель храма протоиерей Александр Вишняков был расстрелян 14 декабря 1937 года.

Во время Великой отечественной войны село Лезье было захвачено немцами, неподалеку шли ровопролитные бои - на Невском пятачке, Синявинских высотах.

В здании церкви в годы войны располагались немецкая почта и госпиталь. Вернее сам госпиталь был неподалёку. Но туда несли тех, кому ещё можно было помочь. Остальные умирали на нарах в церковном подвале. В одном из приделов местной православной общине было разрешено совершать богослужения.

В 1943 году немцы снесли купола храма, так как уж слишком хорошим ориентиром они служили для дальнобойной советской артиллерии. После войны храм продолжал разрушаться.

Современное состояние[править | править код]

История возрождения храма началась в 90-х годах. Под руководством о. Вячеслава Харинова были предприняты первые шаги к восстановлению: произведена консервация остатков стен, защитившая их от дальнейшего разрушения, возведена временная крыша. Полноценные реставрационные работы в то время было невозможно начать из-за недостаточности средств.

Cитуация изменилась благодаря принятому в декабре 1992 года российско-германскому Соглашению по взаимному уходу за воинскими захоронениями. Решением российских властей территория, прилегающая к Успенскому храму, была отведена под крупнейшее в мире воинское немецкое захоронение. С 1996 года здесь начались работы по его устройству.

Страсти вокруг создания захоронения кипели нешуточные. Некоторые недоумевали, как можно хоронить здесь останки врагов. С немецкой стороны предполагалось взорвать остатки церковных стен, чтобы проложить дорогу к кладбищу. Этому воспротивилась православная община, местные жители и власти, ветеранские и миротворческие общественные организации. Приход Успенского храма выступил с предложением восстановить храм в знак примирения бывших противников в войне.

Концепция архитектурно-паркового мемо-риального комплекса объединила в одно целое воинское немецкое захоронение, восстановленный Успенский храм, Парк Мира с аллеей скульптур, обустроенный храмовый родник.

Главным спонсором по реставрации храма стал Народный союз Германии по уходу за воинскими захоронениями. На объявление в западной прессе о сборе средств на восстановление русского храма откликнулись жители Европы и Америки. Восстановленный храм Успения Божией Матери был открыт после реставрации 20 сентября 2003 года.

Один из приделов Успенского храма посвящен святому великомученику Георгию, покровителю российского воинства. Алтарь в честь Георгия Победоносца – это алтарь российской воинской славы. У стен Георгиевского придела – имена российских солдат, павших и пропавших без вести на Ленинградском фронте, а на иконостасе расположена одна из главных святынь храма – «Фронтовой Георгий» – икона святого великомученика Георгия Победоносца. С мая 2003 года эта икона возглавляет ежегодный Георгиевский Крестный ход по местам боевых сражений, где каждая пядь земли полита кровью: от Невского плацдарма и Синявинских высот к Лезьенскому храму Успения Божией Матери – как к «Свече Памяти» всем защитникам Ленинграда.

Для вечного церковного поминовения в храме собраны Книги Памяти и синодики с именами павших воинов. В крипте храма устроен музей, посвященный жертвам блокады Ленинграда.

По благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира в марте 2012 года при храме образовано Свято-Георгиевское Сестричество, основной задачей которого является сбор информации о пропавших без вести и увековечивание памяти павших российских воинов. Духовник Сестричества – настоятель храма протоиерей Вячеслав Харинов. Каждую субботу в храме звучит поименная заупокойная молитва, совершаемая сестрами.

Заслуживает особого внимания главный иконостас Успенского храма. Его написал немец-фронтовик, тяжело раненый под Сталинградом. Его имя – Андрей Блок. За год до смерти иконописец попросил отца Вячеслава поместить эти иконы в восстановленном храме.

«Это мое покаяние и приношение всем жертвам войны», - написал он. Через несколько лет один известный российский искусствовед, специалист по иконописи, назвал эти иконы «живыми»…

Работы по благоустройству и благоукрашению храма продолжаются. На очереди – решение вопросов по отоплению храма, оформлению новых экспозиций в музее, созданию монументальных композиций в честь воинов-защитников Отечества в Парке Мира у храма, строительству купели и часовни около Лезьенского Святого родника, развитию детской церковно-приходской школы и приходского подворья в целях организации духовно-просветительской и гражданско-патриотической деятельности.

Имена жертвователей и благоустроителей храма поминаются его причтом и сестрами Свято-Георгиевского Сестричества на Божественной Литургии и будут поминаться всегда, пока стоит храм.

Святыни[править | править код]

  • Икона великомученика Георгия, находящаяся в Георгиевском пределе храма. Икона «Фронтовой Георгий» была написана по заказу о. Вячеслава, специально на широком ковчеге. Икона написана женщиной, у которой отец и дядя погибли на Ленинградском фронте, т.е. написана человеком не равнодушным. На ковчеге иконы прикреплены найденные у убитых красноармейцев иконы и кресты. Они свидетельствуют о вере солдат рабоче-крестьянской красной армии. Эта икона проносится по местам боев в ежегодном Георгиевском крестном ходе. Ее несут как свидетельство Победы наших солдат, непостыдимости их веры. О. Вячеслав о солдатских крестиках: «Больше не заполняем, гораздо больше у меня этих предметов, не хочется поле иконы заполнять этими вещами, а тут еще руки священнослужителей, когда несут икону, поэтому больше тут особо не будешь заполнять. Был прикреплен крест, впечатанный в монету, утратился, оторвался. Солдат горел и крест впаялся в монеты, в кошельке лежал между подшлемником и каской. Здесь самые разные образы: Николая Чудотворца и Богоматери, это дореволюционные, да и крест тоже. Такие образы Никольские, были у солдат 1-й мировой, т.е. это возможно или отец сыну дал, или старый солдат был. Скорее всего, это благословение отцовское такое. Гурий, Самон и Авив это покровители семьи, но женской ее части, т.е. защитники женской чести и достоинства, и это наверняка образ супруги данный солдату или невесты солдату, такое предостережение и покровительство, чтобы не было измен на фронте, чтобы не было и каких-то разлук связанных с фронтовыми романами. Иоанн Предтеча мог быть у солдата по имени Иван, образ святой Варвары тоже не случаен, это может быт мать Варвара или невеста, или жена Варвара, у солдата не случайно образ святой Варвары. Он закамуфлирован под монету тоже, спилено ушко, он был в кошельке, так что если рассыпаются монеты, то вроде бы как монетка лежит, а на самом деле этот образ был специально с собой взят. У другого солдата, была старая шведская монета найдена, в общем, понятно, зачем он ее с собой носил, потому что на ней иконописный образ святого Георгия покровителя солдат, воинства, полностью, с нимбом, с надписанием, т.е. это такой закамуфлированный иконописный образ. Белое - был образ, под ним керамическое надписание, что это образ Воздвиженский, Воздвижения Креста Господня. Да, образ Воздвижения Животворящего Креста Господня, но сам образ не сохранился, а металлическая надпись осталась. У меня такая же еще одна есть икона в кабинете, в Храме, они рассыпаются, на гипсе керамика, но она очень не стойкая, мы здесь эпоксидкой залили, пока вроде держится, но эпоксидка протекла».
  • «Икона-мученица» святителя Иннокентия Иркутского, на которой неизвестным был поврежден глаз святого. Сейчас икона отреставрирована, но и после этого являет собой подвиг, веру, терпение и любовь святого, как и все его житие.
  • Икона великомученика-целителя Пантелеймона. Необычная икона из старого Успенского храма. Этот образ пролежал в земле более 70 лет. Последний староста, после комсомольских погромов-субботников, сумел взять этот образ. Он написан на латунном листе маслом. Староста покрыл его олифой и заолифенный образ закопал в землю. И вот спустя 70 лет, перед смертью, он рассказал об этом родственникам. Они откопали образ и передали его о. Вячеславу. Батюшка расчистил только лик, руку со лжицей святого великомученника и чуть-чуть позем иконы. Оставшиеся следы олифы, следы того что она хранилась в земле и не погибла, это живое свидетельство очень трудных времен, которые пережила наша Церковь.

Видео[править | править код]

Храм Успения Пресвятой Богородицы в с. Лезье отметил свой престольный праздник
Хранители памяти. Выпуск от 8 мая. Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Лезье

Как добраться[править | править код]

Проезд:

Адрес: 187301, Ленинградская область, Кировский район, с. Лезье

Тел.:

E-mail:

[_______________ Официальный сайт.]

Ссылки[править | править код]