Свято-Успенская Почаевская Лавра: различия между версиями
Natalia (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Natalia (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 52: | Строка 52: | ||
* храм во имя св. вмц. Варвары. | * храм во имя св. вмц. Варвары. | ||
=== План лавры === | === План лавры === | ||
[[Файл:Plan.jpg|обрамить| | [[Файл:Plan.jpg|обрамить|слева | План Свято-Успенской Почаевской лавры]] | ||
1. Успенский собор (Стопа и чудотворная икона Божией Матери). <br> | 1. Успенский собор (Стопа и чудотворная икона Божией Матери). <br> | ||
2. Храм прп. Иова Почаевского (мощи преп. Иова и Амфилохия). <br> | 2. Храм прп. Иова Почаевского (мощи преп. Иова и Амфилохия). <br> | ||
Строка 77: | Строка 77: | ||
23. Дорога на Радылов. <br> | 23. Дорога на Радылов. <br> | ||
24. Дорога на Тернополь. <br> | 24. Дорога на Тернополь. <br> | ||
25. Дорога на монастырское | 25. Дорога на монастырское кладбище <br> | ||
26. Дорога на Кременец. <br> | 26. Дорога на Кременец. <br> | ||
Версия от 14:33, 6 июля 2015
Свято-Успе́нская Поча́евская ла́вра — ставропигиальный мужской монастырь Украинской Православной Церкви в Почаеве (Тернопольская область), Украина. Крупнейший православный храмовый комплекс и монастырь на Западной Украине и второй после Киево-Печерской лавры. По статистике 2013 года в лавре подвизается более 300 человек братии.
История[править | править код]
Монастырь был основан на горе близ местечка Новый Почаев около 1240-1241 года. Первыми основателями обители были затворники Киево-Печерской Лавры, бежавшие на Волынь от ордынского разорения. Имен их история не сохранила. Из древнейшей летописи Почаевского монастыря сохранился только один факт, доказывающий, что иноки были на горе еще в 1240 году, потому что двое из них с жителем села Почаев, пастухом Иваном Босым, по преданию, видели в том году явление Богоматери, стоящей на скале Почаевской в огненном виде. На том месте, где стояла Пресвятая Богородица, остался след Ее Стопы, наполненный чистой и целебной водой. Тогда, вероятно, у подножия горы была сооружена иноками каменная церковь в честь Успения Божией Матери.
Со временем монастырь стал приходить в запустение. Вновь обитель была устроена тщанием помещицы Анны Гойской, принесшей сюда в 1597 году из своего собственного Орлинского монастыря чудотворную икону Богоматери. Случись это после того, как перед иконой прозрел слепорожденный брат Гойской Филипп Козинский. До своего перенесения икона около 30 лет хранилась в доме помещицы и была получена ею от греческого митрополита Неофита в дар за оказанное ему гостеприимство.
Когда в 1596 году польское правительство провозглашает унию, Почаевская Лавра решительно выступает против распространения иезуитской системы и окатоличивания православных, стойко выдерживает натиск чуждых вероучений и становится могущественным духовным центром Православия. Во времена литовского правления на Волыни главнейшими духовными деятелями Лавры и самыми непримиримыми противниками латино-польского преобладания и унии были преподобный Феодор, князь Острожский, святой митрополит Фотий, преподобный Иов, игумен Почаевского монастыря (+ 1651) и священномученик Макарий, архимандрит Овручский (+ 1678). Деятельность преподобного Иова Почаевского преобразила обитель - он ввёл здесь общежитие, окружил обитель оградой, выстроил семь храмов, создал типографию для защиты Православия.
В 1675 году Почаевский монастырь осадили татары. На третий день осады, во время чтения акафиста, над монастырем явилась Сама Царица Небесная. Татары пробовали пускать стрелы в небесное явление, но стрелы возвращались назад и поражали их самих. Тогда татары бежали.
С 1713 по 1831 год монастырь находился под властью униатов, в руках монахов-базилиан. Они чтили Почаевскую икону Божией Матери, но доступ к мощам преподобного Иова для православных поначалу закрыли, хотя не смогли долго удерживать верующий народ.
25 октября 1831 года монастырь был возвращён в ведение православного духовенства, и здесь разместилась кафедра Волынской епархии. В 1833 году обитель получила статус лавры с присвоением четвертого места в числе существующих в России. При этом священноархимандритами Почаевской Лавры являлись Волынские, а в 1840-1860-х годах - Варшавские, архиереи. В начале 1840-х годов Лавра была также местопребыванием Острожского викария.
Соборный храм Успения Божией Матери построен известным благотворителем обители графом Николаем Потоцким в 1780 году. Впоследствии в нем были воздвигнуты два придела: один в 1842 году во имя святого Николая Чудотворца и другой в 1859 году в честь святого Александра Невского. В соборном храме над царскими вратами в звездчатом киоте помещалась известная чудотворная Почаевская икона Божией Матери. В пещерном храме Святой Троицы в серебряной раке, устроенной в 1842 году графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, почивали мощи преподобного Иова Почаевского.
При Лавре была иконописная мастерская, школа с обучением различным ремеслам на 25 пансионеров, три гостиницы и больница для приходящих богомольцев.
В 1914 году во время Первой Мировой войны из Лавры вывозится все, что представляет какую-то ценность: от колоколов до архива, библиотеки и свечного завода. Чудотворный Почаевский образ Божией Матери и мощи преподобного Иова в серебряной раке были доставлены в Житомир, где и пробыли до 1918 года. Большая часть братии была эвакуирована в Святогорской пустыни Харьковской епархии. В Почаевской обители пожелало остаться 18 человек. Однако австрийцы, занявшие монастырь в августе 1915 года, отправили их в Венгрию в лагерь пленных, а саму обитель обобрали насколько было возможно. В мае 1916 года, вследствие Брусиловского наступления в Галиции, в Почаев приходят русские войска. В Лавре возобновляются богослужения, возвращаются иноки, начинает налаживаться хозяйственная жизнь обители.
Во время революционного лихолетья вокруг Лавры не утихали бои. Насельники спрятали большинство из святынь Лавры, а сами трудились, располагая лишь скудными запасами. В начале 1919 года Лавра была вновь захвачена большевиками, которые разграбили то последнее имущество, которое там еще оставалось, но кровопролития не было. 8 сентября того же года эти земли заняли поляки, а в 1920 году запад Волыни официально вошёл в состав вновь назависимой Польши.
Вплоть до 1939 года монастырь принадлежит Польше, входит в состав Польской Православной Церкви. Существованию Лавры, как православной обители угрожала тогда "ревиндикция" - передача храмов Римо-католической церкви. Против выступил весь Православный мир и отстоял свои святыни. С 1925 года в монастыре действовала монашеская школа, ряд хозяйственных заведений. При этом традиции Почаевской Лавры и её типография получают новое продолжение в эмиграции - в Ладомировском монастыре святого Иова, который с 1946 года переехал в США, войдя в состав Джорданвилльского Троицкого монастыря (РПЦЗ).
В 1939 году после присоединения западных регионов к восточной части Украины Лавра вошла в молитвенное общение с Русской Церковью. В Лавре совершались епископские хиротонии, в том числе и лаврских насельников как Вениамина (Новицкого) и Димитрия (Маган), для различных городов Украины. Так называемый "новый корпус", где помещались типография, иконописная, иноческая больница, а также монастырская мельница, архиерейский дом, свечной завод были отобраны у монастыря вместе с полями, лесами, садами и хозяйственным инвентарём. И всё же монастырь жил.
Во время немецкой оккупации в ходе Второй мировой войны Лавра принадлежала к канонической Украинской автономной Церкви, сохраняя общение с Московской Патриархией. Здесь имел своё местопребывание постриженник Лавры владыка Вениамин (Новицкий), проводились пастырские курсы.
В советский период, лишённая многих угодий и возможностей, Лавра продолжала быть оплотом Православия, здесь подвизались такие святые как преподобные Кукша Одесский и Амфилохий Почаевский. В 1960-х Лавра выдержала новую волну антирелигиозных гонений, но не была закрыта. В последующие десятилетия советского режима власти снова покушались на Лавру, но безрезультатно. В этот период священноархимандритами Лавры были Львовские архиереи.
С распадом СССР давление атеистических властей ослабло, Лавра смогла расширить свою деятельность - открылся лаврский Свято-Духовский скит, в городе Кременец Лавре было возвращено здание музея, с 1991 года возобновилось лаврское образовательное учреждение - как пастырские курсы, как духовное училище, а с 1994 года уже как духовная семиария. Но новые светские власти Украины зачастую были враждебны к Лавре за её верность каноническому строю Церкви и отказ от уклонения во вновь насаждаемые унию и раскол.
С 1990 года наместники Лавры обыкновенно находятся в епископском сане, с титулом Почаевских, викариев Тернопольской, а с 2000 года - Киевской епархии. С 1996 года Лавра является ставропигиальным монастырем Украинской Православной Церкви. На 2013 год была самой многочисленной обителью на Украине.
Описание[править | править код]
Свято-Успенская Почаевская Лавра - крупнейший православный монастырь на Западной Украине и второй после Киево-Печерской лавры по Украине.
Храмы лавры[править | править код]
- собор в честь Успения Пресвятой Богородицы (построен известным благотворителем обители графом Николаем Потоцким в 1780 г., впоследствии в нем были сооружены два придела — в 1842 г. во имя святого Николая Чудотворца и в 1859 г. в честь святого Александра Невского);
- храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, кладбищенский;
- храм во имя Архистратига Михаила, при архиерейских покоях;
- храм во имя Святой Живоначальной Троицы;
- храм во имя прпп. Антония и Феодосия Печерских;
- храм во имя св. вмц. Варвары.
План лавры[править | править код]
1. Успенский собор (Стопа и чудотворная икона Божией Матери).
2. Храм прп. Иова Почаевского (мощи преп. Иова и Амфилохия).
3. Троицкий собор.
4. Колокольня.
5. Похвальной церковь.
6. Почаевская духовная семинария.
7. Святые ворота.
8. Экскурсионный офис.
9. Часовня в честь 400-летия переноса Почаевской чудотворной иконы Божьей матери.
10. Летний алтарь.
11. Часовня в честь 2000-летия Рождества Христова.
12. Иконная лавка.
13. Записной стол.
14. Проход к колодцу прп. Иова.
15. Колодец прп. Иова (Святая вода, просфоры).
16. Вход в храм прп. Иова.
17. Странноприимная.
18. Подземный переход на стоянку.
19. Подземный переход на территорию Лавры.
20. Нижняя стоянка.
21. Верхняя стоянка.
22. Дорога к автостанции.
23. Дорога на Радылов.
24. Дорога на Тернополь.
25. Дорога на монастырское кладбище
26. Дорога на Кременец.
Святыни[править | править код]
- Почаевская икона Божией Матери (в Успенском соборе);
- отпечаток стопы Богородицы с целебным источником (в Успенском соборе);
- мощи прп. Иова Почаевского (в пещерном Свято-Троицком храме);
- мощи прп. Амфилохия Почаевского (в пещерном Свято-Троицком храме)
Местонахождение[править | править код]
Адрес: Украина, Тернопольская область, Кременецкий р-н, Почаев, ул. Воссоединения, 8, Свято-Успенская Почаевская лавра
Почтовый индекс: 47025
Телефоны:
Звонки с Украины:
(03546) 612 18 (привратник), (03546) 625 47, 625 48 (гостиница)
Звонки с России:
8-10-38-03546-61218 (дежурный привратник), 8-10-38-03546-62547, 8-10-38-03546-62548 (гостиница)
Звонки с других стран:
+380354661218 (дежурный привратник), +380354662547, +380354662548 (гостиница)
{{#yandexmap:Тернопольская обл., Почаев г., ул. Воссоединения, 8|400|300|cdzMP}}
Где остановиться[править | править код]
Гостиница (странноприимная) Свято-Успенской Почаевской Лавры находится на территории монастыря. В гостинице имеются:
- общие 10-местные номера;
- отдельные номера с удобствами на этаже;
- улучшенные номера с удобствами в номере.
Перед праздниками просьба заказывать места заблаговременно за 2-3 мес. Номера не бронируются в период с 10 по 13 мая, с 1 по 5 августа и с 20 по 28 августа.
Галерея[править | править код]
-
Лаврская колокольня
-
Успенский собор лавры
-
Внутренне убранство Успенского собора лавры
-
В подземном храме Иова Почаевского
-
Отпечаток стопы Богородицы с целебным источником (в Успенском соборе)
-
Троицкий собор
-
Вход в Лавру
-
Церковь Великомученицы Варвары
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
Икона Богородицы Почаевская
Преподобный Иов Почаевский, игумен
Песнопения Пасхальной утрени исполняет братский хор Почаевской лавры.