Районный центр Тверской области в 40 км от Твери, 205 км к северо-западу от Москвы. На р. Тверце. Население – около 50 тыс. человек.
Субъективно
Тех, кто не знает истории Торжка, город удивляет количеством храмов. Тем же, кто знает, насколько это древний и значительный город, жалко, что храмы недостаточно старые, а их святыни разграблены.
Для беглого знакомства с городом хватит одного дня.
Вначале Торжок назывался Новым Торгом. Его основали новгородцы в целях торговли с соседними племенами. Новый Торг снабжал Новгород хлебом, который поступал с юга через р. Тверцу. Впервые Новый Торг упоминается в летописях в XII в. Но раскопки показывают, что славяне поселились здесь уже в X в. Если Новый Торг – такой старый, то когда и где был старый Торг? Археологи считают, что – неподалёку.
Археологам в Торжке не приходится думать, где искать древностей. Местные археологи занимаются лишь их спасением: когда строители намереваются возвести в центре города новое здание, учёные (не без труда) добиваются у властей права провести предварительные раскопки. И взору открываются века один за другим… на самом дне обнаруживаются деревянные жилища с печами и остатками утвари X-XI вв. Археологи нашли уже 15 берестяных грамот.
В Новом Торге жили ремесленники и, конечно, купцы. Городом управляли новгородский наместник и своё вече.
Форпост Новгорода
Путь из русских княжеств и южных степей на Новгород лежал через Новый Торг. Поэтому когда враг шёл к Новгороду, первым горел его торговый и оборонительный форпост. Разоряли Новый Торг и русские князья во время междоусобиц, и литовцы с поляками. Но благодаря поддержке богатого Новгорода и выгодному положению, город снова и снова вставал на ноги.
Новоторы – не новаторы
Осаду монголов в 1238 г. Новый Торг выдерживал две недели. Все жители были истреблены. После Батыя имя города стало меньше и скромнее: Торжок. А жители Торжка до сих пор называют себя новоторами. Историки полагают, что так новоторы показывали враждебной Твери, влияние которой усиливалось, свою верность Новгороду, вообще прошлому. Недаром древний летописец отметил, что новоторы – «человеци суровы, непокориви, упрямчиви, непоставни». Заносчивые коренные новоторы гордились тем, что не имеют родственников в деревне.
Ещё в XIX в. до 400 новоторов враз встречались в кулачных боях. А в 1787 г. при проезде через город Екатерины II компания новоторов поссорилась с царской прислугой и в драке разбила царскую кухню и гардероб, за что новоторов по всей России долго прозывали драчунами.
До XVIII в. уезд назывался Новоторжским. Чтобы устранить несоответствие между названиями города и уезда, Александр I пытался переименовать Торжок в Новоторжск. Но Торжок остался Торжком, а уезд позднее стал Торжокским. Советская власть пыталась присвоить новоторам название торжокцев или торжковцев, но и эти новообразования не прижились.
Борьба с Тверью
Тверь гораздо ближе к Торжку, чем Новгород. Важное коммерческое положение Торжка, его благосостояние и принадлежность к независимому соседу Новгороду не раз побуждали Тверь ходить в Торжок с оружием. В 1316 г. тверской князь после очередной победы над новгородцами приказал срыть укрепления Торжка. В 1372 г. тверичи подожгли посад Торжка, и выгорел весь город. В 1445 г. тверичи отправили из Торжка в Тверь сорок кораблей с самым дорогим товаром, а остальные купеческие корабли затопили у пристаней. В 1526 г. австрийский дипломат Герберштейн, посетив Торжок, записал: «Одна половина города под властью Новгорода, другая – Твери. Город управляется двумя наместниками».
Тверь могла лишь грабить и разорять Торжок для давления на Новгород. Но она даже не пыталась присоединить его, понимая, что за владение этим городом Великий Новгород стал бы насмерть.
В XV в. в Торжке чеканилась серебряная монета – денга новоторжская.
Безумства Иоанна Грозного
В 1569 г., когда Иоанн IV направился с карательным походом на Новгород и Псков и по известной ему одному причине стал разорять тверскую землю, дошла очередь и до Торжка. В поминальных книгах Иоанна (куда позднее он записал имена убитых им и по его приказу людей) значилось 1490 православных из Торжка.
В башнях новоторжского кремля содержались пленные немцы и татары. Сначала Иоанн наблюдал за тем, как перед ним убивали немцев. Затем с той же целью явился к татарам. Но татары в отчаянии бросились на истязателей, двоих убили, ранили Малюту Скуратова, пытались добраться и до царя. Всех татар умертвили.
Подъём после Смутного времени
После окончания Смутного времени мужчин в Торжке почти не осталось, лишь «вдовы ходили меж двор». Но прошло относительно немного времени – и Торжок снова силён и красен. В 1671 г. в нём было 624 двора (в Твери – только 487). Иностранцы, посетившие Торжок в этот период, отметили, что город красив, в нём высокий деревянный кремль, прекрасные церкви и множество жителей.
Почти весь город был уничтожен пожаром в 1698 г.
На пути в Санкт-Петербург
Перемещение столицы в Санкт-Петербург принесло Торжку дополнительные выгоды: он оказался на водном пути между двумя столицами. В 1709 г. был построен Тверецкий канал. Каждую гружёную барку тянули по реке от 5 до 12 лошадей. Путь от Твери до Вышнего Волочка (176 вёрст) проходили за 7-8 недель.
Пролёг через Торжок и почтовый тракт, связавший Санкт-Петербург с Москвой.
С 1708 г. город находился в Ингерманландской губернии, с 1727 — в Новгородской, в 1775 вошёл в состав Тверского наместничества.
Промышленность и дороги
Первый железоделательный завод в Новоторжском уезде был построен не позднее 1717 г. Появились и другие производства, но в большей степени город продолжал жить торговлей.
Когда началось строительство железных дорог, было образовано «Общество Новоторжской железной дороги». Этим обществом к 1874 г. было затрачено более 5 млн. рублей на строительство дороги от Торжка до станции Осташковская (ныне Лихославль) и от Торжка до Ржева общей протяжённостью 128 вёрст. Значительную часть этих денег внесли новоторжские купцы. Благодаря им, город не остался в стороне от главных путей, мог торговать и развиваться.
В настоящее время важнейшим промышленным предприятием Торжка является «Пожтехника», выпускающая оборудование для тушения пожаров – огнетушители, водомёты и др. Ей принадлежит, в частности, лучшая гостиница города – «Тверца».
Епископ Вениамин (в миру Александр Васильевич Троицкий) родился 30 августа (или 8 декабря) 1901 года в Торжке. Погиб 16 апреля 1938 в Куйбышеве.
Родился в семье священника Троицкой (Ближней) церкви в Торжке.
Обучался в Новоторжском духовном училище, по окончании которого поступил в Тверскую духовную семинарию.
В 1917 году, будучи студентом семинарии, поступил послушником в Нилову Столобенскую Богоявленскую пустынь.
В 1918 году был пострижен в монашество.
Семинарию не окончил из-за революционных событий.
В начале 1920-х годов являлся насельником новоторжского Борисоглебского монастыря, иподиаконом Новоторжского епископа Феофила (Богоявленского), который позже рукоположил его во иеромонаха. Назначен казначеем монастыря.
В сентябре 1922 года вызван для допроса в ГПУ по делу о распространении антиобновленческого воззвания епископа Старицкого Петра (Зверева), в ночь на 24 ноября арестован в Торжке, находился под следствием в Бутырской тюрьме. Постановлением комиссии НКВД РСФСР по административной высылке от 23 февраля 1923 года сослан в Туркестан на 2 года за «антисоветскую деятельность».
Ссылку отбывал в Ташкенте, где имел большое влияние на православную молодёжь. В ссылке познакомился с архиепископом Андреем (Ухтомским), стал его духовным сыном.
В конце января-начале февраля 1928 года по благословению епископа Андрея (Ухтомского) был хиротонисан во епископа Стерлитамакского.
После возвращения из ссылки служил в Уфе, после ареста владыки Аввакума (Боровкова) управлял Уфимской епархией с титулом «епископ Бирский».
В марте 1930 года был арестован, а 3 декабря 1930 года был приговорён к 10 годам заключения с конфискацией имущества. С 1930 года был в заключении в Вишерском ИТЛ (посёлок Красновишерск Уральской области). В 1931 года находился на общих (тяжёлых физических) работах, в лагере, заболел гнойным плевритом, перенёс операцию и был комиссован (по просьбе Екатерины Павловны Пешковой, руководившей Политическим Красным Крестом).
В 1932—1937 годах находился в ссылке в городе Мелекессе Средне-Волжского края (ныне — Димитровград Ульяновский области).
В 1937 году был арестован в Мелекессе. Виновным себя не признал, 21 декабря 1937 году был приговорён к расстрелу тройкой при УНКВД по Куйбышевской области. 16 апреля 1938 года расстрелян.
Князю Борису, любимому сыну Владимира Святого, служили в высоком звании конюших три брата из Угорской (Венгерской) земли – Георгий, Моисей и Ефрем. Когда в 1015 г. слуги князя Святополка убивали Бориса, Георгий Угрин загородил его грудью и умер, пронзённый копьями. Избежавший смерти Моисей Угрин прославился целомудрием, выдержав в польском плену жестокие пытки от знатной литовской красавицы, которая всеми средствами стремилась соблазнить его; жизнь свою он закончил монахом Киево-Печерского монастыря. Достоин святых братьев был и Ефрем.
Узнав о смерти брата, Ефрем искал его тело на месте злодейства, у р. Альты, но нашёл только голову, которую убийцы отрезали, чтобы снять с шеи Георгия золотую гривну, подаренную князем. Ефрем оставил привилегии боярина, дом, мир и отправился в Новый Торг; вблизи города он открыл странноприимный дом и несколько лет самоотверженно служил странникам. Спустя 12 лет, когда были открыты святые мощи благоверных князей Бориса и Глеба, на высоком берегу Тверцы Ефрем основал один из первых на Руси монастырей, а в 1038 г. построил в нём каменный храм в честь святых братьев Бориса и Глеба.
Получив откровение о дне своей смерти, Ефрем напутствовал братию и преставился 28 января 1053 г. В 1572 г. гробница преподобного в Борисоглебском храме была открыта. Мощи оказались нетленными, храм наполнился благоуханием. Празднование прп. Ефрема установлено 28 января (10 февраля) – в день смерти, и 11 (24) июня – в день открытия святых мощей.
Не раз ходил Ефрем в Киев к опытным старцам. Однажды на обратном пути зашёл в Вязьму, где узнал о юродивом юноше Аркадии. Аркадий несколько раз посетил Борисоглебский монастырь, а потом переселился сюда. Был похоронен в 1077 г. под папертью храма, рядом с наставником, прп. Ефремом. Его святые мощи были обретены в 1677 г., положены у северных дверей храма. Память святого празднуется 14 (27) августа и 13 (26) декабря.
С тех пор множество исцелений получили верующие по молитвам преподобных Ефрема и Аркадия. В XVI в. исцеление от мощей св. Ефрема получил князь Симеон Бекбулатович; щедро отблагодаривший обитель.
Будучи форпостом Новгорода, Торжок разорялся не менее 30 раз. Страдала и обитель: в 1167, 1181, 1372 гг. – в междоусобицах, в 1237 – от монголов, в 1258 – от литовцев. В конце XIV в. монастырь так оскудел, что в нём не было ни одного грамотного инока.
В 1609 г. новоторы и монахи во главе с архимандритом Константином, нашедшие последнюю защиту в деревянной Введенской церкви монастыря, были сожжены поляками.
8 июня 1785 г. Екатерина заложила первый камень в основание нового собора в честь святых Бориса и Глеба в Борисо-Глебском монастыре. Девушки-мастерицы подарили царице меховые сапожки и туфли, шитые золотом. Чтобы построить новый собор, архитектор Н. А. Львов снёс древний храм, построенный руками прп. Ефрема, даже не зафиксировав на бумаге форм святыни. Для иконостаса собора художник В. Л. Боровиковский написал 37 полотен.
При строительстве храма было снесено старинное монашеское кладбище. Во время недавних раскопок археологи обнаружили 211 черепов. Видимо, строители нового собора оставили кости тела под возводимым храмом, а черепа сложили в стороне. (Сейчас черепа перезахоронены на территории монастыря, над ними поставлен крест.)
В 1925 г. у монастыря началась новая жизнь – в качестве тюрьмы строгого режима. После полувекового существования в качестве тюрьмы, обитель превратили в лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков.
Современное состояние
С противоположной стороны реки три высоких колокольни красиво отражаются в Тверце. Но внутри монастыря – бедность и запустение. Малочисленная братия монастыря восстанавливает Введенскую церковь (1620), в которой и идут службы, до остальных храмов руки дойдут не скоро. Из святынь в монастыре лишь икона с частицей мощей Ефрема Новоторжского.
Одна из трёх колоколен принадлежит Введенскому храму, другая, самая высокая, – надвратной Спасской церкви (1811), а третья – не колокольня, а Свечная башня (1809). В башне находилась библиотека; говорят, что в ней Карамзин работал некоторое время над «Историей государства Российского». В лесах стоит небольшая Входоиерусалимская церковь, (ок. 1717). Борисоглебский собор обычно заперт. Висящие на храмах замки принадлежат историко-этнографическому музею – наследнику ЛТП для алкоголиков.
Богослужения. Пока не ежедневные. Утреннее в 9.00, вечернее в 17.00.
Величественный храм Торжка построен в 1864 г. Советская власть перенесла мощи Ефрема Новоторжского из монастыря в церковь Михаила Архангела. Отсюда они исчезли уже окончательно в 1937 г. Церковь закрыли в 1939 г. А с 1945 по 1995 г. это был единственный действующий храм в городе.
С незапамятных времён здесь стояла церковь Спаса, которая была центром новоторжского кремля. В 1364 г. на её месте был построен каменный собор. А в 1822 г. по проекту К. И. Росси возведён нынешний. Здесь до прихода большевиков покоилось тело святой княгини Иулиании. Храм – не действующий.
Эта церковь (1796) и соседняя церковь Иоанна Предтечи (1814), построенная по проекту И. Ф. Львова, являются остатками девичьего Воскресенского монастыря, основанного в XVI в.
Из Москвы до Торжка можно добраться с Ленинградского вокзала поездом Москва-Осташков до станции Торжок. Или до станции Тверь, далее электропоездом до станции Торжок.
На машине по М10, через Тверь. 227 км, 3,5 ч пути.
Проезд из Санкт-Петербурга
На машине по М10 через Великий Новгород. Расстояние от Санкт-Петербурга до Торжка 466 км, 6,5 ч пути.