Лихвинский Покровский Добрый мужской монастырь: различия между версиями
Natalia (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Natalia (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 64: | Строка 64: | ||
== Фото == | == Фото == | ||
== Видео == | |||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=Y4PCKQ9Hw6U|430|left|Свято-Покровский Добрый монастырь|frame}} | |||
== Ссылки == | == Ссылки == |
Версия от 17:39, 13 мая 2016
Лихвинский Покровский Добрый монастырь, по времени своего основания, является едва ли не старейшим из всех, доселе существующих (известных) и бывших иноческих обителей в нынешней Тульской епархии, возникших или вновь основанных после первого татарского погрома. Основателем Доброго монастыря полагают первого удельного Одоевского князя Романа Семеновича, сына Симеона, удельного князя Новосильского, известного с начала ХIV столетия.
История[править | править код]
Лихвинский Покровский Добрый монастырь третьего класса, возник на земле Вятичей во владении черниговских князей, находился на правой стороне Оки в десяти верстах от города Лихвина. Церковь соборная Покрова Пресвятой Богородицы с приделом святого апостола Андрея Первозванного и двух святых мучеников Флора и Лавра. Келии находились внутри монастыря. Вокруг располагалась каменная ограда, остатки которой дошли до наших дней. По углам четыре каменные башни. Земля иловая, покосы хорошие. Находились на той же правой стороне реки Оки и речки Свободь.
По сведениям за 1859 г. монастырь именовался «Добринский» при Оке в 10 верстах от уездного города Лихвина.
В 3 дворах проживало 13 душ мужского населения. Дважды в год проходили торговые ярмарки.
Основан был монастырь во второй половине ХIV века. Однако эта дата чисто условная. В разных источниках время образования указывается разное. К примеру, интернет-сайт дает время основания во второй половине ХУ века (1477 г.). Основателем монастыря был внук святого князя Михаила Всеволодовича Черниговского, погибшего в Орде – Роман Семёнович, удельный князь Одоевский, сын Новосильского князя Семёна Михайловича. К концу жизни он принял монашеский постриг и обосновался в созданном им монастыре иноком.
Предание гласит, что князь любил охотиться на бобров, которые водились в тех местах по берегам реки Оки и Вялки. После удачной очередной охоты князь называл это метро добрым. И место под монастырь было выбрано как раз там, где он раскидывал свой шатёр. Монастырская церковь во имя Зачатия Святой Анны и сам монастырь стал называться «Добрым».
Другое предание в отношении названия «Добрый» перенесено в монастырь от соседнего села Доброе или Добринское. После битвы с неприятелем вблизи селения жители из сострадания хоронили погибших воинов, не различая своих воинов и неприятельских. Всё это на уровне легенд. Ибо письменные источники, документы и грамоты безвозвратно были утеряны во время неоднократных бедствий, которые перенесло многострадальное государство Московское.
В ХVI столетии монастырь процветал благодаря щедрым пожертвованиям удельных князей и многочисленных благотворителей. В 1564 г. из монастырских записок известно, что в монастыре было две шатровые деревянные церкви: одна во имя Зачатия Святой Анны, другая Покрова Пресвятой Богородицы. По имени последней монастырь стал именоваться ещё Покровским и прибавилось название уезда – Лихвинский Покровский Добрый монастырь, полное название монастыря.
В следующем веке монастырь пострадал от Литовского разорения. В начале 1611 г. польские дружины Сапеги, в 1613 г. черкесы, в 1615 г. татарские воины грабили монастырские ризницы. В 1616 г. войска поляков под предводительством Лисовского вторглись в пределы Лихвинского уезда. Воевода Феодор Стрешнев отстоял уездный город Лихвин, но монастырь подвергся разорению и частичному сожжению. Уцелели только церкви. Все остальные постройки были сожжены, сгорели жалованные грамоты и что важно монастырские синодики той далёкой поры.
Возобновлена обитель в каменном строении усердием окольничего Михаила Алексеевича Ртищева при участии царя Алексея Михайловича с боярами. В мае 1667 г. началось строительство соборной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы. После окончания строительства соборной церкви в августе того же года, Зачатиевская церковь была перенесена в подмонастырское село Добринское и стала приходской. Деревянная Покровская церковь со временем обветшала, была разобрана, а материал употреблён для монастырских нужд. В это время была учреждена кафедра архимандритства и было дозволено употреблять при богослужении епископскую митру. Первым архимандритом Доброго монастыря был Варсонофий. К концу столетия монастырь занял прочное положение среди других монастырей благодаря щедрым пожертвованиям Михаила Алексеевича Ртищева, великой княжны Евдокии Алексеевны (дочь царя Алексея Михайловича), преосвященного Тихона (митрополита Сарского и Подонского), князя Никиты Ивановича Одоевского, дворян Ртищевых, Ханыковых, Бунаковых, Темирязевых, Племянниковых и других. Многие вышепоименованные дворяне благодаря пожертвованиям были упокоены на территории монастыря, другие постриглись в монашество и также нашли покой на монастырском погосте. Из пострижеников дворянского рода упоминается Иоанна Васильевич Темирязев, Дмитрий Васильевич Племянников в иноках Дионисий, Александр Ханыков.
В 1709–1710 гг. над святыми вратами построена каменная церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра. В 1722–1724 гг. к соборной Покровской церкви был пристроен придел во имя святого апостола Андрея Первозванного и колокольня. Были и другие строения: корпус для настоятельских келий о двух этажах, братский корпус на шесть келий, конный двор, каменная ограда вокруг монастыря.
После утверждения духовных штатов в 1764 г. монастырь хоть и был оставлен в числе штатных монастырей Крутицкой епархии, но было отобрано большинство земельных наделов вместе с крестьянами, а это 1339 душ. С этого времени начинается упадок монастырского хозяйства. К концу столетия обветшали монастырские строения, Флоровская и Андреевская церковь. Начиная с 1802 г. настоятелями Доброго монастыря назначались ректоры духовной семинарии, которые по статусу больше находились в Калуге, занимаясь консисторскими делами, менее уделяя времени монастырским вопросам.
5 апреля 1813 г. ураганный ветер повредил угловые главки пятиглавой соборной церкви и наделал другие разрушения. Через три года, 28 января 1816 г. ночью обрушилась каменная колокольня. Была разрушена ризничья палатка, братская трапеза и придельная Андреевская церковь. В октябре 1817 г. при пожаре сгорело монастырского имущества на 20000 рублей. Правительство оказало пособие на обустройство, не оказались в стороне и благотворители. В том же 1817 г. на месте разобранной Флоровской церкви была заложена тёплая церковь Вознесения Господня, которая окончена строительством и освящена в 1832 г. Вновь построена колокольня при соборной Покровской церкви, гостиница, братская трапеза.
В начале ХХ столетия богослужения совершались только в Вознесенской церкви. Покровская соборная церковь в 1896 г. была опечатана из-за ветхости и неустойчивого положения стен. При осмотре архитектором было выявлено, что из-за порыва железной связи в средней каменной стене вдоль всей стены и алтаря образовалась трещина. В северной стене произошло отклонение стены, старинный деревянный иконостас пришел в ветхость, грозя ежеминутно обрушиться. Составленная архитектором смета укладывалась в 4000 руб., которой у монастыря на тот период не было.
В монастыре находилась особо чтимая икона «Покрова Пресвятые Богородицы», почитаемая окрестным населением. икона находилась за правым клиросом в киоте, украшенном резьбою с позолотой. Риза серебряная 84 пробы. Размеры иконы 2 аршина, ширина 1 аршин 9,5 вершков. Перед иконой негасимо горела лампада. Предполагается, что икона написана для местного ряда иконостаса в 1702 г.
Ежегодно 1 сентября икона торжественно переносилась в Лихвин и оставалась там до 30 сентября. Матерь Божия приносилась в дома горожан по их желанию, где совершались молебствия с акафистом и водоосвящением. Летописец отмечает, что икона приносилась практически во все дома. Из других достопримечательностей монастыря следует отметить синодик 17 века, вкладная книга за 1667 г., копии жалованных грамот царствующих особ, рукописное Евангелие за 1474 г.Преображенский отмечает в Покровской церкви деревянный крест ХVII века, как и в Успенской церкви Гремячева монастыря.
Современное состояние[править | править код]
По благословению архиепископа Тульского и Белёвского Алексия в монастыре ведутся реставрационные работы.
Расчищаются завалы, устроена временная крыша, на уцелевшем барабане установлен деревянный крест. Рядом с храмом очищены от завалов два надгробных камня. На территории монастыря находятся еще два надгробных памятника. Один у входа с левой стороны пирамидальный, другой в виде куба в глубине территории с надписью. На берегу Оки устроен импровизированный душ и летняя трапезная. Начинается возрождение одного из старинных монастырей Калужской, ныне Тульской епархии. Руководит работами Пётр Логачёв.
Престольные праздники[править | править код]
Покрова Пресвятой Богородицы - 14 октября
Как добраться[править | править код]
Адрес: Тульская обл., Суворовский р-н, с. Доброе
Телефоны: +7 953 433-19-37; +7 925 299-38-99
Паломнику[править | править код]
Расписание богослужений:
Ежедневно:
06-30 Полуночница; Божественная Литургия
19-00 Вечерня, Повечерие, Утреня
В праздники:
19-00 Всенощное Бдение
09-30 Божественная Литургия
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
СВЯТО-ПОКРОВСКИЙ ДОБРЫЙ МОНАСТЫРЬ
Лихвинский Покровский Добрый монастырь