Петропавловский собор (Казань)

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Идёт загрузка карты…

Петропавловский собор - православный собор в Казани, построен в 1726 году. Храмовый комплекс включает в себя собственно собор, колокольню, дом причта.

История[править | править код]

Петропавловский собор, безусловно, является ценнейшим архитектурным памятником, и одним из духовных символов Казани. Построенный на возвышенном месте, красивый и величественный, собор отличается уникальным убранством. Композиция храма и колокольни выполнена в стиле так называемого Русского или «Нарышкинского» барокко, распространенного в России в конце 17,— первой половине 18 века. Неповторимый облик собору придает, в первую очередь, декор, обилие сохранившихся до наших дней фасадных деталей и их яркая раскраска. К сожалению, имена строителей храма остались неизвестны. Многие искусствоведы указывают на сходство декора с орнаментальным украшением храмов, строившихся в первой половине 18 века на Украине. Возможно, храм действительно строили малороссы, но Петропавловский собор не является простой механической копией какого-то стиля, многое в его облике уникально, и является плодом внестилевых пристрастий.

Собором восхищались все гости Казани. Здесь бывали все Российские императоры и императрицы, начиная с Екатерины II, государственные общественные деятели, писатели, в том числе, А.С.Пушкин. Описание собора содержится в сочинениях Александра Гумбольдта и Александра Дюма. В казанский период своей жизни в соборе за богослужением нередко пел Федор Иванович Шаляпин. Между тем, собор был обычным приходским храмом. Построен он на месте находившейся здесь древней Петропавловской церкви, первое упоминание о которой относится к 1565 году. Прихожанином этого храма был крупнейший казанский купец Иван Афанасьевич Михляев, дом которого находился рядом с храмом. Он и сейчас, несмотря на то, что был сильно перестроен, сохранился и стоит во дворе собора.

История строительства нового каменного величественного храма связана с посещением Казани императором Петром I, направлявшимся в персидский поход. Прибыв в город 27 мая 1722 года, император остановился в доме Михляева. В память об этом событии Иван Афанасьевич решил вместо небольшой деревянной церквушки построить каменный двухэтажный собор. Закладка храма состоялась в 1723 году. Долгое время в Казани бытовала легенда, согласно которой в закладке собора принимал участие сам император Петр I, однако документально это не подтверждается. Храм, по тем временам, строился очень быстро, и уже в 1726 году состоялось его освящение. В том же году была построена отдельно стоящая колокольня. Под колокольней был устроен фамильный склеп семьи Михляевых, где в 1728 году был погребен строитель собора Иван Афанасьевич. Главный летний храм, разместившийся на втором этаже, был освящен во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Теплый храм на первом этаже — в честь Сретения Господня. Два небольших придельных храма на первом и втором этажах освятили в честь чудотворных икон Божией Матери: верхний — «Живоносного Источника», нижний — «Неопалимой Купины». В 1850 году архитектурный облик собора дополнила изящная ограда, построенная по проекту известного архитектора Михаила Петровича Коринфского.

Огромная заслуга в том, что в Казани сохранился такой великолепный храм, принадлежит не только строителям собора, но и его старостам и духовенству более позднего времени. Дело в том, что за свою долгую историю храм неоднократно подвергался частичному разрушению, виной чему были многочисленные пожары 1742, 1749, 1774, 1815, 1842 годов. Особенно сильно собор пострадал в 1815 году, когда из-за сильных разрушений приход вынужден был на девять лет переместиться в расположенную неподалеку Гостиннодворскую церковь. В 1824-25 годах была произведена реконструкция храма, осуществленная за счет средств соборного старосты, казанского купца Саввы Степановича Зайцева, — деда выдающегося ученого-химика Александра Михайловича Зайцева. С 1841 года, почти целое столетие, старостами собора избирались представители другой знаменитой купеческой семьи — Унжениных. К 1880 годам собор сильно обветшал, основной причиной этого было разрушение фундамента, а колокольня даже стала крениться, потеряли первоначальный облик многие детали декора. Староста Петр Васильевич Унженин и настоятель собора, протоиерей Петр Малов, организовали в 1888-90 годах масштабную реконструкцию храма. Проект реконструкции составил архитектор Михаил Нилович Литвинов, архитектор Казанского университета, бывший впоследствии смотрителем здания Храма Христа Спасителя в Москве. Он скрупулезно, по детальным рисункам и чертежам, восстановил первоначальный облик собора. В ходе реконструкции были разобраны и вновь выстроены придельные храмы, паперти, лестницы, под колокольню подведен новый фундамент, восстановлена уникальная лепнина фасадов. В это же время на колокольне были установлены часы известного мастера Петра Ионовича Климова. Эти работы стали одним из первых в России примеров высокопрофессиональной реставрации памятников архитектуры. Благодаря этой реконструкции собор сохранился до наших дней практически в первозданном виде.

В советское время собор продолжал действовать до 1939 года, после закрытия он официально считался памятником архитектуры, охраняемым государством. С 1950-х по 1980-е годы здесь размещался планетарий. В 1989 году, благодаря трудам недавно рукоположенного епископа Казанского и Марийского Анастасия, и активности верующих, храм был возвращен Церкви. Несмотря на то, что в течение пятидесяти лет храм был закрыт для богослужений, в нем сохранился древний семиярусный иконостас, богато украшенный, в традициях русского барокко. Иконостас был изготовлен в 1723-1726 годах, но после пожара 1815 года был обновлен художником Василием Туниным.

Описание[править | править код]

Общая композиция собора построена по схеме восьмерик на четверике: на высоком подклете, являющемся тёплым храмом, поставлен двусветный четырёхгранник с восьмериком, завершённым барочным куполом с двумя главками. Храм и колокольня выполнены в стиле так называемого русского, или "нарышкинского", барокко, распространенного в России в конце XVII - первой половине XVIII века. С запада к храму примыкает трапезная.

Высота собора 52 метра. С западной и северной стороны подклета к зданию примыкает аркада галереи, крыша которой служит гульбищем, с двумя широкими лестницами. В восточном торце северной галереи расположены друг над другом приделы зимней и летней церквей, перестроенные в 1888 - 1890 годах.

Фасады собора оформлены одинарными и спаренными лопатками, пилястрами, полуколоннами, барочными наличниками с фронтончиками в виде "петушьих гребешков", городковыми и сильно профилированными карнизами, растительным лепным орнаментом. Основным декорационным мотивом служит обвивающая стволы колонок виноградная лоза со свисающими гроздьями ягод в сочетании с травами, цветами, листьями, ветками с персиками, яблоками, грушами, сливами. Рельефный лепной орнамент растительного характера покрывает грани восьмерика, заполняя плоскости по обе стороны окон.

На восточном фасаде собора одно окно в восьмерике заложено; когда-то его нишу занимала большая икона "Богоматерь на троне в окружении святых". Два ряда икон в узорных резных рамках расположены также в простенках между окнами верхнего света на южном и северном фасадах четверика. Такие же "писанные по жести" иконы служили украшением ниш над входами в храм и придел. Шахматное покрытие крыш и куполов, полихромия всех элементов и декора фасадов завершают пышное оформление Петропавловского собора в стиле "украинского барокко".

Фасады колокольни в сравнении с собором решены скромнее. Основными элементами служат раскрепованные профилированные карнизы, одинарные или наложенные на лопатки пилястры сложного ордера, арочные ниши звонов с архивольтами, полубалясины и лепной растительный декор. Полихромия декора фасадов на фоне монохромных охристых стен, пропильные железные свесы карнизов составляют характерную особенность барочного оформления Петропавловского собора и колокольни.

Ограда территории собора с юга построена в 1850 году по проекту архитектора Михаила Петровича Коринфского.

Святыни[править | править код]

Чудотворная Седмиозерная икона Божией Матери
  • Чудотворная Седмиозерная икона Божией Матери
  • Мощи преподобных Ионы и Нектария Казанских (в верхнем храме, на солее с северной стороны)
  • Мощи митрополита Казанского Ефрема (в нижнем храме, на левом клиросе)

Престольные праздники[править | править код]

Петр и Павел, первоверховные апостолы - 12 июля

Как добраться[править | править код]

Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Мусы Джалиля, д. 21.

Телефон: (843) 292-13-58

Паломнику[править | править код]

Расписание богослужений:

Богослужения совершаются ежедневно: 8.15 — Литургия; 17.00 — вечернее богослужение.

В праздничные дни: 7.00 — ранняя Литургия, 8.40 — поздняя Литургия.

В воскресенье в 17.00 служится Параклисис Божией Матери перед чудотворной Седмиезерной иконой.

В пятницу в 17.00 — акафист блж. Матроне Московской перед ее мощами.

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

В Казани отреставрируют Петропавловский собор
Петропавловский собор - неделя Ваий
Колокольные звоны в Петропавловском соборе Казани

Ссылки[править | править код]

Петропавловский собор, город Казань