Храм Воскресения Христова (Форос)
Храм Воскресения Христова - церковь Симферопольской и Крымской епархии УПЦ МП над поселком Форос, построенная в 1892 году на обрывистом утёсе — Красной скале. Высота строения над уровнем моря составляет 412 метров. Памятник русской архитектуры конца XIX века.
История[править | править код]
Форосская церковь была возведена на средства Александра Григорьевича Кузнецова (1855 — 1895) — известного чаепромышленника, купца первой гильдии. С появлением церкви на Красной скале связано множество легенд. Одна из них повествует о том, что юная дочь купца Кузнецова (по другой версии его возлюбленная) каталась в горах. Вдруг лошади, словно испугавшись чего-то, понесли экипаж прямо в пропасть. Ничто не могло сдержать их бешеный бег, казалось, гибель неминуема. Но на самом краю обрыва кони остановились, как будто перед невидимой преградой. В честь чудесного спасения и была построена церковь.
Но это лишь красивая легенда. В архивных документах мы найдём иную версию появления храма, хотя и она связана с чудом. 17 октября 1888 года у станции Борки на Харьковской железной дороге произошло крушение царского поезда. Царская семья, возвращавшаяся из Ялты в Санкт-Петербург, осталась невредима. В память чудесного спасения Императора Александра III и был возведён храм Воскресения Господня.
К работе по созданию храма А. Г. Кузнецов привлёк лучших специалистов. Проект был разработан русским архитектором академиком Н. М. Чагиным в 1888 году. Для церкви архитектор выбрал удобное место: в двух километрах от Байдарских ворот, у самой дороги, на отвесной скале красного цвета, высотой 400 метров, благодаря чему церковь видна со всех сторон. Трудно было бы выбрать более живописное место для этой небольшой, но удивительно красивой церкви: красная скала, отделившаяся от основного массива гор, окружена густым зелёным лесом, внизу вьётся серой лентой дорога, а дальше — бескрайний простор моря, сливающийся у горизонта с небом.
Церковь построена в византийском храмовом стиле, с системой внутренних опор — столбов и с применением многочисленных куполов (разной величины, всего их девять) по типу русских деревянных храмов. Своим силуэтом церковь напоминает московские церкви конца XVIII столетия. При строительстве храма применялась особая техника кладки плоского кирпича — плинфы, стены облицованы белым инкерманским камнем. Украшает храм узорчатое крыльцо с устремлённой вверх колокольней, позолоченные кресты ярко сияют на солнце. Колонны с резными капителями, панели и подоконники выполнены из караррского мрамора. Пол украшала мозаика знаменитого итальянского мастера Антонио Сальвиати. Во внутреннем оформлении церкви привлекал внимание резной дубовый иконостас с позолоченными Царскими вратами. Иконы для храма писали известные русские живописцы: А. Корзухин, академик Е. Сверчков, икона «Рождество Христово» принадлежала кисти К. Маковского. Стены храма были расписаны византийским орнаментом.
В собственность церкви А. Г. Кузнецов передал 2,5 десятин земли, на которых построили дома для настоятеля и причта.
Храм строился 4 года. 4 октября 1892 года церковь была освящена епископом Таврическим Мартинианом в честь Воскресения Христова. А через 6 лет, в десятую годовщину чудесного избавления царя Александра III от смерти, церковь посетили Государь Император Николай II с Государыней Александрой Феодоровной.
После революции 1917 года для русских церквей наступило трудное время. Двери многих церквей и храмов надолго закрылись. В Форосской церкви, стоящей в отдалении от больших городов, ещё несколько лет совершались службы. Но очередь дошла и до неё. В 1924 году был репрессирован и сослан священник Павел Ундольский. Храм закрыли и постарались придать ему «гражданский» вид: сорвали кресты, сняли колокола с колокольни. По решению комиссии изъяли церковные ценности: сосуды для богослужений, золотые подсвечники, дарохранительницу, паникадило, драгоценные ризы с икон, а сами иконы работы известных мастеров пропали бесследно. В Форосской церкви был размещен склад.
Шли годы. В посёлках Форос, Меласс, Мухалатка развернулось строительство санаториев и пансионатов для высокопоставленных лиц. Форосская церковь, маленькая, изящная, расположенная в красивом месте, привлекала внимание партийных боссов. Для них здесь открыли ресторан с блюдами татарской национальной кухни. В зале, где несколько лет назад прихожане возносили молитвы Господу, поставили столы, а на месте алтаря устроили буфетную стойку.
Во время Великой Отечественной войны Форосская церковь оказалась в центре жестоких боёв. Гитлеровцы рвались к Севастополю, но на перевале Бейдарские Ворота их задержал отряд командира погранзаставы А. С. Терлецкого. Форосская церковь стала для бойцов наблюдательным пунктом и оборонительным сооружением. Никто не уцелел в этих боях, все бойцы отряда погибли, но не отступили. Мученическую смерть принял командир: враги распяли его на дереве. На самом храме остались следы от вражеских пуль. Во время оккупации люди приходили в пустую, разрушенную церковь и молились, просили о даровании победы.
Однако после войны здесь вновь открыли ресторан, где кормили гостей вкусными блюдами и поили крымским вином. В 60-е годы было построено новое, более удобное шоссе, соединяющее Ялту с Севастополем. Форосская церковь осталась в стороне, её стали меньше посещать туристы. Храм постепенно ветшал, и, наконец, был закрыт и оставлен на полное разрушение.
Но, несмотря на многолетнее атеистическое воспитание, в сознании русского человека живо стремление к нравственному осмыслению своей жизни, стремлению к вере. А символом веры является Дом Божий — церковь. Может быть, поэтому в 1980 году жители Фороса встали на защиту храма и спасли его от полного разрушения. Спасли храм неравнодушие и забота о будущем людей, по настоянию которых церковь была объявлена памятником архитектуры XIX века. Однако они этим не ограничились и потребовали отреставрировать Форосский храм, вернуть ему былое величие. Понадобилось 7 лет активных действий. Наконец, в 1987 году государство выделило деньги только на внешнюю реставрацию. Жители посёлков Форос, Орлиное, Мухалатка, на общем сходе решили, что храм надо вернуть верующим. В 1990 году Воскресенская церковь была передана Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Настоятелем был поставлен молодой иеромонах Пётр (в миру Виталий Леонидович Посаднев).
Храм находился в страшном запустении: голые ободранные стены, лишь кое-где высоко под куполом сохранились фрагменты фресок, дырявая крыша, окна, заложенные камнями. Местные жители пришли на помощь: они вычистили церковь от мусора, вымыли пол. 3 июня 1990 года в канун праздника Святой Троицы отслужили первый за многие годы молебен с водосвятием и освятили храм.
В 1992 году Форосской церкви исполнилось 100 лет. К тому времени бригада реставраторов поставила новые медные купола, засияли золочёные кресты, закончили внутреннюю роспись алтаря и купола храма, в окна вставили цветные витражи. Храм Воскресения Христова вновь обрёл медные колокола, установленные на звоннице. Среди них оказался колокол 1862 года весом в 200 пудов. Он сохранялся на маяке мыса Сарыч и был подарен церкви Черноморским флотом.
Реставрация церкви произведена в 2004 году. Было воссоздано живописное убранство внутри храма, реставрированы сохранившиеся снаружи росписи, создана мозаика на фасаде. Композиции в кругах «Преображение Христово» и «Покрова Богородицы» созданы художником Александром Сергеевичем Пигарёвым в 2004 году, образы Евангелистов и мозаика «Воскресение Христово» на фасаде алтарной апсиды, а также пять живописных полотен «Богоматерь», «Николай Чудотворец», «Моление о чаше», «Св. Лука» и «Воскресение Христово» в алтаре церкви созданы художником Анной Ивановной Петровой в 2004 году, оба мастера принадлежат также к живописной петербургской школе, как и авторы изначальной росписи. Орнаменты церкви воссозданы выпускниками Крымского художественного училища им. Н. С. Самокиша.
Описание[править | править код]
Церковь построена в 1892 году в византийском стиле крестово-купольного храма. В IV в. Крест стал христианской эмблемой, а форма креста была заложена в основу культовых зданий. Храмы строили в плане прямоугольного очертания, в которое вписан крест. Над средокрестием сооружался купол.
Византийские зодчие пользовались приёмом, когда купол опирался не на наружные стены, а на расположенное внутри здания кольцо колонн и столбов, над которым ставился барабан. Подкупольное пространство расширялось за счет добавления обхода за этим кольцом. Купол прорезался окнами по периметру его основания и был залит дневным светом. Купольная глава, увенчивающая храм, придавала ему пирамидальную и высотную композицию, являлась основой яркой выразительности облика строительного сооружения.
Богослужение проводилось в центре здания, под куполом, символизирующим небесный свод. Алтарь располагался в восточной апсиде, как на сцене, вход с западной стороны.
Основным строительным материалом был обожженный кирпич — плинфа, — невысокие, почти плоские прямоугольники. Кладка велась на известковом растворе с добавлением кирпичной крошки, попеременно чередовались ряды красного кирпича и жёлтого камня, стены облицованы белым инкерманским камнем.
В византийских храмах внутренний интерьер был богатый, даже роскошный, создавая соответствующую религиозную атмосферу. Величью храма способствовала многоцветная мраморная облицовка, мозаики по золотому фону, фресковые росписи, декоративные каменные мотивы. Храм внутри расписан орнаментом и изображениями 4-х Евангелистов, Вознесения Хрестова, Покрова Божией Матери, Свят. Григория, Мученицы Татианы, Прав. Анны, Св. Алексия и Воскресения Христова. Великий витиеватый сложный орнамент в византийском стиле на стенах, двадцать восемь витражных окон придавали церкви особую светлость, прозрачность и праздничность.
Собор выстроен с применением многочисленных куполов по типу русских деревянных храмов, в два яруса, по бокам и в центре — купола разной величины, всего их девять, благодаря чему Форосская церковь напоминает московские церкви конца ХVIII века.
Храм уникален по своему расположению. Он не только возведен на отвесной скале, но и расположен не так, как обычные православные храмы. Дело в том, что он обращён не на восток, а в сторону моря. Такая особенность присуща только южнобережным храмам.
Уникальность состоит в том, что к отделке храма были привлечены настоящие специалисты мозаичных работ мастерской знаменитого итальянца Антонио Сальвиатти из Винченцы. Мозаичный пол напоминает античную мозаику Херсонеса. Колоны, панели, подоконники были изготовлены их каррарского мрамора. Резной дубовый иконостас с позолоченными царскими вратами украшали храм, почти все иконы в храме принадлежали кисти известных русских живописцев А. Корзухина с изображением Христа Спасителя. В интерьере храма имелись также другие картины — «Благовещение», «Тайная вечеря», «Моление о чаше». К. Е. Маковский, написавший «Рождество Христово», «Воскресение», «Божья матерь», Н. Е. Сверчков и другие. К сожалению, росписи не сохранились.
В 2004 году была проведена очередная реставрация храма. Было воссоздано живописное убранство внутри храма, реставрированы росписи, создана мозаика на фасаде.
Композиции в кругах Преображение Христово и Покрова Богородицы созданы художником А. С. Пигарёвым в 2004 году, образы Евангелистов и мозаика Воскресение Христово на фасаде алтарной апсиды созданы художником А. И. Петровой в 2004 году, мастера принадлежат к живописной петербургской школе, как и авторы изначальной росписи. Орнаменты церкви воссозданы выпускниками Крымского художественного училища им. Н. С. Самокиша.
Престольные праздники[править | править код]
Воскресение Хрситово
Местонахождение[править | править код]
Адрес: Республика Крым, городской округ Ялта, Старое Севастопольское шоссе (4 километра вверх от п. Форос и Южнобережного шоссе, 2 километра вниз от перевала Байдарские ворота)
Телефоны: (0654) 252100
Проезд: на машине, от Ялты — добраться по трассе до перекрёстка: налево Форос, направо пер. Байдарские Ворота; свернуть направо и подниматься почти до самого перевала.
Где остановиться[править | править код]
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]