Ярославль
Россия
Общее описание[править | править код]
Объективно
Областной центр. Расстояние от Москвы до Ярославля составляет 248 км к северо-востоку от Столицы. На реках Волга, Которосль. Население – 640 тыс. человек.
Субъективно
Ярославль – одна из провинциальных столиц России. Как в каждом большом городе, здесь много разного – старого и нового, духовного и изуверского, богатого и бедного.
Жители Ярославля так избалованы количеством старины, что за деревьями леса не видят, в храмах своих мало кто ориентируется. «Много очень, – оправдываются, – здесь церквей».
Достопримечательности центра города, благодаря их сосредоточенности в одном районе, можно осмотреть за день. Действующие монастыри потребуют дополнительно не менее дня.
История города[править | править код]
Недолгий расцвет
Ярославль стал самостоятельным княжеством в 1218 г., когда великий князь Константин Всеволодович отдал его в удел сыну Всеволоду. В это время Ярославль был крупным городом, деревянные стены которого уже не раз расширялись. О его величине говорит то, что при пожаре 1221 г. сгорели 17 храмов.
В 1238 г. Всеволод Константинович погиб в битве с монголами на р. Сити. Разорённый Ярославль не сразу вернул тот уровень ремёсел и торговых связей, который имел до Батыя.
Переход под власть Москвы
Ярославский князь Василий Давидович Грозный, как мог, сопротивлялся влиянию Москвы. Когда он направлялся в 1339 г. в Орду, московский князь Иван Данилович Калита направил отряд, чтобы схватить его, но Василий отбился и получил от хана разрешение править дальше, хотя прибывшего тогда же в Сарай Александра Тверского убили. Более того, Василий добился права платить дань не в Москву, а напрямую Орде. Чтобы избежать вражды с сильным ярославским князем, Калита выдал за него свою дочь Евдокию.
В начале XV в. Ярославль чеканил собственную монету – серебряную денгу. Но Москва неуклонно набирала силу, и в 1463 г. ярославский князь Александр Квашня отдал великому князю Московскому Иоанну III Ярославское княжество в обмен на вотчины в Московском княжестве.
Смутное время
После убийства в 1606 г. первого самозванца новый царь Василий Шуйский выслал поляков из Москвы, самый большой отряд – в Ярославль. Здесь оказались Марина Мнишек, её отец, польский воевода, всего 375 человек. Они свободно ходили по городу с оружием. Их охраняли 300 московских стрельцов и караулы ярославского гарнизона.
В 1608 г., когда к городу подошли войска второго Лжедимитрия, Ярославль присягнул на верность ему и, видимо, желая откупиться, послал 30 тыс. рублей. Тем самым ярославцы показали «тушинскому вору», как богаты. В Ярославль направился отряд поляков, чтобы обобрать горожан дочиста.
Ярославль восстал. Для подавления восстания 12 декабря 1608 г. в город вошёл новый большой отряд поляков. Ночью, когда поляки напились и уснули, многих из них ярославцы поубивали. Однако уцелевшие сумели подавить стихийные выступления русских.
Терпение народа истощалось, восстания вспыхивали повсюду. 7 апреля 1609 г. польский гарнизон Ярославля был разбит вологодским ополчением под командованием воеводы Никиты Вышеславцева. Освободив город, восставшие принялись укреплять его стены. Подходили всё новые отряды русских – из Ярославской земли, из Великого Устюга и других мест.
Покорять Ярославль пришёл Ян Сапега с большим войском. 30 апреля началась осада города. Сначала враги сожгли слободу Спасского монастыря, затем овладели и Земляным городом. Но центральную часть – Рубленый город – тушинцы безуспешно штурмовали до 22 мая. После чего с большими потерями ушли.
В 1610 г. бояре позвали на царство польского королевича Владислава. Поляки продолжали бесчинствовать на русской земле. Ярославль стал одним из организаторов освобождения Руси. В феврале 1611 г. боеспособные ратники выступили в поход на Москву. А оставшиеся «старые для всякого промыслу» дворяне во главе с воеводой Волынским принялись писать по всем городам, чтобы объяснить, что происходит в стране, и поднять людей на борьбу с интервентами: «Народ в Ярославле мног и зелейная казна великая, идти против польских и литовских людей есть с чем. И вам бы… итти к нам в сход и ратных людей прислати, не замешкав, на конях и с лыжьми». Но Первое ополчение по причине своих внутренних противоречий не смогло взять Москву.
Силы Второго ополчения, которое начало формироваться в Нижнем Новгороде, в марте 1612 г., освободили Ярославль от обосновавшихся в нём казаков атамана Заруцкого. Ярославцы встретили Пожарского и Минина с образами, поднесли им дары и выразили готовность отдать всё, что имеют, на общее дело. Вожди ополчения даров не взяли. Но, обосновавшись в Ярославле, продолжили начатое в Нижнем.
Димитрий Пожарский разослал по всем русским городам грамоты с призывом прислать в Ярославль «изо всяких чинов по два» представителя. Из этих представителей был образован Совет всея земли. Ярославль стал фактической столицей России. Совет всея земли назначал в освобождённые города воевод, вёл межгосударственные переговоры. Ярославский денежный двор, используя в качестве сырья иностранные талеры, чеканил серебряную монету, которая была необходима для выдачи жалованья ополчению. Значительную долю средств для содержания ополчения дали ярославские купцы.
Второе ополчение находилось в Ярославле 4 месяца. Это время потребовалось для накопления сил и дипломатического улаживания военной угрозы со стороны Швеции, которая в то время удерживала Новгород. 28 июля 1612 г. ополчение с Казанской иконой Божией Матери во главе выступило на Москву. Москва была освобождена, 7 января 1613 г. земский собор избрал нового царя – Михаила Романова
Расцвет торговли
После завоевания Иоанном Грозным Казанского и Астраханского царств возникли благоприятнейшие условия для торговли по Волге со странами Востока. Лучше других поволжских городов этим воспользовался Ярославль. По оценке персидского дипломата Хуана Персидского, в Ярославле проживало более 30 тыс. жителей, но, скорее всего, эта оценка преувеличена. Город стал одним из главных центров торговли, так как находился на перекрестье речных путей, связывавших Москву, Западную Европу и страны Ближнего Востока. «Московская компания» английских купцов выбрала Ярославль своей базой для торговли с Индией и Персией; с этой целью англичане построили здесь невиданное ранее на Волге судно водоизмещением 52 т.
Из местных промыслов были наиболее развиты рыболовство, выделка кож, льноводство и ткачество, мыловарение, кузнецкое и ювелирное ремёсла. Рыбы в Волге было столько, что осетров ловили только ради икры.
Во второй половине XVII в. Ярославль стал вторым городом Руси как по экономическому значению, так и по количеству жителей.
Развитие в XVIII-XIX веках
В начале XVIII в. в Ярославле насчитывалось более 16 тыс. жителей. К неблагоприятным для города событиям этого века относится указ Петра I о переносе торговли с Северной Европой из Архангельского порта в Санкт-Петербург. Торговое значение Ярославля уменьшилось. Зато город стал активнее развиваться как центр промышленности. В 1722 г. по указу Петра была создана Ярославская мануфактура, на которой спустя 20 лет трудилось 1400 человек. К 1776 г. в городе было уже 180 производственных предприятий.
Екатерина II в 1775 г. повысила Ярославскую провинцию до губернии. В столице был разработан план реконструкции города в соответствии с радиально-кольцевой планировкой, которая к этому времени уже сложилась в городе сама собой.
В 1805 г. в Ярославле открылось первое «высших наук училище», к нашему времени доросшее до государственного университета.
В XIX в. город не снизил темпов развития. В 1835 г. обороты ярославских купцов, торговавших хлебом, тканями и железом, составляли около 2 млн. рублей. А о ярославских заводчиках путеводитель 1859 г. утверждал, что они «не знают себе соперников, имея собственные заводы в Перми». Наиболее развитым производством оставалось текстильное.
В 1870 г. открылось железнодорожное сообщение с Москвой. Перед началом Первой мировой войны объём промышленного производства в Ярославле каждые 10 лет удваивался. В 1910 г. 45 ведущих предприятий города выпускали продукции на 42 млн. руб. Как крупный промышленный центр, Ярославль пострадал от рабочих волнений 1905 г.
Центр нынешнего Ярославля преимущественно занят 2-3-этажными зданиями, построенными в XIX в. Одно из характерных зданий – Гостиный двор (1813-1818), в котором торговля идёт так же бойко, как и прежде.
Служение святителя Тихона
В 1907 г. с Алеуто-Аляскинской кафедры на Ярославо-Ростовскую был переведён святитель Тихон (Беллавин), будущий патриарх Московский и всея Руси. Кафедральный Успенский собор, где он часто служил, уничтожен большевиками. Но память о служениях святого архиерея хранят множество храмов по всей Ярославской области, так как святитель то верхом, то пешком, то на лодке отправлялся служить в отдалённые города и сёла. Паства, зная добродетели своего архиепископа не понаслышке, тепло проводила его в 1914 г., когда его перевели на Литовскую кафедру, и избрала почётным гражданином города.
Восстание 1918 года
В ночь с 5 на 6 июля 1918 г. боевой отряд Союза защиты Родины и свободы, возглавляемый Борисом Савинковым, сверг большевистскую диктатуру в Ярославле. В этом отряде было лишь сто человек, но эти люди были боевыми офицерами. Руководил ими полковник А. П. Перхуров. Большевистские начальники – Нахимсон, Закгейм и Зелинченко – были расстреляны. Восставшие объявили о своей принадлежности к Северной добровольческой армии, создали Ярославское городское самоуправление, восстановили городскую управу.
Город был окружён «красными». 8 июля 1918 г. красногвардейцы хотели установить рядом с церковью Параскевы Пятницы на Туговой горе орудие для обстрела города. Священник этой церкви Николай Иванович Брянцев воспротивился этому, его расстреляли на месте. Тело бросили в яму, а сверху – дохлую собаку. В чине священномученика отец Николай был канонизирован в 2000 г.
О том, много ли горожан поддержало восстание, можно судить по тому, что большевики так обстреливали Ярославль, что уничтожили 20 заводов и оставили без крова 28 тыс. человек. 21 июля город был взят, 41 белогвардеец расстрелян.
Перхурову удалось вырваться из окружения, он воевал в армии Колчака, был схвачен в Сибири и казнён в Ярославле в 1922 г.
Святые[править | править код]
Священноисповедник Агафангел (Преображенский)[править | править код]
Преподаватель Ранненбургского духовного училища Александр Преображеский постригся в монахи с именем Агафангела в 1885 г., спустя два года после того, как потерял в одночасье (после 11 месяцев семейной жизни) жену и сына. Архиепископом Ярославским и Ростовским Агафангел стал в 1914 г.
В 1922 г. митрополит Агафангел отказался сотрудничать с обновленцами и готовился выехать в Москву, чтобы принять от патриарха Тихона пост местоблюстителя патриаршего престола. Но власть не позволила ему этого сделать: 68-летний архиерей был посажен под домашний арест. Находясь под арестом, святитель делал всё возможное, чтобы опровергнуть распускаемые большевиками слухи об отречении патриарха Тихона и передаче им своих полномочий обновленческому Высшему церковному управлению (ВЦУ). Сознавая, чем ему это грозит, митрополит Агафангел обратился к Церкви с посланием, в котором дал оценку полномочности ВЦУ и призывал отстаивать православие. В том же году святитель был переведён в тюрьму. Его скитания по тюрьмам и ссылкам продолжались до 1926 г.
29 декабря митрополит Агафангел вновь возглавил Ярославскую кафедру. Однако силы были уже на исходе. 30 января 1928 г. владыка слёг от сердечной болезни и не поднимался до смерти, которая наступила 16 октября. Находясь на одре болезни, святитель продолжал бороться за единство гонимой Церкви своими посланиями. Владыка знал о днях предстоящей кончины и вовремя причастился, отчего почувствовал себя намного лучше. Хоронили митрополита на седьмой день после смерти, но от гроба веяло благоуханием. Память священноисповедника Агафангела празднуется 3 (16) октября.
Мощи священноисповедника Агафангела находятся в Казанском монастыре Ярославля.
Ярославские князья и ордынские цари
После битвы на Сити княжить в Ярославле стал сын погибшего князя Василий Всеволодович, а после его смерти в 1242 г. – его брат Константин Всеволодович. О жизни и добрых качествах братьев до нас дошло мало сведений. Известно, что Василий Всеволодович трижды ездил в столицу Золотой Орды. При Константине Всеволодовиче ярославцы изгнали баскаков, проводивших перепись населения и сбор дани. В 1257 г. князь с дружиной и ополчением встретил карательный отряд монголов на Туговой горе и погиб. От слова «тужить» и произошло название холма, сохранившееся поныне. В 1501 г. при рытье котлована для нового собора тела обоих братьев были обретены нетленными. Память святых князей празднуется 8 (21) июня и 3 (16) июля.
В 1260 г. дочь Василия Всеволодовича Мария вышла замуж за можайского князя Феодора Ростиславича. Прозвище этого князя при жизни, вероятно, было «Чермной», т. е. «Красный», «Прекрасный», но после смерти превратилось в «Чёрный». Став князем Ярославским, Феодор не раз посещал столицу Золотой Орды для получения ярлыка на княжение. Мужественный воин и одарённый полководец, он ходил с монголами в военные походы – в том числе на кавказских ясов и камских болгар. Он понравился жене хана Ногая, христианке Евфросинии, которая захотела выдать за него свою дочь. Но, поскольку Феодор уже был женат, его задержали в Орде на 3 года – до смерти Марии. Когда Феодор вернулся в Ярославль, ярославцы не приняли его, посадив на княжение малолетнего сына Феодора Михаила. После этого Феодор вернулся в Орду и женился на дочери хана, которая крестилась с именем Анны. (Ряд историков считает, что тестем Феодора был не Ногай, а Менгу-Темир, жена которого Джиджекхатунь не была крещена.)
Феодор прожил в Орде около десяти лет, построив в подчинённых ему городах несколько православных храмов. После смерти Михаила, в 1293 г. Феодор Чёрный вернулся в Ярославль с ханским ярлыком на княжение и немалой дружиной из русских (смолян) и монголов. Заняв княжеский стол силой, Феодор вскоре заслужил любовь ярославцев. Ярославль при нём стал богаче и могущественнее. Его обходили монгольские разорения. Князь обнёс город новым, более обширным земляным валом, построил и щедро украсил много храмов. Его жена Анна перестроила храм Архангела Михаила (что и сейчас стоит на берегу Которосли) из деревянного в каменный.
Давид правил Ярославлем с 1299 по 1321 г. О жизни другого сына, Константина, известно, что он скончался безбрачным.
В 1463 г. в Спасо-Преображенском монастыре был обнаружен гроб с нетленными мощами Феодора и его сыновей. «Сам же великий князь Феодор велик был ростом человек, те у него, сыновья Давид и Константин, по пазухами лежали, зане меньше его ростом были». Трое князей были причислены Церковью к лику святых. Их празднование совершается 5 (18) марта и 19 сентября (2 октября). Мощи благоверных князей Феодора и сыновей его Давида и Константина покоятся в кафедральном соборе Феодоровской иконы Божией Матери.
Монастыри[править | править код]
Казанский женский монастырь[править | править код]
История монастыря связана с Ярославской-Казанской иконой Божией Матери. В 1588 г. Божия Матерь явилась благочестивому жителю Казани Герасиму и повелела купить Казанскую икону и отнести её в город Романов. В Смутное время Романов был разорён, с литовцем Иаковом Любским икона пришла в Ярославль. Сначала Любский не соглашался продать ярославцам икону, но потом сам принёс её. Новые явления Богородицы подвигли ярославских воевод построить специальный храм для иконы, чтобы она была для города «твердыня и стена, паче всякия ограды». Войску Сапеги не удалось взять город, и в 1610 г. был поставлен деревянный храм в честь иконы. При храме учредили женский монастырь, куда перешли 72 сестры из разорённой Рождественской обители. Празднование иконы – 8 (21) июля.
Первый каменный храм Казанской иконы Божией Матери был поставлен в 1649 г. В 1835-1845 гг. его заменили современным.
Перед революцией в обители трудилось около 400 сестёр. В 1918 г. монастырь упразднили, монахинь отправили в Толгский. В Казанском соборе с 1928 г. располагался архив.
Современное состояние
Монастырь расположен почти в центре современного Ярославля, на одной из главных улиц. Церкви он возвращён в 1999 г. Сестёр около 20. Видна их напряжённая трудовая и духовная жизнь. Уже действуют Сретенская церковь в игуменском корпусе (1881) и Казанский собор.
Святынями монастыря являются Казанская икона Божией Матери (список, сделанный сёстрами в 1918 г., перед самым закрытием обители) и мощи священноисповедника Агафангела.
Богослужения: утреннее – в 8.00, вечернее – в 16.00
Адрес: Ярославль, ул. Первомайская, 19а. Тел.: (0852) 72-77-51
Толгский Свято-Введенский женский монастырь[править | править код]
Ростовский епископ Прохор (бывший архимандрит Спасо-Преображенского монастыря, в схиме Трифон) в 1314 г. направлялся из Белозерска в Ростов и заночевал на правом берегу Волги в месте впадения в неё р. Толги. Тогда здесь был дремучий лес. Проснувшись ночью, епископ увидел мост, ведущий к столбу света. Помолившись, перешёл по мосту через реку. На воздухе, на недостижимой высоте стоял образ Божией Матери с Сыном. Утром моста не оказалось, а икона обнаружилась на земле.
Основанный вскоре монастырь прославился бесчисленными чудесами от иконы, которую назвали Толгской. Среди чудес были исцеления, избавления от эпидемий, засух и воскрешение 4-летнего боярского сына, которого привезли в монастырь хоронить. Икона исцелила от болезни ног Иоанна Грозного, посетившего монастырь в 1553 г., уцелела во время пожара, опустошившего обитель, и разграбления 1609 г. Празднование Толгской иконы Божией Матери установили в день обретения – 8 (21) августа.
Иоанн IV и многие другие цари, князья и купцы щедро жертвовали на монастырь. Даже разорение 1609 г., когда было убито 64 брата, не погубило обитель.
После Смутного времени обитель начала отстраиваться в камне. В 1635 г. построили Крестовоздвиженскую церковь с трапезной палатой (перестраивалась до XIX в.). В 1672 г. на средства ярославских купцов Сверчковых были построены Святые ворота с надвратной Никольской церковью. Величественный собор Введения во храм Пресвятой Богородицы возвели в 1683 г. В 1683-1685 гг. на пожертвования князя Никиты Львова построили звонницу. Изящная Спасская церковь была построена в начале XVIII в. В ней был похоронен герой войны 1812 г. генерал-лейтенант Н. А. Тучков, ставший прототипом Андрея Болконского в романе Толстого «Война и мир». В конце XVIII в. монастырь обнесли каменной стеной с башнями.
Иеромонах Иосиф до поступления в Толгский монастырь служил полковым священником, много дней провёл на передовых линиях фронтов Первой мировой войны. Был награждён боевыми орденами св. Анны 3-й и 2-й степени. В 1915 г. отец Иосиф поступил в Толгский монастырь. В 1918 г. на подворье монастыря в Рыбинске его убили при неизвестных обстоятельствах. В 2001 г. в числе многих мучеников Ярославской земли иеромонах Иосиф был причислен к лику святых.
Обитель упразднили в 1928 г. В 1950-х гг. в ней разместили колонию для несовершеннолетних. Часть надгробий монастырского кладбища была использована в фундаментах новых построек, в часовне и алтаре Спасского храма были устроены отхожие места. От колонии остались стены мертвенного цвета, холодный карцер, в котором на день поднимался стул, чтобы заключённый не мог сидеть.
Современное состояние
Монастырь возвратили Церкви в 1987 г. в полуразрушенном состоянии. Сейчас он полностью восстановлен и снова является одним из самых славных и процветающих. В монастыре более ста сестёр, которые трудятся на обширных земельных угодьях, арендуемых у государства, в подсобном хозяйстве, а также занимаются различными традиционными рукоделиями. Зеленеет кедровая роща, в которой сохранились 400-летние великаны.
Толгская икона Божией Матери, хранившаяся в монастыре шесть веков, сейчас находится в музее «Митрополичьи палаты», откуда приносится в обитель лишь на большие праздники. Но в обители имеются старинные списки Толгской иконы.
Другой почитаемой святыней, которая находится в Введенском соборе, являются мощи святителя Игнатия Брянчанинова, который не только прославился святостью жизни, но и стал духовным наставником многих тысяч православных через свои книги. Память святого празднуется 30 апреля (13 мая).
Паломников и трудников принимают.
Богослужения. Утреннее богослужение начинается в 6.00 (в праздники и воскресные дни – в 7.00) полунощницей, за которой следуют акафист, часы и литургия. Вечернее богослужение – в 17.00. Молебен у мощей святителя Игнатия ежедневно в 5.30.
Тел.: (0852) 55-24-08.
Адрес: Проезд. От Красной пл. Ярославля на автобусе №21 до ост. «Песочное». По мосту через Волгу выехать на М8, примерно через 10 км повернуть налево по указателю.
Храмы[править | править код]
В XVII в. богатые купцы прославили себя на века, построив на свои деньги много храмов. Богатством украшений ярославские храмы славились на всю Россию. В Знаменской церкви иконостас был из серебра, а в Рождественском соборе пол был из яшмы. Самые красивые из сохранившихся храмов – церковь Иоанна Предтечи, деньги на которую дали владельцы кожевенных заводов Родион и Лаврентий Еремины, и церковь Иоанна Златоуста в Коровниках, возведению которой помогли Иван и Феодор Неждановские. В конце XVII в. в городе было уже около 50 каменных храмов, а перед революцией – около 80. Коммунистами разрушена приблизительно половина.
Храм Михаила Архангела[править | править код]
Построен на месте, где первую церковь ещё в 1216 г. поставил князь Ростовский Константин Всеволодович. Возобновила храм жена князя Феодора Анна, ордынская царевна. Современный облик был сформирован в XVII в. Адрес: Которосльная наб., 14.
Церковь Иоанна Предтечи «в Толчкове»[править | править код]
Построена в ремесленной слободе Толчково в 1687 г. на средства владельцев кожевенных заводов Ереминых. Украшена изразцами, красивый резной иконостас. Храм изображён на современных 1000-рублёвых купюрах.
Адрес: Закоторосльная наб., 69.
Церковь Феодоровской иконы Божией Матери[править | править код]
Освящена около 1687 г. Кафедральный собор. В нём покоятся мощи благоверных князей Феодора Чёрного и его сыновей Давида и Константина.
Адрес: ул. Б. Фёдоровская, 74.
Церковь Николы Надеина[править | править код]
Построена на деньги купца Светешникова и освящена около 1622 г. Сохранились росписи на стенах, иконостас 1751 г. в стиле барокко. Утверждают, что иконостас выполнен по эскизам Ф. Г. Волкова, прихожанина этого храма и основателя русского национального театра.
Адрес: Народный пер., д. 4 (во дворе).
Церкви Иоанна Златоуста и Владимирская «в Коровниках»[править | править код]
Церковь Иоанна Златоуста освящена около 1654 г., а церковь Владимирской иконы Божией Матери – около 1669 г. Два храма и колокольня на берегу Которосли образуют единый ансамбль, который сейчас передан старообрядцам. Храм Иоанна Златоуста украшен изразцами. Бывшая слобода Коровники знаменита также своей тюрьмой.
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери[править | править код]
Освящена около 1686 г. Украшена изразцами.
Адрес: ул. Чайковского, 1.
Церковь Спаса «на Городу»[править | править код]
Освящена около 1672 г.
Адрес: Которосльная наб., 10.
Церковь Николы «Мокрого»[править | править код]
Освящена около 1672 г. Говорят, что в храме сохранились резные «стулья» царя Алексея Михайловича и патриарха Никона.
Адрес: ул. Чайковского, 1.
Церковь Илии Пророка[править | править код]
Храм освящён около 1685 г. Внешне храм не выделяется на фоне других церквей Ярославля, но внутри впечатляют старинные росписи и пышный резной иконостас начала XVIII в. Храм не действует, в нём музей.
Недалеко от Советской площади располагаются гостиницы Ярославля , от которых примерно 15-20 минут ходьбы до храма Ильи пророка и до главных достопримечательностей города.
Адрес: Ильинская пл., ныне Советская пл., д. 7
Церковь Богоявления[править | править код]
Освящена около 1693 г. Деньги на строительство дал купец Зубчанинов.
Адрес: Богоявленская пл.
Церковь Рождества Христова[править | править код]
Построена на деньги купцов Назарьевых и Гурьевых и освящена около 1647 г. Купцы запечатлели свои имена в изразцовой надписи на стене храма. Уникальна надвратная колокольня.
Адрес: ул. Кедрова, 1.
Музеи[править | править код]
Историко-архитектурный музей-заповедник[править | править код]
То, что в просторечии называют кремлём, а официально – Историко-архитектурным музеем-заповедником, на самом деле – Спасо-Преображенский мужской монастырь.
Монастырь был поставлен на Которосли, близ её впадения в Волгу. Первую каменную церковь Преображения Господня начали строить ещё в 1216 г.; монастырь тогда стал княжеским. Князь Константин Всеволодович собрал здесь богатую библиотеку русских и греческих рукописей, создал первое на северо-востоке Руси духовное училище. Сохранились свидетельства, что и князь Феодор Чёрный часто посещал монастырь и благотворил ему. Внук Феодора Василий Давидович определил, согласно с волею своего деда, жалованье каждому иноку в 2 рубля. Иоанн Грозный даровал освобождение от части податей и судебный иммунитет.
Не удивительно, что монастырь широко отстраивался в камне. В 1506-1516 гг. возвели заново рухнувший во время пожара собор Спаса Преображения с библиотекой в приделе. Тогда же построили Святые ворота (перестроены в 1620-х гг.). После пожара 1536 г., когда Ярославль выгорел полностью, монастырь обнесли каменными стенами.
В XVI-XVIII вв. обитель была не только духовным центром Ярославля, но и одной из мощнейших крепостей Поволжья. Сторонники второго Лжедимитрия взять его не смогли. Ополчение Минина и Пожарского, которое выгнало их из Москвы в 1612 г., собиралось с силами в Ярославле. В 1613 г. в Спасском монастыре жил только что избранный царь Михаил Романов. В конце XVIII в. в обители была обнаружена рукопись «Слова о полку Игореве».
Сегодня бывший монастырь – главная достопримечательность Ярославля. Гость может осмотреть с высокой колокольни весь центр Ярославля, а также посетить выставку церковной утвари и экспозицию «Слово о полку Игореве».
Адрес: пл. Богоявления, 25. Тел.: (4852) 30-38-69
Время работы: Открыт с 10.00 до 17.30, кроме Пн. и первой Ср. чётного месяца
Музей «Митрополичьи палаты»[править | править код]
Филиал художественного музея расположен в Митрополичьих палатах, построенных в 1680 г. в качестве своей резиденции ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем. С этого места начинал расти древний Ярославль.
В музее – богатая коллекция икон из ярославских храмов и монастырей.
Адрес: Волжская наб., 1. Тел.: (4852) 72-92-87.
Время работы: Открыт с 10 до 17 ч, кроме Пт.
Проезд из Москвы / Санкт-Петербурга[править | править код]
Проезд из Москвы
С Ярославского вокзала по маршруту Москва Ярославль идут – 27 поездов, в том числе утренний электропоезд-экспресс. Время в пути – 3-4 ч.
С Центрального автовокзала 7 рейсов в день, время в пути – 6 ч.
На машине по М8 270 км, 3 ч 40 мин пути.
Проезд из Санкт-Петербурга
Из Санкт-Петербурга до Ярославля идет около 5 поездов в день. В пути 12-14 ч.
Прочая информация[править | править код]
Куда дальше из Ярославля[править | править код]
Вокзалы Ярославля
Ж/д вокзал. Адрес: ул. Вокзальная, 20. (Сообщение с Москвой – с Ярославля-Главного. Есть также станции Ярославль-Депо и Ярославль Московский, но здесь все расписания приводятся по Ярославлю-Главному.)
Телефонная справочная – единая для всех ж/д вокзалов: (4852) 79-21-11.
Московский автовокзал. Адрес: Московский пр-т, 20. Тел.: (4852) 44-18-37.
Речной вокзал. Адрес: Волжская наб., 2а. Тел.: (4852) 25-43-25.
Кроме поездов, следующих из Москвы через Ярославль, есть 2 поезда Ярославль-Кострома (в пути – 2 ч 40 мин), а также 3 электропоезда.
На машине по А113 76 км, 1 ч пути.
Автобус до Костромы с Московского автовокзала идёт 2 ч, более 10 рейсов в день.
По воде. «Метеор» от речного вокзала идёт 1,5 ч, 2 рейса в день.
Автобусом до Ростова 8 прямых рейсов в день с Московского автовокзала, 1 ч 40 мин в пути. На Борисоглеб – 8 рейсов, в пути 2 ч.
На машине по М8 57 км, 40 мин пути.
3 электропоезда в день.
Тутаев
С Московского автовокзала 13 рейсов (на Иваново), в пути около 1 ч.
На машине 40 км, 35 мин пути.
Автобусом, кроме 1 рейса через Ростов (4,5 ч в пути), есть 4 рейса через Большое Село (3 ч в пути).
На машине, через Большое Село и Новое. 109 км, 2 ч пути.
Карта Ярославля[править | править код]
{{#yandexmap:Ярославль|400|300|cdzMP}}