Церковь Богоявления Господня на Гутуевском острове (Санкт-Петербург)
Церковь Богоявления Господня на Гутуевском острове построена в память чудесного спасения Николая II]. Годы строительства — 1889-1999.
История[править | править код]
Чудесное спасение Императора Александра III с семьей 17 октября 1888 года при крушении поезда в Борках под Харьковом вызвало в стране строительство множества храмов, посвященных этому событию. Решили отметить это чудо и таможенники, биржевые артельщики и портовые чиновники, населявшие Гутуевский остров и устье Невы, куда после открытия Морского канала перенесли торговый порт.
Мысль о сооружении святого храма на этом острове зародилась не сразу. Первоначально было задумано выстроить на собранные пожертвования каменную часовню. Возвести на острове не часовню, а храм предложил впервые в 1891г. настоятель расположенной неподалёку Александро-Невской церкви Петербургского Морского госпиталя отец Василий Евдокимович Альбицкий. Целесообразнее показалось выстроить большой деревянный храм, поскольку приходская церковь стояла далеко. Гражданский инженер С. И. Андреев уже составил его проект, когда владелец бумагопрядильных и ситценабивных фабрик Иван Агапович Воронин, известный своей благотворительностью, пожертвовал крупную сумму на каменную постройку, оговорив размещение в ней семейной усыпальницы. Значительными суммами строительство нового храма поддержало также министерство Финансов.
Необходимая для постройки церкви земля с местом для сада вокруг неё, была безвозмездно уступлена городом в количестве 1000 квадратных саженей на углу Динабургской (ныне Двинской) улицы и набережной реки Екатерингофки, у Гутуевского моста. Благодаря удачно выбранному месту на наиболее высокой части острова храм был виден и со стороны Финского залива, и с Васильевского острова, и с Обводного канала от Московского проспекта. Почти круговой обзор церкви на большом расстоянии сократился уже в наши дни с появлением многочисленной высотной застройки.
Новый проект храма на 1400 человек с большим куполом создали гражданский инженер (впоследствии директор института гражданских инженеров) Василий Антонович Косяков и инженер Б. К. Правдзик, которые приняли за образец церковь, возводившуюся в Борках. Однако в это время, 29 апреля 1891, Цесаревич Николай Александрович (будущий святой страстотерпец Император Николай II) счастливо спасся при покушении на него японца-фанатика в городе Отсу, и храм посему был заложен в первую годовщину памяти об этом событии.
Закладка храма состоялась по благословению митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Исидора (Никольского). Перед началом чина закладки управляющий министерством Финансов — оно принимало живейшее и активное участие в финансировании и строительстве церкви Богоявления — Ф.Г.Тернер огласил телеграмму, присланную наследником цесаревичем: «С глубоким благоговением к милосердному Промыслу Божию, радуюсь, что в годовщину избавления моего, благостию Господнею, от опасности, совершается закладка храма во имя Богоявления Господня. Сердечно благодарю жертвователя на сооружение храма и всех содействующих исполнению этого дела. Николай».
Постройка (подрядчик Р.С. Грабов) была вчерне закончена к весне 1893г. Но окончательное строительство храма затянулось, все работы обошлись в 300 тысяч рублей. И только через семь лет, 31 января 1899г., В.А.Косяков устроил осмотр готового храма для членов строительной комиссии, инженеров и студентов.
29 апреля (12 мая н. с.) 1899 года митрополит Антоний (Вадковский) освятил главный придел во имя Богоявления. К началу освящения в церкви собрались: настоятель Кронштадтского Андреевского собора протоиерей Иоанн Сергиев (св. прав. Иоанн Кронштадтский), благочинный протоиерей Казанского собора Николай Головин, архимандриты Владимир, Гедеон и Феогност, настоятель Гутуевской церкви о.Евтихий Баланович и второй священник храма о.Павел Лебединский, а также два хора певчих: Александро-Невской Лавры под управлением И.Я. Тернова и хор диаконов Исаакиевского собора во главе с придворным протодиаконом Громовым.
По прибытии в храм митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского), духовенство совершило сооружение престола, после чего он был обмыт и помазан на четырёх углах миром. По облачении престола, миром были помазаны все четыре стены храма, и под колокольный благовест вокруг него совершён крестный ход, в котором митрополит Антоний нёс на своей главе частицу мощей. По возвращении в храм владыка митрополит в сослужении духовенства совершил первую Божественную Литургию. Два хора певчих дивно пропели молитву Честному кресту «Да воскреснет Бог», после Литургии было совершено благодарственное молебствие с возглашением многолетия государю императору и всему Царствующему дому.
Праздник закончился трапезой, за которой был произнесён тост за драгоценное здоровье государя императора, покрытый восторженным «Ура!» От имени собравшихся государю была отправлена телеграмма, извещавшая его об освящении церкви Богоявления и выражавшая их верноподданнические чувства. Император Николай откликнулся на неё словами: «С удовольствием узнал о состоявшемся освящении нового храма на Гутуевском острове, искренне благодарю вас и всех присутствующих за выражение чувства. Николай».
Вскоре в мае 1899г. был освящён северный придел храма во имя святителя Николая Чудотворца (9/22 мая и 6/19 декабря), а в 18 июля последовало освящение южного придела в честь преподобного Иоанна Спостника (память совершается 21 июля/3 августа). Событие нашло отражение во многих столичных газетах.
Величественный, высотою около 48 метров, высоко возвышающийся над островом и окружающей местностью, храм Богоявления был выстроен так, чтобы ещё издали быть видным вступающим в петербургский порт со стороны Финского залива иностранным судам (это было одно из условий, поставленных перед архитектором В.А. Косяковым). Громадный купол, имевший рельефный золочёный пояс по цинковой кровле (новинка того времени) и увенчанный большим крестом, красиво высился среди молодой зелени окружающего сада. Цинковые купола и шатры добротно сработал мастер Г.Н. Миттенбергер.
Здание храма, как тогда писали, было построено в «русском стиле», точнее сказать, его кирпичной разновидности. Облицованный красным лекальным кирпичом, с кованными железными решётками на окнах, храм сразу же обращал на себя внимание изяществом отделки и обилием наружных украшений. Фасады церкви не отштукатурены и, таким образом, красный кирпич определял бесконечное разнообразие «узорочья», достигаемое как приданием разной формы кирпичу путём тески, так и использованием лекального кирпича. Кроме того, разнообразные приёмы кладки, углубления и выдвижения кирпича на стенах позволяли выполнять ширинки, бегунки, поребрики в самых многочисленных вариациях чередованиях. Большое оживление в фасады вносили богатые майоликовые изразцовые вставки с полихромными рисунками, вставленные в кокошники в оконных наличниках, в ширинках горизонтальных поясков храма. Всё это было выполнено на заводах Кузнецова.
Великолепие фасадов дополнялось мозаичными иконами, выполненными в мастерской В.А.Фролова. На западном фасаде храма располагались иконы спаса Нерукотворного, Божией Матери и св. Иоанна Крестителя; в углах основания барабана купола — иконы свт. Николая чудотворца, пр.Сергия Радонежского, пр.Иоанна Спостника и св. Анны пророчицы. Последние две иконы были уничтожены, но их возможно определить по сохранившимся фотографиям.
Построена церковь по одной из традиционных для православия плана типа «крест». Это обусловило и построение масс, растущих в высоту к центру. Здание, вытянутое по линии запад-восток, имело высокую паперть с гранитной лестницей во всю ширину, ограниченную гранитными же рундуками. Затем идут притвор с колокольней над ним, ядро храма, боковые приделы и алтарь. За алтарём имеется часовня с входом с востока и из алтаря, с лестницей в юго-восточной части здания, ведущей в усыпальницу.
Согласно условию главного жертвователя И.А.Воронина, под алтарём была сделана усыпальница, в которой были погребены его создатели и благотворители: прот.Василий Альбицкий и Николай Павлович Загубин. По некоторым данным здесь нашёл последнее пристанище и И.А. Воронин. (Захоронения были уничтожены в советское время).
С западного фасада, над главным входом в храм, находилась невысокая шатровая колокольня с 10 колоколами общим весом в 755 пудов, главный колокол весил 525 пудов 31 фунт (немногим более 8,4 т). Колокола, отлитые в Москве на заводе Самгина, побывали на всемирной выставке в Чикаго, где их «малиновый» звон был по достоинству оценен посетителями выставки.
В западной части церкви устроены двухъярусные хоры, верхний ярус был предназначен для певчих. Интересно и разнообразно был украшен интерьер храма. Из полусумрачного притвора, освящённого только через застеклённые боковые двери основного объёма храма, прихожане попадали в залитое светом помещение. Алтарная часть отделялась одноярусным иконостасом, выполненным из фаянса в византийском стиле. Он был сделан на знаменитой фарфоровой фабрике М.С.Кузнецова в новгородской губернии, и отмечен наградой на Всемирной выставке в Париже в 1900г. Невысокий иконостас (3,5м), набранный из отдельных киотов, между которыми помещались кованные Царские врата, северные и южные диаконские двери, позволял с любого места в храме видеть запрестольный образ Тайной Вечери, написанный во всю алтарную стену. Выше, над Тайной Вечерей, помещался образ Крещения Господня. Изображённые на нём берега Иордана и окружающий пейзаж были выполнены художником А.С. Славцевым с натуры, для чего он специально ездил в Палестину.
Стены и своды церкви сплошным ковром покрывала живопись, написанная «альфреско». Сюжетная живопись стен храма была исполнена академиком А.С. Славцевым, орнаментальная роспись — художником К.Н. Бутаковым, иконы в киотах и барабане написаны художником А.М.Поcтниковым. Нижний ярус сплошь состоял из картин на евангельские сюжеты, начиная с Рождества Христова. Эта живопись как бы заменила праздничный чин иконостаса, который имел всего один ряд. Выше, в парусах, помещались изображения евангелистов: Матфея, Марка, Луки, Иоанна, а над ними — картины на евангельские сюжеты. Далее, в нижней части барабана, помещался аркатурно-колончатый пояс, интерколюмнии которого были заполнены иконами, выполненными маслом на холстах, наклеенных на щиты. На иконах были изображены праотцы, пророки и апостолы.
Над этим поясом, под окнами, находился балкон, опоясывающий барабан и украшенный ажурной кованой решёткой. В главном куполе барабана на высоте 30м помещался образ благословляющего Спасителя. Всего священных изображений в храме было около двухсот. Особо удачными были картины «Христос на Геннисаретском озере» и «Беседа Христа во храме» соответственно на северной и южной стенах боковых приделов, а также отдельные изображения святителей на Восточной стене хоров и картины в крестовом своде над хорами.
Для освящения здания была разработана уникальная система электрического оборудования на 450 лампочек, скрытых от прихожан за притолоками алтарной арки. Днём храм поражал массой света, который лился из огромных окон. Но особенно эффектно алтарные и подкупольные изображения смотрелись за вечерним богослужением, подсвеченные мягким светом редкого тогда электрического освящения. Интерьер храма освящали также три бронзовых паникадила высокохудожественной работы, а на первом этаже и хорах помещались дополнительные бра.
Здание имело калориферное и пароводяное центральное отопление. Это было чудо тогдашней техники, спроектированное гражданским инженером Б.К.Правдзиком и смонтированное К.Б.Зигелем. Котельная располагалась в устроенном рядом с храмом особом здании, сохранившемся до наших дней, а калориферные камеры – в подвалах церкви.
В работе по постройке и благоустройству храма принимали участие многие видные мастера. Цинковые купола и шатры храма, а также кровельные работы были выполнены Г.И.Миттенбергером, художественно слесарные — З.А.Гераном, резные и позолотные – П.С.Абросимовым. Резьба по мрамору – скульптура Г.О.Ботто. все инженерные сети были разработаны Б.К.Правздиком.
Уже значительно позже в 1923-1932 годах, по тем же чертежам В. А. Косякова, в Китайском городе Харбине был построен Софийский собор — абсолютная копия храма Богоявления. В настоящее время храм в Харбине закрыт, но полностью отреставрирован и является одной из главных достопримечательностей города.
Храм Богоявления был закрыт 5 мая 1935 постановлением ВЦИК и отдан под склад. Какое-то время храм ещё продолжал действовать, но в подвалы храма уже завозили гниющий картофель. Запах был соответствующий. На следующий же день после окончательного закрытия храма большевики варварски уничтожили уникальный фаянсовый иконостас и надругались над иконами и другими святынями храма (12 небольших фрагментов иконостаса были обнаружены в подвале отдельно стоящего здания только в 1997 г.). Не сохранились и колокола. Северный и южный приделы, завершающиеся барабанами с шатрами, луковичными главками и коваными крестами, а также шатёр колокольни были разорены.
Ещё до закрытия Богоявленской церкви 14/27 апреля 1931 года по обвинению в контрреволюционном заговоре был расстрелян настоятель храма протоиерей Василий Медведский. Арестованный в Рождественский сочельник, отец Василий на единственном допросе отверг обвинения в свой адрес, отказался давать необходимые чекистам показания. Он претерпел мученическую кончину на Антипасху, в понедельник Фоминой недели.
Во время блокады города, когда храм использовали как морг, в его здание попал немецкий снаряд, который пробил крышу, от возникшего пожара, церковь сильно пострадала.
После войны храм долго пустовал. Уничтожение церковь продолжили, устроив в ней мыловаренный завод. Принесло ли мыло кому-нибудь телесную чистоту? Но потемневшие стены храма до сих пор свидетельствуют о том, как легко люди забывают о чистоте своего сердца.
Впоследствии храм был переоборудован под склад Фрунзенского универмага. Приспосабливая храм для этого, строители сделали три дополнительных перекрытия, пристроили к стенам котельную, по всем получившимся 4-м этажам провели водяное отопление, пожарный водопровод, канализацию. При этих работах были уничтожены кованые решётки балкона барабана, балкона хоров, лепные карнизы, живопись. Часть металлических рам была выломана для устройства запасного выхода на крышу котельной. Оконные металлические рамы, доведённые до аварийного состояния, стояли без стёкол, а проёмы были закрыты фанерными щитами. От складских балок и перекрытий, а также от лифта для перевозки товаров универмага окончательно удалось освободиться только в 2003 году, когда прихожане смогли снова, спустя много лет, увидеть роспись центрального купола — Спаса Вседержителя.
Центральная мощная шлемовидная глава храма была полностью уничтожена в 50-х годах. Когда здание было передано под склад Фрунзенского универмага, глава была сделана заново, но другой формы. Конструкция была деревянной, выполненной наспех с многочисленными конструктивными нарушениями. В подвале много лет стояла вода, так как была нарушена дренажная система и, кроме того, туда постоянно попадали отходы от канализации.
Когда были осушены и очищены подвалы, то от каменного пола были обнаружены всего несколько плит. В таком ужасном состоянии храм находился до 1991 года, когда 4 января была зарегистрирована община церкви Богоявления. 19 апреля 1991 г. церковь была взята под охрану государством как памятник истории и культуры распоряжением мэра Санкт-Петербурга и передавалась епархиальному управлению «для молитвенных целей».
12 ноября 1991 года храм Богоявления был возвращён верующим в аварийном состоянии. Но в Престольный Праздник следующего года уже состоялось первое богослужение — Великое освящение воды.
Современное состояние[править | править код]
Первым настоятелем возвращённого храма стал прот. Александр Захаров. Были возобновлены богослужения, на обновлённый золотом главный купол воздвигнут крест, начались реставрационные работы. В конце 1999 года настоятелем храма назначен прот. Павел Феер.
Практически полностью воссоздан внешний облик храма: возведены главки, воздвигнуты кресты, восстановлены изразцы и большинство мозаичных икон, воссозданы металлические оконные переплеты всего здания, часть кованых решеток окон первого этажа; расчищен подвал здания и восстановлена его гидроизоляция. Очищены от копоти наружные стены церкви. Отлиты и подняты на колокольню десять колоколов (самый большой весит 1840 кг). В 2008г. в Рождественский сочельник состоялось их освящение. Постепенно восстанавливается иконостас и настенная живопись.
Ведётся просветительская работа: проводятся катехизаторские беседы для желающих принять крещение, были организованы молодёжная община «Агапа» и Воскресная школа для детей. Для прихожан проводятся лекции, организуются паломнические поездки.
Святые[править | править код]
- прав. Иоанн Кронштадтский
Святыни[править | править код]
- обновленная икона Рождества Христова
- частица мощей вмч. Пантелеимона
- частица мощей прп. Онуфрия Великого
- частица мощей прп. Никандра Городноезерского
- частица мощей сщисп. Виктора (Островидова), епископа Глазовского
Видео[править | править код]
Как добраться[править | править код]
Проезд: От станции метро "Балтийская" - автобусом 67, 67В с Невского просп. - автобусом 22 от Балтийского вокзала автобусом 67, к-67 из центра автобусом 49
Адрес: 198035, Санкт-Петербург, ул. Двинская, д. 2
Тел.: +7 (812) 251-70-27
Расписание богослужений[править | править код]
Богослужения совершаются ежедневно: в 9:00 — Литургия; в 18:00 — всенощное бдение.
В четверг, субботу и воскресенье начало всенощного бдения в 17:00.
В воскресенье Литургия начинается в 10:00.
В среду вечером совершается водосвятный молебен с чтением акафиста перед иконой Божией Матери именуемой «Неупиваемая Чаша».
В четверг вечером — вечерня и чтение акафиста святителю Николаю Чудотворцу.
В воскресенье вечером — вечерня с чтением акафиста великомученику Пантелеимону или перед иконой Божией Матери именуемой «Всецарица» (попеременно).
Расписание богослужений регулярно обновляется на сайте храма.
Ссылки[править | править код]
- Церковь Богоявления Господня на Гутуевском острове. Фотографии
- Храм Богоявления на Гутуевском острове. Группа ВКонтакте
- Церковь Богоявления Господня на Гутуевском острове. Справочная информация
- Петербург. Церковь Богоявления Господня на Гутуевском острове. 1892-1899
- Церковь Богоявления Господня на Гутуевском острове. Санкт-Петербург. Фотоотчет