Церковь прав. Иова Многострадального на Волковском кладбище (Санкт-Петербург)
Церковь Иова Многострадального — один из немногих петербургских храмов, не закрывавшихся в советское время, даже в дни блокады. Памятник истории и архитектуры федерального значения, охраняется государством.
История[править | править код]
Эта церковь — одна из самых известных святынь Петербурга, единственный действующий храм одного из крупнейших некрополей северной столицы, Волковского православного кладбища.
Задолго до основания города, в окладной книге Водской пятины 1499-1500 гг., упоминается речка Сетуй, которую во времена шведского владычества в XVII в. называли Сютола (Сутилла), то есть Волковка. Деревня с таким же названием, согласно писцовым книгам 1640 г., относилась к Спасскому погосту.
В 1710 г., с учреждением Александро-Невского монастыря, окружающие земля, в том числе и деревню Волково, Петр I передал во владение обители. В 1714 г. вдоль Большой Московской дороги, проходившей по трассе нынешнего Лиговского проспекта, стали селить крестьян разных губерний для отправления почтовой гоньбы. Они образовали Московскую ямскую слободу, к которой б декабря 1723 г. было приписано Волково поле — кочковатая, поросшая кустарником и покрытая болотом поляна.
В царствование Елизаветы Петровны, 11 мая 1756 г., по указу Сената было устроено кладбище Адмиралтейской стороны взамен кладбища при церкви св. Иоанна Предтечи. Последнее было расположено слишком близко к городу и мешало прогулкам императрицы по Ямской слободе в Семик и Прощеное воскресение.
3 декабря 1759 г. была освящена во имя Спаса Нерукотворного первая церковь, построенная от губернской канцелярии. Небольшая однопрестольная церковь, тесная и холодная, не отвечала нуждам прихожан, и в 1776-1777 гг. усердием купца Никифора Швецова (Шевцова) возвели теплый деревянный храм, освященный в октябре 1777 г. в честь Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресения Словущего). В следующем 1782 г., она сгорела дотла, и в том же году причт активно взялся за постройку каменного храма в честь того же праздника. 13 сентября 1785 г. его освятил один из выдающихся российских иерархов — митрополит Гавриил (Петров). Во имя его небесного покровителя св. Архангела Гавриила в марте 1793 г. освятили придел на хорах над папертью Воскресенской церкви. Предполагается, что проект мог составить знаменитый русский зодчий, строитель Свято—Троицкого собора в лавре, И.Г Старов. В 1831-1834 гг. архитектор А.Ф. Воцкой надстроил колокольню и возвел ограду с воротами.
Со временем Спасская Церковь обветшала. В 1809 г. приняли решение о постройке нового храма, проект которого составил В.И. Беретти. Однако заложена была церковь только в 1837 г. при митрополите Серафиме по упрощенному и значительно удешевленному проекту Ф.И. Руско. Величавый трехпрестольный храм освятил 15 ноября 1842 г. экзарх Грузии митрополит Иона. По его образцу на средства старосты единого прихода П.И. Пономарева в 1850-1852 гг. возвели еще одну, Всесвятскую церковь.
Единственная ныне сохранившаяся полностью церковь св. Иова, таким образом, является предпоследней по времени постройки из пяти храмов Волкова кладбища.
В начале XX в. церковь св. Иова часто называли «Крюковской». В народном наименовании отразилась благодарность к «создателям и благотворителям святаго храма сего» — петербургскому роду Крюковых. Инициатива возведения храма принадлежала Параскеве Крюковой — вдове потомственного Почетного гражданина, купца 1-й гильдии Иова Михайловича Крюкова (1816-1884), проживавшего в собственном доме на Кадетской линии Васильевского острова № 31. И.М. Крюков получил домашнее образование, состоял в купеческом сословии, с 1859 г. являлся членом Коммерческого суда, выборным от купечества. Он имел трех сыновей — Гавриила, Михаила и Николая и двух дочерей: Евдокию и Ольгу. Две дочери, Параскева и Вера, умерли во младенчестве. Крюковы, известные своей благотворительной деятельностью, являлись прихожанами церкви св. Екатерины на Кадетской линии. Крюков умер 19 мая 1884 г. и был похоронен на Волковом кладбище. Его вдова и сын обратились к митрополиту Исидору (Никольскому) с ходатайством о разрешении строительства каменного храма над его могилой, ассигнуя для этого 75000 рублей и обязуясь пожертвовать в кладбищенскую церковь на будущее содержание 12500 рублей доходными билетами Государственного банка и такую же сумму — причту за совершение литургий по понедельникам, средам и субботам. Духовная Консистория, Св. Синод (28 августа 1885 г.) и император (7 ноября) одобрили проект храма на купленных Крюковыми могильных местах. 19 мая 1885 г., в очередную годовщину смерти Крюкова, был заложен храм во имя небесного покровителя покойного. Таким образом, церковь являет собой тип ктиторского храма-усыпальницы, что подчеркнуто ее редким посвящением. В современных границах Санкт-Петербургской епархии и на всем северо—западе России находится только одна церковь во имя св. Иова — кладбищенская в г. Тихвине. Ктиторский характер храма, возможно, отразился размещением в иконостасе небесных покровителей членов семьи Крюковых, в частности, свв. Мучениц Параскевы и Евдокии, св. Ольги, возможно, свв. Архангелов Михаила и Гавриила и свт. Николая.
Строительство и отделка осуществлялись на средства семьи Крюковых. Храм был рассчитан на 180 человек, хоры на 40 человек. Росписи с позолотою исполнили И.Т. Трифонов, а также Бутков и Карузин. Помимо стенной живописи Трифонов выполнил местные иконы. Двухъярусный резной иконостас сделал мастер П.С. Абросимов. Освящение храма состоялось 29 октября 1887 г. Богослужение возглавляли митрополит Санкт—Петербургский и Новгородский Исидор (Никольский), епископ Ладожский Сергий и архимандрит Александро-Невской лавры Никон. Сохранилась памятная доска под престолом с текстом: «Сей престол утвержден на средства почетной гражданки Параскевы Михайловны Крюковой и освящен 28 октября 1887 г.».
П.М. Крюкова и члены ее семьи продолжали покровительствовать и своей приходской церкви св. Екатерины. После кончины И.М. Крюкова его торговое дело продолжил Г.И. Крюков, вступивший в 1885 г. в купеческое сословие и основавший фирму «И.М. Крюков и сыновья», купец 1—й гильдии, член С.-Петербургского коммерческого суда, некоторое время также владел трактиром по Б. Сампсониевскому, 70. В декабре 1895 г. он умер, вероятно, не оставив прямого потомства — две его дочери скончались во младенчестве. Братья Николай и Михаил разделили дело: Михаил поселился на Гагаринской, 12, где, получив еще в 1893 г. свидетельство 2-й гильдии, открыл торговлю на Пантелеимоновской, 16; Николай оставил за собой магазин в Гостином Дворе, но вскоре, вероятно, вышел из купеческого сословия.
Весь подвальный этаж церкви был занят семейной усыпальницей Крюковых. В ней находилось 9 захоронений; здесь же, в притворе, был погребен И.А. Аристархов. Ныне сохранились три плиты с надписями: 1) «Здесь погребено тело почетного потомственного гражданина С.-Петербургского 1-й гильдии купца Иова Михайловича Крюкова. Родился 29 апреля 1816 г. Скончался 19 мая 1884 г.»; 2) «Здесь покоятся дети потомственного почетного гражданина Иова Михайловича Крюкова: младенцы Параскева и Вера и дети Гавриила Иововича Крюкова: младенцы Петр и Александра»; 3) «Здесь погребено тело потомственного почетного гражданина Гавриила Иововича Крюкова. Скончался 3 декабря 1895 г.».
Совпадение дня празднования св. Иова с днем рождения последнего российского императора (6 мая по ст.ст.) послужило причиной предания о посещении церкви св. царем Николаем с Августейшей семьей. В предреволюционный период в церкви совершались нерегулярные, преимущественно заупокойные богослужения при существовании единого прихода постоянно служили лишь в Спасской и Воскресенской церквях. После революции договоры о передаче церкви верующим заключались в 1928, 1930, 1931 и 1932 гг. В 1932-1933 гг. была снята большая часть колоколов, а с июля 1933 запретили колокольный звон.
Власти неоднократно оказывали давление на приход. В частности, в 1931 г. предлагалось, чтобы Спасский и Крюковский приходы объединились с закрытием второго из-за «отсутствия необходимого числа членов в составе двадцатки». Но оба прихода тогда удалось сохранить. 9 февраля 1932 г. областная комиссия по вопросам культов предложила закрыть и снести церковь св. Иова. 21 февраля 1932 г. президиум Ленсовета постановил: «Учитывая требования трудящихся, выраженные в наказах XII созыву советов и принимая во внимание, что здание подвергается порче и что, как установлено наблюдениями, посещаемость церкви весьма незначительна, и так как здание, согласно заключениям технической комиссии, не может быть рационально использовано для культурных, хозяйственных и др. целей, церковь снести, материал использовать на нужды строительства».
Однако церковь так и не была закрыта и сохранила не только свое убранство, иконы, но также некоторые предметы утвари из других, закрытых к 1936 г. церквей Волковского кладбища (описи их не обнаружены). К середине 1930-х гг. храм св. Иова занимал особое положение среди церквей «тихоновской ориентации», приход которой сохранял верность каноническому церковному управлению. На 13 февраля 1935 г. на Волковском кладбище служили 9 штатных и приписных священника и 5 диаконов. Но в ходе массовых высылок и арестов в марте—апреле 1935 г., после убийства Кирова, почти половина священнослужителей подверглась репрессиям, и на Волковском кладбище оставалось лишь три штатных священника и один диакон. По состоянию на 4 сентября 1941 г. в храме состояли в штате два клирика — протоиерей Михаил Александрович Смирнов и протоиерей Евгений Александрович Флоровский. В июле 1941 — июне 1945 гг. причтом были сделаны взносы в Фонд обороны (655 тыс. руб.), в пользу Общества Красного Креста (146 тыс. руб.), на подарки бойцам (80 тыс. руб.) и в Фонд помощи семьям военнослужащих (150 тыс. руб.).
Утраты памятника многочисленны: ряд икон и церковная утварь, изъятые в 1920-х гг., а также потеря ряда захоронений в усыпальнице. До 1934 г. исчезла часть обрамления оконного проема в 1-м ярусе колокольни, ранее представлявшего собой килевидный кокошник.
13 августа 1976 г. освящен престол в честь Нерукотворного Образа Спасителя и в память о кладбищенском Спасском соборе, закрытом в 1936 г. Чин совершил викарий архиепископ Тихвинский Мелитон (Соловьев). В числе сослуживших был иеромонах Мефодий (Немцов), ныне митрополит Воронежский и Липецкий. Придел иногда неверно обозначается как Свято-Артемиевский, поскольку митрополит пожертвовал для него частицу мощей св. вмч. Артемия, вложенную в престол. Интересен антиминс храма с тетраграммой Имени Божия, освященный архиепископом Псковским и Нарвским Стефаном (Калиновским) 29 мая 1744 г. в придел св. Алексия человека Божия знаменитой по своей архитектуре псковской церкви свт. Василия «на горке». На нижнем поле — подпись «Смиренный Симон, епископ Псковский и Нарвский». Преосвященный Симон (Тодорский), законоучитель Петра III и Екатерины II, занял Псковскую кафедру в 1745 г. На внешней стороне этого же антиминса — надпись: «Сей святой антиминс передается для священнодействия в приделе кладбищенской церкви Волкова кладбища в честь Нерукотворного Образа Спасителя в городе Ленинграде. Божиею милостию смиренный Григорий, митрополит Ленинградский и Новгородский. 5 января 1950 г.». Вероятно, уже при Владыке Григории (Чукове) предполагалось устройство и освящение нижней церкви, но оно затянулось на 16 лет.
Антиминс на приставном престоле в главном алтаре имеет на нижней виньетке текст 1928 г.: «Священнодействован Преосвященным Леонидом, епископом Переяславским, викарием Владимирской епархии в лето от создания мира (7837) от Рождества же Христова 1928 месяца октобрия 28 день». Преосвященный Леонид (Антонищенко), устроитель подворья Пекинской духовной миссии в С.-Петербурге, скончался в ссылке в 1937 г. На наружной стороне — надпись: «Сей святой антиминс преподается для священнодействования на переносном престоле в храме св. прав. Иова на Волковом кладбище города Ленинграда. Божиею милостию смиренный Григорий, митрополит Ленинградский и Новгородский 1954 года апреля 16 дня». На приставном престоле обычно совершаются ранние литургии.
Ремонтно—реставрационные работы, проводившиеся в середине 1980-х гг., включали обновление стенной живописи и ремонт бывшей усыпальницы под верхним алтарем с устройством винтовой лестницы из ризницы. Здесь было устроено служебное помещение. В 1996 г. были отремонтированы фасады.
Современное состояние[править | править код]
Церковь св. Иова является частью исторически сложившегося ансамбля из пяти церквей Волкова кладбища (сохранилось три). Все они были построены в различных модификациях русского стиля (кроме Воскресенской). Церковь св. Иова расположена в отдалении от современного входа на музеефицированную часть кладбища «Литераторские мостки». К сожалению, прямой подход к церкви от Камчатской улицы ныне перекрыт.
Возле северо—западного угла находится часовня — усыпальница второй половины XIX — нач. XX в. с шатровым завершением, в ней ныне совершаются отпевания. По благословению митрополита Санкт—Петербургского и Ладожского Владимира и трудами настоятеля храма, благочинного Ямбургского округа протоиерея Леонида Степанова в 2001 г.осуществлены значительные ремонтно—реставрационные работы, включавшие восстановление нижнего храма.
Архитектура храма соответствует традиции русского стиля, распространившегося в церковном зодчестве империи с 1830-х гг. Мастера русского стиля стремились к возрождению национальной архитектурной традиции, в основном утраченной с эпохи петровских реформ, и ориентировались на памятники древнерусской архитектуры. В области архитектуры русский стиль зримо воплотил единство Православной Церкви, самодержавной власти и национального начала. Русский стиль был очень близко принят заказчиками, в первую очередь императором, и доминировал в православном церковном строительстве Российской империи с 1830—х гг. до прекращения храмостроительства после переворота 1917 г. (будь то строительство по «авторским» или типовым проектам), тем самым являясь одним из важнейших свидетельств о духовной жизни русского народа. Основоположником нового направления стал академик, профессор архитектуры К.А. Тон, по имени которого первый этап русского стиля часто называют «тоновским». Его прототипы — образцы раннемосковского зодчества (XV-XVI вв.). К. Тон возродил особое, как это было в средние века, значение храмового проектирования; а его значение в создании русского архитектурного языка современники сравнивали со значением Пушкина в русской словесности. Тоновские образцовые проекты, изданные в столице в 1838 и 1844 гг., официально рекомендовались для нового церковного строительства и широко использовались.
Композиция церкви св. Иова соответствует альбомам К.А.Тона и традиционной для русского зодчества трехчастной схеме: центральный четверик, завершенный пятиглавием, с примыкающей к нему алтарной частью, трапезная и шатровая колокольня над притвором. Декоративное убранство церкви ориентировано на традиции московского и ярославского зодчества и тяготеет к памятникам второго — «романовского» этапа развития русского стиля, достигшего расцвета в 1880-1890-е гг. — луковичное пятиглавие, кокошники, шатер, ширинки. «Московско-ярославский» или «романовский» стиль начал распространяться с 1870—х гг. и отличался особым вниманием к декору в духе XVII в. Более органичное воплощение он получил при строительстве небольших храмов, таких, как церковь св. Иова.
Основной четверик завершен пятью главами (центральная — световая) на постаменте. К прямоугольной алтарной апсиде примыкают низкие объемы ризницы (с юга) и тамбура с входом для церковнослужителей (с севера). В нижнем ярусе колокольни расположены лестницы на колокольню (с севера) и в нижний храм (с юга). Стены церкви отштукатурены и окрашены в желтый цвет, элементы архитектурного декора выбелены. Церковь имеет высокий цоколь, нижняя часть которого облицована путиловской плитой. Декоративную отделку четверика составляют лопатки, углы которых выделены колонками. В центре боковых фасадов — два узких, парных, арочных окна, обрамленные пилястрами и полуциркульными кокошниками. Арочные окна трапезной (по одному на боковых фасадах) обрамлены пилястрами, на которые опираются треугольные сандрики. Два центральных кокошника — трехчастные. Центральный барабан больше угловых, декорирован кокошниками и колончатым поясом, в котором прорезаны арочные окна. Луковичные главки окрашены в зеленый цвет, ажурные шестиконечные кресты вызолочены. Стены алтарной части также украшены пилястрами и кокошниками. В киоте — майоликовое изображение Богоматери с Богомладенцем работы 1994 г.
Западный фасад украшен колонками по углам и высоким треугольным фронтоном—щипцом над входным тамбуром. Боковые части притвора с 1994—1995 гг. украшены прямоугольными иконами, изображающими св. Иова со свитком, на котором слова: «Бог дал, Бог взял» (слева), и Спасителя (справа). Над кровлей притвора возвышается основание яруса звона. По сторонам окна — прямоугольные ширинки. Восьмигранный ярус звона прорезан арками по сторонам света; диагональные грани декорированы парными пилястрами с капителями, в завершении каждой грани — килевидный кокошник. Колокольня увенчана восьмигранным шатром с прямоугольными слухами, обрамленными колонками и завершениями в виде килевидных кокошников. Восьмигранный барабан над шатром венчает луковичная главка.
В настоящее время церковь двухэтажная. Верхний храм имеет в плане «латинский крест». Массивные пилоны со скошенными углами несут центральный парусный свод с коробовыми арками в основании. В филенках пилонов и софитах арок живописный орнамент в русско-византийском стиле. Стены частично расписаны маслом изображениями из Евангелия (слева — «Суд Пилата», справа — «Предательство Иуды»); облачного небесного свода (в алтаре), четырех Евангелистов (паруса свода), свтт. Московских Петра, Филиппа, Ионы, Алексия. В основании светового барабана — фигуры восьми святых в рост (с запада — ап. Андрей, архидиакон Стефан, апп. Фома, Филипп, пророки Давид, Моисей, Исайя и Иезекииль). Стилистика росписей близка позднему академизму. В центре плоского перекрытия барабана — изображение Спаса Еммануила с сиянием в окружении херувимов. В арке над алтарем — надпись: «Кто Бог велий...», в барабане — «Слава в Вышних Богу...», в арке над притвором — «Вниду в Дом Твой». Двухъярусный иконостас главного храма выполнен в русском стиле XVII в., богато декорирован позолоченной резьбой с окантовками. Перед ним — трехступенчатая солея с двумя парами резных киотов по сторонам, ограждение солеи из литых стержней с накладными четырехконечными крестами. В западной части притвора — хоры с деревянной балюстрадой. В церкви сохранилось массивное двухъярусное паникадило.
О признании художественных достоинств архитектуры храма говорит тот факт, что при проектировании новой церкви на кладбище — усыпальницы Колобовых (1901) — гражданский инженер Л.В. Шмеллинг без особых изменений воспроизвел тип постройки Аристархова. Церковь св. Иова является одним из наиболее характерных образцов церковного зодчества С.-Петербурга в русском стиле, памятником истории и культуры федерального значения согласно решениям Малого совета Санкт—Петербургского городского совета народных депутатов № 327 от 7 сентября 1993 г. и указу президента РФ № 176 от 20 февраля 1995 г. Это единственная уцелевшая церковная постройка архитектора Аристархова, одна из немногочисленных церквей, в которой никогда не прекращалась молитва.
Святыни[править | править код]
Среди ныне почитаемых в церкви св. Иова святынь: иконы Божией Матери Скоропослушницы (перед левым клиросом) и «Не рыдай Мене, Мати» (перед правым клиросом), Нерукотворный образ Спасителя, образа свв. Николая Чудотворца, Иова и Пантелеймона в «васнецовском» стиле. На окладе образа свт. Николая — надпись: «Сочинена сия риза на нарочные деньги старанием и тщанием капитана Паменбаха, подпоручика князя Ивана Щербатова. Июня 12 дня 1744 г.». Нельзя исключить происхождение древнего образа Спаса Нерукотворного (около XVI-XVII вв.) из ныне разрушенной Благовещенской единоверческой церкви на Волковом кладбище или Спасского собора. Сохранились изначально находившиеся в храме большие иконы с изображением явления Господа св. Иову (Иов. 42, 5-6), явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому, свт. Иоанна Златоуста, исцеляющего бесноватого отрока, молящегося свт. Григория Богослова и служащего литургию свт. Василия Великого. Феодоровская икона Божией Матери (при входе слева) имеет подпись известного мастера Василия Пешехонова (1882 г.). Среди других образов верхнего храма — икона Спаса Вседержителя, подаренная обществом ремесленников в 1782 г.; апостола Иоанна Богослова (XVIII в.), всех святых, Покрова Божией Матери, св. влмч. Георгия Победоносца (в трансептах); Божией Матери Казанской, Всех скорбящих Радость (XVIII в.) и Петербургской; Спас Вседержитель и Успение (южная стена); Божией Матери Тихвинской, Владимирской (XVIII в.), Милующей, и т.н. «васнецовской»; свв. Иоанна Предтечи (XVIII в.) и Николая Чудотворца (XVII-XVIII вв.).
В западной части храма над хорами — иконы—картины «Христос и самарянка», в центральном трансепте на несущих пилонах — «Преображение»; Покров (слева), Божия Матерь «Всех скорбящих Радость» и Сретение (справа) в трехчастных деревянных резных киотах, завершенных трехлопастными кокошниками.
В первом ряду главного иконостаса (слева на право) — иконы Введения, свт. Николая, Архангела Гавриила, Божией Матери, Спасителя, св. Иова, Архангела Михаила, Воздвижения. Во втором — св. кн. Ольги и мц. Лидии, мцц. Екатерины и Варвары, апп. Петра и Павла, свв. Иоанна Предтечи и пророка Исайи, влмч. Пантелеймона и св. Александра Невского, мч. Параскевы и прпмц. Евдокии. Третий ряд составляют образ «Троица Новозаветная» («Отечество»).
В нижней церкви — три чтимые иконы Тихвинской Божией Матери (XVII—XVIII вв.), Сретение Господне (древнего письма) и прп. Варлаама Киево—Печерского с частицей его мощей, Распятие; а также Казанской Божией Матери (XVIII в.), свт. Николая Чудотворца, царя Константина и прп. Серафима Саровского.
Видео[править | править код]
Как добраться[править | править код]
Проезд: От станция метро «Волковская» пешком 5 минут. Или трамваи: 25, 49 (одна остановка в сторону центра).
От станция метро «Лиговский проспект» в сторону улицы Салова: трамваи 25, 49; автобусы 76, 54, 91,74; троллейбус 42.
Адрес: 192007, Санкт-Петербург, Камчатская ул., д. 6-А
Тел.: +7 (812) 766-25-44, 766-27-49, 766-22-58
Расписание богослужений[править | править код]
Богослужения совершаются ежедневно.
Исповедь: будни в 8:30; по воскресеньям и праздникам в 7:00 и 9:00.
Литургия: в будни в 9:00; по воскресеньям и праздникам в 7:00 и 10:00; накануне, во время Всенощного бдения проводится исповедь.
Акафисты в 18:00: по воскресеньям — Спасителю; по понедельникам — Новомученикам и Исповедникам Российским; по вторникам — Божией Матери; по средам — свт. Николаю Чудотворцу; по четвергам — св. прав. Иову. По пятницам в 18:00 — парастас.
Ссылки[править | править код]
- Храм св. прав. Иова Многострадального на Волковском кладбище. Общие сведения
- Церковь во имя Святого Праведного Иова Многостра. Группа ВКонтакте
- Санкт-Петербург. Церковь Иова Многострадального. Фотографии