Кабарди́но-Балка́рская Респу́блика или Кабардино-Балкария (кабард.-черк. Къэбэрдей-Балъкъэр Республикэ; карач.-балк. Къабарты-Малкъар Республика) — республика в составе Российской Федерации, субъект Российской Федерации, входит в состав Северо-Кавказского федерального округа. Государственными языками Кабардино-Балкарской Республики на всей её территории являются кабардинский, балкарский и русский.
Народы Кабардино-Балкарии одни из первых на Кавказе были просвещены Христовым Учением. В Ι веке от Рождества Христова, когда апостолы разошлись по разным концам Земли с Благой Вестью, Кавказ и Закавказье «посетили с проповедью пять св. апостолов: четыре из числа дванадесяти - св. Андрей, св. Матфей, св. Иуда Фаддей, называемый Левием, св. Варфоломей, и один от семидесяти - св. Фаддей».
Согласно Священному Преданию и святоотеческим источникам, со стороны Черного моря на Кавказ приходили апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, которые проповедовали христианское вероучение среди зикхов, касогов и алан - предков коренных народов Кабардино-Балкарии.
Апостольский период в истории Христианства Северного Кавказа, неоспоримо доказанный различными материальными и духовными источниками, является тем значимым звеном, которое помогает приоткрыть завесу зарождения самостоятельных епархий и митрополий в составе Константинопольской Церкви, а затем и Русской Православной Церкви, вписывается в общую закономерность возникновения и развития Восточных Церквей.
Условия для раннего распространения христианства в Зихи-Косогии, а несколько позже и в Алании, были идентичны с Грузией, Арменией и Кавказской Албанией. В частности, они были связаны с наличием здесь еврейской диаспоры, в пределах которой первоначально возникли небольшие христианские общины, в том числе и тайные.
Дальнейшее распространение христианства на территории Северного Кавказа обусловлено активной миссионерской деятельностью Византийской империи, где христианство было признано государственной религией.
Общепризнанным является тот факт, что распространение христианства среди адыгов связано с византийским императором Юстинианом (VI в.). Об этом сообщает Ш. Ногмов, называя Юстиниана «союзником адыхейского народа» и «адыхейским витязем», подчеркивая, что адыги так уважали Юстиниана, что даже клялись юстиниановым столом и юстиниановым троном.
Христианский автор того времени- монах Епифаний свидетельствует, что зихи (приморские адыги) - «народ жестокий и варварский и доныне наполовину неверующий», а касоги (закубанские адыги) –«это люди кроткие и доступные вере; они с радостью приняли слово проповеди».
И уже на рубеже VII-VIII вв. центром христианства на Западном и Северном Кавказе становится Зихская епархия, которая упоминается в епископском списке, составленном в 807-815 гг.
Создание на территории Западного и Северного Кавказа самостоятельной епархии позволило ее представителям принять непосредственное участие во Вселенских Соборах, внести свой вклад в разрешение богословских споров, которые будоражили Восток и определить для себя неизменность халкидонского исповедания веры. Все это способствовало широкой миссионерской деятельности, итогом которой становится повсеместное крещение народов Западного и Северного Кавказа в средние века и признание христианства государственной религией в Зихо-Касогском племенном союзе, а несколько позже и в Аланском государстве.
В 90-е годы XX в. образ свтт. Николая Чудотворца Мирликийского с частицами его мощей по благословлению митрополита Ставропольского и Бакинского Гедеона был с почестями перенесен в в Свято-Никольский храм ( г. Прохладный, КБР), где находится и поныне.
В 1895 г. Екатерина Алексеевна Хомякова (дочь Алексея Степановича Хомякова - главы движения славянофилов) на личные средства в «своем имении близ Пятигорска», по благословлению Владикавказской Духовной Консисторией и с согласия Терского областного правления начала строительство храма во имя Святой Троицы, по проекту С. У. Соловьева. В 1902 году по завершению строительства Свято-Троицкий храм был освящен.
В конце двадцатых годов (1928?) монастырь закрыли, инфраструктуру разрушили. К современному периоду очень пострадал Троицкий храм. Хотя внешние стены храма были целы, но их тронули сырость, плесень. Внешняя облицовка стен частично разрушена. Кровли, окон, купола, у храма не было. Не было сводов, столпов. Внутреннее помещение храм было засыпано мусором почти до окон.
В 1995 году по благословлению митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона началось восстановление Свято-Троицкий обители. 7 марта 2000 года Священным Синодом РПЦ по прошению митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона Свято-Троицкий приход в селе Совхозное Зольского района (Кабардино-Балкарская Республика) преобразован в Свято-Троицкий женский монастырь.
Святыни монастыря и храма: Источник Серафима Саровского. Архиерейская копия пояса Пресвятой Богородицы. Иконы с мощевиками: Преподобных Отцов Киево-Печерской Лавры; прп.Никиты Столпника Переяславского; Васильевских новомученников; нвмцц. великой княгини Елизаветы и инокини Варвары.Месточтимые списки с чудотворных икон и образов: Божьей Матери «Достойно есть»; прп. Серафима Саровского; свт. Антония Великого.
Расположение: Монастырь расположен в 70 км. севернее г. Нальчика, на южном отроге горы Джанал, по адресу: Зольский район, с. Совхозное, ул. Нагорная, 8.
В конце 1823 года трудами жителей станицы Прохладная был построен деревянный храм в честь и славу Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского. В 1873 году деревянный храм сгорел. В 1877 году собранием станичников (2300 душ) было принято решение о строительстве каменной Церкви, которое началось в 1882 году.
В 1937 году храм был закрыт и стал использоваться как склад для хранения зерна.
В начале 90-х годов храм был впервые расписан, а для колокольни приобретены новые колокола. В 1998 году окончено строительство Крестильного храма в честь Св. Иоанна Предтечи. На территории собора построены Иордань и купель. Проведен капитальный ремонт здания и внутренних помещений собора, деревянный пол заменён на каменный, перекрыты все купола.
К 120- летию храма искусными мастерами с Западной Украины была завершена масштабная роспись собора. Главная святыня собора - Моздокская икона Божией Матери трудами прихожан была поновлена и изготовлена драгоценная риза.
Расположение: Свято-Никольский Собор расположен в центральной части города на пересечении улиц Свободы, Строительной и Баритинюка, по адресу: г. Прохладный, ул. Строительная, 141.
В 1845 году после визита императора Николая I приступили к постройке собора во имя преподобного Евфимия. Для строительства император Николай I пожертвовал бывший дворец главнокомандующего и казарменные здания в бывшей крепости, которые были разобраны и использованы для возведения стен. В 1850 году строительство собора завершилось и 1 июля состоялось его освящение.
Адрес: Россия, Кабардино-Балкарская республика, Прохладненский р-он, ст. Екатериноградская, ул. Советская, 38
Проезд:
Из г. Нальчика от автовокзала №1 на пригородной автобусе «Нальчик –Екатериноградская». В ст. Екатериноградской выйти на ул. Ленина у здания администрации, повернуть направо и пройти 100 метров.
Из г. Нальчика на личном транспорте- 44 км. прямо по Р-288 (Нальчик-Прохладный), на развязке повернуть направо по указателю «Прохладный»; прямо 9 км., на кругу при въезде в г. Прохладный первый съезд направо; 1,3 км по ул. Шаумяна через переезд на ул. Промышленная; 13 км. прямо по Р-262, после ж/д переезда взять правее; 1 км. прямо, повернуть налево; 0.7 км прямо, повернуть направо; 100 м. прямо, слевой стороны расположен храм.
Проезд: Из г. Нальчика с автовокзала № 1 пригородным автобусом «Нальчик –Майский», в г. Майском выйти на углу улиц Железнородожная и Чекалова, пройти 300 м. по ул. Чкалова.Из г. Нальчика на личном транспорте- 44 км. прямо по Р-288, на развязке повернуть направо по указателю «Майский», на въездном кольце второй съезд, 100 м. до пересечения с ул. Калинина, повернуть направо, 1км. прямо, слева по ходу движения расположен храм.