Город на восточном берегу Охридского озера в Республике Македония. Население — около 55,8 тыс. жителей. В городе большое число живописных домов и памятников, основной статьёй бюджета города является туризм.
Расположен к востоку от Тираны (Албания) и к юго-западу от Скопье. По одному из предположений название Охрид — славянского происхождения и означает «на гряде», то есть «на горе».
Охрид – древняя столица славянской письменности и культуры. Его неспроста называют Славянским Иерусалимом. Именно здесь первое поколение учеников свв. Кирилла и Мефодия трудилось над развитием кириллического письма, здесь впервые наши предки услышали славянское богослужение, и отсюда в далекую Русь устремлялись духовные сокровища.
Современный город Охрид построен на месте античной (иллиро-македонской) колонии Лихнид известной ещё со II—III веков до н. э. В 148 году до н. э. колония была захвачена римлянами, которые после разрушительного землетрясения в 518 году почти полностью её перестроили, из древних македонских построек сохранились только мраморные столбы.
В период римского и византийского владычества город являлся важным торговым пунктом на построенной римлянами дороге от побережья Адриатического моря к Константинополю, известной как Эгнатиева дорога (лат. Via Egnatia). Археологические раскопки подтверждают, что город очень давно принял христианство. Епископы Лихнидские принимали участие в первых вселенских соборах.
К концу V — началу VI веков город постепенно заселяется славянскими народами. В 861 году входит в состав Болгарии и вскоре получает современное название (под названием Охрид впервые упоминается в 879 году). В Охриде с 886 года ведёт просветительскую деятельность ученик Кирилла и Мефодия Св. Климент Охридский, основавший в Охриде по распоряжению болгарского царя Бориса книжную школу по переводу церковных греческих книг на славянский язык. Считается, что именно в Охриде впервые был создан алфавит кириллица.
С 990 до 1015 годы Охрид был столицей Болгарского царства царя Самуила. Над городом до сих пор остаются руины его крепости. С 990 по 1018 год в Охриде имелась своя патриархия. Тем не менее, после завоевания Охрида Византией в 1018 году, в Охриде остался лишь архиепископ Охридской архиепископии, подчиняющийся патриарху константинопольскому. При правлении Византии было построено большое число храмов.
При Иване Асене II (1218—1241) был включён в состав вновь образовавшегося независимого Болгарского царства. В 1334 году завоеван сербским королём Стефаном Душаном.
В 1394 году город оккупирует Османская империя, под властью которой он остаётся до 1912 года, постепенно приходя в упадок. В 40-х годов XIX века русский славист Виктор Григорович отметил, что население города преимущественно болгарское, а также валашское и турецкое и частично — греческое и албанское. По данным болгарского этнографа Васила Кынчова в конце XIX века численность населения Охрида составляла 14 860 человек — 8 000 болгары, 5 000 турки, 300 албанцы-мусульмане, 300 албанцы-христиане, 460 волохи и 600 цыгане.
В 1913 году, после окончания Первой Балканской войны отошёл к Сербии.
Церковь Свети София, расположенная в Охриде - это одна из наиболее значимых средневековых церквей на этой территории.
Точная дата строительства этой церкви незвестна, поскольку не сохранилось никаких летописей и источников. Сегодняшняя церковь была восстановлена в течении правления Архиепископа Лео, который восседал на троне в период между 1035-1056 годами. Его духовный руководитель стал дарителем художественных оформлений живописи в церкви Святой Софии.
В период с 1950 до 1957 были выполнены обширная реконструкция и начальный вид церкви был восстановлен. Фрески были очищены и сохранены.
Стоит отметить, что фрески в этой церкви находятся среди самых высоких достижений в средневековой живописи Македонии. Портреты, изображающие руководителей Патриаршества являются самыми многочисленными, и они занимают центральные части церкви. Также можно увидеть портреты шести римских правителей, которые также были реконструированы в последующие годы.
Адрес: Saint Sophia, Tsar Samoil, Ohrid, Macedonia / Македония
Храм Св. Иоанна Богослова в Канео находится на холме, который расположен далеко от Охридского озера. Этот храм и в наши дни продолжает удивлять своей красотой всех туристов. Предположительно храм был построен в 1447 году. Это сооружение представляет собой крестообразное строение с основанием прямоугольника. Архитектура храма играет существенную роль в изучении средневековых памятников.
В этом храме отлично гармонируют византийские и армянские архитектурные элементы. В конце 19 века церковь пережила крупные реконструкции. Был построен новый иконостас. Портрет Христа разместили в куполе храма.
Одно из интереснейших мест города Охрида - церковь Святого Климента. Находится она рядом со знаменитыми Верхними воротами в старой части города. Прекрасное сооружение было возведено в 1295 году. Эта церковь – одна из самых старинных на территории как Охрида, так и всей страны в целом.
Согласно некоторым сведениям, вокруг достопримечательности Охрида был разбит чудесный сад, сожженный в четырнадцатом веке. С течением времени церковь стали называть Большой церковью. Восстановление уникальных фресок в церкви очень поменяло знания о том, как работали мастера последних восьми веков. Эти фрески – последняя веха великого искусства Византии, ценные реликвии о прошлом, которые расскажут будущему о загадках и тайнах истории.
В храме находятся мощи святого Климента Охридского.
Монастырь Святого Наума — православный монастырь в Македонии, расположенный на юго-восточном берегу Охридского озера, в непосредственной близости от албанской границы (30 км к югу от Охрида). В прошлом в монастыре располагалась резиденция Охридского архиепископа, сейчас монастырь входит в юрисдикцию неканонической Македонской православной церкви.
Монастырь был основан в 893—900 гг. святым Наумом Охридским, младшим учеником Кирилла и Мефодия, при содействии болгарских правителей Бориса и Симеона. После смерти святого 23 декабря 910 года его мощи были перемещены в монастырский храм.
В средние века монастырь был значительным культурным центром, обладал обширными земельными владениями.
Свети-Наум пользовался большим уважением мусульман в османскую эпоху, на паломничество приходили многие албанцы и торбеши. Считалось, что мощи излечивали от психических расстройств и заболеваний, что отразилось в пословице «Или ум, или Свети Наум».
2-3 февраля 1875 года монастырь сильно пострадал от пожара.
В послевоенный период в обители проводились археологические раскопки, частично выявившие фасады и часть стен первоначального храма обители. Когда Православную Церковь в Македонии постиг раскол, обитель оказалась в руках у раскольнической «Македонской Православной Церкви».
Часть монастырского корпуса была обращена в «гостиницу Святого Наума», а вход в главный храм обители был платным.