Зачем пастырю нужен свой интернет-сайт?

Зачем пастырю нужен свой интернет-сайт?

Мне часто пишут и звонят священники с просьбой поделиться опытом катехизической и миссионерской деятельности в Интернете. Сразу скажу, что я не являюсь экспертом в этой деятельности и не считаю свой опыт образцовым; впрочем, какой-то опыт есть, и я с радостью поделюсь им.

Все ли священники должны «идти» в Интернет?

Конечно, нет. В Церкви существуют разные харизмы. Есть пастыри-молитвенники, есть прекрасные администраторы, есть батюшки, занимающиеся активной социальной деятельностью, есть те, которые видят свое предназначение в чинном, неспешном и благолепном исполнении богослужений. Есть, наконец, пастыри-катехизаторы, миссионеры, проповедники, богословы. Вот им, на мой взгляд, сайт нужен.

Полвека назад архиепископ Иоанн (Шаховской) писал: «Духовная литература – это почти бесконечное умножение пастырского труда, ног и слов. Перед нами – и после нас – она входит во все дома, начиная и продолжая наше дело… Религиозная книга есть расширение (почти безграничное) пастырской любви и заботы о человеческой душе, пастырского присутствия в этой душе. Через печатное слово пастырь тысячу раз входит в дом и в сердце человека».

Вечную заповедь Христа «идите, научите все народы» сегодня можно реализовывать гораздо успешней, чем в какое бы то ни было другое историческое время: благодаря Интернету мы можем войти туда, где нас хотят принять и послушать, да и в любой дом по всему миру. Многие соотечественники, живущие за рубежом, даже в Новой Зеландии и на островах Океании, пишут мне с благодарностью за тексты и передачи, которые я готовлю. Скоро благодаря автоматическим переводчикам текстов и видео с нашей проповедью сможет познакомиться и вообще любой человек, живущий в мире.

Итак, для меня интернет-технологии нужны, чтобы дело моей жизни – свидетельство о Боге и Истине – совершалось активней и успешней. Я знаю, что, произнесенная перед десятком прихожан, моя проповедь, если она мною записана и выложена в Интернет, будет услышана тысячами людей. То же с текстом, с фотографиями. Это потрясающий ресурс для проповеди, который многие еще просто не осознают. Не подпадают ли наши пастыри под горькую иронию Спасителя, сказавшего, что «сыны века сего догадливее сынов света» (Лк. 16:8)?.. Сыны «века сего» давно освоили Интернет и обратили его себе на (часто греховную) пользу. Многие же современные пастыри, если и открывают Интернет, то для того, чтобы почитать новости или посмотреть фотографии друзей.

По письмам, отзывам людей я вижу, что плоды миссионерской деятельности в Интернете очень ощутимы. Каждый день ко мне приходят письма, иногда очень пронзительные, в которых люди рассказывают, как жили без веры, как были отпугнуты от Церкви небрежным словом или поступком какого-то служителя Церкви, как потеряли веру, которая не выдержала испытания бедой… И эти люди, из разных стран, пишут, что прочитанное на моем сайте или услышанное в моей видео-проповеди слово вернуло их в Церковь, позволило не замыкаться в своей обиде или горе, а раскрыть душу для Бога.

Кто-то был тронут прослушанной проповедью, на кого-то произвели впечатление заметки или фотографии, размещенные на сайте. А для кого-то оказалось очень важным, что священник открыт, доступен, доброжелателен. Это и сняло последний барьер на пути к вере.

Через интернет-контенты возможности моей деятельности на ниве Божией чрезвычайно расширяются, а не это ли мечта всех искренних служителей Божиих, всех, кто чувствует призвание к проповеди и миссионерству?

«Технические» секреты древних служителей Слова Божия

Итак, священнослужитель хочет проповедовать и заниматься катехизацией. И хочет, чтобы труд его был максимально продуктивен. Что можно ему посоветовать? Не пренебрегать достижениями современных нам технологий! Времена меняются, меняются и технологии.

Когда Спаситель проповедовал, Он часто садился в лодку и говорил с лодки. Звук очень хорошо усиливается и передается над водой, так что его лучше слышно находящимся на берегу. Это известная хитрость, которой пользовались во времена Христа народные сказители и певцы. Фарисеи, обходящие море и сушу, чтобы обратить хотя бы одного (ср. Мф. 23:15), никогда не полезли бы в пропахшую рыбой лодку, а Спаситель, хоть и вел себя как почтенный равви, использует этот прием, чтобы Его проповедь была слышна лучше.

Не в этом ли кроется и особая любовь Христа к горам и холмам, как лучшему месту для проповеди? Там могут расположиться множество людей, и выступающего видно всем; не нужно слушателям залезать на дерево, как когда-то Закхею.

А не задумывались вы, почему Спаситель так часто говорит притчами? Притча – это известный жанр времен Христа, но именно Христос этот жанр вывел на совершенно новый качественный уровень. Всего в Евангелии мы встречаем больше тридцати притч, и каждая искрометна и увлекательна! Христос, безусловно, не произносил притчи спонтанно, придумывая на ходу, а сочинял их, продумывал. (Если кто-то думает, что придумать притчу легко, давайте придумайте хотя бы несколько ярких оригинальных притч…)

Притча удобна тем, что «упаковывает» богословие в обертку красочного рассказа. Богословие, поданное в таком виде, легче запомнить, и слушатель никогда не возмутится скучностью рассказа, а попросит повторить. И при последующей передаче от одного другому, от тридцатого тридцать первому (все слова Христа в его время не записывались, а передавались устно) эта история не будет искажена. Какие-то детали могут измениться, но суть останется неповрежденной.

Библеисты говорят, что искрометная притча – это самый удобный и наименее подверженный искажению способ передачи материала. И это знал и поэтому так часто использовал в Своей проповеди Христос.

Или вспомним Ап. Павла. Он избирает способом распространения христианского учения эпистолярный жанр. Его послания писались не «на коленке», а тщательно выверялись; Ап. Павел рекомендует эти «письма» хранить, читать и перечитывать в церквах всем собравшимся. Более того, сегодня доподлинно установлено, что Ап. Павел, адресуя послание какой-нибудь общине (например, Коринфской), предполагал, что это послание будет размножено и попадет в другие церкви, других городов и поселков.

Когда вам кто-нибудь скажет, что христианство тормозило развитие мировой культуры, напомните своим собеседникам, что первые книги были изобретены… христианами. До этого использовались свитки, на которые помещался один небольшой текст (длина свитка была ограничена 10-12 метрами — количество текста одного Евангелия или апостольского Послания). Потребность сшить несколько свитков (разные послания того же Апостола, несколько Евангелий под одной обложкой и т.д.) привела к изобретению книги, состоящей из отдельных листов, объем которой был значительно больше, чем у свитка. А чтобы листы не трепались, эта «пачка» была защищена толстой деревянной крышкой – обложкой.

Мы можем не просто вспомнить, а поучиться потрясающим миссионерским приемам Ап. Павла: во всех посланиях начинать с похвалы, чтобы не оттолкнуть читателя, а потом переходить к критике; не хулить чужие святыни и веру (вспомните речь в Афинском Ареопаге); пользоваться выражениями и примерами из культурного среза общества, в котором проповедуешь, и многое другое.

То есть, великие «законодатели» христианской веры пользовались всеми доступными в их время способами, чтобы речь достигла как можно большего количества ушей и сердец и, если не проросла, то хотя бы на какое-то время там осталась.

Никогда не задумывались, почему святитель Иоанн Златоуст произвел такое ошеломительное, взрывное воздействие на свое время? Почему его цитировали все, начиная от кухарки и конюха и заканчивая царскими особами? Просто Златоуст учился в риторской школе и как прилежный ритор ввел следующее правило: за ним записывались все проповеди. Потом святитель эти записи правил, их переписывали набело, копировали во множестве экземпляров, и каждый желающий мог приобрести себе такую книжечку. Златоуст сохранился в тысячах списков, тогда как от многих выдающихся пастырей его времени, которые, может, и говорили не хуже, сохранилось только имя… Слово Златоуста действует и сегодня, слова многих других – канули в лету.

Что сохранилось бы от наследия приснопамятного митрополита Сурожского Антония, если бы сестры Майданович с середины 1960-х годов не ездили за ним и не записывали его выступления и проповеди на портативный магнитофон… 95% всего, что мы имеем как драгоценное наследие митрополита Антония, что вспахало очерствевшие за годы безбожия души россиян в 1990-х, – мы имеем благодаря подвигу  этих православных женщин. (Сам митрополит Антоний признавался, что никогда не думал записывать свои проповеди и беседы, а книг он вообще не писал.)

В Петербурге выдающийся историк и незаурядный мыслитель протоиерей Георгий Митрофанов лет десять назад проводил интересные встречи. Он с аудиторией просматривал кинофильм и потом комментировал его с богословских позиций. Бергман, Тарковский, Лунгин и др. – самые интересные и спорные ленты  прошлого и нынешнего столетий – с православных позиций!

Однажды я ехал в машине с организаторами этого проекта. Я спросил, записывают ли они слова о. Георгия на видео или хотя бы на диктофон, чтобы это можно было почитать или хотя бы послушать и нам? Они переглянулись: «Как-то не додумались…» (После этого моего разговора все же стали отца Георгия записывать, и сегодня есть какие-то количество замечательных видео-бесед с комментариями фильмов.)

Как это – не додумались?..

Я мог бы привести еще массу подобных примеров, но достаточно. Не кто-то другой, а вы сами, дорогие пастыри и миссионеры, должны позаботиться о том, чтобы посеянное Вами слово не было унесено ветром и пропало, а где-то сохранилось и, возможно, дало бы всходы.

Что я имею в виду, когда говорю, что вы должны сами об этом позаботиться? Я имею в виду, что вы сами должны продумать, каким направлением интернет-деятельности вам хотелось бы заниматься; сами должны найти людей (напр., из прихожан), кто поможет вам технически это осуществить, сами должны выбрать нужную технику и приобрести ее (например, подключив спонсоров) и сами должны все делать и контролировать. Об этих вещах стоит напомнить, потому что многие батюшки сидят и ждут, пока кто-то им предложит что-то делать, кто-то возьмет на себя организацию, или съемку, или техническое обеспечение. На этапе уже начавшейся деятельности вы найдете помощников, но начать делать должны сами. Еще на заре Интернета, только еще став священником, я сохранял все более или менее интересные тексты, я записывал проповеди на диктофон, создавал фотоархив. Все это продолжалось несколько лет и никуда не выкладывалось, а потом, когда стали появляться интернет-странички, у меня уже был внушительный архив, который сразу нашел свое применение. Сегодня у меня есть помощники, но все равно львиная часть усилий – на мне. Я сам приношу видео-камеру в храм, закрепляю ее на штативе, отлаживаю звук и картинку, монтирую и выкладываю в Интернет. Опыт показывает, что никто не будет (если ты – не архиерей или твоя фамилия – не Ткачев-Смирнов-Осипов Зачем пастырю нужен свой интернет-сайт?) за тебя делать все эти простые, но необходимые вещи.

Что интересно?

Народ Божий, несмотря на массу доступной литературы и сайтов, все же испытывает голод по живому слову пастыря. Если вы чувствуете в себе призвание донести свое слово до максимально большего количества людей, вы должны вводить в свой арсенал интернет-технологии.

Но прежде, чем я скажу о технической стороне вопроса, выскажу несколько общих соображений.

Порой пастырь думает: что будет интересно народу Божьему, какой контент нужен? Популярные блогеры и видеоблогеры часто обращаются к своим читателям/зрителям с вопросом: что вам нужно, что стали бы читать или смотреть?

Народ в комментариях отвечает: «Делайте то, что ВАМ САМИМ ИНТЕРЕСНО».

Это верно! Только то, что трогает и волнует тебя, будет по-настоящему интересно и другим. Не забывайте, что мы, пастыри, – не «справочные» машины, дающие религиозную информацию (за ней читатель пойдет в Википедию), мы – живые и интересные личности. И нашим читателям/зрителям интересно общение с этой самой личностью, интересен живой и эмоциональный контакт, который устанавливается между нами. Поэтому  самыми интересными будут те материалы, которые согреты теплом вашей личной заинтересованности, через призму которого будут  проглядывать черты вашей неповторимой верующей души.

Кто-то из батюшек окормляет тюрьму, и я с удовольствием подключусь к контенту, который производит этот батюшка, чтобы вместе с ним открыть для себя мир заключенных, переживать проблемы и радости людей, находящихся в местах лишения свободы.

Кто-то работает с детьми, кто-то – со спортсменами, кто-то – с сектантами…

Я буду смотреть и полюблю батюшку, который строит храм и делится своими свидетельствами об этом непростом и благородном деле;

Я буду с нетерпением ждать бесед катехизатора, который сделает для меня цикл катехизических бесед, неспешно и методично-продуманно вводящих меня в мир Православия;

Я внесу в закладки страничку батюшки-лектора, который преподает в Духовном учебном заведении и будет меня образовывать своими серьезными лекциями и беседами;

Мне интересна деятельность сельского пастыря, который будет делиться реалиями жизни нашей глубинки и провинциии, будет выкладывать теплые, «ламповые» проповеди, будет записывать беседы-интервью с со своими интересными прихожанами;

Я с удовольствием буду смотреть диспуты с сектантами, беседы с молодежью и детьми, занятия вашей воскресной школы, «застольные» миссионерские вылазки…

Словом, мне интересно (я говорю от лица современного христианина) все, что вы делаете, – но что согрето теплом вашей личности.

Через какое-то время, узнав какого-то интернет-пастыря, я полюблю его и буду с нетерпением ждать очередной заметки или очередного видео. Мне станет интересен сам этот человек, который, пусть не идеально, но живо делится со мной своей жизнью и служением. Через этого человека я укреплюсь в вере и, конечно, постараюсь как-нибудь помочь (хотя бы финансово) этому служителю нивы Божией в его деятельности.

Как оттачивать мастерство?

Обязательно купите цифровой диктофон и записывайте свои проповеди. Не для народа, сперва – для себя. Прослушивайте их и анализируйте. Многие пастыри здесь небрежны: прихожане на все скажут «Спаси, Господи», вот они и не радеют о проповеди. Но уровень проповеди пастыря должен расти, над этим нужно работать, учитывать свои ошибки. Удачные проповеди потом можно размещать на сайте, переводить в текст и т.д. Также советую записывать свои катехизические беседы и уроки, проводимые в воскресной школе. Предвижу возражения: «Да там ничего хорошего нет». Если это и так, то именно потому, что мы часто относимся к своей проповеднической или катехизаторской деятельности как к чему-то преходящему и незначительному. Посидели, пообщались – и слава Богу. Но если мы начнем относиться к своим выступлениям иначе, а именно как к тому, что должно прозвучать для сотен и тысяч людей, что должно остаться на годы, – это побудит нас ответственней подходить и к урокам в воскресной школе и к проповедям.

Советую также приобрести цифровой фотоаппарат и видеокамеру и вести фото- и видео-летопись знаменательных событий жизни прихода. Пусть сегодня кажется, что это не нужно, но это может оказаться востребованным спустя годы. Упустить, потерять это нельзя. Я вообще считаю (и делаю так), что не нужно упускать, но записывать на видео свидетельства прихожан о чудесах Божиих, если произошло что-то действительно удивительное, документальные свидетельства очевидцев событий церковной истории, просто свидетельства людей, которым есть что рассказать о своей жизни.

Как готовиться к проповеди?

Это впрямую не касается нашей темы, этому учит семинарский курс гомилетики, но все же поделюсь несколькими мыслями на этот счет. Расскажу, как лично я готовлюсь к проповеди.

Первое:

К проповеди надо готовиться! Любой хороший, даже достигший большого успеха, проповедник всегда готовится к проповеди. Но это не значит, что вы должны написать проповедь на листочке, а потом вызубрить. Так неправильно! Вы очень скоро попадете в зависимость от бумажки.

Лучше всего продумать, о чем вы будете говорить, и написать (или сложить в голове) план из нескольких пунктов. Продумать, как один пункт будет переходить в другой.

Второе:

Вот вы собрались говорить проповедь. Лучше с вечера, отходя ко сну, определиться с темой завтрашней проповеди и потом, засыпая, если только вы не имеете обыкновения засыпая творить Молитву Иисусову, продумать структуру. Или с утра, до службы, придумать тему. Тогда продумать план вы сможете по пути из дома в храм. Впрочем, с вечера лучше, так как у вас есть запас времени и очень может оказаться, что вам в помощь нужно будет найти в книге или Интернете какой-нибудь материал или уточнить цитату. Цитаты к проповеди (Священное Писание или святых отцов, а то и целиком план) можно вывести на принтер. Такая шпаргалка в руках может успокоить вас, что вы не собьетесь и ничего не забудете.

Самое последнее дело – думать о проповеди во время службы. Вы и к проповеди плохо подготовитесь, и службу «пропустите», так как мысли будут заняты не молитвой, а другим.

Третье:

Лично я, готовясь к проповеди, прислушиваюсь к своему сердцу: как выбранная мною тема, или святой, о котором я собираюсь рассказать, или праздник, или Евангельское/Апостольское чтение откликаются в моем сердце. Я думаю: что лично для меня, для моей веры, для моей жизни значит это событие или эта тема? И поэтому я обычно делюсь на проповеди тем, что пропущено через меня, что, в каком-то смысле мое.

Четвертое:

Несомненно, что через какое-то время вы уже не по одному разу расскажете про умножение хлебов или про вселение бесов в несчастных свиней. Что делать? Повторять?

Повторять можно, но если вы проповеди записываете и выкладываете, повторять целиком ход прежних мыслей не очень хорошо. Что же делать? Накануне поработать над темой. Посмотрите в Интернете или в книгах проповеди других пастырей на эту тему, почитайте исследования библеистов, возьмите греческий текст или подстрочный греческо-русский и уточните, не ускользнуло ли от вас что-то еще? Или свяжите мысль чтения с какой-то откликнувшейся в вас историей, рассказом прихожанина и проч.

(Даже митрополит Сурожский Антоний, от которого дошло двадцать проповедей про вселение бесов в свиней, побаивался этого чтения, пять раз читающегося в году за богослужением. Вспоминаю курьезное свидетельство митр. Антония о том, как он, собираясь служить, посмотрел евангельское чтение предстоящего дня. «Опять свиньи! – вздохнул митр. Антоний, но вспомнил, что едет на приход, где служат по новому стилю, и порядок чтений там другой. Владыка облегченно вздохнул и подготовился к проповеди на другое чтение. Но – о, ужас! – он услышал, как протодиакон читает все про тех же свиней. Оказалось, владыке хотели сделать приятное и заложили чтения по старому стилю.)

Составить и потом ярко подать проповедь – это очень увлекательный процесс, и не отказывайте себе в удовольствии научиться этому.

Организационные детали

Повторю еще раз: сайт, или страничка в соцсетях, или канал на YouTube – это возможность распространить свою проповедь, свои выступления на огромную аудиторию. Но дело не в амбициях, а в задачах. Я вижу задачей своего проповеднического служения – донести проповедь до большого числа людей. А через это напомнить обезбоживающемуся миру о Господе, о Вечности, о Спасении, которое можно обрести через Церковь.

Я отнюдь не считаю, что пастырь должен всецело посвятить себя интернет-проектам. Главное – духовная жизнь: личная молитва, богослужение, приходская пастырская деятельность. Много времени я уделяю семье, детям (их у меня пятеро). Но дело проповеди – неотъемлемый долг и обязанность пастыря. Создавая сайт и помещая туда различные материалы, мы более продуктивно и успешно исполняем этот долг.

Если есть такая возможность, подключайте к вашим проектам и, особенно, к технической его стороне других людей. Это, чаще всего, инициативные прихожане.

Десять лет назад меня пригласили на портал «Азбука веры». Это один из самых больших православных просветительских сайтов. Соответственно – там специалисты, технические возможности, и прочее, и прочее. (Кстати, «Азбука Веры» готова сотрудничать со всеми желающими священниками и приходами; каждый яркий пастырь или христианский педагог может бесплатно открыть здесь свою страничку, или канал!)

Но даже если вы хотите развиваться самостоятельно, на приходе всегда найдутся молодые люди, компетентные в компьютерных делах и могущие помочь пастырю.

А те, кто не может помочь практически, пусть помогут финансово, через приобретение необходимой техники.

Возможные сложности

Для меня главная сложность – отсутствие свободного времени. И для многих священников нехватка времени – самое сильное препятствие, но, мне кажется, такой труд стоит того, чтобы отодвинуть второстепенное. Стоит вкладывать свои силы в проповеди, лекции, статьи, которые могут быть услышаны не только на твоем приходе, но, в принципе, в любой точке мира.

Проблема правильного планирования времени – беда многих пастырей.

На какое-то время отключать телефон (мы же во время молитвы или богослужения не бежим к трубке);

Не давать суетным и мелким делам поглотить нас;

Не пускаться в бессмысленные, высасывающие время пустые разговоры или переписки;

Дисциплинируя себя, садясь за компьютер, даже не открывать в отведенное для занятий время другие сайты, даже свой собственный;

Привлекать деятельных прихожан к расшифровке звуковых файлов, к обработке видео…

Все это поможет нам удачнее и продуктивнее осуществлять наше миссионерское и катехизаторское служение.

Два часа в день для чтения, писания, творчества всегда можно высвободить. Я стараюсь это правило соблюдать неукоснительно. Для меня, чаще всего, это время, когда уложены дети (с полуночи до двух ночи или, если безумно устал, рано утром, до пробуждения детей или похода на службу).

Техническая сторона

Для ведения своего блога нужен только компьютер, для ведения видео-блога, конечно, нужна цифровая видеокамера (или фотоаппарат). В Интернете масса роликов о том, как  технически обеспечить свой видео-канал. Я, надо сказать, даже не подумал об этом, когда начал четыре года назад записывать свои видео-толкования на Новый Завет. И совершенно напрасно не подумал и ничего не смотрел на эту тему… А иначе бы я узнал от опытных людей, что то, как будет восприниматься ваш ролик, на 90% зависит от звука.  Ролик с не очень качественной картинкой и отличным звуком будет восприниматься прекрасно. Ролик с красивой картинкой и плохим звуком, записанным от микрофона, встроенного в камеру, – плохой ролик, который смотреть вряд ли будут.

Я записывал свои видео на отличную камеру Canon EOS 5D Mark III, а звук шел от недорогого накамерного микрофона. Это было на четыре с минусом, но понял я это только тогда, когда канал «СОЮЗ» сказал, что хотел бы использовать мои передачи, и по картинке они хороши, но звук все портит… Только тогда я начал думать о звуке и додумался приобрести хорошую систему радио-микрофона.

Сейчас я записываю на другую камеру, и я расскажу, как она у меня оказалась.

Фотоаппарат меня не устраивал потому, что записывает он только получасовое видео. Когда я говорил проповеди, я просил пономарей перезагружать запись, чтобы камера не отключилась в неподходящий момент. И все равно это постоянно происходило, даже тогда, когда я сам записывал передачи и перед собой клал часы, чтобы следить за временем…

Я хотел приобрести камеру, дающую: А) хорошее качество изображения (модный сегодня 4К не нужен, это маркетинговый тренд, нужно хорошее качество Full HD в 1080р) и Б) способную снимать при плохом освещении (в храме оно всегда плохое). Я нашел такую камеру. Это уже старый, но бескомпромиссный по требуемому мною качеству аппарат: Canon EOS C100 Mark II. Его выгодная особенность – прекрасная работа при очень плохом освещении (для справки: вот видео, сделанное на этот аппарат при ISO 20 000).

Конечно, денег таких у меня не было. Тогда я помолился Господу и попросил Его помочь в этом деле. Спустя несколько дней я трудился в храме и увидел смиренно сидевшего на скамеечке мужчину. Я подошел, спросил, не могу ли чем-то помочь. Мы поговорили о духовных делах, и вдруг, прощаясь, этот человек сказал: «Я владелец небольшой компании, и наша компания хотела бы для храма что-то сделать».

Я предложил сделать не для храма, а для просветительских проектов. Мой собеседник отреагировал резко: «Нет-нет! Я не верю во все эти проекты. Я вообще против гаджетов и камер. Надо молиться, служить, и кому надо – сами в храм придут. А все эти записи, видео – не нужны».

Ну что ж, у каждого свое мнение, и я чужие мнения и взгляды уважаю, хоть часто и не разделяю. Мы попрощались, и я на прощанье попросил только об одном: зайти на мою страничку на YouTube и посмотреть: действительно ли ему кажется, что все это не нужно?

Я был совершенно уверен, что этот человек забудет про мою просьбу, но…

Через несколько дней мне на почту пришло письмо от этого раба Божьего. Он писал, что зашел в Интернет, посмотрел страницу, это показалось ему интересным, и он готов купить для моих проектов камеру. И через несколько недель этот человек позвонил мне и попросил подойти в офис забрать камеру.

Я в назначенное время пришел и с удивлением прочитал на вывеске офиса: «Компьютерный мир». Меня провели к… директору.

Я выглядел очень ошеломленным и поинтересовался, как так получается, что человек, который профессионально занимается компьютерами, испытывает к ним неприязнь.

Директор улыбнулся: «Потому и испытываю, что знаю, как эти машины служат человеческому соблазну…»

Для чего я рассказал эту историю? Чтобы мы, пастыри, не забывали о том, что если наши просветительские проекты угодны Господу, Он поможет приобрести и все необходимое. Я мог бы рассказать много случаев о том, как Господь помогал мне в моих проектах, но сейчас приведу только одну историю этого рода:

Я  – на Афоне. Это было несколько лет назад, и я не снимал видео, а только делал интернет- фотоальбомы и вел сайт.

Направляюсь с собеседниками в Ватопедский монастырь.

По пути, как водится, ведем беседу.

Монах, сопровождавший меня, спросил: «Отец Константин. Ну, вот вы путешествуете, фотографируете святыни, а ведь часто на это не дают благословения…»

Я ответил честно: «Я стараюсь… сначала сделать снимок, а потом прошу благословение».

Послушливый и смиренный монах смотрел на меня непонимающе.

Я продолжил: «Это очень деликатная тема. У кого просить благословение? У гида? У сопровождающего? Они не имеют полномочий давать такое благословение. Даже если я попрошу благословения, они откажут, сошлются на начальство. Такое благословение может дать только высший начальник (игумен монастыря, настоятель храма), но пойди поищи их. Для этого нужно заранее согласовывать время своего приезда, цели съемки, иметь помощников, которые будут заниматься переговорами, и прочее… Без всей этой волокиты как получить благословение для съемки во всех монастырях, в которых собираешься побывать? Я частное лицо. В моем случае это практически нереально. Что делать? Помолиться Господу и фотографировать. Хотя порой приходится нарушать установления».

Монах спросил деликатно: «И всегда получается?»

Я ответил: «Я же фотографирую не для себя, а для просветительских проектов. И я всегда молюсь Господу: «Если Тебе угодно, пусть я смогу сделать эти снимки»».

Монах перебил: «А была ситуация, когда не получалось сделать снимки?..»

Я ответил: «Всего несколько раз было. Например, в Римских катакомбах…»

Я помолчал, потом продолжил: «Самое главное, что, если я не могу сделать фотографию, я воспринимаю это как то, что воли Божией на это нет. Я не нервничаю, не сержусь, я понимаю это так, что Господу это неугодно. Но если мне удастся сделать, даже не спрашивая, какие-то снимки, я понимаю так: Господь благословил…»

Монах молчал и обдумывал услышанное.

Через несколько минут мы прибыли в монастырь.

Инок, назначенный на послушание встречать паломников, тепло встретил нас, спросил, не хотим ли мы подкрепиться кофе? Узнав, что мы предпочтем драгоценное время провести возле святынь, повел в храм.

Первым делом он повел нас к иконе «Отрадо», или «Утешение». Это одна из любимейших моих икон.

Мы подошли к этой иконе, хранимой в маленьком темном закутке, и застыли в изумлении и духовной радости. От иконы изливалась ощутимая благодать, от которой ты приходил в какой-то особый восторг.

Я спрашиваю монаха, сопровождающего нас по обители: «Можно сделать снимок?»

Он качает головой: «Нет».

Объясняю, что делаю не для семейного альбома, а для людей…

Монах привычно парирует: «Нет благословения. Нельзя».

Я понимаю, что моя просьба даже не доходит до него. 

Делаю последнюю попытку: «Но я расскажу об иконе, покажу ее в Интернете тысячам… это будет важно для людей…»

Монах строг и неприступен: «И так много об этом написано. Пусть люди читают, что написано».

Я отступаю в сторону, понимая, что мои просьбы бесполезны. Мой спутник, монах, с которым у нас происходил разговор о фотосъемке пятнадцать минут назад, иронично улыбается. И я его скепсис понимаю…

И в эту же секунду за дверью раздаются возгласы, какой-то шум… «Чудо, сам отец Ефрем к нам пожаловал…»

Я выглядываю из нашего закуточка и вижу, что перед дверями стоит архимандрит Ефрем, настоятель Ватопедского монастыря. Что его, тогда ватопедского арестанта (он находился под следствием властей Греции и был заточен в своем монастыре), привело в эту минуту к нам?.. 

Берем благословение, делимся новостями. Говорю, как мы в России молимся о разрешении всех недоразумений. Батюшка улыбается и говорит, что меня он помнит. Спрашивает: «Откуда я вас помню?» Напоминаю, что в прошлом году мы в Петербурге встречали Пояс Пресвятой Богородицы.

– Да, да… – светлеет лицом старец.

Я тут же прошу: «Благословите мне сделать снимки святынь монастыря…»

Отец Ефрем обнимает меня: «Конечно, снимайте, все, что хотите, я благословляю…»

После этого отец Ефрем остается еще поговорить с нашими паломниками и назидает их духовными советами. А я делаю, во славу Божию, снимки, какие хочу. Сопровождающий по монастырю монах-грек недовольно хмурится. Но он ничего не может поделать, потому что в монастыре послушание (самому игумену!) превыше всего.

Когда мы удалились из монастыря, мой спутник, монах, вздохнул: «Поистине Сам Господь руководит вашими фотопроектами…»

Курьезное продолжение – в том, что спустя полгода, когда фотографии были давно выложены в Интернет, мне позвонили из… Ватопедского монастыря и попросили мои фото для календаря о монастыре. Я прислал, и вышел роскошный монастырский календарь с фотографиями, за которые мне помотали нервы.

Впрочем, вернемся к нашей технике:

Для простой интернет-странички особой техники не понадобится, но другое дело, если вы решили вести видео-блог, открыть свой канал на YouTube.

…Еще раз на секунду отвлекусь. В 2010 году я сидел в приемной в зубоврачебном кабинете и листал журналы, разложенные на столике. Мое внимание привлекла заметка. Там рассказывалось о прогнозах экспертов: к 2020 году 95% контента в Интернете будет в видео-формате. Входя в кабинет стоматолога, я уже думал, как мне в своих проектах начать переходить на видео, чтобы не оказаться позади «сынов века сего», чтобы не отстать в служении Слову от технических тенденций…

Итак, если вы собрались вести свой видео-канал, вам не обойтись без следующей техники:

Фотоаппарат с функцией видеосъемки;

Видеокамера (для длительного видео  – проповеди, беседы, богослужения);

Внешний микрофон (очень хороши – фирмы Rode, Sennheiser — у меня такой);

Радиомикрофон петличный, который будет закреплен на одежде, а приемник звука будет на камере (я пользуюсь Sennheiser);

Штатив (он должен быть тяжелым, потому что при съемке в храме люди могут его задеть и уронить вместе с техникой. У меня это однажды произошло и много раз чуть не произошло. Я пользуюсь большим Manfrotto);

Диктофон.

Конечно, все это дорогие игрушки, но почти все, что у меня есть, я не купил, а мне было пожертвовано людьми, заинтересованными в христианских просветительских проектах. Совершенно нормально попросить знакомых вам состоятельных прихожан помочь купить что-то из техники. Не «дать денег», а именно купить. Тогда человек видит, что он реально участвует в вашем служении. Но, конечно, вкладываться придется и самому. И помните завет классика: «не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!» Лучше покупать хорошую технику и аксессуары. Она и надежна, и предсказуема, и дает качество, которое не устареет и через несколько лет.

Пожалуй, на этом пока остановимся, но к разговору нашему мы еще вернемся.

Прот. Константин Пархоменко

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки