Я хотел бы в этом видео ответить на вопрос, для некоторых вполне практический, может ли православная христианка выходить замуж за неверующего либо за иноверца, либо за еретика, сектанта, ну и, в целом, неправославного; или же, соответственно, может ли православный жениться на женщине, которая не является православной. Если мы обратимся к святым канонам православной церкви, то мы увидим, что ответ на этот вопрос в них есть, и этот ответ отрицательный ‒ нет, нельзя, нет, не может. Хотя можно найти священников, которые скажут, что можно, но правила церкви говорят иначе. Чтобы не быть голословным, я покажу вам эти правила. Начнем с 14-го правила IV Вселенского собора, хотя он говорит не о всех христианах, а о чтецах и певчих, и вот говорится, что определил Святой Собор, чтобы никому из них не было позволено брать себе жену иноверную, и дети их не сочетались «браком с еретиком, или иудеем, или язычником: разве в таком токмо случае, когда лице, сочетающееся с православным лицем, обещает прейти в православную веру». А 30-е правило Карфагенского собора предписывает, чтобы «дети состоящих в клире не совокуплялися браком с язычниками или с еретиками»[2]. Но вот 31-е правило Лаодикийского собора говорит уже про всех христиан: «Не подобает со всяким еретиком заключати брачный союз, или отдавати таковым сынов или дщерей, но паче брати от них, аще обещаются христианами быти»[3]. Но и, наконец, 72-е правило VI-го Вселенского Собора (или Трулльского), которое гласит: «Недостойно мужу православному с женою еретическою браком совокупляться, ни православной жене с мужем еретиком сочетаваться. Аще же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем-либо: брак почитать не твердым, и незаконное сожитие расторгать. Ибо не подабает смешивать несмешаемое, ни совокуплять с овцою волка, и с частью Христовою жребий грешников. Аще же кто постановленное нами преступит: да будет отлучен. Но аще некоторые, будучи еще в неверии, и не быв причтены к стаду православных, сочеталися между собою законным браком: потом один из них избрав благое, прибегнул ко свету истины, а другой остался во узах заблуждения, не желая воззреть на Божественные лучи, и аще при том неверной жене угодно сожительствовать с мужем верным, или напротив мужу неверному с женою верною: то да не разлучаются, по Божественному Апостолу: святится муж неверен от жены, и святится жена неверная от мужа (1 Кор. 7:14).»[4]
Cвященноисповедник Никодим (Милаш) в толковании к этому правилу пишет: «На основании этого (72) трулльского и др. параллельных правил, каноническое учение православной церкви о смешанных браках заключается в следующем: 1) смешанные браки православных христиан с иноверными особами, в частности же с язычниками, иудеями и еретиками, строго воспрещены церковью; 2) смешанный брак допускается лишь в такой форме, когда в браке, заключенном вне православной церкви, т.е. в нехристианской или еретической религиозной общине, один из супругов примет православную веру, притом, когда иноверный супруг выразит желание остаться в браке с супругом, принявшим православие; 3) дети, родившиеся от такого смешанного брака, должны быть во всяком случае крещены и воспитаны в христианской, православной вере; 4) если же иноверный супруг не пожелает остаться в браке с обращенною в христианство особою, тогда брак разводится и православному супругу дозволяется вступить в новый брак с православной особой; и 5) допускается православной особе вступить в брак с неправославной особой, если эта неправославная особа обещает принять православную веру и тотчас это обещание и исполнит. Это – строго каноническое учение православной церкви по этому предмету; и как это учение имело силу в течение всех веков православной церкви, так оно и должно оставаться в силе и ныне и всегда»[5].
Надо сказать, что против смешанных браков строго высказывались и многие древние святые, в частности, Зенон Веронский, Амвросий Медиоланский, Иероним Стридонский. Но я не буду приводить цитаты из них, поскольку, на мой взгляд, вполне можно ограничиться текстом канонов.
И так, как видим, сказано вполне определенно. Есть современные священники, которые говорят, что, на самом деле, можно, со ссылкой, вот, на слова апостола, о том, что «муж неверующий освящается женою верующей»[6], но правила Собора объясняют, что это относится только к тем ситуациям, когда оба супруга изначально были неправославными, и будучи неправославными заключили между собой брак, а потом один из супругов обратился в истинную веру, и если второй супруг, тот, который не обратился, нисколько не препятствует быть тому христианином, жить по-христиански, верить, и так далее, ‒ только в этом случае дозволяется не расторгать такие браки. А если, как пишет дальше апостол, неправославная сторона или нехристианская сторона против того, чтобы жить с христианкой или с христианином, препятствует христианской жизни своего супруга, ‒ в этом случае апостол говорит, что можно разводиться. После прелюбодеяния это вторая прописанная в Новом Завете причина для развода, законная причина. Поэтому если, например, муж-атеист говорит жене-христианке, или жена-атеистка мужу христианину, такие случаи я знал, говорит: или я, или Церковь ‒ выбор для верующего здесь должен быть очевиден, конечно же, Церковь ‒ спасительный Ковчег, тело Христово, столп и утверждение истины. Или, если муж-мусульманин принуждает к принятию ислама, или муж-еретик ‒ к принятию ереси, конечно же, это причина для развода. Если речь идет не о чём-то, что сказано сгоряча в момент ссоры, в момент ссоры что угодно может вылететь с языка, и потом человек сам жалеет, что уже сказал; так вот, если это не что-то такое, случайно вырвавшееся, а если это сознательная, принципиальная позиция неправославного супруга, которую он менять не хочет ‒ в таком случае с ним надо разводиться. Но если он не возражает против того, чтобы православная сторона жила по-христиански и по-христиански воспитывала детей, тогда можно не разводиться. Вот только это дозволяется. Если же речь идет о том, чтобы уже верующий православный христианин вступал в брак с человеком, не относящимся к православной Церкви, то это, как вы сами видели, канонами церкви запрещено. Люди, которым не нравятся постановления, о которых мы говорим, могут ссылаться на высказывания различных священнослужителей или даже, может быть, решения, какие-либо, которые дозволяют, допускают какие-то вот такие-то браки, противореча тем самым правилам общеправославным и имеющим вселенский статус. Ну, я по этому поводу, не вдаваясь во все детали, могу сказать коротко: принятые в Церкви каноны могут быть отменены только Собором равным или высшим по статусу, чем тот собор, который утвердил тот или иной канон. Так вот, никаким Собором, равным или высшим по статусу, эти каноны отменены не были, ну, а решение заведомо низших по статусу инстанций восприниматься в качестве отмены обсуждаемых нами канонов не могут.
В прошлых видео я говорил о примерах канонических нарушений со стороны священнослужителей, но вот те каноны, которые я озвучил, их, по понятным причинам, нарушают именно миряне, поскольку лица в духовном сане уже не могут вступать в брак. Справедливости ради отмечу, что в значительном большинстве случаев миряне не знают об этих правилах Церкви, и получается нарушают их по неведению. Но мне уже за мою жизнь довелось наблюдать немало примеров, когда миряне, но прежде всего мирянки, до заключения такого брака, обратившись к священнику, слышали от него, что каноны Святой Церкви не дозволяет выходить замуж за неправославного. Я думаю, что вы не удивитесь, узнав, что в большинстве случаев реакция тех, кто спрашивал была такая: ну, всё равно поженимся. И поступали, в общем, как хотели. Я допускаю, что и в комментариях к этому моему видео тоже могут звучать какие-нибудь высказывания в духе того, что: а вот люди любят друг друга, что вы вообще вмешивайтесь, люди должны быть свободными, вот за кого хотят, за того пусть и выходят замуж, а вы тут со своими какими-то устарелыми, древними правилами ещё, просто людям людям жизнь усложняйте, ‒ ну, и так далее, и тому подобное. Я прекрасно понимаю, что немногие готовы слушать и прислушиваться, ну, вот, собственно, для этих немногих я и записываю данное видео. Здесь я хотел бы сказать, что, в целом, такое отношение к канонам, знаете, как будто вот там Церковь, или конкретно святые отцы, которые принимали эти каноны, ‒ они просто, вот, сидели и специально придумывали как бы нам усложнить жизнь ‒ жизнь людей, какие бы нам такие правила придумать, чтобы им сложнее жить стало. Вот такое отношение к канонам доводится встречать со стороны тех людей, которым следовать канону не хочется. Вот, мол, какие-то там древние епископы просто не любили людей, поэтому они и придумали все эти каноны. Ну, на самом деле, всё как раз-таки с точностью до наоборот обстоит, потому что посредством канонов святые отцы указывали вещи, которые не угодны Богу, и, соответственно, человек, который совершает вот эти вещи, неугодные Богу, ‒ он вступает на путь, который приводит его к страданиям и к мучениям ещё в этой жизни. Святые отцы прописали эти каноны как раз-таки из-за того, что они любили людей и хотели предостеречь людей, как своих современников, так и потомков, нас, от всего того, что делает жизнь человека несчастной и направляет её совсем не туда, куда стремится христианин. А то, что вот эти межрелигиозные (и так далее) браки ‒ они очень часто приводят к несчастью, я видел очень много раз. Но мои личные наблюдения в данном случае, конечно, не могут претендовать на что-то всеобъемлющее, однако же я читал и в социологических исследованиях, что межрелигиозные браки наименее прочны по сравнению с остальными браками: по сравнению с браками людей одного мировоззрения, одной веры. У нас и так, конечно, сейчас браки очень непрочны, но даже по сравнению с этим межрелигиозные браки еще более хрупкие, и это неудивительно, потому что вера составляет самое главное ‒ сердцевину жизни человека. Если муж и жена в этом самом главном не едины, то это лишь вопрос времени, когда для них вот это внутреннее неединство станет очевидно и будет проявлять себя в разных и разных неприятных обстоятельствах.
И вот это видео меня, собственно говоря, тоже побудило записать очередное письмо, которое я получил от женщины, которая вышла замуж за иноверца, и это очень быстро привело к каким-то, вообще, ужасным, кошмарным вещам. И она мне написала, что в то время, когда она решалась на этот шаг, она посмотрела видео какого-то священника в интернете, который говорил, что: да, это можно, всё в порядке. И я понял, что всё-таки необходимо сказать, что: нет, не всё в порядке, нет, на самом деле согласно канонам Церкви ‒ нельзя. Эти каноны Церковь как любящая мать приняла для того, чтобы уберечь вас от беды. Мне, конечно, могут сказать, и наверняка напишет кто-то в комментариях: а вот есть примеры хорошие таких вот браков с еретиком, или браков с иноверцем, или браков с неверующим; что вот, бывает же, что люди, вступая в такие браки, хорошо потом живут. Да, действительно, бывают, но это либо те случаи, когда верующая православная страна перестала быть по факту верующий православной; либо в тех в тех случаях, когда неверующая сторона искренне приняла православие, ну или уже на пути к принятию крещения, фактически, готовится в статусе оглашенного. Но, а у тех, которые, вот, и не так, и не так, а в чистом виде там православный воцерковленный один, а другая сторона неправославная, и при этом они жили бы довольно долго душа в душу, ‒ таких мне известно, ну, просто, исключительно малое количество, настолько малое, что можно назвать это исключениями, которые подтверждают правила.
Но и в этих исключениях, опять же, я знаю о том, что православная сторона всё равно имеет скорбь о том, что супруг или супруга еще неверующая, не разделяет веру христианскую. Да и то, даже в этих исключительных случаях, которые мне известны, православная сторона всё-таки, вступая в такой брак, не знала, что она нарушает канон, а иногда и была в заблуждении со стороны священника, который благословлял такой брак. А вот чтобы кто-то сознательно вступил в такой брак, зная, что он попирает церковные каноны, делает неугодное Богу, и после этого жил долго и счастливо, ‒ таких примеров мне неизвестно. Некоторые, возможно, скажут, как нередко в таких случаях говорят: ты просто не любишь людей, тебе вот не жалко, а человек влюбился, почувствовал, у него такие чувства, люди жить друг без друга не могут, ну, вот, как взять и сказать им, что ‒ нет, нельзя им быть вместе. На самом деле жалко мне людей, конечно жалко. Как я уже сказал, такие вот истории наблюдал лично: как можно не пожалеть людей, которых ты лично наблюдаешь? Даже по глупости было у меня так: давно, когда я как-то пытался сохранить людей, находящихся в таком браке, потому что мне было жалко их, ну и там была надежда на то, что неправославная сторона примет православие, были какие-то подвижки к этому, но, в итоге, всё закончилась просто кошмарно. И сейчас я могу сказать, что именно потому что мне жалко людей, я и говорю о том, что необходимо следовать вот тем канонам, которые я привел ранее. И отцы собора эти каноны принимали именно потому, что им было жалко людей, и они хотели уберечь их. Сколько я знаю историй, которые начинались с того что, вот, воспринималось самими участниками как просто великая любовь. И вот они в этой своей великой любви вступали в брак и заканчивалось это таким кошмаром, что вы даже представить себе не можете. Мне могут сказать: у вас, там, тоже православные разводятся, тоже, бывает, плохо заканчиваются ‒ да, да, бывает. Но по моим наблюдениям всё-таки вот в этих разных межрелигиозных браках такого бывает гораздо больше.
И, кстати говоря, в тех случаях, когда я наоборот, указывая на каноны Церкви помогал некоторым принять решение о прекращении такого неугодного Богу брака, делала людей счастливыми, причём всех супругов. Помню, мне писала одна молодая женщина, которая вышла замуж за язычника. И вот они не так много прожили друг с другом, и уже у них возникли трения именно на почве религиозной, но она спрашивал моего совета, намереваясь всё-таки как-то сохранить этот брак, но я ей показал вот эти каноны Церкви. Как священник я не могу предписывать людям, что им там делать: женись или разводись, ‒ решение принимает сам человек. Но я объяснил ей, что Церковью такие браки не благословлены. И она развелась со своим мужем язычником, а уже через год она нашла себе хорошего православного мужа и написала мне, что ждет ребенка, и её бывший муж язычник нашел себе жену язычницу и тоже счастлив в браке, и никто из них друг на друга не обижен, все довольны тем, как все обернулось. Ну, конечно, я понимаю, что всё, что я сейчас сказал, что я сейчас привел ‒ это многих желающих поступать по своей воле нисколько сколько не убедит, и они будут спорить, не соглашаться, приводить какие-нибудь примеры своих знакомых, или, там, случаи из истории. Ну, что я могу сказать этим людям: воля ваша, моё дело было лишь засвидетельствовать о церковных канонах и постараться объяснить, почему они именно таковы. А кто хочет пренебречь этим свидетельством, пренебречь этими канонами, разумеется, я никак на это повлиять не смогу, но я знаю, что все-таки есть люди, которые могут прислушаться, и вот для них я это всё записал, чтобы уберечь их от беды, и если вот уже практически человек спрашивает: а если вот чувства есть к человеку неправославному, там, другой веры, неверующему, и если этот человек готов изучать веру православную и искренне принять её до того, как вы заключите брак, то вот это ‒ единственная возможность благословенного Богом союза с этим человеком. Если же этот человек не хочет принимать православие и это его вполне однозначная позиция, тогда нужно молиться о том, чтобы Господь избавил от чувства к этому человеку, прекращать общение, и Господь со временем поможет избавиться от этой привязанности. Также я знаю, что у некоторых православных женщин есть такая установка, что надо обязательно выйти замуж любой ценой хоть за кого ‒ и именно такая установка толкает некоторых, я это знаю точно, на замужество с неправославным, ну и ни к чему хорошему это не приводит, очень многие в таких браках теряют веру, становятся отступниками / отступницами, ну, а если даже не теряют веру, живут и мучаются очень многие. Ну, я считаю, что, в принципе, такая установка ‒ «выйти обязательно замуж любой ценой» ‒ унижает христианку, и у искренне верующей христианки такой установки быть не должно. Надо искать не того, что я хочу, а того, что Господь даст, что Господу угодно.
Ну, вот, пожалуй, и всё, что я хотел сказать по данной теме. Благодарю за внимание, и Храни вас Господь.
Комментировать