В поисках утерянного счастья

Вале­рий Духа­нин,
пре­по­да­ва­тель Николо-Угреш­ской Духов­ной семи­на­рии

Навер­ное, каждый хоть немножко, порой неосо­знанно, но чув­ствует, что кро­ется за этим уди­ви­тель­ным, теплым словом. Сча­стье – это когда ты любим и вза­имно любишь, и когда любя­щие друг друга рядом.

Допу­стим, если муж горячо любит жену, а жена – мужа, то они счаст­ливы. Если дети любят роди­те­лей, а роди­тели – детей, они счаст­ливы. Если люди любят друг друга, они счаст­ливы. Потому что когда в твоем сердце любовь и ты знаешь, что любят тебя, то у тебя есть все – пол­нота жизни, радость, свет, сча­стье. Такая любовь силь­ней всех встре­ча­ю­щихся невзгод, так как невзгоды дей­ствуют со сто­роны, а любовь изнутри согре­вает сердце.

Есть земное сча­стье, когда любят здесь, на земле, в таком случае оно бывает корот­ким и имеет конец. Но сча­стье может быть и небес­ным, вечным — когда любят Бога — Небес­ного Отца и чув­ствуют, что любит и Он.

Один поэт запе­чат­лел эту истину в таких стро­ках:

Как счаст­лив тот, кто верит свято
В ученье чистое Христа.

Его душа, как даль заката,
И без­мя­тежна, и чиста.
Всем серд­цем ощущая Бога,
Вле­ко­мый к свет­лым небе­сам,
Он гово­рит: «Где Бог — там сча­стье,
Бог в Небе­сах — и сча­стье там».

Вы, конечно же, слы­шали про совре­мен­ного нам старца архи­манд­рита Кирилла (Пав­лова), при встрече с кото­рым люди чув­ствуют уди­ви­тель­ную любовь, тепло, муд­рость. Он прошел Вторую Миро­вую войну. В осво­бож­ден­ном Ста­лин­граде он как-то среди раз­ва­лин дома из мусора поднял книгу: «Стал читать ее и почув­ство­вал что-то такое родное, милое для души. Это было Еван­ге­лие. Я нашел для себя такое сокро­вище, такое уте­ше­ние!.. Собрал я все листочки вместе — книга раз­би­тая была, и оста­ва­лось то Еван­ге­лие со мною все время. До этого такое сму­ще­ние было: почему война, почему воюем? Много непо­нят­ного было, потому что сплош­ной атеизм был в стране, ложь, правды не узна­ешь. А когда стал читать Еван­ге­лие — у меня просто глаза про­зрели на все окру­жа­ю­щее, на все собы­тия. Такой мне баль­зам на душу оно давало. Я шел с Еван­ге­лием и не боялся. Нико­гда. Такое было вооду­шев­ле­ние! Просто Гос­подь был со мною рядом, и я ничего не боялся». Так чело­век услы­шал весть высшей, небес­ной любви и отклик­нулся на нее, а затем при­об­щил к этой вести и многих других.

Но если это так, то почему столько людей, хотя и знают о Боге и Еван­ге­лии, но испы­ты­вают глу­бо­кое внут­рен­нее оди­но­че­ство, ока­зы­ва­ются перед какой-то без­дной, думают, что ни откуда не будет помощи? Тогда ощу­ща­ется, насколько мы далеки от сча­стья. Почему?

Если оби­тель сча­стья — сердце, то, может быть, в нем хра­нится раз­гадка этой про­блемы?

В жизни мы все можем наблю­дать духов­ный закон: «Ничто не про­хо­дит бес­следно». Все, что мы делаем, гово­рим или даже просто желаем и думаем – отпе­чат­ле­ва­ется в нашем сердце. Ум сохра­няет лишь малую долю встре­ча­е­мого. Рас­су­доч­ная память, подобно ситу, задер­жи­вает только самое круп­ное. Но сердце хранит пись­мена всего, что прошло через душу, с чем сопри­кос­нулся наш внут­рен­ний мир.

Вы можете задаться вопро­сом: а что такое, вообще, сердце? — Это не просто один из телес­ных орга­нов, но еще и сре­до­то­чие духов­ной жизни, серд­це­вина чело­ве­че­ской души.

Состо­я­ние сердца — зер­кало внут­рен­него мира чело­века, того, чем он живет на самом деле. В сердце сум­ми­ру­ется все, что мы помыш­ляем и чув­ствуем. От этого оно либо сияет как солнце, пода­вая свет и тепло окру­жа­ю­щим, либо упо­доб­ля­ется черной дыре, спо­соб­ной только погло­щать на своем пути все.

Можно при­ве­сти такое срав­не­ние. Легкие засо­ря­ются от частого вды­ха­ния выхлоп­ных газов и пыли. А сердце — когда оку­на­ется в дурные, нечи­стые мысли. Легкие исце­ля­ются, вдыхая свежий, чистый воздух — в лесах или у моря. А сердцу легко и сво­бодно от добрых, чистых мыслей и чувств.

Выхо­дит, многое зави­сит от мыслей и чувств чело­века?

Да! Но в совре­мен­ном мире мысль при­зна­ется за что-то неваж­ное. Законы осуж­дают лишь пре­ступ­ное дело или изредка слово, а не пре­ступ­ную мысль — послед­ней они не в силах запре­тить или как-то пре­пят­ство­вать.

Но с чего начи­на­ется любое пре­ступ­ле­ние? — С мысли! Потому и совер­ша­ются зло­де­я­ния, что прежде в душу запал дурной помы­сел или дурное чув­ство.

А высо­чай­шее твор­че­ство, гени­аль­ные откры­тия и просто чистые, добрые поступки — с чего начи­на­ются? С глу­бо­кого и неви­ди­мого вдох­но­ве­ния, родив­ше­гося в тай­ни­ках души.

Если вам скажут, что сердце бывает ней­траль­ным в отно­ше­нии добра или зла, то это неправда. Ведь сердце — это алтарь души, а алтарь всегда чему-либо посвя­ща­ется. Даже без­раз­ли­чие ко всему есть посвя­ще­ние себя духу апатии. И вновь повто­римся: чело­век — это храм, в кото­ром сердце — свя­щен­ный алтарь, где при­но­сятся жертвы в виде чувств, жела­ний, стрем­ле­ний.

Как гово­рил пре­по­доб­ный Мака­рий Вели­кий, «Бог есть наи­выс­шая кра­сота». И кто в глу­би­нах сердца обра­ща­ется к Богу, тот сопри­ка­са­ется с вечной, допод­лин­ной Кра­со­той, Кото­рая укра­шает чело­века нетвар­ными дра­го­цен­но­стями. Но если эта Кра­сота отсут­ствует в душе, значит, там — без­об­ра­зие. А разве может такая душа быть счаст­лива?

Герой древ­ней мифо­ло­гии Эдип долго искал, кто же вино­вен в бедах страны. И после долгих поис­ков ока­за­лось, что вино­вен он сам. Дей­стви­тельно, часто раз­гадка всех наших несча­стий кро­ется в нас самих!

Итак, необ­хо­димо познать себя. Теперь это, пожа­луй, самое труд­ное заня­тие. Все сред­ства мас­со­вой инфор­ма­ции, весь ритм совре­мен­ной жизни направ­лены на внеш­ние пере­жи­ва­ния, на при­ня­тие огром­ного потока разных све­де­ний. При этом рас­тре­во­жен­ное сердце оста­ется без глу­бин­ного знания; полу­чен­ный объем инфор­ма­ции ока­зы­ва­ется огром­ным как воз­душ­ный шар, но пустым внутри. Пыта­ясь разо­браться в про­ис­хо­дя­щем, чело­век при­хо­дит к бес­смыс­лице и разо­ча­ро­ва­ниям.

Но разве воз­можно понять про­ис­хо­дя­щее, если от нас сокрыты его при­чины? А при­чины внеш­них собы­тий нахо­дятся внутри самого чело­века. Поэтому как мы поймем смысл того, что во вне, если не знаем то, что внутри нас? Еще древ­ние фило­софы зада­чей жизни ста­вили позна­ние себя.

Чело­век — малый космос, познать свой внут­рен­ний мир, значит, найти ключ к раз­гадке смысла Все­лен­ной. Потому что, только познав себя, можно научиться изме­нять себя, а через это — и внеш­ний мир. Цер­ков­ные же писа­тели ука­зы­вали даже боль­шее: «Хочешь ли познать Бога? Познай прежде себя самого» (авва Ева­грий).

Давайте попы­та­емся познать себя и для этого загля­нем внутрь соб­ствен­ной души. То, что мы увидим, заме­ча­тельно опи­сы­вает свя­ти­тель Феофан Затвор­ник: «Видали вы, как туман сте­лется по долине? Вот это точный образ мыслей наших. Все они пол­зают и сте­лются по земле. Но кроме этой низ­ко­ход­но­сти они еще бурлят непре­станно, не стоят на одном месте, тол­кутся как куча кома­ров летом… Под ними лежит сердце, и от них в сие сердце непре­станно падают удары и про­из­во­дят соот­вет­ствен­ное себе дей­ствие. Какая мысль, такое и дви­же­ние сердца. Отсюда — то радость, то досада, то зависть, то страх, то надежда, то само­уве­рен­ность, то отча­я­ние одни за дру­гими воз­ни­кают в сердце. Оста­новки нет, и порядка ника­кого, так же как и в мыслях. Сердце непре­станно дрожит от чувств как оси­но­вый лист».

Сколько мук достав­ляют душе чело­века стра­сти зави­сти, гор­до­сти, уныния, мести, кото­рые все воз­ни­кают почти что на пустом месте. Какая-то внут­рен­няя закваска греха и порока при­ме­шана к нашему сердцу.

Пре­крас­ное срав­не­ние ука­зы­вает свя­ти­тель Феофан: «Путник в горах видит пещеру, вход в кото­рую при­крыт раз­рос­ше­юся травою, внутри — мрак. При­ло­жив ухо, он слышит там шипе­ние змей, рыча­ние и скре­жет зубов диких зверей — это образ нашего сердца… Спра­вед­ливо один из подвиж­ни­ков, вни­ма­тель­ных к себе, созер­цал сердце чело­ве­че­ское полным змей ядо­ви­тых, кото­рые суть стра­сти. Когда заго­ра­ется какая-либо страсть — это то же, как бы змей выхо­дил из сердца и, обра­ща­ясь на него, уязв­лял его своим жалом. И когда выпол­зает змей — больно, и когда жалит — больно…»

Есть такая притча. Один гос­по­дин, отправ­ля­ясь в путь, оста­вил в своем вино­град­нике двух сто­ро­жей — сле­пого и хро­мого. Он думал, что ни тот, ни другой не смогут обо­рвать ягоды вино­града. Но когда слепой узнал от хро­мого о богат­ствах сада, то при­ду­мал сле­ду­ю­щее: он поса­дил на себя хро­мого и заста­вил его рвать ягоды. Хозяин вино­град­ника заме­тил следы хище­ния. Сто­ро­жей позвали на допрос. Тогда слепой стал сла­гать вину на хро­мого, говоря, что без него он не мог бы найти и дорогу к вино­граду. А хромой стал обви­нять слепца, без кото­рого он никак не мог бы достать вино­град. Гос­по­дин вино­град­ника велел снова поса­дить хро­мого на плечи сле­пого и оди­на­ково нака­зать обоих. Слепец — это душа чело­века, а хромой — его тело. Оба повре­ждены грехом и оба часто согла­ша­ются делать недоб­рое.

Совер­шенно оче­видно, что, хотя каждый желает сча­стья, поступки изоб­ли­чают испор­чен­ность, болез­нен­ность чело­века — венца тво­ре­ния. А разве может быть чело­век счаст­лив, нося в себе самом неви­ди­мый, мучи­тель­ный огонь?

Горит, а мы того не знаем,
Трещит — не ощу­щаем жар,
И даже не подо­зре­ваем,
Что есть неви­ди­мый пожар!
А он вовсю бушует рядом —
Огонь грехов и дым стра­стей,
Увы, не раз­ли­чи­мый взгля­дом
Для согре­ша­ю­щих людей.
Что платим, то и полу­чаем —
Все ближе, ближе, ближе жар.
А мы, увы, не заме­чаем
Этот неви­ди­мый пожар!

Е. Санин

Итак, вни­ма­тель­ный и прав­ди­вый взгляд в глубь соб­ствен­ной души откры­вает ее испор­чен­ность. Мы глу­боко повре­ждены духовно — это оче­видно. А что из этого сле­дует? Помните, герой фильма «Элек­тро­ник» как-то сказал:
— Я могу раз­ви­вать ско­рость до трех­сот кило­мет­ров в час.

Двой­ник Элек­тро­ника Сережа Сыро­еж­кин обра­до­вался:
— Так тебя надо на миро­вые сорев­но­ва­ния!

Но Элек­тро­ник отве­тил:
— Мне не нужны призы. Я хочу чело­ве­ком стать.

У каж­дого из нас задача намного легче, потому что Элек­тро­ник был робот, а мы — уже люди. Нам всего лишь надо стать чело­ве­ком в том под­лин­ном смысле, в каком он создан Богом, а создан он был духовно кра­си­вым, силь­ным, вечным, счаст­ли­вым.

У вели­чай­шего свя­того, пре­по­доб­ного Симеона Нового Бого­слова есть такая мысль: «Чтобы пришел Врач, надобно при­звать Его; чтобы при­звать, надобно уви­деть болезнь и почув­ство­вать ее». Только тот, кто увидел недо­статки своей души, увидел все без­об­ра­зие греха, захо­чет осво­бо­диться от этого.

Одна­жды к извест­ному шот­ланд­скому док­тору Джемсу Симп­сону (1811–1870), кото­рый открыл обез­бо­ли­ва­ю­щие свой­ства эфира и хло­ро­форма, подо­шел моло­дой чело­век, чтобы похва­лить его за вели­кие откры­тия. Доктор сказал:
— Моло­дой чело­век, вели­чай­шие откры­тия, кото­рые я когда-либо сделал, это, во-первых, то, что я сознал себя греш­ни­ком, и, во-вторых, что Иисус Хри­стос — мой Спа­си­тель.

Грех, посе­лив­шийся в душе, не может быть побеж­ден одной только силой души. Необ­хо­димо особое духов­ное лекар­ство — помощь свыше. Осво­бо­дить душу может только Тот, Кто Сам не имеет греха и Кто побе­дил грех на кресте Своими стра­да­ни­ями — Хри­стос Спа­си­тель. Только при­ня­тие бла­го­дати Божией спо­собно увра­че­вать сердце от вся­кого недуга, изгнать из него всякую гре­хов­ную змею.

Итак, испор­чен­ность души чело­века видна. Кто может исце­лить душу — ясно. Оста­ется послед­ний вопрос: как?

Открой сердце Богу!

Совре­мен­ный духов­ник и старец отец Иоанн Кре­стьян­кин пред­ло­жил такой совет: «Многие люди думают, что жить по вере и испол­нять волю Божию очень трудно. На самом деле — очень легко. Стоит лишь обра­тить вни­ма­ние на мелочи, на пустяки и ста­раться не согре­шать в самых малень­ких и легких делах. Это самый про­стой и легкий способ войти в духов­ный мир и при­бли­зиться к Богу».

Древ­ний вели­кий скуль­птор Фидий ваял статуи изу­ми­тель­ной кра­соты. Одна­жды его спро­сили, как он достиг такого совер­шен­ства. Фидий отве­тил: я беру камень и отсе­каю от него все лишнее. Так и сердце чело­ве­че­ское станет чистым, сво­бод­ным, кра­си­вым только тогда, когда от него будет отсе­чено все лишнее — гре­хов­ное и пороч­ное.

В душе воз­ни­кают дурные мысли и чув­ства — не при­ни­май.

Неви­ди­мый враг клонит тебя ко греху — обра­тись ко Гос­поду.

Если Бог создал небо и землю, сотво­рил чело­века с его уди­ви­тель­ной душой, неужели Он не сможет исце­лить и очи­стить сердце, водво­рить в нем покой и мир?

Чело­век потому не испы­ты­вает пол­ноты сча­стья, что помнит о Боге только поверх­ностно, как о чем-то посто­рон­нем. «Сын мой, отдай сердце твое мне» (Притч. 23:26), — гово­рит Гос­подь. Кто примет Его не одним умом или логи­кой холод­ного рас­судка, а самым серд­цем — тот ста­но­вится счаст­лив.

Иногда в отно­ше­нии Церкви выска­зы­вают два, причем про­ти­во­по­лож­ных друг другу, упрека.

Первый — что Цер­ковь будто пре­се­кает любую ини­ци­а­тиву чело­века, подав­ляет его само­сто­я­тель­ность.

Второй — что Цер­ковь не может меха­ни­че­ски помочь чело­веку, кото­рый, напри­мер, сходил раз в храм, поста­вил свечку, про­чи­тал дома молитву, а страсть (допу­стим, вино­пи­тия) не про­пала. Как же так?

На самом деле, Цер­ковь ценит исклю­чи­тель­ность каж­дого чело­века и ищет, чтобы чело­век увидел в себе дары Божий, смог рас­крыть их и при­ло­жил соб­ствен­ные силы для победы над всем дурным в себе. Потому и Гос­подь не избав­ляет чело­века от стра­сти меха­ни­че­ски, чтобы он про­явил свою сво­бод­ную волю, пока­зал, что он дей­стви­тельно хочет и ищет помощи. И когда жела­ние чело­века ста­но­вится горя­чим, испол­нен­ным веры, тогда Бог избав­ляет его.

Святой Иоанн Зла­то­уст гово­рил: «Если будем памя­то­вать, что везде пред­стоит Бог, все слышит, все зрит — и не только дела и слова наши, но и наме­ре­ния и помыш­ле­ния наши, в таком случае мы ничего без­за­кон­ного не дерз­нем ни сде­лать, ни ска­зать, ни помыс­лить».

А если не только памя­то­вать, но и обра­титься к Нему с искрен­ней, чистой душой, от всего сердца? К Тому, Кто нам ближе всех. Ведь Он не сты­дился назвать Себя нашим Отцом! Во всяком случае, это тот путь, на кото­ром многие обрели насто­я­щее сча­стье.

Данная статья под­го­тов­лена на основе главы из книги В. Духа­нина «Мир Пра­во­сла­вия», кото­рая гото­ви­лась к изда­нию Изда­тель­ским Сове­том Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви в 2005 г.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки