Постижение истины в светских и богословских науках

  • идет примерно одинаково. В светских науках постижение идет от простого к сложному. Но все равно, когда накапливается очень много знаний, по какой-либо области знаний, их надо систематизировать. Например, компьютерные технологии. Помню, один авешник рассказывал об этом.

    В богословских науках немного по другому. Если только в Истории Церкви раскрытие истины идет в хронологической последовательности. А в остальных богословских науках, если обучение идет в специальных заведениях, то некая систематизация все-таки есть.

    Самое главное, если человек не обучался ни в каком специальном духовном заведении, то систематизацию накопленных знаний ему надо будет проводить самому. Если систематизацию не проводить, то это будет просто куча знаний. Знание состоит из определенных утверждений. Поэтому их надо располагать в логической связи с другими. Короче надо наводить порядок в них. И тут встает вопрос, как наводить порядок в знаниях?

    Порядок наводится за счет Благодати Божией. Поэтому преп. Серафим и оставил нам завет. Стяжание Благодати это спасение. И слова Христа, могущий вместити, да вместит. Тоже говорят о стяжании Благодати. Поэтому без Благодати невозможно навести порядок в знаниях и связать каждую истину с реальной ситуацией из жизни.

    Примерно такая картина наблюдается в дневниках о детях, рожденных вне брака. Знаний много у всех по этому вопросу, но к конкретной какой-то истине, к конкретному общему результату не пришли. А все дело в отсутствии Благодати в нас.