Источник

Беседа на всеблаженное Успение Всенепорочной Госпожи нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Святого Григория Паламы, ариепископа Фессалоникийского

Настоящее мое слово к любви вашей вызывается и любовию и необходимостию. Я говорю не потому только, что, по причине своей любви к вам, желаю, чтобы спасительное слово достигло вашего боголюбивого слуха и, таким образом, напитало ваши души; но и потому, что мне весьма потребно, совместно с похвалами в церкви, излагать величие Приснодевы и Богоматери. И как желание, будучи сугубым против обыкновенного, побуждает и склоняет, так и неизбежная необходимость вынуждает; хотя слово не может постигнуть того, что выше всяких слов, подобно тому, как глаз не может, пристально взирать на солнце. А пoелику несвойственно говорить о том, что выше слов, то любовь к Богоматери должно освящать по преимуществу песнопениями. Если честна смерть преподобных (Пс. 115:6), и память праведнаго с похвалами (Притч. 10:7): то насколько более – память Святейшей святых, чрез Которую – всякое освященние святым, – память Приснодевы и Богоматери, каковую (память) нам прилично сотворить с величайшими благохвалениями? Мы ныне празднично и творим святое успение или преставление, чрез которое умаленная на краткое время пред ангелами, превзошла без сравнения ангелов и архангелов, и сущие над ними премирные Силы Своей близостью к Богу, и от века предначертанными и совершившимися над Нею чудными делами. Ибо ради Нее были предречения богодухновенных пророков, чудотворения, предуказавшие на великое чудо вселенной – Сию Приснодеву и Богоматерь; установления Духа, разнообразно прообразовавшая будущую действительность; обетования о рождении Имеющей родить бессеменно Рождаемого от Бога Отца предвечно… Царь всяческих возжелал таинственной красоты Приснодевы, как предрек Давид, и в Нее вселилась воплотившаяся Сила Всевышнего не чрез мрак и огонь, как богодухновенному Моисею, и не посредством бури и облаков, как пророку Илии явила Свое присутствие; а непосредственно, без всякой завесы Сила Вышнего осенила всепречистое и девственное чрево. А пoелику осеняющее обыкновенно рождает свой образ и сообщает осеняемому свой собственный вид, то образовавшееся из обоих – Силы Всевышнего и девственного чрева было воплотившееся Слово Божие. Так несказанно вселилось в Нее и из Нее произошло облеченное плотию Слово Божие, и на земли явися и с человеки поживе (Вар. 3:38), обожив нашу природу и даровав нам, согласно с Божественным Апостолом, то, в няже желают ангели приникнути (1Пет. 1:12), и в этом – чудное прославление и пречестная слава Сей Приснодевы, Которой покоряются всякий ум и слово, даже и ангельское. А какое слово в состоянии изъяснить то, что было после неизреченного рождения? Ибо, содействовавшая и сострадавшая свыше произведенному чрез Нее истощанию Слова Божия, Она и спрославляется вместе с Ним, по достоянию сопревозносится, прибавляя величия к чудным величиям. Но и по восшествии на небо Воплотившегося из Нее, Она, по доставленному Ей от Него, превосходящему ум и слово, величию, как бы соревновала Ему многообразными подвигами и молитвами, а также попечениями о всем мире, ободрениями проповедников во всех концах земли; и вообще для всех Она была единственною опорою и утешением, всячески содействуя благовестию Евангельскому и, ясно являя Сама на Себе и жизнь исполненную борьбы и господство над умом и словом. Посему, конечно, живоносна и смерть Ее, переводящая в небесную и бессмертную жизнь; и воспоминание ее есть радостный праздник и всемирное торжество. Руками Сына Ее был принят богоносный дух Приснодевы; Им же немного спустя, и родственное оное тело было переселено в вечную и небесную обитель. Все это справедливо и вполне приличествовало. В самом деле, многие удостоились от века Божественного благоволения, славы и могущества, как и Давид говорит: мне же зело честни быша друзи Твои, Боже, зело утвердишася владычествия их. Изочту их, и паче песка умножатся (Пс. 138:17, 18). Многи дщери, – по Соломону, – стяжаша богатство, и многи сотвориша силу (Притч. 31:30): Сия же – Пресвятая Дева предъуспела и превознеслася над всеми и всем: Она Единая, ставши между Богом и родом человеческим, сотворила Бога сыном человека, а людей сделала сынами Божьими; Она сделала землю небом и обоготворила род человеческий; Она Единая из всех превыше всякого естества явилась Материю Бога по естеству, а чрез несказанное рождение стала царицей всякой сущей в мире и премирной твари, и, возвышаясь таким образом над подчиненными Ей чрез Нее Самое и делаясь Сама причастницей высшего избрания чрез Божественного Духа, Она является высочайшей из превознесенных и блаженнейшей царицей блаженного рода.

Ныне же Имущая небесное приличное жилище, как бы Ей Самой соответствующий чертог, в который ныне переселилась от земли, предстала одесную Вседержителя в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена (Пс. 44:10), согласно изречению о Ней Псалмопевца пророка. Под одеждою позлащенной разумей боголепное тело Ее, преиспещренное многоразличными добродетелями: ибо Она единая ныне вместе с Сыном в богопрославленном теле имеет небесное обиталище: пoелику земля, гроб и смерть не имели власти удержать до конца живоначальное и богоприемное тело лучшее неба и неба небес жилище. И подлинно, если душа, имевшая обитающую (в ней) благодать Божию, оставляя земное, возносится к небу, как это стало ясным из многих примеров, и мы верим этому: то как могло быть не вознесено от земли на небо тело, не только приявшее в себя Сего Единородного и Предвечного Сына Божия, неиссякаемый источник благодати, но и родившее и явившее Его? Как соделалась бы Перстию, подвергшись тлению, Та, Которая, еще будучи трехлетней, и еще не имея в Себе Пренебесного Вселившегося, еще не рождая воплотившегося, обитала во Святом святых? Посему и родившее естественно тело спрославляется богоприличной славою (вместе) с рожденным и совоскрешается, по пророческой песне, вместе с прежде воскресшим тридневно Христом кивот святыни Его. Было и доказательство воскресения Ее из мертвых для апостолов – плащаница и погребальные одежды, одни лишь и оставленные во гробе и одни только найденные в нем пришедшими для осмотра: точно так же, как было и ранее относительно Сына Ее и Господа. Но не было нужды, чтобы Она еще некое время пребывала на земле, как Сын Ее и Бог; и потому Она прямо из гроба была вознесена в пренебесное жилище, откуда сияет светозарным и Божественнейшим блеском, освещая оттуда всякое земное достояние, и за это всеми верными поклоняемая, восхваляемая и воспеваемая. Даже и то, о чем сказано в начале, что Она была унижена на краткое время пред ангелами, (разумеем вкушение смерти), – и это должно служить к умножению во всем величия Богоматери. Посему и справедливо все соединяется и содействует нынешнему торжеству.

Итак, надлежало, чтобы Вместившая Исполняющего все и Сущего превыше всего и Сама достигла всего и стала превыше всего Своими добродетелями и высотою достоинства. И посему то, что всем от века лучшим отдельным лицам помогало становиться лучшими, и что имеют только облагодатствованные Богом (каждый в отдельности) ангелы и человеки, – все то совмещает Она в Себе, и одна лишь преизбыточествует всем несказанно: приобретением бессмертия по смерти, и обитанием на небе во плоти вместе с Сыном и Богом, и с того времени обильным излиянием оттуда преизбыточествующей благодати всем почитающим Ее. Она даже дарует дерзновение прибегать к Ней, Сущей сосудом толиких благодеяний: щедро раздает блага и никогда не прекращает для нас этого полезного подаяния и щедрой помощи. Глядя на этот источник и сокровищницу всякого блага, кто-либо скажет, что Дева совершает ради добродетели и ради живущих добродетельно то, что для чувственного света и живущих под ним – солнце. Но если он перенесет мысленный взор к Солнцу, пресущественно воссиявшему людям от Девы Сей, – к Солнцу, Которое по природе и в преизбытке имеет все, что даровано Ей по благодати, то Дева тотчас представляется небом: ибо Она по благоволению Божью чрез все благодеяния стяжала наследие настолько драгоценнейшее из поднебесных и пренебесных облагодатствованных, – насколько небо более солнца, а солнце блистательнее неба.

Какое слово может описать боголепную красоту Твою, Богоматерь Дево? Ведь не возможно все Твое изложить рассуждениями и словами: пoелику все оно превосходит ум и слово. Однако же, воспевать необходимо, если Ты человеколюбиво дозволяешь. Ибо Ты – вместилище всех благодатных даров и полнота всякой праведности, – отображение и одушевленный образ всякой благости и всякой доброты, как Единая только всецело удостоенная даров Духа, в особенности же, как Единая имевшая вселившимся во утробе Того, в Ком – сокровищница всех сих, и соделавшаяся чудесной обителью для Него; и поэтому ныне, прейдя чрез смерть в бессмертие, и праведно преставившись от земли на небо, как бы в пренебесные обители, Ты стала сожительницей Ему на вечное время, и там, не оставляя попечений о Своем достоянии, и непрестанными мольбами к Нему умилостивляя Его ко всем. Настолько ближе всех приближенных к Богу Богородица, и настолько больших почестей Она удостаивается сравнительно со всеми (разумею не земнородных только, но и всех даже ангельских священноначалей). О чиноначалиях их еще ранее написал Исаия: И серафимы стояху окрест Его (Ис. 6:2). А о Ней опять – Давид: Предста Царица одесную Тебе (Пс. 44:10). Видите ли различее предстояния? Из этого различия можете уразуметь и различие чина по достоинству: ибо серафимы – вокруг Бога, а близь Его Самого – Единая только Царица, Которая восхваляется и прославляется от Самого Бога, возвещающего как бы о Ней окружающим Его Силам (ангельским) и говорящего, как сказано в Песне Песней: добра еси ближняя Моя (Песн. 6:3) света блистательнейшая, рая Божественного сладостнейшая и всего мира видимого и невидимого прекраснейшая. Но Она по справедливости стала не только вблизи, а и одесную: ибо, где воссел Христос на небесах, там ныне стала и Сия, восшедшая от земли на небо, – не только потому, что желала того, и взаимно более всех была желаема, и по самым естественным законам, но и потому, что Она есть истинный Его престол. Сей престол видел и Исаия среди того херувимского лика и назвал его высоким и превознесенным (Ис. 6:1), показывая (этим) превознесение Богоматери над небесными Силами. Посему пророк и представляет этих ангелов славящими Бога от Нее и говорящим: благословена слава Господня от места Его (Иез. 3:12). Иаков же патриарх, гадательно созерцавший то же, изрек: яко страшно место сие: несть сие, но дом Божий, и сии врата небесная (Быт. 28:17). А Давид опять, соединяя в себе множество спасенных, как бы воспользовавшись некими струнами или различными звуками согласуемыми Сей Приснодевой из различных родов в одно созвучие, припевает к песни о Ней, говоря: помяну имя Твое во всяком роде и роде: сего ради людие исповедятся Тебе в век и во век, века (Пс. 44:18). Видите ли, что вся тварь прославляет Сию Матерь Деву, и не в течение определенного времени, но во век и во век века? Отсюда можно уразуметь, что и Она не перестанет в продолжение всего века благотворить всей твари: говорю не о нашей только твари, а и о самых бестелесных и сверхъестественных чиноначалиях: ибо то, что они вместе с нами чрез Нее Единую приобщаются и прикасаются Богу, Существу неприкосновенному, это ясно показал Исаия: он видел, что серафим не непосредственно взял с жертвенника уголь, но взял посредством клещи, коей он и прикоснулся к пророческим устам, подавая очищение (Ис. 6:6). Это видение клещи было тождественно с тем великим зрлищем, которое созерцал Моисей, – с купиной, объятой огнем и не сгоравшей (Исх. 3:2). Кто не знает, что эта купина и та клеща есть Матерь Дева, неопально приявшая огнь Божества, так как и здесь зачатию прислуживал Архангел, который чрез Нее приобщил человеческому роду Вземлющего грех мира и очистил нас чрез сие неизреченное приобщение? И посему Она Единая только есть посредница между сотворенной и несотворенной природой; и никто не придет к Богу, если только не озарится чрез Нее, как чрез истинно боголепный светильник, пoелику Бог посреде Ея, и не подвижится (Пс. 45:6). Если же воздаяние бывает по мере любви к Богу, и любящий Сына будет возлюблен Им и Самим Отцом, и соделается местопребыванием обоих, таинственно вселяющихся и пребывающих в нем, согласно с обетованием Господним (Ин. 14:21), то кто возлюбит Его паче Матери, Которая не только Его Единородного, но и едина только родила неискусобрачно, дабы Ей быть вдвойне предметом любви Соединившегося (с Нею) и Приобщившегося? Кто более Матери возлюблен был бы Единородным и притом Родившимся от Нее Единой неизреченно в последние времена и предвечно от Единого Отца, как бы ни была умножена, соответственно с приличествующим положением и подобающая Ей по закону честь от Пришедшего исполнить закон? Итак, как чрез Нее Единую Пришедший к нам на земли явися и с человеки поживе (Вар. 3:38), будучи невидим прежде Нее, так и в последующее время Он является всяким источником Божественного просвещения и всецелым откровением Божественных таинств и полным воплощением духовных дарований, будучи, однако, для всех невместимым, кроме Нее. Сама же Она, первая из всех приявшая превосходнейшую полноту Наполняющего все во всем, доставляет всем Вмещенного, уделяя всякому по возможности соответственно и соразмерно чистоте каждого, так что Она есть и хранилище и обладательница богатства Божества. Если же таков вечный закон на небесах, что чрез меньших между большими входят в общение с имеющими большую силу, то, конечно, наибольшее, несравненно, влияние имеет Матерь Дева, чрез Которую приобщаются Богу все, кто бы только ни приобщался; и Ее познают вместилищем Невместимого все, которые лишь знают Бога, и будут воспевать Ее с Богом все, кто только воспевает Бога. Сама же Она есть виновница всего бывшего до Нее и предстательница всех бывших после Нее и посредница вечных благ. Она – предмет предречений пророческих, начальница апостолов, утверждение мучеников, основание учителей. Она – земнородных слава, небесных радование и всей твари похвала. Она – начало, источник и корень неизреченных благ, Она – глава и совершение всякой святыни.

О, Дево Божественная и ныне небесная! Как поведаю все о Тебе? Как прославлю Тебя, Сокровищница славы? Чрез Тебя просветляется зрение разума, чрез Тебя просвещается дух наитием Святого Духа: пoелику Ты соделалась хранилищем и сосудом дарований; однако же, не так, что удерживаешь в Самой Себе, но так, что все исполняешь дарами благодати. Ибо Владетель неистощимых сокровищ предоставляет их Тебе для раздаяния: в противном случае, зачем бы Он создавал блаженство, сокрываемое и нерождаемое? Посему, о Госпоже, подай обильно всему народу Твоему и сему достоянию Твоему от милости Твоей и даров Твоих. Даруй избавление от удерживающих нас бедствий: видишь, сколь многими и великими, внешними и внутренними мы угнетаемся. Твоим могуществом преобразуй все к лучшему; воздай страданиям нашим Твою помощь и врачевство, уделяя душам нашим и телесам щедрую благодать для всего потребную. А если бы мы не могли вместить, соделай нас достойными вмещения и столько удели, чтобы мы, благодатию Твоею спасаемые и укрепляемые, прославили воплотившееся от Тебя нас ради предвечное Слово, со безначальным Его Отцом и Животворящим Духом ныне и присно и в бесконечные веки. Аминь181.

* * *

181

См. Curs. Compl. Patrolog. Migne, tom. CLI, col. 459–474; сравн. рукоп. Mocковск. Синод, библиот. (69–LXX), л. л. 135–139.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle