Источник

Слово на Успение Пресвятой Богородицы. Св Димитрия, митрополита Ростовского

О дивное чудо! Источник жизни в гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает.

Возлюбленные слушатели! Дивная Мать дивного Бога, дивна от начала и до конца Своего: дивна в зачатии Своем, дивна и в житии Своем, дивна в преставлении Своем. Она вся – одно дивное чудо. Дивна в зачатии: быв зачата, по ангельскому благовестию, от неплодных чистых и святых родителей, рождена чисто и свято. Дивна в житии: Она была девствующей Матерью и материнствующей Девою; родила Бога и не повредила Своего девства. Дивна в преставлении: Она Своим гробом не в землю нисходит, но на небо восходит: и лествица к небеси гроб бывает. О, дивное чудо! И мертвец дивен, и гроб дивен. Мертвец живет по смерти: в рождестве Дева, и по смерти жива; а гроб досягает до неба (как утвержденная на земле лествица Иаковлева, верх которой достигал небес): лествица к небеси гроб... Твердо станем умом своим при дивном бессмертном гробе Божией Матери, как при лествице, возводящей к небу, и присмотримся внутренними очами, какие ступени этой лествицы (потому что лествица без ступеней не бывает), какие это – ступени, по которым Божия Матерь взошла на небо в час Своего преставления?

О, дивное чудо! Источник жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает. Было бы не удивительно гробом заградить источник так, чтобы он не источал своей струи; но дивно претворить гроб в лествицу, – и в лествицу, досягающую неба. Точно ли человеческий гроб в три локтя, прямо поставленный на земле, может достигнуть до небесной высоты? Но нужно знать, что здесь гроб разумеется вместо самой смерти. Смерть названа гробом так же, как и лествицей; как гроб в три локтя, так и смерть; а смерть святых перед Господом честна, как лествица, возводящая к небу души святых, и измеряется тремя богословскими добродетелями – верой, надеждой и любовью. И это – мера великая и высокая, досягающая как бы лествицей неба! Потому что вера достигает до лицезрения Божия; надежда – до получения благ, их же око не виде; а любовь – до самого сердца Божия, в котором – источник и начало всякой (чистой) любви. Смерть – лествица. Как лествица имеет две стороны: так и смерть, оканчивающая временную жизнь и начинающая жизнь вечную, имеет две стороны: жизнь оканчиваемую и жизнь начинаемую. И как между сторонами лествицы устрояются и утверждаются ступени для восхождения: так и во время смерти, между жизнью оканчиваемой и жизнью начинаемой, собираются все добрые дела праведного мужа, совершенные в жизни временной, которыми душа, как степенями, восходит к небу, и таким образом смерть или гроб делается лествицей к восхождению: лествица к небеси гроб. Матерь Божия скончавается преблаженнейшею кончиною, умирает бессмертною смертию. С одной стороны – конец временной жизни, с другой – начало жизни вечной, а посреди, как степени, устроенные к восхождению пресвятейшей души Ее – все Ее добродетели, которые кто может исчислить? Кто может исчислить и высказать то, как, какими и сколь многими добрыми делами Пресвятая Дева угодила Богу, Творцу Своему, от юности Своей до блаженнейшей кончины? Скорее изочтешь весною – цветы, летом – колосья, осенью – плоды, зимою – снег, на голове – волосы; скорее изочтешь капли в море, звезды вверху, нежели исчислишь добрые дела богоугождения и достоинства Божией Матери. Оставляя все прочее неудобоисчислимое, я обращаю внимание только на три важнейшие предмета, и представляю их как бы ступенями лествицы и, чтобы яснее показать их, предлагаю вопрос. Спрашиваю: кто преставился? Знаю, что всякий, по усердию к Преставившейся, даст отвт в похвальных выражениях; один скажет: «Божия Матерь преставилась к Сыну Своему и Богу»; другой скажет: «одушевленное небо взято в небеса»; или: «врата непроходимые отнесены в небесные двери»; или: «Божий дом, пречистейший, перенесен в нерукотворенные храмы»; или: «солнце, в котором Высший положил Свое селение, взошло с земли на небо». Всякий, по усердию Своему, скажет что-нибудь похвальное. А я, обращаясь к Самому дивному бессмертному Мертвецу, положенному во гробе только на три дни, спрашиваю: кто – Ты, лежащий здесь? Слышу отвечающий смиренный глас: се раба Господня (Лк. 1:38). Теперь пусть всякий знает, кто преставился: раба Господня преставилась; раба Господня положена в гробе: се раба Господня! Здесь вспомню древнее изречение: «работать Богу – царствовать»; то есть, работать Богу – тоже, что царствовать. Кто – истинный раб Божий, тот – наследник небесного царства, соцарствующий Христу. Если же Пречистая Дева – раба Господня: то Царица, воистинну, всей видимой и невидимой твари. Но, прилежно взирая умом своим на Господа и рабу Господню, как созерцаю Господа моего в трех лицах, единого Отца и Сына и Святого Духа, так и в Рабе Его, а нашей Царице, в одном лице Ее вижу три особые проявления, выразившие работу Божию: иначе Она работала Богу Отцу, иначе – Богу Сыну и иначе Богу Духу Святому. Она была Дочерью Бога Отца, к Которой говорит: слыши, дщи, и виждь (Пс. 44:11), Материю Бога Сына и как бы Невестою Богу Духу Святому; Она поработала Троице Святой верно и истинно в трех особых видах. Здесь опять спрашиваю: эта раба Господня, заслужившая Себе царскую честь, какими степенями достигла до столь великого достоинства, до столь высокой чести, чтобы быть Ей Дочерью Бога Отца, Матерью Бога Сына, уневещенной Девой Бога Духа Святого? Поистине, Она положила восхождение в сердце Своем, положила в жизни Своей степени восхождения к Богу. На уневещение Богу Духу Святому взошла девственной чистотой; на материнство Богу Сыну – смирением: яко призре на смирение рабы Своея (Лк. 1:48); на дщерство Богу Отцу – любовию. А какими степенями Она приблизилась во временной жизни Своей к Богу в Троице единому, теми же степенями Она и в бессмертном успении Своем взошла на небо к Отцу, Сыну и Святому Духу: девственною чистотою, смирением и любовию.

В начале, от юности Своей, Она взошла к Богу Духу Святому девственной чистотой, сделавшись живою Церковью, и одушевленным храмом Его, потому что нигде Дух Святой так обычно не вселяется, как в девствующих: девство, по свидетельству святых Отцев, сродно Ангелам, угодно Богу. А Пречистая Матерь Божия, по свидетельству святого Амвросия, была Дева не только телом, но и духом. Да внимаем умом своим словам этого учителя о Пречистой Деве: «была, – говорит он, – Девой не только телом, но и духом». Что значит телом и духом девствовать? Что значит быть чистым по телу и духу? И так как слово коснулось чистоты: то внемлите не только девствующие, или вдовствующие, или по покаянию хранящие чистоту; но внемлите и супружествующие; ко всем вообще сказал Апостол: не весте ли, яко телеса ваша храм суть живущему в вас Святому Духу? Храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас, и – иже растлит церковь Божию, растлит его Бог (1Кор. 6:19; 3:16, 17). Каждый должен хранить свою чистоту; как девствующие – девственную, и вдовствующие – вдовственную, так и состоящие в супружестве, должны непорочно хранить супружескую чистоту, чтобы быть чистым храмом Святого Духа. Пред Богом как чистота несостоящих в супружестве похвальна, так и супругов честна (брак честен); первых приятна и других не отметна, как нескверная; та славна, но и эта имеет свою особенную славу, по слову Апостола: ина слава солнцу, ина слава луне, и ина слава звездам (1Кор. 15:41). Хотя и иная, однако же, слава каждому своя: солнцу своя, луне своя и звздам своя слава. Эти апостольские слова святой Исидор Пелусиот толкует так: ап. Павел уподобляет солнцу тех, которые возлюбили хранить девство: луне – тех, которые чисто пребывают во вдовстве, звездам – тех, которые в тесном супружестве соблюдают ложе Свое нескверным. Как солнцу должно быть светлым, и луне светлой, и звездам не темным; так и девствующим нужно быть чистыми, и вдовствующим чистыми, и супружествующим чистыми, чтобы все были храмом, достойным Святого Духа. Итак, научитесь все, что значит быть человеку чистым по духу и телу. Всякий человек, сам по себе, двоякий: внешний и внутренний, плотской и духовный. Внешний видим, потому что плотян; внутренний невидим, потому что духовен: непорочна должна быть и двоякая чистота его пред Богом – телесная и душевная, которая есть чистота духа. Напрасно в уме Своем гордится телесною своею чистотою тот, кто старательно не хранит чистоты духа. Напрасно воздержанием обуздывает в себе плотские вожделения тот, кто умом своим мечтает о греховных сквернодеяниях. Напрасно внешний человек почитается чистым, если внутренний оскверняется бесчисленными нечистотами. Тело чисто, а от сердца исходят помышления злые, прелюбодеяния, сквернящие человека, – такой подобен Содомскому яблоку. В книгах пишется: в той стране, где Содом и Гоморра с окрестными городами погублены праведным гневом Божьим, родятся яблоки, весьма красивые по виду, большие и имеющие удивительный цвет, – и если бы кто, невидевший их, впервые увидал, весьма подивился бы красоте их, и предполагал бы в них особенный вкус; но если бы, взяв одно яблоко, разрезал или вкусил, то ничего не нашел бы в нем, кроме одной пыли неприятной, смердящей и вредной. И ты, человек, чистый телом, а душею оскверненный, не подобен ли такому яблоку? Чистота тела твоего, как яблоко по виду прекрасное, а нечистота в теле твоего духа и ума, как прах неприятный, смердящий и душевредный. Таких людей Сам Господь Христос в Евангелии уподобил гробам повапленным, полным смрадных костей, и сказал им: вы есте оправдающе себе пред человеки: Бог же весть сердца ваша (Лк. 16:15). О, если бы можно было заглянуть в сердце по внешности святого, – не один бы нашелся там сгнивший и смердящий труп, мысль нечистая! Итак, нужно знать, что чистота внешнего человека, то есть тела, без чистоты внутреннего человека – духа, не, есть чистота, как это и объясняет Святой Евфимий великий, говоря: «пусть всякий знает, что если кто и не творит греха телом, а любодействует умом, принимая и удерживая худые мысли, соизволяя им и услаждаясь ими, тот – блудник, и не может быть храмом Святого Духа». Святой Дух св. Златоустом уподоблен пчеле: как пчела не входит в смрадный сосуд, так Дух Святой не входит в нечистую душу. Но обратимся опять к словам св. Амвросия, сказанным о Пречистой Деве: «Она была Дева не только телом, но и духом». Дева была телом, соблюдши цвет чистоты Своей нетленным; Дева была и духом, никогда не помыслив о браке. Когда Она проживала во Святом святых, и пришла в возраст брачный, и архиереи и священники повелевали, чтобы, по законному обычаю, оставив церковное обитание, подобно прочим девицам сверстницам, вышла замуж, – то Она ответствовала им: «Я отдана родителями от пелен одному Богу, а потому и обещала соблюсти Свое девство во веки; для Меня невозможно быть сопряженной с смертным человеком, и ничто не может принудить Меня к браку – Деву бессмертного Бога». Архиереи, услышав это, удивились новости вещи, потому что никогда не было девы, обещавшей Богу свое девство во веки: такой в мире Она явилась первая. Кто-нибудь может удивиться, что, по преступлении Адама, Слово Божие не скоро пришло на землю для воплощения и спасения падшего рода человеческого, – даже до половины шестой тысячи лет. Но на земле не находилось ни одной такой девы, которая была бы чиста не только телом, а и духом. Она одна – первая и последняя – обрелась такой; почему ради сугубой чистоты Своей, т. е., телесной и душевной, и удостоилась быть церковью и храмом Святого Духа. А как тогда девственной чистотой Своей Она взошла к Богу Духу Святому, приблизилась и соединилась с Ним в един дух, по сказанному: прилепляяйся Господеви един дух есть с Господем (1Кор. 6:17): так и в пречестном успении Своем Она той же ступенью взошла к небеси, на небеса и превыше небес.

Она взошла к Богу Сыну ступенью смирения, потому что смирением соделалась достойною быть Материю Его. Тою же ступенью смирения Она взошла и на небо, и превзошла честью и достоинством все лики святых. Смирение служит доброй ступенью как к земным высоким (мирским и духовным) почестям, так и к небесным. Праотец Богородицы и Христа Святой Давид, гонимый тестем своим Саулом, показавшись ему в одном месте издалека, воззвал: во след кого ты ходишь или кого гонишь? во след ли пса умершего? Саул, познав его невинность и кротость, отвечал: ныне вем, яко царюя царствовати имаши, и стати имать в руце твоей царство Израилево (1Цар. 24:15, 21). Заметим, что когда Давид столько смирился, тотчас услышал уготованное ему от Бога царское титло: царюя царствовати имаши; смирением он достиг чести царской, земных духовных почестей. Святой Иоанн Предтеча смирился до ног Христовых, говоря: несмь достойн преклонся разрешити ремень сапог Его (Мк. 1:7), и услышал за это от Христа: не воста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя (Мф. 11:11). Святой Иоанн ступенью смирения взошел на столь высокое достоинство, что ему дано было возложить руку на превысочайшую главу Сына Божия. Но и к небесным превысочайшим почестям нет другого способа восхождения и ступени, как смирение, потому что Господь говорит: смиряяй себе вознесется (Мф. 23:12). Некогда между Апостолами произошел разговор и спор; кто из них достойнее в Апостольском лике, и кто первый – на небе? Предложили и Самому Господу вопрос, говоря: «кто – более в царстве небесном?» Господь же, призвав малого отрока, поставил его посредине, и сказал: аще не обратитеся. и будете яко дети, не внидете в царство небесное (Мф. 18:3). Но, Господи! Что это за учение, чтобы Твоим ученикам из мужей совершенных обратиться в детство? Петр стар и Андрей так же, и прочие Апостолы не молоды; как можно им обратиться на прежние, давно уже прошедшие, лета, и сделаться малыми отроками? А Господь говорит: «непременно будьте отрочатами, если желаете войти в небесное царство и быть в нем великими: иже смирится яко отроча сие, той есть болий во царствии небеснем» (Мф. 18:4). Вот – образ отрочествования, хотя бы и в старых летах: быть смиренным, кротким, незлобивым, как и отроки. Хорошо и Апостол сказал: не дети бывайте умы, но злобою младенствуйше (1Кор. 14:20). Кто – младенец по незлобию и смирению, тому для входа отверзается небесная дверь, тот входит в царство небесное и бывает в нем велик. Ученики Христовы имели нужду в обращении к смиренному отрочеству, потому что они стали возноситься в уме своем: одни просят сесть одесную и ошуюю Христа в царствии Его, а другие помышляют, кто из них больший, – ищут начальства. Но Пречистая Дева не нуждалась в таком обращении: Она была постоянно смиренная от младенчества Своего; хотя и возрастала телом, но духом смирения умалялась, и всегда, как отрок, младенчествовала незлобием и смирением. Она возрастала с годами телом, возрастала высоким разумом, а богомысленным умом досягала неба; возрастала и великим достоинством. Она знала достоверно, что не другая дева, а именно Она родит Сына Божия, как Ей было открыто о том от Самого Бога Отца, во время полунощной молитвы во Святом святых: облистал Ее Божественный свет, и Она услышала от Бога Отца голос, говорящий: «Ты родишь Сына Моего». В какую честь, в какое достоинство Она возрастала! И в таком великом возрасте помышляет ли о каком начальстве, о седении на каком престоле и власти? Нисколько; но младенчествует отроческим смирением, говоря: се раба Господня! то есть, как бы не только недостойна быть, но и назваться Материю Господа, Творца Моего; не достойна не только соцарствовать, но даже предстоять Ему; не только не достойна в утробе или на руках Своих носить Его, но даже воззреть на пресвятое лицо Его, на которое и Серафимы с трепетом взирают. Да буду Я одною из служащих Ему рабынь: се раба Господня. Какая глубина смирения Ее, глубина неудобозримая и Ангельскими очами! Такою высокою ступенью глубокого смирения Она взошла на превысочайшую честь Богородичного нетленного материнства, потому что с теми смиренными словами Ее: се раба Господня, в пречистой девственной утробе Ее Слово плоть бысть, и вселися в ны (Ин. 1:14). Смирение служит основанием всему, а прочие добродетели суть как бы построения на основании. И особенно Пречистая Дева в Своей жизни смирением приблизилась к Богу, Который говорит: на, кого призрю, токмо на кроткаго и смиреннаго (Ис. 66:2). Тем же смирением в преставлении Своем Она взошла и на небо и славно возведена на престол небесного царства: смирение царствует в Пречистой Деве там, откуда низвержена гордыня.

К третьему, начальному в Святой Троице лицу, Богу Отцу, Она взошла третьей, высшею всех, ступенью – любовию; потому что, по слову Апостола, выше любы всех (1Кор. 13:13), посредством которой Она соделалась Дочерью Отца Небесного. Как Пречистая Дева возлюбила Бога, – этого не может никакой язык исповедать, никакой ум постигнуть. Любовь есть тайна – одна из неведомых сердечных тайн, известная только Самому Богу, испытующему сердца и утробы. Мы можем частью уразумевать любовь из некоторых внешних дел, случаев и обстоятельств, как, наприм., остался Отрок Иисус в Иерусалиме, и, найдя Его, Пречистая Дева сказала: боляще искахома Тебе (Лк. 2:43, 48), то есть сердцем боляще. Здесь можем сказать, что Пречистая Дева возлюбила Бога от всего сердца. Cтоит Она при кресте, смотрит на вольное страдание Сына Своего, и слова Симеона сбываются над Ней: Тебе же оружие душу Твою пройдет (Лк. 2:35). Здесь можем сказать, что Пречистая Дева возлюбила Бога всею душею. По вознесении Господнем на небо, Пречистая Дева осталась на земле в первенствующей Церкви и непрестанно помышляла о Сыне Своем и Боге, и имела всегдашнее желание перейти к Нему от здешнего мира. Здесь мы могли бы сказать, что Она возлюбила Бога всем помышлением, но ни мало не постигнем и не выразим достойно, как Она поистине любила Его всем сердцем, всею душею и всем помышлением. По–человечески могли бы сказать, что Пречистая Дева так возлюбила Бога, как и из нас любит кто-нибудь родителей своих, или единоплотного в супружестве друга своего, или единственного сына своего; но у людей сердечная любовь разделяется на части: особо кто любит родителя, особо – друга, особо – сына. А в Пречистой Деве любовь не могла разделяться на части. Тот, Кого Она любила, был Ей и Отцом, и единочадным Сыном, и нетленным Женихом. Вся Ее всецелая любовь была во едином Боге, почему Она и наречена как Невестою Духа Святого и Материю Бога Сына, так и Дщерью Бога Отца; Дщерью же не в том смысле, как все верные Богу чада: даст им область чады Божьими быти, верующим во имя Его (Ин. 1:2); и опять: Аз прииму вы, и буду вам во Отца, и вы будете Мне в сыны и дщери, глаголет Господь Вседержитель (2Кор. 6:17, 18); но в смысле несравненно высшем, честнейшем, ближайшем, Пречистая Дева есть Дщерь Бога Отца. Если бы, например, какой человек взял к себе две малые осиротевшие отроковицы и, воспитав вместо дочерей, назвал их обеих дочерями своими; потом одну из них дал бы естественному сыну своему в невесту. Отроковица, сопряженная сыну его, бывает, по закону естества, дочерью ближайшею, более родною, в сравнении с отроковицею, несопряженною сыну его: эта называется дочерью только по присвоению, по имени, а та становится дочерью по закону естества, потому что с родным сыном его делается плотью. Как сын для отца своего есть естественный сын, так и сыновняя супруга для того же отца, по закону естества, дочь. Так нужно разуметь и о Пречистой Богородице. Бог Отец вместо дочерей взял Себе наше человеческое естество, и особенно Пречистую Деву, как бы осиротевшие отроковицы. Наше естество было осиротевшим, потому что отпало от рая и первой Божией благодати. Осиротевшей была после родителей и Пречистая Дева. Бог назвал наше естество одною дочерью: будете Мне в сыны и дщери; назвал и Пречистую Деву Дщерью, говоря: слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего (Пс. 44:11). По наступлении предуставленного времени, Бог Отец сопряг Сыну Своему Слову Деву Невестой, и соделалась Пречистая Дева Богу Отцу наиближайшей Дщерию в сравнении с нами. Она коснулась естества Божия, сопрягшись Богу Слову плотью Своею, которой воплотила Его в Себе, и Дева Мария – ближайшая Богу Отцу Дочь, нежели все человеческое и ангельское естество. Обращая внимание и на материнство Ее, родившей Бога Сына, опять видится великая близость Ее к Богу Отцу. Не напрасно в Песни Песней говорит к Ней Бог Отец: уподобих Тя ближняя моя (Песн. 1:8); как Он родил естественного Своего Бога Сына без матери, так и Она – того же, а не иного Бога Сына родила без отца, и сделалась Богу Отцу как бы искреннею сестрою. На это столь великое достоинство Пречистая Дева возведена как прежде сказанными добродетелями, девством и смирением, так и любовию, ибо Господь говорит: Аз любящия Мя люблю (Притч. 8:17). И справедливо: потому что Пречистая Дева возлюбила Бога любовию теплейшею – более всех бывших, настоящих и потом имевших быть святых. Посему и Бог возлюбил Ее более всех, присвоил и приблизил, вверил Ей носить и родить девственной утробой совершенного Бога в совершенном человечестве. И как тогда на такую высокую близость к Богу Отцу Пречистая Дева взошла ступенью любви: так и теперь, в пречестном Своем успении взошла на небо той же ступенью.

Так этими тремя ступенями (прохожу молчанием прочие бесчисленные) Матерь Божия ныне восходит в горняя – к Богу Духу Святому девственною чистотою, к Богу Сыну – смирением, к Богу Отцу – любовию; лучше же сказать, всеми тремя ступенями вместе взошла к единому в Троице Богу: чем Она угодила Богу Духу Святому, тем угодила Богу Сыну и Богу Отцу; чем угодила Богу Сыну, тем угодила Богу Отцу и Богу Духу Святому; чем угодила Богу Отцу, тем угодила Богу Сыну и Богу Духу Святому. Мы же такому Ее восхождению, таким ступеням удивляясь, с ужасом говорим: о дивное чудо! лествица к небеси гроб бывает. Аминь182.

* * *

182

См. Творения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Киев. 1881 г., часть III, стран. 123–137, сравн. «Избранные слова в честь и славу Пресвятой Богородицы». Москва. 1886 г., стран. 123–137.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle